Лицейские годы. Лицейские друзья А.С. Пушкина Кто учился в царском лицее

Лицейские годы. Лицейские друзья А.С. Пушкина Кто учился в царском лицее

19 октября 1811 года в Царском Селе открылся Лицей - новое учебное заведение для мальчиков из привилегированных семей. Через много лет один из лицеистов, И. И. Пущин, писал в своих "Записках о Пушкине", что учебное заведение "самим своим названием поражало публику в России", ведь мало кто знал историю происхождения этого слова. А между тем, одна из окраин древнегреческих Афин называлась когда-то Ликей, здесь находился храм Аполлона с прекрасным садом, и именно в этом саду Аристотель занимался с учениками в знаменитой "гимнасии". В 18 веке учебные заведения с названием "лицей" появились во Франции.

Новое учебное заведение создавался под пристальным вниманием императора Александра I, который хотел, чтобы из Лицея выпускались высокообразованные люди, которые в будущем могли бы занимать самые важные государственные должности. Предполагалось, что именно здесь будут учиться младшие братья императора, великие князья Николай и Михаил. Поэтому Лицей разместили в четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе, специально перестроенном архитектором В. Стасовым. Из дворца туда можно было даже перейти по специальному крытому переходу.

Проект нового учебного заведения и его устав разрабатывал сам М. Сперанский, имевший в первые годы царствования Александра I большое влияние на императора. Речь шла о подготовке "новых людей", которые смогут осуществлять передовые преобразования в России. Именно поэтому Лицей становился закрытым учебным заведением, и его ученики должны были не только учиться, но и жить здесь. В уставе подчеркивалось, что "Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими университетами". Программа обучения здесь делилась на два курса, каждый по три года, предусматривалось, что ученики будут получать общее образование, но с преобладанием гуманитарных наук. Так, в начальном курсе речь шла об обучении грамматике, математике, истории, "изящным письменам" - словесности, изящным искусствам. В программе старшего курса особенное внимание уделялось "наукам нравственным", под которыми понимались "те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе", а также истории, математике, иностранным языкам. Составители программ считали очень важным изучение словесности, при этом предполагалось, что каждый ученик должен научиться писать на заданную тему, излагая свои мысли правильно и изящно.

Первый директор Царскосельского лицея
Василий Федорович Малиновский

Указ о Лицее император подписал в августе 1810 года, после этого был объявлен набор будущих лицеистов, и уже через некоторое время будущему директору В. Малиновскому поступили прошения от тридцати восьми семей. Это было больше, чем предполагали организаторы учебного заведения, поэтому в доме министра просвещения графа А. Разумовского устроили своеобразные приемные экзамены и медицинский осмотр. К сентябрю отобрали тридцать мальчиков, список учеников был "высочайше" утвержден. Почти всем детям потребовались рекомендации влиятельных лиц, так, Александр Пушкин был принят при поддержке друга семьи известного литератора А. Тургенева, просил за племянника и дядя В. Л. Пушкин, тоже известный в светских кругах и не чуждый литературе человек. В начале октября 1811 года принятые в Лицей мальчики начали съезжаться в Царское Село. Их встречали преподаватели и директор.

Василий Федорович Малиновский, директор Лицея в первые годы его существования, был одним из самых образованных людей своего времени, он искренне верил в исключительное назначение нового учебного заведения, и сделал все, чтобы его питомцы прониклись самыми высокими идеями преобразований на благо России. Директор получил право лично подобрать педагогический коллектив, поэтому среди первых преподавателей Лицея были самые передовые и талантливые люди. Малиновский стремился создать особый "лицейский дух" - атмосферу, в которой естественным был свободный обмен мнениями, даже обсуждение самых острых тем общественного устройства. Педагоги и наставники должны были относиться к лицеистам как ко взрослым, обращаться к ним на "вы", некоторые воспитанники и между собой оставались на "вы".

Открытие Лицея в Царском Селе. А. Иткина

Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи, самых знатных и влиятельных людей Российского государства. В центре большого зала стоял стол, покрытый красным сукном, на нем лежала роскошно оформленная грамота об учреждении Лицея. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, по другую - профессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором. Торжественную речь произнес директор Лицея В. Малиновский, затем к будущим воспитанникам обратился адъюнкт-профессор Куницин. Его взволнованное выступление лицеисты с благодарностью вспоминали потом всю жизнь. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. Вечером устроили прекрасный фейерверк.

Комната, в которой жил лицеист Александр Пушкин

Для тридцати мальчиков началась новая жизнь. Они жили в небольших комнатах со скромной мебелью - только самой необходимой. Пущин вспоминал потом, что в их "кельях" находились "железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке - чернильница и подсвечник со щипцами". Распорядок дня был суровым: подъем по звонку в шесть утра, с 7 до 9 - классы, в 9 - чай, до 10 - прогулка, с 10 до 12 - классы, затем прогулка, обед, снова занятия чистописанием и рисованием, с 3 до 5 - снова классы, снова прогулка, повторение уроков, в 9 - ужин, в 10 - вечерняя молитва и чай. В течение шести лет обучения никто из лицеистов не должен был покидать Лицей, родным разрешали посещать мальчиков только по праздникам.

Памятник Пушкину - лицеисту в Царском селе

Почти все выпускники первого лицейского набора с благодарностью и грустью вспоминали потом годы жизни и учебы в Лицее, а день 19 октября стал для них священным. Бывшие лицеисты стремились 19 октября собраться вместе, но годы шли, у каждого из них была своя непростая жизнь, и возможность встретиться появлялась далеко не всегда. Всем памятны стихи А. С. Пушкина, в названиях которых стоит эта знаменательная дата - 19 октября. Сам Пушкин и его сокурсники не без основания считали истинно лицейским только свой первый выпуск. И хотя Лицей продолжал существовать, программа обучения в нем изменилась, пришли другие преподаватели - и не стало неповторимого лицейского духа. В 1822 году Лицей передали в ведомство главного директора кадетских и пажеских корпусов, а в 1843 году перевели из Царского Села в Петербург, переименовав из Царскосельского в Александровский. Лицей просуществовал почти сто лет, многие его воспитанники стали достойными гражданами своей страны - военными, инженерами, учеными. Но само слово "Лицей" так и остается для нас связанным с его первым, пушкинским выпуском.

Здание Царскосельского лицея сегодня


Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше:

1. Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. М., 2002
2. Руденская С.Д. Царскосельский - Александровский Лицей. СПб., 1999
3. Басина М. Жизнь Пушкина. В 4-х тт. М., 1999

Введение

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве, принадлежавшей знатному, но обедневшему дворянскому роду. В детские годы Саша Пушкин получил домашнее образование и воспитание. Его воспитателями были гувернеры и учителя. Когда мальчику минул одиннадцатый год, в семье встал вопрос о дальнейшем его обучении. Учеба в Императорском Царскосельском Лицее предполагала служение Отечеству в будущем на гражданском или военном поприще. После окончания Лицея Пушкин более десяти лет находился на гражданской службе. И хотя он не стал чиновником в обычном смысле слова, годы службы обогатили его жизненный опыт. Знание службы позволило Пушкину поставить перед правительством и российской общественностью ряд вопросов, касающихся совершенствования работы государственного аппарата, укрепления законности, борьбы со взяточничеством судей, защиты граждан разных сословий от произвола чиновников. Поэта волновали проблемы искоренения недостатков в подготовке и воспитании кадров, предназначенных для гражданской и военной службы.

Государственно-служебная сторона жизни и творчества великого поэта, к сожалению, не получила достаточно полного отражения в пушкиниане. Исключение в пушкиниане составляет только лицейский период. Ему посвящены воспоминания лицеистов пушкинского времени.

Жизнь до Лицея

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799года в Москве, принадлежавшей знатному, но обедневшему дворянскому роду. В детские годы Саша Пушкин получил домашнее образование и воспитание. Его воспитателями были гувернеры и учителя. Но большое влияние на развитие Саши оказала его бабушка Марья Алексеевна. Но кроме бабушки его воспитывала его няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему народные сказки, знакомила его с пословицами, поговорками, обычаями простого народа. Он с теплотой и признательностью писал о ней в своих стихах:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

Уже в раннем детстве у Саши проявился интерес к литературному творчеству. Он быстро схватывал и повторял наизусть услышанные им стихотворения и басни. Учителя жаловались на него, что он не делает домашнее задание, а сочиняет стихи. Его первые стихотворения, написанные им в 13 и 14 лет, естественно были не вполне самостоятельны. Ученый француз Жиле говорил о нем: « Чудное дитя! Как он рано все начал понимать! Дай бог, чтобы этот ребенок жил и жил. Вы увидите, что из него будет».

Поступление в лицей

Когда Саше исполнилось 11 лет, в семье встал вопрос о дальнейшем его обучении. Летом 1811 года состоялось открытие Императорского Царскосельского Лицея, который находился в Петербурге, куда и отвез его дядя Василий Львович Пушкин. Для поступления в Лицей ему надо было сдать экзамены, которые проходили 8, 12 августа и 11 сентября. Пушкин хорошо сдал все экзамены и был зачислен в лицей. Вместе с ним были зачислены в лицей: Иван Пущин, Павел Мясоедов, Николай Ржевский и другие. Они принадлежали к знатным, но обедневшим дворянским фамилиям. Среди принятых в Лицей Пушкин выделялся более высоким общим развитием. Он многое прочел, о чем другие и не слыхали, и все, что читал, помнил.

Царскосельский Лицей, куда поступил Пушкин и его товарищи, представлял собой необычное учебное заведение. Он был создан решением императора Александра І по проекту выдающегося реформатора М.М. Сперанского. Это было время, которое Пушкин назвал «дней александровых прекрасное начало». Его основное предназначение составляло в подготовке государственных служащих.

Во флигеле дворца были созданы благоприятные условия для размещения и занятий лицеистов. Он состоял из четырех этажей. В нижнем этаже располагались хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернеров и других чиновников администрации. Во втором этаже находились конференц-зал, канцелярия, больница и аптека. Третий этаж включал учебные помещения: два класса для занятий, класс для подготовки к занятиям, физический кабинет, комнату для газет и журналов, комнату отдыха, библиотеку. Верхний этаж составлял коридор с арками, ведущими в комнаты лицеистов. В каждой комнате размещались железная полированная с медными украшениями кровать, комод, конторка с чернильницей, подсвечником и щипцами, зеркало, стул, стол для умывания и другие элементы для повседневного быта. В Лицее имелась бельевая комната. Белье нательное менялось два раза, столовое и постельное - раз в неделю. По субботам воспитанники посещали баню. Питание лицеистов соответствовало установленным в Лицее нормам. Утром - чай с булочкой. Обед состоял из трех блюд, ужин - из двух блюд.

Для воспитанников была установлена особая форма одежды. По будням они носили синие сюртуки с красными воротниками и брюки того же синего цвета, по праздникам - мундир, белые панталоны, белый жилет, белый галстук, ботфорты, треугольная шляпа. Такая одежда использовалась при посещении церкви и во время прогулок. В последующем форма была упрощена: отменены ботфорты; белые панталоны были заменены синими брюками с жилетами того же цвета; фуражка вытеснила шляпу. Шляпа, как элемент военной одежды, стала одеваться воспитанниками только на занятиях по строевой подготовке, которые проводились в гвардейском образцовом батальоне. Такой формы одежды, как у лицеистов, не было ни в одной воинской части или учебном заведении.

Директором лицея был назначен Василий Федорович Малиновский, один из самых образованных людей своего времени. Он окончил философский факультет Московского университета, блестяще владел многими иностранными языками, обладал широким культурным кругозором. Он писал стихи, причем не, только на родном, но и на европейских языках. Для преподавания предметов были приглашены высококвалифицированные педагоги. Среди них профессора А.П.Куницын, Н.Ф.Кошанский, Я.И.Карцев и другие.

19 октября состоялось торжественное открытие Лицея, на котором присутствовали Александр І с семьей, члены Государственного Совета, министры, придворные и прочие «первенствующие чины». Перед собравшимися выступил директор лицея В.Ф.Малиновский. Директор департамента народного просвещения И.И.Мартынов прочел манифест об учреждении лицея. Профессор Н.Ф.Кошанский огласил списки служащих и воспитанников Лицея. Профессор А.П.Куницын, обращаясь к воспитанникам, говорил «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями!...Исполните лестную надежду, на вас возлагаемую, и время вашего воспитания не будет потеряно…Вы будете иметь непосредственное влияние на благо всего общества».

Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто. Пушкина привезли в Царское Село 12 августа 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературное влияние. По своим литературным взглядам Василий Львович был убежденный карамзинист и враг всех литературных «староверов» во главе с Шишковым. Из Москвы в Петербург он ехал не только для сопровождения племянника, но и для того, чтобы поскорее напечатать одно из своих полемических литературных посланий Шишкову. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил всё то время, пока готовился к экзаменам в лицей.

Открытие лицея

Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял. Программа обучения в лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашенных преподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя: А.П. Куницын, А.И. Галич и другие. Интересно, что в 1816 году в Петербурге были объявлены курсы политических наук, которые пользовались большой популярностью в передовых кругах общества и которые помещали члены «Союза спасения»: Пестель, Муравьевы, Ф. Глинка, И. Долгоруков. В числе тех, кто читал на этих курсах, были лицейские учителя: Куницын и Галич. На праздновании торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына. В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, «была пора….» (1836 году), Пушкин скажет о речи Куницына - скажет, потому что всегда о ней помнил: Вы помните, когда возник Лицей, И царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием царственных гостей… В своей речи Куницын призывал – и этого Пушкин тоже не забыл, потом это отзовется, в частности, в его оде “Вольность” – превыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Большие надежды, которые на него возлагались, лицей, безусловно, оправдал. Но не так и не в этом смысле, в каком думал император Александр I. В историю России лицей вошел как одно из самых замечательных явлений русской культуры. Но не потому, конечно, что он готовил «просвещенных слуг государства», а потому, что он был колыбелью Пушкина, а значит, и всей русской поэзии, потому, что из его стен вышли такие великие патриоты и мученики свободы, как Кухельбекер, Пущин и другие.

В этом учебном заведении предполагалось обучать юношей, «предназначенных к важным частям службы государства». Стасов приехал в Царское Село зимой, когда здесь было особенно тихо и пустынно. Новый флигель, который отвели под Лицей, представлял собой огромное и узкое здание. Его строгий вид подчеркивал затейливую роскошь Большого дворца.

Флигель строил архитектор И. В. Неёлов для сына Екатерины II Павла и его семейства. Стасов осмотрел все четыре этажа здания и понял, что переделка предстоит, весьма значительная.

В Лицее предполагалось обучать 50 отроков. Они должны были здесь жить, учиться и отдыхать. Необходимо было обустроить 50 спален, помещения для библиотеки, актового и гимнастического залов, столовой и учебных классов. Подробное описание внутренних помещений оставил потомкам И. И. Пущин, один из первых лицеистов: «В нижнем этаже помещались хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернеров и некоторых других чиновников... Во втором - столовая, больница с аптекой и конференц-зала с канцелярией; в третьем - рекреационная зала, классы, физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей Лицей с дворцом через хоры придворной церкви. В верхнем - дортуары...».

Четвертый этаж подвергся самой значительной переделке. Стасову было очень нелегко втиснуть на один этаж полсотни спален. Для этого все внутренние стены были разобраны, а на их месте возведены 6 поперечных капитальных стен с арочными проходами, образовавшими сквозной коридор.

По обе стороны коридора располагались 52 крохотные спаленки с оштукатуренными дощатыми стенами. По сути, это были не стены, а перегородки, делившие окна пополам и не доходившие до потолка, чтобы обеспечивать доступ чистого воздуха.

В верхней части каждой двери было окошечко с железной сеткой. Над каждой дверью висела табличка с номером комнаты и фамилией воспитанника. Комната лицеиста Пушкина была под номером 14. Ее вспоминал он, когда писал эти строки в «Евгении Онегине»:

Моя студенческая келья Вдруг озарилась: муза в ней Открыла пир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердца трепетные сны. К началу октября 1811 г. все было готово для приема воспитанников. Здание было перестроено и заново отделано. Старую мебель привели в порядок и купили кое-какую новую.

Для преподавателей, служителей и воспитанников сшили форменную одежду, закупили книги и учебники. В новое учебное заведение принимали детей из родовитых дворянских семей.

Директором был назначен Василий Фёдорович Малиновский. С утра 9 октября возле директорского дома, что стоял напротив Лицея, началось оживление.

Неизвестно, кто привез в Царское Село Александра Пушкина. Возможно, его сопровождал дядя, Василий Львович, а может, это был Александр Иванович Тургенев, благодаря которому 12-летнего Пушкина удалось устроить в Лицей.

Совсем нетрудно представить непроглядную осеннюю ночь, шум деревьев в дворцовом парке и мальчишек, впервые оставшихся одних в маленьких спальнях-кельях. Многие плакали той ночью.

Александр Пушкин не был избалован родительской любовью, ему не было так грустно, как остальным. Скорее всего зарешеченное окошко, размеренные шаги дежурного в коридоре вызвали у него усмешку: «Решетка, часовой... Словно в тюрьме».

19 октября 1811 г. состоялось торжественное открытие Лицея. Происходило это в Большом зале, которому архитектор Стасов сумел придать парадный вид. Потолок поддерживали четыре колонны, стены были окрашены под розовый мрамор и расписаны под лепнину. Роспись стен, потолка и арок выполнил замечательный мастер Набоков. Знамена, воинские доспехи, одноглавые орлы, античные аллегорические фигуры - все казалось не нарисованным, а выпуклым, вылепленным.

Паркет сверкал, отражаясь в огромных зеркалах, на окнах были повешены портьеры из малинового штофа с шелковыми кистями. Мебели в зале не полагалось, но на открытие Лицея посередине зала был установлен длинный стол с красным сукном и золотой бахромой, а все остальное пространство было уставлено рядами кресел. На открытие Лицея приезжал Александр I с супругой и матерью.

Вначале был зачитан Устав Лицея, затем выступил директор, но лучше всех говорил в тот день молодой профессор А. П. Куницын. Его слова глубоко запали в души воспитанников. Обращаясь к юным гражданам России, он обличал невежество и прославлял просвещение, доблесть и благородство поступков. Куницын говорил: «Раздался глас отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук... Здесь сообщены будут вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Спустя годы Пушкин написал:

Вы помните, когда возник лицей, Как царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей... Вечером в честь торжества устроили иллюминацию и разрешили мальчикам выйти на улицу. Так началась лицейская жизнь будущих «столпов отечества». Через несколько дней А. И. Тургенев рассказывал своему знакомому об открытии нового учебного заведения и упомянул об Александре Пушкине, поразившем многих своей живостью и остроумием.

Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками. Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин «нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали ».

В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.

На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.

Во главе Царскосельского Лицея стояли умнейшие люди России, не просто преподаватели, а просветители: В.Ф.Малиновский и Е.А.Энгельгардт. Слушателям Лицея читались не учебные дисциплины, а преподавались науки, причём профессурой. Библиотека в этом учебном заведении была прекраснейшая, денег на неё не жалели. Каждому воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания были не допустимы.

Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук – семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.

В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству. В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.

Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал. Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех. В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал знаменитый поэт Державин, тогда уже маститый старец, юный Пушкин сначала робко, потом с полным увлечением, прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Всё стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слёзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, — он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.

Но внимание великого Державина так его тронуло и захватило, что он потом, много позднее, не раз вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и отметил даже в своих стихах, сказав: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.

Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.


Самое обсуждаемое
Анализ произведения Анализ произведения "Человек-амфибия" Беляева А
Корабли с фитом Тактика боя на Торменторе Корабли с фитом Тактика боя на Торменторе
История создания стихотворения «Собаке Качалова История создания стихотворения «Собаке Качалова


top