Храм царицы хатшепсут в дейр-эль-бахри. Хатшепсут — женщина-фараон Египетская царица хатшепсут

Храм царицы хатшепсут в дейр-эль-бахри. Хатшепсут — женщина-фараон Египетская царица хатшепсут

Рожденная в XV в. до н.э. царица Хатшепсут, дочь фараона Тутмоса I и царицы Ахмес, была любимицей в семье. Когда два ее брата погибли, она осталась в уникальном положении, поскольку была единственной наследницей трона после своего отца. Роль фараона-женщины была беспрецедентной. Когда царь умер, его сын, рожденный от простолюдинки Мутнофрит, Тутмос II, фактически взошел на трон.

Происхождение царицы Хатшепсут

Ученым удалось обнаружить и обследовать мумию этого фараона Древнего Египта, который оставался у власти недолгих три-четыре года. В результате исследования ДНК было обнаружено, что он страдал редкой формой кожного заболевания, которое в последствие стало причиной его скоропостижной кончины.

С Хатшепсут, его сводной сестрой и женой, у них не было потомства по мужской линии. Их дочь Нефруре, была скорей всего рождена внебрачных связей с Сенмутом, как и сын Исис. Он стал очередным наследником на престол и получил имя Тутмос III, но находился в то время в малолетнем возрасте. И Хатшепсут взяла управление древней цивилизацией Египет в свои руки в качестве регента. Любимая дочь знаменитого фараона, харизматичная и красивая, она по сути захватила власть фараонов и правила страной в течение 15 лет, вплоть до своей смерти в 1458 г. до н.э. Хатшепсут оставила после себя самое большое количество памятников архитектуры и произведений искусства, чем любая другая царица Древнего Египта.

Царица Хатшепсут на троне Древнего Египта

Руководить страной царице Хатшепсут было не просто. Ей пришлось подавить несколько восстаний после того, как ее племянник достиг совершеннолетия. Используя свой опыт в политической сфере, она ловко обернула власть в свою сторону. Для удержания власти она использовала те же приемы, что и фараоны Древнего Египта: множество скульптур и барельефов, прославляющих внеземную власть царей были построены при ней. Она облачалась в традиционную мужскую одежду правителей: шендит килт , то есть головной убор с урей и ката – платок, и фальшивую бороду.

Время правления царицы Хатшепсут было самым мирным и отличается отсутствием войн. Однако ее достижением считается экспедиция в страну Пунт, современное Сомали, в поисках слоновой кости, специй, золота и ароматических деревьев. События этого похода хорошо задокументированы в на стенах ее храма рядом с Луксором. Они включают описание путешествия, в том числе сатирические образы пунтов и их королевы, вид которой вызывал у египтян смех: складки жира свисают над ее коленями и локтями, спина искривлена и у нее орлиный нос. Для древних египтян эта сцена была, вероятно, веселым зрелищем.

Хатшепсут в конечном счете была признана законной царицей Древнего Египта. При ней был построен храм в Долине царей на самом высоком месте – плато Дейр-эль-Бахри рядом с Нилом в Фивах.

Легитимность власти царицы Древнего Египта

Храмы древнего Египта, Карнак

Она была искусным политиком и имела достаточно выраженную харизму, которая позволила ей сохранить власть над Древнем Египтом в течение полутора десятилетий. Однако она использовала для средства для доказательства легитимности ее правления. Первое, это ее непосредственное отношение к Тутмосу I. Царица утверждала, что ее отец ставил ее выше двух ее родных и одного сводного брата. И второе, в ее храме начертаны слова Хнумом, гончаром, который как считалось возводил скульптуры религиозным культам, доказывающее, что она имела превосходство по происхождению над всеми смертными:

«Я сделаю так, что единственным из всех живых существ на земле, Вы дорастете до царя Верхнего и Нижнего Египта, как твой отец Амон, который любит тебя больше всех».

Это утверждение имело в то время юридическую силы, как и другие тексты, которые указывают на высокий статус царицы Хатшепсут. Сомнений в ее происхождении и власти после написания таких текстов не возникало. Из этого утверждения следует, что ее отцом был Амон, воплотившийся в ее отце. На стенах ее гробницы начертана история о том, что Амон-Ра-отец подошел к Ахмес в виде Тутмоса I.

«Амон принял форму благородного царя Древнего Египта Тутмоса и нашел царицу спящей в своей команде. Услышав приятный запах, который исходил в его присутствие, она проснулась. Он отдал ей своей сердце и показал себя во всем великолепии. Когда он приблизился к царице, она плакала от радости от созерцания его силы и красоты, и он отдал ей свою любовь… «. Это изречение, содержащее историю о необычном происхождении Хатшепсут, гарантировало царице устойчивое положение в обществе.

Спустя около пяти тысяч лет археологами была обнаружена гробница Хатшепсут и место, где был захоронен сын Сенмут, Тутмос III. Их мумии были украдены, а места погребения уничтожены.

Царица Хатшепсут продолжила традицию своего отца и построила два обелиска из красного гранита, крупнейших на тот момент. Ее имя было увековечено на архитектурном шедевре, но Тутмос III способствовал тому, чтобы картуш был стерт со всех храмов и архитектурных памятников и изменен. Хотя многие ее замыслы в строительстве были разрушены вскоре после ее смерти, в целом царице Хатшепсут удалось совершить то, что ни одна женщина до нее не смогла сделать. Она управляла мощной, одной из самых развитых древних цивилизацией в мире – Египтом, почти двадцать лет.

Тайна исчезнования мумии царицы Хатшепсут

В 1903 году удалось обнаружить саркофаг Хатшепсут в гробнице №20 в Долине Царей, которой был присвоен номер KV20. Он был пуст. Возможно она была уничтожена ее регентом Тутмосом III. Раскрыть тайну исчезновения мумии удалось в результате исследования, проведенного в 2005 году при поддержке Захи Хавасса, главы египетского министерства древностей и Высшего совета по древностям. Хавасс и группа ученых обнаружили в камере KV60а неизвестную мумию, возраст которой исчислялся на столетие раньше, чем была построена гробница в Древнего Египта. На ней не было головного убора, ни драгоценностей, ни золотых сандалей, украшений и сокровищ. После проведения ДНК выяснилось, что возможно она принадлежала амбициозной Хатшепсут. Она была перевезена в Египетский музей в Каире и пополнила коллекцию зала Королевских Мумий на втором этаже. Рядом с ней установлена табличка, которая гласит, что мумия принадлежит царице Хатшепсут, царице Неба, которая наконец-то воссоединилась со своей большой семьей династии Нового Царства в стенах музея.

Жизнь и гибель Хатшепсут была предана забвению, но ее надежды, как фараона Древнего Египта будут вспоминать тысячелетиями. Она была одним величайших строителей своего времени. Четыре гранитных обелиска были возведены по ее приказу в храме Амоне в Карнаке. Перевезены святыни из Синая в . Выражение беспокойства египетской царицы и отражение ее мыслей и даже пророчество начертаны на одном из обелисков в Карнаке: «Мое сердце волнуется о том, что народ скажет про оставленные мной творения через много лет».

Храм Царицы Хатшепсут и обширные залы Карнакского храма в Луксоре сегодня, спустя тысячелетия, являются излюбленными местами отдыха туристов и непревзойденными образцами мастерства строителей Древнего Египта.

3 . Смерть, мумия, гробница Хатшепсут

Удалось ли найти мумию Хатшепсут?

Сегодня мы, безусловно, располагаем мумией Хатшепсут. Ее обнаружили, обследовав различные тайники, где покоились мумии неизвестных великих царских жен. И благодаря научному анализу были получены ответы на самые животрепещущие вопросы. Из тайника в Дейр эль-Бахри, где был построен храм Хатшепсут – прямо напротив Карнакского храма, удалось извлечь любопытную женскую мумию. Однако установить, чье это тело, поначалу не смогли. Оно покоилось не в саркофаге. Впрочем, в том же месте был найден пустой саркофаг вместе с деревянным ларцом, на котором значились имя и титулы Хатшепсут. В ларце содержались мумифицированные органы. Эта женская мумия оказалась в том тайнике не одна – рядом лежали другие мумии представителей XVIII династии, и некоторые из них были опознаны – Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III (к исследованию этих тел мы еще вернемся).

В другом захоронении из гробницы Аменхотепа II было извлечено шестнадцать тел, относящихся к эпохе Новой империи. В числе найденных мумий были описаны тела двух женщин, условно обозначенных как «девушка» и «женщина», однако определить, чьи это тела, оказалось непросто. Возможно, одно из них и было телом Хатшепсут. Тем не менее возраст «девушки» не позволял ей быть царицей-фараоном, которая умерла, когда ей было лет сорок – сорок пять, в шестой месяц двадцать второго года своего царствования. Личность другой женщины, вероятно, сорока лет, как будто удалось установить: это тело могло принадлежать царице Тэйе, супруге Аменхотепа III, правившей после Хатшепсут и принадлежавшей к той же XVIII династии. Впрочем, рентгенограммы тела (хотя они и не позволяют определить точный возраст мумии) заставили усомниться в преждевременных выводах. Так называемая «женщина», судя по всему, умерла в возрасте тридцати лет – слишком рано для Тэйе (она жила долго) и тем более рано для Хатшепсут, которая царствовала больше двадцати лет! Стало быть, мумию царицы-фараона предстояло искать в другом месте…

В гробнице № 60 – в Долине Царей, – которую обнаружил археолог Говард Картер, покоились две женские мумии. Одна, похоже, соответствовала образу кормилицы Хатшепсут – Сатры. Другая, с виду довольно крупная, могла быть телом царицы-фараона. Однако нет ни одного документального свидетельства того, что царица была женщиной тучной, к тому же на всех изображениях она выглядит стройной… Впрочем, цари имели обыкновение облагораживать себя, в том числе и в собственных каменных изваяниях. Тогда каким образом тело Хатшепсут оказалось в гробнице ее кормилицы? Быть может, его перенесли из расположенной неподалеку царской усыпальницы в гробницу №60, чтобы уберечь от грабителей? Или, может, это племянник Тутмос III распорядился перезахоронить тетку, дабы лишить ее всех достоинств в отместку за то, что она когда-то лишила его единоличной власти? Но в таком случае следовало бы доказать, что Тутмос III действительно ненавидел свою тетку и, таким образом, повелел уничтожить всякое воспоминание о ней, а это представляется маловероятным.

Тело, найденное в гробнице кормилицы Хатшепсут, имело в длину около 1,55 метра. И то действительно была царская мумия, потому как левая рука у нее лежала на груди, что вполне соответствовало традиции захоронения царских отпрысков из XVIII династии. В этой связи небезынтересно отметить, что мумификация тучных тел, включая найденное, производилась не обычным способом. Бальзамировщики, занимавшиеся обработкой усопших представителей царского рода, были далеко не новичками в своем деле. Тонкости ремесла они чаще всего перенимали у своих родителей и затем передавали детям. Пользовались они одними и теми же методами, и так во все времена. Когда устанавливался факт смерти, мастера-бальзамировщики переносили тело в мастерскую и за семьдесят дней производили его тщательную мумификацию. Не всем египтянам было уготовлено пройти через такое не совсем обычное бальзамирование. Существовало три способа мумификации – от самого простого до самого утонченного. Как бы то ни было, можно безошибочно утверждать, что царская особа имела преимущественное право на самое изысканное обхождение и после смерти… Для этого бальзамировщикам требовались растения и благовония, за которыми им порой приходилось отправляться в дальние страны. Помимо редких и дорогих благовоний, им была нужна сода – для высушивания и пущей сохранности тела, и за нею они ездили на север Египта. Первым делом мастера извлекали из тела все внутренности (некоторые органы потом тоже бальзамировали и помещали в погребальные сосуды – канопы , которые устанавливали рядом с саркофагами). Техника и в этом случае использовалась одна и та же. После извлечения мозга – через лицевые отверстия – на теле делали надрез и производили эвисцерацию .

Затем надрез заживляли с помощью листьев определенного растения и определенных же драгоценностей. Подобные приемы, надо заметить, прекрасно зарубцовывали раны.

В случае с так называемой «полной» мумией надрез на ней был сделан не в том месте, где было принято. Почему? Следовало ли в этом усматривать некий знак или символ? И что скрывалось за подобной странностью? Действительно, необычное дело – тут было над чем задуматься. Кто производил мумификацию – мастера или дилетанты? Быть может, эту мумию освящали и обрабатывали в спешке? Или, может, кто-то намеренно велел обойтись с нею без лишних церемоний? Ответ оказался столь же разочаровывающим, сколь и очевидным: внутренности были извлечены не из обычного места, и надрез был сделан не посередине тела, поскольку оно было слишком тучным!

Говард Картер так и оставил мумии из гробницы №60 в земле, где они лежали, и под охрану их взяли лишь несколько лет спустя: совершенно очевидно, они не интересовали ни Говарда Картера, ни лорда Карнарвона, финансового директора его экспедиций. Картер и Карнарвон искали захоронения более впечатляющие, где могли бы таиться поистине несметные погребальные сокровища. Однако поначалу сделанные ими открытия не оправдывали их надежд. Словом, Говард Картер не стал задерживаться в месте этого захоронения.

В 1906 году тело кормилицы Сатры вместе с саркофагом перевезли в Каирский музей. А вторую мумию оставили на прежнем месте. Вход в гробницу замуровали так, как это было принято во времена Говарда Картера, дабы оградить ее от вероятных грабителей. Там мумия «полной женщины» пролежала до 1989 года, пока один американский археолог не переложил ее в саркофаг. Ничего интересного в том захоронении ему найти больше не удалось. И он снова запер гробницу таким образом, чтобы в нее не смог проникнуть ни один расхититель. «Полная женщина» и на сей раз сохранила все свои тайны. Тогда же сам собой возник вопрос: какая же полная женщина из царской семьи могла находиться под опекой Сатры?

Теперь можно почти с полной уверенностью сказать, что тело Хатшепсут найдено. В самом деле, мумии царицы не оказалось ни в первой ее гробнице, ни во второй. Один из ее саркофагов, из второй гробницы – за номером 20, в Долине Царей (ДЦ-20), оказался довольно большим, из чего можно было заключить, что Хатшепсут уготовила его для своего отца Тутмоса I, дабы в нем упокоилось его тело. Первый – деревянный – саркофаг Тутмоса I Хатшепсут отвергла как недостойный отца, которому она собиралась уступить и одну из своих кварцитовых чаш. На этой чаше значилось имя царицы, и она предназначалась для нее, до того как перешла в дар к ее отцу…

Крышка ее собственного саркофага была повреждена. Сделать это с помощью кварцита было непросто. Кто же совершил такое кощунство? Быть может, она пострадала, когда саркофаг опускали в погребальную камеру? Проникнуть в это помещение оказалось довольно трудно: то была самая последняя и глубокая зала в усыпальнице – перед нею располагалась целая анфилада комнат. А что если ремесленники, недовольные тем, как правила царица-фараон, умышленно повредили ее, выражая таким образом свое недовольство перед правящим царем? Кое-кто даже предположил, что тело Хатшепсут вообще не было погребено в ДЦ-20, поскольку крышка ее саркофага лежала на земле там, где ее обнаружили. На место же ее не водрузили потому, что погребения как такового попросту не было! Смелое предположение, однако. Если нет доказательств, что царицу похоронили сообразно с общепринятой традицией, не существует подтверждений и того, что у нее не было традиционных похорон!

Мог ли Тутмос III организовать традиционное погребение своей тетки? И сделал ли он это?

И почему тому нет никаких свидетельств?

Правящему фараону надлежало воздать последние почести своему предшественнику, даже если политика последнего и была ему не по нраву. Что касается Хатшепсут, здесь, напротив, все указывает на то, что племянник поддерживал ее преобразования, труды, устремления и проекты. Они управляли страной вдвоем. Тутмос III достроил некоторые сооружения, заложенные при Хатшепсут. Словом, даже если бы Тутмосу III совсем не нравились времена правления тетки, он тем не менее не мог не организовать ей достойное погребение. Спустя несколько лет Эйе, занимаясь погребением Тутанхамона, самолично провел обряд «размыкания уст», возвращая усопшему юному фараону способность чувствовать, хотя, конечно же, считал его никчемным правителем. Так что, невзирая на нелицеприятное мнение о предтече, Эйе не забыл исполнить по отношению к нему свой последний долг. Народ и жречество следовало умилостивлять. Изменение же Порядка и сотрясение богини равновесия Маат пробуждало всеобщий страх. Египтяне боялись мести богов, поэтому надо было делать все возможное во избежание Хаоса, возвращения к началу начал и гибели цивилизации.

Что бы ни думал Тутмос III о Хатшепсут, как бы ее ни осуждал, египетские традиции обязывали молодого фараона воздать царице-фараону последние почести на высочайшем уровне. Вот почему Хатшепсут, безусловно, была удостоена величественного погребения. Но что если ее похоронили не во второй гробнице, а где-то еще? Можно ли себе представить, что царица-фараон, недовольная уготовленной ей усыпальницей, повелела отстроить для себя еще одну, о местонахождении которой нам ничего не известно?

Хатшепсут, высоко ценившая самое себя и свою роль в управлении государством, считала и даже была уверена, что ее похоронят в Долине Царей. А стало быть, там и должна находиться третья ее усыпальница. Да, но это место уже сто раз перекопали из конца в конец, причем самым тщательным образом. Так неужели там нас все еще ждут любопытные открытия?

Долина Царей – далеко не самый обычный некрополь. Гробниц там такое множество, что порой они располагаются поверх друг друга и даже крест-накрест. Между тем в этом погребальном лабиринте, где очень просто заблудиться, нет-нет да и находят что-нибудь новенькое, и это неизменно вызывает новые споры, подогревая интерес к сей поистине сказочной и неисчерпаемой сокровищнице. Недавно, к примеру, там обнаружили новую гробницу, несколько царских мумий и погребальную утварь, относящиеся к эпохе XVIII династии, и все это – по соседству с гробницей Тутанхамона. Удачи, надежды и разочарования сменяли друг друга. Раскопки в другом месте, неподалеку от гробницы Хоремхеба, завершить не удалось, хотя они обещали немало новых открытий… Среди прочего по ряду любопытных деталей выяснилось, что некоторые гробницы, ранее приписанные одним царям, в действительности принадлежали совсем другим правителям. Так, например, обстояло дело с гробницей Сетнахта, которая до этого, как считалось, принадлежала Таусерт. После того как со стен гробницы осыпалась мраморная штукатурка, царица предстала во всем своем великолепии. Поскольку к тому времени, когда Сетнахт скончался, его гробницу еще не достроили, надо было спешно решать, где его похоронить, даже в ущерб царице! Вот почему сегодня нельзя утверждать с полной уверенностью, что отыскать еще одну усыпальницу Хатшепсут никогда не удастся. При этом, однако, надо иметь в виду: никаких доказательств, что она действительно существует, у нас нет.

Во второй гробнице царицы-фараона ничто – ни убранство, ни тексты, ни надписи – не указывает на то, что ее похоронили именно в этом месте. Такое впечатление, будто ни Тутмос I, ни его дочь там не были похоронены.

Действительно ли Тутмос начал вести войны, едва прах царицы-фараона предали земле? И правда ли, что, будь она жива, это грозило бы Тутмосу отлучением от власти?

За отсутствием фактов, доказывающих обратное, допустим, что Хатшепсут погребли вполне достойно и что она умерла естественной смертью. Однако не успела она испустить последний вздох, как ее племянник отправляется в Азию подавлять мятеж под водительством правителя Кадеша и Митанни. Таким образом, его тридцатитрехлетнее царствование начинается с войн, позволивших ему не только покорить врага, но и расширить земли Египта. Тутмос переправляется через Евфрат и одерживает победы, снискавшие ему славу величайшего фараона-завоевателя в истории Древнего Египта – так называемого «египетского Наполеона».

Смерть Хатшепсут совпала с окончанием долгого периода мирной жизни. Вот почему вполне можно предположить, что царица по собственной воле отошла от власти, уступив ее фараону, готовому к войне. Даже если она умерла и не в то время, ее роль все равно была уже не столь значима, как в мирные времена. Отныне Египту был нужен могущественный царь и грозный военачальник, способный дать решительный отпор врагу.

Кто была таинственная Сатра, чью гробницу нашел археолог Говард Картер? И что связывало ее с Хатшепсут?

Сатра, которую звали также Инет, была кормилицей царицы-фараона. Она, как удалось установить, была запечатлена в скульптуре вместе с Хатшепсут. В этой изрядно поврежденной керамической статуе, предназначенной для храма в Дейр эль-Бахри, нетрудно узнать маленькую Хатшепсут-фараона, сидящую на коленях у кормилицы. Сатра топчет ногами врагов Египта. Эти традиционные изображения символизировали превосходство Египта и его власть над другими землями, такими как, например, Азия. Сатра запечатлена в той же позе, что и наставник Сенмут, держащий у себя на коленях царевну Нефруру. Хатшепсут, должно быть, очень любила свою кормилицу, если заказала такую скульптуру и повелела установить ее в своем храме Миллионов лет. Несмотря на плохо сохранившуюся надпись, можно разобрать, что это – похвальное слово в адрес кормилицы Сатры: «Какое счастье, что царь Хатшепсут Мааткара и бог Осирис Абидосский могут оделить приятными и чистыми дарами душу кормилицы Той, что правит Двойной страной, Сатры, по имени Инет, Праведноголосой».

Итак, кормилицу Хатшепсут похоронили в Долине Царей (а точнее – в Бибан эль-Мулуке, Долине Царских врат), и это, в свою очередь, доказывает, что кормилицы были при дворе в большом почете и что происходили они не из бедных. Кормилицами зачастую становились матери, сестры либо дочери высших сановников или влиятельных и именитых царедворцев. Одна из двух мумий, найденных в упомянутой усыпальнице, вполне подходит под описание кормилицы. Покоится она в деревянном саркофаге, на котором значится имя Инет. Вокруг саркофага разложены подношения, и среди них – мумифицированная бычья нога и различные драгоценности.

После того как мумию обнаружили в первый раз – в 1903 году, – ее оставили in situ , и гробницу тут же снова запечатали. В 1906 году саркофаг Инет перевезли в Каир, а вторая мумия так и осталась в ДЦ-60. На стенах этой гробницы не сохранилось никаких надписей, не нашли там и ни одной вещи Хатшепсут. Впрочем, предметы, помеченные ее именем, – большая редкость. Так, одна из принадлежавших ей алебастровых ваз и браслет обнаружились в гробнице царевны, одной из дочерей Тутмоса III.

Действительно ли первая гробница Хатшепсут скрывала важные артефакты, проливающие свет на тайну ее погребения?

И удалось ли найти соответствующие надписи на острове Сехель?

Остров Сехель, расположенный в нескольких километрах к югу от Асуана, оказался кладезем многочисленных письменных свидетельств о самых разных династиях. А в одном из них даже упоминалось о связи между Сенмутом и Нефрурой. Впрочем, это уже давно не секрет. Тем не менее ни в одном тексте не говорилось о погребении Хатшепсут или Сенмута. А как насчет первой гробницы женщины-фараона, построенной в Вади Сиккет Така эль-Зейд, приблизительно в двух километрах от Долины Царей и в пятистах с лишним метрах выше Долины?

Попасть в это место, затерянное посреди гористой, иссеченной оврагами местности, было совсем не легко. Даже из египтян его мало кто знает… Чтобы добраться туда, первый переход приходится делать на джипе (дорог там нет – только редкие белесые полосы-тропы на песке, проторенные мулами), затем – верхом на осле, а дальше – около часа пешком, под безжалостным солнцем. Летом там стоит нестерпимый зной: температура порой превышает 50 градусов. В этом глухом уголке не было обнаружено ничего, кроме гробниц Хатшепсут, ее дочери Нефруры да усыпальниц трех дочерей-царевен Тутмоса III. Вход в гробницу царицы отыскать непросто, поскольку ее усыпальница была выбита прямо в скале. Пандус, по которому некогда можно было туда подняться, давно обрушился. Так что проникнуть в таинственную царскую усыпальницу, где первым побывал открывший ее Говард Картер, можно было только одним способом – взобравшись на вершину скалы с одной стороны и спустившись к гробнице по веревке на четыре сотни метров вниз – с противоположной.

Сперва надо было проскользнуть в расщелину и опуститься на первый уступ, а дальше – пробираться по другой расщелине, более узкой и опасной. Отважившись на такое приключение, Говард Картер узнал, что его опередили грабители. Он перерезал их веревки и оставил им свою, чтобы они смогли поскорее убраться восвояси.

Гробница производила удручающее впечатление. Из убранства – ничего нового и необычного. Отсутствие настенных росписей указывало на то, что ее бросили, так и не достроив. Погребения в ней никогда не проводили. А стало быть, и Хатшепсут похоронили не здесь. Голый коридор вел в переднюю, а оттуда в погребальную камеру с колодцем. В довершение всего гробница сильно пострадала от подтоплений.

В этой, первой гробнице обнаружили саркофаг длиной около двух метров. Так что в общей сложности их у царицы, похоже, насчитывалось три. К саркофагу была привалена крышка. На ней читалось имя Хатшепсут, «повелительницы двух стран, великой царской жены, дочери и сестры царя». На крышке также были начертаны строки во славу Нут. Это больше походило на молитву, которую царица возносила богине, дабы та помогла ей переместиться на небеса и обрести вечность.

Очевидно, Хатшепсут выбрала это отдаленное место с тем, чтобы уберечься от расхитителей гробниц. Невзирая на опасности, сопряженные со спуском ко входу в гробницу, грабители уже успели побывать внутри нее до археологов. Тот факт, что древние строители потратили столько трудов впустую, наводил на мысль о том, что Хатшепсут, когда стала фараоном, отказалась от этой, первой гробницы, посчитав, что усыпальница в Долине Царей куда больше приличествует царице, которой она теперь была.

И напротив, тот факт, что царица не выбрала себе более достойную гробницу, будучи супругой Тутмоса II, показывает, что она, вероятно, еще не была исполнена честолюбивых устремлений стать когда-нибудь фараоном! Своим титулом она не кичилась и на первые роли не претендовала…

Сегодня только лучи октябрьского солнца освещают вход в эту практически недоступную гробницу. Когда Говард Картер наткнулся на усыпальницу, внутри он обнаружил кучи строительного мусора и камней, обрушившихся с вершины горы прямиком в заброшенную гробницу. «Обратив в бегство грабителей-арабов, – писал Говард Картер в своем дневнике, – я заметил, что они прокопали лазы, наподобие кроличьих нор, до самой погребальной камеры. Тогда я понял, что им удалось выбраться на небольшой уступ и спуститься по веревке ко входу; мне оставалось только последовать их примеру. Но, хотя мое снаряжение было добротное, не то что у них, у меня кружилась голова, отчего дело застопорилось. Восхождение меня ничуть не пугало, однако при спуске придется использовать сетку».

В среду 27 июня 2007 года генеральный секретарь Верховного совета по египетским древностям объявил журналистам из разных стран мира, съехавшимся в Каир, что мумия Хатшепсут наконец опознана! В сосуде, обозначенном именем женщины-фараона, нашли осколок коренного зуба, который точь-в-точь подходил к одному из сломанных зубов у «полной» мумии из ДЦ-60 – гробницы Сатры…

В то же время вновь возник вопрос о мумии Тутмоса I, подлинность которой при опознании также вызвала немало споров.

Можно ли было с помощью гробницы Хатшепсут определить датировку других гробниц?

Первая гробница Хатшепсут очень напоминала гробницу №42 в Долине Царей, принадлежащую, как считалось, Тутмосу II. Поскольку ее воздвигли между гробницами Тутмоса I и Тутмоса III, все и правда наводило на мысль, что это усыпальница Тутмоса II, сына Тутмоса I и первой его жены Мутнофрет. Но погребальная камера в ней отличалась по форме от других… Она больше походила на погребальную камеру Аменхотепа II, сына Тутмоса III, чем на камеры фараонов, его предшественников. При всем том, однако, там не было найдено ни одного предмета из погребальной утвари, принадлежавшей Тутмосу II. Да и ни в одном тексте не упоминалось о погребении царя. К тому же эта гробница, похоже, относилась к эпохе Аменхотепа II!

Чуть дальше я подробнее расскажу об этой таинственной гробнице и объясню, почему не считаю, что в ней покоится Тутмос II и что обнаруженная там мумия скорее всего не имеет никакого отношения и к сыну Тутмоса III.

Изучив план, строение и внешний вид первой гробницы Хатшепсут, я как-то подумала: а что если ДЦ-32 – гробница какой-нибудь другой женщины, тоже царицы или царевны?… И тут мне в голову пришло имя Меритры-Хатшепсут II, которая, возможно, была второй дочерью Хатшепсут. Эта догадка уже сама по себе имеет не последнее значение, поскольку тела великих царских жен из XVIII династии пока нигде не нашли. А искали их и на севере Египта, и в окрестностях Амарны, в Среднем Египте. Я же со своей стороны предположила, что их могли похоронить рядом с мужьями, а проще говоря – в Долине Царей.

Тайна Меритры-Хатшепсут: кто же эта таинственная женщина? Могла ли она быть дочерью Хатшепсут? И облегчат ли изображения наши поиски?

Жизнь у этой женщины сложилась довольно странно. Она была женой Тутмоса III, возможно, после Нефруры, приходившейся ей сестрой. При этом, однако, нет никаких свидетельств того, что Меритра-Хатшепсут была дочерью Хатшепсут. В таком случае кто же мог быть ее отцом? Тутмос II, сводный брат и муж царицы-фараона? Точно так же возникает вопрос и о законном отце Нефруры. Если у Хатшепсут действительно была связь с Сенмутом, ставшим Хранителем Амона, он вполне мог быть отцом и двух дочерей Хатшепсут.

Но тогда почему нет никаких изображений Меритры-Хатшепсут II ни на стенах храмов, ни на барельефах, где представлены все члены семьи царицы и ее близкие? Изображение Нефруры с Сенмутом имеется на Лазурной горе в Синае, где обнаружили капеллу Хатор. Многочисленные кубические статуи отображают ее еще совсем маленькой девочкой на руках у Сенмута. Существует немало предположений, объясняющих такое «отчужденное» отношение к Меритре. Возможно, царица Хатшепсут недолюбливала ее и отстранила от себя, отдав всю свою любовь старшей дочери, которая когда-нибудь приняла бы от нее власть. А может, у Меритры был скверный нрав, что и отдалило ее от матери?

Как бы там ни было, рисунки больше ничего прояснить нам не могут. Поэтому приходится смириться с довольно странной мыслью, что царица-фараон не позволяла изображать младшую дочь на стенах сооружений в свою честь разве только потому, что Меритра не была ее дочерью.

Почему Хатшепсут выдвигала Нефруру, став фараоном на седьмой год своего правления?

И правда ли, что ее дочь умерла в юном возрасте, как об этом сообщают разные источники?

Вокруг дочери Хатшепсут тоже витает немало тайн. За отсутствием каких бы то ни было свидетельств издавна считалось, что она умерла в детском возрасте. Однако недавно найденные изображения, где она предстает девушкой-подростком, доказывают, что прожила она довольно долго и мать дала ей должное образование и воспитание в надежде увидеть ее своей преемницей. Но хотела ли Хатшепсут приобщить дочь к политике, потому что намеревалась возвести ее на египетский престол целенаправленно, или же по причине опасения, что Тутмос III может умереть раньше срока, как оно случилось с Тутмосом II и Тутмосом I? А может, Хатшепсут пыталась отомстить Тутмосам, не принадлежавшим к царскому роду, и создать династию женщин-фараонов, в чьих жилах текла бы царская кровь? Трудно представить себе, чтобы та, которая нареклась «Мааткарой» и почитала Маат, богиню утвержденного порядка, пожелала бы нарушить устоявшиеся традиции.

Тем не менее Нефрура получила примерное образование, благо наставники у нее были не из последних – такие как Сенмут и Сенмен. А одна из ее кормилиц, Яхмес-Пеннехбет, чья гробница была найдена, принадлежала к числу самых просвещенных женщин при царском дворе. Впрочем, Нефрура не только получила прекрасное образование, как подобает будущей великой царской жене. Ее к тому же воспитывали как царевича. Потому как Хатшепсут, вполне вероятно, считала, что ее дочь достойна престола больше, чем Тутмос III, у которого было весьма скромное происхождение. Отстаивая свое право на титул и давая понять, что она – сестра и дочь фараона, Хатшепсут, не исключено, мстила за то, что ей предпочитали мужчин не царских кровей. Но действительно ли она страдала от этого: ведь, согласно традиции, женщины всегда уступали первые роли мужчинам? Рассуждать о той эпохе с точки зрения современных представлений – дело неблагодарное, тем более что в те времена наши нынешние представления были просто немыслимы. Тот факт, что царица Хатшепсут отстранила Тутмоса III от власти, потому что он был не царской крови, мог бы показаться маловероятным, не обладай эта незаурядная женщина необыкновенно честолюбивым характером, равнявшим ее с другими фараонами.

Почему Нефрура носила титул «божественной жены»? И что означал этот титул?

Нефрура не была ни матерью, ни супругой – разве только женой совсем юного Тутмоса III. Определенно, ни одна другая женщина не могла сравниться с ее положением и кандидатурой на роль великой жены Тутмоса III. Но носила ли она ритуальный титул, делающей ей честь служить богам? Во время некоторых религиозных церемоний, происходивших в Карнаке, царицу Хатшепсут, очевидно, сопровождала некая «божественная жена»… Неизвестно, то ли это была ее дочь, то ли жрица, помогавшая в богослужениях. У «царя-фараона» Хатшепсут как женщины, понятно, не могло быть супруга. Однако же когда Хатшепсут принимала мужское обличье, целиком преображаясь в царя, она, возможно, полагала, что ей, как и всем предыдущим фараонам, нужна великая жена. И кто лучше родной дочери годился на эту роль, тем более что она дала ей самое превосходное образование и воспитание?

В Карнакском храме «божественная жена» запечатлена в разных сценах. Вот она участвует в божественных ритуалах, сопровождает жреца и сжигает врагов Египта. Вот наблюдает, как Хатшепсут преподносит дары божествам. А вот следует за жрецами, дабы совершить омовение в храмовом водоеме, и помогает Хатшепсут, преклоняющей колени перед статуей Амона. Словом, она всегда оказывается рядом с Хатшепсут, когда царица-фараон совершает традиционные обряды.

Кто такая таинственная Сатия? И что ее связывает с Нефрурой?

Как ни странно, титул «божественной жены» обозначен на барельефе, где Тутмос III изображен вместе с таинственной женщиной по имени Сатия. Можно ли под чертами этой неизвестной узнать Нефруру? Если да, то в таком случае Нефрура должна была не только пережить свою мать, но и стать великой женой Тутмоса III до Меритры-Хатшепсут, которая, возможно, доводилась ей сестрой.

Все стало бы ясно, не имей Сатия тех же титулов, что и Нефрура, – в противном случае их легко можно было бы различать. Но есть ли у нас доказательства, что Нефрура прожила больше одиннадцати лет? Ни одного свидетельства, что Нефрура пережила Хатшепсут, никто так и не нашел. Да и потом, за исключением вышеописанного изображения, ни на одной стеле, ни в одном храме и ни в одном тексте нет никаких упоминаний о дочери Хатшепсут после смерти царицы-фараона.

Изображение Нефруры встречается и на каменном блоке в Серабит эль-Хадиме – в Синае, где ее отец и Тутмос III поклонялись богине Хатор. Не исключено также, что она сама побывала там с матерью в одиннадцатый год ее царствования. Имя Нефруру, кроме того, значится на первой гробнице ее наставника Сенмута, хотя на второй гробнице этого царедворца, относящейся к шестнадцатому году правления Хатшепсут, оно уже не обозначено. Из чего напрашивается вывод, что Нефруры, вероятно, уже не было в живых, когда Сенмут строил себе гробницу в Дейр эль-Бахри. Похоронили же Нефруру неподалеку от первой гробницы ее матери, а это, в свою очередь, говорит о том, что Хатшепсут все еще желала быть погребенной в Вади Сиккет Така эль-Зейд, когда умерла ее дочь. С другой стороны, все это наводит на мысль о том, что Сатия и Нефрура были две совершенно разные личности и что Нефрура, скорее всего, умерла в юном возрасте, расстроив своей смертью планы матери, которая надеялась, что та взойдет на престол в случае, если Тутмос III умрет.

Что же касается Меритры-Хатшепсут II, которой нет ни на одном барельефе, хранящем изображение Нефруры, тут напрашивается вывод, что это просто была тезка царицы и никакие родственные узы их не связывали. В самом деле, ведь многие египтяне имели обыкновение называть дочерей в честь правящей царицы! Такое предположение кажется вполне оправданным даже при том, что та же Меритра-Хатшепсут II и не была великой женой Тутмоса III…

Была ли Хатшепсут первым фараоном, принявшим определенную форму единобожия?

Итак, мы подошли к главному вопросу. Чтобы понять, как развивались политика, религия и экономика страны в эпоху начала XVIII династии, необходимо настроиться на образ жизни и мыслей фараонов, которые были явно человечнее своих предшественников. На всех изображениях той поры цари уже стоят ближе к народу и выглядят менее напыщенно.

Будучи открытой к восприятию известного ей мира и страстно желая узнать все, что в Египте было неведомо, Хатшепсут расширяет торговлю с заморскими странами. Ту же политику потом будет проводить и Тутмос III. Вполне возможно, что, находясь под влиянием других религий, Хатшепсут уже мало-помалу стремится поклоняться одному лишь верховному богу – Амону, отстраняясь от других главных богов, таких как Осирис. Поэтому не исключено, что абидосские верховные жрецы потворствовали всяческим попыткам вычеркнуть ее имя из истории.

Фараоны во все времена выбирали себе богов, которых почитали больше других. В зависимости от того, в каких городах располагались их резиденции, они отдавали предпочтение Птаху (Мемфис), Мину (Гебту), Осирису (Абидос), Тоту (Гермополь) или Амону (Фивы)… При том что самым главным богом во всякое время у них оставался Ра. Египтяне верили, что именно он дает жизнь и процветание всему и вся. Поэтому они молились ему на рассвете в благодарность за то, что он даровал им возможность снова видеть свет и жить дальше. На восходе солнца фараон первым делом возносил молитвы богу Ра вместе со жрецом, выделенным ему в сопровождение. В глазах египтян Ра неизменно был превыше всего – как солнце для сирийцев, императора Гелиогабала и римлянина Аврелиана… Кроме бога Солнца, у египтян были и другие старшие боги, которых они отличали от младших. Но Хатшепсут перевернула систему привычных верований, отринув некоторых главных богов и выдвинув на передний план фиванского бога. В своей приверженности Амону Хатшепсут дошла до того, что пренебрегла недовольством даже самых влиятельных жрецов. Так постепенно она приняла определенную форму единобожия. Из книги Ленин. Книга 2 автора Волкогонов Дмитрий Антонович

Из книги 100 великих загадок истории Франции автора Николаев Николай Николаевич

«Пигмей, ставший исполином», или Мумия, нашедшая покой Когда Бонапарт взял власть, на следующий день после государственного переворота 18 брюмера, он намеревался хорошо закончить революцию, продуктом которой, по сути, являлся, и это приписывало ему некоторую законность

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Загадки царицы Хатшепсут

Из книги 100 великих интриг автора Еремин Виктор Николаевич

Хатшепсут – женщина-фараон Хатшепсут (тронное имя Маат-Ка-Ра) – первая в истории человечества не легендарная, существовавшая в действительности женщина, которой довелось взойти на царский престол. У историков есть три версии о годах правления прославленной владычицы:

Из книги Всемирная история в сплетнях автора Баганова Мария

Хатшепсут Мернейт, Нитокрис и Нефрусебек приходили к власти в трудные для Египта времена. Трон доставался им почти принудительно, так как не было наследника мужского пола или этот наследник был слишком мал. Однако в XIV веке до н. э. Египтом правила женщина, которая подобно

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Операция «Мумия» Каким образом египтяне мумифицировали своих умерших? Казалось бы, этот вопрос достаточно хорошо изучен. Однако два американских специалиста – египтолог Боб Брир и анатом Рон Уод – попробовали ответить на него заново. Они сами взялись изготовить мумию

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Хатшепсут, женщина-фараон Тутмос I был уже в зрелых летах, когда стал фараоном, а его царственная жена Яхмос родила ему дочь - прославленную Хатшепсут (ок. 1479–1458 гг. до н. э.), но не сына. Опасаясь кризиса наследования, фараон выбрал преемника, тоже Тутмоса, ребенка одной из

Из книги Проклятие фараонов. Тайны Древнего Египта автора Реутов Сергей

Стела Хатшепсут Получив необходимый статус, Хатшепсут заручается поддержкой жречества. И делает следующий шаг: на третьем году правления практически без сопротивления жречества, скорее, при его поддержке, против воли армии (здесь снова играет роль ее происхождение) она

Из книги Знаменитые загадки истории автора Скляренко Валентина Марковна

Гробница, сеющая смерть Открытие знаменитым английским археологом Говардом Картером в 1926 году гробницы египетского фараона XVIII династии Тутанхамона стало одним из величайших археологических достижений со времен обнаружения легендарной Трои другим великим

автора Коллектив авторов

Сакс Ромер ТАИНСТВЕННАЯ МУМИЯ (1903){7} В пять часов пополудни жаркого августовского дня, высокий и худой человек с неопрятной, растрепанной бородкой, чей плохо сидящий сюртук и потрепанный шелковый цилиндр невольно бросались в глаза, вошел в вестибюль Музея Грейт-Портленд

Из книги Тайна Мумии. Рассказы о мумиях. Том II автора Коллектив авторов

Чарльз Катлифф Хайн МУМИЯ ТОМПСОН-ПРАТТА (1904){10} Гаргрейв был членом Клер-колледжа{11}, жил на территории колледжа и дважды в неделю читал лекции по структурной египтологии, как правило, перед пустыми скамьями. Он был одним из самых знающих египтологов современности и

Из книги Тайна Мумии. Рассказы о мумиях. Том II автора Коллектив авторов

Чарльз Бамп ИСЧЕЗНУВШАЯ МУМИЯ (1906){26} В штабе детективов городской полиции ошибочно сложилось весьма лестное мнение о моих сыщицких способностях. Лично я всегда считал, что помощь, которую я сумел в двух-трех случаях оказать детективам, была по большей части результатом

Из книги Тайна Мумии. Рассказы о мумиях. Том II автора Коллектив авторов

The New York Times, 7 апреля 1923 МУМИЯ ОБВИНЯЕТСЯ В СТРАННЫХ НЕСЧАСТЬЯХ ПРЕКРАСНАЯ, НО ЗЛОВЕЩАЯ ПРИНЦЕССА, КАК УТВЕРЖДАЕТСЯ, НЕ ЛЮБИТ ПРИКОСНОВЕНИЯ К КРЫШКЕ СВОЕГО ГРОБАМумия находится в Британском музееОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА НАЗЫВАЮТ ЭТИ РАССКАЗЫ МИФОМ, НО ЛЮДИ СУЕВЕРНЫЕ ВИНЯТ ЕЕ

В пустынной долине Дейр Эль-Бахри, неподалёку от Фив, расположен один из самых замечательных памятников древнеегипетской архитектуры – погребальный храм царицы Хатшепсут. Храм является главной частью целого комплекса, включающего также храмы Ментухотепа II и Тутмоса III.

Царица Хатшепсут

Хатшепсут – одна из пяти полновластных повелительниц Египта за всю его историю. Она принадлежала к XVIII династии и царствовала в начале XV в. до н. э.

Хатшепсут была дочерью Тутмоса I, а после его смерти стала женой своего родного брата, фараона Тутмоса II. Она пользовалась большим влиянием при дворе, будучи верховной жрицей Амона и фактически соправительницей мужа.

Новый фараон правил менее 4 лет. После его смерти на трон взошёл его сын от наложницы, 12-летний Тутмос III, а Хатшепсут стала регентшей. Однако уже через 18 месяцев при поддержке жречества она отстранила юного фараона от власти и стала править самостоятельно. Тутмоса III отправили в храм для получения образования.

Забегая вперёд, отметим, что это невольное заключение и обучение в храме будущего великого фараона впоследствии обернулись для Египта немалыми благами.

Постройка храма

Царице пришлось немало потрудиться, чтобы убедить всех в легитимности её правления. Жрецы распространили легенду о том, что её отцом был Амон, приходивший к её матери Яхмес в облике Тутмоса I. В благодарность за поддержку жречества Хатшепсут восстановила множество храмов, разрушенных завоевателями-гиксосами, и даровала жреческим общинам немалые привилегии.

Внешняя политика Хатшепсут не отличалась значительной активностью. Ей приходилось направлять войска для подавления восстаний в египетских азиатских владениях, но масштабных походов Хатшепсут не проводила.

Значительным достижением стало восстановление разрушенных торговых связей со страной Пунт (вероятно, в нынешнем Сомали). Хатшепсут организовала масштабную морскую экспедицию в Пунт, которая вернулась с большим количеством ценных товаров – золота, благовоний, слоновой кости, ценных пород дерева, рабов и шкур экзотических животных.









Эпоха правления Хатшепсут стала временем небывалого подъёма Египта, роста экономической и торговой деятельности. Но главное, чем прославилась женщина-фараон, стала грандиозная по масштабам строительная деятельность. Больше неё строил разве что Рамзес II Великий, но многие учёные оспаривают это, поскольку Рамзес II нередко стёсывал с построек имена предшественников и высекал своё имя.

По приказу Хатшепсут по всей стране возводились новые святилища и восстанавливались старые, они украшались новыми росписями и замечательными рельефами. Гигантские гранитные обелиски, установленные в этот период, превосходили своей высотой все аналогичные сооружения предшественников царицы. Но самым выдающимся памятником эпохи Хатшепсут стал Джесер-Джесеру, Священнейший из священных, поминальный храм царицы, возведённый невдалеке от окраины Фив.

«Парфенон» Древнего Египта

Храм Хатшепсут, являющийся главной частью комплекса Дейр-эль-Бахри, строился 9 лет. Храм частично высечен в скале¸ ширина его по фасаду составляет около 40 метров.

Строительство храма осуществлялось под руководством Сенмута, которого учёные считают самым выдающимся архитектором Египта со времён Имхотепа, строителя первой пирамиды. Сенмут руководил всеми царскими работами, был главным советником Хатшепсут и воспитателем её дочери Нефрура.

Сенмуту удалось идеально вписать храм в скальный ландшафт. Монументальное строение включает три последовательно возвышающиеся террасы, прорезанные пандусом, ведущим к главному святилищу. Террасы украшают колоннады из белого песчаника. Своей монументальностью и вместе с тем стройностью колонны напоминают гораздо более поздние дорические. На каждой террасе некогда были сооружены пруды и высажены деревья.

К началу пандуса вела аллея, вдоль которой были установлены сфинксы, изображавшие Осириса с лицом Хатшепсут, и росли мирровые деревья, вывезенные из Пунта. Аллея тянулась от границы обрабатываемых полей и пустыни, начало её было отмечено величественным пилоном.

Портики всех ярусов украшены замечательными стенными росписями и рельефами. Росписи портика нижнего яруса рассказывают о доставке каменных блоков по Нилу, походах, строительных работах. Нередко встречаются изображения сокола и змеи. Это Гор и Уаджет, покровители Верхнего и Нижнего Египта. Тем самым зрителям внушалась мысль о неразрывном единстве страны. На террасе стояли многочисленные статуи Хатшепсут как в парадном одеянии, так и в обычном женском облегающем платье.

Рельефы второго яруса рассказывали об экспедиции в Пунт и других деяниях царицы. Вдоль лестницы находились изваяния кобр с соколами на спине, напоминающие о единстве Египта. По сторонам террасы расположены святилища Анубиса, одного из судей царства мёртвых, и Хатхор, олицетворявшей красоту, женственность, материнство и плодородие. Портики обоих святилищ насчитывают по 12 колонн, за которыми начинаются подземные залы.

На верхней террасе проводились главные религиозные церемонии. По сторонам её находятся святилища родителей царицы, Тутмоса I и Яхмес, в центре яруса располагается главный храм всего комплекса, посвящённый Амону-Ра.

Центральный храм ансамбля состоит из множества вырубленных в скале помещений, в которых находились многочисленные изваяния царицы, изображавшие её в виде сфинксов и в антропоморфном стиле. Огромные статуи Хатшепсут, установленные у входа, были видны от самого Нила. Стенные росписи изображали религиозные обряды и сцены встреч царицы с богами-покровителями. Подземные залы были богато украшены ценными материалами, а главный вход затворяла дверь из чёрной меди с инкрустациями из золота и серебра.

Всего, по подсчётам археологов, в храме было установлено около 200 статуй. Однако храм недолго радовал прихожан своей красотой. После смерти Хатшепсут Тутмос III, желая отомстить за своё отстранение от власти, приложил немало усилий, чтобы уничтожить память о царице. Её изображения были частично стёрты, статуи сброшены с пьедесталов и закопаны неподалёку. Лишь много веков спустя археологам удалось частично восстановить первоначальный облик храма.

Тем не менее, Тутмос III велел соорудить свой погребальный храм здесь же, рядом с творением Сенмута.

Храмовый ансамбль Дейр-эль-Бахри производит впечатление завершённости и гармоничности, что дало основание многим исследователям считать его одним из красивейших зданий древнего мира. За уникальность архитекторского решения и совершенство линий храм Хатшепсут иногда ставят в один ряд с шедевром древней архитектуры – афинским Парфеноном.

Хатшепсут – женщина-фараон

Хатшепсут (тронное имя Маат-Ка-Ра) – первая в истории человечества не легендарная, существовавшая в действительности женщина, которой довелось взойти на царский престол. У историков есть три версии о годах правления прославленной владычицы: 1490/1489-1468 гг. до н.э.; 1479-1458 гг. до н.э.; 1504-1482 гг. до н.э. Если для науки эти версии важны, то для нас более существенно иное: Хатшепсут взяла власть в свои руки вскоре после освобождения страны от иноземных захватчиков гиксосов, властвовавших над большей частью Египта более 100 лет, и сделала его процветающей страной. Гиксосы были изгнаны около 1550 г. до н.э. дедом будущей владычицы фараоном Яхмосом I, основателем XVIII династии египетских царей.

Хатшепсут была дочерью царя-завоевателя Тутмоса I (правил ок. 1504 – ок. 1492 гг. до н.э.) и царицы Яхмес. Надо отметить, что именно Яхмес являлась единственной законной наследницей египетского престола, а Тутмос стал фараоном, поскольку был ее супругом.

Все прочие дети от брака Тутмоса и Яхмес умерли, оставалась одна Хатшепсут. Потому египетская аристократия настояла на том, чтобы фараон провозгласил свою дочь Супругой бога – верховной жрицей бога солнца Амона-Ра.

У Тутмоса I имелись дети и от других, второстепенных жен. Чтобы укрепить права династии на престол, отец выдал единственную носительницу крови законных царей за ее сводного брата, сына фараона от его второстепенной жены Мутнофрет. Молодого человека тоже звали Тутмосом.

В последние годы жизни Тутмос I привлек сына в соправители, но ряд ученых полагают, что на самом деле править Египтом уже тогда начала волевая Хатшепсут – Тутмос II был очень болезненным и слабым во всех отношениях человеком.

У царственной четы родились две дочери, которые умерли в младенчестве. Зато рос крепкий и здоровый малыш – сын Тутмоса II от наложницы Исиды. Мальчика тоже назвали Тутмосом и объявили наследником престола.

Тутмос II правил всего три года и умер, как показали новейшие исследования, естественной смертью от неизвестной болезни.

Вот тогда и наступило время великих интриг, одних из самых первых из известных науке не по легендам, а по письменным источникам. В схватку вступила партия Тутмоса III – преимущественно военачальники – и партия Хатшепсут, состоявшая из высших жрецов.

В ходе подковерных баталий был достигнут компромисс: малолетний Тутмос III, которому еще не было двенадцати лет (только с этого возраста законы Египта разрешали короноваться), был провозглашен фараоном, а Хатшепсут стала правительницей-регентом при нем. Но компромисс был временный: те же законы Древнего Египта устанавливали наследование престола по материнской линии, а матерью мальчика-фараона была наложница, следовательно, права его на власть оказались чрезвычайно шаткими. Однако Тутмос был единственным мужчиной в династии, потому его и поддерживала значительная часть военачальников. Чтобы закрепить власть за наследником, жрецы вынуждены были от имени оракула Амона провозгласить Тутмоса III фараоном по воле бога. Это узаконивание прав на престол произошло в первый год царствования мальчика.

Царица Хатшепсут. XV в. до н.э.

Решительная правительница не собиралась отдавать власть своих предков в руки сына наложницы. По одной версии, через 18 месяцев после восшествия Тутмоса III на престол, по другой – в конце 4 го года его правления был осуществлен «тихий» государственный переворот: юношу отстранили от власти, а Хатшепсут стала первой в истории женщиной, которую провозгласили фараоном! Произошло это следующим образом. Во время торжественной майской церемонии 1489 г. до н.э. в храме верховного бога Амона в Фивах жрецы вынесли тяжелую барку со статуей Амона-Ра. По ходу шествия они неожиданно опустились на колени перед Хатшепсут и объявили, что фиванский оракул благословил ее стать новой владычицей Египта. Хитрая регентша совершила неожиданный даже для жрецов ход: ее намеревались провозгласить Священной правительницей, что предполагало возможность последующего смещения Хатшепсут с престола, она же вдруг сама объявила себя фараоном с мужским именем Маат-Ка-Ра, чем перекрыла конкурентам на престол и претендентам на ее руку малейшую возможность законно отнять у женщины-фараона власть.

Тутмоса III перевели в статус наследника и Юного правителя, взяли под стражу и отправили на воспитание в храм. Избавляться от фараона-подростка женщина-фараон не стала. В дальнейшем Тутмоса не только допускали к решению практически всех важнейших государственных вопросов (хотя окончательное решение всегда принимала Хатшепсут), но он стал Верховным военачальником египетской армии.

Молодого человека женили на любимой дочери Хатшепсут – Нефруре, которую и стали готовить в наследницы престола. Но Нефрура умерла, и тогда был заключен брак Тутмоса с младшей дочерью властительницы – Меритрой.

По мнению ряда исследователей, захватив престол, Хатшепсут добилась власти, «какой не было ни у одной женщины ни до, ни после нее, включая английских королев и русских императриц XVIII-XIX вв.». Но при этом все царствование ее превратилось в сплошную интригу, состоявшую из лавирования между жрецами и военачальниками. Благо воинственные предшественники оставили повелительнице богатейшую казну, и средств на подкупы и содержание страны хватило ей сполна.

Жрецы тщательно подготовили идеологическую базу переворота. Хатшепсут была заранее объявлена дочерью Амона-Ра, явившегося ее матери Яхмес в облике фараона Тутмоса I. Повсеместно рассказывали, будто тело женщины-фараона сотворил на гончарном круге по воле Амона-Ра сам бог-творец Хнум. Но главное – было объявлено, что Тутмос I лично признал перед жрецами своей единственной наследницей Хатшепсут. Это была наглая, ничем не прикрытая ложь.

Поскольку в Египте фараон издавна считался земным воплощением бога неба Гора, а потому мог быть только мужчиной, Хатшепсут стала появляться на официальных церемониях с накладной бородой и в мужской одежде, такую же бороду было велено носить и ее дочери – несостоявшейся наследнице.

Женщина-фараон благополучно правила восемь лет, а на девятый год в Египте истощился золотой запас. В армии зрело возмущение. Военачальники во главе с Тутмосом требовали начать военные походы для пополнения казны. Интрига заключалась в том, что и победа в войне, и поражение одинаково означали для Хатшепсут низложение с престола. И тогда она приняла единственно верное в таких условиях решение: снарядили 5 десантно-боевых кораблей и 5 тысячный военный отряд во главе с Тутмосом, придали им 6 жрецов-послов, 500 купцов и разведчиков и отправили их в военную экспедицию в неведомую страну Пунт – родину богов и первочеловека! Экспедиция прошла успешно, царь Пунта признал себя вассалом Египта и преподнес египтянам щедрые дары. Богатство из Пунта оказалось столь велико, что полностью покрыло дефицит египетской казны! Кризис был преодолен.

Хатшепсут правила примерно до 1468 г. до н.э. и умерла в возрасте 50 ти лет от рака костей и печени, усиленного диабетом. На престол вернулся уже достигший зрелого возраста Тутмос III, своими победоносными военными походами открывший список величайших завоевателей мира всех времен и народов. Следом за ним идут Александр Македонский, Карл Великий, Чингисхан, Тимур, Наполеон… Тутмос III в их ряду стал первым.

Фараон не забыл, как отстраняли его от власти! Живым участникам заговора пришлось бежать из Египта и прятаться всю оставшуюся жизнь. По приказу Тутмоса III со всех барельефов, памятников, стел и фресок сбили имя и изображения Хатшепсут, а заодно и ее сторонников. Великий властитель повелел навечно забыть о коварной властительнице Египта. Правда, существует версия, будто фараон сделал это не из желания отомстить, а для того, чтобы уничтожить память о последней из законных правителей XVIII династии.

В современной египтологии существуют две основные точки зрения на могущественную царицу: ее рассматривают либо как выдающуюся правительницу, оставившую далеко позади свое время, либо как коварную узурпаторшу, отнявшую власть и третировавшую в течение двадцати лет великого полководца. Как бы там ни было, но жизнь Хатшепсут была одной сплошной интригой, из которой женщина-фараон вышла абсолютной победительницей.

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Загадки царицы Хатшепсут

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Тайна Хатшепсут и Сенмута Еще одной загадкой царицы была ее личная жизнь. Эта загадка волнует некоторых даже больше, чем география неуловимого Пунта, архитектура чудесных храмов и даже таинственная смерть царицы вкупе с ее исчезнувшей мумией.Хатшепсут, ставшая фараоном,

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Тайна смерти и посмертные загадки Хатшепсут Смерть Хатшепсут до сих пор тоже остается одной из загадок древнеегипетской истории. Ее мумия не идентифицирована. Не подтверждена также и версия, будто она была убита Тутмосом III. Умерла Хатшепсут, по всей вероятности,

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Правление Хатшепсут (1490–1468 гг. до н. э.) Преемник Тутмоса I, его сын от второстепенного брака с Мутнофрет Тутмос II (ок. 1503–1490 г. до н. э.) еще до начала царствования женился на своей сводной сестре Хатшепсут. При Тутмосе II продолжались войны за египетское господство в Азии,

Из книги 100 великих интриг автора Еремин Виктор Николаевич

Хатшепсут – женщина-фараон Хатшепсут (тронное имя Маат-Ка-Ра) – первая в истории человечества не легендарная, существовавшая в действительности женщина, которой довелось взойти на царский престол. У историков есть три версии о годах правления прославленной владычицы:

Из книги Всемирная история в сплетнях автора Баганова Мария

Хатшепсут Мернейт, Нитокрис и Нефрусебек приходили к власти в трудные для Египта времена. Трон доставался им почти принудительно, так как не было наследника мужского пола или этот наследник был слишком мал. Однако в XIV веке до н. э. Египтом правила женщина, которая подобно

автора Ванойк Виолен

2. Два фараона во главе Египта: Хатшепсут и Тутмос III В самом ли деле Тутмос III ненавидел свою тетку?И действительно ли та захватила власть силой? Правда ли, что они правили вместе, а потом он отказался похоронить ее достойно?И мог ли он ее убить?Предположение, будто Тутмос III

Из книги Великие загадки Древнего Египта автора Ванойк Виолен

3 . Смерть, мумия, гробница Хатшепсут Удалось ли найти мумию Хатшепсут?Сегодня мы, безусловно, располагаем мумией Хатшепсут. Ее обнаружили, обследовав различные тайники, где покоились мумии неизвестных великих царских жен. И благодаря научному анализу были получены

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Хатшепсут: женщина на престоле Египта Преемник Тутмоса I, его сын от второстепенного брака с Мутнофрет Тутмос II (ок. 1503–1490 гг. до н. э.) еще до начала царствования стал мужем своей сводной сестры Хатшепсут, дочери Тутмоса I от брака с Яхмос. В царствование Тутмоса II

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри Пожалуй, самый известный памятник эпохи Хатшепсут - ее поминальный храм в Дейр эль-Бахри, на западном берегу Нила, напротив Фив; многие считают этот храм прекраснейшим сооружением Древнего Египта. На основе ниспадающего каскада утесов

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.2.1. Сенмут, правая рука Хатшепсут В забавном польском художественном фильме «Новые амазонки» двое мужчин после разморозки оказываются в далеком будущем. Они обнаруживают, что люди живут под землей. И это одни женщины, которые стали обходиться без мужчин, приносящих

автора Реутов Сергей

Хатшепсут - тайны женщины-фараона Правительницы на троне В Древнем мире было немного женщин-правительниц. Память об одной из них - полновластной царице Вавилона Семирамиде - пережила тысячелетия. И это при том, что многие историки считают ее правление марионеточным, а

Из книги Проклятие фараонов. Тайны Древнего Египта автора Реутов Сергей

Стела Хатшепсут Получив необходимый статус, Хатшепсут заручается поддержкой жречества. И делает следующий шаг: на третьем году правления практически без сопротивления жречества, скорее, при его поддержке, против воли армии (здесь снова играет роль ее происхождение) она

Из книги Проклятие фараонов. Тайны Древнего Египта автора Реутов Сергей

Величайшие тайны Хатшепсут Сен-Мут был не только первым придворным архитектором фараона Мааткара. Достоверно известно, что он был беззаветно влюблен в царицу и что Хатшепсут в определенной степени отвечала на его чувства. Об этом говорит хотя бы то, что она позволила

Из книги Личности в истории автора Коллектив авторов

Царица Хатшепсут: женщина-фараон Илья Вузман Имя Хатшепсут не вошло ни в один из древних перечней правивших Египтом царей. Ее изображения с атрибутами царской власти и картуши с ее именами впоследствии уничтожались. Существование женщины-фараона противоречило


Женщина-фараон Хатшепсут

В истории Египта была только одна правительница, обладавшая абсолютной властью, одна из немногих женщин, правившая единолично. Тем самым она нарушала многовековую традицию престолонаследия, так как был в живых и наследник мужского пола – Тутмос III, ее пасынок. Но царица Хатшепсут стала фараоном вопреки всем традициям, и египтяне долго скрывали этот факт. Как и некоторые обстоятельства жизни Хатшепсут, которые приходилось держать в тайне.


Известняковая скульптура Хатшепсут в Метрополитен-музее в Нью-Йорке


Статуя Хатшепсут

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I, после смерти которого она вышла замуж за своего сводного брата, рожденного от простолюдинки, – Тутмоса II. Когда археологи исследовали мумию Тутмоса II, они пришли к выводу, что он страдал редкой формой кожного заболевания, которое, по всей видимости, стало причиной его скоропостижной смерти.

Скульптурное изображение женщины-фараона Хатшепсут


Слева – парные осирические статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри. Справа – осирическая голова Хатшепсут из храма в Дейр-эль-Бахри. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

После смерти Тутмоса II право наследовать престол получил его сын от побочной жены Тутмос III, но он был слишком мал, и Хатшепсут выполняла при нем обязанности регента. Однако такая роль царицу не устраивала – она хотела добиться всей полноты власти. После того, как ее пасынок достиг совершеннолетия, ей пришлось подавить несколько восстаний. Для укрепления своего положения она использовала те же приемы, что и другие египетские фараоны: при ней было построено множество скульптур и барельефов, прославляющих божественную природу царской власти. При этом Хатшепсут изображали в традиционном мужском облачении правителей, со всеми атрибутами царской власти. На всех скульптурных портретах ее лицо украшает царский головной убор и накладная борода.

Стела Хатшепсут в храме Амона-Рав Карнаке

В истории Египта было несколько женщин-правительниц, но ни одна из них не добивалась такой полноты власти. К тому же во времена ее царствования Египет процветал. Все свои усилия Хатшепсут направила на возрождение страны после продолжительных воен. В течение 7 месяцев по ее приказанию в храмовом комплексе Амона-Ра в Карнаке высекли два 30-метровых обелиска из цельного куска гранита. На одном из них были начертаны такие слова: «Мое сердце волнуется о том, что народ скажет про оставленные мной творения через много лет».


Колонна из храма Хатшепсут

Символом ее правления стал террасный храм Миллионов лет на берегу Нила в Фивах, так искусно встроенный в окружающий ландшафт, будто бы он на самом деле является продолжением скалы. Ее достижением также называют экспедицию в страну Пунт (Сомали), после 400-летнего перерыва. Спустя 3 года корабли вернулись в Египет с золотом, благовониями, шкурами редких животных и слоновой костью. В конечном итоге она была признана законной царицей Египта и оставалась ею в течение почти 20 лет.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри


Храм Хатшепсут ночью

Свидетельства о ее царствовании не появлялись до XIX в. – полновластное правление женщины было феноменом в истории Египта, тщательно скрывавшимся на протяжении столетий. К тому же ее пасынок Тутмос III уничтожил все памятники, созданные в период ее царствования – либо в отместку, либо с целью ликвидировать официальные свидетельства царского титула Хатшепсут, чтобы все считали, что трон перешел непосредственно от отца к нему.

Роспись в храме Хатшепсут


Колонны храма Хатшепсут

Тайной оставались и ее отношения с главным советником, зодчим храма в Долине царей, наставником дочери царицы Сенмутом. По одной из версий, он был не только наставником, но и ее настоящим отцом. Со вступлением Хатшепсут на трон Сенмут стал обладателем 93-х титулов и самым близким доверенным лицом правительницы. Некоторые исследователи полагают, что эта связь была лишь предметом домыслов и сплетен: «Хатшепсут слишком хорошо понимала шаткость своего положения, чтобы стать связанным с ним физически», – говорит Келлер. Если бы их связь стала общеизвестной, военный переворот был бы неизбежен.

Хатшепсут – правительница Египта

Истинный портрет женщины-фараона воссоздать тоже крайне сложно – обычно изображения владыки были довольно условными и символичными. Загадкой долгое время оставалось и местонахождение мумии Хатшепсут: в обнаруженной гробнице ее не было. Только спустя какое-то время ее нашли в одном из помещений неподалеку от гробницы лежащей прямо на полу.

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут


Царица Хатшепсут в облике сфинкса. Музей Метрополитен


Самое обсуждаемое
Тест. Снежная королева. Х. Что помогло герде вспомнить о кае Тест. Снежная королева. Х. Что помогло герде вспомнить о кае
Презентация, доклад окна сатиры роста Окна роста: aгитационное искусство Презентация, доклад окна сатиры роста Окна роста: aгитационное искусство
Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери


top