Онлайн заявка на тур. Международно-правовая охрана флоры и фауны. Конвенции Меры защиты флоры и фауны

Онлайн заявка на тур. Международно-правовая охрана флоры и фауны. Конвенции Меры защиты флоры и фауны

Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. одобрила принцип, согласно которому природные ресурсы Земли, включая воздух, воды, поверхность, флору и фауну, должны охраняться в интересах нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления, где это необходимо.

Общая стратегия была разработана неправительственной организацией - Международным союзом сохранения, природы и природных ресурсов - и опубликована в 1982 г. в виде Программы действий "Всемирная природоохранительная стратегия". В процессе подготовки документа были проведены многочисленные консультации с правительствами и международными организациями. Цель стратегии - содействовать достижению устойчивого развития в результате сохранения живых ресурсов путем предложения правительствам эффективных методов регулирования этих ресурсов. Стратегия направлена на поддержку важных экологических процессов и самосохранение систем, таких как восстановление и защита почвы, переработка питательных веществ, очистка воды, сохранение биологического разнообразия. От всего этого зависит множество жизненно важных процессов. Ставится задача обеспечения поддерживающего использования определенных видов животных и растительности, а также экосистем.

Достижение этих целей должно быть как можно более скорым. Возможности Земли обеспечивать свое население все время сокращаются. Многие миллионы тонн почвы ежегодно утрачиваются в результате уничтожения лесов и неправильного ее использования. В год по крайней мере 3 тыс. кв. км сельскохозяйственных земель выходят из оборота только в промышленно развитых странах в результате строительства зданий и дорог.

В качестве одного из важных средств реализации своих целей стратегия указывает на коренное совершенствование законодательства о природных ресурсах. Необходимо создание более эффективного и широко охватывающего национального экологического права, наряду с активизацией развития международного экологического права. Выживание всего разнообразия природы, включая человека, может быть обеспечено только при том условии, что политика государств будет строиться с пониманием факта, что все элементы природы взаимосвязаны, взаимозависимы, что окружающая среда представляет собой единую глобальную систему.

Тот же Союз подготовил Всемирную хартию природы, которая была одобрена и торжественно провозглашена Генеральной Ассамблеей в 1982 г. Согласно Хартии живые ресурсы не должны использоваться с превышением возможностей их восстановления; продуктивность почвы следует поддерживать и наращивать; ресурсы, включая воду, должны по мере возможности перерабатываться и использоваться вновь; невосстановимые ресурсы должны использоваться с максимальным ограничением.



Среди конвенций, посвященных флоре и фауне, назову в первую очередь Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей.

Основная масса конвенций нацелена на охрану различных представителей животного мира - китов, тюленей, белых медведей. Особо отмечу Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., название которой дает представление о ее содержании. Важное значение имеет также Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Все вышеизложенное дает представление о колоссальном значении защиты окружающей среды и неотложности решительных мер на основе широкого сотрудничества государств. Этим определяется и роль международного экологического права, которое пока отстает от потребностей жизни.

Российская Федерация является участницей соглашений:

1. Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря (c 1974 года);

2. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция)(с 1976 года);

3. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (с 1976 года);

4. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (c 1979 года);

5. Конвенция по защите озонового слоя и Монреальский протокол (с 1986 и 1988 года, соответственно);

6. Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения (с 1992 года);

7. Конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов (c 1994 года);

8. Конвенция о биологическом разнообразии (с 1995 года);

9. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, с 1997 года);

10. Протокол между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 1997 год);

11. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (c 2003 года);

12.Киотский протокол по ограничению парникового эффекта (Япония, Киото). Ратифицирован Россией в 2004 году. Вступил в силу 16 февраля 2005 года;

13. Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (c 2011 года);

14. Конвенция о стойких органических загрязнителях (с 2011 года).

Кроме этого, Российская Федерация - участница Конвенции ООН по морскому праву, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), ‎Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года, Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года и ряда других морских конвенций.

Российская Федерация - наблюдатель в:

1. Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 г.;

2. Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Заключение

В современных условиях закономерно и неизбежно усиление координирующей роли международного права в общем процессе правового регулирования защиты окружающей среды. Это объясняется угрозой широкомасштабного трансграничного ущерба национальным системам окружающей среды, возникающей в процессе многих видов современной деятельности государств. Усиление координирующей роли международного права по отношению к национальному праву в области защиты окружающей среды вытекает также из развивающейся ситуации всеобщей экологической опасности, когда масштабы ущерба, наносимого окружающей среде, свидетельствуют о тенденции к нарушению всей планетарной системы окружающей среды, к непредсказуемым изменениям во всей общественной и экономической жизни человечества. Возникает необходимость разработки и принятия универсальных императивных норм поведения государств.

В мире происходит переосмысление основных угроз, способных нанести непоправимый ущерб международной безопасности. Формируется система всеобъемлющей коллективной безопасности, призванная наиболее полно и адекватно отражать появляющиеся в условиях глобализации новые вызовы и угрозы, среди которых существенно возрастающую роль играют экологические факторы, оказывающие в современных условиях реальную возможность влиять на существование всего человечества.

Экологические угрозы взаимосвязаны, они пересекают национальные границы и должны устраняться при условии эффективного сотрудничества всех государств.

Список используемой литературы

1. Ашавский Б.М. Международное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Б. М. Ашавский. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011 – 831 с.

2. Абдуллин А.И., Мингазов Л.Х. Международное экологическое право: Учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев. – М.: Статут, 2012. – 639 с.

3. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник / Б. В. Ерофеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист. 1996. – 624 с.

4. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды / О. С. Колбасов – М.: Междунар. отношения, 1982. – 237 с.

5. Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды / Отв. ред. Колбасов О. С. – М.: Наука, 1986. – 191 с.

6. Усманов Э. М. Роль международного экологического права / Э. М. Усманов // Век глобализации. – 2009. – № 2. – С. 160-162

Для охраны флоры и фауны в Италии создано несколько национальных парков; самые крупные из которых Гран‑Парадизо (Gran Paradiso), Стельвио (Stelvio), Чирчео (Circeo), Абруццо (Abruzzo). Это лишь небольшие островки дикой природы общей площадью около 2 тыс. км 2 . Гран‑Парадизо и Стельвио обустроены в Альпах для охраны высокогорной флоры и фауны. Абруццо отведен в тех же целях в наиболее высокой части Апеннин. Чирчео создан на побережье для охраны не только лесов, но и своеобразных береговых форм – гротов, обрывов и т. п. Создаются защитные области по охране почв от эрозии. Однако все эти меры далеко не достаточны для сохранения итальянской природы от быстрого и неуклонного изменения ее деятельностью человека.

Национальный парк Валь‑Гранде

Долина реки Триньо

Пик Веццена

Отсутствие правильной организации охраны природы приводит к дальнейшему истреблению лесов, нерациональному использованию земель под строительство, сокращению площадей национальных парков уничтожению лесной фауны. В результате обезлюдения горных сел наброшенных землях, расположенных большей частью на крутых склонах, усиливается эрозия почв, опасность оползней и наводнений.

Очень заметно загрязнение внутренних и морских вод. Многие реки уже стало опасно использовать для водоснабжения городов. Промышленные отходы многочисленных прибрежных предприятий загрязняют Средиземное море, наносят ущерб прибрежной фауне и флоре. Так, сброс сточных вод в лагуну близ города Кальяри на острове Сардиния подвергает опасности фламинго и других редких птиц, останавливающихся здесь во время сезонных миграций. Безудержный рост приморских туристских центров привел к тому, что около половины итальянских берегов можно теперь считать разрушенными или, во всяком случае, потерянными для рационального развития туризма.

В угрожающем состоянии находится среда обитания в крупных промышленных городах. Итальянские города стоят на одном из последних мест в мире по озеленению. Развитие промышленности и автомобильного транспорта привело к загрязнению воздуха, которое в центрах химической промышленности часто превышает допустимые нормы.

Впрочем, в последние годы ситуация стала постепенно изменяться к лучшему. Италия – единственная страна Большой восьмерки, которая отказалась от строительства атомных электростанций. Правительство, обеспокоенное экологической ситуацией в стране, предприняло решительные меры для ее улучшения. В первую очередь было существенно увеличено финансирование экологических программ как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Важным шагом на пути уменьшения вредных выбросов в атмосферу стало подписание и последующая ратификация Италией известного Киотского протокола. В 2005 году вступил в силу закон, ограничивающий курение в общественных местах. Все это позволяет итальянцам смотреть в будущее с оптимизмом.

Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого суще­ствования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальны­ми, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного куль­турного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты живот­ного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регу­лирования использования живых ресурсов.

Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое ис­пользование его компонентов и совместное получение на справедли­вой и равной основе выгод, связанных с использованием генетичес­ких ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.

Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.

1. Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства определили на своей территории соот­ветствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает прове­дение периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений;

2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере отношений осущест­вляется прежде всего на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. К Конвенции имеются три Приложения. При­ложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой исчез­новения, торговля которыми оказывает на их существование небла­гоприятное влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами фауны и флоры.

В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использо­вания их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.);

3. обеспечение рационального использования природных ресур­сов. Например, Конвенция о сохранении живых ресурсов Антаркти­ки 1980 г. гласит, что любой промысел и связанная с ним деятельность в районе к югу от 60-й параллели южной широты должны подчинять­ся следующим принципам:

предотвращение сокращения численности вылавливаемой попу­ляции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение;

восстановление истощенных популяций;

сведение до минимума опасности изменений в морской экосисте­ме, чтобы было возможным устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики.

На основании норм Конвенции создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, в задачи которой входит сбор информации об использовании ресурсов Антарктики и координация соответствующей деятельности государств-участников.

64. Правовой режим континентального шельфа. Арктика и проблема определения внешнего предела континентального шельфа РФ

Континентальный шельф - это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет су­веренные права в целях разведки и разработки его природных бо­гатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шель­фом понимается поверхность и недра морского дна подводных рай­онов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны террито­риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким обра­зом, внешней границей шельфа является изобата - линия, соеди­няющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр мор­ского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов - организмы, которые в период своего промыслового развития при­креплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, грани­ца шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения - по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколь­ко иное определение границ континентального шельфа. Это:

морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественно­го продолжения сухопутной территории до внешней границы под­водной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не про­стирается на такое расстояние;

если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного про­странства над ним. Поскольку морское пространство над континен­тальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все госу­дарства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовст­во, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресур­сов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разра­ботки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие со­оружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для проклад­ки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и про­водить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

В современный период мирового развития нефтегазовые и другие минеральные ресурсы континентального шельфа Арктики привлекают пристальное внимание государств. Интерес к арктическим ресурсам проявляют не только приполярные государства (США, Россия, Канада, Норвегия и Дания), но и ряд ведущих держав Европы и Азии, такие как Германия, Великобритания, Франция, Китай, Япония, Индия, а также богатые нефтью арабские страны. Всего о своем интересе к Арктике объявили почти 40 государств. Российская Федерация поставила в качестве приоритетных задач завершение международно-правового оформления границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане на основе имеющейся международной договорно-правовой базы и взаимодействия с приарктическими государствами; недопущение пространственных потерь и худших по сравнению с другими прибрежными арктическими государствами правовых условий деятельности Российской Федерации в Арктике.

Проблема установления внешних границ юрисдикции государств на континентальном шельфе в Северном Ледовитом океане широко обсуждается в прессе и в официальных кругах приарктических государств, что свидетельствует о ее важности и актуальности.

Политическая острота проблемы с особой силой проявилась в августе 2007 года в связи с осуществлением погружения российских глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на глубину 4261 метр в географической точке северного полюса и установления на дне титанового Государственного флага Российской Федерации. Это событие вызвало бурную реакцию дипломатических ведомств приарктических государств, что привело, в итоге, к созыву первой конференции по Северному Ледовитому океану в Илулиссате в мае 2008 г.

Демонстрация государствами наличия своих интересов на континентальном шельфе Арктики подчеркнула также актуальность вопроса о правовом режиме Арктики в целом. Получила распространение точка зрения, что в Арктике действуют сразу два конкурирующих между собой режима: режим, установленный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), и обычно-правовой режим, сложившийся в Арктике задолго до принятия Конвенции 1982г. на основе комплекса исторических, экономических, географических, экологических и других факторов, что особенно усиливается фактом, что США не являются участником Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Таким образом, возникла проблема отсутствия правовой определенности в отношении вопроса о ширине пространственных притязаний приарктических государств и, как следствие, необходимости делимитации находящегося здесь континентального шельфа.

Кроме этого, применительно к континентальному шельфу Арктики имеется несколько насущных теоретико-правовых проблем, связанных с деятельностью Комиссии ООН по границам континентального шельфа (далее - Комиссия). В частности, не решены вопросы о возможности подачи заявки в Комиссию со стороны государств, не ратифицировавших Конвенцию 1982 г.; о максимальных сроках для подачи прибрежным государством новой/пересмотренной заявки; о наличии ограничений в праве прибрежного государства подавать заявки и возражения на заявки третьих государств в Комиссию; о правомерности деятельности Комиссии по юридическому толкованию положений Конвенции 1982 г. Представляется 4

весьма актуальным исследование практики Комиссии в отношении квалификации подводных образований в качестве «океанических хребтов», «подводных хребтов» и «подводных возвышенностей, являющихся естественными компонентами материковой окраины».

Не менее важными представляются также вопросы, связанные с выбором оптимальной формы будущей российской заявки в Комиссию (пересмотренная, новая, частичная или совместная); обоснованностью местоположения границ континентального шельфа, отраженных в заявке Российской Федерации 2001 г.; применимостью принципов, концепций, методов и иных наработок международной судебной практики в отношении проблем, связанных с делимитацией континентального шельфа в Арктике.

Охрана диких животных . С момента зарождения жизни исчезнове­ние видов животного мира было и остается непреложным фактом. Из полумиллиарда видов к настоящему времени осталось несколько мил­лионов. Если в прошлом процесс исчезновения происходил в результате естественных причин , то сегодня основной его движущей силой являет­ся деятельность человека . Под международной охраной находятся киты, тюлени, моржи, белые медведи, дельфины и многие другие виды живот­ного мира.

По данным Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), количество видов позвоночных, находящихся под уг­розой полного исчезновения, составило: в Африке - 723 вида, Азии и Океании - 1469, Европе - 260, Латинской Америке и Карибском бас­сейне - 873, Северной Америке - 269, Западной Азии - 71, полярных регионах - 141.

Международные договоры по охране животного мира можно объеди­нить в две группы: договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию (вид, семейство и т. д.).

Почему погибли сотни морских животных в Чили?

К первой группе договоров относится Конвенция о сохранении фау­ны и флоры в их природном состоянии 1933 г . Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира, особенно в Африке, осуществ­ляется путем создания национальных парков и заповедников, регулиро­вания охоты и коллекционирования отдельных видов. Участники Кон­венции создают национальные парки и природные заповедники на сво­ей территории и контролируют все населенные пункты в них. Конвенция поощряет «одомашнивание» экологически ценных диких животных. Конвенция установила контроль над торговлей, охотничьими трофеями и производством изделий из них. Запрещаются некоторые методы охоты, например применение ядов, взрывчатых веществ, ослепляющего света, сетей, ям, силков и т. д.

Примерно такие же методы охраны животного мира предусмотрены в Конвенции об охране природы и сохранении животного мира в западном полушарии 1940 г . Целью этой Конвенции является охрана всех видов и родов коренной американской фауны и флоры от исчезновения, а так­же районов, исключительных по своей живописности, геологическим образованиям или представляющих эстетическую, историческую или на­учную ценность.

Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г . заключена в целях защиты животных, мигрирующих через националь­ные границы или вне этих границ. Конвенция содержит перечень исче­зающих видов животных и мигрирующих видов, которые являются пред­метом соглашений государств (более 300 видов). Целью каждого такого соглашения является восстановление или обеспечение благоприятного статуса сохранности конкретного мигрирующего вида. В ст. V Конвен­ции 1979 г. определено примерное содержание такого соглашения.

Кон­троль за выполнением данной Конвенции осуществляет Конференция сторон.

Эффективной мерой охраны диких животных является международ­но-правовая регламентация их транспортировки и продажи. В этих це­лях 3 марта 1973 г. заключена Конвенция о международной торговле вида­ми дикой фауны и флоры , находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Конвенция 1973 г. содержит три приложения. В приложение I включены все виды, находящиеся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает или может оказать на их существование неблаго­приятное влияние. Торговля образцами этих видов должна особенно строго регулироваться, с тем чтобы не ставить далее под угрозу их выжи­вание, и должна быть разрешена только в исключительных случаях. Приложение II включает все виды, которые в данное время хотя и не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами таких видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого использования, которое не­совместимо с их выживанием. Это приложение включает также другие виды диких животных, которые должны подлежать регулированию для того, чтобы над торговлей образцами некоторых видов мог быть уста­новлен эффективный контроль. В приложение III включены все виды, которые по определению любого государства - участника Конвенции 1973 г. подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции в целях пре­дотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых не­обходимо сотрудничество других сторон и контроль за торговлей. Статьи III-Vэтой Конвенции подробно регулируют торговлю образцами видов, включенных в приложения I, II и III.

Европейская конвенция о защите животных при международной пере­возке от 13 декабря 1968 г . заключена в целях применения единых поло­жений, касающихся международной перевозки животных. Она применя­ется в отношении международной перевозки домашних животных, пти­цы, собак, других млекопитающих и птиц, холоднокровных животных.

Охрана животного мира

До погрузки животных для международной перевозки они осматри­ваются уполномоченным сотрудником ветеринарной службы стра­ны-экспортера, который удостоверяет то, что они годны к перевозке.

Конвенция устанавливает особые положения для железнодорожной, автомобильной, воздушной, водной перевозки животных.

Ко второй группе договоров относятся Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение о сохра­нении белых медведей 1973 г. и многие другие.

Международная конвенция по регулированию китобойного промысла предусматривает охрану всех видов китов от истребления и сохранение для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой запасы китов. Международная китобойная комис­сия (МКК) ежегодно утверждает приложение к Конвенции 1946 г.

В ко­тором определяются охраняемые и неохраняемые виды китов, а также устанавливаются открытые и закрытые сезоны и районы промысла; раз­меры китов каждого вида, разрешенных к убою; типы орудий промысла; способы измерения и учета количества убитых китов.

С 1985 г. установлен мораторий на добычу всех видов китов (кроме мелких китов - малых полосатиков) для стран, ведущих экспедицион­ный промысел с помощью флотилий, а с 1986 г. - с береговых китобой­ных станций. С 1980 г. действует решение МКК о создании в открытой части Индийского океана к северу от 55° ю. ш. китового заповедника.

В 1979 г. ряд государств Латинской Америки подписали Конвенцию об охране и рациональном использовании ламы-витони . Согласно ст. 2 запрещаются охота на этот вид лам и незаконная торговля ими. Запре­щается также экспорт фертильной спермы и другого полового материала ламы-витони (за исключением экспорта в страны-участницы для науч­ных исследований и/или восстановления популяций). Конвенция 1979 г. обязывает государства создавать национальные парки, заповедники и прочие охраняемые районы в целях охраны и восстановления популя­ций ламы-витони. Для контроля за выполнением требований этой Кон­венции образована Техническая административная комиссия.

Соглашение о сохранении белых медведей запрещает добычу белых медведей, за исключением следующих случаев: а) для подлинно научных целей; б) в целях сохранения; в) для предотвращения серьезного нару­шения рационального использования других живых ресурсов; г) мест­ным населением с использованием традиционных методов охоты; д) там, где белые медведи добываются или могут добываться традиционными средствами гражданами государства - участника Соглашения 1973 г. Шкуры и другие ценные предметы, полученные в результате добычи в соответствии с пи. «б» и «в», не могут быть использованы в коммерче­ских целях. Статья IV Соглашения 1973 г. запрещает использование для добычи белых медведей самолетов и крупных моторных судов. Государ­ства-участники запрещают экспорт, импорт и доставку на свою террито­рию (а также торговлю) в пределах своей территории белых медведей или любой их части, или полученной из них продукции, добытых в нару­шение Соглашения 1973 г.

Эффективным средством охраны животных является охрана среды их обитания . В связи с этим государства заключили ряд региональных договоров. Например, 19 сентября 1979 г. европейскими странами под­писана Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред оби­тания в Европе. Каждая договаривающаяся сторона принимает соответ­ствующие и необходимые законодательные и административные меры для обеспечения специальной охраны видов дикой фауны, указанной в приложении I. Запрещается преднамеренно срывать, собирать, срезать или вырывать из земли такие растения. Каждое государство по мерс не­обходимости запрещает владение такими видами или их продажу.

В приложении приведен перечень диких животных и птиц. Кон­венция запрещает все формы преднамеренного отлова и содержания и преднамеренного убийства. Запрещается также преднамеренное унич­тожение или выемка яиц из мест обитания диких животных или хране­ние этих яиц, даже если они пусты.

Для контроля за выполнением требований данной Конвенции соз­дан Постоянный комитет.

4 Октября - Всемирный день животных

Охрана диких птиц осуществляется с помощью универсальных и ре­гиональных международно-правовых норм. Одним из первых междуна­родных договоров в этой области явилась Международная конвенция об охране птиц 1950 г . Конвенция взяла под охрану (по крайней мерс, на период размножения) все виды птиц и, кроме тою, перелетных птиц во время пролета к местам гнездования, особенно в марте - июле. В тече­ние всего года под охраной находятся те виды птиц, которым грозит вы­мирание или которые представляют научный интерес. Согласно ст. 3 за­прещается ввозить, вывозить, перевозить, продавать, выставлять на про­дажу, покупать, дарить или содержать в неволе в течение периода охраны данного вида любую птицу или даже любую часть птицы живой или мертвой, отстрелянной или отловленной в нарушение закона. Кон­венция 1950 г. запрещает в течение периода охраны определенного вида, особенно в период размножения, снимать или уничтожать гнезда, строя­щиеся или уже используемые; брать или повреждать, перевозить, вво­зить и вывозить, продавать, выставлять на продажу, покупать, уничто­жать яйца или даже их скорлупу, а также выводки птенцов, живущих в ус­ловиях естественной свободы. Государства-участники обязаны отразить в своем законодательстве положения, запрещающие или ставящие под контроль применение силков, птичьего клея, ловушек, крючков, сетей, отравленных приманок или дурманящих средств, садков сетевых для уток; зеркал; рыболовных сетей и т. д. Государства-участники создают заповедники для разведения птиц.

Конвенция о водно-болотных угодьях , имеющих международное зна­чение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г. преследует цель приостановить постепенное наступление на вод­но-болотные угодья и их уничтожение в настоящее время и в будущем. Государства-участники определяют по меньшей мере одно националь­ное водно-болотное угодье для включения в перечень водно-болотных угодий международного значения (ст. 2). Государства учитывают свою международную ответственность за охрану, управление и рациональное использование популяций мигрирующих диких птиц. Одним из средств защиты птиц является создание природных заповедников на водно-бо­лотных угодьях.


Самое обсуждаемое
Татарские народные сказки и игры картотека (подготовительная группа) на тему Татарские сказки на русском языке для детей Татарские народные сказки и игры картотека (подготовительная группа) на тему Татарские сказки на русском языке для детей
Перестановки, размещения и сочетания Перестановки, размещения и сочетания
"бизнес" княгини екатерины михайловны юрьевской Александр 2 и катя долгорукая


top