В чем заключается развитие общества. Развитие общества. Вопросы и задания

В чем заключается развитие общества. Развитие общества. Вопросы и задания

Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т. д.

В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.

Общество - это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей - социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Основные признаки общества

Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).

Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.

1. Территория - это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло-территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.

2. Социальная структура (от лат. structura - строение) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.

Социальная общность - большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества - в приобретении знаний в той или иной области, функции политической элиты - в политическом управлении обществом и т. д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.

Социальный институт - исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Например, институт семьи регулирует семейно-брачные отношения, институт государства - политические отношения. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему.

Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.

Социальные отношения - взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует прежде всего свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.

3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность - это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.

Самодостаточность - способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.

Автономность и самодостаточность общества - не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.

4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры» . Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения - Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы - россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения.

Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания. 13.Культура

Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т.д.

Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов.

Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Проводя оценку различных объектов окружающий среды, любой член общества всегда соотносит эти объекты с системой собственных потребностей, суждений об их настоятельности и делает попытки создания или приобретения этих или новых ценностей. При этом члены общества по-разному относятся к духовным и материальным ценностям, исходя из своих взглядов и потребностей. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения.

Второй компонент культуры - социальные нормы . Социальные нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.

Третий компонент культуры представляет собой средства передачи культурных образцов , с помощью которых культурные образцы могут передаваться другим людям или даже другим поколениям. Важно выделить два основных средства передачи культурных образцов, которые используются членами общества: язык и символические коммуникации. Под языком будем понимать такое основное средство передачи культурных образцов, при котором каждому материальному или духовному объекту окружающей среды должен присваиваться определенный набор звуков, в отношении которого существует договоренность в данном обществе. Люди называют определенными словами абсолютно все объекты окружающей действительности, будь то настроение, идея, чувство, верование или материальный предмет. Такой способ распространения культурных образцов позволяет членам общества в точности передавать сложные переживания, системы идей или верований и, не прибегая к демонстрациям, создавать обобщенные образы различных объектов внешней среды.

Развитие общества. Основные понятия

Общество - Э Дюркгейм рассматривал оощество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Саморазвивающаяся система - это целостное образовавне, освоввым элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Открытая система - система, ориентирующаяся на события окружающей среды.

Закрытая система - система, ориентирующаяся на свои собственные проблемы.

Цивилизация - уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый данной общественно-экономичес-кой формацией.

Страна - одна из высших таксономических единиц физико-географического районирования, в пределах которой существуют в разные периоды различные типы общества.

Государство - всеохватывающая политическая организация общества, обладающая организованным концентрированным принуждением (т.е. политической властью).

Социальный прогресс - переход общества на более высокую ступень развития.

Социальный регресс - переход общества от более высоких форм развития к низшим, движение назад.

Застой - замедление и прекращение процесса развития общественных процессов.

Стагнация - фактически синоним "застоя", иногда термин "стагнация" используется в смысле стабилизации, но все же стагнация имеет в отличие от стабилизации негативный оттенок.

Революция - коренное, качественное изменение, скачкообразный переход от одного состояния к другому.

Эволюция - одна из форм движения в природе и обществе - непрерывное, постепенное изменение в отличие от революции.

Индустриальное общество - теория «индустриального общества» описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрнаго «традиционного» общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия к передовому, промышленно развитому, «индустриальному» обществу. Для индустриального общества характерны:

1) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления;

2) массовое производство товаров на широкий рынок;

3) механизация и автоматизация производств и управления;

4) научно-техническая революция.

Постиндустриальное общество - в идустриальном - деньги, в постиндустриальном - знание, обладание знанием является главным, престижным фактором. Каждой из этих трех стадий (сельское хозяйство - промышленность - сфера услуг) присущи специфические формы социальной организации: в аграрном обществе - это церковь и армия, в индустриальном - корпорация, в постиндустриальном - университеты. В соответствии с этим находится и социальная структура: в аграрном обществе господствующую роль играют священники и феодалы, в индустриальном - бизнесмены, в постиндустриальном - ученые и менеджеры-консультанты.

Информационное общество - этап, который наступает как следствие постиндустриального (современная Зап. Европа, например).

Кризис - перелом, тяжелое переходное состояние

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

д/з: 1. Параграф 2, вопросы устно. 2. Учить термины и понятия. 3. Выполнить задание из слайда № 21. 4. Тест

1. Традиционное (аграрное) 1). Господство сельского натурального хозяйства, ремесленного производства; 2). Сословная иерархия; 3). Решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа (жрецам) и армии. 4) Зависимость распределения социальных благ от положения человека в обществе; 5) Семья – основная производственная ячейка 6) Господство общинной собственности, традиций и обычаев 7) Основная масса населения проживает в деревнях. Ступени развития общества

2. Индустриальное общество 1) Преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство; 2) Формирование классов – капиталистовпредпринимателей и наёмных рабочих; 3) В центре социальной организации находятся корпорации – крупные объединения и организации; 4) Использование научных достижений в производстве; 5) Рост численности городского населения 6) Экологические кризисы и катастрофы. Ступени развития общества

3. Постиндустриальное (информационное) общество 1) Производство ориентировано не на объёмы, а на качество продукции, на потребителя; 2) Повышение творческого потенциала личности и её информационной среды; 3.)Информатизация 4) Компьютеризация 5) Научно-технический прогресс главный фактор производства 6) Сфера услуг преобладает над производством товаров Ступени развития общества

1. Изменчивость и стабильность 2. Реформы и реформаторы 3. Развитие человечества в XXI веке 4. Глобальные проблемы современности План урока

1. Изменчивость и стабильность Пути (способы) изменений революция эволюция Найти, что собой представляют оба пути стр 27 -28 Революция – коренной скачок в развитии общества, в ходе которого происходит переход от одного общества к другому. Эволюция - постепенное, взаимосвязанное развитие, проходящее в обществе путём реформ

1. Изменчивость и стабильность Какие бывают революции? 1) Научно-техническая 2) Социальная Причины социальных революций Как называется революция, причиной которой стал конфликт между старыми феодальными отношениями, которые мешали развитию страны и новыми капиталистическими? Буржуазная

1. Изменчивость и стабильность Верны ли следующие суждения? А. Революционный путь изменений наиболее болезненен для общества и приводит к разрушению его отдельных звеньев. Б. Общество может изменяться как постепенным, эволюционным путем, так и скачкообразно, посредством революций.

1. Изменчивость и стабильность 1. Общественное развитие – это процесс изменений в обществе, который может носить реформистский или революционный характер. 2. Реформа – это какая-либо степень усовершенствования в какойлибо сфере жизни, проводимая одновременно через ряд постепенных преобразований, изменений. Реформы проводит правительство, находящееся у власти. Могут быть радикальными (достаточно резкими, кардинальными), могут быть постепенными.

1. Изменчивость и стабильность Отличия революций от реформ 1. Реформа имеет мягкий характер воздействия на общественные отношения, а революция коренным образом меняет сложившийся порядок. 2. Революция – это движение «снизу» , в то время как реформы проводятся «сверху» группой людей входящих во властные органы. 3. Революция невозможна без применения насилия

1. Изменчивость и стабильность Два направления развития общества Общественный прогресс – это направление общественного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Общественный регресс - направление движения, для которого характерно движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам

1. Изменчивость и стабильность Процесс ускорения общественного развития Стр 29 раздел «Мнения» Стр 34 задание 3

2. Развитие человечества в 21 веке. Стр 30 -31 - найти и выписать особенности развития человечества в XXIвеке 1. Ускорение темпов социального развития 2. Глобализация 3. Информационная революция

2. Развитие человечества в 21 веке. 1. Что такое глобализация? стадия планетарного развития, характеризующаяся взаимовлиянием стран и народов. 2. В каких сферах жизни проявляется глобализация? Экономика, политика, культура, социальная сфера. 3. К каким последствиям ведёт глобализация? 1) развитие производства, научно-технический прогресс; 2) увеличение числа стран, в которых признаются права человека 3) возрастает разрыв в уровнях развития развитых и развивающихся стран; 4) доступность достижений мировой художественной культуры; 5) агрессивное навязывание отрицательных образцов культуры на умы людей Стр 34 задание 4

2. Развитие человечества в 21 веке. 1. Что такое информационная революция радикальное изменение в XX веке инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Информационная революция создает технологическую основу для объединения интеллектуальных способностей человечества. 2. Как взаимосвязаны глобализация и информационная революция?

2. Развитие человечества в 21 веке. 1. Какие проблемы называются глобальными? проблемы, актуальные для всего человечества, создающие угрозу выживания человечества как биологического вида, смягчение остроты которых возможно только совместными усилиями всего человечества.

д/з: 1. п. 3, повторить вопросы 1 -7, знать новые слова 2. Устно ответить на вопрос 8. 3. прочитать Выводы к главе, ответить на вопросы 4. Подготовиться к письменному опросу по пп. 1 -3

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Типология общества

1. Выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. У Платона, Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.

2. Различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях : первобытнообщинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

Подходы к рассмотрению процессов развития общества

1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из них используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, К. Маркса и других.

2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер . В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой. Одним из примеров циклических процессов в жизни обществ можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации, – от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода – Н. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев и другие.

3. Нелинейное развитие общества. Ученые выделяют «точку изменений» – бифуркацию, т. е. такую поворотную точку, после которой изменения и в целом развитие может пойти не в прежнем, а в совершенно ином, возможно даже непредвиденном направлении. Нелинейность социального развития означает наличие объективной возможности многовариантного хода событий. Сторонниками нелинейного развития общества являются С. Л. Франк, М. Хетчер, Д. Коллмэн и др.

Классификации (типологии) обществ:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

Формационный подход к изучению общества (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Общественно-экономическая формация – общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.

Надстройка – совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него. Базис – экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства). Тип надстройки определяется характером базиса, представляет основу формации. Данный подход понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций: 1. Первичная – первобытнообщинный строй. 2. Вторичная (экономическая) – рабовладельческая; феодальная; буржуазная. 3. Третичная (коммунистическая) – коммунистическая (первая фаза – социализм).

Цивилизационный подход к анализу общественного развития

Цивилизация – определенная стадия в развитии локальных культур (О. Шпенглер ); ступень исторического развития (Л. Морган, О. Тоффлер ); синоним культуры (А. Тойнби ); уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два подхода:

А) Локальный подход

Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития. А. Тойнби насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная).

Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская.

Подсистемы:

* Культурно-психологическая – культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей.

* Политическая – обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т. д.

* Экономическая – производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т. д.

* Биосоциальная – семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т. д.

Линии сравнения западной и восточной цивилизаций:

а) особенности восприятия мира;

б) отношение к природе;

в) соотношение личности и общества;

г) отношения власти;

д) отношения собственности.

Б) Стадиальный подход. Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии

Теория стадий экономического роста (концепция У. Ростоу)

1. традиционное общество – все общества до капитализма, характеризующиеся низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства;

2. переходное общество , совпадающее с переходом к домонополистическому капитализму;

3. «период сдвига» – промышленные революции и начало индустриализации;

4. «период зрелости» – завершение индустриализации и возникновение высокоразвитых в промышленном отношении стран;

5. «эра высокого уровня массового потребления».

* Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ (концепция Р. Арона, Д. Белла, А. Тоффлера , основанная на технологическом детерминизме).

1. Традиционное общество (аграрное, доиндустриальное) – общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанное на традициях. Характерные признаки: традиционная экономика; преобладание аграрного уклада; стабильность структуры; сословная организация; низкая мобильность; высокая смертность; высокая рождаемость; низкая ожидаемая продолжительность жизни; низкие темпы развития производства, естественное разделение и специализация труда. Преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена. Общественный уклад характеризуется жесткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило, по праву рождения). Для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов иерархических структур (государства, клана и пр.) над частными; ценится место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. Традиционные общества, как правило, авторитарны.

Модернизация – процесс перехода от традиционного общества, которое отождествляется главным образом с социальными отношениями патриархально-феодального типа, к современному обществу индустриального капиталистического типа. Модернизация – целостное обновление общества; признает главной закономерностью общественного развития постоянное изменение и усложнение социальных, политических, экономических и культурных структур и их функций в соответствии с требованием рационального и эффективного функционирования общества.

2. Индустриальное общество (промышленное) – тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Оно возникает на базе машинного производства, фабричной организации и дисциплины труда, национальной системы хозяйства со свободной торговлей и общим рынком. Для нее характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций, развитое разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства, развитие средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокая мобильность и урбанизация, возрастание роли государства в регулировании социально-экономической сферы. Отличительные черты: 1) изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве и рост доли занятых в промышленности и сфере услуг; 2) интенсивная урбанизация ; 3) возникновение нации-государства , организованной на основе общего языка и культуры; 4) образовательная (культурная ) революция; 5) политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права); 6) рост уровня потребления (господствует массовое производство и потребление); 7) изменение структуры рабочего и свободного времени; 8) изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т. е. рост доли старших возрастных групп). Трансформация социальной структуры сопровождается утверждением гражданского общества, плюралистической демократии, порождает процессы разнообразных социальных перемещений.

3. В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас ). Постиндустриальное общество – общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. Отличительные черты постиндустриального общества: 1) переход от производства товаров к экономике услуг; 2) возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов; 3) главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе; 4) контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений; 5) принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество. Постиндустриальная технология производит коренные изменения в социальной структуре общества. Собственность не исчезает, однако как основа разделения людей на классы, слои собственность теряет свое значение. Классовая структура заменяется профессиональной структурой.

Основные направления оценки будущего развития человеческого общества:

Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли.

Технооптимизм предполагает, что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:

1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс в одних странах сопровождается регрессом и упадком в других.

2. Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.

3. Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального, религиозного или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами «развивающимися», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей и др.

Глобализация – это усиливающаяся интеграция экономик и обществ во всем мире; неизбежное явление в истории человечества, заключающееся в том, что мир в результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями становится более взаимосвязанным. Темпы глобальной интеграции стали гораздо более высокими и впечатляющими благодаря беспрецедентным достижениям в таких сферах, как технологии, средства связи, наука, транспорт и промышленность.

Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций; глобализация финансовых рынков; глобализация миграционных процессов; мгновенное перемещение информации; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах.

Последствия процесса глобализации

* Позитивные: стимулирующее влияние на экономику; сближение государств; стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике; возникновение социокультурного единства человечества.

* Негативные: насаждение единого стандарта потребления; создание препятствий для развития отечественного производства; игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран; навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества; оформление идеи соперничества; утрата каких-то специфических черт национальных культур.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

3.9. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС Многовариантность общественного развития.Современное человечество – это около 5 млрд человек, более тысячи народов и около полутора сотен государств. Причины такого разнообразия кроются в различии

1.1. Слияние акционерных обществ Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии. Совет директоров

Из книги Парихмахерское дело: Практическое пособие автора Константинов Анатолий Васильевич

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

27. ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ Филиалом общества является его обособленное подразделение, расположенное вне его нахождения и осуществляющее все его функции, в том числе функции представительства или их часть.Представительством общества

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

58. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОГРАММ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В отдельных случаях, когда не требуется полноценного бизнес-плана, а достаточно лишь ТЭО, можно использовать продукт фирмы РОФЭР Бизнес План М или аналогичные программы для расчета и написания ТЭО. Системы для

Из книги Заблуждения капитализма или пагубная самонадеянность профессора Хайека автора Фет Абрам Ильич

19. Четыре периода развития общественного мышления Нового времени В первом периоде, начиная со знаменитой лекции А. Тюрго (1750), мышление об обществе принимало за образец механику Ньютона, и может быть потому названо «механистическим». Социологи того времени не

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен.

Направленность – это те линии, по которым совершается накопление.

Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.

Важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого оно осуществляется. Необходимо также учитывать, что основные черты социального развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

В социологической науке сформировались три подхода к рассмотрению процессов развития общества.

1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из них используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести марксистов, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса и др.

2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер. В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой. Одним из примеров циклических процессов в жизни обществ можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации, – от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода – Н. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев и др.

3. Нелинейное развитие общества. Реальный ход событий в мире, особенно в последние десятилетия, показал, что нелинейное видение социальных изменений и социального развития более всего соответствует происходящим в обществе процессам. Ученые выделяют «точку изменений» – бифуркацию, т. е. такую поворотную точку, после которой изменения и в целом развитие может пойти не в прежнем, а в совершенно ином, возможно даже непредвиденном направлении. Нелинейность социального развития означает наличие объективной возможности многовариантного хода событий.

Таким образом, выбор той или иной последовательности развития зависит от социального субъекта. Сторонниками нелинейного развития общества являются С. Л. Франк, М. Хетчер, Д. Коллмэн и др. По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное. Характер того или иного социального развития зависит прежде всего от способа социальных изменений. Под эволюцией понимают постепенные плавные частичные изменения общества, которые могут охватывать различные сферы общества – экономическую, политическую, социальную, духовную.

Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, предполагающих проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а лишь изменяют ее части и структурные элементы.

При этом следует помнить, что эволюция каждого общества всегда уникальна, так как основывается на генетической преемственности традиций.

Под социальной революцией понимаются относительно быстрые всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Социальная революция всегда связана с насильственным разрушением одних социальных отношений и утверждением других. Большинство ученых видят в социальной революции аномалию, отклонение от естественного хода истории. Однако, по мнению ряда российских социологов, эволюционные и революционные изменения представляют собой сопряженные стороны социального развития и взаимосвязаны.

Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий государства и эпохи.

Процесс социального развития неразрывно связан с термином «социальный прогресс». Социальный прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия:

1) уровень производительности труда и благосостояния населения;

2) степень свободы личности.

Однако в современных условиях данные критерии прогресса нуждаются в некотором уточнении. Первый критерий в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего экономические и социальные сферы жизнедеятельности общества.

Второй же критерий, по мнению современных ученых, теряет свою актуальность. Это подтверждается данными последних социологических исследований, согласно которым человек перестает столь остро нуждаться в свободе, на смену которой приходит ответственность.

Таким образом, можно отметить, что в качестве второго критерия социального прогресса в современных условиях следует выделять скорее уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Кроме того, возникает необходимость выделения критерия социального прогресса, который бы отражал духовно-нравственные изменения человечества.

Помимо этих критериев современная социальная мысль разработала и ряд других критериев социального прогресса, среди которых уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и освобождение человека от действий стихийных сил природы и общества и др.


| |

Самое обсуждаемое
Шарль де Голь (различные взгляды на жизнь и деятельность) Франция и европа Шарль де Голь (различные взгляды на жизнь и деятельность) Франция и европа
Мгу экология и природопользование Мгу экология и природопользование
Феодалы в раннем средневековье Феодалы в раннем средневековье


top