Этап овладения умениями читать слова по слогам. Когда слова произносятся по слогам

 Этап овладения умениями читать слова по слогам. Когда слова произносятся по слогам

Доброго времени суток! Дочке 1, 7 года. Постараюсь описать ситуацию: девочка очень активная, беспокойная, на ГВ. До года очень мало лепетала, в основном было только мычание. Я с ней занимаюсь с рождения-пою песенки, много разговариваю, читаем книжки. В год ее как будто проравло-начала говорить, при чем очень активно, быстро набирает активный словарный запас, понимает почти […]

Доброго времени суток!
Дочке 1, 7 года. Постараюсь описать ситуацию: девочка очень активная, беспокойная, на ГВ. До года очень мало лепетала, в основном было только мычание. Я с ней занимаюсь с рождения-пою песенки, много разговариваю, читаем книжки. В год ее как будто проравло-начала говорить, при чем очень активно, быстро набирает активный словарный запас, понимает почти все, в книгах тычет пальчиком и все называет, исполняет просьбы. Сейчас говорит чуть больше 100 слов. Я специально считаю ее слова, даже на стену повесила плакат, куда записываю каждое новое слово. Но меня беспокоит, что слова дочка слова говорит по первому слогу, или по знакомому ей слогу. Например, КАКА-кашка, ГАГА -глазик, КУКУ-кукла, СЬ-снег, сыр, НИНИ-Никита,ГУГУ-игрушки, МАМА-Маша, ДИДИ-Денис и т.д. Произносит много звукоподражаний: МЯ-киска, ГАВГА-собака, КОКО-курица, петушок, БУБУ-рыба буль-буль и т.д. Пытаюсь показать ей как произнести, например, КА-ТЯ. Она повторяет КА, потом ТЯ, но вместе сложить не получается. Новые слова появляются почти каждый день, сегодня вот назвала носок-НЁНЁ, вчера появилось слово всё-ТЁ. И получается, что, например, слово ГУГУ имеет 5 значений (гулять, огурец, гуля, игрушки, груша), а слово КАКА еще больше. Недавно появились новые бубнилки, когда играет, то приговаривает ТЯБА-ТЯБА, НЯМА-НЯМА, ПСИ-ПСИ.
Беременность и роды прошли без проблем, физически и эмоционально дочка развивается хорошо. Очень эмоциональная, беспокойная. Любит играть в подвижные игры, но так же обожает раскладывать маленьких пластмассовых зверюшек на столе, озвучивает их, двигает ими (лошадки скачут, птички летают), любит игры с куклами, лечит их, кормит, сосредотачивается на игре, все действия озвучивает(делает кукле укол-ПИ, потом за нее плачет- И-И-И, а потом ее жалеет А-А-А), летом очень увлеченно играла с песком.Правда с сортером никак не подружится, не сообразит какая форма куда подходит, будет долго с ним возиться, пытаясь пропихнуть круг в треугольное отверстие. Развиваем мелкую моторику, правда пальчиковые игры не любит с рождения, выдергивает ладошку и больше ее не дает. Книги она любит читать так-листает, а я ей пересказываю содержание сколько успею, потому что читать не дает,перелистывает дальше, а чаще сама пальчиком водит и озвучивает животных, действия.Все кто общается с дочкой, утверждают, что она очень развитой ребенок.
Как мне помочь дочке начать произносить слова, состоящие из разных слогов,хотя бы упрощенно? Может, есть какие-то специальные упражнения? Или я зря переживаю и тороплю развитие моего ребенка?
Заранее спасибо за ответ.

Слова делятся на слоги. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

    Открытый слог оканчивается на гласный звук.

    Во-да, стра-на.

    Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

    Сон, лай-нер.

    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление на части для переноса - уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .

  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

    Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ -езд, синь -ка, мой -ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От -течь, раз -лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-к ропить, при-к репить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы -скать.

>>Русский язык: Понятие слога. Деление слова на слоги. Правила переноса

Понятие слога. Деление слова на слоги. Правила переноса.
Звуки в слове объединяются в слоги для удобного произношения.

Слово может состоять из одного, двух, трёх и более слогов. В слове увековечить 5 слогов: увековечить, из которых первый состоит из одного звука, второй, третий и четвёртый - из двух, а пятый - из трёх.

Практика А

1. Продолжите предложения.

Слог - это... . Слова состоят из из... . Слоги состоят... . В слове столько слогов, ... .

2. Ребята, были ли вы на стадионе? Вспомните, какие слова скандируют* зрители? Скажите, можно ли скандировать слова Пас! Гол!

*Скандировать - громко и отчетливо произносить слова, разделяя их на слоги.

3. Прочитайте текст. Выпишите выделенные слова, разбивая на слоги.

Образец : ге-о-лог.

Выдающийся русский геолог и географакадемик Владимир Александрович Обручев каждый рабочий день делил на «три дня».

«Первый день» у него начинался утром и заканчивался к двум часам. Это были самые ценные часы, отведенные для творческой работы.

«Второй день» длился с двух часов до шести. В это Ремя учёный выполнял более лёгкую работу .

«Третий день» продолжался с шести часов до двенадцати. В этот день Обручев занимался чтением , принимал участие в заседаниях. Учёный уверял, что так он удлиняет свою жизнь втрое .
(По Л. Куземченко )

4. Выпишите из текста предыдущего задания по одному слову, состоящему из одного слога, двух, трёх, четырёх и более. Какое слово в данном тексте самое длинное? Из скольких слогов оно состоит?

5. Разгадайте шараду.

Первый слог - название ноты.

Второй слог - тоже название ноты.

Целое слово - овощ, растущий в стручках.

Придумайте свои шарады на слова семья, домино.

6. К данным слогам добавьте ещё по одному, чтобы получилось слово.

Ро-, ра-, му-, са-, се-, -атр, -ла, -ча, -ра, -ма, -ка, -ность, -цы.

Играйте

Составьте последовательность из слов таким образом: двусложное слово открывает ряд слов, в котором последний слог предыдущего является первым слогом следующего. Кто больше?

Образец: мама - Маша - шалун - лунка - ...

Теория Б

Слова при переносе с одной строки на другую можно разрывать, то есть переносить.

Слова переносятся по слогам. Однако не каждую часть слова можно перенести:

1) нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не образующую слога:

нельзя надо
люб-овь лю-бовь;

2) нельзя отрывать одну букву от слова или переносить её, даже если она составляет слог:

нельзя надо
о-динокий оди-нокий
арми-я ар-мия;

3) нельзя переносить на другую строку буквы й, ъ, ь :

нельзя надо
мал-ьчик маль-чик
га-йка гай-ка;

4) нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку двойные согласные:

нельзя надо
ва-нна ван-на .

Практика Б

7. Произнесите вслед за учителем слова по слогам. Затем запишите их, разбивая для переноса. Какие из данных слов перенести нельзя?

Родители, отец, ребенок, сирота, семейство, родные, мать, семья, племянник.

8. Прочитайте шуточное стихотворение. Выпишите слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Едва И получил
Я перенёс: За это «кол»*.
е-два Опять
И получил Я перенёс:
За это «два». о-пять .
Укол Теперь, надеюсь,
Я перенёс: Будет «пять»*.
у-кол (А. Шибаев )

*В России действует пятибалльная система оценок: 1, 2, 3, 4, 5. «Кол » (разговорное) - низшая школьная оценка, соответствующая одному баллу, «пять » - высшая оценка.

9. Выпишите выделенные слова, разбивая их для переноса. Объясните правила переноса в каждом случае. В каких из выписанных слов число слогов больше, чем частей слова для переноса?

Ещё когда я был маленький, мне Подарили трёхколёсный велосипед. И я на нём выучился ездить. Довольно скоро я стал делать на велосипеде разные штуки, как весёлые артисты в цирке. Например, я ездил задом наперёд или лёжа на седле и вертя педали какой угодно рукой; ездил, сидя на руле, а то зажмурясь и без рук; ездил со стаканом воды в руке. Словом, наловчился по-всякому. И ребята во дворе называли меня «чемпионом мира и его окрестностей».
(По В. Драгунскому )

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Открытый урок русского языка, скачать русский язык, школьный план, рефераты русского языка, всё школьнику для выполнения домашнего задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Нищева Н. В.

Н717 Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 112 с. + цв. вкл. 40 с.

ISBN 5-89814-162-6

В пособии представлены упражнения для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей.

Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных учреждений и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.

В последнее время всё у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Чаще других нарушается произношение свистящих звуков ([С], [С], , , [Ц]), шипящих звуков ([Ш], [Ж]), аффрикат ([Ч], [Щ]), сонорных ([Р], [Р"], [Л], [Л"]) и йотированных звуков.

Нам представляется, что доверить постановку звуков, произношение которых нарушено у ребёнка, следует специалисту, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители под руководством и контролем логопеда. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в том случае, если ребёнок правильно произносит данный звук изолированно. Эта работа требует осторожности и постепенности.

Речевой материал представлен в книге с учётом традиционного порядка автоматизации и дифференциации звуков. Каждый поставленный звук сначала автоматизируется в слогах различных типов, затем в словах и только потом в различных видах развёрнутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком). С детьми, умеющими читать, представленные материалы можно не просто проговаривать, но и читать. Приступая к заучиванию стихотворных и прозаических текстов, необходимо отработать с ребёнком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук.

Наиболее сложным является процесс автоматизации звука в тексте. К этой работе можно приступить, когда ребенок



правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях.

Опираясь на принцип фонетической доступности, педагоги и родители должны подбирать тексты на автоматизацию звука, не содержащие ещё не поставленных или не автоматизированных звуков.

Приступая к работе над текстом, обязательно дайте ребёнку установку на то, что его речь должна быть чёткой, неторопливой, с акцентированным произношением автоматизируемого звука.

К дифференциации (различению) поставленного звука с другими звуками, сходными с ним артикуляционно и акустически, можно приступать только тогда, когда вновь поставленный звук произносится ребёнком правильно в любом звукосочетании. В этой работе следует опираться на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы. Последовательность и постепенность усложнения речевых упражнений при дифференциации звуков те же, что и при автоматизации: сначала различаем звуки в слогах, затем в словах, потом в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных дифференцируемыми звуками. Именно постепенность и последовательность обеспечивают затем дифференциацию звуков в спонтанной речи.

Методика автоматизации и дифференциации звуков различных групп однотипна, но требует использования различного речевого материала, представленного в пособии в соответствующих разделах. Каждый раздел снабжён цветными сюжетными картинками, которые могут быть использованы как иллюстрации к текстам для автоматизации и дифференциации звуков или в качестве совершенно самостоятельного дидактического материала.

В зависимости от этапа автоматизации вы можете использовать различные виды работы по картинкам. Можно предложить ребёнку перечислить все предметы, объекты, действия, признаки, в названиях которых содержится автоматизируемый звук. Можно, используя традиционный приём, попросить ребёнка повторять текст за взрослым, опираясь на иллюстрацию. Можно подготовить с ребёнком пересказ текста. Ставя
5

задачу не только автоматизировать и дифференцировать звуки, но и развивать творческие возможности ребёнка, можно упражнять его в составлении предложений или рассказов по картинкам от лица любого из персонажей и т. п.

Завершают разделы подвижные игры и упражнения, использование которых будет способствовать введению поставленных и автоматизированных звуков в речевое общение.

Приступая к работе по автоматизации и дифференциации звуков, необходимо учитывать характер нарушения произношения, уровень интеллектуального и общего развития ребёнка.

В пособии использован фольклорный материал, произведения русских классиков, а также стихи, потешки и рассказы
автора.

Автоматизация и дифференциация свистящих звуков

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы
были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». „

са-сы-сэ са-са-са са-са-сы

сы-сэ-са сы-сы-сы сы-сы-са

сэ-са-сы сэ-сэ-сэ сэ-сэ-сы

Сад, садик, сажа, сайка, сало, сам, сани, санки, Саня, сахар.

Сын, сыпать, сыпь, сыр, сырник, сыт, сытый, сыч.

Саванна, сады, садок, салат, салатник, салфетка, салют, самовар, самолёт, сандалии, сапоги, сарафан, сарай.

Сынок, сырки, сырой, сыта.

Бросать, гусак, досада, коса, колбаса, кусать, лиса, небеса, оса, писать, полоса, посадка, усатый.

Босые, весы, косынка, носы, посылка, трусы, усы.

Касса, колёса, Лариса, леса, лиса, масса, полоса, полосатый, роса, трасса.

Бусы, волосы, вопросы, выписывать, косы, матросы, осы, полосы, посылать, русый, рельсы.


со-су-со су-со-су су-су-со


со-со-су су-со-со со-су-су


Произнося звук [С], держать губы в «улыбке». Произнося гласный звук, перевести губы в положение «трубочка». Тянуть долго звук [С].

Совы, сода, сойка, сок, соки, сокол, сом, сон, Соня, сопка, сор, сорт, сотня, соты, соус, сохнуть, соя.

Суд, судит, судно, сук, сумка, сутки, сухо.

Босой, висок, колесо, кусок, лесок, носок, песок, поясок,
осока, фасоль.

Барсук, несу, несут, пасу, пасут, рисунок, рисую, трясут.

Суббота, субботник, сувенир, сугроб, судак, судить, судья, сундук, суровый, сурок, сухарь, вынесу.

Произносить слоги и слова, чётко произнося звук [С].


са-са-са - сад

са-са-са - сани сы-сы-сы - сын сы-сы-сы -сыпать


са-са-са - оса са-са-са - коса са-са-са - касса са-са-са-писать


сы-сы-сы - осы сы-сы-сы - усы сы-сы-сы -бусы сы-сы-сы-лисы


со-со-со - - сок су-су-су - -суп
со-со-со - - сом су-су-су - - сумка
со-со-со - - Соня су-су-су- - сундук

со-со-со-носок

со-со-со -кусок

со-со-со -песок


су-су-су - несу су-су-су - пасут су-су-су - посуда


Произносить слова, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Сталь, ставни, стая, стадо, ставить, станция, стакан, старик, пристань, достать, паста, место, тесто, станок, статуя, капуста. Стоп, сто, стол, стон, столько, стойко, постой, настойка. Стук, стул, стужа, ступка, ступени, студент, студень.

Стыть, стыд, стынет, простыня.

Скатерть, скалка, скакать, скала, скамейка, сколько, скоро, скакун, искать, пускать, таскать, миска, киска, краска, ласка, склад, сквер.

Свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод.

Слабый, слава, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай.

Смог, смотр, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны.

Спартак, спать, проспать, спор, поспорить, спутник.

У лисы усы. Оса полосатая. На столе стоит стакан. Мама несла супницу с супом. Бориса покусала собака. У Сони русые косы. На подносе сайки, сахар, колбаса. На суку стая сорок. Солома сохнет на солнце. В саду спеют абрикосы. На дне усатый сом. Собака сидит на соломе. Сова сидит на сосне. Я несу в сумке кусок сыра. Алиса моет посуду. Тётя купила кусок мяса. У Ларисы косынка с полосой.

Это Светина сумка. У Сани полосатые носки. У Сони густые косы. Соня стоит около сада. У Сани есть снегокат. Эта сказка о сове. Сойка на сосне поёт песенки. Стае пил сладкий сок. Собака сидит на ступеньке. Поставь сковороду на стол. Самосвал привёз песок. На столе стаканы с морсом. В саду флоксы и астры.

Соня и Саня гуляли в саду. В саду спеют сливы и абрикосы.Соня и Саня собирали абрикосы. Сонина мама сделает абрикосовый сок.

В густом лесу - сумрак, мало света и солнца. В сырых местах растёт высокая осока. За осокой - густой кустарник. В кустарнике затаилась лиса.

Алиса постелила на стол свежую скатерть, расставила стулья вокруг стола. Соня принесла стаканы в подстаканниках, поставила на стол самовар, сахарницу, сливочник, сухари с маком. Скоро соберётся вся семья и станет пить чай.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы „были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

ас-ос-ус-ыс ыс-ус-ос-ас

яс-ёс-юс-ис ес-ис-юс-яс

ас-яс-ос-ёс ус-юс-ыс-ис

ас-ес-ус-юс яс-ес-ис-ос

Произносить слова, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы
были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Астра, ананас, бас, гласный, каска, квас, компас, красный, ласточка, маска, масло, опасно, пас, паста, погас, ясный.

Быстро, выслать, выставка, выступ.

Абрикос, Барбос, воск, вопрос, киоск, мост, нос, остров, покос, полоска, рос, рослый, рост, хвост.

Вкус, вкусно, вкусный, густо, грустный, куст, капуста, мускул, пусто, русский.

Автобус, глобус, густой, куски, кусты, парус, пустой, пустяк, пускать, троллейбус, уснул, устал, успел, фокус.

Коляска, пляска, тряска, ястреб, ясный.

Вёсла, овёс, пёс, пёстрый, унёс.

Интерес, интересный, кресло, лес, место, тесто, тесно.

Артист, Борис, искра, кислый, лист, миска, писк, риск, танкист, тенистый, холмистый.

Испугать, искать, история, листва.

Проговаривать слоги и слова, правильно произнося звук [С].

ас-ас-ас - квас ос-ос-ос - нос ус-ус-ус - мусс

ас-ас-ас - ананас ос-ос-ос - поднос ус-ус-ус - фокус

ыс-ыс-ыс - мыс ос-ос-ос - кокос ус-ус-ус - кактус

ыс-ыс-ыс - кумыс ос-ос-ос - насос ус-ус-ус - фикус

Произносить предложения и словосочетания, растягивая звук [С] в словах.

Борис пас коз. Мама варит рис. У остановки автобус и троллейбус. На пустыре густые кусты. Леса покрылись листвой. В миске

кислая брусника. В киоске абрикосы и ананасы. Ласточки высоко в небесах. От костра летят искры. Пёс спит под кустом.

Наваристый суп. Кислая капуста. Красная редиска. Сладкие абрикосы. Полосатый арбуз. Пустой троллейбус. Старый сарай. Интересная сказка. Холмистая местность. Страшная история. Густой кустарник. Стеклянный стакан.

Заучить потешку, отработав произношение звука [С].

Суп с фасолью очень вкусный,
Вкусен и салат капустный,
Сок из свежих абрикосов
Очень вкусен, без вопросов.

Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звука [С] в словах.

По саванне слон гулял,

Где слониха, слон не знал,

А слониха у реки

Мыла хобот и клыки.

Санки Сонины сломались,

На снегу лежать остались.

Подготовить пересказ, предварительно отработав правильное произношение звука [С].

Наступила снежная зима. Стоят трескучие морозы. На кустах густой иней. Вдруг, откуда ни возьмись - красногрудые снегири. Снуют по кустам, не страшатся мороза.

Борис - пастух, он пасёт стадо коз на пустыре. У Бориса - Барбос. Барбос - старый пёс, но хороший пастух. Если за кустами лиса, Барбос заливисто лает.

НА УЧАСТКЕ

У нас на участке растут редиска и свёкла, капуста и чеснок. Около скамейки - астры, флоксы и настурция. В стороне -

кусты смородины. За смородиной - шесть старых слив. У нас чудесный участок.

МАМИН ПОМОЩНИК

(иллюстрация 1)

Денис собрался поиграть в баскетбол, но мама сказала: «Денис, сходи в универсам, купи сметану, масло, сливки». Денис схватил сумку и помчался в универсам. Он сделал покупки по списку, который составила мама, принёс продукты домой и отправился играть в баскетбол.

СВЕТИНА КОМНАТА

(иллюстрация 2)

У Светы есть своя комната. Брат Степан сделал Свете столик, стул, скамейку и полку. Света поставила на полку посуду и слона, посадила куклу Соню. Светина киска Ласка вскочила на скамейку и уснула.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С`] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

ся-сё-сю си-се-сю

сю-ся-сё се-си-сю

ся-си-се си-сё-си

Произносить слова, растягивая звук [С`]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Ася, бросят, Вася, весят, гусята, Дуся, десяток, десять, косят, лисята, Люся, месяц, Муся, носят, поросята, просят.

Сёма, весёлый, гусёнок, лисёнок, поросёнок, посёлок, тесёмка, сюда.

Сибирь, сигнал, сидеть, сизый, сила, сильный, синева, синий, синица, синька, сирень, сироп, ситец, сито, босиком, бросит, василёк, висит, гуси, косилка, лисий, лисичка, носилки, носит, осинка, персик, погасил, просит.

Семь, сел, сено, Сеня, север, серый, сетка, серьги, семечки, кисель, висел, посев, песец, осенний, весенний, осень, село, седло, сезон. Серёжа, серебро, секунда, плесень.

Гусь, лось, ось, рысь, весь, брось, борюсь, боюсь, Васька, письмо, восьмой, Моська, тесьма.

Свежий, свет, светлый, свёкла, свёрток, свинка, свитер, свечи, сверчок.

След, слева, слёт, сливы, сливки, слить, слякоть.

Смех, смелый, смена, сметана, смять, снег, снежок, снегирь, снимок.

Спеть, спелый, спица, спинка, спячка, степь, стены, стих,
стирка, стёкла, Стёпа.

Свист, смесь, снести, спросить, сесть, сеанс, совсем, сосиска.

Произносить предложения, растягивая звук [С] в словах.

На осинке сидят синицы. Персики висят под листьями. Люся несёт васильки. Сеня пил кисель. Серёжа сидит в седле. Лось силён. Осенью на улице слякоть. На снегу следы рыси. У свиньи поросята, у гусыни гусята. Ася чистит лисички.

Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звука [С`] в словах.

Вот уж с веток листья облетели,

Дождь с утра, и в тучах неба просинь.

В огороде овощи поспели...

По приметам видно - это осень.

Вася Асе васильки Собирает у реки.

Лес сегодня синий-синий,

На ветвях мохнатый иней.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С-С`]

Учимся различать звуки [С] и [С`] в слогах.

са-ся са-ся-са

сы-си сы-си-сы

Учимся различать звуки [С] и [С] в предложениях.

Соня сеет фасоль. Сёма поймал усатого сома. Сеня строит навес. У кабана полосатые поросята. У Ларисы синие бусы. Муся пьёт сливовый сок. Рысь притаилась на сосне. У Симы красная косынка. Стас и Денис носят на носилках песок. У лисы семь весёлых лисят.

Выучить двустишия, предварительно отработав правильное произношение звуков [С] и [С`] в словах.

Пёс шагает в гости к киске,

Как букет, несёт сосиски.

На сосне сова сидела,

На совят своих глядела.

Заучить потешку, отработав произношение звуков [С] и [С`] в словах.

Добрый вечер, сад, сад,

Все деревья спят, спят.

И мы тоже все уснём,

Только песенку споём.

Нашим деткам - дон, дон, Пусть приснится сон, сон. Доброй ночи, сад, сад, Все деревья спят, спят. И нам тоже спать пора, До утра...

(белорусская колыбельная)

Подготовить пересказ, предварительно отработав произношение звуков [С] и [С].

Люся сидела в саду на скамейке и чистила сливы. Над сливами вились осы. Одна оса укусила Люсю за нос. У Люси покраснело всё лицо.

Тётя Ася купила Сене серого пластмассового ослика. У ослика грустные глаза и чёрный носик. На ослике красное седло с синей тесьмой. Сеня смотрит на ослика и думает: «Почему ослик невесёлый? Наверное, он скучает по маме». Сейчас Сеня нарисует ослику маму, и ослик повеселеет/

(иллюстрация 3)

У Алисы есть киска Баська. Баська усатая, полосатая. У Баськи светлые носочки и красивый хвост. Баська стучит лапкой по миске, просит есть. Алиса несёт «Вискас», насыпает в миску: «Кис-кис, Баська. Вот „Вискас"». Лиска ласкается: «Спасибо, Алиса!»

Отработав произношение звуков [С] и [С`] в словах, поиграть в подвижную игру.

Дети бегают по группе, расставив руки в стороны.

Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами, Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

(А.Варто)

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

за-зы-зэ за-зы-зы зэ-за-за

зы-зэ-за зы-за-за зэ-зы-зы

зэ-за-зы за-зэ-зэ зы-зэ-зэ

Зал, заяц, запад, завтра, зайка, запах.

Глаза, фазан, коза, гроза, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать, мозаика, егоза.

Язык, пузырь, тазы, возы.

Лиза, блуза, польза, берёза, ваза, роза, база, заря, завод, забор, загар, закат, загадка, забота, забава, затея, мазать, заболеть, мимоза, медуза, заметить, запеть, заноза.

Грозы, берёзы, арбузы, морозы, козы, газы, вазы, музыка, козырёк, пузырёк, показывать, называть.

Произносить слоги, растягивая звук . Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Произнося гласный звук, перевести губы в положение «трубочка».

зо-зу зо-зу-зу

зу-зо зу-зо-зо

зо-зо зо-зу-зо

зу-зу зу-зо-зу

Произносить слова, растягивая звук . Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Произнося гласный звук, перевести губы в положение «трубочка».

Узор, зоб, зов, зона, возок, газон, зонт, зонтик, зорька, золото, горизонт.

Ползу, везу, грызу, лазурь, мазут, разутый, разумный, зубр, зубы, зубрёнок, разум, лозунг, зубок, зубной, зубило.

Произносить слоги и слова.

за-за-за - зайка за-за-за - коза

за-за-за - запах за-за-за -глаза

за-за-за - запад зы-зы-зы - тазы

зо-зо-зо - зонт зу-зу-зу- везу

зо-зо-зо - Зоя зу-зу-зу - козу

зу-зу-зу - зубы

Произносить предложения, растягивая звук в словах.

У Зои новый зонт. На столе ваза с мимозой. У Трезора розовый язык. Лиза привязала козу под берёзой. Зоя загадала загадку про замок. У Розы болит зуб. На возу - арбузы. Звонко звонит звонок.

Выучить двустишья, предварительно отработав правильное произношение звука в словах.

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от зноя.

Грузовик привёз арбузы,

Много-много, полный кузов.

Лиза ставит в вазу розу,
Незабудки и мимозу.

Произносить слоги, растягивая звук . Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

узма-ызма-азма азма-язма-озма

озма-ёзма-юзма ёзма-ызма-изма

изма-езма-язма язма-ёзма-езма

Произносить слова, растягивая звук . Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Азбука, разный, гораздо, поздно, воздух, возраст, грозный, грузный, брызги, грязный, гнёзда, издали, резвый, полезный, железный.

Произносить слова, растягивая звук . Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Размах, размер, разрыв, разбор, назвать, глазной, опоздать, борозда, изба, избушка, белизна, поезда, безрогий, гнездо.

Произносить слова, растягивая звук . Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Здание, воздух, гнездо, гнёзда, поездка, езда, дрозды, борозда, звон, звук, знать, звать, узнать, звонок, позвонок, звание, знание, знаки, знакомые, взор, взрослый.

Подготовить пересказ, предварительно отработав правильное произношение звука .

Кузница - изба на околице. В кузнице - кузнецы. Допоздна кузнецы бьют железными молотками. Их работа полезна. Кузнецы выходят из кузницы усталые и чумазые.

В ЗООПАРКЕ

Зоя была в зоопарке. Там она видела фазана, бизона, зубра, змей. У зубра и бизона грозный вид. У змей злые глаза. А фазан Зое понравился. Он показал Зое красивый хвост.

Дрозды избрали берёзу для постройки гнезда. Гнездо у дроздов построено из разных веточек. Его не видно издали. Теперь в гнезде пять дроздят.

(иллюстрация 4)

У козы Забавы козлята. Забава с козлятами в загоне за забором. Козлята забавные, резвые, норовят забодать друг друга. Зоя заботится о козлятах, носит им в корзине зелёную травку, арбузные корки, кукурузные листья. Козлята узнают Зою и бегут к ней через загон.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА

Произносить слоги, растягивая звук . Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял,«мостиком».

зя-зё-зю зи-зе-зя зве-звя-зви

зё-зи-зе зю-зя-зё зле-зли-злю

зе-зю-зи зя-зе-зю зме-зми-зме

Произносить слова, растягивая звук . Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Хозяин, зяблик, нельзя, грозят, взять, возят, изюм. Козёл, зёрна, озёра, призёр, везёт, позёмка, зёрнышко, ползёт. Зима, Зина, резина, бензин, магазин, возить, бузина, зимовать, корзина. Зелень, зеркало, газета, музей, зебра. Друзья, возьми, резьба. Звезда, зверёк, звякать, звено, здесь, злить, змея.

Произносить предложения, растягивая звук в словах.

Зимой нет зелени. Зина любит изюм. Зяблик клюёт зёрна. Мурзик спит в корзинке. Кузьма разносит газеты. Козёл Кузя залез в бузину. Зиночка стоит у зеркала.

Подготовить пересказ, предварительно отработав правильное произношение звука .

Зина собирала землянику. С ней был Тузик. Тузик лазил по кустам бузины и занозил лапу. Зина вытаскивала занозу, а Тузик опрокинул корзину с земляникой. Зина пригрозила Тузику: «Тузик, не зли меня!» Дома Зина смазала лапу Тузика зелёнкой.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ -

Учимся различать звуки и в слогах.

за-зя за-зя-за
зы-зи зы-зи-зы
зэ-зе зэ-зе-зэ
зо-зё зо-зё-зо
зу-зю зу-зю-зу
зя-за зя-за-зя
зи-зы зи-зы-зи
зе-зэ зе-зэ-зе
зё-зо зё-зо-зё
зю-зу зю-зу-зю

Учимся различать звуки и в словах.

Зайка - хозяйка Узоры - озёра

Коза - козявка Тазы - тазики

Заяц - зяблик Грузы - грузить

Зол - козёл Морозы - морозить

Учимся различать звуки и в предложениях.

У Лизы корзина земляники. Около забора берёза и бузина. Зимой бывают морозы и позёмка. В зелёной вазе букет мимозы. У Зины розовые розы. Грузовик везёт резину. Кузьма подарил Зине незабудки.

Выучить стихи, отработав произношение звуков , .

Землянику Лиза с Зиной
Собирают под рябиной,

Под берёзой, под сосной,

Под зелёной бузиной.

Подготовить пересказ, предварительно отработав правильное произношение звуков и .

спасатели

(иллюстрация 5)

Лиза, Назар и Зоя возвращались из леса. Возле дороги они увидели в зелёной траве маленького зяблика. Зяблик выпал из гнезда. Назар залез на дерево. Лиза подала ему зяблика. Назар опустил зяблика в гнездо. «Здесь зяблик в безопасности»,- сказал Назар.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-, [С"]-

Произносить слоги, учиться различать звуки [С]-, [С"]-.

за-са зя-ся зва-сва

зве-све звя-свя зли-сли

змо-смо зму-сму зле-сле

Произносить слова, учиться различать звуки [С]-, [С"]-.

Засуха, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, занавеска, сазан, сказать, слезать, свозить, смазать, созвать, слёзы, стрекоза.

Зал - сало

Зайка - сайка

Лиза - лиса

Роза - роса

Коза - коса

Замок - сапог

Назад - сад

Вязанка - санки

Заметёт - самолёт

Возок - носок

Кузовок - совок

Зубок - сурок

Грызун - плясун

Произносить предложения, учиться различать звуки [С]-, [С"]-.

У Зои зелёные глаза и светлые волосы. У Зины бусы из синей бирюзы. В магазин завезли чудесные арбузы. Вася сидит на скамейке под берёзой и читает газету. У Лизы заводной ослик, а у Алисы резиновый козлик. В саду много зелени, незабудок, ирисов, красных роз. На солнце золотятся спелые колосья. Света мыла в тазу резиновую лису.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], .

Зима. Сумерки. Весь лес засыпан снегом. Скачет по снегу
косой зайка. Замёрз. Устал. Негде спрятаться. Вот под берёзой густой кустарник. Зайка зарылся в снег под кустами и заснул. Да усмотрела зайку сова, что притаилась на сосне. Берегись, зайка, уноси ноги!

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

(иллюстрация 6)

Денис сделал бумажного змея. Он позвал Оксану запускать змея. Взвился змей высоко в небеса, но вдруг зацепился за берёзу. Денис полез на берёзу распутывать змея, зацепился за сук и порвал свой костюм. Расстроился Денис. «Не грусти, Денис, - сказала Оксана, - костюм старый».

КРАСИВАЯ ВАЗА

(иллюстрация 7)

У стены стоят скамейка и стол. На столе стоит красивая ваза. Лиза взяла вазу со стола. Ваза выскользнула из рук и разбилась. Соня спросила Лизу: «Зачем ты взяла вазу?» - «Я не брала, она сама разбилась». «Как не стыдно, Лиза, сознайся, ваза не могла разбиться сама». «Да, я ей немножко помогла»,- согласилась Лиза.

(иллюстрация 8)

Стасик и Денис катались на коньках. Блестел лёд, искрился снег, звенели полозья. Весело неслись мальчики по льду. Стало темнеть, мороз становился сильнее. Стасик и Денис замёрзли и проголодались. Они стали собираться домой.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [С], , [С], в словах.

МАТЬ-И-МАЧЕХА

Золотые лепестки, Хрупкий стебелёк,

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зелёных стебельках -

Круглые комочки.

Пылесос включила Сима,

Он гудит невыносимо,

Он гудит, как стая ос,

Работяга-пылесос.

Всё подряд глотает быстро:

И салфетку, и записку,

Нитку бус, носки, сосиску, Сразу стало очень чисто.

Выучить потешки, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], , [С], в словах.

Заря-заряница,
. Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

И лес-то спит,

И река-то спит,

Ходит сон

Лизе спать велит.

Баю-баю, за рекой,

Скрылось солнце на покой.

А у Настиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки,заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам - под осинку,

Насте - на перинку.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ц] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

ац-оц-уц-ыц ыц-уц-оц-ац

яц-ёц-ец-иц! ец-иц-ёц-яц

ац-яц-оц-ёц ыц-иц-уц-ец

ёц-оц-яц-ац ец-уц-иц-ыц

Отец, гонец, шприц, матрац, боец, конец, певец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, леденец, молодец, наконец.

Танец, ранец, братец, заяц, палец, перец, колодец, мизинец.

Проговаривать словосочетания со звуком [Ц].

Новый матрац. Зелёный огурец. Горький перец. Любимый певец. Мятный леденец. Конец фильма. Заяц-беляк. Модный танец.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ц] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ц].

ца-цо-цу-цы це-цы-цо-ца

цо-цы-це-ца цы-це-ца-цо

ца-це-цы-цо цо-це-цы-ца

Произносить слова со звуком [Ц].

Цапля, лицо, яйцо, овца, кольцо, цокать, цыган, бойцы, концы, огурцы, пловцы, молодцы, кузнецы, продавцы, цирк, цифра, цех, оценка, яйца, улица, мельница, теплица, певица, пшеница, курица, пятница, пуговица, царапина, овцы, зайцы, улицы, луковицы, ножницы, цыплёнок, милиция, акация.

Произносить слоги и слова.

ца-ца-ца - овца цы-цы-цы - цыпки

ца-ца-ца -- птица цы-цы-цы - цыплёнок

ца-ца-ца - спица цо-цо-цо - лицо

ца-ца-ца - синица цо-цо-цо - кольцо

Проговаривать предложения со звуком [Ц].

На Олимпиаду приехали борцы и пловцы. На концерте выступали молодые певцы. Продавец упаковал огурцы и перец. Мы высадили луковицы в теплицу. Под акацией - колодец. За околицей - мельница. У сестрицы - цветные рукавицы. У курицы - цыплята. Цыплята выводятся из яиц. Офицер взял циркуль.

Выучить потешку, отработав произношение звука [Ц].

Посылали молодицу
На улицу по водицу.
А водица далека,

А бадейка велика.

Ты, девица, не ходи,

Молодица, посиди.

Отгадать и выучить загадки, отработав произношение звука [Ц] в словах.

Два кольца, два конца, посередине - гвоздик.

(Ножницы)

Полон хлевец белых овец.

На шесте дворец, во дворце - певец.

(Скворец)

Выучить потешки, отработав произношение звука [Ц].

Заря-заряница,

Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

Цапля в цирке выступала.

Трёх цыплят дрессировала.

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, заиграй-ка!

Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу!

Пьют водицу из корытца

Три овцы, птенец и птица.

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ц].

Отец вырыл колодец. Там он поит овец. Маленький братец заглянул в колодец. Отец прогнал брата: «Иди к маме! Колодец глубокий».

Мы ходили в цирк. Там мы видели борцов, канатоходцев, дрессированную медведицу. В цирке пела известная певица, выступали танцоры. Мама купила нам леденцов. Цирк нам понравился.

(иллюстрация 9)

По болотцу важно ходит цапля. У цапли длинные ноги и куцый хвост. Цапля цокает длинным клювом, смотрится в водицу, как в зеркальце. Хочется цапле поймать ящерицу.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ц]

иц-ис яц-яс

Произносить слова, различая звуки [С], [Ц].

Лисица, лестница, спица, синица, гусеница, ресницы, солнце, месяц, песцовый, свинцовый.

Овца - оса Ресницы - волосы

Цапля - сабля Ценный - осенний

Кольцо - колесо Цены - сено

Произносить предложения, различая звуки [С ], [Ц].

Гусеницы питаются листвой. Сахарница стоит на столе. У Алисы длинные ресницы. Солнце спряталось за свинцовую тучу. Лисица притаилась под сосной. На ясене скворцы клюют гусениц. У овец куцые хвосты. В саду цветёт акация. Сеня пас овец.

Выучить потешки, отработав произношение звуков [С], [С], [Ц].

Кошечки-сестрицы Славные девицы

Ноты открывают,

Песни распевают.

Сказке конец,

Кто слушал - молодец.

И надо бы молодцу

С огорода по огурцу.

Да покуда сказку слушали,

Огурцы в огороде зайцы скушали.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ц] и [С].

Март - первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Лучи солнца греют лицо и руки. Начинается таяние снега.

(по Г.Скребицкому)

КАК КУРИЦА СПАСЛА ЦЫПЛЁНКА

(иллюстрация 10)

Было у курицы одиннадцать цыплят, десять спокойных, покладистых, а одиннадцатый постоянно доставлял курице неприятности своими фокусами. Один раз этот цыплёнок пустился в путешествие. Тут-то и достался бы он лисе, если бы курица не вступилась за него. Курица бросилась на лису, стала бить её клювом. И лиса отстала. Так курица спасла своего цыплёнка.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], , [С], , [Щ.

ЗЛОЙ СУЛТАН

(иллюстрация 11)

В саду на цепи сидит злой пёс Султан. Султан не пускает в сад посторонних. Курица с цыплятами идут в сад поискать насекомых. Султан грозно смотрит на цыплят, вот-вот бросится. «Фу, Султан! Не смей трогать цыплят!» - кричит хозяйка Султана. «Не смей! Не смей!» - фырчит соседский кот Василий.

Отработав произношение звуков [С], , [Ц] в словах, провести подвижную игру.

ГУСЕНИЦА

ЭТОТ СТРАННЫЙ ДОМ БЕЗ ОКОН Дети лежат на спине

У ЛЮДЕЙ ЗОВЕТСЯ «КОКОН». ногами в центр круга.

СВИВ На ВЕТКЕ ЭТОТ ДОМ, Переворачиваются на левый бок,

Дремлет гусеница в нём. подкладывают ладони под щёку.

СПИТ БЕЗ ПРОСЫПА ВСЮ ЗИМУ. Переворачиваются на правый бок,

ладони - под щёку.

НО ЗИМА ПРОМЧАЛАСЬ МИМО Переворачиваются на спину, потягиваются.

Март, апрель, капель, весна... медленно садятся.
Просыпайся, соня-сонюшка! - Потягиваются, сидя.

ПОД ВЕСЕННИМ ЯРКИМ СОЛНЫШКОМ Встают, потягиваются.
ГУСЕННИЦЕ НЕ ДО СНА, Бегут по кругу,

Стала бабочкой она! взмахивая руками.

(В.Егоров)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Т"]

Произносить слоги, различая звуки [Т"], [Ц].

ца-тя тя-ца ать-ац

цо - тё тё-цо оц-оть

цу-тю тю-цу уть-уц

цы-ти ти-цы яц-ять

Произносить слова, различая звуки [Т"]-[Ц].

Таблица, теплица, темница, столица, телятница, птенцы, танцы, рецепты, цыплята.

Цыплята-тигрята Сцены - стены

Целлофан - телефон Молодец - молодеть

Утёнок - цыплёнок Паяц - паять

Произносить предложения, разл

В трехсложных словах класса «сын земли» слоги с А и У гласными сочетаются в трех вариантах.

Первый вариант. Начальный слог имеет А гласный и самостоятельно означает землю, остальные два слога озна­чают «сын». В словосочетании слогов со значением «сын» начальный слог полный, с А гласным, конечный - непол­ный. В разных языках встречаются трехсложные слова с окончаниями на ман-мэн, мат-мэт, лат-лэт, сак-сэк, сан- сэн ит. п., которые теоретически имеют значение «сын». Например, сан-сен(сэн) употребляется в различных языках со множеством фонетических вариантов. На татарском от­дельно сан означает «число, численность; внимание, уваже­ние; член, часть тела». В русском сын - «ребенок, дитя муж­ского пола». В т. н. индоевропейских языках более употре­бительны варианты сон, сен, зон. В немецком сон - «ребе­нок, дитя мужского пола». В датском, норвежском сен - по­казатель фамилии. Например, Амунд-сен, Эрик-сен.

Второй вариант. В трехсложных словах первый слог -с У, второй -с А гласными. Слоги УА означают землю. Тре­тий слог со значением «сын» может иметь любой из этих гласных или вовсе не иметь их. Например, немецкое кир­ше -» вишня», татарское киртэ - «изгородь». Многие геогра­фические названия также образованы по этой модели. На­пример, Дунай, или Дунава.

В трехсложном слове первый слог - с А гласным, и он означает землю. Слоги со значением «сын» образованы глас­ными УА. Они бывают трех разновидностей.

Первая разновидность. Первый слог с У гласным. Вто­рой слог неполный, и он состоит из одного гласного А. На­пример, латинское акуа(а-куа) - «вода». В данном случае куа означает «сын». В гавайском «отец» называется маку а (ма-куа), т. е. «сын ма», иначе «муж ма». В языке урабунна «сестра» называется какуа (ка-куа), т. е. «дочь ка».

Вторая разновидность. Слоги со значением «сын земли» полнозвучны. Во многих языках слоги типа кура-кула, гу- ра-гула участвуют в образовании трехсложных «сынов зем­ли». Например, имеются топонимы: в Анголе - Какури (Ка- кури), Словакии - Секуле (Се-куле), Грузии - Батуми (Ба­туми), Заире -Фатума (Фа тума). Латинское аникула (anicula) означает «старушка». Аникула (ани-кула)- «сын матери», т. е. «мать матери». Она и есть «старушка».

Третья разновидность. Сокращенные (без инициальных согласных) и фонетически видоизмененные формы слогов типа кура-кула, слоги у л, ула-уло, улы-уле, ур, урауро, ол, оло и т. д. в значении «сын» имеются во многих языках мира. Укажем некоторые из них.

В грузинском после имени человека присоединяются слоги yp-ул, эл, которые указывают, к какому роду или племени принадлежит носитель имени. Многие тунгусские имена окан­чиваются на ул (уль). Топоним Баулы («Бавлы») в Татар­стане следует разбивать на слоги не как Бау лы, что в пере­воде означает «имеющий веревку», а как Ба-улы, «сын Ба (земли)». В Суксуиском районе Пермской области имеется татарское село Таулы (Та-улы), в Анголе есть город Таула (Та-ула). В Мали текут две реки под названием Бауле (Ба­уле). На территории Берега Слоновой Кости обитает народ, название которого бауле(бауле). По-итальянски бауле (ба­уле; baule)- «небольшой продолговатый дорожный сундук, чемодан, коробка особой круглой формы». «Язык, слово» по-уйгурски называется кайла (ка-ула). В XIII в. Корея называлась Кауле (Ка-уле), столица Южной Кореи назы­вается Сеул (Се-ул). В Чили течет река Мауле (Ма-уле), в Нидерландах есть город Хауле (Ха-уле). В бретонском языке местоимение первого лица в единственном числе «я» - эул (э-ул), в европейском «ад» - шеол (ше ол), бог ветра древ­них греков назывался Эол (Э-ол). В греческом аула (а ула)-двор, крытый передний зал; дворец; подземное царство; улей, клетка, в латинском аула (а ула; aula) - «гор­шок», на татарском аул (а ул) - «село, деревня». Добавим, что на татарском ул, улы означает «сын».

К слогам со значением «вода» («небо») могут присоеди­няться одно- и двусложные «сыновья» точно так же, как они присоединяются к слогам, означающим землю. Думается, что мы достаточно осведомлены об этом. Теперь обратим внимание только на слоги, обозначающие воду (небо). Сло­ва с такими значениями бывают двух видов.

Первый вид. Начальный слог, полный или неполный, с гласным, отдельно означает воду.(небо); конечные два слога имеют значение «сын». Например, в современном алиском «медь» называется куулы (ку-улы), монгольском озеро - нуур (ну-ур), татарском «пыль» - тузан (ту-зан).

В Западной Африке обитает народ, именующий себя диула (ди-ула). В диалекте халакка языка каннада «кукушка» на­зывается кугула (ку-гула).

Второй вид. Слоги, полные или неполные, со значением «вода» («небо») имеют гласные А-А или A-У. Конечный слог, полный или неполный, означает «сын». Например, «земля» на латинском - терра, хеттском - текан, немецком - эрде, русском - земля (произношение - земла). Названия птиц, рыб, деревьев на татарском образованы по этой же модели. Например, балык-рыба, карга - ворона.

На картах Исландии, Швеции, Финляндии находим тер­мины, имеющие по шесть-семь, даже более слогов. Что это за длинные слова? Можно ли понять их значения, не загля­дывая в словари?

Выше мы упомянули, что в названиях рек Исландии име­ются дополнительные слоги, означающие воду. В названиях озер в Швеции также имеются стандартные слоги на конце слов. Например, озера Вастенъяуре, Мавасъяуре. В этих названиях конечное яуре, по-видимому, означает «озеро». Это яуре можно разбивать двояким образом: йа-уре и йау- ре.

Который из них правильнее? Обратимся к другим при­мерам. На татарском «озеро» - кул (ку-л - «воды сын»), монгольском нуур (ну ур - «воды сын») . В Финляндии в названиях озер в конце терминов имеются слоги йар-ви. На­пример, озеро Илисуолиярви. На уровне слогов ар-ви - так­же «сын воды». И шведское йауре, по-видимому, следует расчленять в виде йау-ре. Кстати, дополнительные слоги со значением «вода» в названиях рек Исландии как раз образо­ваны по модели йау. Исландцы, как известно, являются вы­ходцами из Скандинавии.

В татарском и родственных языках на конце названий рек также имеются дополнительные слоги в виде сай, чай, шай со значением «вода». Такие же окончания в виде сай, чай… имеются и в названиях рек Юго-Восточной Азии. На­пример, река Бангсай в Таиланде, река Бангфай в Лаосе.

Дополнительные слоги с дополнительной информацией имеются и в названиях сел и городов. В Германии названия городов часто оканчиваются на стандартные дорф - «село, деревня», штадт, бург - «город».

Все это, вместо взятое, напоминает нам, что любые сло­ва, будь то географические, топонимические и иные терми­ны, могут иметь дополнительные слоги с дополнительной информацией о принадлежности слова-основы к тому или иному разряду лексем.

Лишние слоги

В современных языках не все слова являются, так ска­зать, в чистом виде «сыном земли» или «сыном воды (неба)». В одних случаях из одних слов могут выпадать отдельные элементы, а в других случаях термины могут обрастать но­выми слогами. Как мы видели выше, определять дополни­тельные слоги в топонимических терминах не так сложно. Однако к некоторым словам могут «прилипать» совершенно лишние слоги, которые в состоянии изменить до неузнавае­мости первоначальную картину. Хотя, впрочем, следует под­черкнуть, что эта мысль верна только с теоретической точки зрения. Каждое слово близко и дорого нам именно своей утвердившейся в сознании формой и содержанием, какими бы лишними или дополнительными элементами оно ни обла­дало. Татарские баш - «голова», малай - «мальчик» в русском употребляются в вице башка, малайка. Для русского башка и малайка кажутся более «правильными», чем баш и малай.

В одном из эскимосских языков, имаклинском, заимство­ванные из русского чай, сахар, палатка произносятся как сайукъ, сакъар-икъ, палаткъакъ. В этих словах конечные — укъ, -икъ, -къ - лишние. Повторяем: теоретически, а для са­мого имаклинского языка-вполне нормальные.

В татарском кук-»небо» конечное согласное к также ка­жется лишним, т. к. слог ку и так означает «небо». По пра­вилам слогового метода, ку-к- «сын неба» или «земля». Как же так? Ничего не поделаешь, так вот. Это предупреждает нас, что в каждом конкретном случае возможны и такие толкования, которые могут не соответствовать общим нор­мам. Мы еще вернемся к этому кук в другой главе этой кни­ги и постараемся подробнее объяснить, почему случилось такое.

Здесь следует вспомнить . Основа этих слов, конечно, су, а конечные -б, -в, -гъ, -й, по-видимому, лишние.


Самое обсуждаемое
Шарль де Голь (различные взгляды на жизнь и деятельность) Франция и европа Шарль де Голь (различные взгляды на жизнь и деятельность) Франция и европа
Мгу экология и природопользование Мгу экология и природопользование
Феодалы в раннем средневековье Феодалы в раннем средневековье


top