Проблемы репетиторов. Репетитор — это предприниматель, а не учитель. «С этой реформой образования у меня всегда будет работа»

Проблемы репетиторов. Репетитор — это предприниматель, а не учитель. «С этой реформой образования у меня всегда будет работа»

Ключевые слова

репетиторство / «теневое образование» / репетиторские занятия / ЕГЭ / платные образовательные услуги / / индивидуальный подход / пробелы в знаниях / «натаскивание». / private tutoring / «shadow education» / / paid educational services / supplementing the learning process / individual approach / knowledge gaps / «coaching».

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Шипкова Екатерина Николаевна

В статье проводится анализ такого явления, как репетиторство . Поскольку в последние несколько лет оно обрело массовый характер, сделано предположение о том, что репетиторство постепенно становится частью учебного процесса. Приведена интерпретация части законодательных документов современного образования с целью обоснования непротиворечивости термина «репетиторство » законодательной базе Российской Федерации. Сделан вывод о явном существовании проблемы потребности обучающихся в репетиторских занятиях и тенденции к признанию репетиторства легитимной частью процесса обучения. Проводится осмысление существующих определений данного явления и предлагается его авторское определение. Изложены результаты контент-анализа анкет практикующих частных преподавателей разных субъектов РФ по выявлению основных направлений работы репетиторов. Интерпретация собственных результатов проводится с опорой на уже опубликованное исследование НИУ «Высшая школа экономики» об эффективности работы репетиторов по подготовке старшеклассников к ЕГЭ , представлен авторский взгляд на выводы данного проекта. Сформулирован вывод о результативности занятий с репетитором слабоуспевающих обучающихся, несмотря на невысокий балл ЕГЭ ; а также подчеркнута роль репетитора в подготовке старшеклассников к экзамену. В результате исследования сформулированы и ранжированы направления репетиторских занятии ̆. Анализ выявленных направлений позволяет рассматривать дополнительные занятия обучающихся по предметам школьной программы с частными преподавателями как вспомогательный, дополняющий процесс обучения , влияющий на повышение качества образования и уровня обученности детей. Рассмотрены положительные и отрицательные аспекты данного процесса обучения. Проведено осмысление направлений дополнительных занятий, характеризуемых как «натаскивание». Констатирована зависимость репетиторства от формальной системы образования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Шипкова Екатерина Николаевна

  • Репетиторство как социально-педагогический феномен

    2019 / РайХельгауз Леонид Борисович
  • О бедном репетиторе замолвите слово (еще раз об эффективности репетиторства для подготовки к ЕГЭ)

    2018 / Нуриева Люция Мухаметовна, Киселев Сергей Георгиевич
  • Анализ опыта частных вспомогательных занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

    2019 / Воронцова Анна Алексеевна, Шипкова Екатерина Николаевна
  • Предоставление услуг репетитором:административно-правовой аспект

    2017 / Вицке Регина Эдуардовна
  • Факторы удовлетворенности трудом педагогов-репетиторов

    2018 / Крылова Наталья Геннадьевна
  • Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий

    2007 / Брэй Марк
  • Динамика инвестиций и отдача от дополнительной подготовки к поступлению в вуз

    2015 / Прахов И. А.
  • Экономика репетиторства: мотивы, стимулы, модели

    2012 / Балакина Т. П.
  • Единый государственный экзамен и детерминанты результативности абитуриентов: роль инвестиций в подготовку к поступлению

    2012 / Прахов И. А.
  • Влияние инвестиций в дополнительную подготовку на результаты ЕГЭ

    2014 / Прахов Илья Аркадьевич

The article presents an analysis of such a phenomenon as private tutoring . Since it had a mass character during last few years, it has been suggested that private tutoring should be gradually becoming a part of the learning process. The interpretation of the part of the legislative documents of modern education is presented so as to clarify the fact that the term «Private Tutoring » does not contradict with the legislative base of the Russian Federation. The conclusion is made about the obvious existence of the problem of the need of learners in private tutoring and the tendency to recognize tutoring as a legitimate part of the learning process. In the article the author gives explanations of existing definitions of this phenomenon and suggests her own definition of tutoring. The author analyzed the results of the content analysis of practicing private teachers’ questionnaires from different regions of the Russian Federation on the identification of the main directions of tutors’ work. Interpretation of their own results is based on the published research of the Higher School of Economics on the effectiveness of tutors in training senior pupils for the USE (Unified State Examination) and the author"s view on the conclusions of this project is presented. The conclusion is drawn about the effectiveness of classes with the tutor of weak learners despite the low score of the Unified State Exam; and also the role of the tutor is stressed in the preparation of high school students for the exam. As a result of the study, the directions of work of private teachers were formulated and ranked. The analysis of detected directions allows us to consider additional lessons for students in the subjects of the school curriculum with private teachers as an auxiliary learning process which affects the quality of education improvement and the level of education of children. Positive and negative aspects of such a learning process were considered. The comprehension of the goals of additional classes, characterized as «coaching», was carried out. The dependence of private tutoring from the formal education system was stated.

Текст научной работы на тему «Репетиторство как проблема педагогической науки и практики»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-20005

Е. Н. Шипкова

https://orcid.org/0000-0002-9788-1339

Репетиторство как проблема педагогической науки и практики

В статье проводится анализ такого явления, как репетиторство. Поскольку в последние несколько лет оно обрело массовый характер, сделано предположение о том, что репетиторство постепенно становится частью учебного процесса. Приведена интерпретация части законодательных документов современного образования с целью обоснования непротиворечивости термина «репетиторство» законодательной базе Российской Федерации. Сделан вывод о явном существовании проблемы потребности обучающихся в репетиторских занятиях и тенденции к признанию репетиторства легитимной частью процесса обучения. Проводится осмысление существующих определений данного явления и предлагается его авторское определение. Изложены результаты контент-анализа анкет практикующих частных преподавателей разных субъектов РФ по выявлению основных направлений работы репетиторов. Интерпретация собственных результатов проводится с опорой на уже опубликованное исследование НИУ «Высшая школа экономики» об эффективности работы репетиторов по подготовке старшеклассников к ЕГЭ, представлен авторский взгляд на выводы данного проекта. Сформулирован вывод о результативности занятий с репетитором слабоуспевающих обучающихся, несмотря на невысокий балл ЕГЭ; а также подчеркнута роль репетитора в подготовке старшеклассников к экзамену. В результате исследования сформулированы и ранжированы направления репетиторских занятий. Анализ выявленных направлений позволяет рассматривать дополнительные занятия обучающихся по предметам школьной программы с частными преподавателями как вспомогательный, дополняющий процесс обучения, влияющий на повышение качества образования и уровня обученности детей. Рассмотрены положительные и отрицательные аспекты данного процесса обучения. Проведено осмысление направлений дополнительных занятий, характеризуемых как «натаскивание». Констатирована зависимость репетиторства от формальной системы образования.

Ключевые слова: репетиторство, «теневое образование», репетиторские занятия, ЕГЭ, платные образовательные услуги, дополняющий процесс обучения, индивидуальный подход, пробелы в знаниях, «натаскивание».

Private Tutoring as a Problem of Pedagogical Science and Practice

The article presents an analysis of such a phenomenon as private tutoring. Since it had a mass character during last few years, it has been suggested that private tutoring should be gradually becoming a part of the learning process. The interpretation of the part of the legislative documents of modern education is presented so as to clarify the fact that the term «Private Tutoring» does not contradict with the legislative base of the Russian Federation. The conclusion is made about the obvious existence of the problem of the need of learners in private tutoring and the tendency to recognize tutoring as a legitimate part of the learning process. In the article the author gives explanations of existing definitions of this phenomenon and suggests her own definition of tutoring. The author analyzed the results of the content analysis of practicing private teachers" questionnaires from different regions of the Russian Federation on the identification of the main directions of tutors" work. Interpretation of their own results is based on the published research of the Higher School of Economics on the effectiveness of tutors in training senior pupils for the USE (Unified State Examination) and the author"s view on the conclusions of this project is presented. The conclusion is drawn about the effectiveness of classes with the tutor of weak learners despite the low score of the Unified State Exam; and also the role of the tutor is stressed in the preparation of high school students for the exam. As a result of the study, the directions of work of private teachers were formulated and ranked. The analysis of detected directions allows us to consider additional lessons for students in the subjects of the school curriculum with private teachers as an auxiliary learning process which affects the quality of education improvement and the level of education of children. Positive and negative aspects of such a learning process were considered. The comprehension of the goals of additional classes, characterized as «coaching», was carried out. The dependence of private tutoring from the formal education system was stated.

Keywords: private tutoring, «shadow education», USE (Unified State Examination), paid educational services, supplementing the learning process, individual approach, knowledge gaps, «coaching».

Проблема образования во все времена была и остается актуальной в любом обществе. Учителя, родители, ученые, политики пытаются ответить на вопросы отом, как сделать процесс обучения эффективным и как повысить качество образо-

вания. В настоящее время все большее количество родителей обращается за помощью к частным преподавателям с целью повышения качества образования и уровня образованности детей. В последние несколько лет это явление обрело

© Шипкова Е. Н., 2018

массовый характер, что позволяет сделать предположение о том, что репетиторство постепенно становится частью учебного процесса. Если ранее репетиторские занятия рассматривались как явление, необходимое обучающемуся на определенный конечный промежуток времени, например, из-за отставания в усвоении учебного материала по причине болезни, то сейчас зачастую репетиторы сопровождают ребенка на протяжении всего периода обучения - от подготовки к школе до поступления в вуз. В данной статье проведем анализ подходов к определению репетиторства и выявим направления репетиторских занятий.

Для того чтобы оценить масштаб востребованности репетиторства, обратимся к социологическому исследованию, проводимому Аналитическим центром Юрия Левады по заказу Института гуманитарного развития мегаполиса в январе - марте 2014 г., интерпретированному старшим научным сотрудником Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации А. Я. Бурдяк: «В результате опроса 1 505 родителей обучающихся 1-11 классов было выявлено, что услугами репетиторов пользуются 31 % московских школьников, а именно: в начальной школе частный индивидуальный преподаватель требуется 13 % детей, в 5-7 классах - 28 % школьников, в 8-11 классах с репетитором занимаются до 68 % обучающихся» .

Кроме того, на XX Всероссийской научной конференции Гуманитарного университета «Россия между модернизацией и архаизацией: 19172017 гг.» представлено исследование А. А. Наумовой, в ходе которого было проведено анкетирование 522 студентов Сургутского государственного педагогического университета. Результаты анкетирования выявили, что в ходе подготовки к ЕГЭ (поступлению в вуз) 41 % опрошенных студентов обращались за помощью к индивидуальным репетиторам . Отмечу, что это исследование проводилось уже в конкретном вузе; вероятно, если бы анкеты были предложены в школах, процент занимающихся с репетиторами был бы намного выше, поскольку дети поступили не только в педагогический университет.

Результаты обоих исследований позволяют подтвердить утверждение о массовости репетиторских занятий в современной практике обучения, а также предположение о том, что репети-

торство на настоящий момент является частью целостного (формального, неформального, ин-формального) образовательного процесса старшеклассников.

В настоящее время, чтобы найти репетитора, не требуется большого труда или личных знакомств и «связей» - в интернете представлено огромное количество сайтов и сервисов, содержащих базы репетиторов и предлагающих подбор преподавателя. Например, на сайте «Ваш репетитор» зарегистрировано более 220 000 преподавателей из разных регионов Российской Федерации; сайт «Виртуальная Академия» содержит базу репетиторов, состоящую из 53 274 преподавателей Москвы и Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что указанные интернет-сайты являются платными сервисами для зарегистрированных учителей, поэтому отражают далеко не полную картину репетиторского состава.

Пожалуй, в обществе сегодня нет человека, который не знал бы о деятельности репетиторов. О репетиторстве говорят все: родители в социальных сетях, учителя на онлайн-форумах и в педагогических сообществах; СМИ, анализируя современную ситуацию в образовании; депутаты государственной думы в различных аспектах, в том числе в контексте противодействия коррупции; представители Министерства финансов, предлагая освободить от налогов самозанятых граждан. Однако общепринятого определения такого понятия, как «репетиторство», на настоящий момент в педагогике нет.

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном Приказом Мин-соцразвития России от 26.08.2010 № 761н , официальной должности педагога, именуемой «репетитор», нет. Однако в законодательных документах встречаются упоминания о деятельности репетиторов.

В соответствии со статьями 32 и 46 Федерального закона «Об образовании Российской федерации» № 273-Ф3, действующего с 1 сентября 2013 г. , репетитора можно определить как индивидуального предпринимателя, имеющего среднее профессиональное или высшее образование, оказывающего платные образовательные услуги. Словосочетание «платные репетиторские занятия» встречается в пункте 7 Комментариев к статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»

Что позволяет сделать вывод о непротиворечивости данного термина законодательной базе РФ.

В материалах Меморандума непрерывного образования Европейского союза (Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г.) занятия с репетитором определяются как часть «неформального образования» , то есть образовательная деятельность, «не сопровождающаяся выдачей документа», но позиционирующаяся как равноправная часть процесса обучения, наравне с формальным и информальным образованием, в контексте непрерывного образования.

В докладе экспертной группы «Новая школа» в рамках Стратегии 2020 в пункте 2.1.3. «Кадровые, нормативные, инфраструктурные условия» в контексте роста активности семей в образовании детей идет речь о «готовности семей оплачивать дополнительные образовательные услуги и услуги репетиторов» как о показателе вовлеченности родителей в процесс обучения.

Исходя из вышесказанного, делаем вывод о явном существовании проблемы потребности обучающихся в репетиторских занятиях и тенденции к признанию репетиторства легитимной частью процесса обучения.

Наиболее емко, но одновременно и достаточно широко подходит к данному понятию профессор Марк Брэй - первый ученый, систематически изучающий репетиторство как феномен частного платного дополнительного обучения по предметам школьной программы, который становится все более очевидным во всем мире и вводит понятие «теневого образования» . «Частное репетиторство рассматривается как теневое по нескольким причинам. Во-первых, оно существует только потому, что существует общепринятая система. Во-вторых, оно отражает общепринятую систему: как только меняется по ориентации или по размеру общепринятая система, сразу же меняется и теневая. В-третьих, почти в любом обществе больше внимания уделяется основной системе, а не теневой. И, в-четвертых, характеристики теневой системы намного менее отчетливы, чем характеристики основной системы» . Следует отметить, что в контексте современной ситуации в обществе важным и ценным в представленном определении является отражение очевидности данного явления, а также зависимость от основной системы образования.

Достаточно глубокий анализ репетиторства проводит преподаватель Костромского государственного университета Н. Г. Крылова в статье

«Репетиторы выходят из тени», говоря о том, что «во-первых, это вид преподавательской деятельности, смысл которой в том, чтобы обучать определенному предмету индивидуально или в малых группах, с целью успешного поступления в учебное заведение... Во-вторых, это теневой социальный институт общества по использованию социальных ресурсов, позволяющий удовлетворить определенные потребности (экономические, культурные, социальные и психолого-педагогические). В-третьих - это особый вид образовательной услуги» .

Не могу согласиться с содержанием данного определения в части описания целеполагания, поскольку поступление ребенка в вуз - далеко не единственная цель, которую преследуют родители, обращаясь к репетиторам.

А. А. Наумова предлагает следующее определение: «Репетиторство - это вид образовательной деятельности, представляющей собой дополнительные, обычно индивидуальные, платные занятия преподавателей с целью закрепления и углубления знаний по отдельным дисциплинам, подготовки к экзаменам» . Однако указанные цели также не являются исчерпывающими.

Беседы с родителями и практикующими репетиторами позволяют сузить, конкретизировать и несколько по-иному определить «репетиторство», как вспомогательный, дополняющий процесс обучения, зависимый от основной системы образования, состоящий из цикла внешкольных репетиторских занятий, направленный на решение конкретной обучающей задачи. «Обучающая задача» в данном контексте рассматривается как «родительский заказ» на работу репетитора и определяется в каждом конкретном случае индивидуально.

Какие же направления имеет репетиторство? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, был проведен контент-анализ анкет практикующих репетиторов.

Цель исследования - выявить направления репетиторских занятий; проанализировать степень «важности» данных направлений. Исследование проводилось 20.12.201705.01.2018 г. Выборку составили 100 анкет частных преподавателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Перми, Новосибирска, Ижевска, Владимира, Омска, Екатеринбурга, Самары, Рязани, Элисты, Волгограда, имеющих опыт репетиторской работы более 5 лет, представленные в интернете (сайт «Виртуальная

Академия» и сообщества репетиторов «Все репетиторы» социальной сети «В контакте») . Учитывались только анкеты репетиторов, предлагающих помощь в освоении предметов школьной программы 5-11 классов. В каждой анкете учитывались все перечисленные направления. Чтобы избежать повторений анкет одних и тех же преподавателей на разных сайтах, анкеты репетиторов из Москвы и Санкт-Петербурга учитывались только на сайте «Виртуальная академия» (путем применения фильтра анкет по территориальному признаку). В сообществе «Все репетиторы» социальной сети «В контакте» анкеты частных преподавателей из этих городов не учитывались. Исследование позволило получить следующие результаты (Таблица 1).

Таблица 1

Направление подготовки обучающегося к ЕГЭ и ОГЭ выделяют 89 из 100 репетиторов. Анализируя данное направление репетиторских занятий, обратимся к следующему исследованию: НИУ «Высшая школа экономики» в рамках проекта «Углубленный анализ результатов исследований качества образования в контексте экономических показателей образования» в части 2.4. проекта в мае 2010 г. проводил исследование на выявление «связи теневого образования (занятий с репетиторами/на подготовительных курсах) с академическими результатами российских школьников». В результатах исследования сделан

вывод о том, что «теневое образование не имеет значимого эффекта на достижения слабоуспевающих старшеклассников, но дает положительный значимый эффект на достижения учащихся с высокой успеваемостью» . Хочется отметить, что «заказ» родителей на работу репетитора слабоуспевающего старшеклассника и родителей «хорошиста» разный. Если учащиеся с высокой успеваемостью занимаются дополнительно, чтобы претендовать на высокий результат ЕГЭ и, следовательно, увеличить шансы на поступление в вуз, то слабоуспевающим детям репетитор нужен уже для того, чтобы результат ЕГЭ стал хотя бы «удовлетворительно». Перешагнуть «троечный порог» в данном случае - показатель большой и эффективной работы. Для этих детей принципиальна возможность не поступления в престижное учебное заведение, а получения аттестата об окончании школы. Таким образом, можно сделать вывод о результативности занятий с репетитором слабоуспевающих обучающихся, несмотря на невысокий балл ЕГЭ; а также подчеркнуть роль репетитора в подготовке старшеклассников к экзамену.

Одна из проблем, открывающихся при анализе задачи подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, особенно слабоуспевающих старшеклассников, - «натаскивание» ребенка на сдачу экзамена, то есть механическая работа «по образцу», при которой не ставятся цели развития мышления. Однако во время бесед с репетиторами выяснилось, что нередки случаи, когда «перед пробным сочинением стоит ребенок», который не прочитал ни одного произведения, а значит, не имеет опыта самостоятельного анализа прочитанного; или при первичной диагностике перед подготовкой к экзамену по математике оказывается, что старшеклассник не умеет определять время по часам со стрелками на циферблате и абсолютно не знает, как выполнять действия с дробями и т. п. Наверное, в данном контексте следует отметить развивающую составляющую работы репетиторов, благодаря которой ребенок прочтет хотя бы несколько книг или перестанет «бояться» механических часов.

«Индивидуальный подход к обучающемуся при изучении предмета» - направление, которое выделяют 54 % репетиторов. Исходя из смысловой основы самого направления работы, можно предположить, что причина невысокого уровня знаний по предмету кроется в недостаточной индивидуализации процесса обучения в школе. В ходе репетиторских занятий, которые ведутся в

Направления репетиторства

№ Направление работы репетиторов Количество репетиторов, выделяющих направление

1 Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 89

2 Индивидуальный подход 54

3 Восполнение пробелов в знаниях 39

4 Помощь в усвоении нового материала 34

5 Повышение успеваемости по предмету 24

6 Углубленное обучение 22

7 Повышение интереса к предмету 20

8 Развитие мышления 20

9 Помощь в выполнении домашних заданий 16

10 Развитие самостоятельности 14

11 Решение типичных задач 12

12 Формирование умения ориентироваться в мире 6

13 Подготовка к контрольным работам 6

основном индивидуально или в малочисленных группах, гораздо проще «предоставлять обучающимся многообразие полноценных привлекательных вариантов образовательной деятельности, учитывающих их интересы, будущие личные и профессиональные планы» . Примечательно, что ФГОС прописывают учет индивидуальных особенностей обучающихся при построении образовательной деятельности. Исходя из того, что цели работы репетитора складываются из потребностей обучающихся и так называемого «заказа» родителей, можно предположить, что в данном контексте репетиторство дополняет школу в реализации требований ФГОС.

Третье место по популярности направлений работы частных педагогов (39 %) - «Восполнение пробелов в знаниях». Наверное, если бы не ситуация с ЕГЭ, то восполнение пробелов в знаниях следовало бы позиционировать как основную цель работы репетитора. Интенсивность образовательного процесса в школе зачастую не дает возможности останавливаться или возвращаться к определенным местам, чтобы решать возникающие проблемы с усвоением предмета у каждого ребенка, который проболел или просто не понял материал. Занятость ученика и занятость учителя часто становится причиной «белых пятен» в базе знаний ребенка. В свою очередь, своевременное обращение к репетитору может стать гарантом отсутствия серьезных проблем в дальнейшей учебе. Хочется предположить, что, если бы родители позиционировали услуги репетитора именно с этой стороны и предоставляли обучающемуся возможность получить помощь именно тогда, когда необходимость в ней только начинает возникать, задача репетитора «подготовить ребенка к ЕГЭ», возможно, ушла бы с первой строчки.

Достаточно большое число специалистов ставят перед собой задачи помочь в усвоении нового материала (34 %) и повысить успеваемости ребенка (24 %). Последнее направление работы является комплексным или итоговым, поскольку именно успеваемость ученика - показатель результативности работы.

Углубленное обучение предмету и подготовка ребенка к участию в олимпиадах - направление работы 22 % репетиторов - также является «истинно репетиторским», поскольку не во всех школах ведутся факультативные занятия по предметам.

В особый блок объединим следующие направления:

Повышение интереса к предмету (20 %).

Развитие мышления и формирование интеллектуальных навыков (20 %).

Развитие самостоятельности (14 %).

Формирование умения ориентироваться в мире и видеть красоту окружающего мира (6 %).

Как правило, данные «обучающие задачи» ставят перед собой репетиторы, приглашенные для помощи в обучении ребенку на длительный срок и имеющие возможность влиять на формирование не только учебных навыков, но и качеств личности ученика.

Иногда частные преподаватели (16 %) предлагают в своих анкетах помощь в выполнении домашних заданий, 12 % - в решении типичных задач из школьных учебников, 6 % - в подготовке к контрольным работам. Этот тип репетиторской деятельности также может быть охарактеризован как «натаскивание». Данные задачи отражают негативную сторону влияния репетиторства на образовательный процесс. То есть это работа на достижение результата, без формирования учебных навыков и качеств личности. Но ведь задача формируется из потребности. Возможно, речь идет о работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, которых важно научить выполнять задания по образцу, тогда данные цели приобретают совершенно иной смысл.

Действительно, научить решать типовую задачу ребенка, имеющего трудности в обучении вследствие ограниченных возможностей здоровья, без дополнительных занятий очень сложно, а иногда и невозможно. В данном случае важна и психологическая составляющая процесса репетиторства - порой именно на дополнительных занятиях при индивидуальном подходе, пусть даже выполняя домашнее задание или готовясь к предстоящей контрольной работе, ребенок может поверить в свои силы. В этом контексте репетитор ребенку нужен и важен.

Однако нельзя не брать во внимание случаи, когда родители, из-за отсутствия личного времени или других факторов, нанимают репетиторов для абсолютно нормальных школьников с целью помощи в выполнении домашних заданий (подчас не требующейся ребенку) и подготовки к контрольным работам, которая будет сводиться к прорешиванию типовых вариантов. Такие занятия будут скорее тормозить ребенка в обучении, нежели помогать и развивать.

В качестве заключения сделаем вывод о том, что репетиторство, имея столь важные направления в образовательном процессе, является серь-

езным подспорьем в повышении качества образования.

Однако нужно отметить, что направления работы репетиторов, их значимость, место в процессе обучения и уровень востребованности обучающимися следует рассматривать только в настоящем времени. Поскольку репетиторство зависит от формальной системы образования, любые изменения общепринятой системы сразу же приведут к изменению направлений работы репетиторов. Востребованность и эффективность дополнительных индивидуальных занятий обуславливает необходимость дальнейшего изучения репетиторства.

Библиографический список:

1. Байбородова, Л. В. Индивидуализация образовательного процесса [Текст] / Психолого-педагогические проблемы развития современного школьника: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2016. - 174 с.

2. Брэй, М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий [Текст] / М. Брэй // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 65-83.

3. Бурдяк, А. Я. Дополнительные занятия по школьным предметам: мотивация и распространенность [Текст] / А. Я. Бурдяк // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2015. - № 2. - С. 96-112.

4. «Виртуальная Академия» поиск по базе репетиторов в Москве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.virtualacademy.ru/ (дата обращения

5. «Все репетиторы» самая большая база репетиторов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/repetitorovnet (дата обращения

6. Карной, М., Фрумин И. Д. Углубленный анализ результатов исследований качества образования в контексте экономических показателей образования. Приоритетные направления развития: государство и муниципальное управление, 2013. Руководитель: НИУ «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] / М. Карной, И. Д. Фрумин. - Режим доступа: https://www.hse.ru/org/projects/79650846 (дата обращения 08.01.2012)

7. Квалификационные характеристики должностей работников образования (Утв. Приказом Минсоцраз-вития России от 26.08.2010 № 761н) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=LAW&n=97378&fld=134&dst=100029,0&rnd=0.025 66835373130627#0 (дата обращения: 07.01.2018)

8. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) [Электронный ре-

сурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технический документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420353316 (дата обращения: 06.01.2018)

9. Компания «Ваш репетитор» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://repetitors.info/ (дата обращения 29.12.2017)

10. Крылова, Н. Г. Репетиторы выходят из тени [Текст] / Н. Г. Крылова // Народное образование. -Изд. Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование», 2011. - № 5. -С. 180-184.

11. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза [Электронный ресурс] // Публикация: Общество «Знание» России, 2001. - Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 06.01.2018)

12. Наумова, А. А. Роль репетиторства в современной системе образования [Текст] / А. А. Наумова // Россия между модернизацией и архаизацией: 19172017 гг. : материалы XX Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. - Сургут: АНОВО «Гуманитарный университет», 2017. -С. 385-390.

13. Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года, 517 стр. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://im.kommersant.ru/content/pics/doc/doc1753934.pdf (дата обращения 06.01.2018).

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года Включает все изменения до 29 июля 2017 г. [Электронный ресурс] //Закон об образовании РФ. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 06.01.2018)

15. Bray Mark. Private Supplementary Tutoring: Comparative Perspectives on Patterns and Implications // A Journal of Comparative Education. 2006. V. 36. No. 4. PP. 515-530 (пер. с англ. Е. Фруминой)

Bibliograficheskij spisok:

1. Bajborodova, L. V Individualizacija obra-zovatel"nogo processa / Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitija sovremennogo shkol"nika: kollektivnaja monografja / otv. red. A. Ju. Nagornova. - Ul"janovsk: Zebra, 2016. - 174 s.

2. Brjej, M. Chastnoe dopolnitel"noe obuchenie (repet-itorstvo): sravnitel"nyj analiz modelej i posledstvij / M. Brjej // Voprosy obrazovanija. - 2007. -№ 1. - S. 65-83.

3. Burdjak, A. Ja. Dopolnitel"nye zanjatija po shkol"nym predmetam: motivacija i rasprostranennost" / A. Ja. Burdjak // Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social"nye peremeny. -2015. - № 2. - S. 96-112.

4. «Virtual"naja Akademija» poisk po baze repetitorov v Moskve . - Rezhim dostupa: http://www.virtualacademy.ru/ (data obrashhenija

5. «Vse repetitory» samaja bol"shaja baza repetitorov . - Rezhim dostupa: https://vk.com/repetitorovnet (data obrashhenija

6. Karnoj, M., Frumin I. D. Uglublennyj analiz rezu-l"tatov issledovanij kachestva obrazovanija v kontekste jekonomicheskih pokazatelej obrazovanija. Prioritetnye napravlenija razvitija: gosudarstvo i municipal"noe uprav-lenie, 2013. Rukovoditel": NIU «Vysshaja shkola jekonomiki» / M. Karnoj, I. D. Frumin. - Rezhim dostupa: https://www.hse.ru/org/projects/79650846 (data obrashhenija 08.01.2012)

7. Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabot-nikov obrazovanija (Utv. Prikazom Minsocrazvitija Rossii ot 26.08.2010 № 761n) // Kon-sul"tantPljus. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=LAW&n=97378&fld=134&dst=100029,0&rnd=0.025 66835373130627#0 (data obrashhenija: 07.01.2018)

8. Kommentarij k Federal"nomu zakonu ot 29 dekabr-ja 2012 goda № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (postatejnyj) // Jel-ektronnyj fond pravovoj i normativno-tehnicheskij doku-mentacii. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/420353316 (data obrashhenija: 06.01.2018)

9. Kompanija «Vash repetitor» . -Rezhim dostupa: https://repetitors.info/ (data obrashhenija 29.12.2017)

10. Krylova, N. G. Repetitory vyhodjat iz teni / N. G. Krylova // Narodnoe obrazovanie. - Izd. Avtonomnaja nekommercheskaja organizacija «Iz-datel"skij dom «Narodnoe obrazovanie», 2011. - № 5. -S. 180-184.

11. Memorandum nepreryvnogo obrazovanija Evropejskogo Sojuza // Publikacija: Obshhestvo «Znanie» Rossii, 2001. - Rezhim dostupa: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (data obrashhenija: 06.01.2018)

12. Naumova, A. A. Rol" repetitorstva v sovremennoj sisteme obrazovanija / A. A. Naumova // Rossija mezhdu modernizaciej i arhaizaciej: 1917-2017 gg. : ma-terialy XX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii: v 2 tomah. - Surgut: ANOVO «Gumanitarnyj uni-versitet», 2017. - S. 385-390.

13. Strategija - 2020: Novaja model" rosta - novaja social"naja politika. Promezhutochnyj doklad o rezul"tatah jekspertnoj raboty po aktual"nym problemam social"no-jekonomicheskoj strategii Rossii na period do 2020 goda, 517 str. . - Rezhim dostupa: http://im.kommersant.ru/content/pics/doc/doc1753934.pdf (data obrashhenija 06.01.2018).

14. Federal"nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273-FZ ot 29 dekabrja 2012 goda s iz-menenijami 2017 goda Vkljuchaet vse izmenenija do 29 ijulja 2017 g. //Zakon ob obrazovanii RF. - Rezhim dostupa: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrashhenija: 06.01.2018)

15. Bray Mark. Private Supplementary Tutoring: Comparative Perspectives on Patterns and Implications // A Journal of Comparative Education. 2006. V. 36. No. 4. PP. 515-530 (per. s angl. E. Fruminoj)

1. Baiborodova L. V. Individualization of the educational process / Psychology and pedagogical problems of the modern school student"s development: collective monograph / editor-in-chief of A. Yu. Nagornov. -Ulyanovsk: Zebra, 2016. - 174 pages.

2. Bray M. Private additional training (tutoring): a comparative analysis of models and consequences / M. Brey // Questions of education. - 2007. - № 1. - Page 65-83.

3. Burdyak A. Ya. Additional classes on school objects: motivation and prevalence/ A. Ya. Burdyak // Monitoring of public opinion: economic and social changes. -2015. - № 2. - Page 96-112.

4. «Virtual Academy» search in base of tutors in Moscow . - Access mode: http: // www.virtualacademy.ru/ (access date 29.12.2017)

5. «All tutors» the biggest base of tutors . - Access mode: https://vk.com/repetitorovnet (access date 03.01.2018)

6. Karnoy M., Frumin I. D. The profound analysis of results of researches of education quality in the context of education economic indicators. Priority directions of development: state and municipal management, 2013. Head: NIU «Higher School of Economics» / M. Karnoy, I. D. Frumin. - Access mode: https://www.hse.ru/org/projects/79650846 (access date 08.01.2012).

7. Qualification characteristics of educators" positions (Confirmed by the Order of the Minstry of Social development of Russia from 26.08.2010 № 761n) // ConsultantPlus. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=LAW&n=97378&fld=134&dst=100029,0&rnd=0.025 66835373130627#0 (access date: 07.01.2018)

8. The comment to the Federal law of December 29, 2012 № 273-FZ «About education in the Russian Federation» (itemized) // Electronic fund legal and normative and technical documentation. -Access mode: http://docs.cntd.ru/document/420353316 (access dates: 06.01.2018)

9. «Your Tutor» company . -Access mode: https://repetitors.info/ (access date 29.12.2017)

10. Krylova N. G. Tutors come out of the shadow / N. G. Krylova // National education. - Prod. Autonomous nonprofit organization «National Education Publishing House, 2011. - № 5. - Page 180-184._

flpoc^aBCKHÖ negaroranecKHÖ BecTHHK - 2018 - № 2

11. Memorandum of continuous education of the European Union //Publication: Society «Znaniye» of Russia, 2001. - Access mode: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (access date: 06.01.2018)

12. Naumova A. A. Role of tutoring in the modern education system / A. A. Naumova // Russia between modernization and arkhaization: 1917-2017: materials of the XX All-Russian scientific and practical conference: in 2 volumes. - Surgut: ANOHE «Humanitarian University», 2017. - Page 385-390.

13. Strategy - 2020: New model of growth - new social policy. Intermediate report on results of expert work on current problems of social and economic strategy of

Russia until 2020, 517 p. . - Access mode: http://im.kommersant.ru/ con-tent/pics/doc/doc1753934.pdf (access date 06.01.2018).

14. The federal law «About Education in the Russian Federation» № 273-FZ of December 29, 2012 with changes of 2017 Includes all changes till July 29, 2017 // the Law on formation of the Russian Federation. - Access mode: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (access date: 06.01.2018)

15. Bray Mark. Private Supplementary Tutoring: Comparative Perspectives on Patterns and Implications // A Journal of Comparative Education. 2006. V. 36. № 4. PP. 515-530 (translated from English by E. Frumina)

Родители моих учеников, да и сами ученики всегда спрашивают, какое у меня образование, велик ли опыт преподавания, работала ли я в школе или где-то ещё. Расскажу свою историю о том, почему репетиторство для меня - это престижная профессия, а не подработка, не калым и уж подавно не хобби.

Репетитор и закон

С точки зрения закона репетиторство является предпринимательской деятельностью. Если вы хотите заниматься этим бизнесом масштабно и легально, то вам необходимо либо примкнуть к штату работников официально зарегистрированного репетиторского центра, желательно имеющего лицензию на осуществление образовательной деятельности, либо регистрироваться самостоятельно. Более 70 процентов школьных учителей подрабатывают сегодня репетиторами, формируя теневой рынок образования в России - я подобную активность не поддерживаю, хотя бы потому, что учитель даром получает огромную клиентскую базу, а нам - крутись, рекламируйся, в ФНС ходи.

Часто для достижения цели нужны специальные навыки, и поможет их натренировать репетитор. (Кадр из х/ф «Цвет денег», 1986)

Сразу обозначу свою позицию: репетитор - не учитель, зарабатывающий из подполья. Работа в школе не является ни базисом, ни подготовительным этапом к труду репетитора. На одном из образовательных порталов мне довелось выразить своё скептическое отношение к современным школьным учителям. В ответ хлынуло множество комментариев о том, что мне нужно пойти поработать в школу, нюхнуть пороха, хлебнуть лиха и совершить ещё какие-то манипуляции со своей карьерой. Не очень понятные советы, так как я позиционирую свою репетиторскую деятельность как предпринимательскую, даже имея законченное высшее в МПГУ по специальности «Организация работы с молодёжью».

«Надо смотреть правде в глаза: часть репетиторов - люди, которые по разным причинам не хотят работать с детьми в школе», - написала журналист «Российской Газеты» .

Я лично не хочу, это верно, а причина в том, что между репетитором и школьным учителем есть одно принципиальное различие, носящее отнюдь не философский характер: это правовое основание работы.

Открываем 273-ФЗ . Тот самый, который об образовании. : педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Листаем дальше и задерживаем взгляд на и : там русским по белому объёмно расписано, на основании каких норм действует педагогический работник, на что имеет право, что обязан делать.

Распространяются ли эти нормы на репетитора? Нет. Репетитор ни с кем ни в каких трудовых отношениях не состоит. Исключение составляют только случаи, когда преподаватель помимо частной практики трудится в каком-либо центре по подготовке к экзаменам, о чём я писала выше. Правовое основание работы репетитора, его библия - Гражданский кодекс РФ, глава 39 «Возмездное оказание услуг» . К нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность репетитора, можно отнести 129-ФЗ и нормы Налогового кодекса, например, о патентной системе налогообложения.

Отношения, складывающиеся на основании ФЗ-273 - публичные, а те, что имеют в качестве правовой основы ГК - частные. Их нельзя ставить в один ряд.

Отношения между учителем и классом, классом и школой, школой и учителем рождены силой государства; отношения между репетитором и учеником обусловлены взаимным волеизъявлением сторон.

У вас есть право найти другого специалиста, а у меня есть право отказаться работать с вашим ребёнком. И прекращение наших отношений можно никак не аргументировать - не подходим мы друг другу, вот и всё. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг - ГК РФ ст. 782.

Ещё один интересный момент связан со стоимостью услуг репетитора. Я постараюсь осветить вопрос ценообразования, не сводя рассказ к написанию сметы.

Для начала процитирую нашумевшее высказывание нашего премьера: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». Фразу много критиковали, но мысль абсолютно правильная.

Для реализации призвания учителя создаются все условия. Учитель находится в хозяйственном поле школы. Всё по госзакупкам централизовано поставляется: доски, столы, портреты учёных. На что из перечня оборудования для оснащения учебного процесса учитель тратит личные деньги? Расскажите, если есть такие статьи расходов.

У репетитора же собственное рабочее пространство. Вести в комнате, где пыхтит в кастрюле борщ, лежат расчёски на столе и кошачий лоток в уголочке ароматизирует пространство - абсолютное неуважение к клиенту. Вы бы удивились, если бы так выглядел кабинет юриста или психолога? Разумеется, удивились бы, потому что это неприемлемо в деле организации бизнеса.

В том же материале «Российской Газеты» размещён откровенный отзыв мамы-клиентки:

  • «Беру 800 рублей за занятие. Не важно, у себя дома или у вас», - объявила мне репетитор, найденная по объявлению в Интернете. «У себя» - это кухня в съёмной двухкомнатной квартире, которая не видела ремонта последние сорок лет. На кухне из мебели только стол и два старых табурета. Дети поинтересовались: «Нельзя ли заниматься в комнате?» На что репетитор ответила: «Там всё завалено вещами. Но если очень надо, я приберусь».

Что и требовалось доказать: мало кому хочется заниматься у прыщавого аспиранта в неопрятном помещении или у странной старушки с запахом изо рта, пусть и с багажом из всей советской педагогики.

Репетитор - это человек из бизнеса. И требования к нему такие же, как к любому другому предпринимателю - делать честно и качественно.

Потому нужна аренда в офисном центре либо капитальный ремонт жилья. У меня есть и то, и другое. Знаете, сколько стоит доска или флипчарт? Самые дешёвые - три-пять тысяч. А ещё столы, стулья, органайзеры для бумаг, принтер, учебники ежегодно, лампы, маркеры, губки, вода в бутылках для клиентов, чайник, чай, сладости и сувениры детям, декор помещения и… список бесконечен.

Представьте в кругах Эйлера три показателя «качественно, бесплатно, быстро». Качественно и бесплатно не бывает, даже в условиях социализма. Если вы работаете бесплатно, все остальные ваши показатели - имидж, оснащённость, психологический комфорт, самооценка - будут стремиться к нулю. Про «быстро» вообще отдельный разговор: за несколько месяцев научить тому, что изучается лет пять, - особая задача.

Также в стоимость услуг заложен масштаб работы - индивидуально или в мини-группах. Учитель-предметник в совершенстве знает свой предмет, а репетитор знает и предмет, и то, насколько хорошо его предмет знает клиент. Личность ученика в деле репетитора не сливается в огромную коллективную личность, именуемую «класс». Естественно, индивидуальная работа дороже. Купе в поезде на одного тоже дорого, но вопросов подобный прайс не вызывает.

Потому никакой речи об организации богадельни и бесплатном преподавании идти не может - исключение составляют только первичные консультации. Цена формируется на основе спроса, договор об оказании услуг заключается добровольно - напоминаю о правовом основании. Если для вас данная модель взаимоотношений между гражданами неприемлема, и на душе скребутся кошки от того, что кто-то зарабатывает, то вступайте в КПРФ, стройте коммунизм.

Является ли репетитор обслуживающим персоналом?

Нет, не является. Тема закрыта, давайте следующий вопрос.

А если серьёзно, то в отношениях между репетитором и клиентом существует система прав и обязанностей, в которую никак не встраивается термин «обслуга». Ибо обслуживающий персонал - это работники, НЕ участвующие непосредственно в процессах оказания услуг и управлении этими процессами. В матрице «родитель (заказчик) - ученик (благополучатель) - репетитор (исполнитель)» профессиональным субъектом является последний, и если кто-то из ваших клиентов считает вас обслуживающим персоналом - расстаньтесь с ним сразу же.

Если и сравнивать деятельность репетитора с какой-то ещё, то больше всего подойдёт деятельность фитнес-тренера: я работала тренером в фитнес-клубе, поэтому знаю специфику. Есть огромные венозные качки - это тренеры для мужчин; есть тренеры по групповым программам - заводные звонкоголосые женщины; есть тренеры по растяжке и йоге - флегматичные, умиротворённые. Вам априори не могут подходить все из перечисленных вариантов сразу: вы всегда будете выбирать, отталкиваясь от ваших целей.

То же самое с репетитором: это не более дорогостоящая разновидность школьного учителя с универсальной компетенцией, это специалист, фокусирующийся на развитии одного или нескольких смежных навыков.

У репетитора могут быть личные требования к своим ученикам: я работаю только со «взрослыми» детьми, не младше 9 класса. Если я понимаю, что клиент «не мой», а ему по формату не подхожу я - мы расстаёмся. Таких случаев 2-3%.

В коммуникации между репетитором и учащимся существует особая этика, где-то более мягкая, а где-то более суровая, если сравнивать со школьной.

Одной из моих клиенток меня порекомендовал другой репетитор, женщина в возрасте. На телефонный вопрос о том, как меня представить будущей ученице, я ответила только своё имя. «Нет, ну как же так, нужно обязательно по отчеству», - возразила коллега. И я принципиально не согласна с этой позицией: всегда общаюсь на «ты», тип обращения ко мне учащийся выбирает сам. Процентов 30-40 предпочитают на «вы», процентов 10 пользуются исключительно звучным «Дарья Дмитриевна», остальные на «ты». Ведь дело в том, чтобы учащийся мог на занятии максимально свободно излагать свои мысли и демонстрировать действительный уровень знаний. Уважение кроется не в формализованном общении, а в признании компетентности и авторитета.

Расскажу историю из жизни: я летом 2016-го устраивалась в один центр по подготовке к экзаменам. Туда берут очень молодых специалистов (даже второкурсников), поэтому я со своим толстым портфолио, педагогическим образованием и вторым почти законченным юридическим (всё вместе читайте как «я со своим раздутым чувством собственной важности») сидела на собеседовании «лайк э босс».

Отбор преподавателей был четырехэтапный. На первом нужно было поболтать на свободную тему, никак не связанную с предметом преподавания, этот этап я прошла без проблем. А вот второй этап заключался в имитации занятия. Только вместо учеников были сотрудники центра: они пытались разыгрывать всякие нестандартные ситуации, проверяя, видимо, стрессоустойчивость кандидатов.

Предваряя дальнейший рассказ, скажу, что я достаточно вольности позволяю своим ученикам: им можно пить чай, отвечать на важные звонки, выбирать способ запоминания информации с написанием или на слух, шутить шутки. Короче, я не тиран. Но та ситуация, что была разыграна сотрудниками центра, была прям гротескной. Две девушки поначалу усердно смотрели в телефон, после задавали неуместные вопросы по предмету, а потом начали демонстративно в голос общаться друг с другом.

И тут одна из них задаёт другой вопрос: «Ну что, куда сегодня в кино пойдем - на ужасы или драму?»

Честно, для меня это нестандартная ситуация: просто обычно работаю с адекватными людьми, которые достаточно внимательно слушают то, что я говорю, ибо, полагаю, ценят информацию. И не переигрывают. Я решила пресечь дальнейшее безобразие фразой: «Я вам драму или ужасы сейчас здесь устрою». Естественно, работать меня туда не взяли, сказали, что слишком агрессивный образ.

Но мораль истории в другом: поведение, мешающее занятию, будет просто пресекаться. Вплоть до принципиального отказа работать с клиентом - такое тоже было. Важно понять, что вы платите репетитору как профессионалу своего дела, имеющему полный контроль над вашим образовательным процессом по его предмету. Репетитор - не обслуга, а ваш наставник, который имет право отказаться от неудобного клиента. Я стараюсь строить ту модель отношений, в которой будет соблюдён хрупкий баланс между дружеской нотой и менторством, диалогом и руководством, вольностью и дисциплиной.

Престиж репетиторской деятельности

Престижно ли быть репетитором? Да, если вы не учитель, который втихаря вытаскивает своих учеников на платные индивидуальные. Если вы подходите под это описание, то вернитесь в начало статьи, там много полезного.

Репетитор - это предприниматель, а оно (предпринимательство) у нас в чести по результатам опросов. Вдобавок у этой профессии огромный творческий потенциал в плане выбора или создания методик преподавания.

У меня в прошлом юридический стаж, работа в фитнес-индустрии в качестве сертифицированного тренера Reebok и проектная занятость по организации конференций, конкурсов, того же «Селигера». Закончила МПГУ по специальности «организация работы с молодёжью», в этом году заканчиваю ещё и МГЮА.

Чему я могу научить? Всему тому же, чему учат в школе. А ещё могу предоставить курс по подготовке к поступлению в вузы при правоохранительных органах - и гуманитарные предметы, и физическая подготовка. А ещё могу подсказать, чем вы действительно поразите экспертную комиссию на ДВИ в юридическом. А ещё могу дать совет, как уже в школьном возрасте создать свой проект и получить на него государственный грант.

Почему могу? Потому что я не учитель-предметник, а тренер, юрист, event-менеджер, предприниматель и потомственная ведунья (шучу).

И делаю я это в удобное для клиента время, в комфортабельном и красиво оформленном помещении, с чаем/кофе, возможностью отрегулировать свет, температуру, масштаб изображения учебного материала для слабовидящих, с повторением для того, кто медленно пишет и так далее. Человек может прийти с конкретной проблемой, сильным желанием чего-то добиться и интуитивным знанием о том, что для этого нужно поступить в хороший вуз, а ты помогаешь ему поставить цель, поделить её на этапы и постепенно приближаться к её достижению - это ли не благородно?

В школе нет времени учить каждого по особым программам, да и нет такой цели: на то оно и общее образование, чтобы быть универсальным и единообразным.

У всех разный потенциал, разные способы восприятия информации и, что главное, разная мотивация. Каждый год встречаются дети, которых на занятия пригнали родители или какое-то необъяснимое ярмо необходимости подготовки: «Мне вот надо сдать именно этот предмет, но не знаю, с какой целью». Таких детей процентов 40.

Многие репетиторы обещают «возбудить интерес к предмету», «привить охоту к учёбе» - простите, но это только популизм для привлечения клиентуры, не будем идеализировать.

Нельзя управлять симпатиями ребёнка, а потому невозможно заставить человека любить предмет, если изначально он не имеет к нему интереса и склонности. Зато можно на основе утилитарных рассуждений, налегая на прагматизм, донести, что если запомнить вот этот перечень информации, то сможешь сделать задание под номером таким-то, таким-то и таким. И человек запоминает. И человек правильно выполняет задание под номером таким-то, таким-то и таким. Ведь у юного человека с первого класса в голову вбита необходимость что-то сдать и куда-то поступить.

За качество и кастомизацию услуги люди готовы платить, отсюда мы можем сделать вывод и о финансовом престиже профессии репетитора.

Главная идея моей деятельности: репетитор - это предприниматель. Квинтэссенцией бизнес-этики является слово «качество», а потому я стараюсь сделать его основным символом своей работы. Надеюсь, эта статья сможет изменить отношение к действительно профессиональным репетиторам и понять их вклад в современное образование.

… имейте хороших и способных учителей в доме, затраты на них никогда не будут слишком велики…
Марк Аврелий

Немногие задумываются о том, что частное репетиторство является очень древней практикой. Наверняка, каждый студент философии знает, что Сократ был наставником Платона, который, в свою очередь, обучал Аристотеля, а Аристотель был учителем молодого Александра Македонского. Из цитаты императорского философа Марка Аврелия очевидно, что римляне также ценили частное обучение, как и греки. На протяжении многих веков репетиторство является самым эффективным способом поддерживать обучение ребенка, привлекая не только академического специалиста, но также наставника и ролевую модель в одном лице.

Определенно, в наши дни репетиторство также популярно, как и два тысячелетия назад. По данным различных источников, около четверти детей Великобритании занимаются с репетиторами на каком-либо этапе обучения. Большинство детей пользуются услугами репетиторов в преддверии важных тестов или вступительных экзаменов в школы и университеты, а также итоговых экзаменов GCSE и A Levels. Несмотря на такие данные, достаточно и критики в адрес репетиторства. Многие родители задумаются о том, зачем им инвестировать еще больше в индивидуальное обучение, когда они уже тратят достаточно денег на дорогостоящие частные школы. Под сомнение уроки репетитора также ставит нынешняя загруженность детей, помимо уроков также нужно заниматься спортом, музыкой, в драматическом или других кружках.

Тогда как репетиторство может быть просто фантастическим ресурсом для многих детей, помогая им не только академически, но и развивая уверенность в себе, вдохновляя их на успехи и снижая уровни стресса при огромной загруженности, оно подходит не всем детям. В некоторых случаях оно может пагубно отразиться на успеваемости ребенка, особенно, если у него элементарно нет времени просто, чтобы отдохнуть и расслабиться.

Учитывая огромное количество как положительных отзывов, так и критики, родителям может быть действительно сложно решить, стоит ли им привлекать специалиста или обойтись имеющейся школьной программой и ресурсами. В помощь таким родителям мы решили проанализировать все плюсы и минусы и выделили основные причины за и против.

Аргументы «за»

Для начала, давайте рассмотрим 5 причин, по которым репетитор может оказаться очень полезным для ребенка:

Чтобы предотвратить или остановить отставание от школьной программы

Один из ключевых аргументов в пользу репетиторства является то, что индивидуальный подход к ребенку в школе — задача практически невыполнимая. Поэтому, если методы преподавания не соответствуют скорости усваивания материала ребенка, если навыки чтения и письма развиваются слишком медленно — школа вряд ли сумеет помочь с подобными проблемами. В некоторых случаях, при особенно сложной программе, могут начать отставать даже самые способные дети. Один пробел в знаниях ведет за собой другой пробел, и такая растущая проблема становится похожей на снежный ком и может в какой-то момент стать катастрофической, особенно если это произойдет в начальной школе. Отставание также ведет за собой целую плеяду психологических проблем в виде апатии, равнодушия, плохого поведения и обид. Дополнительная проблема заключается в том, что в западных школах, например, при плохой успеваемости ребенок попадает в группу («сет») детей с таким же низким уровнем успеваемости и отсутствием интереса к учебе, что создает своего рода порочный круг.

Порой единственным выходом в этом случае является привлечение индивидуального преподавателя. Грамотный специалист сможет за короткое время выделить проблемные моменты в процессе обучения, поможет заполнить имеющиеся пробелы и предотвратить новые. Такая «скорая помощь» может включать, как и стандартное повторение и объяснение прошлых и нынешних тем, так и подбор правильной литературы для дополнительного чте-ния или разработку индивидуальных правил повторения, запоминания и т.д.

Как понять, что ваш ребенок начал отставать от программы? Если ваш учитель уже несколько раз сообщил, что домашняя работа была выполнена неудовлетворительно или ребенок начал сам жаловаться на трудности с темами в классе, стоит присмотреться к его потребностям внимательнее — скорее всего, ему требуется дополнительная поддержка.

Чтобы оказать ребенку профессиональную помощь при подготовке к вступительным экзаменам

Другой основной причиной привлечения репетитора является подготовка к вступительным тестированиям, экзаменам и интервью в топовые школы и вузы, конкурс в которые порой исчисляется даже десятками кандидатов на одно место. Чтобы получить это заветное место, к сожалению, недостаточно быть просто «сильным», умным и успешным учеником, важную долю успеха составляет знание так называемой «экзаменационной техники». Так, например, в работе с текстами нужно будет и провести грамотный анализ, и провести параллели, и правильно структурировать свой ответ. Все это в ограниченное количество времени и в стрессовой атмосфере.

Опытный преподаватель имеет за плечами сотни и даже тысячи часов занятий с такими кандидатами — он вооружит вашего ребенка набором техник и методов, которые помогут ему сэкономить время и получить дополнительные баллы, предоставив ответы, которые соответствуют самым взыскательным ожиданиям приемной комиссии.

Помимо этого, такой специалист прекрасно осведомлен о литературе, которая поможет в подготовке и может посоветовать нужный учебник или сборник упражнений, подробно расскажет о регистрационном процессе, требованиях, сроках и о секретах успеха тех его учеников, которые поступили в вашу желаемую школу, которых он подготовил. У него наверняка имеется сеть контактов, которые также могут помочь вам в процессе поступления своими консультациями и советами. В таких случаях репетитор-специалист по подготовке к вступительным экзаменам станет неоценимым помощником не только самим детям, но и родителям.

Чтобы обеспечить ребенку персонального наставника

Мы уже затронули этот аспект ранее – репетитор является не просто учителем, который диктует правила или механически решает задачи вместе с вашим ребенком, это человек, который не понаслышке знает обо всех проблемах, с которыми сталкивается ваш ребенок. Хороший репетитор окончил престижные школу и университет – он сам проходил через огромную академическую нагрузку, знает о тайм-менеджменте, дисциплине и важности позитивного настроя. Занятия – это также и персональные отношения, дружелюбный репетитор, который искренне заботится об успехе вашего ребенка, всегда поддержит его советом или ободряющей историей, расскажет о своем опыте, научит его какого-нибудь трюку или «примочке», которой он может впечатлить учителей и одноклассников. В лице такого учителя ребенок получит живой пример, ролевую модель и «ментора», который будет говорить с ним на одном языке.

Чтобы просто облегчить жизнь и сберечь нервы

Это общеизвестный факт, что дети спорят со своими родителями, что, конечно же, не может не расстраивать. Несмотря на это, подобные споры принципиально важны для развития ребенка, поскольку это демонстрирует их индивидуальность и стремление быть независимыми. Порой трения возникают, когда от ребенка требуется, например, сделать что-то дополнительно к домашнему заданию или читать в дополнение к основной программе.

В таких случаях может помочь репетитор, который избавит от многих неприятных ситуаций. Да, возможно перед приходом учителя у ребенка возникнут возражения, но редкий ребенок будет так же яростно протестовать перед посторонним человеком, коим является репетитор. Проще говоря, учитель нейтрализует давление, а вы, вместо уговоров и криков с учебниками в руках, сможете наслаждаться спокойным общением с ребенком. Немаловажным преимуществом является также и то, что имея такого помощника, вы будете уверены, что вся домашняя работа будет выполнена ребенком в срок и без ненужных хлопот и стресса – это важно любому занятому родителю.

Чтобы поднять академические интересы вашего ребенка на новый уровень и помочь определиться с профессией

Мы уже обсудили выше роль репетитора и отметили, что роль эта не ограничивается лишь обучением. В некоторых ситуациях он может предоставить ребенку информацию, которую он не получит от школьного учителя поскольку его не ограничивают рамки школьной программы. Если ваш ребенок хочет по-настоящему изучить свой предмет, репетитор — тот самый человек, который может в этом помочь, правильно направляя ребенка. Например, ваш ребенок проявляет интерес к физике и астрономии — почему бы не нанять ему учителя астрофизики, который проводит исследования в этой теме? Если ваше чадо без ума от произведений Джейн Остин, почему бы не организовать ему встречу, посвященную литературе 19 века с выпускником Кембриджа по английской литературе? Если вы видите в нем такие интересы, их нужно обязательно поощрять и вдохновлять, возможно, вы растите следующего Нобелевского лауреата или обладателя Пулитцеровской премии.

Аргументы «против»

Получился довольно убедительный список причин за, не правда ли? Однако есть и причины против — почему занятия с репетитором могут быть не самой лучшей идеей?

У вашего ребенка отсутствуют базовые привычки и режим для эффективного обучения

Любой, кто когда-либо страдал от бессонницы, знаком с термином «гигиена сна». Наличие хорошей гигиены сна означает своевременное выключение телевизора, поддержку правильной температуры в спальной комнате и использование спальни строго по назначению, не устраивая из нее домашний офис, например.

Помимо гигиены сна, существует также и гигиена образования, когда родители тщательно следят за факторами, которыми могут влиять на работоспособность ребенка в школе. Регулярные приемы пищи и полноценный, качественный сон крайне необходимы для хорошей академической успеваемости ребенка; ребенок просто не способен хорошо заниматься, если он испытывает чувство голода, усталости или даже истощения. Важен режим дня, выполнять домашнюю работу желательно в одно и то же время каждый день. Если ребенок растет в билингвальной среде, нужно обеспечить ему оптимальную среду для восприятия обоих языков — решить, на каком языке слушать радио по утрам или смотреть телепередачи, а также настраивать электронные гаджеты на желаемый язык. Никакой репетитор не сможет помочь, если детям не читают и если они не читают сами вообще — в этом случае роль родителей заключается в том, чтобы выделить определённое время для занятий с ребенком ежедневно и обеспечить основу непосредственно академических занятий.

Если вы задумались о занятиях с репетитором, спросите себя — что можно сделать для того, чтобы самому исправить ситуацию? Быть может, если вы организуете строгий режим и распорядок дома с чтением по вечерам и решением математических задач по утрам, эти проблемы решатся сами собой без вложения каких-либо дополнительных денег.

Ваш ребенок недостаточно отдыхает и не поощряется

С учетом сильной нагрузки и стремлением родителей устроить детей в хорошие школы и университеты, им, конечно, можно простить чувство беспокойства за успеваемость своих чад. В то же время очень важно не перегружать детей – можно окружить ребенка учебниками и учителями, но его уставший мозг просто не воспринимает такие объемы информации. Многочисленные исследования показывают, насколько важно свободное время и игры для правильного умственного развития ребенка, и порой лучший способ помочь ребенку — попросить их заниматься чуть меньше, а не наоборот. Плохое поведение и низкие оценки в школе могут быть показателем усталости, а не признаком отсутствия способностей или несносного характера поэтому любой родитель, который подумывает о репетиторстве, должен задуматься – возможно, ему нужно немного «настоящего детства» и побольше свободного времени для игр и забав. Отдохнув, ваш ребенок будет готов к покорению новых вершин.

Также очень важно, чтобы родители всячески поощряли своих детей за хорошую работу в школе и любые, даже самые маленькие успехи. С помощью таких положительных стимулов вы только мотивируете их на дальнейшие усилия и успехи. При этом шантаж и угрозы, особенно в агрессивной форме, могут иметь обратный эффект.

Ваш ребенок еще слишком мал

Учитывая тот факт, что в некоторых школах Лондона введены экзамены 4+, у многих молодых семей может возникнуть соблазн начать готовиться с репетиторами к вступительным испытаниям с раннего возраста, даже в три года. Однако, с педагогической точки зрения, попытка слишком рано подтолкнуть ребенка к академическому развитию аналогична попытке заставить ваш автомобиль ехать с большей скоростью, добавив 10 дополнительных колес. Для развития когнитивных навыков и моторики детям важно играть, поэтому они не будут реагировать на большой объем информации в столь раннем возрасте. Даже когда они более осознанно будут подходить к обучению в возрасте 5-6 лет, преподавание должно вовлекать физическую деятельность — вместо изучения математики с ручкой и тетрадкой, гораздо эффективнее собирать лего или выполнять какие-то другие физические головоломки.

В целом, обучение маленьких детей всегда должно сопровождаться игрой, и если вы собираетесь нанять репетитора для занятий с вашим четырехлетним ребенком, им необходимо это понять (удостоверьтесь, что у них имеется опыт работы именно с этой возрастной категорией). Нет ничего плохого в поиске репетитора, гувернанта или няни, которые будут проводить подобные обучающие игры, но родителям все же не стоит питать больших иллюзий на то, что их ребенок обязательно достигнет больших высот в столь юном возрасте. Вся их дальнейшая школьная и университетская жизнь будет состоять из взлетов и падений, поэтому пусть дети играют, пока это возможно.

Никто не застрахован от ошибок. Начинающие специалисты - тем более. Но в некоторых профессиях: инженера, врача, учителя и других - ошибки могут дорого стоить. Данная статья - это попытка дать несколько советов, которые, возможно, позволят избежать этих ошибок.


1. Неуверенность в себе

Как говорится, «у Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Приходя на урок впервые, любой репетитор должен произвести положительное впечатление, а начинающий - троекратно. Чрезмерное волнение начинающего репетитора (дрожащие руки и голос, навязчивые движения) может произвести странное впечатление, сгладить которое ему пока нечем, в отличие от преподавателя с опытом, на некоторые особенности которого в принципе можно закрыть глаза.

Неуверенность в себе и страх не понравиться ученику могут заставить репетитора неправильно выстроить линию поведения с ним - с «заигрыванием» и стиранием необходимой дистанции в отношениях, что, в свою очередь, ослабит его авторитет и позволит ученику работать вполсилы. Нельзя впадать и в другую крайность, надевая маску злого преподавателя, запрещающего и угрожающего. Маска рано или поздно слетит, обнажив ваше истинное лицо, а это позволит ученику вести себя с вами безо всякого уважения. Перед тем как идти на урок, сделайте небольшую зарядку, глубоко вдохните, поднимите голову и улыбнитесь своему отражению в зеркале. У вас достаточно знаний, чтобы передавать их другим, обаяния, чтобы понравиться людям, и уверенности, чтобы оставаться самим собой, когда вас пытаются сбивать с толку.

Не опаздывайте на урок, но если чувствуете, что всё-таки не успеете вовремя, обязательно позвоните: за сам факт опоздания вас никто не убьёт, а своим звонком вы оставите впечатление как минимум вежливого человека. Не беритесь за все предложения подряд: пока ваша ставка невысока, в разъездах с одного конца города до другого вы потратите на транспорт половину заработанных денег, время, в течение которого вы могли бы провести ещё один урок, и силы, которые вам, конечно, ещё понадобятся.


2. Бессистемность занятий, отсутствие выраженных требований

Ещё до начала занятий вы должны сформировать некий свод правил, общих для всех, а позже дополнить его пунктами, постоянными для конкретного ученика. Например, многим ученикам я настоятельно рекомендую на первом же занятии завести несколько тетрадей: для записи разного рода теории, для проверочных работ и для домашних заданий. Причём, если вы их заводите, вести их вы с учеником должны на каждом уроке, а не тогда, когда вы об этом случайно вспомните. Ученика тоже нужно приучать к порядку: он всегда должен знать, где лежат его тетради и книги, готовить их заранее и не терять. Потеря задания, с точки зрения нерадивого ученика, является весьма уважительной причиной его невыполнения. Поэтому, если вы занимаетесь не по учебникам, а по различным раздаточным материалам, порекомендуйте ученику завести для них специальную папку. Заведите и для себя ежедневник или какое-то подобие журнала: в нём будет удобно записывать пройденный материал, домашнее задание и ошибки каждого ученика, над которыми, по вашему мнению, следует в следующий раз поработать, поскольку держать всю эту информацию в голове, особенно когда учеников у вас станет много, не так уж просто.

Родителям учеников вы должны чётко и ясно сообщить стоимость занятий, дни и время, которые подходят вам, требования к ребёнку, вашу позицию по поводу отмены и переноса занятий, а также впоследствии оперативно информировать родителей о плохом поведении детей или невыполнении ими домашних заданий, не позволять им на себе ездить и без сожалений прощаться с ними, когда это начинает происходить.


3. Отсутствие плана урока

Ошибочно считать, что хорошее знание предмета позволяет не готовиться к уроку. Особенно если вы ещё в самом начале пути. Необходимо составить план, в котором указать, что именно вы будете делать на уроке и сколько времени у вас займёт выполнение каждого пункта. Но к плану нельзя относиться формально. Каким бы простым ни казался вам материал, его нужно очень тщательно проштудировать, отметив себе способы его объяснения (чем больше, тем лучше: одного всегда недостаточно), возможные трудности учеников и способы их преодоления, возможные ответы учеников на устные и письменные задания. Кроме того, вы всегда должны быть готовы к тому, что домашнее задание учеником может быть не сделано или сделано не полностью, поэтому вместо того, чтобы быстро его проверить и начать новую тему, вам придётся заняться чем-то другим. Таким образом, в плане должны быть предусмотрены несколько вариантов развития урока. Время на выполнение пунктов плана необходимо рассчитывать заранее и распределять равномерно, не углубляясь в какую-то одну задачу в ущерб остальным. Совершенно недопустимо прерывать ученика в разгар выполнения задания просто потому, что вы сами не рассчитали, как много времени оно у него отнимет.


4. Единый подход к разным ученикам

Если вы - начинающий преподаватель, то у вас, скорее всего, ещё не сформировалась обширная методическая библиотека, и для вас сейчас важно не бояться осваивать новое. У разных учеников разные проблемы и разные цели, поэтому и учебники вы должны использовать разные, а не один-два наиболее хорошо вам известных. Потратьте время на поиск и предварительное оценивание материалов, чтобы в дальнейшем не тратить его на то, что ученику совершенно не требуется. Впоследствии, чтобы облегчить поиск нужного материала по той или иной теме, можно будет составить каталог имеющихся ресурсов.


5. Неготовность отвечать на вопросы

Активные, заинтересованные ученики - настоящий подарок для любого репетитора, но головная боль для начинающего. Неожиданности подстерегают на каждом шагу: например, если вы преподаёте иностранный язык и, изучая тему «Профессии», спрашиваете ученика, кем работают его родители, то не ждите, пожалуйста, что все окажутся учителями, инженерами или врачами. Преподаватель иностранного языка может столкнуться с проблемой специфических интересов ученика, лежащих вне его языковой компетенции, и испытывать в связи с этим затруднения в переводе того или иного термина (детали самолётов, фигуры танцев). В этом случае вам не помешает ознакомиться с той или иной категорией лексики, но сообщить ученику, что вы не можете знать всего и подтолкнуть его к самостоятельным открытиям. В свою очередь, на уроке физики у ученика может оказаться свой альтернативный взгляд на причину каких-то явлений природы, и вы должны поставить себя на его место, чтобы понять его точку зрения и разъяснить любые вопросы.


6. Отсутствие выдержки с медлительными учениками

С другой стороны, ученики, не так быстро соображающие, требуют от репетитора большого самообладания, потому что кричать на них нельзя никогда, даже если очень и очень хочется. Крик и ругань пугают детей, блокируют их мыслительные процессы и порождают комплексы. Даже если вам придётся объяснять материал двадцатью пятью разными способами, прежде чем ученик поймёт, чего от него хотят, попробуйте отнестись к этому с позитивом. Вы суперпреподаватель, если вы знаете двадцать пять способов, чтобы объяснить одну тему, а вашему терпению позавидовали бы индийские йоги! К тому же, в конце концов, вы всё равно своего добьётесь, а благодарность такого ученика будет гораздо выше.


Начинающий преподаватель, студент или вчерашний студент может пребывать в некоторой эйфории от получения новых профессиональных знаний или нового статуса и от души желать научить ученика всему сразу. Такой своей щедростью он может принести вред, а не пользу, нарушить картину мира ученика и заставить усомниться в системе обучения, применяемой по данному предмету на данном этапе, особенно если речь идёт о начальной школе. Второклассник, как своё имя, выучивает, что на ноль делить нельзя, но если репетитор между делом сообщит ему, что это не совсем так, то недопонимание со школьной учительницей и снижение оценок ему гарантировано. Другая крайность&nbs;- вообще избегать любых сложностей и терминологии, даже той, которая ученику заведомо должна быть известна («дополнение», «наречие», «диффузия», «катализатор»), и пользоваться вместо них описательными оборотами, чтобы не перегружать его мозг. Необходимо твёрдо знать программу каждого класса и придерживаться её, делая поправку на глубину знаний и способности каждого конкретного ученика.


Самое обсуждаемое
Тест. Снежная королева. Х. Что помогло герде вспомнить о кае Тест. Снежная королева. Х. Что помогло герде вспомнить о кае
Презентация, доклад окна сатиры роста Окна роста: aгитационное искусство Презентация, доклад окна сатиры роста Окна роста: aгитационное искусство
Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери


top