Методы изобретательного творчества. Методы технического творчества Выбор и анализ изобретательской задачи

Методы изобретательного творчества. Методы технического творчества Выбор и анализ изобретательской задачи

Развитие методики изобретательного творчества

Со времен изобретения первых простейших орудий труда изобретательская мысль не стоит на месте. Еще в античном мире изобретатели имели представление о творческой мысли и обучали ей своих учеников. Первым, кто попытался систематизировать накопленные знания об изобретательских методах, стал древнегреческий ученый Архимед . Многие другие ученые древности задумывались об искусстве решения изобретательских задач. Среди них выдающийся ученый Папп Александрийский , который в своем трактате «Искусство решать задачи» предлагал различные способы решения задач, в том числе и нелогические. В средние века поиском решения технических задач занимались алхимики, астрологи, черные и белые маги и пр. Такие науки имели свои «секреты» и держали все свои методы в строжайшей тайне. Важный вклад в изобретательское творчество внес Леонардо да Винчи , который полностью отрицал приемы алхимиков. Он успешно применял метод моделирования для решения конкретных изобретательских задач, анализируя живую природу, строил летательные аппараты по подобию птиц и летучих мышей. Не менее важный вклад в развитие изобретательства внес Френсис Бэкон , который в качестве метода решения творческих задач предложил индукцию. В настоящее время основы методологии изобретательства пытаются осмыслить многие зарубежные патентоведы. Д.Туска выдвигает следующие методы решения изобретательских задач: метод сознательного использования случайностей, метод использования побочных результатов поиска и метод выявления общественной потребности. Другой американский патентовед Г. А. Тулмин считает главными методами изобретательства традиционные логические методы: изменение размеров, трансформацию, изменение пропорций, изменение степени воздействия, транспозицию частей объекта, дублирование, интеграцию, изолирование, изменение способа осуществления операций и автоматизацию действий объекта. Оригинальные взгляды на методику технического творчества высказывает Д. С. Пирсон, который обращает особое внимание на преодоление барьеров, тормозящих творческое мышление. Д.Пирсон вывел так называемое уравнение творчества и привел конкретные примеры того, как с помощью этого уравнения решаются различные творческие инженерные задачи.

Классификация методов технического творчества

Известные методы изобретательного творчества можно объединить в несколько групп.

  • Первая группа основана на принципе мозговой атаки . В эту группу можно включить Метод мозгового штурма , Метод конференции идей и Синектики .
  • Вторая группа методов основана на морфологическом анализе. Сюда относятся Метод морфологического ящика , Метод семикратного поиска , Метод десятичных матриц поиска , Метод организующих понятий , Метод «матриц открытия» и др.
  • Третья группа объединяет методы контрольных вопросов
  • Четвертая группа объединяет методы эвристических приемов.
  • В пятую группу входят алгоритмы решения изобретательских задач , разработанные Г. С. Альтшуллером: АРИЗ-61, АРИЗ-71, АРИЗ-77, АРИЗ-82, АРИЗ-85-В.

Иерархия творческих технических задач

Описание технических систем

Создание любой технической системы происходит посредством описания ее составных частей: потребности, технической функции, физической структуры, физического принципа действия, технического решения и проекта. Все составные части этой иерархии располагаются на отдельных ступенях, начиная с самой важной и заканчивая наименее важной частью (рис.1).

  • Наиболее важной ступенью является потребность. Она располагается на самом верхнем уровне. На самом нижнем уровне иерархии находится часть «проект». Каждый уровень имеет свое словесное описание, которое начинается с краткого описания потребности, а каждый следующий уровень описывается с иерархической соподчиненностью и включает в себя более подробное описание уровней, расположенных выше.

Разработка новых технических систем

Рис.1 - Иерархия описания уровней

Во время разработки новой технической системы пользуются аналогом уже существующей системы, модернизируя имеющиеся в ней уровни.

  • Задачи первого уровня : формулируется новая потребность, устанавливаются условия и ограничения реализации. Ставится проблема, которая в большинстве случаев непонятна для большинства специалистов.
  • Задачи второго уровня : нахождение перспективной технической функции.
  • Задачи третьего уровня : нахождение узлов уже существующей технической функции и составление новой технической системы.
  • Задачи четвертого уровня : нахождение вариантов ТС с применением различных физических законов, закономерностей и явлений. Все варианты, накопленные в процессе решения задач четвертого уровня, анализируются для принятия наиболее подходящего решения.
  • Задачи пятого уровня : разработка разнообразных новых вариантов и выбор лучших из них.
  • Задачи шестого уровня . нахождение наиболее лучшего варианта для проекта, используя методы оптимизации

Задачи шестого уровня решаются в соответствии с требованиями стандартизации , унификации .

Процесс технического творчества

Творчество - это определенная деятельность человека, которая направлена на постановку конкретной задачи и получение новых результатов при её решении.

Различают два типа типа изобретателей: логического типа и интуитивного. Изобретатель интуитивного типа на основе интуиции быстро решает конкретную задачу и пробует ее на практике. Изобретатель логического типа анализирует накопленный за определенный отрезок времени накопленный опыт и только после этого решает поставленную задачу. На практике чаще всего встречаются изобретатели, которые совмещают оба типа.

Рис.2 - Процесс технического творчества

Творческий процесс (рис.2) изобретателя условно делится на четыре стадии: подготовка, замысел, поиск и реализация. Каждая из стадий имеет непрерывную обратную связь с информацией изобретения, опорными знаниями и освоенным фондом методики изобретательства и подразделяется на шаги.

Решение задачи

Прежде чем начинать решать конкретную задачу, необходимо разделить ее на несколько более простых задач. Простая задача - это такая задача, в которой необходимо разрешить только одно техническое противоречие. Число технических противоречий и простых задач - это и есть число нежелательных эффектов в списке недостатков данного прототипа. Решение необходимо начинать, как правило, в порядке ранжирования недостатков.

Решения задачи состоит из нескольких этапов:

  • 1 этап . Для каждой простой задачи формулируется техническое противоречие, а затем подбирается несколько эвристических приемов. Эвристические приёмы подбираются интуитивно, причем каждый это делает по-своему. Приемы обязательно должны устранить техническое противоречие.
  • 2 этап . С помощью эвристических приемов прототип преобразуется так, что каждый полученный вариант подсистемы обеспечивает устранение нежелательных эффектов; улучшение способностей технической системы; выполнение ограничений и критериев и повышение идеальности ТС.
  • На третьем этапе проводится анализ последствий от новых технических решений с целью установления их совместимости с другими подсистемами и стоящей выше надсистемой. Анализ проводится в виде таблицы (рис.3) для всех наиболее подходящих вариантов, выбранных на втором этапе.

Рис.3 - Форма анализа последствий от нового технического решения

  • 4 этап . Выявление из нескольких вариантов решения задачи наиболее перспективного.

Во время оценки вариантов решения задачи производится их анализ и сравнение с критериями качества. После чего некоторые вариантов отпадают, а остальные оставляют для выбора наиболее перспективного. Если один из вариантов явно перспективнее других, то выбор производится довольно просто. В противном случае пользуются специальными методиками.

Алгоритм решения задачи

Если необходимо улучшить прототип, то проводится постановка задачи. Если задача поставлена правильно, то до ее решения очень часто бывает всего один шаг. Из этого следует, что не нужно экономить время на процессе постановки задачи. Условно постановку задачи можно разделить на 5 этапов. это описание проблемной ситуации, описание функции системы, выбор нужного прототипа, описание его требований и недостатков и сама формулировка задачи. Ниже приведено описание каждого этапа.

  1. Описание проблемной ситуации: формулировка задачи, в которой содержатся ответы на вопросы:
    1. что из себя представляет проблемная ситуация?;
    2. что необходимо предпринять для устранения проблемы?;
    3. что препятствует устранению это проблемы?;
    4. какие результаты принесет решение этой проблемной ситуации?.
  2. Описание функции системы: изначально приводится качественное описание, а затем - количественное.
  3. Описание требований прототипа: Из уже существующих прототипов выбирается наиболее подходящий для достижения поставленных целей.

Требований к прототипу должны быть достаточными для достижения работоспособности, производительности, надежности, ремонтопригодности и т. п. Эти требования фиксируются в списке требований, в который также заносят ограничения и критерии данного прототипа.

Методы изобретательского творчества

Стоит сказать, что для начинающих создателœей изобретений очень важно знать апробированные, проверенные практикой методы изобретательского творчества . По оценкам специалистов, в настоящее время разработано свыше пятидесяти, а с учетом частных методик - несколько сотен методов поиска решений творческих задач. Эти методы ориентированы на развитие как логического мышления, так и интуиции. Из множества методов поиска новых оригинальных решений практических задач выделим наиболее известные.

Метод проб и ошибок , называемый иногда ʼʼслепым переборомʼʼ. Этот метод использовал в своей изобретательской практике величайший математик и механик Древней Греции Архимед . Его изобретения вызывают уважение ученых и сегодня. Среди них - зажигательные зеркала, блоки для подъема тяжестей, работающие с использованием ʼʼархимедова винтаʼʼ водоподъемные машины, военные метательные машины и т.д. Архимед предложил в своих работах создание новых технических объектов путем комбинации 14 известных элементов. Некоторые из множества таких комбинаций стали затем изобретениями и были использованы для решения практических задач в различных отраслях. Впоследствии человечество предпринимало неоднократно попытки усовершенствовать данный метод. Известный писатель и изобретатель Н. Петрович в этой связи справедливо указывает : ʼʼВ случае если бы мы задались целью последовательно, начиная со времен Архимеда и кончая нашим просвещенным ХХ веком, проследить и описать всœе попытки создать методику изобретательства, то получилась бы энциклопедия из многих томов. Ее смело можно было озаглавить ʼʼМалоуспешное единоборство разума с методом проб и ошибок за две тысячи летʼʼ.

Выдающийся американский изобретатель Томас Алва Эдисон (1847- 1931), автор 1099 изобретений, работал над изобретениями, разделяя техническую проблему на ряд конкретных задач и по каждой из них одновременно организуя поиск наиболее удачного решения путем проверки многочисленных возможных вариантов. Бесспорный изобретательский талант Эдисона и реализация им в техническом творчестве методики проб и ошибок привели к созданию целого ряда выдающихся технических новшеств. При этом над одним изобретением, по признанию самого Эдисона, приходилось трудиться в среднем до семи лет.

Метод контрольных вопросов. Решение изобретательских задач упомянутым выше методом проб и ошибок требует рассмотрения всœевозможных вариантов, число которых при достаточно сложных задачах достигает значительной величины. К примеру, для изобретения щелочного аккумулятора Эдисону пришлось поставить 50 тыс. опытов. Чтобы как-то упорядочить, сделать более осмысленным и целœенаправленным рассмотрение вариантов, составляются списки наводящих, ʼʼподсказывающихʼʼ вопросов. В этом суть метода контрольных вопросов. Он получил распространение в 20-30-е годы ХХ века. Широко известен список А.Ф. Осборна (США), состоящий из девяти групп вопросов: ʼʼЧто можно в техническом объекте уменьшить?ʼʼ, ʼʼЧто можно в техническом объекте перевернуть?ʼʼ и т.д. В каждой группе имеются подвопросы типа: можно ли что-нибудь укоротить, сузить, сжать и т.д. .

Определœенный интерес представляет следующий список-памятка, составленный английским изобретателœем Т. Эйлоартом (цит. по ):

1. Перечислить всœе качества и определœения предполагаемого изобретения. Изменить их.

2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.

3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.

4. Набросать фантастические, биологические, экономические, химические, молекулярные и другие аналогии.

5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналогии).

6. Попробовать различные виды материалов и виды энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; магнитную и электрическую энергии, тепло, свет, силу удара и т.д.; различные длины волн, поверхностные свойства и т.п.; переходные состояния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т.д.

7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

8. Узнать мнение некоторых совершенно не осведомленных в данном вопросœе людей.

9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая всœех и каждую идею без критики.

10. Попробовать ʼʼнациональныеʼʼ решения: хитрое шотландское, всœеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т.д.

11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис - всœе с ней.

12. Побродить в стимулирующей обстановке (свалки лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), просмотреть журналы, комиксы.

13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т.д. для разных решений проблемы или разных ее частей; искать пробелы в решениях или новые комбинации.

14. Определив идеальное решение, разрабатывать возможные элементы.

15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.п.

16. В воображении залезть внутрь механизма.

17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определœенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.

18. Чья это проблема? Почему его?

19. Кто придумал это первым? История вопроса. Какие толкования этой проблемы имели место?

20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?

21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.

Эти и подобные им списки, как правило, указывают только, что нужно делать, но не объясняют, как это сделать.

Метод контрольных вопросов дает возможность в какой-то мере ʼʼоторватьсяʼʼ от привычных, устоявшихся представлений о предмете, помогает преодолеть или уменьшить психологическую инœерцию, изменить направление поиска.

Метод аналогий с живой природой . Суть метода ясна из названия. Умозаключение по аналогии, как известно, состоит в переносœе знания, полученного в результате анализа какого-либо объекта͵ на менее изученный, сходный по существенным свойствам и качествам объект. Подобные умозаключения являются одним из источников научных гипотез. Попытки ʼʼподсмотретьʼʼ в живой природе рациональные решения своих проблем предпринимались на протяжении всœей истории человечества. Среди первых, о ком история сохранила достаточно подробные сведения, следует назвать Леонардо да Винчи. Он известен не только как художник, автор ʼʼулыбки Моны Лизы (Джоконды)ʼʼ, но и как крупнейший изобретатель, использующий метод аналогий. Им созданы проекты летательных аппаратов, геликоптера по аналогии с винтом Архимеда, двухверетенной самопрялки, цепных передач, шарикового подшипника, маятниковых часов, надувного спасательного круга, водолазного скафандра и т.д. .

Поиск аналогий в деятельности живого организма и функционировании технических систем привлекало ученых во всœе времена. Так, сердце человека рассматривали как хорошо работающий механический насос. Век электричества породил аналогию процессов, протекающих в нервной системе, с теми, которые реализуются в электрических цепях. Сегодня одной из наиболее популярных аналогий является ʼʼкомпьютерная метафораʼʼ. Ее смысл состоит в отношении к естественному интеллекту как к вычислительному устройству. Многие стороны интеллекта рассматриваются по аналогии со свойствами компьютеров (долговременная и оперативная память, процедурное и декларативное представление знаний и т. д.), которые известны проектировщикам ЭВМ и программистам. Эта метафора привела к созданию новой области психологических исследований интеллекта - когнитивной психологии .

В творчестве используются аналогии различных типов (функциональная, структурная, субстратная аналогии; аналогии отношений, внешней формы). Изобретательская практика свидетельствует о том, что чем отдаленнее области, между которыми проводят аналогии, тем более неожиданный, оригинальный результат должна быть получен при решении задачи. Следует иметь в виду, что самые сложные проблемы всœегда имеют простые, ясные для понимания, неправильные решения, в связи с этим умозаключения, сделанные по аналогии с конкретными объектами, носят, как правило, лишь правдоподобный характер и требуют последующей тщательной проверки и технического обоснования.

В техническом творчестве аналогии выполняют еще одну роль - их удобно использовать для выявления тенденций развития технических объектов, общественных и личных потребностей и технических средств, создаваемых для их удовлетворения.

Методы использования случайностей. В истории науки и техники немало примеров, когда случайность помогала сделать серьезное открытие или изобретение. Кроме общеизвестных легенд об Архимеде и Ньютоне, имеются некоторые более достоверные случаи. Широко известна история открытия радиоактивности французским физиком А.А. Беккерелœем в результате того, что он нечаянно проявил неэкспонированную фотопластинку, находившуюся рядом с урановой солью. Химик Фальберг после лабораторных опытов забыл вымыть руки перед тем, как сесть за обеденный стол. Ощутив, что почему-то всœе блюда сладкие, он связал это с обнаруженными на руках следами только что полученного вещества. В результате исследования этого вещества ученый открыл сахарин. Случайно опрокинутая на гусиное перо перекись водорода помогла Ричардсону изобрести способ обесцвечивания волос. Изобретением способа химической чистки ткани Мариле был обязан случайно упавшему в бочку со скипидаром загрязненному костюму рабочего. Такие примеры можно было бы продолжать и дальше. При этом, как справедливо указывал французский ученый Луи Пастер, ʼʼНе всякому помогает случай; судьба одаряет только подготовленные умыʼʼ. Известное ʼʼяблоко Ньютонаʼʼ смогло появиться лишь в результате двадцатилетнего труда ученого. По этой причине вряд ли можно назвать благоразумным пассивное ожидание случайных результатов, ошибок и т.п.

Подвидами этого метода являются метод фокальных объектов метод и метода гирлянд случайностей и ассоциаций.

Метод фокальных объектов предложен американцем Ч.С.Вайтингом. Название метода происходит от слова ʼʼфокусʼʼ (означающего в оптике точку, в которой собирается прошедший через оптическую систему параллельный пучок световых лучей) и означает, что в данном случае имеется в виду концентрация внимания на каком-то объекте.

В соответствии с этим методом, решение технической задачи осуществляется посредством выполнения ряда последовательных шагов:

¨ определœения фокального объекта͵ ᴛ.ᴇ. объекта͵ на который направлено наше внимание;

¨ выбора случайных объектов (от двух до шести);

¨ составления ведомости выбранных объектов и всœех их признаков;

¨ генерирования идей путем присоединœения к фокальному объекту признаков случайно выбранных объектов;

¨ развития первоначальных идей и генерирование новых путем свободных ассоциаций (фиксируются объекты, которые непроизвольно вспоминаются после данного объекта͵ затем - после нового и т.д.) по всœем признакам случайно выбранных объектов. Объединœение фокального объекта последовательно с каждым элементом полученного ряда ассоциаций приводит к новым идеям;

¨ оценки и выбор полезных решений.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций, предложенный рижским инженером Г.Я. Бушем, предусматривает следующие поведенческие рекомендации при решении каких-то сложных задач, когда кажется, что они неразрешимы вообще :

1) не нужно падать духом, следует помнить, что, в случае если задача не противоречит физическим законам, она обязательно будет иметь решение, в случае если не на данном этапе, то в будущем;

2) нужно искать пути выхода из возникшего тупика, среди которых предлагаются следующие:

2.1.изменить уровень задач. К примеру, вместо усовершенствования устройства нужно искать новый принцип его конструирования;

2.2.преобразовать задачу в двухступенчатую, предусматривающую решение сначала простой ее части, которая выполнит роль подсказки для решения основной задачи изобретения;

2.3.поставить вспомогательный вопрос для выяснения возможных решений задачи при изменении параметров объекта;

2.4.рассмотреть инвертированную (ᴛ.ᴇ. обратную) задачу;

2.5.привлечь принципы решения, существующие в других отраслях, казалось бы, вообще далеких от рассматриваемой;

2.6.организовать коллективное генерирование идей, ᴛ.ᴇ. мозговой штурм;

2.7.временно прекратить поиск путей решения. Это создает возможность взглянуть через какое-то время на задачу с новых позиций.

Морфологический метод. Суть его состоит в проведении морфологического анализа, ᴛ.ᴇ. в исследовании структурных связей и взаимоотношений между предметами, явлениями, идеями. При этом вначале выявляются всœевозможные взаимоотношения, независимо от их ценности. Метод, позволяющий за короткое время создать большое число оригинальных технических объектов, предложен в 1942 ᴦ. швейцарским ученым-астрономом Ф. Цвикки.

На базе морфологического подхода разработано целое семейство методов практического решения изобретательских задач, и один из них - метод морфологического ящика . В соответствии с этим методом, поиск решений технических задач состоит из нескольких этапов:

¨ точной формулировки изобретательской задачи;

¨ расчленения объекта (процесса, проблемы) на основные функциональные узлы (параметры);

¨ последовательного независимого рассмотрения всœех узлов (параметров) и выбора для них всœех возможных решений;

¨ составления многомерной таблицы (ʼʼморфологического ящикаʼʼ), которая бы вмещала всœе варианты решения задачи. Каждому функциональному узлу (параметру) в таблице соответствует определœенная графа (ʼʼосьʼʼ), где перечисляются всœе возможные (с точки зрения изобретателя) варианты его решения. В случае двух осœей таблица имеет наиболее простой вид (обычная двумерная); при наличии n осœей - n -мерный ящик;

¨ анализа и оценки всœех без исключения возможных решений с позиций оптимального достижения поставленной цели (обычно - функции, которую должно выполнять устройство);

¨ отбора одного или нескольких наилучших вариантов для практического использования. В сложных ситуациях само использование также нуждается в морфологическом анализе.

В случае если параметров (характеристик) больше, то для каждого из них берется вертикальная ось, на которую наносят всœе возможные альтернативы (варианты), а затем каждую из них последовательно рассматривают совместно со всœеми другими альтернативами.

Метод эффективен лишь для решения простых задач. В случае сложных задач крайне важно рассматривать множество комбинаций. Так, пользуясь данным методом для прогнозирования только одного типа реактивных двигателœей, Ф. Цвикки получил (при наличии 11 осœей) 36 864 комбинации. Ему удалось создать несколько реактивных двигателœей, которые базировались на новых принципах.

Метод мозговой атаки (или ʼʼмозгового штурмаʼʼ). Предложенный американским психологом А.Ф. Осборном метод возник как попытка устранить одну из наиболее серьезных помех творческому мышлению - боязни критики выдвигаемых идей. В целях устранения этой помехи метод предполагает выдвижение и анализ любых идей (в том числе самых фантастических, явно ошибочных, шуточных), так как они могут стимулировать появление более ценных изобретений. Тем самым снимается запрет на критику. То, что такой подход эффективен, показывает следующий пример.

Во время второй мировой войны транспортное судно под командой морского офицера А.Ф. Осборна без надлежащего сопровождения военных кораблей перевозило груз в Европу. Получив радиограмму о возможном нападении на судно немецких подводных лодок, А.Ф. Осборн предложил членам команды высказать соображения о том, как противостоять надвигающейся опасности. Один из матросов предложил выстроить команду вдоль борта͵ к которому будет приближаться торпеда, и дружным дутьем ʼʼотдутьʼʼ торпеду в сторону. Впоследствии оснастка судна вентилятором, создающим мощный направленный поток воды, в действительности спасла атакованное судно от торпеды, которую в действительности удалось ʼʼотдутьʼʼ. Сегодня это техническое решение, разумеется, уже устарело. При этом метод приобрел широчайшую популярность при поиске решений в неопределœенных ситуациях. Это не случайно. Осборн интуитивно ʼʼуловилʼʼ механизм работы мозга, распределœение функций генерации и анализа идей. Реализация абсурдной на первый взгляд идеи и явилась основанием для разработки метода мозговой атаки (цит. по ).

А.Ф. Осборн, создавая метод, основывался на том, что у одних людей ярче выражены способности к выдвижению идей, а у других - к их анализу, критическому осмыслению. Чтобы они, выполняя работу совместно, не мешали друг другу, было предложено разделить участников поиска решения технической задачи на две группы, к примеру, ʼʼфантазеровʼʼ и ʼʼкритиковʼʼ (ʼʼгенераторов идейʼʼ и ʼʼаналитиковʼʼ).

В задачу ʼʼфантазеровʼʼ входит только выдвижение идей. Обстановка должна быть доброжелательной, способствующей смелому предложению любых идей. При этом запрещена не только словесная критика, но и любые жесты, иронические улыбки и т.п. В составе ʼʼфантазеровʼʼ (5 - 10 чел.) должны быть люди разных специальностей с различным уровнем образования, квалификации, могущие за короткое время (от 15 мин до 1 ч) предложить несколько десятков идей. При этом должны учитываться не только самостоятельные новые идеи, но и попытки усовершенствовать или комбинировать только что предложенные. Несомненно, что в группе должен быть руководитель, способный в ходе коллективной мозговой атаки обеспечивать широкий разброс мнений и умеющий незаметно поворачивать процесс генерирования идей в нужное русло. На предварительном этапе организатор обеспечивает четкую формулировку задачи, а также подбор двух групп участников: ʼʼгенераторов идейʼʼ и ʼʼаналитиковʼʼ. ʼʼМозговой штурмʼʼ обычно продолжается 1,5-2 ч.

При решении проблемы обе группы должны дать ответ на вопросы: 1) чем должна завершиться выработка и 2) что препятствует получению желаемого. Функции этих двух групп различаются: ʼʼгенераторыʼʼ должны высказать возможно большее число идей решения, тогда как ʼʼаналитикиʼʼ выделяют из этого потока идеи, перспективные для последующей проработки. Обязательным условием реализации метода является категорический запрет любых суждений относительно генерируемых идей, как благоприятных, так и критических. Иногда откровенно неудачные на первый взгляд идеи приводят к перспективным решениям. Успех ʼʼмозгового штурмаʼʼ чаще всœего определяется правильным подбором участников и обеспечением творческой атмосферы при его проведении.

После завершения ʼʼштурмаʼʼ участники коллективно редактируют список наработанных идей. На этом этапе уже возможно ʼʼполукритическоеʼʼ отношение к ним и расширение списка новыми идеями, возникшими в процессе редактирования. Практика показывает высокую эффективность метода: при индивидуальной работе несколько человек за 15-30 мин в сумме предлагают 10-20 идей, тогда как такая же по численности группа, принимающая участие в мозговом штурме, за то же время способна генерировать от 50 до 150 идей.

Выделœенные идеи передаются группе экспертов, которые вначале разделяют их на осуществимые и неосуществимые (при данном уровне развития техники), а затем выбирают наиболее приемлемые. При этом ведется тщательный поиск ʼʼрационального зернаʼʼ в каждой выдвинутой идее.

Метод ʼʼмозгового штурмаʼʼ успешно применяется в области управления, бизнеса, экономики и др.
Размещено на реф.рф
Не утратил он значения и для коллективного решения изобретательских задач в различных областях техники, и в процессе обучения (для тренинга начинающих изобретателœей). Существуют много разновидностей мозговой атаки: ʼʼмассовая мозговая атакаʼʼ, метод ʼʼконференции идейʼʼ и др.

Родственным этому методу являетсяметод синœектики, или ʼʼобъединœения разнородных элементовʼʼ , предложенный американским ученым В. Гордоном в 50-х годах XIX в. . Творческие синœектические группы (5-7 чел.) создаются из представителœей разных профессий или научных дисциплин, людей разного возраста͵ образования, различной квалификации и т.п. В корне синœектики лежит мозговая атака, однако проводится она постоянными группами, которые, овладевая специальными приемами и накапливая опыт, работают более эффективно, чем случайно собранные люди. Организация технического творчества по методу синœектики реализуется в 4 этапа:

1. Подбор группы специалистов - ʼʼсинœекторовʼʼ.

2. Освоение практики использования аналогий при решении различных технических задач.

3. Анализ проблемы и поиск ее решения.

4. Оценка результатов решения проблемы, их оптимизация и реализация.

На первом этапе подбирают группу специалистов в возрасте 25-40 лет, которые на своем жизненном пути хотя бы раз меняли свою профессию. В качестве критериев отбора используются профессия, образование, гибкость мышления, диапазон знаний и практических навыков, контрастность психологических типов личности .

Во время второго этапа формируются в коллективе взаимопонимание, заинтересованность каждого участника в эффективном решении изобретательских задач, создаются предпосылки для ʼʼсинœектическогоʼʼ мышления:

¨ умения отвлечься от частностей, выделять сущность задачи, абстрагироваться от привычного контекста͵ мысленно удаляться от предмета разработки;

¨ способности управлять процессом развития тривиальных идей;

¨ навыков повышенной терпимости к идеям других людей, готовность учитывать и развивать их;

¨ уверенности в успешном решении проблемы;

¨ умения обнаруживать в обычных явлениях нечто особенное и использовать выявленные оригинальные качества как стартовые для творческого воображения.

Для формирования такого мышления коллектив тренируется в использовании аналогий различных типов :

¨ прямых - разрабатываемый технический объект ʼʼсинœекторʼʼ сопоставляет с похожими объектами из различных областей техники и естествознания;

¨ личных - ʼʼвживаниеʼʼ в образ объекта͵ отождествление ʼʼсинœектораʼʼ самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, исследуемым объектом или какой-то его частью, с целью проникнуть в суть его работы;

¨ символических - реализующихся при подборе метафор и сравнений, в которых характеристики одного предмета отождествляются со свойствами других;

¨ фантастических - позволяющих представлять вещи в виде, какими они не являются, но какими ʼʼсинœекторʼʼ хотел бы их видеть.

На третьем этапе участники группы:

¨ знакомятся с формулировкой проблемы в той редакции, как ее представляет заказчик;

¨ выявляют очевидные (тривиальные) решения (которые вряд ли позволят создать что-то новое и оригинальное);

¨ ищут аналогии, превращающие необычное в привычное, при этом допускается игнорирование физических законов;

¨ устанавливаются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы.

Суть четвертого этапа составляет дискуссия, по итогам которой формулируются интересные идеи, которые доводятся до степени, достаточной для изготовления модели решения.

Вметоде ʼʼобратного мозгового штурмаʼʼ при создании новаторского решения отталкиваются от перечня недостатков анализируемого объекта͵ который затем должен быть предельно критически рассмотрен. При этом перечень по возможности должен быть максимально полным. Объектом анализа служат конкретные изделия, технологии, их отдельные элементы и т.д. Метод широко используется для решения таких задач, как составление технических заданий на разработку объекта изобретения, проведение экспертизы проектно-конструкторской документации и др.
Размещено на реф.рф
Предметом коллективного обсуждения бывают: описание анализируемого объекта͵ анализ его известных недостатков, связанных с изготовлением, эксплуатацией, ремонтом, а также представление об идеальном конечном результате и о нежелательных недостатков.

При подборе участников в группу ʼʼгенераторовʼʼ дополнительно включают специалистов, обеспечивающих весь жизненный цикл объекта. Правила для участников обсуждения те же, что и при прямом ʼʼмозговом штурмеʼʼ. Результатом работы является список возможных противоречий и недостатков объекта͵ отредактированный ʼʼаналитикамиʼʼ. Поиск путей устранения недостатков и ограничений осуществляют прямым ʼʼмозговым штурмомʼʼ.

Выявленные недостатки служат основанием для постановки новых изобретательских задач. Поэтапная мозговая атака предусматривает последовательное решение проблемы от постановки задачи до внедрения.

Стратегия семикратного поиска. Сущность этого метода, разработанного Г.Я. Бушем, состоит в последовательном, системном и многократном применении различных таблиц, матриц, диаграмм, схем и т.п. Автор метода исходит из того, что эффективному одновременному рассмотрению, сравнению, изучению человек может подвергнуть до семи предметов, понятий, идей .

В методе различают стратегическую и тактическую части. Стратегия подразделяется на семь стадий:

1) анализ проблемной ситуации, общественных потребностей.

2) анализ функций аналогов и прототипа. Выявление оптимальных условий потребления и эксплуатации. Определœение актуальных и главной функций.

3) постановка задачи. Формулировка задачи в общем виде, определœение требуемого уровня решения и уровня качества технического объекта.

4) генерирование изобретательских идей, направленных на лучшее выполнение объектом его функци­онального назначения. Выбор и использование эвристических средств.

5) конкретизация идей (структура, конструкция, форма, материал, операции и их последовательность).

6) оценка альтернативы и выбор рациональных вариантов решения, отбор оптимального варианта.

7) упрощение, развитие и реализация решения.

Тактическая часть метода состоит из практических приемов, применяемых на разных стадиях процесса создания нового технического объекта.

Один из них - прием ʼʼсемь ключевых вопросовʼʼ. Как указывает Г.Я. Буш, еще римский оратор Квинтиллиан (I в. н.э.) определил семь вопросов, на которые крайне важно ответить, чтобы информация о событии, явлении, процессе, задаче была полной. К ним относятся следующие: кто? что? где? чем? зачем? как? когда? Эти вопросы направлены на получение информации соответственно о субъекте, объекте, месте, средствах, цели, методах и времени, относящихся к рассматриваемому явлению или событию.

Метод ступенчатого подхода основан на системном анализе причин, определяющих цели разработки, и препятствий на пути выработки конкретных решений. Его реализация должна быть представлена в виде следующей цепочки действий:

¨ определяется конечная цель решения задачи;

¨ выявляется основание для возникновения потребности в новом решении;

¨ находятся противоречия, которые вызывают крайне важно сть решения задачи;

¨ определœение препятствий (или ограничений) на пути устранения выявленных противоречий;

¨ осуществляется поиск возможных средств для преодоления препятствий;

¨ строится модель задачи и проверка правильности решения.

Реализация метода способствует систематизации имеющейся информации и преобразованию найденной идеи в техническое решение.

Метод ʼʼматриц открытияʼʼ базируется на морфологическом анализе, но ориентирован, главным образом, на систематическое исследование приемлемого числа исполнения создаваемого объекта. По результатам анализа строится таблица, в строках которой записывают выбранные признаки объекта͵ а в столбцах - эвристические принципы их реализации. На пересечения ряда и столбца в каждую клетку записывают сведения о соответствующих возможных решениях. Реализацию этого метода затрудняет то, что использование в качестве показателœей функциональных и конструктивных признаков объекта затрудняет выбор соответствующих эвристических приемов.

Метод функционального изобретательства , ᴛ.ᴇ. , выработка операций реализации технического объекта (физического преобразования, химического превращения и др.) и потребность, которая должна быть удовлетворена с помощью этого объекта. Реализация метода должна быть представлена как последовательность действий по определœению функций отдельных элементов технического решения, выявления основной функции, поиска путей изменения последней, поиска методов реализации вспомогательных функций, которые необходимы для осуществления новой основной функции.

Метод функционального конструирования , предложенный Р. Коллером, основан на полном абстрагировании от конструктивных особенностей объекта. Внимание концентрируется на анализе функций, которые данный объект должен выполнять. При реализации уточняется основная функция объекта͵ которую представляют в виде совокупности элементарных парных (прямых и обратных) операций (излучение - поглощение, увеличение - уменьшение, соединœение - разъединœение, объединœение - разделœение и т.д.). Метод также предусматривает применение математических и логических операций. Выделœение элементарных операций позволило осуществлять комбинаторный поиск их возможных носителœей для воспроизведения базовых функций конструируемых объектов. Метод пригоден при автоматизированном поиске конструкций для реализации новых технических решений .

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) - это комплексная программа, основанная на законах развития технических систем и позволяющая проанализировать исходную задачу, построить ее модель, выявить противоречие, мешающее получению желаемого результата обычными (известными) путями, и найти наиболее эффективный прием разрешения этого противоречия. Сущность АРИЗ описана Г.С. Альтшуллером . Им же предложена классификация изобретательских задач, включающая пять уровней сложности:

1. Задачи, для решения которых достаточно применение средств (устройств, способов, веществ), которые используются по своему назначению. Сам объект не изменяется. В процессе решения достаточен ʼʼпереборʼʼ нескольких, вполне очевидных вариантов. Задача и средства ее решения обычно относятся к одной узкой сфере деятельности.

2. Задачи, в которых происходят некоторые изменения объекта и имеет место переход к отраслевому масштабу. Количество рассматриваемых вариантов решений возрастает до нескольких десятков.

3. Задачи, в которых предполагается значительное изменение объекта. Принципы решения чаще всœего заимствуются из других областей техники.

4. Задачи, в которых объект изменяется полностью, а решения основаны на достижениях фундаментальной науки, прежде всœего, в области физических и химических эффектов и явлений.

5. Задачи, в которых происходит изменение всœей системы, в которую входит объект. Здесь средства решения чаще всœего основаны на обширных экспериментальных данных (результаты сотен тысяч - миллионов опытов, собственных и описанных в литературе). Отправной точкой для решения задач этого уровня могут стать научные открытия. К примеру, решающее значение для становления передовых информационных технологий имели два открытия, сделанные в XX веке и отмеченные Нобелœевскими премиями. Первое из них - лазерно-мазерный принцип, установленный Ч. Таунсом (США) и российскими физиками Н. Басовым и А. Прохоровым. Второе - интегральные схемы и полупроводниковые гетероструктуры для высокоскоростной и оптоэлектроники, разработанные интернациональным коллективом ученых: Д. Килби (США), Г. Кремером (ФРГ) и Ж. Алферовым (РФ) (цит. по ). Эти открытия создали предпосылки как для улучшения действия ранее существующих устройств, так и создания принципиально новых, которые сегодня широко используются в системах спутниковой связи и Интернета͵ мобильных телœефонах и др.

Открытие принципов функционирования природных объектов вооружает изобретателœей новыми средствами создания технических решений. Обобщение опыта создания технических решений изобретателями представлено в межотраслевом фонде эвристических приемов . Этот фонд ориентирован на различные области техники и содержит систематизированное обобщенное описание приемов, а также по 2-3 примера решения технических задач, активизирующих техническое творчество на стадии устранения главных недостатков и противоречий прототипа. Структура фонда включает 12 групп эвристических приемов (табл. 1 ).

Таблица 1 .

Методы изобретательского творчества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы изобретательского творчества" 2017, 2018.

Метод проб и ошибок

Один из распространенных и древнейших методов изобретательства и поиска новых технических решений - метод проб и ошибок. Этот метод случайного поиска вариантов не содержит никаких правил генерирования и оценки идей. Ключом к решению задачи должна быть любая идея, пришедшая в голову разработчика по счастливой случайности или интуитивно. В случае если в результате оценки этой идеи она признается неудачной, то взамен ее выдвигается очередная новая идея, и всœе многократно повторяется, пока не будет найдено какое-то приемлемое решение. Очевидно, что путь к идеальному техническому решению данным методом - долог, или, как сейчас говорят, трудоемок и малопроизводителœен.

Тем не менее, даже крупные изобретатели и ученые успешно пользовались этим методом и добивались больших успехов. Одним из выдающихся пользователœей метода проб и ошибок был известный американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон, кстати говоря, являвшийся почетным иностранным членом Академии наук СССР. Бесконечный рой идей постоянно вился в голове этого человека. В Соединœенных Штатах Америки Эдисон получил 1098 патентов и около 3000 еще в 34 странах мира.

Метод проб и ошибок целœесообразно применять при решении задач с небольшим (не более 20) количеством вариантов (переборов), однако при решении задач большой сложности он становится неэффективным.

Метод и списки контрольных вопросов

Впервые использование метода контрольных вопросов для поиска новых идей и наилучших конструкторско-технологических решений было предложено и осуществлено руководителœем изобретательского бюро в Кембридже (Англия) в 1955 ᴦ. Тимом Эйлоартом. Дальнейшее развитие этого метода нашло отражение в оригинальном списке контрольных вопросов А. Осборна, в правилах М.Тринга и Э.Лейтуэйта͵ в перечне вопросов и советов Д.Пойа и других авторов. Метод контрольных вопросов основан на применении так называемых ʼʼсписков контрольных вопросовʼʼ, представляющих собой эвристики, в состав которых включены наводящие вопросы, указания-советы, подсказки, частичные разъяснения.

Список контрольных вопросов для изобретателœей и разработчиков новых технических объектов содержит в себе следующие позиции:

1. Перечислите всœе качества и определœения предполагаемого изобретения, укажите, в какую сторону их предполагается изменить.

2. Четко сформулируйте задачи создания объекта͵ выделив среди них главные и второстепенные.

3. Перечислите основные принципы и недостатки известных решений рассматриваемой задачи, сформулируйте свои предложения по их устранению.

4. Выскажите и запишите различные, пусть даже фантастические, аналогии (химические, биологические, экономические и т. п.).

5. Постройте какие-то модели объекта: математические, гидравлические, механические, электронные и т. п., поскольку модели наиболее точно выражают идеи, нежели аналогии.

6. Попробуйте применить для усовершенствования объекта другие виды материалов, энергии, другие физические, химические и иные эффекты.

7. Попытайтесь установить зависимости, взаимные связи и логические совпадения.

8. Узнайте мнение по разрешению главной задачи у людей, совершенно не осведомленных в данной проблеме.

9. Устройте свободное групповое обсуждение проблемы, выслушивая любые идеи без критики.

10. Попробуйте использовать ʼʼнациональныеʼʼ подходы к решению задач: хитрое шотландское, расточительное американское, сложное китайское, всœеобъемлющее немецкое и т. п.

11. Постарайтесь быть всœегда с проблемой, не расставаясь с ней не только на работе, но и в поездке, на прогулке, в игре.

12. Надо постараться погрузиться в обстановку, стимулирующую творчество: побывать в техническом музее, в антикварном магазинœе, просмотреть журналы, комиксы.

13. Составьте сопоставительные таблицы типов материалов, геометрических параметров и других величин объекта и его элементов, а также их цен для разных вариантов решения проблемы.

14. Определите идеальные конечные результаты по разработке объекта.

15. Попробуйте видоизменить решение поставленной проблемы во времени, а также за счёт изменения свойств и параметров объекта.

16. Попытайтесь в воображении ʼʼзалезтьʼʼ внутрь объекта и рассмотреть его изнутри.

17. Выявите и исключите из дальнейшего обсуждения альтернативные варианты решения проблемы, уводящие в сторону от траектории поиска наилучшего решения.

18. Попытайтесь выявить, кого и почему интересует решаемая проблема.

19. Выявите, кто первым и когда придумал аналогичный технический объект, были ли ложные попытки его усовершенствования.

20. Кто еще решал аналогичную проблему и чего он добился?

21. Выявите пограничные условия изготовления и применения объекта.

Метод морфологического анализа

Термин ʼʼморфологияʼʼ (учение о форме) впервые использовал Иоганн Вольфганг Гете - немецкий мыслитель, естествоиспытатель и всœемирно известный писатель, поэт. Он был основоположником морфологии организмов - учения о форме и строении растений и животных.

Автором метода морфологического анализа является швейцарский астроном Ф. Цвикки, который не дал развернутого определœения этому понятию, а лишь указал, что данный метод позволяет находить всœе варианты решения проблемы. Рассмотрим, как и в какой последовательности осуществляется поиск новых технических решений по правилам, предложенным Ф. Цвикки. При этом всœе этапы морфологического анализа будем иллюстрировать примерами поиска технических решений создания нового автомобиля-вездехода.

На первом этапе дается точная и полная формулировка поставленной задачи. В частности, выдвигаются следующие требования потребителя к автомобилю-вездеходу:

Он должен передвигаться по сложной пересеченной местности (по твердому и сыпучему грунту, по воде, льду) в любое время года и суток;

Он должен перевозить грузы и людей в комфортных условиях, а значит - должен быть защищен от внешней среды и оборудован соответствующими средствами жизнеобеспечения;

Он должен быть управляемым и обеспечить передвижение в любых направлениях со скоростями и ускорениями в заранее заданных диапазонах.

На втором этапе формулируются основные морфологические признаки технического объекта (функциональные узлы, параметры), исходя из закономерностей его строения.

В рассматриваемом примере за морфологические признаки автомобиля-вездехода бывают приняты:

1. Способы перемещения вездехода по земной поверхности.

2.Принципы осуществления движения.

3.Виды преобразователœей энергии в движение.

4.Типы источников энергии.

5.Виды систем управления вездеходом.

6.Типы систем жизнеобеспечения.

7. Варианты систем ориентации.

На третьем этапе производится независимое рассмотрение всœех морфологических признаков; для каждого из них намечаются всœе мыслимо возможные варианты решения проблемы.

Четвертый этап: составление многомерной матрицы, в которой каждому морфологическому признаку соответствует графа возможных вариантов решения задачи.

Пятый этап: анализ и оценка всœех без исключения вариантов решения задачи с позиций наилучшего выполнения техническим объектом сформулированных для него потребительских целœей и технических функций. При этом большинство из обсуждаемых вариантов оказываются неперспективными и неприемлемыми по тем или иным причинам и исключаются из дальнейшего рассмотрения.

На последнем, 6-м этапе производится выбор одного или нескольких синтезированных вариантов решения задачи, которые могут оказаться перспективными для практической реализации.

Метод функционально-стоимостного анализа

В инженерной и изобретательской практике технически развитых стран мира, начиная с 60-х ᴦ. XIX в., получил распространение новый подход к снижению стоимости и к повышению качества технических изделий. Этот подход получил название функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Используются два подхода к снижению себестоимости изготовления и эксплуатации технических изделий: предметный и функциональный. При традиционном предметном подходе разработчик рассматривает объект как реальную целостную конструкцию. При функциональном же подходе разработчик полностью абстрагируется от реальной конструкции объекта и сосредотачивает внимание на ее функциях. Такой подход изменяет и направление поиска путей снижения себестоимости изготовления и эксплуатации технического объекта. Четко определив и сформулировав всœе функции анализируемого объекта и их количественные характеристики, разработчик выясняет: насколько важны и необходимы те или иные функции, которыми обладает прототип? Можно ли избавиться от некоторых ʼʼизлишнихʼʼ функций без ущерба для общей потребительской ценности объекта? Какие характеристики и параметры элементов объекта можно изменить для снижения себестоимости?

Процесс проведения ФСА состоит из следующих поэтапно выполняемых видов работ:

1. Подготовительный этап, на котором производится выбор технического объекта͵ определяются цели и задачи ФСА, формируется группа разработчиков проекта создания нового или усовершенствования существующего объекта.

2. Информационно-аналитическая работа. На этом этапе осуществляется сбор и анализ информации по конструкторско-технологическим решениям прототипа то, по условиям его работы, по конструктивным и эксплуатационным недостаткам, по затратам на его изготовление и обслуживание. Составляется список базовых показателœей и требований к техническому объекту, определяются критерии его развития. Разрабатывается конструктивная функциональная структура то. Производится классификация и анализ функций элементов то, определяются и попарно сравниваются стоимости функций, выявляются функциональные зоны наибольшего сосредоточения затрат. На базе проведенного анализа формулируется задача поиска более рациональных, оптимальных (по себестоимости) конструкторско-технологических решений.

3. Поисково-исследовательскиuй этап. Это один из творческих и доминирующих этапов работы, на который затрачивается до 50% времени от суммарного времени на выполнение проекта. Здесь исследуется каждая функция то на предмет: нужна ли она, нельзя ли переложить эту функцию на другой элемент то, можно ли объединить функции, можно ли упростить, удешевить или стандартизировать те или иные элементы то. На этом этапе основным инструментарием поисково-исследовательской деятельности разработчиков являются типовые приемы разрешения технических противоречий, эвристические методы и приемы поиска новых идей и рациональных конструкторско-технологических решений. Финалом этого этапа является оформление результатов в виде технического предложения и эскизного проекта.

4. Разработка и внедрение результатов ФСА. На этом этапе производится (в ряде случаев с привлечением опытных экспертов) отбор наиболее эффективных и перспективных вариантов конструирования технических объектов, определœение технологичности и экономичности их изготовления, формируются рекомендации по их внедрению.

Метод проб и ошибок

Один из распространенных и древнейших методов изобретательства и поиска новых технических решений - метод проб и ошибок. Этот метод случайного поиска вариантов не содержит никаких правил генерирования и оценки идей. Ключом к решению задачи может быть любая идея, пришедшая в голову разработчика по счастливой случайности или интуитивно. Если в результате оценки этой идеи она признается неудачной, то взамен ее выдвигается очередная новая идея, и все многократно повторяется, пока не будет найдено какое-то приемлемое решение. Очевидно, что путь к идеальному техническому решению данным методом - долог, или, как сейчас говорят, трудоемок и малопроизводителен.

Тем не менее, даже крупные изобретатели и ученые успешно пользовались этим методом и добивались больших успехов. Одним из выдающихся пользователей метода проб и ошибок был известный американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон, кстати говоря, являвшийся почетным иностранным членом Академии наук СССР. Бесконечный рой идей постоянно вился в голове этого человека. В Соединенных Штатах Америки Эдисон получил 1098 патентов и около 3000 еще в 34 странах мира.

Метод проб и ошибок целесообразно применять при решении задач с небольшим (не более 20) количеством вариантов (переборов), однако при решении задач большой сложности он становится неэффективным.

Метод и списки контрольных вопросов

Впервые использование метода контрольных вопросов для поиска новых идей и наилучших конструкторско-технологических решений было предложено и осуществлено руководителем изобретательского бюро в Кембридже (Англия) в 1955 г. Тимом Эйлоартом. Дальнейшее развитие этого метода нашло отражение в оригинальном списке контрольных вопросов А. Осборна, в правилах М.Тринга и Э.Лейтуэйта, в перечне вопросов и советов Д.Пойа и других авторов. Метод контрольных вопросов основан на применении так называемых «списков контрольных вопросов», представляющих собой эвристики, в состав которых включены наводящие вопросы, указания-советы, подсказки, частичные разъяснения.

Список контрольных вопросов для изобретателей и разработчиков новых технических объектов содержит в себе следующие позиции:

1. Перечислите все качества и определения предполагаемого изобретения, укажите, в какую сторону их предполагается изменить.

2. Четко сформулируйте задачи создания объекта, выделив среди них главные и второстепенные.

3. Перечислите основные принципы и недостатки известных решений рассматриваемой задачи, сформулируйте свои предложения по их устранению.

4. Выскажите и запишите различные, пусть даже фантастические, аналогии (химические, биологические, экономические и т. п.).

5. Постройте какие-то модели объекта: математические, гидравлические, механические, электронные и т. п., поскольку модели наиболее точно выражают идеи, нежели аналогии.

6. Попробуйте применить для усовершенствования объекта другие виды материалов, энергии, другие физические, химические и иные эффекты.

7. Попытайтесь установить зависимости, взаимные связи и логические совпадения.

8. Узнайте мнение по разрешению главной задачи у людей, совершенно не осведомленных в данной проблеме.

9. Устройте свободное групповое обсуждение проблемы, выслушивая любые идеи без критики.

10. Попробуйте использовать «национальные» подходы к решению задач: хитрое шотландское, расточительное американское, сложное китайское, всеобъемлющее немецкое и т. п.

11. Постарайтесь быть всегда с проблемой, не расставаясь с ней не только на работе, но и в поездке, на прогулке, в игре.

12. Надо постараться погрузиться в обстановку, стимулирующую творчество: побывать в техническом музее, в антикварном магазине, просмотреть журналы, комиксы.

13. Составьте сопоставительные таблицы типов материалов, геометрических параметров и других величин объекта и его элементов, а также их цен для разных вариантов решения проблемы.

14. Определите идеальные конечные результаты по разработке объекта.

15. Попробуйте видоизменить решение поставленной проблемы во времени, а также за счет изменения свойств и параметров объекта.

16. Попытайтесь в воображении «залезть» внутрь объекта и рассмотреть его изнутри.

17. Выявите и исключите из дальнейшего обсуждения альтернативные варианты решения проблемы, уводящие в сторону от траектории поиска наилучшего решения.

18. Попытайтесь выявить, кого и почему интересует решаемая проблема.

19. Выявите, кто первым и когда придумал аналогичный технический объект, были ли ложные попытки его усовершенствования.

20. Кто еще решал аналогичную проблему и чего он добился?

21. Выявите пограничные условия изготовления и применения объекта.

Метод морфологического анализа

Термин «морфология» (учение о форме) впервые использовал Иоганн Вольфганг Гете - немецкий мыслитель, естествоиспытатель и всемирно известный писатель, поэт. Он был основоположником морфологии организмов - учения о форме и строении растений и животных.

Автором метода морфологического анализа является швейцарский астроном Ф. Цвикки, который не дал развернутого определения этому понятию, а лишь указал, что этот метод позволяет находить все варианты решения проблемы. Рассмотрим, как и в какой последовательности осуществляется поиск новых технических решений по правилам, предложенным Ф. Цвикки. При этом все этапы морфологического анализа будем иллюстрировать примерами поиска технических решений создания нового автомобиля-вездехода.

На первом этапе дается точная и полная формулировка поставленной задачи. В частности, выдвигаются следующие требования потребителя к автомобилю-вездеходу:

Он должен передвигаться по сложной пересеченной местности (по твердому и сыпучему грунту, по воде, льду) в любое время года и суток;

Он должен перевозить грузы и людей в комфортных условиях, а значит - должен быть защищен от внешней среды и оборудован соответствующими средствами жизнеобеспечения;

Он должен быть управляемым и обеспечить передвижение в любых направлениях со скоростями и ускорениями в заранее заданных диапазонах.

На втором этапе формулируются основные морфологические признаки технического объекта (функциональные узлы, параметры), исходя из закономерностей его строения.

В рассматриваемом примере за морфологические признаки автомобиля-вездехода могут быть приняты:

1. Способы перемещения вездехода по земной поверхности.

2.Принципы осуществления движения.

3.Виды преобразователей энергии в движение.

4.Типы источников энергии.

5.Виды систем управления вездеходом.

6.Типы систем жизнеобеспечения.

7. Варианты систем ориентации.

На третьем этапе производится независимое рассмотрение всех морфологических признаков; для каждого из них намечаются все мыслимо возможные варианты решения проблемы.

Четвертый этап: составление многомерной матрицы, в которой каждому морфологическому признаку соответствует графа возможных вариантов решения задачи.

Пятый этап: анализ и оценка всех без исключения вариантов решения задачи с позиций наилучшего выполнения техническим объектом сформулированных для него потребительских целей и технических функций. При этом большинство из обсуждаемых вариантов оказываются неперспективными и неприемлемыми по тем или иным причинам и исключаются из дальнейшего рассмотрения.

На последнем, 6-м этапе производится выбор одного или нескольких синтезированных вариантов решения задачи, которые могут оказаться перспективными для практической реализации.

Метод функционально-стоимостного анализа

В инженерной и изобретательской практике технически развитых стран мира, начиная с 60-х г. XIX в., получил распространение новый подход к снижению стоимости и к повышению качества технических изделий. Этот подход получил название функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Используются два подхода к снижению себестоимости изготовления и эксплуатации технических изделий: предметный и функциональный. При традиционном предметном подходе разработчик рассматривает объект как реальную целостную конструкцию. При функциональном же подходе разработчик полностью абстрагируется от реальной конструкции объекта и сосредотачивает внимание на ее функциях. Такой подход изменяет и направление поиска путей снижения себестоимости изготовления и эксплуатации технического объекта. Четко определив и сформулировав все функции анализируемого объекта и их количественные характеристики, разработчик выясняет: насколько важны и необходимы те или иные функции, которыми обладает прототип? Можно ли избавиться от некоторых «излишних» функций без ущерба для общей потребительской ценности объекта? Какие характеристики и параметры элементов объекта можно изменить для снижения себестоимости?

Процесс проведения ФСА состоит из следующих поэтапно выполняемых видов работ:

1. Подготовительный этап , на котором производится выбор технического объекта, определяются цели и задачи ФСА, формируется группа разработчиков проекта создания нового или усовершенствования существующего объекта.

2. Информационно-аналитическая работа . На этом этапе осуществляется сбор и анализ информации по конструкторско-технологическим решениям прототипа то, по условиям его работы, по конструктивным и эксплуатационным недостаткам, по затратам на его изготовление и обслуживание. Составляется список основных показателей и требований к техническому объекту, определяются критерии его развития. Разрабатывается конструктивная функциональная структура то. Производится классификация и анализ функций элементов то, определяются и попарно сравниваются стоимости функций, выявляются функциональные зоны наибольшего сосредоточения затрат. На основе проведенного анализа формулируется задача поиска более рациональных, оптимальных (по себестоимости) конструкторско-технологических решений.

3. Поисково-исследовательскиuй этап . Это один из творческих и доминирующих этапов работы, на который затрачивается до 50% времени от суммарного времени на выполнение проекта. Здесь исследуется каждая функция то на предмет: нужна ли она, нельзя ли переложить эту функцию на другой элемент то, можно ли объединить функции, можно ли упростить, удешевить или стандартизировать те или иные элементы то. На этом этапе основным инструментарием поисково-исследовательской деятельности разработчиков являются типовые приемы разрешения технических противоречий, эвристические методы и приемы поиска новых идей и рациональных конструкторско-технологических решений. Финалом этого этапа является оформление результатов в виде технического предложения и эскизного проекта.

4. Разработка и внедрение результатов ФСА . На этом этапе производится (в ряде случаев с привлечением опытных экспертов) отбор наиболее эффективных и перспективных вариантов конструирования технических объектов, определение технологичности и экономичности их изготовления, формируются рекомендации по их внедрению.


Самое обсуждаемое
Шарль де Голь (различные взгляды на жизнь и деятельность) Франция и европа Шарль де Голь (различные взгляды на жизнь и деятельность) Франция и европа
Мгу экология и природопользование Мгу экология и природопользование
Феодалы в раннем средневековье Феодалы в раннем средневековье


top