««Когда строку диктует чувство…» (По лирике Б. Л. Пастернака.). "Когда строку диктует чувство…" (по лирике Пастернака) Анализ стихотворения Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…»

««Когда строку диктует чувство…» (По лирике Б. Л. Пастернака.).

Борис Пастернак "О, знал бы я, что так бывает"

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.


Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

1932

Анализ стихотворения Бориса Пастернака "О, знал бы я, что так бывает"

Автор стихотворения "О, знал бы я, что так бывает” размышляет о призвании поэта, его назначении. Стихотворение начинается с монолога - воспоминания героя, на что указывает местоимение "я” в I и II строфах:

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,

Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
так робок первый интерес.

Первые слова стихотворения "О, знал бы я, что так бывает…” говорят о том, что лирический герой понимает, к чему может привести дар поэта, но это осознание приходит только с жизненным опытом: "начало было так далеко, так робок первый интерес”. В этих словах звучат сомнение, боль. После чтения I и II строф я понимаю, что поэзия, взамен поэтического дара, требует поэта, о чём говорят слова - "что строчки с кровью - убивают, нахлынут горлом и убьют!”. Первая строфа свидетельствует об эмоциональности, наполненности чувствами стихотворения. Употребление инверсии (II строфа) позволяет выделить те слова, которые выражают суть авторской позиции "он шуток с этой подоплекой я б отказался наотрез”. Авторский знак - тире в I строфе:

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью- убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

вносит объяснительную интонацию. За тире следуют однородные сказуемые "убивают, нахлынут и убьют”. Что интересно: первые два сказуемых несовершенного вида, а убьют- совершенного. Эти слова - глаголы находятся под сильным логическим ударением. Однородные члены сближены ещё и на звуковом уровне. Строки "начало было так далеко, так робок первый интерес” передают, с одной стороны, неуверенность, сильное волнение, с другой стороны, возможно, путь лирического героя в непредсказуемое время. Язык меняется от строфы к строфе, отражая переход от одного этапа жизни к другому. В третьей строфе ключевым словом является "Рим”. Это слово - символ не только духовной красоты, но и кровавой жестокости. Именно в Риме были бои гладиаторов, которые заканчивались гибелью рабов. " Но старость - это Рим”… превратилось в метафору. Противительный союз "но”, с которого начинается III строфа, помогает понять, что в одном человеке сочетаются жизнь и смерть. В словах III строфы:

Но старость - это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз

повторяется звук "р” (аллитерация), что подчёркивает трагичность и возвышенность слов. В этой строфе появляется важный для понимания смысла стихотворения образ актёра. Четвёртая строфа несёт главный смысл стихотворения. С образом актёра связан образ сцены в метафорическом смысле. Рифмуясь, слова "чувство” и "искусство” подчёркивают противоположность искусства жизни. А рифма "судьба” и "раба” делает эти понятия тоже противоположными. Предназначение поэта в том, говорит автор, чтобы поставить в один ряд с такие понятия, как "почва” и "судьба”. Автор использует к слову "кончается” слово-антоним "дышит”, т. е. живёт. Всё связано с поисками "почвы” и "судьбы”, образа жизни.

Интересны синтаксические конструкции в стихотворении. I, III и IV строфы представляют сложные предложения с анафорически построенными придаточными: I строфа - "когда пускался на дебют”; IV строфа "когда строку диктует чувство”, в III строфе - придаточное определительное.
II строфа состоит из двух простых предложений. Но так и хочется между ними поставить союз "но”, указывающий на противопоставление.

Глагол с местоимением "я” употреблен два раза: "знал бы я”, " я б отказался”, что говорит о возможных действиях самого героя. Всё остальное, что происходит, вне его воли. Однотипность синтаксического строя и инверсия позволяют автору подчеркнуть драматичность переживаемого лирическим героем.
В I и II строфах используются глаголы прошедшего времени, а в III и IV -настоящего времени. Таким образом создаётся разная временная ориентация композиционных частей: для I строфы важны настоящее и пошедшее, для III и IV -настоящее и будущее. Текст состоит из двух равных по объёму композиционных частей, на характер связей между которыми указывает вынесенный в начало III строфы союз "но”. Он обладает особой смысловой и стилистической значимостью, так как подчёркивает основной структурный принцип стихотворения - противопоставление. I, II и III строфы содержат закрытые рифмы, а IV строфа - открытые. Большинство лексических единиц говорит о психологическом состоянии героя: "робок первый интерес”, "я б отказался наотрез”, "O, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют…”. Использование автором таких слов, как "убивают, убьют, полная гибель, кончается искусство” - подчёркивает драматизм, напряжённый труд поэта, который может привести его к гибели.

Экспрессия достигается за счёт того, что в стихотворении объединены разные по стилистической окраске слова: читка - близкое к разговорному стилю; дебют - книжный стиль; пускался - просторечное; почва, судьба - народно-поэтический. Стихотворение построено так, что в каждой его строфе используется слово, связанное с одной тематикой - творчеством поэта.
Интересна строфика стихотворения. Она содержит 4 строфы по 4 строки каждая с основным видом рифмовки - перекрёстной. Рифма имеет такую схему: женская - мужская - женская - мужская (бывает - дебют - убивают - убьют). Итак в каждой строфе. Мотив жертвы, на которую может пойти лирический герой, звучит в IV строфе:

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцены шлёт раба,
И тут кончается искусство,
И дышит почва и душа.

Пастернак в небольшом стихотворении показал, как личные переживания поэта переплетаются с размышлениями о назначении поэзии. Лирический герой приблизился к истине, поэтому путь его опасный и неизведанный. Последнюю строфу в стихотворении можно назвать
афоризмом:

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцены шлёт раба,
И тут кончается искусство,
И дышит почва и душа.

«О, знал бы я, что так бывает…» Борис Пастернак

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Анализ стихотворения Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…»

Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…», написанное Пастернаком в начале 1930-х годов, в первую очередь затрагивает тему творчества. Лирический герой предается воспоминаниям о годах, когда ему только предстояло решиться на дебютное выступление. Первые строки рождались легко, практически сами собой, интерес к поэзии был робким. В то время молодой стихотворец не мог предположить, что занятия искусством способны обернуться трагедией. Пастернак представляет перед читателями яркий образ обнаженной боли, квинтэссенция которого заключена в следующих словах:
…строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
При написании стихотворения, продиктованного подлинным чувством, поэт будто приносит человечеству в жертву самое дорогое, что у него есть. Так в тексте возникает сравнение литературного мастерства с актерским. Лирик, как и выходящий на театральные подмостки артист, открыт для всего мира. Люди внимательно слушают его речи, надеясь обрести внутреннюю силу. Главная задача человека творческого – не разочаровать их.

Неслучайно в произведении появляется образ Рима, города, славившегося жестокими гладиаторскими боями. Он требует от актера не читки (так называется начальный период репетиций), а «полной гибели всерьез». Сцена для артиста превращается в арену самозаклания. Смерть свершается во имя и ради зрителей. Пафос стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…» – пафос жертвенности, важнейшее чувство – чувство нравственности. Подобные мотивы и мысли встречаются в другом произведении Пастернака – «Мне по душе строптивый норов…», где в роли старости выступает поздний опыт, в роли сцены – арена, в роли нравственного чувства – «борение с самим собой».

В некоторой степени стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…» можно считать провидческим. В 1958 году началась масштабная травля Бориса Леонидовича в родном СССР. Причиной послужило получение Нобелевской премии. Ее вручили за достижения в лирической поэзии и за роман «Доктор Живаго», считавшийся на родине писателя клеветническим и антисоветским. Против Пастернака выступили крупнейшие литераторы того времени, в том числе Сергей Михалков и Вера Инбер. В народе травля нобелевского лауреата запомнилась под названием «Не читал, но осуждаю». Фактически гонения свели Бориса Леонидовича в могилу – в 1960 году он скончался. Причина смерти – рак легкого.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основаней, до корней,

До сердцевины.

Это стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака, написанное в 1956-м году, как нельзя лучше характеризует его как склад его характера, так и подход к творчеству. В этих только восьми строках все – и основательность, и жажда познания, и ощущение бесконечности вопросов – и мучительное чувство сомнения, недонайденности ответов, а иногда и

Невозможности найти их.

В 1917 году вышла третья книга Бориса Пастернака – "Сестра моя – жизнь". Узнав об этом, Марина Цветаева, подчеркивая исключительность Пастернака, сказала, что так не говорят, так к жизни не обращаются.

Так обращался к жизни – к брату солнцу, сестрам птицам, брату собственному телу – средневековый монах Франциск Ассизский. Пастернак знал об этом. И в наше время мироощущение Пастернака имеет определенные аналогии.

Весь облик Пастернака – живое воплощение поэзии как удесятеренной восприимчивости, разряженной в ответном чувстве (в стихах). "Милый Пастернак, - писала ему Цветаева,

Вы – явление природы. Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком, и в Вас ударяют все молнии (есть – такие дубы!)…"

Художник, поэт – живой орган, живой центр восприятий. Итак, на первом месте – высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. По убеждению Пастернака, подлинному искусству следует всегда "быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней".

В понимании Пастернака искусство – явление нравственной жизни. Достигнув высшей художественной зрелости, Пастернак объявляет единственной задачей искусства правду. Многосторонняя восприимчивость Пастернака (оберегая его от эстетства) обострила в нем внимание к фактам искусства. Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языков, не разными языками, а единым языком искусства, в котором все слова равно ему доступны и равно понятны. Когда Пастернаку понадобилось дать "определение поэзии", он не нашел ничего другого как единым взглядом, и слухом, и осязанием – не выборочно, подряд – охватить окружающее:

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слезы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и флейт – Фигаро

Низвергается градом на грядку…

Уже в самом начале своего поэтического творчества, при всей тяге к "оригинальности поневоле", Пастернак, сочиняя стихи, составившие книгу "Близнец в тучах", искал в поэзии прежде всего содержательности. В автобиографии он в полушутливой, почти озорной форме сам выразил особенность своей поэтической работы того времени: "Я ничего не выражал, не отражал, не отображал, не изображал".

Человек познает мир через собственную личность, страсть. Человек познает себя через непреложность общего хода вещей. Врачующая непреложность мира – сколько раз писал о ней Пастернак:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не вылечивал.

Открытие мира у Пастернака всегда есть восстановление единства мира. В "Охранной грамоте", вспоминая свои ранние годы, Пастернак подробно описал, как рождается поэзия из перебоев жизненных рядов, из взаимодействия одних явлений и чувств – тех, которые забегают вперед, - с другими, которые отстают. В самом начале поэтического пути, в 1912 году, он нашел для выражения своей эстетической позиции очень емкие слова:

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало-серый

Завесил лунную межу,

Где пруд как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо пред собой.

Поэт в зрелые годы напишет:

Я понял жизни цель и чту

Ту цель, как цель, и эта цель –

Признать, что мне невмоготу

Мириться с тем, что есть апрель,

Что дни – кузнечные мехи

И что растекся полосой

От ели у ели, от ольхи

К ольхе, железный и косой,

И жидкий, и в снега дорог,

Как уголь в пальцы кузнеца,

С шипеньем впившийся поток

Зари без края и конца.

Что в берковец церковный зык,

Что взят звонарь в весовщики,

Что от капели, от слезы

И от поста болят виски.

Идея безусловного приятия мира, основополагающая у Пастернака, - не отвлеченно-умозрительного свойства. Богатство мира вполне предметно, "подробно" и постигается шаг за шагом. Есть в "Сестре" стихотворение "Уроки английского", с той же внутренней композицией, открытой настежь – миру, природе. Используя мотивы шекспировских трагедий, Пастернак запечатлел в нем трагический и торжественный момент, когда от человека уходит суетность желаний, включая вчера еще самое важное – любовь, когда душа открывается целому творению и проникается вечностью.

Когда случилось Дездемоне, -

А жить так мало оставалось, -

Не по любви, своей звезде, она –

По иве, иве разрыдалась…

…Когда случилось петь Офелии –

А горечь слез осточертела –

С какими канула трофеями?

С охапкой верб и чистотела.

Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу,

Входили, с сердца замираньем,

В бассейн вселенной, стан свой любящий

Обдать и оглушить мирами.

Пастернак почти не писал стихов, которые можно конкретно и уверенно назвать пейзажными. В "Сестре" основные "темы" - природа, любовь, искусство, - как правило, не существуют раздельно, дается сложное соединение, сплав из этих "тем". Природа служит наглядным эталоном естественности и полноты – такой момент в "Сестре" присутствует, но он не подчеркнут; природа, в сущности, - один из образов, даже синонимов жизни; разветвленная, многослойная метафора "жизнь – сад" участвует равно в структурной и философско-лирической концепции книги. Восприятие природы у Пастернака неразительно по точности и проникновению, но природа, будучи самым близким и полным синонимом жизни, не является в этом отношении чем-то исключительным и единственным.

Открытое лирическое чувство (любовь) или мир вещей (вплоть до интерьера) выполняют ту же роль. Жизнь шире любого из этих образно-тематических рядов, и каждый из них, становясь непосредственным "предметом" стихотворения, как бы стремится представить и выразить всю жизнь, поэтому они практически взаимозаменяемы и тем более полно являют жизнь в своей совокупности, взаимопроникновении.

И второе. Тема природы (осознанная именно как тема) почти неотвратимо порождает у поэтов натурфилософские вопросы: о саморазвитии природы, о начале и конце человека в ней, о стихии и разуме. Между тем самосознание человека – "мыслящего тростника" - чувство причастности природе и одновременно отделимости от нее – не характерно для Пастернака, точнее – он не дает этому чувству простора, воли, так или иначе трансформирует его.

Сочинение

Великолепный музыкант, знаток нескольких иностранных языков, писатель, блестящий стилист, поэт — Борис Пастернак. И еще человек, находившийся в вечном поиске, в постоянной неудовлетворенности самим собой, в бесконечном совершенствовании собственных способностей.

Ученик Скрябина, он успешно гастролировал, исполняя фортепьянные произведения. Особенно хорошо звучала под его чуткими пальцами музыка любимого — Шопена.

Гремит Шопен, из окон грянув,

А снизу, под его эффект,

Прямя подсвешники каштанов,

На звезды смотрит прошлый век…

Возможно, именно благодаря музыкальному образованию столь музыкальны и его стихи. А благодаря создателю цветомузыки, Скрябину, в его поэзии присутствуют все цвета радуги.

В конце, как женщина отпрянув

И чудом сдерживая прыть

Впотьмах приставших горлопанов,

Распятьем фортепьян застыть.

А век спустя, в самозащите,

Задев за белые цветы,

Разбить о плиты общежитий

Плиту крылатой правоты.

Опять… И, посвятив соцветью

Рояля гулкий ритуал,

Всем девятнадцатым столетьем

Упасть на старый тротуар.

Эта большая цитата из его «Шопена» просто необходима: ведь в ней и музыка, и цвет, и история.

Поиски самого себя у широкообразованного человека не менее мучительны, чем у человека невежественного. А возможно, и более.

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью — убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой

Я б отказался наотрез.

Начало было так далеко,

Так робок первый интерес.

Да нет, знал он, что так бывает. Знал, когда бросал профессиональную работу музыканта-исполнителя и бросался, как в омут, в неизведанное пространство поэзии. И прекрасно осознавал огромную ответственность создателя стихов.

Но старость — это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство

И дышат почва и судьба.

Достигнув известности, почти славы, Пастернак написал: «Быть знаменитым некрасиво. // Не это подымает ввысь». И подытожил стихотворение словами: «И должен ни единой долькой // Не отступаться от лица, // Но быть живым, живым, и только, // Живым и только — до конца».

Это его кредо, и от него он не отступал всю жизнь. Уже после скандала с «Доктором Живаго» (ничего себе — скандал, получить международную «нобелевку» и одновременно угрозу тюрьмы от собственного правительства), будучи отлученным от читателя, лишенный возможности публиковаться, Борис Пастернак остался «живым и только» и не отступился от лица.

Великолепный музыкант, знаток нескольких иностранных языков, писатель, блестящий стилист, поэт - Борис Пастернак. И еще человек, находившийся в вечном поиске, в постоянной неудовлетворенности самим собой, в бесконечном совершенствовании собственных способностей.

Ученик Скрябина, он успешно гастролировал, исполняя фортепьянные произведения. Особенно хорошо звучала под его чуткими пальцами музыка любимого - Шопена.

Гремит Шопен, из окон грянув,

А снизу, под его эффект,

Прямя подсвешники каштанов,

На звезды смотрит прошлый век...

Возможно, именно благодаря музыкальному образованию столь музыкальны и его стихи. А благодаря создателю цветомузыки, Скрябину, в его поэзии присутствуют все цвета радуги.

В конце, как женщина отпрянув

И чудом сдерживая прыть

Впотьмах приставших горлопанов,

Распятьем фортепьян застыть.

А век спустя, в самозащите,

Задев за белые цветы,

Разбить о плиты общежитий

Плиту крылатой правоты.

Опять... И, посвятив соцветью

Рояля гулкий ритуал,

Всем девятнадцатым столетьем

Упасть на старый тротуар.

Эта большая цитата из его "Шопена" просто необходима: ведь в ней и музыка, и цвет, и история.

Поиски самого себя у широкообразованного человека не менее мучительны, чем у человека невежественного. А возможно, и более.

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью - убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой

Я б отказался наотрез.

Начало было так далеко,

Так робок первый интерес.

Да нет, знал он, что так бывает. Знал, когда бросал профессиональную работу музыканта-исполнителя и бросался, как в омут, в неизведанное пространство поэзии. И прекрасно осознавал огромную ответственность создателя стихов.

Но старость - это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство

И дышат почва и судьба.

Достигнув известности, почти славы, Пастернак написал: "Быть знаменитым некрасиво. // Не это подымает ввысь". И подытожил стихотворение словами: "И должен ни единой долькой // Не отступаться от лица, // Но быть живым, живым, и только, // Живым и только - до конца".

Это его кредо, и от него он не отступал всю жизнь. Уже после скандала с "Доктором Живаго" (ничего себе - скандал, получить международную "нобелевку" и одновременно угрозу тюрьмы от собственного правительства), будучи отлученным от читателя, лишенный возможности публиковаться, Борис Пастернак остался "живым и только" и не отступился от лица.


Самое обсуждаемое
Жизнь индейцев Аризоны после «заморозков Апачи- ожесточенные воины и опытные стратеги Жизнь индейцев Аризоны после «заморозков Апачи- ожесточенные воины и опытные стратеги
Изольда и Тристан: красивая история вечной любви Изольда и Тристан: красивая история вечной любви
Стипендия программы пять с плюсом Стипендия программы пять с плюсом


top