Род глагола в русском языке и его определение. Род глагола в русском языке и его определение Какие бывают родовые окончания глаголов

Род глагола в русском языке и его определение. Род глагола в русском языке и его определение Какие бывают родовые окончания глаголов

Инструкция

1. Возьмите глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения из всякого контекста. Вот, к примеру, крошечная басня Л.Н. Толстого “Волк в пыли”.Волк хотел поймать из стада овцу и зашел под ветер, дабы на него несло пыль от стада.Овчарная собака увидела его и говорит:- Бесплодно ты, волк, в пыли ходишь, глаза заболят.А волк и говорит:- То-то и бедствие, собаченька, что у меня уж давным-давно глаза болят, а говорят – от овечьего стада пыль классно глаза излечивает.

2. В этом маленьком тексте в 2-х первых предложениях 4 глагола употреблены в прошедшем времени: хотел, зашел, несло, увидела. Дабы определить род глаголов, обнаружьте существительные-подлежащие, в паре с которыми эти глаголы-сказуемые образуют основы предложений. Для первых 2-х глаголов: “Волк хотел и зашел” – глаголы соотносятся с существительным мужского рода “волк”. Следственно глаголы также имеют форму мужского рода .В основе второго предложения “собака увидела” – глагол “увидела” употреблен в форме женского рода , потому что соотносится с существительным женского рода “собака”.Ещё один глагол прошедшего времени “несло” употреблен в форме среднего рода – это одна из родовых форм безличных глаголов. Сравним с вариантом двусоставного предложения: “Течение несло лодку”. Имя существительное среднего рода согласуется с глаголом в среднем роде.

3. Посмотрите сейчас наблюдательно на родовые окончания глаголов и проанализируйте их, дополнив своими примерами. Выходит, следует итог: в прошедшем времени у глаголов мужского рода в исключительном числе окончание нулевое; у глаголов женского рода окончание -а; среднего -о. Во множественном числе глаголы прошедшего времени категорию рода теряют и имеют окончание -и.Следственно: окончания глаголов в прошедшем времени являются формальным знаком рода .

Полезный совет
Ещё один метод определения рода глаголов – подставка соответствующих личных местоимений 3-его лица (он, она, оно).

Открытый урок русского языка в 3 классе

Тема: Понятие о родовых окончаниях глаголов.

Цели: - ввести понятие «родовые окончания», формировать умения выделять глаголы прошедшего времени, пользуясь двумя признаками (вопрос и суффикс -л-); учить ребят самих определять задачи урока, делая вывод по проблеме, поставленной перед ними;

Развивать речь учащихся, мышление;

Воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому языку, любовь к своей Родине и уважение к людям, защищавшим свою Родину.

Ход урока

- Организационный момент

- Чистописание: С лушать – слышать, умываться – умыться, плыть – плавать. (по ходу выясняется, чем отличаются пары слов)

- Проверка домашнего задания

Какое правило написания глаголов вы повторили дома при выполнении упр. 294? (не с гл.)

Значение какого слова вы узнали из этого упражнения? Что оно обозначает? (футбол)

Назовите все глаголы, которые вам встретились? Назовите их форму? (не был, не играл, не дрался, не дёргал, читал - прош. вр., ед. ч., м. р.)

(Слайд №2)

- Проблемный вопрос

На доске тема урока с пропущенным словом:

……….. окончания глаголов.

Надо найти слово и определить тему урока.

Учебник на стр. 82 таблица (таблица на доске)

Как изменяются глаголы наст. и буд. вр. ? (по лицам)

Поэтому у них какие окончания? (личные)

А как изменяются глаголы прошедшего времени? Подумайте, как могли учёные назвать окончания глаголов прошедшего времени? (родовые) (назвавший тему урока объявляется учёным класса)

Запишем слово в теме, читаем тему урока.

Родовые окончания глаголов

Чему мы будем учиться на уроке? (узнавать родовые окончания глаголов)

- Работа по новой теме. Упр. 296 (Слайд №3)

    Чтение текста стихотворения выразительно

    Ответ на вопрос перед текстом. Работа с толковым словарём СТР.121

Значение слова лукошко, определение его части речи, рода.

У глагола стояло - окончание среднего рода О.

В слове дремала - окончание а , потому что оно относится к существительному кошка женского рода.

    Записать текст со вставленными окончаниями.

    Проверка (Слайд №4)

Как же изменялись глаголы в данном тексте? (по родам)

Изменим слово стояло по родам:

Стоял

Стояла

Стояло

    Чем они отличаются? (окончанием)

Составление таблицы родовых окончаний

М.Р.

Ж.Р.

С.Р.

МН.Ч.

Упр. 298 и индивидуальная работа по карточкам

Карточка №2 по теме «Родовые окончания глаголов»

Гулял, летела, освещало, подхватил, вспоминала, бежало, посеяла, посадил, собрали, прыгала, гудели, мешало, стоял.

Карточка №1 по теме «Родовые окончания глаголов»

Спиши слова, выдели в них окончания и сверху подпиши род.

Говорил, светила, играло, читали, вспоминала, бежало, ловило, прыгал, наступила, посеяла, посадил, собрали, звенела, вылетело.

Если встретились глаголы множественного числа, подпиши их.

Содержание карточек

Карточка №4 по теме «Родовые окончания глаголов»

Луна светил… , молоко кипел…, дом стоял…, вода кипел…, чайник закипел…., бабушка говорил…, дети шумел…, озеро блестел… .

Карточка №3 по теме «Родовые окончания глаголов»

Спиши, вставляя правильные окончания.

Лампа светил… , варенье кипел…, солнце светил…, столб стоял…, вода кипел…, суп кипел…., мать говорил…, деревья шумел…, снежинка таял… .

- Д/з упр. 297 Разузнать об особой части слова после окончания из рамки.

- Глаголы прошедшего времени когда используют?

Мы тоже перенесёмся в прошлое далеко, на 70 лет назад.

Посмотрите на эти картины (Слайды № 5,6,7)

Беседа по картинам о войне «Битва за Москву».

Дата - начало декабря 1941 года. 70 лет в 2011 году.

С этой битвы и началось наступление наших войск, которое не позволило фашистам завоевать нашу родину.

    А если вы будете описывать события тех лет словами, то что вам поможет показать время этих событий?

(глаголы прошедшего времени)

Записать предложение под диктовку. Самопроверка. (Слайд №8)

Во время войны люди работали не покладая рук.

    Назовите знакомые вам части речи в этом предложении. Форму глагола. От какого слова она зависит здесь?

    Как это «не покладая рук»? Что это за выражение? (фразеологизм)

    Можно ли так сказать об этих людях? (Слайды №9, 10)

- Итог урока. Давайте заполним таблицу знаний (по мере того, как дети говорят, учитель прикрепляет слова в ячейки)

Мы знали об окончаниях

Мы узнали об окончаниях

Мы узнали ещё о ….

У глаголов наст. И буд. времени окончания личные

У глаголов прошедшего времени окончания родовые

Том, что битва за Москву с фашистскими захватчиками началась в начале декабря 1941 года. Это стало началом наступления Красной Армии.

- Оценки! Обязательная оценка работы «учёного» на уроке.

Как определить род глагола?

    Есть три рода глагола: мужской женский и средний. Определить их можно следующим образом:

    • мужской род - нулевое окончание (наприме, ходил);
    • женский род - окончание на а (ходилА);
    • средний род - окончание на о (ходилО).

    Окончание на и имеет множественное число, следовательно, род определить нельзя.

    Род глагола возможно определить только в случае, если глагол используется в прошедшем времени (и только в единственном числе). Для определения рода достаточно посмотреть на окончание: у мужского рода - нулевое, у женского - а, у среднего - о.

    Род глагола можно определить лишь в прошедшем времен и. У глаголов мужского рода окончание нулевое, женского рода - А, среднего - О. Во множественном числе категория рода не выделяется вовсе, окончание И:

    Почему у глаголов в прошедшем времени вообще есть род? Да потому что никакие это не глаголы с исторической точки зрения, а особые причастия. Точно так, как в английском языке существуют времена, состоящие из двух глагольных форм (have been, have decided и т. д.), так и в древнерусском языке были свои сложные конструкции, доходящие до трх элементов! В древнерусском языке вообще было гораздо больше прошедших времн, чем могут себе представить те, кого пугает их изучение в европейских языках.

    Остатки форм плюсквамперфекта сохранились в зачине сказок - жили-были. Поскольку причастия обладают некоторыми чертами прилагательных, среди которых и категория рода, то и у наших особых причастий эта категория выделялась. Подробней о системе прошедших времн в древнерусском языке и о том, как она распадалась, можно прочитать здесь.

    У любого глагола, как правило имеется три рода к которому он в разных формах относится, а именно:

    Выявить их возможно достаточно легко, если знать базовые принципы их построения и морфемы, а особенно в виде флексии, которая отличает их друг от друга.

    Мужской род как правило отличается теем, - имеет нулевое окончание, как например, едет, ездил.

    Женский род как правило имеет флексию а , например - играла ;

    Средний род выделяется тем, что в нем присутствует окончание о например - играло.

    Если глагол находится во множественном числе, то он находится вне рамок рода, так как множественное число подходит под любой род.

    Глагол имеет семь признаков, из них род, но род глагола можно определить только в прошедшем времени.

    Род глагола совпадает с родом существительных, род может быть женский, мужской или средний и определяется легко, надо всего лишь посмотреть на окончание глагола.

    Например

    Мама убежала на работу. Окончание в убежала - ала и это женский род.

    Молоко убежало из кастрюли. Окончание в убежало - оло и это средний род.

    Кот убежал под кровать. Окончание в убежал - ал и это мужской род.

    Определять род глагола по существительному нельзя, ведь может быть вместо существительного стоять местоимение и тогда только окончание и прошедшее время помогут определить род глагола.

    Род глагола определяется только у словоформ прошедшего времени . В формах слов этой части речи настоящего и будущего времени существует лицо :

    Например, у глаголов единственного числа:

    1 лицо - я гуляю, я буду гулять,

    2 лицо -ты гуляешь ты будешь гулять,

    3 лицо - он гуляет, он будет гулять;

    множественное число:

    1 лицо - мы гуляем, мы будем гулять,

    2 лицо - вы гуляете, вы будете гулять,

    3 лицо - они гуляют, они будут гулять.

    В формах прошедшего времени, напротив, лицо не определяется, так как глагол не изменяется по лицам и числам, а можно выявить род - мужской, женский и средний . Показателем рода являются окончания:

    у мужского рода, каа правило, нулевое .

На уроке рассматриваются род, лицо и число глагола. Вы увидите, как глагол с помощью изменения по родам, лицам и числам выражает значение действия.

Тема: Глагол

Урок: Род, лицо, число глагола

1. Грамматическое значение глагола

Раскройте скобки, поставьте глаголы в нужную форму настоящего или будущего времени. Если в речи встречается несколько вариантов данной формы, выберите один из них. Обоснуйте выбор варианта. Если глагол не имеет нужной формы, измените предложение так, чтобы выразить данное содержание.

1. По улицам (бежать) какие-то люди. 2. Его (влечь) к людям с трудной судьбой. 3. Чтобы не замёрзнуть по дороге, он обычно (запрячь) лошадь, пустит её вскачь, а сам (бежать) рядом. 4. Я обязательно (выздороветь) к празднику. 5. Я обязательно (победить) на этих соревнованиях. 6. Я только (высыпать) сахар в банку, (завинтить) крышку и подойду к тебе. 7. Вот так я (досадить) учителю! 8. Крапива очень сильно (жечься). 9. Щенок (лечь) под диван и урчит. 10. Я (заехать) за тобой к вечеру. 11. Мать (зажечь) все лампы и (накапать) лекарство дочери. 12. Ему не стоит поручать такое ответственное задание: он обязательно (заколебаться) в самый ответственный момент. 13. Я (замесить) тесто, а потом отдохну. 14. Если кровь (запечься), трудно обрабатывать рану. 15. Если вода (затечь) под ванну, её будет трудно собрать. 16. Когда мы (захотеть), тогда и (лечь) отдыхать! 17. Если вы сейчас же не сдадитесь, я (изрешетить) весь дом! 18. Он быстро (истрепать) новый костюм, если будет так небрежно обращаться с ним. 19. Я (крутиться, вертеться, куролесить), а всё без толку! 20. Он (лезть) на самую верхушку дерева. 21. Он (лгать) вам! 22. Они никогда не (класть) портфели на парты. 23. Он (навлечь) на нас беду. 24. Наработаюсь за день, (натрудиться), иногда к вечеру так (обессилеть) - рукой двинуть не могу. 25. Я тебя не (обидеть). 26. Это (отвлечь) тебя от грустных мыслей. 27. Он (отречься) от нас при первой опасности. 28. Я (победить) и этого противника! 29. Вода (течь) из крана уже третий день. 30. Они (хотеть) опозорить нас. 31. Лодки не стоят неподвижно, они чуть (колыхаться) на воде. 32. Дует ветер, дождь (брызгать) мне в лицо. 33. Родители стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду. 34. Текут ручьи, с крыш (капать). 35. Волк (рыскать) по лесу в поисках добычи. 36. Женщины стоят на берегу и (полоскать) бельё.

1. Культура письменной речи ().

2. Современный русский язык ().

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.


Самое обсуждаемое
Перестановки, размещения и сочетания Перестановки, размещения и сочетания
"бизнес" княгини екатерины михайловны юрьевской Александр 2 и катя долгорукая
Биография 17 системы регистрации преступников француза франсуа видока Биография 17 системы регистрации преступников француза франсуа видока


top