Экстатические обряды (изменённые формы сознания) в практиках некоторых российских сект. Разные лики любви Экстатические практики в российской религиозной жизни: история и современность

Экстатические обряды (изменённые формы сознания) в практиках некоторых российских сект. Разные лики любви Экстатические практики в российской религиозной жизни: история и современность

Все большую роль в религиозных верованиях современной России играют нетрадиционные конфессии и культы, которые зачастую связаны с ритуалами, сопровождаемыми изменением форм сознания, в частности экстатическими состояниями, малохарактерными для православия. Они весьма привлекательны для молодежи и некоторых других общественных групп. Социальные и психологические причины этого до сих пор не во всем ясны. Являются ли подобные ритуалы пережитком прошлого или феноменом "чужой" культуры, имеют ли они позитивный или деструктивный эффект?

До 60-х гг. XX вв. труды, посвященные экстазу, были весьма немногочисленны, но именно с этого времени начался этап углубленных, комплексных исследований измененных форм сознания (ИСС), к которым был отнесен и экстаз, в том числе и вызванный религиозными переживаниями. Этому содействовали новации в области медицины – прежде всего открытие эндорфинов ("гормонов удовольствия"), которые обладают мощным многофакторным воздействием на организм и мышление. Эндорфины – природные вещества, содержащихся в организме человека, и вызывающие при определенных обстоятельствах эффект, сходный с действием одного из наиболее сильных наркотиков – морфина. Функции эндорфинов как "гормонов удовольствия" очень многообразны. Считается, что они противодействуют стрессовым эффектам, подавляют болевые ощущения, влияют на эмоции и имеют отношение к некоторым психическим заболеваниям [Тейлор, с. 258]. Мощные выбросы эндорфинов происходят при занятиях спортом, в моменты оргазма, при религиозном экстазе и в ряде других ситуаций. Именно резкое повышение количества морфинов в нервной системе вызывает у здоровых людей чувство максимального удовольствия.

Психологическая наука проводит разграничение между религиозным экстатическим состоянием и религиозным трансом. Большой толковый психологический словарь А. Ребера уточняет, что транс, вызванный, сильной религиозностью, характеризуется снижением телесных функций, а в экстатическом состоянии проявляются энергичные, активные, даже неистовые свойства телесного характера. В истории религиозных практик в России нас интересуют только последние, сопровождаемые, согласно Реберу, временным изменением сознания, потерей чувства идентичности, избирательным вниманием к определенным аспектам окружающей среды и стереотипными моделями поведения, не поддающимися контролю рассудка. Эти симптомы сопровождаются убеждением, что человек одержим духом, какой-то силой или другим человеком [Ребер, 2000, т.2., с. 372]. Самое важное, на мой взгляд, – то, что религиозный экстаз может носить как индивидуальный, так и массовый характер.

Феномен российских религиозных практик с экстатической составляющей будет более понятен если рассмотреть его на фоне мировых религиозных практик. Замечу, что, согласно сведениям этнографического атласа Дж. Мердока, ритуалы с экстатической составляющей являются широко распространенными в мире и встречаются в 90% из 488 описываемых в нем традиционных культур .

Экстаз в религиозных практиках мира

Экстатические культы сопровождают и являются неотъемлемой частью мировой религиозной истории. Среди древних экстатических культов можно указать на малоазийский по происхождению культ Аттиса и великой Матери богини Кибелы, который в конце III в. до н. э. приобрел государственный статус в Римской республике. С этим культом связаны самые жестокие формы одержимости (массовое самооскопление адептов). Мистерии сирийской богини Астарты, разворачивавшиеся весной в городе Иераполисе, отличались не меньшей силой религиозного экстаза. По силе экстатического состояния выделялся и культ Диониса-Сабазия, малоазийского бога, издревле отождествляемого с богом виноделия Дионисом. В эллинистическую эпоху он принимал крайние оргиастические формы. Древнегреческий писатель Еврипид так описал оргиастическую церемонию:

И в голос стали жены Вакха звать.
Все ликовало с ними – горы, звери;
От топота задвигалась земля…
Бегом едва спаслись мы от вакханок,
А то бы разорвали. Там стада
У нас паслись; так с голыми руками
На них менады бросились: корову
Мычащую с набрякшим выменем эти
Волочат; те рвут нетелей; там бок
Растерзанный; там пара ног передних
На землю брошена, и свесилось с ветвей
Сосновых мясо и сочится кровью.
[Еврипид, 1969, с.128–129].

Религиозный экстаз проявлялся и в празднестве богини столицы нижнеегипетского нома Бубатис – Бастет, культ которой был распространен по всему Египту. Она изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой. В классической Греции (V – IV вв. до н. э.) в городке Элевсине неподалеку от Афин совершались экстатические мистерии в честь двух богинь, Деметры и ее дочери Коры, похищенной богом загробного мира Плутоном. Важно отметить, что техника введения в экстатическое состояние использовала световые эффекты. Факелоносец занимал в Элевсинской иерархии почетное второе место. Участники таинств, причащались напитком именуемым кикеон. Американские ученые Р. Уоссон, А. Хофманн и К. Рак в своем труде "Дорога в Элевсис: раскрытие тайны мистерий" доказывают, что кикеон содержал препарат спорыньи, содержащий ингредиенты близкие по химическому составу к сильнодействующему наркотику ЛСД-25 (см. [Гроф, 1993, с. 469]). Следовательно, употребление этого напитка направленно использовалось в Элевсинских мистериях для достижения эффекта измененного состояния сознания. Вероятно именно под прямым воздействием галлюциногенов, согласно философу-неоплатонику Проклу, их участникам являлись видения "несказанных образов". Подобные свидетельства о вакхических Дионисийских таинствах имеются у Филона Александрийского [Торчинов, 1997, с. 144].

Состояния людей, находящихся под действием религиозного экстаза, описал знаток восточных культов, философ-мистик Ямвлих (ок. 280 – 330 гг. н. э.): "Эти люди переменяют свою жизнь на божественную, или содействуют своей собственной жизнью богу… Впрочем они и не сознают самих себя ни так, как прежде, ни как бы то ни было иначе и вообще не обращают собственное сознание на самих себя… поскольку в это время не живут жизнью живого существа. Далее, одни, вонзая в себя вертела, ничего не чувствуют, а другие, ударяя топорами по спинам или рассекая кинжалами руки, ничего подобного не замечают… Таким образом оказывается, что иступленные не сознают самих себя и что они не живут ни человеческой жизнью, ни жизнью живого существа ни в ощущениях, ни в страсти (курсив мой – Л. А.), но взамен получают некую иную, более божественную жизнь, которой воодушевляются и которой совершенно одержимы… Оказываются многообразными и признаки тех, на кого нисходит вдохновение: движения тела и некоторых его частей… Влекомому богами совершено ясно видится нисходящий пронизывающий дух… их всецелая одержимость божеством, вслед за которой, уже позднее приходит экстаз… никакое божественное дело не может совершаться без участия некоего руководителя… – исполнителя священнодействия" [Ямвлих, 1995, с. 107, 108, 110].

Ямвлих дал четкую характеристику признаков религиозного экстаза, которые наблюдаются во всех последующих явлениях подобного рода: 1) совершенно исчезает собственные сознание и движения человека, находящегося в религиозном экстазе; 2) произнесение слов происходит не в согласии с мышлением говорящего (то есть наблюдается состояние глоссолалии, о котором будет сказано позже).

Особенно выделяет он роль музыкального ритма при достижении экстатического состояния: "…музыка является чем-то приводящим в движение и пробуждающим страсти, волнующим, и то, что звучание флейт возбуждает или исцеляет связанные с изменением страдания, и то, что музыка меняет состояние или расположение тела, и то, что одними мелодиями возбуждается вакхическое исступление, а другими приостанавливается" [Ямвлих, 1995, с.111–112].

Мировые религии – христианство и ислам с осторожностью подходили к практике и ритуалу религиозного экстаза. Христианству с давних пор, возможно, с эпохи еретических движений свойственно недоверие к действиям неконтролируемой массы людей. Введение в состояние религиозного экстаза таило опасность внезапных массовых вспышек насилия; возбуждали страх легкость, с которой с которой они распространяются, непредсказуемость и неудержимость опьяненной ритуалом массы. Все вероучительные элементы и практические формы организации католической церкви прямо и последовательно противостояли импульсивности и произвольным действиям, обладали ни с чем не сравнимыми длительностью и инерцией [Канетти, 1997, с. 171].

В католичестве можно указать, пожалуй, только на одно маргинальное движение, практиковавшее массовый экстаз – движение флагелланов, которое возникло в Италии в 1260 году. Массовые процессии полуголых, рыдающих, бичующих себя женщин и мужчин прошли по городам Европы, предрекая Конец Света. Хотя массовый экстаз флагелланов сочетался с элементами железной дисциплины, участники шествий не могли удержаться от бесчинств и преступлений – они избивали священников, учиняли еврейские погромы, разоряли богатых горожан. Один из лидеров флагелланов, Конрад Шмидт, объявил себя богом. В 1349 году взволнованный этими событиями Папа Римский Климент VI запретил движение флагелланов, объявив их еретиками [Эткинд, 1998, с. 13].

В исламе к проявлениям массового религиозного экстаза можно отнести практику самобичевания шиитов в память страданий пророка Хусейна.

Экстатические практики в российской религиозной жизни: история и современность

Сторонниками культов с ярко выраженными экстатическими ритуалами в российской истории XVII – XIX веков можно назвать хлыстов, скопцов, молокан-прыгунов, шолопутов, малеванцев. Наиболее древние из них возникли в середине XVII в. одновременно со старообрядчеством. Христоверы (самоназвание хлыстов) придавали главное значение не религиозному учению, а именно массовому экстатическому ритуалу. Предание свидетельствует, что основатель учения – костромской крестьянин Даниил Филиппович, которого его последователи считали воплощением Бога-отца Саваофа, посоветовал выбросить в Волгу как никонианские, так и старообрядческие книги. "Не книгам, а Святому Духу верьте", – сказал он [Торчинов, 1997, с. 356]. Путем к обретению св. Духа считались "радения" – массовые экстатические действа. Техника вхождения в экстаз предполагала длительный и изнурительный пост, а также многочасовые пляски, хождение по кругу, с подскакиваниями и коллективными выкриками: "Ой дух, ой Бог! Царь Бог, Царь Дух" [Русское… 1989, с. 571].

"В результате этих движений, продолжающихся до полного изнеможения и до истерических припадков, – писал историк русской культуры П. Милюков, – дух "накатывает" на весь "корабль" (религиозную общину – Л.А.). Пророк начинает тогда пророчествовать – сперва всему "кораблю" общую "судьбу", а потом частную судьбу каждому члену отдельно" [Милюков, 1994, с. 115 – 116]. В либеральную эпоху начала XIX века христоверие проникло и в высшие дворянские круги.

В 1908 году вышла книга Д. Коновалова "Религиозный экстаз в русском мистическом сектанстве". Опираясь на допросы и показания хлыстов, хранившиеся в православных Духовных консисториях, автор исследовал телесные или физические явления сектантского экстаза. Из речевых экстатических феноменов Коновалов описывал стоны, слышавшиеся на радениях, а также "приступы насильственных криков". Они часто раздавались на радениях Тамбовских хлыстов. На радениях можно было услышать и "нечленораздельные крики разными голосами", напоминающими голоса различных животных. По словам лидера хлыстов станицы Ханской (Кубанской области) Линникова при схождении св. Духа на радеющих, каждый из присутствующих начинает кричать, подражая крику различных животных и птиц [Коновалов, 1908, с. 35, 38 – 39].

Таким образом, и в Петербурге, и на Кубани, как ранее в Египте и Сирии состояние религиозного экстаза проявлялось в речевом поведении в форме глоссолалии [греч. γλοσσα – язык; λαλειν – говорить] – произнесения слов, лишенных смысла. В американской "Энциклопедии религий" глоссолалия определяется как практика "необычного речевого поведения, которое в многочисленных религиозных обществах постулируется как ритуально-религиозное" (См. Goodmann, 1972). Воронежские христоверы во второй половине XIX века (группа В. Мокшина) в состоянии религиозного экстаза кричали и говорили "на разных языках". Пророки и чудотворцы Тамбовских хлыстов заявляли, что в состоянии экстаза говорят на каких-то языках, которых они сами не понимают.

Во время "радений", наблюдались непроизвольные внешние движения. Например, притоптывания и судорожные сотрясения. Непроизвольные внешние движения нарастали сверху вниз (покачивание головой, подергивание плечами, движения рук, вырывание волос на голове, что отмечалось у Поволжских хлыстов). Они достигали кульминации в сложных формах перемещения человека в пространстве, таких как вращательно-круговые движения. Замечу, что адепты древнего культа Сабазия предавались именно такой исступленной вращательно-круговой пляске. Московские и Сибирские хлысты XVIII века также практиковали "круговерчение".

В некоторых христоверческих общинах на радениях, как у флагелланов или шиитов, происходило самобичевание (отсюда происходит другое название христоверов – "хлысты") [Русское... 1989, с. 570]. Московские хлысты XVIII века во время радений били себя по спинам поленьями и обухами [Коновалов, 1908, с. 71]. Все эти действия приводили к состоянию массового религиозного экстаза и ощущению собственной божественности, "христовства" [Торчинов, 1997, с. 356].

Основатели движения скопчества во второй половине XVIII века провозгласили, что женщина является средоточием греха и сделали непременным условием вступления в секту "новое крещение" – кастрацию неофита, сохранив при этом хлыстовскую практику радений [Торчинов, 1997, с. 357].

В 1830-х годах в молоканстве (протестантское по своей сути движение) возникло ответвление молокан-прыгунов, которое просуществовало вплоть до 1980-х годов. Молитвенные собрания включали обязательный элемент, когда участники после пророческих выступлений о приближении Конца света, буквально взвивались ввысь (отсюда название – прыгуны), чувствуя в себе "присутствие Святого Духа" [Русское… 1989, с. 608]. У Закавказских молокан-прыгунов пляска до изнеможения заканчивалась падением на землю.

Современная российская религиозная ситуация характеризуется активностью протестантских деноминаций, что в результате привело к такому феномену, как наметившаяся религиозная переориентация регионов, где ранее доминирующее положение безоговорочно занимала РПЦ. Согласно статистике по Дальневосточному федеральному округу на 1 января 2002 г. количество зарегистрированных протестантских организаций превысило количесто других зарегистрированных религиозных организаций, включая православные, мусульманские, иудейские, буддистские и другие. По занимаемой территории Дальневосточный федеральный округ является самым большим в России (36, 4 % от общей территории страны) и одним из самых урбанизированных – три четверти населения проживают в городах. В этническом составе доминирующее положение принадлежит русским.

Среди протестантских деноминаций лидирующее положение в России занимают христиане веры евангельской (пятидесятники), имевшие на 1 января 2002 года 1380 зарегистрированных общин. Первая община пятидесятников была основана еще в 1913 году в Петербурге. В дальнейшем общины появились в Вятской, Новгородской, Московской и других областях. Согласно "Отчету Совета по делам религий при Совете Министров СССР за 1988 год" количество религиозных организаций пятидесятников в условиях советского режима, исключавшего "массовое западное миссионерство", составляло в СССР в 1988 году 845 религиозных объединений (как зарегистрированных, так и не прошедших государственную регистрацию) [Отчет… 1988, с. 35]. В 1991 году был создан объединенный союз христиан веры евангельской, охватывающей все субъекты Российской Федерации.

В основах социальной концепции Российского объединенного союза христиан веры евангельской значится: "Мы верим, что знамение крещения Святым Духом, пережитое апостолами в день Пятидесятницы, когда они начали говорить на разных языках, актуально и сегодня" [Основы... 2002, с. 1]. Не умаляя духовного значения религиозных и эмоциональных переживаний верующих, отмечу как факт, что один из феноменов, присущих с древности состояниям религиозного экстаза, – глоссолалия постулируется у христиан веры евангельской как ритуально-религиозное поведение. Другой феномен, часто сопровождающий состояния ИСС, – "катания", "падения" в состоянии религиозного экстаза (как результат неконтролируемой телесной активности), фигурировал в ряде судебных процессов против пятидесятнических общин как довод к закрытию религиозного объединения по причине нанесения вреда здоровью. Однако люди, пережившие такие состояния, заявляли, что никаких ухудшений в их здоровье это не вызвало, напротив – ощущения были очень приятными. Таковы, например, показания в суде г. Магадана в мае 1999 года адептов пятидесятнической церкви "Слово Жизни" [Религиозные... 2001, с. 330].

Очевидно, что тяга людей к впадению в состояние религиозного экстаза имеет глубинные социальные, психологические и духовные причины. В современной российской ситуации нестабильность официальной идеологии и традиционных религий приводит к тому, что они, вероятно, не справляются с их главной компенсаторной функцией – утешения человека в тягостных для личности условиях переходного периода. В этой ситуации эндорфины – "гормоны удовольствия", которые вырабатываются, в том числе, в состоянии религиозного экстаза, вероятно, выполняют в определенной мере компенсаторную функцию. Может быть, одну из причин массового притока неофитов в пятидесятнические общины в современной России стоит искать именно в этом направлении.

***

В начале XXI века в России и на Западе количество приверженцев религиозных деноминаций, практикующих вхождение в состояние религиозного экстаза, неуклонно растет в самых разных слоях населения. Например, общее число пятидесятников, основным догматом которых является учение о крещении Духом Святым, проявляющееся в феномене глоссолалии, выросло с 30 млн в 1969 году (в том числе в США – 4 млн) до 50 млн в 1994 году. Эта тенденция характерна и для России, где неуклонно растет количество зарегистрированных религиозных общин христиан веры евангельской (пятидесятников). При этом как чрезвычайно важную тенденцию следует отметить тот факт, что практика глоссолалии получила распространение не только в протестантских деноминациях, но и в католицизме, который тысячелетиями избегал религиозных практик, связанных с религиозным экстазом. В США три богословских университета: Дюкенси (штат Пенсильвания), Нотр-Дам (штат Индиана), Лойола (штат Калифорния) заняты обоснованием легитимности феномена глоссолалии в католическом богослужении.

Следует отметить также, что бурный рост деноминаций, где практика религиозных экстатических состояний является центром вероучебных доктрин, по времени приблизительно совпадает с широким распространением такого феномена молодежной массовой культуры, как коллективное вхождение в экстаз на рок-концертах, на собраниях поклонников музыкальных, спортивных и иных кумиров (эта тенденция четко обозначилась начиная с эпохи молодежных революций 1960-х годов). Как один из наиболее актуальных примеров приведу движение поклонников произведений английского писателя Р. Толкиена, практикующее состояние "глюколовства".

Таким образом, можно констатировать, что наметилась четкая тенденция в современном массовом сознании к переживанию экстатических состояний как в религиозной, так и нерелигиозных областях. Поэтому с культурологической и религиоведческой точки зрения можно констатировать, что состояние религиозного и нерелигиозного экстаза характерно не только для подавляющего числа традиционных культур, но и для современной рациональной культуры индустриальных и постиндустриальных обществ. На протяжении тысячелетий вплоть до наших дней прослеживаются и стереотипные модели поведения, сопутствующие этому состоянию, – потеря идентичности, телесная активность и речевые феномены, феномен "психического заражения" и т.д., а также сходные техники достижения этого состояния – музыкальный ритм, ритмичные движения, доходящие до изнеможения, ограничения в еде, световые эффекты и ряд других.

Характерно и амбивалентное отношение самых различных культур к экстатическим состояниям, идущее от древности и проявляющееся в современных исследованиях. Наиболее плодотворным, на мой взгляд, является подход, избегающий однозначно негативных или позитивных оценок этого феномена, прослеживающегося у различных народов на протяжении всей истории человечества и стремящийся исследовать этот феномен как комплексное, многомерное и неоднозначное явление.

Лариса Андреева

Религия и СМИ - 29.06.2005.

Использованная литература

1. Андреева Л. А. Российские религиозные практики в универсальном контексте: экстатические обряды и действа // Общественные науки и современность, 2005, № 3.

2. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М., 1993.

3. Еврипид. Трагедии. Т. 2. М., 1969.

4. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.

5. Коновалов Д. Г. Религиозный экстаз в русском мистическом христианстве. Ч. 1. Вып. 1. Физические явления в картине сектантского экстаза. - Сергиев Посад, 1908.

6. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 т. Т.2. Ч.1. Церковь. Религия. Литература. - М., 1994.

7. Основы социальной концепции Российского объединенного союза христиан веры евангельской. - М., 2002.

8. Отчет Совета по делам религий при Совете Министров СССР за 1988 г. // Архив автора.

9. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2 т. М., 2000.

10. Русское православие: вехи истории. - М., 1989.

11. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика. - М., 2001.

12. Тейлор С. Биология. В т. 2. Т.2. - М., 1992.

13. Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния. - СПб., 1997.

14. Элиаде М. Шаманизм. - Киев, 2000.

15. Эткинд А. Хлысты. - М., 1998.

16. Ямвлих. О египетских мистериях. - М.,1995.

17. Goodman F. D. Speaking in Tongues. - Chicago, 1972.

18. Murdock G.P. Ethnographic Atlas. Pittsburgh, 1967.

19. Wasson R. G., Hofmann A, Ruck C. A. The Road to Eleusis: Unveiling the Secret of the Mysteries. - New York, 1978.

Besides being memorable, .com domains are unique: This is the one and only .com name of its kind. Other extensions usually just drive traffic to their .com counterparts. To learn more about premium .com domain valuations, watch the video below:

Turbocharge your Web site. Watch our video to learn how.

Improves Your Web Presence

Get noticed online with a great domain name

73% of all domains registered on the Web are .coms. The reason is simple: .com is the where most of Web traffic happens. Owning a premium .com gives you great benefits including better SEO, name recognition, and providing your site with a sense of authority.

Here"s What Others Are Saying

Since 2005, we"ve helped thousands of people get the perfect domain name
  • simple and easy to use. - Nick Collins, 10/25/2019
  • I like hugedomains - Bo Pham, 10/23/2019
  • I just bought my domain from Hugedomains.com after contacting them about something I was wondering about. They got back to me right away, and answered my question precisely. I chose a paymen tplan for my domain, and it went so smooth! I got everything in a very short time, and explanations about what to do. Thank you, I am very pleased! Best regards Herdis - Herdis Jenssen, 10/23/2019
  • More

Любовь может быть разной. Чувственной или, наоборот, бесполой, эгоистичной или бескорыстной, жертвенной, романтической и даже сугубо приземленной.

Попытаемся разобраться в этом разнообразии.

Средневековая христианская аскеза наложила свой отпечаток на чувственный мир людей. Между XI и XIV вв. в Западной Европе возникло принципиально новое понимание любви, которое выразилось в возникновении так называемой любви куртуазной, или амор. Мужчина испытывал к женщине нежнейшие чувства, боготворил свою избранницу, готов был рыдать возле ее ног. Но при этом вовсе не стремился продвинуться в собственных чувствованиях. В такой любви исключалось иногда даже обыкновенное знакомство.

Мировая история не знает больше подобного феномена. Нигде никогда не культивировалась ни раньше, ни позже такая любовь, которая могла дышать только на расстоянии. Предполагалось только беспредельное обожание, трепетное переживание окрыляющего, но невозможного чувства.

Любовь даже не к женщине, а к ее образу, без которого нет настоящего счастья в жизни. Любовь Дон Кихота к Дульсинее Тобосской.

В этих романах прославлялись разного рода страдания на почве земной любви. Наивысшим счастьем считалось испытывать неутоленную страсть. Вокруг любви возник своеобразный культ. Можно сказать, что слова в христианском изречении "Бог есть Любовь" поменялись местами. В центре этого культа оказалась конкретная женщина. Куртуазная любовь была личным и избирательным чувством.

Предмет любви всегда тщательно выбирался любящим и не мог быть заменен никем иным. Чтобы стать достойной поклонения, женщине, в свою очередь, полагалось иметь мужа и быть недосягаемой. Куртуазную любовь часто осуждали за прославление супружеской измены и неуважение к браку. Однако это вовсе не так. Супружеская измена вовсе не являлась целью куртуазной любви, а ее "безнравственность" обусловлена самой природой средневекового брака.

Сущность куртуазности составляла свободно избранная и свободно дарованная любовь. В Средние века считалось, что такая любовь недоступна супругам. Ведь они ориентировались на другое - на продолжение рода и увеличение собственности. Тайна семьи была сопряжена с политическими амбициями. Глубокое и неподдельное чувство могло возникнуть только за пределами семьи.

Правила амор строятся на том, что рыцарь поступает на службу к своей возлюбленной. Эта служба возвышает и облагораживает его: служа даме, рыцарь должен доказать свою доблесть. Здесь можно вспомнить слова средневекового автора: "Какая чудесная вещь любовь. Она заставляет мужчину обрести многие добродетели и развивает в любом человеке многие положительные качества".

Отношения рыцаря с дамой походили на взаимоотношения вассала и феодала и предлагали взаимные права и обязанности. Рыцарь должен был вынести любые испытания, изобретенные его дамой. При европейских дворах были учреждены так называемые любовные суды, которые решали споры между возлюбленными. Обычно рыцарь доказывал свою доблесть на турнирах и поединках. Мучения, которым подвергал себя рыцарь, добивающийся расположения дамы, зачастую напоминали самоистязания кающегося грешника. Однако считалось, что каждое успешно пройденное испытание ведет к сближению влюбленных.

Характер и правила куртуазной любви в огромной степени определялись стремлением военной аристократии отмежеваться от крестьянства и духовенства. Наряду с рыцарским кодексом чести аристократия изобрела сложный ритуал совершенствования рыцаря как воина.

Многие историки, культурологи, размышляя над странным и уникальным феноменом любви, пришли к выводу, что со времен Древнего Рима куртуазность и куртуазный гуманизм оказались наиболее мощным фактором развития культуры. Ни в одну другую эпоху идеал цивилизации не сливался в такой степени с идеалом любви.

Куртуазная любовь в Средние века - это своего рода подвиг. Исследовать романтическое чувство в средневековом религиозном обществе означало совершать нечто святотатственное и еретическое. Романтические переживания на окраинах Римской империи и за ее пределами, т.е. среди народов, сравнительно поздно обращенных в христианство, с этой точки зрения выглядели протестом против претензий христианской церкви на обладание абсолютной истиной.

Отстаивая принципы куртуазной любви, рыцарство утверждало собственную систему ценностей. Оно содействовало раскрепощению личности, достигшему расцвета в эпоху Реформации ХРУ в. Несомненно, церковь видела в куртуазной любви угрозу собственному авторитету и потому XIII в. организовала на юге Франции так называемый Крестовый поход, во время которого приверженцы куртуазной любви попали в число тех, кого надо уничтожить.

Между идеалами куртуазной любви и реальной жизнью существовало глубокое расхождение. Кретье де Тур сказал так: "Цивилизация всегда стремится обрядить любовь в фантастические одежды, возвеличить ее и дать ей определение, забыв тем самым о суровой реальности".

С одной стороны, возвышенное отношение к женщине в куртуазной любви во многом обусловлено потребностью мужчин проявить в любви такой же героизм и такой же героизм, как и в сражении.

Здесь уместно привести противоположное суждение - Кристиан де Пизан, которая жила в XIV в. и считалась одной из первых писательниц-феминисток: "Все правила любви изобретены мужчинами. Даже когда речь идет об идеальной любви, эротическая культура все равно остается пронизанной мужским эгоизмом. Именно стремление замаскировать этот эгоизм и ведет к бесконечным выпадам против брака и женщины с ее слабостями".

Средневековая поэзия разнообразна, утонченна. Но в ней есть один органический изъян: она не улавливает тончайшие переливы чувства. Конечно, выраженная в ней любовь не абстрактна. Ощутимы тоска, энергия, даже боль. Но в лирических описаниях ощущается трафаретность. Поэт ищет яркой, но стереотипной формулы, с помощью которой выражает свое восхищение дамой сердца.

Разумеется, у этой дамы есть имя, она проживает в старинном замке, мы кое-что знаем о ее судьбе. Однако поэта интересует не она сама в своей подлинности, а скорее, ее поэтический образ, некий идеальный архетип. Иногда между прототипом и его образом возникает огромная дистанция. Дон Кихот страстно увлечен Дульсиней Тобосской. Но читатель предуведомлен: она заколдована. Для всех прочих она - простая крестьянская девушка. Роман Сервантеса, разумеется, не поэзия трубадуров. Это, скорее, попытка создать иронический подтекст, высмеять отвлеченную, придуманная страсть.

Рыцарская этика располагала особыми ритуалами, которые предписывали влюбленному, как надлежит ухаживать, строить амурные отношения, добиваться изысканности чувств. Соблюдение этих правил оказывалось столь же неукоснительным, сколь совершение рыцарских подвигов. Воин не мог считаться доблестным, если у него нет дамы сердца. В то же время влюбленный был просто обязан совершать ратные подвиги, без чего его чувство лишалось всякой ценности. Конечно, неподдельное влечение прорывалось сквозь череду формальных установлений. Но оно в известной мере все-таки было условным.

Религиозный экстаз и мирское чувство

Средневековье пестовало два типа любви - религиозный экстаз и мирское чувство. Средневековый мистик Мейстер Экхарт цитирует Библию: "Сильнее, чем смерть - любовь". Но здесь речь идет о любви к Богу. Это чувство возникает из потребности человека преодолеть отчужденность и достичь соединения с другим существом. Любовь к Богу не менее многогранна, чем обычная земная страсть.

Во всех религиозных системах, даже в мистических, обходящихся без учения о Боге, предполагается реальное существование духовной сферы, которая выходит за пределы человека, придает значение и ценность его земному существованию, вызывает страстное стремление к спасению и внутреннему возрождению.

Любовь к Богу - сугубо духовное чувство. При чем здесь эрос?

Возможна ли здесь игра страсти? Или, напротив, говорить можно только о воздержании, об искуплении греховных чувств? И теологам и психологам известно: чем возвышеннее переживание, тем глубже в нем неистовое буйство темных желаний. Вот почему религиозные влечения несут в себе множество психологических оттенков. В них прихотливо сплетаются различные побуждения.

Экхарт утверждает: в любви к Богу человек достигает предельного самоотречения. Он преодолевает свою индивидуальность. Как и в смерти, он отказывается от всего бренного. Соединяясь с божественным "ничто", человеческая душа, по мнению средневекового мистика, становится орудием вечного порождения Богом Самого Себя. Куртуазная поэзия носит другой характер. Она создает идеальный образ женщины в рамках светской культуры.

Обычному человеку всегда мнится: любовь как чувство, как влечение всегда одинаково проявляет себя. Во многом такое представление правильно. Действительно, любовь архетипна в своих обнаружениях. Однако в разных культурах по-разному переживается не только эротическая привязанность. Даже на секс оказывает свое воздействие культура. Любовь может представать в сексуально-животных вариантах или, напротив, в образах романтического чувства.

Сегодня на книжном рынке представлена масса изданий по вопросам эротики и секса. Люди, пришедшие на психоаналитическую консультацию, задают совсем иные вопросы, нежели прежде. Они, в частности, интересуются особенностями сексуального поведения тех или иных людей, носителей конкретного характера. Они осознают, что формы проявления чувств могут в значительной степени зависеть от императивов культуры. В одной культуре правит бал целомудрие, платоническое чувство, в другой -девочка, не сумевшая за один день расстаться со своей девственностью, уходит из жизни...

Религиозный экстаз сопровождается повышенной активностью мозговых центров удовольствия.

Что бы мы ни думали насчёт бога - есть он, нет ли его, добрый ли он, злой ли – религиозная вера представляет собой любопытный психоневрологический феномен, который, очевидно, сопровождается какими-то процессами в мозге. А это значит, что её можно изучать нейробиологическими методами – например, с помощью магнитно-резонансной томографии. Именно так и поступили исследователи из Университета Юты , экспериментировавшие с девятнадцатилетними мормонами, приверженцами наиболее многочисленной ветви движения святых последних дней.

Молодым людям (семи девушкам и двенадцати юношам, в недавнем прошлом занимавшимся миссионерской деятельностью) обеспечивали такую окружающую обстановку, в которой они могли бы испытать прилив религиозного чувства и почувствовать что-то вроде схождения Святого Духа. Обстановку обеспечивали с помощью речей духовных лидеров, цитат из Книги Мормона, религиозных видео с семейными ценностями и библейскими сюжетами и т. д. – все эти стимулы сложным образом чередовались друг с другом, и периодически у участников эксперимента спрашивали, «чувствуют ли они Дух, и если да, то насколько сильно».

По словам молодых мормонов, они чувствовали умиротворение и тепло, дыхание становилось глубже, сердце билось чаще, многие под конец были в слезах. В одном из вариантов опыта у них под рукой была кнопка, которую нужно было нажать на пике религиозного чувства – и многие её нажимали. Мысли о Спасителе, о том, что самого человека и его близких ждёт жизнь вечная, о небесном благе и пр. вызывали у людей вполне чёткие реакции, как телесные, так и душевные. Но авторов работы интересовало, что при этом происходит в мозге – и оказалось, что при «схождении Духа» активировался центр удовольствия, который входит в систему подкрепления.

Напомним что система подкрепления, в которую входит целый ряд участков мозга, в прямом смысле даёт нам чувство удовольствия от чего угодно – от еды, от секса, от работы, от наркотиков, от исполнения долга, причём удовольствие ощущается как награда, как реализация некоего желания, как достижение какой-то цели. (Понятно, какую большую роль система подкрепления играет в мотивации и целеполагании.) В статье в Social Neuroscience говорится, что пик активности центра удовольствия случался за 1–3 секунды перед тем, как участники эксперимента нажимали на вышеупомянутую кнопку – то есть за 1–3 секунды до ощущения ими религиозного экстаза.

То есть по крайней мере один плюс в религиозном чувстве есть – верить в бога, как оказалось, приятно, если, конечно, вера крепка. Впрочем, сами верующие, скорее всего, и раньше знали про собственные приятные ощущения от Святого Духа, только теперь эти ощущения получили нейробиологическое обоснование. Сам собой тут напрашивается МРТ-способ точного измерения крепости веры: слёзы и частое дыхание-то изобразить несложно, а вот поди-ка простимулируй усилием воли собственную систему подкрепления где-то в мозге. Заметим также, что для полноты картины не хватает таких же данных по другим конфессиям – было бы интересно сравнить работу центров удовольствия у приверженцев разных ветвей христианства, ислама, буддизма, не говоря уже про индуизм. (Впрочем, в последнее время весьма активно исследуются восточные поведенческие практики, относящиеся религии и включающие в себя разнообразные формы медитации.)

Однако вряд ли «нейросопровождение» религиозного чувства ограничивается одной лишь системой подкрепления – всё-таки это весьма сложный феномен. В той же статье авторы говорят, что, кроме центра удовольствия, в мозге активировались участки коры, которые обычно срабатывают во время моральные рассуждений, необходимости оценить чью-либо правоту, а также те, которые отвечают за концентрацию внимания. Возможно, что дальнейшие исследования усложнят нейробиологический портрет «веры в бога».

Сложно описать то состояние эйфории и счастья на грани исступления, которое понимается под словом "экстаз". Что такое экстатическое состояние, знают лишь люди, хоть раз его испытавшие. Об этом чувстве Сомерсет Моэм сказал так: «Прекрасное — это экстаз: оно так же просто, как голод. О нем, в сущности, ничего не расскажешь. Оно — как аромат розы: его можно понюхать, и всё».

Экстаз. Что такое экстатическое состояние

В переводе с греческого ekstasis - "исступление, восхищение". Это высочайший восторг, изменение человеческого сознания, потеря ощущения реальности и времени. В некотором смысле это подобие транса. Есть несколько интерпретаций этого слова. Так, очень часто в литературе упоминается религиозный экстаз. Что такое исступление и эйфория от длительных молитв, правда, знают сегодня немногие. Еще подобное эмоциональное состояние приписывают безграничному вдохновению и восторгу от визуального удовольствия, то есть упоения красотой.

Современный человек, как правило, воспринимает слово "экстаз" только в одном значении - высшая точка чувственного всплеска в момент сексуальной близости с партнером.

Экстаз и оргазм - не одно и то же

В некоторых источниках ошибочно в качестве синонимов употребляют оргазм и экстаз. Что такое оргазм на самом деле? Это чисто физиологическое, хотя и очень сильное, удовольствие, которое сопровождается непроизвольными спазмами некоторых мышц малого таза. Для оргазма характерно ощущение наслаждения, удовлетворения. Чаще всего это состояние достигается путем стимуляции эрогенных зон, гораздо реже оргазм наступает самопроизвольно, например во сне.

Экстатическое наслаждение находится вне пределов физического возбуждения, на уровне психоэмоционального восприятия. Проще говоря, экстаз происходит в голове. Это некий взрыв накопленных положительных эмоций, счастье, бьющее неконтролируемым фонтаном. Оргазм далеко не обязательно сопровождается экстазом, более того, это достаточно редкое явление. В то же время человек способен испытать экстатический всплеск даже без самого полового акта. Вызвать подобное чувство может просто близость или прикосновения любимого.

Женский экстаз

Общеизвестный факт, что для представительниц прекрасного пола путь к получению оргазма гораздо более долгий и сложный, чем для мужчин. Если мужское удовлетворение - обычный логический финал половой близости, то для девушки это скорее игра в рулетку, где везет далеко не всегда. Более того, огромное количество женщин и вовсе не знакомо с этими прекрасными ощущениями. Такие дамы чаще всего имитируют оргазм, и даже экстаз, чтобы потешить эго любимого.

Кстати, если спросить о том, что такое экстаз, у женщин, получающих настоящее, неподдельное физическое удовольствие от секса, они расскажут об этом намного больше, чем мужчины. Дело в том, что психоэмоциональное восприятие у слабого пола гораздо тоньше, чувствительнее. Дамы способны получать истинный восторг даже просто от присутствия любимого человека, а близость с ним может вознести их над реальностью. Таким образом, экстаз может быть знаком даже женщинам, не знавшим оргазма.

Верный путь к экстазу

Чтобы любовные утехи приносили настоящее наслаждение и восторг, очень важно, чтобы оба партнера к этому стремились. Здесь не может быть речи о какой-то совместной работе, этот путь должен основываться на взаимном стремлении осчастливить партнера и, конечно же, себя. Не существует строгой инструкции «Что такое экстаз и как его получить». Более того, обычно такие моменты наступают совершенно неожиданно, без всякой подготовки. Однако некоторые разумные рекомендации все же можно найти.

Женщине следует попробовать овладеть искусством чувственного сосредоточения. Полностью абстрагируясь от внешней суеты и стремления угодить партнеру, нужно находиться только здесь и сейчас, прислушиваясь к своим ощущениям. Используя эту тактику, раз за разом девушка получает все больше удовольствия, постепенно приближаясь к заветной цели.

Сильному полу не стоит забывать, как важна для партнерши обстановка, в которой происходит любовное действо. Спальня, украшенная цветами и свечами, непременно создаст положительный эффект и поможет даме получить максимум эмоций. Для женщины также важно осознавать, что она красива и желанна. Страстный взгляд партнера и нежный шепот с комплиментами - вот, чего она ждет в этот момент.

Тантрическая йога

Не помешает также воспользоваться литературой. Тантрическая йога - это направление, изучающее сексуальный экстаз, помогающее его достичь. В пособиях можно найти много интересной информации: что такое экстаз, фото специальных поз, способы психологического настроя. Согласно этому учению, при использовании определенных приемов мужская и женская сексуальные энергии способны высвободиться за пределы физиологии и воссоединиться, приводя к высшему блаженству.

Несмотря на всяческие научные теории, только настоящая любовь может создать те самые неповторимые энергетические вибрации, охватывающие одновременно тело и душу.


Самое обсуждаемое
Татарские народные сказки и игры картотека (подготовительная группа) на тему Татарские сказки на русском языке для детей Татарские народные сказки и игры картотека (подготовительная группа) на тему Татарские сказки на русском языке для детей
Перестановки, размещения и сочетания Перестановки, размещения и сочетания
"бизнес" княгини екатерины михайловны юрьевской Александр 2 и катя долгорукая


top