Вежливые просьбы на русском языке. Выражение просьбы или позволения в английском языке. VIII. Чтение стихотворения "Невежливая вежливость"

Вежливые просьбы на русском языке. Выражение просьбы или позволения в английском языке. VIII. Чтение стихотворения

Вы собираетесь на отдых или в командировку? Тогда нужно обязательно знать, как будет выглядеть вежливая просьба на английском ! Ведь вам в любом случае придётся заказывать обед, такси, общаться с администратором гостиницы и делать покупки. Одного please, увы, будет недостаточно. Поэтому рекомендуем внимательно прочесть нашу статью и составить список предложений для будущего путешествия.

Как выглядит вежливая просьба на английском?

Это может быть, как вопрос, так и утверждение. Вежливая просьба на английском часто начинается с can или could и включает в себя всем известный глагол have. В большинстве случаев можно ограничиться клише “Can I have….?” Русский вариант звучит так: «можно мне….?» Вот несколько примеров:

1) Can I have a glass of juice? – Можно мне стакан сока?

2) Can I have my keys? – Можно мне ключи?

3) Can I have one more piece of sugar? – Можно мне еще один кусочек сахара?

4) Can I have two kilos of apples? – Можно мне два килограмма яблок?

В некоторых ситуациях важно звучать еще более вежливо. Для этой цели подойдёт could в паре с please.

1) Could you please do it for me? – Не могли бы вы сделать это для меня?

2) Could you please show me the way to the bus stop? – Не могли бы вы показать мне дорогу на остановку?

3) Could you please wait a little bit? – Не могли бы вы немного подождать?


В родном языке мы используем фразу «я бы хотел(а)….» Есть ли что-то похожее у англичан? Конечно! Наверняка, вы уже встречали I’d like (=I would like). Это выражение выручит вас, когда нужна вежливая просьба на английском.

1) I’d like to talk to you. – Я бы хотел поговорить с вами.

2) I’d like to book a single room. – Я бы хотел забронировать одноместный номер.

3) I’d like to sit here. – Я бы хотел сесть здесь.

4) I’d like to take a taxi. – Я бы хотел взять такси.

Так же, вежливая просьба на английском может быть образована с помощью «May I….?» Такой вариант будет идеален для официальной обстановки.

1) May I take this file with me? – Можно ли мне взять с собой этот файл?

2) May I use your pen? – Можно мне воспользоваться вашей ручкой?

3) May I call you again? – Можно мне снова вам позвонить?

Интересные фразы-просьбы на английском

Хотите произвести особое впечатление на своего собеседника? Тогда запоминайте более интересные фразы-просьбы на английском .

1) Do you mind if I do it myself? – Вы не против, если я сам это сделаю?

Британцы заработали звание самой учтивой нации в мире. Где бы Вы ни находились – в магазине, общественном транспорте или просто на улице, до Вас то и дело будут доноситься «Sorry», «Please» и «Welcome». Но знаете ли Вы, что, даже используя все эти слова, можно внезапно прослыть бесцеремонным грубияном? Причина до смешного проста – вежливые фразы на английском языке строятся по совершенно иным правилам, чем на русском.

Чтобы не шокировать собеседников, важно использовать «волшебные слова» в верной конструкции и учитывать чисто английские фразеологизмы, соответствующие правилам хорошего тона.

Вежливые просьбы на английском языке

Рассмотрим ситуацию, будто Вы говорите собеседнику: «Prepare this for tomorrow» или «Call me back» (внимание: это неправильно!). Для русского человека это простые просьбы, не несущие в себе негативного подтекста, однако для иностранца это сигнал о том, что Вы – весьма невоспитанный человек, отдающий грубые приказы.

Первую строчку хит-парада обидных фраз представляет фраза «Do it!». Возьмите на вооружение вежливое «Let"s do it!», чтобы избежать острых краев недопонимания.

Что нам известно о слове «please»? «Please» означает «пожалуйста» и используется в просьбах.

― Could you tell me the time, please?

― Не могли бы Вы сообщить время, пожалуйста?

― Спасибо!

С детства мы привыкли: хочешь получить конфетку, не забудь добавить «пожалуйста». Однако в английском языке этого недостаточно. Употребление «Please» в обращениях-просьбах добавляет к сказанному неприятный оттенок фамильярности.

Например, Вы просите друга «Give me, please, a coat». Прозвучит это примерно так: «Подай-ка мне пальто». Если не «Please», скажете Вы, тогда как попросить об услуге на английском, чтобы ненароком не обидеть человека.

Для того, чтобы просьба приобрела оттенок учтивости, используйте модальные конструкции:

Could / would – Не могли бы Вы

Could / would you ..., please?

Could / would you be so kind as to ...

Например:

― Could you check your e-mail, please?

― Не могли бы Вы проверить свою электронную почту?

― Конечно!

― Jane, would you be so kind as to call him on Monday?

― Yes, of course!

― Джейн, не могла бы ты (будь добра) позвонить ему в понедельник?

― Да, конечно!

На шопинге или в ресторане используйте в разговорной речи следующие конструкции:

Can / could + please – Не могли бы Вы + пожалуйста
Can / could I have…, please?

Can / could I please have ... ?

Например:

― Can I have some tomatoes and fresh green, please?

― Можно мне, пожалуйста, помидоры и свежую зелень?

― Could I please have a glass of water?

― Можно, пожалуйста, стакан воды??

Примеры любезной просьбы по-английски

Would you do me a favor?

Не могли бы Вы сделать мне одолжение?

Could you do me a favor?

Могу ли я попросить Вас об одолжении?

Could you possibly + Ving?

Could you possibly help me to open the window?

Не могли бы Вы помочь мне открыть окно? (Вы случайно не могли бы мне помочь открыть окно?)

Could you please + Ving?

Could you please translate a letter?

Не могли бы Вы перевести письмо?

Could I trouble you to + Ving?

Could I trouble you to explain this definition?

Не затруднит ли Вас объяснить это определение?

Could I bother you to + Ving?

Could I bother you to sign some documents?

Не затруднит ли Вас подписать некоторые документы?

Would you mind + Ving?

Would you mind turning the radio on?

Не могли бы Вы включить радио?

Would it be too much trouble for you to + Ving?

Would it be too much trouble for you to pick John up from school?

Я Вас сильно побеспокою, если попрошу забрать Джона из школы?

I wonder if you could help me with smth./to do smth?

I wonder if you could help me with this test / to take the test?

Можете ли Вы мне помочь с этим тестом / пройти тест?

Can you give me a hand with smth?

Can you give a hand with my baggage?

Можешь ли ты мне помочь с моим багажом?

Would you be so kind to help me with smth?

Would you be so kind to help me with the housework?

Будь так любезен, помоги мне, пожалуйста, с уборкой?

Could you spare me some time? I need help, please.

Не мог бы ты выделить минуточку? Пожалуйста, мне нужна помощь.

Can I ask you a favor?

Give me a hand with this, will you?

Могу ли я попросить об одолжении? Поможешь мне с этим?




Как спросить разрешения?

Когда мы просим разрешение на совершение собственных действий, то нам понадобится следующая схема. Ее можно использовать и в официальной обстановке:

May I… ? Можно ли мне...?

Например:

― May I use your laptop? I don’t have an internet connection.

― Можно ли мне воспользоваться Вашим компьютером? У меня отсутствует подключение к интернету.

Еще одна полезная конструкция:

Do you mind if I + Ving? Вы не возражаете, если…

― Do you mind if I open the door?

― Вы не возражаете, если я открою дверь?

― Do you mind my asking you a difficult question?

― Вы не возражаете, если я задам Вам сложный вопрос?

Как поблагодарить за оказанную услугу на английском языке

Важно уметь выразить свою благодарность. В неформальном общении допустимы вольности, в остальных случаях не следует отступать от норм традиционной учтивости.

Огромное спасибо!

Thanks a million!

Миллион благодарностей!

I am really grateful for…

Я очень благодарна за...

Thank you so very much for…

Большое спасибо за... (очень вежливо)

Can’t thank you enough for…

Даже огромное спасибо за... будет недостаточным!

I really appreciate your help!

Я очень ценю твою помощь!

You are the best!

Ты лучший! (неформ.)

Спасибо! (неформ. сленг)

Спасибо! (неформ. сленг)

Англичане вплетают в разговорную речь куда больше вежливых оборотов, нежели мы. Иногда возникает ощущение обесценивания вежливости – учтивость теряет личную, адресную окраску и воспринимается как заученная до автоматизма речевая норма. С этим нужно просто смириться!

Надеюсь, что эта статья будет полезна тем, кто еще не посещает курсы Центра иностранных языков Yes. Отныне Вы будете увереннее использовать вежливые фразы на английском языке, и в нужный момент Вам не откажут в небольшой услуге.


Афанаскина Екатерина Владимировна - эксперт учебно-методического отдела

Центра иностранных языков «YES».

Делая первые шаги в изучении английского, новички хотят поскорее применить свои знания и умения на практике в реальной ситуации, например, во время отпуска за границей. Нетрудно представить, что обычно турист обращается к сотрудникам отеля, кафе, магазина или просто к прохожим именно с просьбой. Давайте посмотрим , как высказать ее вежливо.

"Politeness is an easy virtue, costs little, and has great purchasing power."
— Louisa May Alcott

А как же «волшебное слово»?

С детства мы привыкли: хочешь попросить вежливо — скажи «пожалуйста». Но в английском языке этого недостаточно. Если добавить «please» к повелительному наклонению , то вас, конечно же, поймут и, скорее всего, помогут, но прозвучит это достаточно фамильярно. Вы можете попросить приятеля: «Give me, please, a piece of paper». Прозвучит это примерно как «Подай-ка мне лист бумаги». Согласитесь, это не лучший способ для обращения к незнакомым людям.
Неужели слово «please» совершенно не добавляет высказыванию вежливости? Конечно же, добавляет, но мы же знаем, что англичане — мастера дипломатии и скрытых смыслов. Поэтому в основном свои пожелания они озвучивают с помощью вопроса или намека, а слово «пожалуйста» используют в качестве подсказки для облегчения понимания:

  • I would like a cup of tea, please. — Я бы хотел (выпить) чашку чаю, пожалуйста.
  • Could you please tell me the way to the station? — Не могли бы вы рассказать мне, как пройти к станции, пожалуйста?
  • Can I have the bill, please? — Могу я получить счет, пожалуйста?

В ответ на все эти высказывания говорящий ждет каких-то действий от собеседника, а не просто поддержания беседы, например: «I"d like a cup of tea, please. - Oh, that sounds nice. I would like a cup of tea too». Поэтому мы и относим их к разряду просьб.

«Не будет ли так любезен многоуважаемый джинн...» (с)

Помните эту фразу из мультфильма о бароне Мюнхгаузене? Вот примерно так и начинаются вежливые просьбы по-английски. Не верится? Ну хорошо, на самом деле они звучат немного проще: «Не могли бы Вы...?» На русский мы можем переводить это и более привычным для нас способом — повелительным наклонением со словом «пожалуйста»:

  • Could you make a copy for me? — Не могли бы Вы сделать копию для меня? (= Сделайте, пожалуйста...).
  • Could you say it again, please? — Не могли бы Вы повторить? (= Повторите, пожалуйста).
  • Could you please show me this place on the map? — Не могли бы Вы показать мне это место на карте? (= Покажите, пожалуйста...).

Как видно из примеров, вопрос строится по схеме «could + you + смысловой глагол + все остальное?» Если мы хотим добавить «please», то можно поставить его в конце предложения или после подлежащего:

  • Could you please help me?
  • Could you help me, please?
"I want minimum information given with maximum politeness."
— Jackie Kennedy

Можно я?

Когда мы просим не помощи от других, а разрешения что-то сделать самостоятельно, то нам нужна другая схема. Обращаясь за одобрением ваших действий к малознакомому человеку или в официальной обстановке , начните предложение с «May I …?» — «Можно ли мне...?»:

  • May I use your phone? — Можно ли мне воспользоваться вашим телефоном?
  • May I take it with me? — Можно ли мне взять это с собой?

Если обстановка более неформальная, можно использовать «Can I... ?» Значение будет то же, но звучит это не так чопорно:

  • Can I sit here? — Можно я сяду здесь?
  • Can I open the window? — Можно я открою окно?
  • Can I look at this chart? — Можно мне взглянуть на эту таблицу?

Кстати, «Can I have...?» — это типичное начало фразы, когда вы просите дать или продать вам что-нибудь. Опять мы сталкиваемся с очевидным фактом, что русско- и англоговорящие люди видят мир по-разному. Мы просим «Дайте, пожалуйста» а они — «Могу ли я получить...?»:

  • Can I have a glass of water, please?
  • Can I have a sandwich and orange juice, please?
  • Can I have two pens and a pencil, please?
"A clever, imaginative, humorous request can open closed doors and closed minds."
— Percy Ross

Обязательно применяйте полученные знания на практике. Если на занятии английским по Skype вы спросите преподавателя: «Could you repeat it, please?» или «Can I ask you a question?», это будет первым шагом к закреплению навыка.

Большая и дружная семья EnglishDom

Прежде всего, нужно отметить, что по-русски и по-английски вежливые клише совершенно разные. Не пытайтесь русскую вежливую конструкцию перевести на английский, получится неестественно. Нужно выучить английские клише!

Сегодня мы рассмотрим три вида просьб:

  1. Когда мы просим другого человека дать нам что-либо . Например : Дай мне твой мобильник позвонить в Австралию.
  2. Когда мы просим другого человека сделать что-либо . Например : Купи колбасы / Закрой окно / Вымой ноги / Теперь иди спать.
  3. Когда мы просим разрешения сделать что-то сами . Например : Можно я съем твою шоколадку? Можно я подарю тебе на день рождения гвинейского хомячка?

Еще мы поговорим о конструкциях со словом mind . Например, мы узнаем, чем отличается "Would you mind closing the window" от "Would you mind if I close the window" и можно ли на вопрос "Would you mind…" ответить "Yes, of course".

Как сказать "дай мне".

"Дай мне" никогда нельзя переводить как "give me". Это грубо. И даже "give me please". Просить нужно фразой "can I have" .

Пример : Can I have that banana please? - Дай мне этот банан.

Отвечать на "Can I have" нужно "Here you are" - если мы протягиваем собеседнику то, что он у нас попросил.

Пример : Can I have one more piece of chocolate cake? - Here you are.

Если мы не хотим давать то, что нас попросили, то сказать "No" - грубо. Нужно сказать "sorry" и объяснить, почему мы не хотим это давать.

Пример : Can I have your telephone please? I need to phone my boyfriend in Australia. - Sorry, I need it right now.

Реже мы говорим "could I have" или "may I have". Это то же самое, что и "can I have", но чуть более формально и вежливо.

Как попросить другого человека что-то сделать.

a) Could you please + 1 форма глагола , а в конце добавляем please . Пример : Could you close the window, please.
b) Do you think you could + 1 форма глагола . Здесь мы обычно please не добавляем. Пример : Do you think you could turn off the TV?

Отвечать на эти просьбы нужно "Sure" или "Of course" . Если вы не можете выполнить просьбу, нельзя говорить "no", нужно ответить "Sorry" и дать причину.

Пример : I love your piano playing. Could you please play this music again? - Sure.

Еще пример : Do you think you could give me a lift (подвезти меня) to the airport at 5 o’clock in the morning? - Sorry, I don’t think I’ll get up that early.

Как попросить разрешения сделать что-то самому.

Когда мы сами просим разрешения что-либо сделать , мы говорим Can I или Could I или May I + 1 форма глагола (без please). Пример : Could I come to you a little later?

Нам на такие просьбы отвечают: "Sure" или "Of course" . Если мы просим разрешения сделать что-то прямо сейчас , то нам говорят "Sure. Go ahead" - вроде как "давай, валяй".

Примеры : Could I use your computer to write an email? - Sure, go ahead. / Of course.
May I come a little later tomorrow? - Sure. (но не "go ahead" - потому что мы просим не разрешения сделать что-либо прямо сейчас , а именно позже).

Просьбы со словом "mind".

Они всегда начинаются с "Do you mind" или "Would you mind".

1) Would you mind / Do you mind if I + 1 форма говорится, когда вы сами хотите что-то сделать и просите разрешения. Часто в разговорной речи можно и просто сказать "mind if I… "

Пример : (Would you) mind if I finish off the cheese? - Of course not. - Можно я доем сыр? - Конечно.

2) Would you mind / Do you mind + ing’овая форма говорится, когда вы просите кого-то другого сделать действие. В отличие от предыдущего случая, здесь нельзя опускать начальное "would you" или "do you".

Пример : Would you mind / Do you mind opening the window? - Of course not. - Вы не могли бы открыть окно? - Сейчас открою.

Нужно помнить, что фраза "Do you mind?" буквально переводится "Вы возражаете ?", поэтому отвечать на нее нужно "Of course not" . Нельзя говорить "yes" или "sure", а то получится "возражаю". Но, помните, если вы действительно возражаете, то говорить нужно "Sorry" и объяснить причину.

3) Would you mind / Do you mind my + ing’овая форма - это та же самая конструкция, что и пункт 1), но гораздо более редко встречающаяся.

Пример : Do you mind my coming tomorrow? - Of course not! - Можно я приду завтра? - Конечно приходи!

Еще примеры:

Do you mind if I drink your beer? - Of course not. - Можно я выпью твое пиво? - Конечно. - Если вы согласны, не забудьте сказать of course NOT .

Would you mind if I smoke here? - Sorry, you can only smoke outside. - Можно я здесь покурю? - Нет, можно только на улице. Помните, "нет" лучше не говорить, лучше сказать "sorry" и объяснить причину .

Would you mind waiting for me, just five minutes? - Of course not! - Подождете меня пять минут? - Конечно.

John, do you mind cooking dinner tonight? I’m too tired. - No, of course not. I’ll cook. - Джон, ты не приготовишь сегодня ужин? Я слишком устала. - Конечно приготовлю.

Would you mind my sleeping here? - Oh, no problem! - Ничего, если я здесь посплю? - Да пожалуйста! Помните, do you mind my + ing употребляется реже первых двух конструкций .

Вся информация о школе Антона Брежестовского - на новом сайте brejestovski.com .


На наших занятиях вы существенно улучшите свой английский и получите массу удовольствия.

Лучшие места на курс заканчиваются быстро. Успейтие приобрести курсы со скидкой!


Нет возможности заниматься в Москве?
Масса недорогих и суперэффективных онлайн-занятий в
Магазине онлайн-уроков . и получите в подарок семидневный курс “ Как эффективнее учить английский ”.

Мини-уроки английского по грамматике, словарю и эффективные методы изучения языка.

Технологическая карта

Занятия по внеурочной деятельности по курсу « Детская риторика в рассказах и рисунках»

Общеинтеллектуальное

Оздоровительное

Углубление (русский язык, литература)

Общекультурное

Курс

«Детская риторика в рассказах и рисунках»

Тема занятия

Вежливая просьба.

Цель занятия

Научить грамотно, составлять обращение с просьбой.

Задачи занятия

Задачи:

Образовательные:

Знакомим детей:

с просьбой как этикетным речевым жанром;

с отличием просьбы от требования;

со средствами вежливого выражения просьбы.

Развивающие: развивать речь детей, мышление, словарный запас;

Развивать творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения;

Формирование доброго, уважительного отношения людей друг к другу.

- сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.

Вид учебной деятельности

Познавательная

Образовательная форма

Комбинированная

Уровень результатов внеучебной деятельности

Приобретение школьниками знаний

Планируемые результаты:

Личностные

Самостоятельно определять и высказывать самые простые правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметные

Регулятивные УУД :

    Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

    Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

    Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД :

    Уметь использовать научные методы познания.

    Делать отбор информации для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД :

    Донести свою позицию до других

    Слушать и понимать речь других.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные

Знакомим детей с разными средствами выражения просьбы,

просить вежливо и убедительно;

научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы;

Организация образовательной среды

Оборудование: Раздаточный материал, карточки с заданием, медиапроектор, экран, презентация,

Ресурсы: запись мультфильма «Возвращение блудного попугая», «Львенок и черепаха», рассказ В. Осеевой «Волшебное слово, костюмы для инсценировки, словарик вежливых слов,

словарь С.И. Ожегова

Описание процесса: В кабинете парты расставлены для трёх команд.

Самоопределение к деятельности.

Организационный

момент.

Подготовка учащихся к работе. Создание ситуации успеха.

Установление психологического комфорта:

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Организация внимания детей.

Добрый день, доброе утро! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Друзья обратите внимание на то, какой сегодня прекрасный день. Наверное, день прекрасен еще и потому, что сегодня состоится…да! Урок, на который пришли гости. Они посмотрят, чему мы научились, умеем ли мы общаться, придумывать, отвечать. Сегодня на уроке мы будем играть, будем актерами и зрителями.

Каким бы вы хотели видеть наш е занятие?

От чего это зависит?

Правильно. Я желаю, чтобы этот урок прошел с пользой, и чтобы вы узнали что-то новое. Может быть, вам даже удастся открыть что-то необычное в себе и своих друзьях.

Дети включаются в деловой ритм

Настраиваются на работу.

Веселым, интересным, познавательным

От того, как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя и друг друга.

Познавательные:

1.Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

5. Ориентироваться на развороте учебника.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

7. Умение отличать просьбу от приказа;

8. Осознавать роль несловесного общения, роль ключевых слов, у

местность использования некоторых жестов и мимики в разных ситуациях

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение общаться, работать в парах и группах, оценивать степень важности каждого при ролевых диалогах.

Личностные:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Осознавать роль речи в жизни людей;

5. Оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

6. Объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении.

Регулятивные:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Речевая разминка.

Тренировка свободного дыхания

Проводит речевую разминку.

- Чтобы наш язычок не устал на уроке, выполним речевую разминку.

На экране вы видите стихотворение.

Прочитаем его сначала спокойно, медленно, затем удивимся, затем зададим вопрос и наконец – радостно воскликнем.

Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!

Выполняют упражнения стоя.

Подготовка к основному этапу урока

Актуализация знаний

Беседа о вежливости.

Когда с человеком приятно общаться?

(Нужно говорить людям добрые, вежливые слова.

И им, и нам становится от этого лучше, радостнее.

Воспитанность, хорошее поведение, соблюдение правил приличного поведения).

Так что такое “ ВЕЖЛИВОСТЬ”?

(На слайде табличка со словом “ВЕЖЛИВОСТЬ”).

Узнаем в словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке

Т.е. вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко устанавливать и поддерживать контакт.

- А где должны соблюдаться привила

приличия? ( Везде)

Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Проводит игру «Вежливые слова»

Какие вежливые слова вы знаете?

Находят определение в словаре.

Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый”.

Команды называют по-очереди.

Постановка учебной проблемы

Создание

проблемной ситуации.

Попробуем сформулировать тему урока! ().

(Учитель обращает внимание учащихся на доску, где находится табличка со словом “ВЕЖЛИВОСТЬ”).

Что входит в понятие “Вежливость? 1.Общение

2.Приветствие

3. Благодарность

4. Просьба

Сравните две ситуации: (Первая невежливая, а вторая вежливая)
1) Денис сказал:
– Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2) Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
- Скажите, чем отличаются эти просьбы?
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему?

Поднимите руку, кто уже догадался, о чём будем говорить на уроке.

Дети пытаются сформулировать тему занятия

Обсуждают ситуации.

Вместе с учителем определяют тему занятия. Озвучивают.

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний.

Организация исследовательской деятельности учащихся

Работа с текстами из учебника

Тема нашего урока «Вежливая просьба»

Какие вопросы возникают?

Сегодня мы с вами должны ответить на вопросы:

Что такое просьба?

Как правильно попросить и какие «волшебные» слова надо использовать?

Чем отличается просьба от приказа?

Мы поговорим о том, как попросить так, чтобы твоя просьба была выполнена.

Расскажите о том, с какими просьбами вы обращаетесь к родным.

О чём вы просите в школе?

Бывает ли так, что ваши просьбы не выполняются?

Почему, как вы думаете?

Как по-разному можно выразить просьбу в зависимости от конкретной ситуации?

Сейчас прочитаем стихотворение. Какую просьбу из стихотворений можно назвать невежливой? Почему? (задание 99 на слайде)

- Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.

Посмотрите сценку по рассказу Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

- Почему Павлику хотел убежать из дома?
Чем он был расстроен?
Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
Как нужно говорить волшебное слово?

(Глядя прямо в глаза, тихим голосом.)
Как помогло Павлику волшебное слово?
Почему Павлик захотел вернуться к старику?
- Слово оказалось по настоящему волшебным. (С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.)

А что такое просьба? Посовещайтесь в группе.

Узнаем в словаре С.И. Ожегова

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Дети определяют задачи занятия.

Использование знаний из жизненного опыта.

Учащиеся проводят исследовательскую деятельность и приходят к выводу.

Анализируют, делают вывод.

Дети инсценируют рассказ.

Рассуждение детей по заданным вопросам.

Работа со словарём.

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход.

Музыкальная пауза «Солнышко»

Применение знаний

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий.

Закрепление изученного

Риторические задания

Развитие речи.

Учебное сотрудничество

Научить отличать пользу от приказа.

Извлечение необходимой информации из просмотренного фрагмента.

Ребята, как можно выразить просьбу? (Жесты, мимика, вежливые слова)

Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить.

(перед занятием учитель предупреждает двух ребят)
Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место. - С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
- А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.

Я предлагаю вам выполнить такие задания.

Вы в группах подумайте, посоветуйтесь и покажите

Задание №1.

Приготовила «Словарики вежливых слов ».

Прочитайте вежливые слова про себя.

- Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями.

Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.

Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу?

Задание №2. Работа по плану.

Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план.

План (появляется на слайде)
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.

- В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству.

И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
- Сейчас каждая команда выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её, а затем озвучит её.

Кто будет готов – поднимет руку.

Отличие просьбы от приказа.

Задание №4. Прочитайте отрывок из книги Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и определите, просьбу ли использовала Мальвина обращаясь к Буратино.

Тогда девочка сказала ему строго:
- Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

Просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино.

Так что же использовала Мальвина, (Приказ)

обращаясь к Буратино? Какие она использовала слова?

Чем отличается приказ от просьбы?

- А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины.

- Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая»,«Львенок и черепаха».

- Кто произносил приказ? А кто просьбу?

Задание №3. Сгруппируйте данные словосочетания в две колонки (карточки на доске)

Просьба Приказ (требования0

(требовательный тон, умоляющий взгляд, просительный тон, может не выполняться, умоляющие жесты, смотреть на собеседника, не используются вежливые слова, интонация строгая, повеления, чаще всего выполняется используются вежливые слова, произносится тихим голосом, глядя в глаза выполняется по желанию)

Объясняют, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили.

Называют речевые формулы вежливой просьбы.

Характеризуют особенности скрытой просьбы.

Моделируют просьбу в различных ситуациях общения.

Работа в группах

Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.

Составляют словосочетания с каждым словом.

Вместе с учителем составляют план.

Работа в группах.

Выступление детей.

Работа по карточкам.

Обсуждают ситуацию.

Смотрят отрывки из мультфильма.

Обсуждают ситуацию.

Дети по-очереди выходят к доске, размещают карточки в две колонки.

Делают вывод, чем приказ отличается от просьбы:

Приказ (не используются вежливые слова, интонация строгая, повеления, чаще всего выполняется)

Просьба (используются вежливые слова, произносится тихим голосом, глядя в глаза выполняется по желанию)

Контроль на этапе окончания учебной темы

Контроль

за правильностью выполнения заданий.

Самостоятельная работа

Подведение итогов занятия.

Какой праздник приближается? (Новый год). Всегда ждём, что свершиться чудо. -Какой праздник приближается? (Новый год). Мне бы хотелось, чтобы вы обратились с

с просьбой к Деду Морозу, используя план, правила, о которых говорили на занятии.

Подводим итоги.

Расскажите, что помогает сделать просьбу вежливой?

Чем отличается требование от просьбы?

Что делает просьбу более убедительной?

- Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.

Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?

Проверяем себя:

Обратитесь с просьбой к незнакомым людям:

указать дорогу на улицу Школьную (или другую);

купить билет в автобусе;

пропустить к выходу в транспорте;

показать заинтересовавшую тебя книгу в магазине.

Индивидуально составляют просьбу Деду Морозу.

Дети читают свои просьбы.

Обсуждение.

Высказывают своё мнение по изученному материалу.

Вежливые слова, обращение, тон.

Его нужно выполнять обязательно, оно не содержит вежливых слов.

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Создание ситуации успеха

Вот и подошло к концу наше занятие

Давайте посмотрим, на все ли мы вопросы ответили?

Интересно вам, ребята, было сегодня на уроке?

Что полезное вы узнали?

Пригодится вам этот материал на других урока?

Дорогие ребята, я уверена, все то, что вы сегодня узнали, обязательно поможет вам в жизни. В различных жизненных ситуациях вы сможете показать себя вежливым человеком, с которым приятно общаться и приятно дарить ему радость.

Я прошу вас быть вежливыми не только на словах, но и на деле.

- И на память я хочу подарить «Словарики вежливых слов», которые будут служить вам подсказкой.

Кто доволен своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что?

Что для этого нужно сделать?

А урок давайте закончим картиной настроения. Возьмите игрушку, которые лежат у вас на столе, если на уроке всё удалось, было интересно, прикрепим её на ёлочку, если было сложно оставьте возле ёлочки.

«Наряди ёлку»

- По картине настроения видно, что урок вам понравился. Я очень рада. Спасибо! Урок окончен.

Участвуют в коллективном обсуждении

Оценка, самооценка.

Дети выходят к доске и прикрепляют карточки с изображением ёлочной игрушки

(успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки)


Самое обсуждаемое
Милгрэм подчинение авторитету Милгрэм подчинение авторитету
Уильям шекспир - сон в летнюю ночь Чтение шекспира сон в летнюю ночь Уильям шекспир - сон в летнюю ночь Чтение шекспира сон в летнюю ночь
Уровни владения японским языком Уровни владения японским языком


top