Главная мысль рассказа еще мама платонова

Главная мысль рассказа еще мама платонова

Рассказ «Ещё мама» изучается в начальной школе, а программа под редакцией Г. И. Беленького рекомендует его для самостоятельного чтения в 5-м классе. Я также предлагаю прочесть рассказ «Ещё мама» именно в 5-м классе, причём рассмотреть его в аспекте социализации личности. Образ Артёма, впервые вышедшего изпод опеки матери, важен для уяснения пути становления личности от маленького Никиты («Никита»), познающего мир, до Васи Рубцова - “полного человека” («Корова»).

Платоновский герой открывает для себя горизонт всех людей, отправляясь “первый раз в первый класс”. Чтобы понять авторский замысел, мы сопоставляем героев рассказов «Ещё мама» и «Никита», опираясь на мысль о едином контексте произведений писателя.

В рассказе раскрывается важный в художественной системе писателя образ матери. Начав работу над ним при изучении рассказа «Ещё мама», мы вернёмся к этому образу в 6-м классе (рассказ «Корова»), а также в 8-м классе (рассказ «Житейское дело»). Для выявления особенностей стиля А. Платонова предлагаем сопоставить рассказы «Ещё мама» А. Платонова и «Филипок» Л. Н. Толстого, а также вспомнить изученный в начальной школе рассказ А. Платонова «Сухой хлеб».

Беседу на уроке начинаем с выяснения первоначального впечатления о рассказе.

Понравился ли вам рассказ?

Какова основная мысль произведения?

Почему рассказ называется «Ещё мама»?

Что общего и в чём различие между Артёмом и Никитой, Артёмом и Филипком?

Учащимся произведение писателя нравится. Смысл названия рассказа пятиклассники видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Это событие они считают главным в произведении. Говоря о героях А. Платонова Никите и Артёме, ученики отмечают богатую фантазию мальчиков, которая разыгрывается, когда герои остаются одни.

От первоначального впечатления движемся к постижению идей произведения, особенностей стиля писателя. Рассказ «Ещё мама», несмотря на малый объём, довольно глубок по содержанию, по тем проблемам, которые затрагиваются в нем. Рассматривать их начнём с ответов на вопросы.

Какое событие изображает писатель в рассказе?

Как воспринимает школу Артём? Почему он не хочет идти в школу?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем учащимся прочитать по ролям диалог Артёма с матерью. Главная цель работы с диалогом - помочь пятиклассникам проникнуть в психологию героев, вызвать интерес к проблеме, затронутой в произведении.

Прежде чем учащиеся приступят к чтению по ролям, им предстоит определить границы диалога, его основную мысль, выбрать исполнителейчтецов, обменяться мнениями о героях. Но самое главное для школьников в подготовительной работе - составить своего рода “партитуру” чувств героев в каждый из моментов разговора, дополнив пояснениями реплики матери и сына в диалоге. В результате школьниками создаётся инсценировка одной из частей рассказа. Работа направляется следующими вопросами.

Почему мать соглашается с заявлением сына, что он в школу ходить не будет? В какой момент мягкая рука матери стала твёрдой? Что этой деталью подчёркивает А. Платонов в характере матери?

Почему Артём изменил своё решение и пошёл в школу?

С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?

“- Нет, она за тебя не будет, - тихо произнёс Артём. - Она чужая”. Как воспринимает мир герой?

Замените нейтрально окрашенное слово “сказал” на слова с экспрессивной окраской. В какой тональности происходит диалог героев?

Разговор Артёма и матери при всей внешней незначительности исполнен чувства любви. Мать, не желая преждевременно травмировать сына, мягко соглашается с его заявлением, что он в школу ходить не будет. Однако, когда приходит время, она с твёрдостью ведёт сына в школу. Сын покорно соглашается идти, не желая обидеть мать. По дороге Артём серьёзно, как взрослый, наказывает матери, чтобы она не умерла, пока он будет учиться. Эти слова мальчика, который боится неизвестной и таинственной школы, имеют двоякий смысл: они одновременно выражают трогательную заботу сына о матери и скрывают в себе уловку и хитрость: а вдруг мать сжалится и не поведёт в школу. И конечно же, слова Артёма вызывают у матери улыбку.

После такой предварительной работы Чтение по ролям Достигает своей цели. Школьники понимают, что писателя волнуют проблемы глубоко человеческие. Нежелание Артёма учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять её. Артём ещё слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки. Сравнение отношения к школе Филипка (Л. Н. Толстой. «Филипок») и Артёма позволяет понять, что Артём гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.

Боясь огорчить мать, из любви к ней Артём идёт в школу; так рождается новое качество человека - мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артёма полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.

Продолжением беседы может стать Слово учителя . Цель его - показать автобиографическую основу произведения. Необходимо обратить внимание учащихся на своеобразие детских образов писателя. Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А. Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети - это какие­то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких - отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей” («Сухой хлеб», «Корова», «Ещё мама»).

Истоки такого родственного отношения к людям лежат в тяжёлом трудовом детстве писателя.

А. Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А. Платонов через всю жизнь.

Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница - Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья - отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А. Платонова «Ещё мама».

Анализ рассказа продолжается выявлением основных Сюжетных элементов (экспозиции, завязки, кульминации и развязки), составлением плана произведения.

Беседа по эпизодам произведения позволяет учащимся понять замысел автора. Завязкой произведения является самостоятельный путь героя в школу, кульминацией произведения - эпизод спасения от быка и развязкой - разговор с матерью.

План рассказа «Ещё мама» отражает его основные сюжетные элементы.

1. Разговор Артёма с матерью.

2. Путь в школу.

3. Учёба в школе.

4. Разговор с матерью.

Однако третий пункт требует уточнения: составляем с учащимися сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды:

А) разговор умных детей во дворе школы;

Б) знакомство с учительницей;

В) первый урок;

Г) материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артёме;

Д) урок чистописания;

Е) спасение от быка;

Ж) знакомство со старикомпогонщиком;

З) “Вся наша родина - ещё мама тебе”.

Анализ произведения Идёт по следующим вопросам.

Кого встречает Артём по дороге в школу? Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов? Чем можно объяснить страхи героя и враждебность окружающего мира?

Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой?

Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму?

Как ведёт себя Артём в школе?

О чём думает Артём на уроке? Как эти мысли мальчика характеризуют его?

Как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой?

В какой момент появляется бык, а затем старик погонщик?

Как ведёт себя учительница в эпизоде с быком?

Какой из эпизодов (эпизод с быком или эпизод со стариком погонщиком) можно считать кульминацией рассказа? Что эта ситуация помогла понять Артёму?

Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе?

В диалоге Артёма с матерью в начале рассказа звучит слово “скучать”, в конце произведения в диалоге с матерью Артём говорит, что учительница соскучилась о нём. Какой смысл вкладывает автор в слово “скучать”?

Как Артём относится к матери? К окружающим людям?

- “Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию” (А. Платонов). Как эта мысль писателя подтверждается в рассказе?

Кто “ещё мама” Артёму? В чём смысл названия рассказа?

Какой художественный приём лежит в основе произведения? Какова идея рассказа?

На уроке ведётся Работа над портретом учительницы. Ведущими приёмами работы становятся “собирание” “рассредоточенного портрета” (выборочное чтение); сравнение (психологических портретов героини); работа со средствами выразительности. Можно задать ребятам следующие вопросы.

Какой видит учительницу Артём? Что он отмечает в её взгляде? Что помогло Артёму увидеть “ещё маму” в учительнице? Проследите, как Аполлинария Николаевна превращается в “ещё маму”. С помощью каких приёмов рисует А. Платонов это превращение?

Что Артём считает “своим”, а что “чужим”?

Какую роль играют в произведении запахи? Сравните запахи в рассказах «Никита» и «Ещё мама». Как это сравнение помогает понять отношение автора к героине?

Учащиеся приходят к выводу о том, что в портрете героини А. Платонов выделяет глаза. Внимание к ним не случайно: для писателя важно внутреннее содержание человека. “Глаза её весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела, как маленькая” - такой видит Артём учительницу впервые. Он отмечает её детский взгляд, “как у маленькой”, и это уже располагает Артёма к учительнице.

Необходимо уделить особое внимание фразе: “Незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были не сердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», - подумал Артём”. В этой фразе показано постепенное превращение учительницы в “ещё маму”. “Незнакомые глаза” становятся “знакомыми” (мамиными), и ребёнок успокаивается, оказавшись с близким человеком, со “своим”, проходит страх, он “прильнул” к груди учительницы, которая несёт его на руках, как мать. Как мать, “радующимися глазами” следит Аполлинария Николаевна и за успехами Артёма.

Для создания портретов героини автор использует сравнения (“как маленькая”, “точно давно знакомая”): ведь портреты героини даны через восприятие маленького Артёма, который постоянно сравнивает учительницу с матерью и делает вывод: “Не страшно, - значит, своя”.

Для героя рассказа «Ещё мама» “весь мир” пока ограничен тесными рамками семейного круга, где живут его отец и мать, дедушка и бабушка, братья и сёстры, а также домом как обжитым, освоенным пространством. Вокруг этого знакомого, “своего” простирается таинственный мир других, “чужих” людей, существ и предметов. “Весь мир” воспринимается, оценивается, рассматривается через оппозицию “своё - чужое”, “родное - неродное”, “знакомое - незнакомое”, “хорошее - нехорошее”. Всё то, что обступило со всех сторон родной дом, сад, двор и огород, вызывает тревогу, внушает страх. Создав в экспозиции рассказа остродраматическую ситуацию, А. Платонов шаг за шагом показывает, как ребёнок, воспринимающий мир через оппозицию “своё - чужое”, постепенно убеждается в том, что там, где он предполагал встретить враждебное отношение к себе со стороны “чужих”, наоборот, встречает доброе, материнское. Путём снятия противопо­ставления “своё - чужое” писатель от эпизода к эпизоду приводит героя к мысли, что такой оппозиции нет, что есть одна пара тождественных понятий “своё - своё”.

Запахи играют важную роль в художественной системе писателя. С их помощью он часто создаёт портреты героев. Чтобы понять позицию автора, мы предлагаем учащимся сопоставить запахи в произведениях «Ещё мама» и «Никита».

Когда Артём впервые встречается с Аполлинарией Николаевной, она берёт его на руки, и мальчик ощущает, что “пахло от неё” так же, как и от матери, “Тёплым хлебом и сухой травой” (курсив здесь и далее наш. - Е. В. ). Во второй раз, опять на руках у учительницы, Артём “почуствовал тот же Тихий и добрый Запах, который он чувствовал возле матери”. В рассказе «Никита» мальчик ощущает запах отца: “От солдата пахло Теплом , чем-­то Добрым И Смирным, хлебом и землёй” , - и успокаивается, подобно маленькому Артёму. Хлеб, земля, мать, отец - Платонов ставит эти понятия в один ряд, ибо без этого не может жить человек.

Сопоставьте путь в школу Филипка и Артёма. Для чего писатели вводят в произведения преграды на пути в школу и реалии деревенского быта?

Какова форма повествования в рассказе А. Платонова «Ещё мама» и Л. Н. Толстого «Филипок»? Как форма повествования раскрывает замысел авторов?

А. Платонов, изображая путь героя в школу, преследует иную цель, нежели Л. Н. Толстой. Л. Н. Толстой рисует реалии деревенского быта и преграды на пути Филипка в школу для того, чтобы изобразить волю героя, стремление к знаниям, высокие духовные задатки, заложенные в душе русского человека. А. Платонов изображает во всей полноте и достоверности внутренний мир героя. Этой цели служат и формы речевой организации произведений. В «Филипке» повествование ведётся от третьего лица. В рассказе «Ещё мама» повествование движет диалог, в котором самораскрывается герой. Повествователь проявляется в ремарках, в основном нейтральных по своему содержанию (Сказал - ответил ), и во внесюжетных элементах (портретах, интерьере), которые даны глазами мальчика Артёма.

Работая над речевой организацией произведения, анализируем образ героя, кроме того, учащиеся закрепляют навык работы с несобственнопрямой речью в произведении, полученный при изучении рассказа «Никита».

Проследите за речью героя в произведении. Как речь Артёма характеризует его? Выделите в речи героя “сигналы разговорности” (Сиротинина О. С. 160–163). О чём говорят они? Каков внутренний мир героя?

- “Артём не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел на далёкое белое облако, оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли отчего-нибудь - вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли, не гадали. А может быть, изба без него загорелась, ведь Артём давно из дому ушёл, мало ли что бывает”. От какого лица ведётся повествование в этом отрывке? Каким чувством проникнуты мысли героя? Что они раскрывают в характере мальчика? Докажите, что это мысли именно Артёма. Обратите внимание на разговорную лексику. О чём говорит она?

Анализ речевой организации позволяет выделить основное чувство ребёнка - чувство любви к матери, через образ которой он пытается осмыслить и аккумулировать всё многообразие мира.

В чувстве любви к матери, по мысли Платонова, лежат истоки одухотворённости человека. Маленький Никита, превозмогая страх, пытается умилостивить воображаемых змей и защитить мать. Артём, не желая огорчить мать, из любви к ней, преодолевая страх перед “чужими”, идёт в школу. Митя работает в поле в жару один, помогая хлебу расти. На предложение учительницы пойти на экскурсию в лес с ребятами он отвечает: “Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда”. Благо всех людей во имя матери ребёнок ставит выше своего. Преодоление эгоцентризма, свойственного возрасту раннего детства, и выход к горизонту всех людей, осознание “жизни со всеми и для всех”, процесс изменения ребёнка под влиянием матери и отца в “одухотворённую” личность - это движение интересует писателя.

Рост “одухотворённости” в человеке под влиянием матери. Как это происходит? “Мать улыбнулась ему, и от неё, от матери, всё стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

Мама! - воскликнул Митя. - А что мне надо делать? А то я тебя люблю!” («Сухой хлеб»). Заботливое отношение к миру рождается из любви и заботы матери.

“Артём поднял жука, положил его на лопух.

Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет”. Из этих строк заботливого отношения ко всему живому вырастает образ Васи Рубцова («Корова»). Эти строки служат своеобразной перекличкой между образами героев.

Внимательное отношение к миру, выросшее из чувства материнской любви, раздвигает горизонт маленького человека. В центре внимания автора - изображение сложного процесса социализации человека. А. Платонов показывает, как человек в напряжённой борьбе со своим возрастным эгоцентризмом тяжело и трудно преодолевает психологические барьеры, переосмысливает и себя, и своё место в мире. Мы видим, как герой, “вступая в жизнь”, впервые выходит изпод опеки и покровительства матери, переступает границу семейного пространства и входит в большой социальный мир своего народа и родины. Перед нами своеобразный акт первоначального приобщения человека к жизни. Это приобщение происходит и через товарищей по обучению, и через усвоение родного языка, и через “ещё маму” - духовную наставницуучительницу. Весь неторопливый и внимательный к мельчайшим подробностям ход повествования и рассказе представляет собой постепенную реализацию простого и ёмкого понятия матери: от родной матери к “ещё маме” - учительнице, а затем и ко всеобщей матери - родине.

“- А ещё у меня есть мама? - спросил Артём.- Далеко­далеко, где­нибудь?

Есть, - ответила учительница. - Их много у тебя.

А зачем много?

А затем, чтобы тебя бык не забодал. Вся наша родина - ещё мама тебе”.

Особенно ярко тема пути “от горизонта одного к горизонту всех людей” прозвучала в одном из заключительных эпизодов рассказа.

“В классную комнату вошёл старик с кнутом, запылённый землёй; он поклонился и сказал:

Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды. Дорога сухая была...

А вы кто, вы чьи? - спросила Аполлинария Николаевна.

Мы дальние, - ответил старик. - Мы скрозь идём вперёд, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят. Звери лютые!

Они вот детей могут изувечить, ваши быки! - сказала Аполлинария Николаевна.

Ещё чего! - обиделся старик. - А я-то где? Детей я уберегу!”

Старик табунщик, прямо из необозримых просторов России шагнувший в школу напиться, угощает родного маленького человека яблоком. Для героя рассказа это яблоко - огромное чудо, величайшее свидетельство любви к нему не только родной матери и “ещё мамы”, но и всех людей его родины, которых Артём раньше не знал и боялся. Так в рассказе «Ещё мама» Андрей Платонов изображает первоначальную встречу человека с родиной.

В процессе этого познания мира, приобщения к народу, человек раскрывается как одухотворённая личность в “жизни со всеми и для всех”.

Литература

Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс. М., 2004.

Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. М., 1996.

Главный герой рассказа Андрея Платонова «Еще мама» — мальчик Артем, который живет в деревне. Артем не хотел идти учиться в школу, чтобы не расставаться с мамой, которую он очень любил. Но мама отвела сына в школу и сказала, что учительница будет ему, как мать.

В школе Артем всего боялся и поначалу сидел на руках у учительницы, и только потом сел за парту. Урок он не слушал и все время думал о маме и тревожился о ней. Учительница даже его спросила, о чем он так беспокоится, и Артем сказал ей, что боится пожара в своем доме. Но учительница его успокоила.

После уроков, когда все дети убежали, учительница принялась учить Артема писать слово «мама». Артем очень старался, и у него стало получаться писать это слово правильно. Ему так понравилось учиться, что он попросил учительницу показать ему другие буквы.

А потом Артем снова испугался, потому что в окно класса заглянул огромный бык. Но учительница сказала ему, что она защитит его от быка. На это Артем возразил, что учительница – не мама, и не сможет его защитить.

Учительница не согласилась с ним и сказала, что сейчас она ему мама. Артем этого не понял, как так получается: дома мама и в школе мама? Учительница сказала, что она — еще одна мама.

Артем спросил учительницу, есть ли у него еще мамы, и та ответила, что есть, их много, и что вся Родина Артему – еще мама.

На следующий день он так рано отправился в школу, что мама удивилась. Артем сказал, что в школе его ждет учительница и она по нему соскучилась. Мама поцеловала сына и пожелала ему учиться и расти большим.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Еще мама» заключается в том, что забота о детях – одна из главных забот развитого государства. И в таком государстве дети считают, что люди, которые о них заботятся – это еще мамы.

Рассказ учит заботиться обо всех детях, относиться к ним, как к своим, родным.

В рассказе мне понравилась учительница, которая хорошо отнеслась к первокласснику Артему, и он стал считать ее еще одной мамой. Школа — это второй дом, а учительница — это ещё одна мама. В спокойной, доброжелательной обстановке усвоение нового материала происходит лучше.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Еще мама»?

Нет милее дружка, чем родная матушка.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родина – всем матерям мать.

Литературное чтение.

Тема: Рассказ А. П. Платонова «Ещё мама».

Цель: учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам героев; развивать мышление, память; воспитывать уважение к семейному очагу, маме, учителю.

Оборудование: презентация, краткая биография Платонова

Ход урока

I. Организационный момент.

II Скороговорка Проговаривание по рядам.

Почему очень важно в начальных классах проговаривать и читать скороговорки?

III. Изучение нового материала.

Сегодня мы будем анализировать произведение. С чего мы начинаем? Называем автора, название произведения, жанр произведения. Кто готов ответить?

Как вы думаете, биография писателя может влиять на его произведения?

Слушаем пересказ.

Андрей.Платонов в детстве познал столько горя, что он помнил об этом окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.

Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница - Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья - отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал очень много… ” – пишет Платонов. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».

«Еще мама» впервые опубликован в журнале «Вожатый», в 1965 г, № 9. Образ матери платоновской прозы – символ души, чувства любви к семье. Родине. Вот почему «еще мама» – та, кто вводит ребенка в «прекрасный и яростный» мир, учит ходить по его дорогам, дает нравственные уроки. Учит добру, преодолению препятствий. Как, герой рассказа “Еще мама” – Артем «прокладывает” себе путь в большой мир людей.

Самая главная нравственная проблема первой части рассказа, - это проблема любви мамы и мальчика, причём любовь, по-Платонову, - это забота, и заботится здесь не столько мама о сыне, а сколько сын о матери.

Во второй части рассказа затрагивается проблема развития личности семилетнего ребенка. Платонов показывает, как тяжело войти в мир взрослых маленькому Артему. Но, несмотря на страх мальчика перед учением, боязнью «чужих» людей Апполинария Николаевна смогла найти подход к нему. Он сам захотел идти в школу. Бывают книги, которые мы читаем залпом: интересно узнать, чем все кончится. Произведения Платонова надо читать спокойно и внимательно, потому что у него важно каждое слово. Только при внимательном чтении мы сможем узнать про людей и про самих себя такое, до чего бы никогда не додумались сами.

Вывод: Платонов затрагивает проблемы: проблема любви матери и сына, проблема перехода семилетнего ребенка в школьную жизнь.

4. Работа с произведением.

При чтении вы наверное заметили, что в этом произведении много диалогов. (Что такое диалог?) Теперь наши учащиеся постараются передать характер героев, их чувства в сценках. Роль Артема играют: Виноградов Миша, Зейналов Елсун. Роль матери исполняет: Алексеева Н. роль учительницы Аполлинарии Николаевны исполняет: Самарец Римма. А теперь слово нашим артистам. После просмотра будем отвечать на вопросы.

Вывод учителя:

Нежелание Артёма учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять её. Артём ещё слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки.

Боясь огорчить мать, из любви к ней Артём идёт в школу; так рождается новое качество человека - мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артёма полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.

С каким другим рассказом можно сравнить этот рассказ?

Когда жил Филиппок, а когда - Артем?

(В 19 веке в царской России, в 20 веке в СССР в послевоенное время)

Чем отличается отношение мальчиков к школе?

Сравнение отношения к школе Филипка (Л.Н. Толстой. «Филипок») и Артёма позволяет понять, что Артём гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.

Как вначале Артем говорит об учительнице?

А потом с кем он сравнивает Аполлинарию Николаевну?

Чем учительница напоминает ему маму?

Почему Артем на другое утро спозаранку cобрался в школу?

Определи основную мысль рассказа. (Последнее предложение в рассказе.) Эти слова вы слышали в свой адрес?

Помните ли вы свой первый день в школе? Какие чувства вы испытывали?

Работа с сочинениями. «В первый класс первый раз.» Чтение некоторых сочинений.

5 Итог урока. Просмотр видеоролика « По ступенькам Знаний»

IV. Итог урока.

Что особенно тронуло, взволновало?

Какие воспоминания пробудил в вас урок?

Чью работу на уроке хотели бы отметить?

Домашнее задание. Составить план, записать в тетради.

» изучается в начальной школе, а программа под редакцией Г. И. Беленького рекомендует его для самостоятельного чтения в 5-м классе. Я также предлагаю прочесть рассказ «Ещё мама» именно в 5-м классе, причём рассмотреть его в аспекте социализации личности. Образ Артёма, впервые вышедшего изпод опеки матери, важен для уяснения пути становления личности от маленького Никиты («Никита»), познающего мир, до Васи Рубцова - “полного человека” («Корова»).

Платоновский герой открывает для себя горизонт всех людей, отправляясь “первый раз в первый класс”. Чтобы понять авторский замысел, мы сопоставляем героев рассказов «Ещё мама» и «Никита», опираясь на мысль о едином контексте произведений писателя.

В рассказе раскрывается важный в художественной системе писателя образ матери. Начав работу над ним при изучении рассказа «Ещё мама», мы вернёмся к этому образу в 6-м классе (рассказ «Корова»), а также в 8-м классе (рассказ «Житейское дело»). Для выявления особенностей стиля А. Платонова предлагаем сопоставить рассказы «Ещё мама» А. Платонова и «Филипок» Л. Н. Толстого, а также вспомнить изученный в начальной школе рассказ А. Платонова «Сухой хлеб».

Беседу на уроке начинаем с выяснения первоначального впечатления о рассказе.

Понравился ли вам рассказ?

Какова основная мысль произведения?

Почему рассказ называется «Ещё мама»?

Что общего и в чём различие между Артёмом и Никитой, Артёмом и Филипком?

Учащимся произведение писателя нравится. Смысл названия рассказа пятиклассники видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Это событие они считают главным в произведении. Говоря о героях А. Платонова Никите и Артёме, ученики отмечают богатую фантазию мальчиков, которая разыгрывается, когда герои остаются одни.

От первоначального впечатления движемся к постижению идей произведения, особенностей стиля писателя. Рассказ «Ещё мама», несмотря на малый объём, довольно глубок по содержанию, по тем проблемам, которые затрагиваются в нем. Рассматривать их начнём с ответов на вопросы.

Какое событие изображает писатель в рассказе?

Как воспринимает школу Артём? Почему он не хочет идти в школу?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем учащимся прочитать по ролям диалог Артёма с матерью. Главная цель работы с диалогом - помочь пятиклассникам проникнуть в психологию героев, вызвать интерес к проблеме, затронутой в произведении.

Прежде чем учащиеся приступят к чтению по ролям, им предстоит определить границы диалога, его основную мысль, выбрать исполнителейчтецов, обменяться мнениями о героях. Но самое главное для школьников в подготовительной работе - составить своего рода “партитуру” чувств героев в каждый из моментов разговора, дополнив пояснениями реплики матери и сына в диалоге. В результате школьниками создаётся инсценировка одной из частей рассказа. Работа направляется следующими вопросами.

Почему мать соглашается с заявлением сына, что он в школу ходить не будет? В какой момент мягкая рука матери стала твёрдой? Что этой деталью подчёркивает А. Платонов в характере матери?

Почему Артём изменил своё решение и пошёл в школу?

С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?

“- Нет, она за тебя не будет, - тихо произнёс Артём. - Она чужая”. Как воспринимает мир герой?

Замените нейтрально окрашенное слово “сказал” на слова с экспрессивной окраской. В какой тональности происходит диалог героев?

Разговор Артёма и матери при всей внешней незначительности исполнен чувства любви. Мать, не желая преждевременно травмировать сына, мягко соглашается с его заявлением, что он в школу ходить не будет. Однако, когда приходит время, она с твёрдостью ведёт сына в школу. Сын покорно соглашается идти, не желая обидеть мать. По дороге Артём серьёзно, как взрослый, наказывает матери, чтобы она не умерла, пока он будет учиться. Эти слова мальчика, который боится неизвестной и таинственной школы, имеют двоякий смысл: они одновременно выражают трогательную заботу сына о матери и скрывают в себе уловку и хитрость: а вдруг мать сжалится и не поведёт в школу. И конечно же, слова Артёма вызывают у матери улыбку.

После такой предварительной работы Чтение по ролям Достигает своей цели. Школьники понимают, что писателя волнуют проблемы глубоко человеческие. Нежелание Артёма учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять её. Артём ещё слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки. Сравнение отношения к школе Филипка (Л. Н. Толстой. «Филипок») и Артёма позволяет понять, что Артём гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.

Боясь огорчить мать, из любви к ней Артём идёт в школу; так рождается новое качество человека - мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артёма полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.

Продолжением беседы может стать Слово учителя . Цель его - показать автобиографическую основу произведения. Необходимо обратить внимание учащихся на своеобразие детских образов писателя. Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А. Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети . В изображении писателя дети - это какие­то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких - отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей” («Сухой хлеб», «Корова», «Ещё мама»).

Истоки такого родственного отношения к людям лежат в тяжёлом трудовом детстве писателя.

А. Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А. Платонов через всю жизнь.

Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница - Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья - отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А. Платонова «Ещё мама».

Анализ рассказа продолжается выявлением основных Сюжетных элементов (экспозиции, завязки, кульминации и развязки), составлением плана произведения.

Беседа по эпизодам произведения позволяет учащимся понять замысел автора. Завязкой произведения является самостоятельный путь героя в школу, кульминацией произведения - эпизод спасения от быка и развязкой - разговор с матерью.

План рассказа «Ещё мама» отражает его основные сюжетные элементы.

1. Разговор Артёма с матерью.

2. Путь в школу.

3. Учёба в школе.

4. Разговор с матерью.

Однако третий пункт требует уточнения: составляем с учащимися сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды:

А) разговор умных детей во дворе школы;

Б) знакомство с учительницей;

В) первый урок;

Г) материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артёме;

Д) урок чистописания;

Е) спасение от быка;

Ж) знакомство со старикомпогонщиком;

З) “Вся наша родина - ещё мама тебе”.

Анализ произведения Идёт по следующим вопросам.

Кого встречает Артём по дороге в школу? Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов? Чем можно объяснить страхи героя и враждебность окружающего мира?

Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой?

Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму?

Как ведёт себя Артём в школе?

О чём думает Артём на уроке? Как эти мысли мальчика характеризуют его?

Как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой?

В какой момент появляется бык, а затем старик погонщик?

Как ведёт себя учительница в эпизоде с быком?

Какой из эпизодов (эпизод с быком или эпизод со стариком погонщиком) можно считать кульминацией рассказа? Что эта ситуация помогла понять Артёму?

Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе?

В диалоге Артёма с матерью в начале рассказа звучит слово “скучать”, в конце произведения в диалоге с матерью Артём говорит, что учительница соскучилась о нём. Какой смысл вкладывает автор в слово “скучать”?

Как Артём относится к матери? К окружающим людям?

- “Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию” (А. Платонов). Как эта мысль писателя подтверждается в рассказе?

Кто “ещё мама” Артёму? В чём смысл названия рассказа?

Какой художественный приём лежит в основе произведения? Какова идея рассказа?

На уроке ведётся Работа над портретом учительницы. Ведущими приёмами работы становятся “собирание” “рассредоточенного портрета” (выборочное чтение); сравнение (психологических портретов героини); работа со средствами выразительности. Можно задать ребятам следующие вопросы.

Какой видит учительницу Артём? Что он отмечает в её взгляде? Что помогло Артёму увидеть “ещё маму” в учительнице? Проследите, как Аполлинария Николаевна превращается в “ещё маму”. С помощью каких приёмов рисует А. Платонов это превращение?

Что Артём считает “своим”, а что “чужим”?

Какую роль играют в произведении запахи? Сравните запахи в рассказах «Никита» и «Ещё мама». Как это сравнение помогает понять отношение автора к героине?

Учащиеся приходят к выводу о том, что в портрете героини А. Платонов выделяет глаза. Внимание к ним не случайно: для писателя важно внутреннее содержание человека. “Глаза её весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела, как маленькая” - такой видит Артём учительницу впервые. Он отмечает её детский взгляд, “как у маленькой”, и это уже располагает Артёма к учительнице.

Необходимо уделить особое внимание фразе: “Незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были не сердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», - подумал Артём”. В этой фразе показано постепенное превращение учительницы в “ещё маму”. “Незнакомые глаза” становятся “знакомыми” (мамиными), и ребёнок успокаивается, оказавшись с близким человеком, со “своим”, проходит страх, он “прильнул” к груди учительницы, которая несёт его на руках, как мать. Как мать, “радующимися глазами” следит Аполлинария Николаевна и за успехами Артёма.

Для создания портретов героини автор использует сравнения (“как маленькая”, “точно давно знакомая”): ведь портреты героини даны через восприятие маленького Артёма, который постоянно сравнивает учительницу с матерью и делает вывод: “Не страшно, - значит, своя”.

Для героя рассказа «Ещё мама» “весь мир” пока ограничен тесными рамками семейного круга, где живут его отец и мать, дедушка и бабушка, братья и сёстры, а также домом как обжитым, освоенным пространством. Вокруг этого знакомого, “своего” простирается таинственный мир других, “чужих” людей, существ и предметов. “Весь мир” воспринимается, оценивается, рассматривается через оппозицию “своё - чужое”, “родное - неродное”, “знакомое - незнакомое”, “хорошее - нехорошее”. Всё то, что обступило со всех сторон родной дом , сад, двор и огород, вызывает тревогу, внушает страх. Создав в экспозиции рассказа остродраматическую ситуацию, А. Платонов шаг за шагом показывает, как ребёнок, воспринимающий мир через оппозицию “своё - чужое”, постепенно убеждается в том, что там, где он предполагал встретить враждебное отношение к себе со стороны “чужих”, наоборот, встречает доброе, материнское. Путём снятия противопо­ставления “своё - чужое” писатель от эпизода к эпизоду приводит героя к мысли, что такой оппозиции нет, что есть одна пара тождественных понятий “своё - своё”.

Запахи играют важную роль в художественной системе писателя. С их помощью он часто создаёт портреты героев. Чтобы понять позицию автора, мы предлагаем учащимся сопоставить запахи в произведениях «Ещё мама» и «Никита».

Когда Артём впервые встречается с Аполлинарией Николаевной, она берёт его на руки, и мальчик ощущает, что “пахло от неё” так же, как и от матери, “Тёплым хлебом и сухой травой” (курсив здесь и далее наш. - Е. В. ). Во второй раз, опять на руках у учительницы, Артём “почуствовал тот же Тихий и добрый Запах, который он чувствовал возле матери”. В рассказе «Никита» мальчик ощущает запах отца: “От солдата пахло Теплом , чем-­то Добрым И Смирным, хлебом и землёй” , - и успокаивается, подобно маленькому Артёму. Хлеб, земля, мать, отец - Платонов ставит эти понятия в один ряд, ибо без этого не может жить человек.

Сопоставьте путь в школу Филипка и Артёма. Для чего писатели вводят в произведения преграды на пути в школу и реалии деревенского быта?

Какова форма повествования в рассказе А. Платонова «Ещё мама» и Л. Н. Толстого «Филипок»? Как форма повествования раскрывает замысел авторов?

А. Платонов, изображая путь героя в школу, преследует иную цель, нежели Л. Н. Толстой. Л. Н. Толстой рисует реалии деревенского быта и преграды на пути Филипка в школу для того, чтобы изобразить волю героя, стремление к знаниям, высокие духовные задатки, заложенные в душе русского человека. А. Платонов изображает во всей полноте и достоверности внутренний мир героя. Этой цели служат и формы речевой организации произведений. В «Филипке» повествование ведётся от третьего лица. В рассказе «Ещё мама» повествование движет диалог, в котором самораскрывается герой. Повествователь проявляется в ремарках, в основном нейтральных по своему содержанию (Сказал - ответил ), и во внесюжетных элементах (портретах, интерьере), которые даны глазами мальчика Артёма.

Работая над речевой организацией произведения, анализируем образ героя, кроме того, учащиеся закрепляют навык работы с несобственнопрямой речью в произведении, полученный при изучении рассказа «Никита».

Проследите за речью героя в произведении. Как речь Артёма характеризует его? Выделите в речи героя “сигналы разговорности” (Сиротинина О. С. 160–163). О чём говорят они? Каков внутренний мир героя?

- “Артём не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел на далёкое белое облако, оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли отчего-нибудь - вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли, не гадали. А может быть, изба без него загорелась, ведь Артём давно из дому ушёл, мало ли что бывает”. От какого лица ведётся повествование в этом отрывке? Каким чувством проникнуты мысли героя? Что они раскрывают в характере мальчика? Докажите, что это мысли именно Артёма. Обратите внимание на разговорную лексику. О чём говорит она?

Анализ речевой организации позволяет выделить основное чувство ребёнка - чувство любви к матери, через образ которой он пытается осмыслить и аккумулировать всё многообразие мира.

В чувстве любви к матери, по мысли Платонова, лежат истоки одухотворённости человека. Маленький Никита, превозмогая страх, пытается умилостивить воображаемых змей и защитить мать. Артём, не желая огорчить мать, из любви к ней, преодолевая страх перед “чужими”, идёт в школу. Митя работает в поле в жару один, помогая хлебу расти. На предложение учительницы пойти на экскурсию в лес с ребятами он отвечает: “Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда”. Благо всех людей во имя матери ребёнок ставит выше своего. Преодоление эгоцентризма, свойственного возрасту раннего детства, и выход к горизонту всех людей, осознание “жизни со всеми и для всех”, процесс изменения ребёнка под влиянием матери и отца в “одухотворённую” личность - это движение интересует писателя.

Рост “одухотворённости” в человеке под влиянием матери. Как это происходит? “Мать улыбнулась ему, и от неё, от матери, всё стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

Мама! - воскликнул Митя. - А что мне надо делать? А то я тебя люблю!” («Сухой хлеб»). Заботливое отношение к миру рождается из любви и заботы матери.

“Артём поднял жука, положил его на лопух.

Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет”. Из этих строк заботливого отношения ко всему живому вырастает образ Васи Рубцова («Корова»). Эти строки служат своеобразной перекличкой между образами героев.

Внимательное отношение к миру, выросшее из чувства материнской любви, раздвигает горизонт маленького человека. В центре внимания автора - изображение сложного процесса социализации человека. А. Платонов показывает, как человек в напряжённой борьбе со своим возрастным эгоцентризмом тяжело и трудно преодолевает психологические барьеры, переосмысливает и себя, и своё место в мире. Мы видим, как герой, “вступая в жизнь”, впервые выходит изпод опеки и покровительства матери, переступает границу семейного пространства и входит в большой социальный мир своего народа и родины. Перед нами своеобразный акт первоначального приобщения человека к жизни. Это приобщение происходит и через товарищей по обучению, и через усвоение родного языка, и через “ещё маму” - духовную наставницуучительницу. Весь неторопливый и внимательный к мельчайшим подробностям ход повествования и рассказе представляет собой постепенную реализацию простого и ёмкого понятия матери: от родной матери к “ещё маме” - учительнице, а затем и ко всеобщей матери - родине.

“- А ещё у меня есть мама? - спросил Артём.- Далеко­далеко, где­нибудь?

Есть, - ответила учительница. - Их много у тебя.

А зачем много?

А затем, чтобы тебя бык не забодал. Вся наша родина - ещё мама тебе”.

Особенно ярко тема пути “от горизонта одного к горизонту всех людей” прозвучала в одном из заключительных эпизодов рассказа.

“В классную комнату вошёл старик с кнутом, запылённый землёй; он поклонился и сказал:

Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды. Дорога сухая была...

А вы кто, вы чьи? - спросила Аполлинария Николаевна.

Мы дальние, - ответил старик. - Мы скрозь идём вперёд, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят. Звери лютые!

Они вот детей могут изувечить, ваши быки! - сказала Аполлинария Николаевна.

Ещё чего! - обиделся старик. - А я-то где? Детей я уберегу!”

Старик табунщик, прямо из необозримых просторов России шагнувший в школу напиться, угощает родного маленького человека яблоком. Для героя рассказа это яблоко - огромное чудо, величайшее свидетельство любви к нему не только родной матери и “ещё мамы”, но и всех людей его родины, которых Артём раньше не знал и боялся. Так в рассказе «Ещё мама» Андрей Платонов изображает первоначальную встречу человека с родиной.

В процессе этого познания мира, приобщения к народу, человек раскрывается как одухотворённая личность в “жизни со всеми и для всех”.

Литература

Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс. М., 2004.

Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. М., 1996.

Цель: осознание детьми смысла названия рассказа «Еще мама». Что значит «еще»?

Задачи:

1. Образовательные:

  • активизировать познавательный процесс, развитие основных навыков чтения: правильности, выразительности;
  • способствовать более вдумчивому восприятию текста, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства языка;
  • совершенствование устной речи;
  • уточнение и обогащение словаря.

2. Развивающие:

  • развитие памяти, воображения, мышления, творческих способностей;
  • развитие мимики, пантомимики;
  • развитие четкой дикции;
  • развитие зрительного восприятия.

3. Воспитательные: развитие внимательного, бережного отношения к родителям, уважительного отношения к учителям.

Учитель: Сегодня внимательно и вдумчиво перечитывая рассказ Платонова «Еще мама», мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит еще мама?». Почему рассказ так называется? Для ответа на этот вопрос вспомним основные пункты плана, который мы составляли на прошлом уроке и, опираясь на этот план, проведем различные виды работ, чтобы ответить на главный вопрос: «Что значит еще мама?».

План (на доске):

  1. Разговор Артема с мамой.
  2. Дорога в школу.
  3. Встреча с учительницей.
  4. Тревожные мысли Артема.
  5. Работа с иллюстрацией.
  6. Артем учится.
  7. Утро следующего дня.

Учитель: Всем известно, что самое дорогое для всех слово – мама. Это первое слово, которое произносит человек. Лучше мамы нет никого на свете! У нее самые добрые и ласковые руки, которые умеют делать все, самое нежное сердце, которое любит нас бескорыстно. Мама всегда придет на помощь, подскажет, научит, защитит.

Сейчас мы обратимся к главному герою рассказа – Артему, узнаем, как он относится к своей маме. Для этого мы выразительно прочитаем по ролям разговор мамы с сыном.

Выразительное чтение по ролям (Приложение 1).

После чтения – ответы на вопросы.

Учитель: Почему Артем не хотел идти в школу?

Ученик: «А то я пойду, а ты заскучаешь по мне»; не хочет, чтобы мама скучала.

Учитель: Что случилось, когда прошло лето?

Ученик: Когда наступило лето, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу.

Учитель: Как повел себя Артем?

Ученик: Артем не сопротивлялся, не вырывал свою руку, согласился поучиться чуть-чуть, просил маму не скучать, а потом: «Нет, ты немножко скучай, так тебе лучше будет» (чувствует ее состояние, заботится о ней).

Учитель: А что мама обещает?

Ученик: Ждать его, испечь оладьи.

Учитель: Какие слова говорят о том, что Артем тревожится, переживает, беспокоится?

Ученик: Не плачь по мне, ты не бойся, не умри, смотри, а меня дожидайся.

Учитель: Какой наказ дала мама Артему?

Ученик: «Учительницу там слушайся, она вместо меня будет».

Артем не соглашается – «Она чужая.»

Привыкнешь. Апполинария Николаевна тебе как родная будет.

Учитель: Итак, мама проводила Артема в школу. Что приключилось с Артемом по дороге в школу? Что его беспокоило? Об этом нам расскажет Егор.

Пересказ отрывка «Дорога в школу» (Приложение 2).

Егор: По дороге в школу опять думает о маме. Матери не было видно, она уже дома должно быть, это хорошо, значит волк ее не съест.

Учитель: А сейчас послушайте отрывок из рассказа Л.Н Толстого «Филиппок», который подготовила Вика.

Подумайте, в чем сходство и в чем отличие этих двух отрывков, рассказанных Викой и Егором»?

Пересказ девочки отрывка Л.Н Толстого «Филиппок» (Приложение 3).

Ученики:

Сходство: в первый раз мальчики идут в школу, опасности в дороге: собаки, только в рассказе Платонова еще и гуси.

Отличия: Филиппок сам хотел идти в школу и пошел, хотя был маленький и его никто не провожал. Филиппок настойчив. Артема провожала мама, он не хотел идти в школу, он пошел, чтобы не огорчать маму (Артем добрый!). Филиппок знал буквы, Артем – нет. Филиппок интересовался школой, Артему ничего не было известно.

Физкультурная пауза.

Погореловский «Попробуй волшебником стать».

Егор:

Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.

Вика:

Олеся:

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй,
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.

Егор:

Понять и исполнить
Желанья другого-
Одно удовольствие, честное слово.

Кирилл:

И ты совершаешь
Веселое чудо;
Ковер засверкал,
Засияла посуда,
И ахнула мама,
Вернувшись домой:

Вика:

Да это как в сказке,
Волшебник ты мой.

Кирилл проговаривает слова, все ребята выполняют эти движения:

«Маму я свою люблю,
Я ей дров наколю,
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю,
Пол я чисто подметаю
И уроки повторяю.»

Ребята садятся за парты и выполняют упражнения для глаз:

  1. Взгляд вверх, вниз, вправо, влево (5-6 раз).
  2. Зажмуривания глаз на 3-5 секунд и легкое быстрое моргание улучшают кровообращение.
  3. Дотроньтесь указательным пальцем до носа и зафиксируйте на нем взгляд. Палец медленно отводить на расстояние 30-35 см и так же медленно приближать обратно к кончику носа, не отрывая взгляда (повторить 3 раза).
  4. Круговыми движениями массируйте круговую мышцу глаза и мышцу, поднимающую верхнее веко (3-5 раз).
  5. Пальминг.

Учитель: Итак, Артем приходит в школу. Прочитаем встречу с учительницей по ролям, за мальчика – Егор.

Учитель: Понравилась ли вам учительница? Чем? Какие ее поступки говорят о том, что она поступает как мама.

Ученики:

Как мама, она смогла убедить сделать то, что не хотел.

Как мама подняла на руки и понесла.

Пахнет от нее так же как от матери – «теплым хлебом и сухою травой».

Прижался к ней, и она оставила его у себя на коленях.

С неподдельным участием чутко и внимательно отнеслась к его ране.

Почувствовала его тревожное состояние, успокоила.

Лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, как будто она играть с ним хотела, как маленькая.

Учитель: Во всех ситуациях Аполлинария Николаевна поступает как мама, подтверждаются слова Евдокии Алексеевны, «она, Аполлинария Николаевна, будет еще одной мамой».

Учитель: Поведение Артема на уроке. Идет урок, а о чем же думает Артем?

От имени Артема его мысли передаст Кирилл (от первого лица – «Я») (Приложение 5).

Что тревожило Артема?

Ученик: Переживает за маму. «А жива ли она, не померла ли от чего-нибудь?»

Учитель: Отношение учительницы к ученику?

Ученик: Она почувствовала его тревогу, поинтересовалась, успокоила (чуткая, внимательная, заботливая).

А сейчас рассмотрим иллюстрацию на стр. 141 (учебник «Литературное чтение»).

Обратимся к изображению главных героев на стр. 141, чтобы точнее передать характер действующих лиц, их настроение, соотнести этот эпизод с описанием в произведении. Иллюстрация помогает увидеть сцену и по позе, выражению лиц героев судить о их переживаниях.

Рисунок 1

Кого изобразил художник? В какой обстановке?

Как они нарисованы?

Что делает учительница?

Ответные действия Артема?

Ученик: Художник изобразил Артема и Аполлинарию Николаевну в ее доме.

На стене различные картины и фотографии, видна верхняя спинка дивана. У учительницы живые цветы.

Учительница изображена в лиловом платье и синем жикете. На Артеме голубая рубашка. Необыкновенные волосы солнечного цвета.

Учительница что-то весело рассказывает, жестикулирует, улыбается.

Артем внимательно с неподдельным интересом смотрит на учительницу.

Учитель: Соотнесите этот рисунок с описанием в произведении. Способствует ли рисунок тому, чтобы точнее передать характеры героев?

Ученик: Да, способствует лучшему пониманию характеров героев (добрая, отзывчивая учительница и любознательный ученик).

Учитель: Сценку урока покажут Кирилл и Олеся (Приложение 6).

Как она убедила учиться Артема, ведь он не хотел?

Ученик: Она объяснила ему, что мама будет горевать: «Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться, – значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она, и сама заплачет.»

Учитель: Научился ли Артем чему-нибудь в первый школьный день?

Ученик: Да, научился писать.

Учитель: Какие первые слова написал мальчик.

Ученик: «Мама», «Родина».

Инсценировка, мама провожает в школу сына (Приложение 7).

Учитель: Как восприняла Евдокия Алексеевна сообщение сына, что ему пора в школу? Не обиделась ли она?

Ученик: Сообщение сына, что ему пора в школу, восприняла немного с грустью, но и с радостью одновременно, потому что она поняла, что к учительнице Артем относится как к маме, следовательно, будет стараться делать все, чтобы не огорчать учительницу; и все это будет только радовать маму!

И мама пожелала Артему: «Учись там и расти большой».

Заключение.

Учитель: Школьные годы у Платонова описаны так: «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница – Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про человека, родимого всякому дыханию, траве и зверю, а не властвующего Бога, чуждого буйной зеленой земле».

Своим рассказом «Еще мама» А. Платонов отдал дань уважения учительнице, которая поступает как мама.


Самое обсуждаемое
Анализ произведения Анализ произведения "Человек-амфибия" Беляева А
Корабли с фитом Тактика боя на Торменторе Корабли с фитом Тактика боя на Торменторе
История создания стихотворения «Собаке Качалова История создания стихотворения «Собаке Качалова


top