Дом генерал губернатора на тверской. Советская (Тверская) площадь. История здания мэрии

Дом генерал губернатора на тверской. Советская (Тверская) площадь. История здания мэрии

В 1782-1784 гг. для московского генерал-губернатора З. Г. Чернышёва на Тверской улице был выстроен новый особняк (архитектор предположительно М. Ф. Матвеев). Для здания использовался камень от разобранных стен Белого города. Дом был П-образный с «ушами» - основное здание фасадом на Тверскую улицу, с жилыми флигелями за ним. Во внутреннем дворе располагались хозяйственные постройки. Первоначальная окраска была жёлтой. В 1785 г. особняк был выкуплен казной у вдовы графа Чернышёва под официальную резиденцию администрации города и стал называться Тверским казённым домом.

Отныне история здания на Тверской была неразрывно связана с личностями и биографиями градоначальников, среди которых немало фигур, достойных целой книги.

Генерал-губернатор Дмитрий Голицын, при котором была открыта первая городская больница (так и зовущаяся до сих пор – Первая градская) и заработал, наконец, многострадальный Мытищинский водопровод.

Самодур Арсений Закревский, которого москвичи прозвали Чурбан-пашой, пытавшийся регламентировать всё, что только можно, даже время окончания балов. Остряк Александр Меньшиков как-то заметил Николаю I, что с назначением Закревского Москва может зваться не только святой, но и великомученицей.

В 1812 г. дворец сильно пострадал от французских бесчинств, последствия которых были устранены только к 1815 г. Однако, в 1823 г. особняк сгорел, на время ремонта канцелярия губернатора с чиновниками съехали в специально арендованные помещения. В 1839 г. часть хоздвора была перестроена под квартиры чиновников.

Во 2-й половине XIX в. при губернаторе В. А. Долгоруком, правившем Москвой больше 25-ти лет, построившем Верхние торговые ряды (ныне известные как ГУМ), проложившем конку (прообраз трамвая) и начавшем электрификацию Москвы, в Тверском казённом доме часто проводились торжественные приёмы и балы, до которых он был большой охотник. Однажды князь стал жертвой афериста Шпейера, который пользуясь знакомством с главой древней столицы, получил разрешение показать особняк английскому лорду, а после «продал» его британцу за огромную сумму, выдав фальшивую купчую. Дня через два у подъезда дома остановилась подвода с сундуками и чемоданами, следом за ней в карете приехал лорд со своим секретарем-англичанином и приказал вносить вещи прямо в кабинет князя... Англичанин скандалил и доказывал, что это его собственный дом, что он купил его у владельца, дворянина Шпейера, за 100 тысяч рублей со всем инвентарём и приехал в нём жить. В доказательство представил купчую крепость, заверенную у нотариуса, по которой и деньги уплатил сполна. Это мошенничество Шпейера не разбиралось в суде, о нём умолчали, и как решили дело с англичанином – осталось неизвестным (эта легенда описана у Гиляровского в книге «Москва и москвичи», а Борис Акунин всего лишь позаимствовал у него этот сюжет).

После смещения Долгорукова, новый губернатор Москвы, брат царя Сергей Александрович Романов, произвёл перепланировку здания и полную смену интерьеров особняка, а также оборудовал отопление, водопровод, канализацию, установил электрическое освещение, телефон и лифты. Конюшня во дворе превратилась в гараж. Позже, в 1892 г. была переоборудована и вновь освящена домовая церковь при доме губернатора, существовавшая с 1806 г.

После Февральской революции 1917 г. должность генерал-губернатора была упразднена. В октябре 1917 г. в особняке размещались военно-революционный комитет и штаб Красной гвардии, а сама резиденция московского наместника царя позже стала Моссоветом. Естественно, при новой власти от роскошных убранств и залов не осталось и следа. Домовой храм был уничтожен в 1921 г.

В 1929-30 гг. Моссовет подвергся реконструкции, в частности, были снесены боковые флигели бывшей усадьбы Чернышёва, на их месте построили пятиэтажное здание облисполкома. В 1937 г. началась реконструкция улицы Горького (бывшей Тверской), в результате которой она была сильно расширена. Здание Моссовета оказалось чуть ли не посередине Тверской.

В 1939 г. дом весом в 20 000 тонн был скреплён металлическим каркасом и передвинут на 13,5 м от проезжей части. Переезд готовился 4 месяца, а прошёл за 40 минут. После войны, в 1946-47 гг. Моссовет по проекту Дмитрия Чечулина был надстроен с трёх до пяти этажей с переделкой фасада и выкрашен в тёмно-красный цвет.

В 1988 г. была проведена частичная реставрация особняка с восстановлением великолепия его внутренних помещений. Сам же Моссовет был упразднён в 1993 г., после расстрела Дома Советов 4 октября. Ныне в здании, больше известным как московская Мэрия, располагается резиденция градоначальника Москвы, проходят заседания столичного правительства.

Объект культурного наследия регионального значения.

История дома

Комментарий Вадима Басса


Вообще-то колонный портик с треугольным фронтоном - принадлежность античной храмовой архитектуры. Но когда Палладио проектировал свои виллы, «реконструируя» античность, он предполагал, что древние римляне использовали подобные портики и в этом жанре. А последователи прием подхватили и стали использовать где только не лень. Так возникла универсальная формула классицистического здания. При перестройке Моссовета портик «распух» - вместо скромной казаковской шестерки пилястр во втором ярусе нового здания разместились восемь солидных, телесных колонн (заодно поднялись снизу и круглые скульптурные медальоны в простенках). Отношения между центром и периферией фасада были разрешены однозначно в пользу центра, а крылья, наоборот, получились несколько куцыми. В итоге - пафос вместо сдержанности, понты и самодовольство вместо винкельмановской считалки про «благородную простоту и спокойное величие».

Вместо тяжелого, но скромного балкона старого классического дома, куда хоть чай выходи пить, - настоящая театральная декорация для явлений начальства в модном антураже (в советское время - целый задник из знамен и атрибутов труда и искусств, теперь, понятное дело, геральдические орлы, хоругви и прочая духовность). А сама композиция с балконом в бельэтаже как раз вполне ностальгически-старорежимная. Как в палладианской вилле - что в Италии XVI века, что в России века XVIII: добрый барин с высоты piano nobile смотрит, как его добрые крестьяне занимаются всякими полезными крестьянскими делами. Только тут барином председатель со товарищи, а вместо добрых крестьян - трудящиеся на демонстрации. Но композиция примерно та же. Собственно, и Мавзолей ведь так устроен.

Гигантские двери - жест социально очень точный, понятный: раз есть такие двери, значит, должен быть и швейцар или топтун - нельзя же просто так взять и толкнуть эту дверь, она, в общем, и не обязана открыться. А швейцару нужна форма. Это вполне соответствует восстановлению «имперского антуража» в 1940-х - когда армия опять получила погоны, а ведомства, вплоть до железнодорожного, форму.

Главный фасад

Главный фасад


Даже на главном фасаде видно, как архитектор выкручивался. Потому как чужой дом перестраивать - это не в чистом поле творить. В результате все размеры по вертикали гуляют - тут такое расстояние между окнами, там другое. Да и сами окна все разные - посмотрите на наличники. Вроде и мелочь, а дом сразу говорит, что он штучный, handmade, поскольку в XX веке вещь современная (а СССР, как мы помним, претендует на роль самой передовой державы) - значит, индустриальная, значит - про стандарт. А тут можно словарик форм составить - и получится, конечно, не как в Зимнем дворце, но тоже вариантов немало.

Боковые фасады

Боковые фасады


С боковыми фасадами все еще сложнее, здесь начинается уже какой-то совершенный хаос, сбивки ритма проемов, странные игры с переменной этажностью. Из-за этого, например, окна частично выезжают из цокольного этажа — прием, который привычнее видеть в эпоху модерна (что по меркам тех самых 1940-х — сплошной упадок), чем в годы расцвета сталинской классики. Да и сам цокольный этаж с рустами разной высоты — это скорее к маньеристам, к Джулио Романо с его Палаццо-дель-Те в Мантуе, чем к ревнителям классической строгости. И вроде бы отдельные формы выдают в авторах людей образованных, воспитанных на правильных книжках: вот, например, фриз припухлый в портале — прямо церковь Сан-Франческо-делла-Винья Палладио. Но вот все вместе складывается в коллаж весьма нелепый. Думается, своему студенту автор за такое выше трояка бы не поставил.

Задний фасад

Задний фасад


С тыла остался кусок фоминской пристройки, соединяющий крылья здания. Вот эти спаренные столбы — это та самая пролетарская классика, которую придумал Иван Фомин, один из наиболее талантливых и изысканных русских архитекторов начала века. Из числа лидеров еще дореволюционной, а потом и советской классики. Смысл примерно такой: тектоническую схему ордера, колонны-антаблемент, несущее-несомое — оставить, детали повыкидывать за ненадобностью. Остаются голые столбы, которые Фомин спаривает, чтобы уж совсем макаронинами не казались. В результате пропорции — почти как у нормального ордера, а материала надо в два раза меньше, чем для цельной колонны двойного диаметра. На старых фотографиях видно, что в сочетании с казаковским зданием было очень впечатляюще. Да и теперь оставшийся кусок выглядит достойно (даже несмотря на надстроенный этаж с совершенно нелепыми окнами) — на фоне чечулинского коллажа и пошлейших свежих пристроек.

Вообще-то цветовая схема «кирпично-красный с белыми деталями» восходит еще к голландской, а затем английской архитектуре XVII века. Москвичам это сочетание знакомо по памятникам нарышкинского барокко. Да и Петербург его основатель первоначально мыслил таким. Что понятно: вокруг не Италия, где юг, солнце плотное, небо синее, а тени черные. Россия — страна северная, чтобы дом «читался», приходится красить в два цвета.

Кованые ворота

Кованые ворота

Вся эта декорация, если вглядеться и попробовать выйти из-под обаяния идеологии, обслуживать которую долженствовала сталинская архитектура (а тоталитаризм — штука ароматная, до сих пор многие ведутся), — абсолютное безумие: тонкие «кишочки», которые вдруг вылезают между серьезными пиками, ленты, дубовые листочки, желуди несчастные — и все это немного кривенькое, домашненькое.

Термометр

Термометр

Подарок к 800-летию Москвы (1947 год) — главный градусник страны на главном доме Москвы. Диапазон — от -50 до +50 по Цельсию. Обзаведясь такой штуковиной, Моссовет непременно должен был завести в штате соответствующую должность — ответственного за снятие показаний.
В этом солидном бронзовом приборе и уважении к нему больше всего от XIX века с его позитивистской модой и представлениями о всесилии научного прогресса, от той популярной каши из базаровщины («природа не храм, а мастерская») и Жюля Верна, которой и питалось советское начальство. Этот градусник — не про ту физику, которую делают по шарашкам под присмотром тов. Берии, и даже не про школьный курс из учебника, а про фантастическую «науку», которую мы видим в комедии «Весна» . Кстати, 1947 же года. Стилистически — та же каша: и Рим (в передаче Пиранези), и барокко, и нечто про ампир. Чтобы зритель не забыл, что он в столице, венчает все маленькая Спасская башенка с огромной звездой. И ведь на полном серьезе образованный человек сидел и рисовал это все безумие, а потом инженеры думали, как это отлить и скрутить. Один этот градусник больше говорит про Москву 1947 года, про воздух эпохи, чем десяток текстов.


Советская архитектура середины века — сплошной эксперимент, сплошное гадание, «езда в незнаемое». Тверская — образцовый пример: в общем образованные и талантливые люди поставлены в такие условия, когда они начинают сходить с ума. И поэтому в архитектуре, окружающей Моссовет, вы найдете все что угодно — от цитат из античности, ренессанса, римского барокко и русского классицизма до каких-то готических пучков опор,древнерусских колонок с дыньками, всевозможных башенок и беседок, балконов и эркеров, арок и арочек, скульптуры любого сорта. Что объяснимо: когда ты не понимаешь, по каким правилам твое здание будут судить, когда слова вообще перестают что-то значить — все дозволено.
Этот градус безумия, помноженный на советскую любовь к официозу, сохранился на Тверской по сей день. Парадоксально, что эти начала вылезают на поверхность и в работах современных архитекторов и дизайнеров — хотя пора бы уже вкусам поменяться, да и поколение вроде бы новое. Но нет, продолжаем бегать по кругу. Посмотрите на скамейки с клумбами — какая-то смесь трибуны Мавзолея с Могилой Неизвестного Солдата. Гранит и елки — хоть военный парад перед отдыхающими бабушками устраивай.

Вадим Басс

«Если до войны официальный курс в архитектуре предполагал „освоение классического наследия“, под которым понималось все лучшее всех времен и народов, то послевоенная патриотическая риторика утверждала, что мы делаем нашу, именно советскую классику на базе классики русской. Московский и петербургский ампир (постройки архитекторов Росси, Стасова, Жилярди, Бове) был объявлен лучшим в мире классицизмом. Палладианский дом с колоннами, пришедший в Россию в 1780-е и постепенно обросший воинственно-триумфальной декорацией (в особенности после войны 1812 года), отлично подошел для СССР 1940–1950-х. Поскольку в XX веке один из главных видов спорта в архитектуре - предъявление национальных претензий на классику, то получилось вполне в духе максимы „социалистическое по содержанию, национальное по форме“.

Если мысленно уменьшить такой „дом вообще“, его можно перенести и поставить в любой провинциальный советский город - и он всегда будет главным. У людей в голове прочно застряло, что дом с колоннами - это круто, там находится что-то важное, там сидит начальство. Авторитетная архитектура - горсовет, райком, почта, больница или университет. Это такой универсальный язык авторитета, власти, как „Книга о вкусной и здоровой пище“ или плакаты по гражданской обороне. Переносимость, масштаби-руемость, универсальность - едва ли не главное качество этой архитектуры. Не зря в основу ее лег именно палладианский неоклассицизм XVIII столетия - Кваренги с коллегами, да и, например, их английские предшественники именно так и делали: берешь виллу Палладио, накачиваешь, раздуваешь до размера многоэтажного дворца или, скажем, банка целой империи. А появлением этого классического конструктора мы обязаны прежде всего самому Палладио, который решал все ту же задачу - как взять у древних и приспособить к современности».

Для московского генерал-губернатора Захара Чернышева в 1782 году. После смерти графа Чернышева дом выкупила казна, и он стал резиденцией московских градоначальников.

Отныне история здания на Тверской была неразрывно связана с личностями и биографиями градоначальников, среди которых немало фигур, достойных целой книги.

Генерал-губернатор Дмитрий Голицын, при котором была открыта первая городская больница (так и зовущаяся до сих пор - Первая градская) и заработал, наконец, многострадальный Мытищинский водопровод.

Самодур Арсений Закревский, которого москвичи прозвали Чурбан-пашой, пытавшийся регламентировать все, что только можно, даже время окончания балов. Остряк Александр Меньшиков как-то заметил Николаю I, что с назначением Закревского Москва может зваться не только святой, но и великомученицей.

“Хозяин Москвы” Владимир Долгоруков, правивший Москвой больше 25 лет, построивший Верхние торговые ряды (ныне известные как ГУМ), проложивший конку (прообраз трамвая) и начавший электрификацию Москвы.

При последнем, кстати, случилась с домом забавная история. Московский авантюрист Шпейер под видом богатого помещика был вхож на балы к Долгорукому. Однажды он попросил разрешения показать генерал-губернаторский дом своему знакомому, приехавшему в Москву английскому лорду. Князь разрешил, и на другой день Шпейер привез лорда, показал, в сопровождении дежурного чиновника, весь дом, двор и даже конюшни и лошадей.

Дня через два у подъезда дома остановилась подвода с сундуками и чемоданами, следом за ней в карете приехал лорд со своим секретарем-англичанином и приказал вносить вещи прямо в кабинет князя... Англичанин скандалил и доказывал, что это его собственный дом, что он купил его у владельца, дворянина Шпейера, за 100 тысяч рублей со всем инвентарем и приехал в нем жить. В доказательство представил купчую крепость, заверенную у нотариуса, по которой и деньги уплатил сполна. Это мошенничество Шпейера не разбиралось в суде, о нем умолчали, и как решили дело с англичанином - осталось неизвестным.

В 1917 году в дом въехало рабоче-крестьянское городское правительство - он становится Московским советом рабочих и солдатских депутатов, или попросту Моссоветом.

В 1930-е годы тяжело приходилось не только гражданам Союза, но и домам. Дом Моссовета стал одним из немногих зданий, переживших тотальный снос старых зданий на Тверской, тогда уже улице Горького. Однако и ему досталось - в 1938 году, при расширении улицы, его перенесли на 13,5 метров внутрь квартала. Поставлен мировой рекорд - здание передвинули всего за 41 минуту.

В послевоенные годы четырехэтажный Моссовет уж слишком робко смотрелся на фоне огромных сталинских домов по соседству. По проекту Дмитрия Чечулина (высотка на Котельнической набережной, Белый дом) здание получило два дополнительных этажа и обрело современный облик.

Вот уже третье столетие из Казенного дома на Тверской управляют столицей. Сегодня здесь располагается московская мэрия.

В 2013-2014 годах были проведены работы по реставрации фасадов здания.

В 1782 году Матвей Федорович Казаков достроил дом для графа З.Г.Чернышева на Тверской улице. Граф З.Г.Ченышев был московским главнокомандующим. Хотя здание строилось, как его частный дом, кирпич использовался от разобранной стены Белого города. Может именно тогда была возникла характерная для московских чиновников тенденция: что-нибудь ломать и строить для себя.
Граф умер в 1784 году. Его дом был выкуплен казной для резиденции московских генерал-губернаторов...

После революции здесь разместился МОССОВЕТ.
В 1937-1938 гг. при реконструкции улицы Горького здание было на несколько метров передвинуто в глубь участка.
В 1946 г. дом был надстроен по проекту Д.Н.Чечулина.
Ныне это здание принадлежит московской мэрии.

В этом году на майские праздники здание мэрии одели в леса. Намечается РЕСТАВРАЦИИ.... или РЕКОНСТРУКЦИЯ...
Да и какая собственно разница? В любом случае событие для московских чиновников радостное...
На информационном стенде, установленном на здании сообщается, что с 10 апреля по 20 августа 2013 года будет осуществляться " производство зондажей и исследование фасадов здания".

Жан-Батист Арну "ВИДЪ ДОМУ ВОЕННАГО ГЕНЕРАЛЪ-ГУБЕРНАТОРА". Из серии "Виды Москвы". Издание Дациаро,1846 год. По рисунку И.Е.Вивьена. Бумага, литография, акварель 39,2 х 55,3 см


Почтовая открытка 1902 г., Издание «Шерер, Набгольц и К»

Я O L

История

Дом генерал-губернатора

В 1785 году после смерти Чернышёва имение было выкуплено в счёт казны у его наследников. В 1790-х годах проходила реконструкция усадьбы по проекту Матвея Казакова . К тому моменту она получила название «Тверской казённый дом, занимаемый генерал-губернатором» и являлась одной из крупнейших административных построек вне стен Кремля . Для отопления помещений в здании находились 182 голландских , 52 русских и 17 духовых печей, а также четыре камина и 12 очагов . Известно, что в дальнейшем резиденция неоднократно перестраивалась в соответствии с требованиями и вкусами действующего градоначальника. К концу XVIII века перед особняком обустроили военный плац , а в 1806 году в помещениях была устроена домовая церковь, просуществовавшая до 1921-го .

Резиденция градоначальника уцелела во время столичных пожаров 1812 года , однако сильно пострадала от вандализма французских войск. Солдаты использовали деревянные двери и паркет для растопки печей и каминов. Восстановление дворца началось только в 1814-м при генерал-губернаторе Александре Тормасове под руководством архитектора В. Мирошевского. Уже через год в стенах дома был дан приём в честь дня рождения императора Александра I . Некоторые исследователи полагают, что именно в этот период безордерную архитектурную композицию Казакова дополнили коринфскими пилястрами . В 1823-м строение было повреждено пожаром, восстановление после которого заняло более двух лет. Позднее, в 1839 году, часть дворовых флигелей переоборудовали под чиновничьи квартиры .

Во время пребывания на посту губернатора князя Сергея Александровича в здании прошла масштабная реконструкция под руководством архитектора Николая Султанова . Имение оборудовали водопроводом , отопительной системой, электричеством , установили два лифта , а также перестроили конюшню под гаражное помещение. По велению князя была организована выставка портретов всех московских градоначальников, а также коллекцию презентов, подаренных администрации города .

В 1929-1930 годах дом был перестроен по проекту архитектора Ивана Фомина . Усадебный комплекс дополнили новым шестиэтажным корпусом в стиле конструктивизм . Он расположился с тыльной стороны дворца на месте разобранных старинных флигелей. Строение отделялось от главного здания каменными арками с переходами .

В 1937 году во время расширения Тверской улицы (на тот момент - Горького), здание Моссовета оказалось выдвинуто за красную линию на 13,65 метра. Историческую постройку было решено сохранить и передвинуть дом на необходимое расстояние. Реализация проекта осложнялась значительным возрастом строения и его конструктивными особенности: фундамент белого камня не отличался прочностью, а на первом этаже здания располагался бальный зал , не имеющий внутренних опор. Кроме того, было необходимо сохранить подвалы дома, где на тот момент хранился архив. 16 сентября 1939 года начались работы по переносу дворца весом около 20 тысяч тонн. Для этих целей конструкцию укрепили металлическим каркасом и разобрали арки заднего двора, возведённые Фоминым. Транспортировка осуществлялась при большом скоплении москвичей и прессы . В целях пропаганды здание перемещали, не прерывая работы административных служащих, по слухам, это вызвало массовое увольнение сотрудников накануне . Весь процесс занял 41 минуту, что стало новым мировым рекордом по скорости перемещения здания .

К 1945 году дом Моссовета был окружён более высокими постройками, и чтобы сохранить величественный облик здания, его решили надстроить двумя этажами. Изначально план реконструкции подготовил Иван Жолтовский , однако позднее он отказался от проекта. Архитектор не желал вносить правки, предложенные председателем Моссовета Георгием Поповым :

В итоге работы перепоручили Дмитрию Чечулину , которому помогали М. В. Посохин , Н. М. Молоков и М. И. Боголепов. Чтобы старые стены нижних этажей выдержали нагрузку надстройки, их стянули массивным металло-кирпичным поясом, замаскировав его снаружи широким карнизом . Кроме того, каркас здания укрепили 24 металлическими колоннами . Нижнюю часть главного фасада дополнили пилястрами колоссального ордера , а верхний ярус - восьмиколонным портиком . Центральный вход расширили и он приобрёл сходство с Триумфальной аркой , что было характерно для архитектуры того времени. Дом перекрасили из жёлтого цвета в тёмно-красный, выделив отдельные части белым. Стены декорировали барельефами работы скульптора Николая Томского и гербом СССР . Внутреннее убранство усадьбы было отреставрировано под руководством архитекторов Г. М. Вульфсона, А. Шерстневой и П. Д. Корина . В честь 800-летия Москвы на воротах здания был установлен массивный бронзовый термометр . В 1988 году прошла частичная реставрация внутренних помещений дворца с восстановлением исторических интерьеров .

Современность

В 1993 году Моссовет был упразднён, а строение на Тверской переоборудовали под резиденцию мэра Москвы . В 1994 году портреты столичных генерал-губернаторов вернули из музейных хранилищ в парадные залы дома. В это же время советскую символику , украшавшую фронтон дома, заменили гербом Москвы .

С 2002 года здание мэрии участвует в программе «Дни исторического и культурного наследия Москвы ». Первую экскурсию по бывшей резиденции генерал-губернаторов для школьников провёл мэр города Юрий Лужков . Традиционно на Красную горку в стенах дома проводят бракосочетания москвичей . Возле строения неоднократно проходили митинги и одиночные пикеты с целью привлечения внимания общественности .

Примечания

  1. , с. 186.
  2. Молева Н. М. Боярские дворы . - Москва: АСТ, 2008. - 416 с. - ISBN 978-5-7390-2140-3 .
  3. Георгий Олтаржевский. Великое переселение домов (неопр.) . Мослента (24 июня 2017). Дата обращения 4 мая 2018.
  4. , с. 52-53.
  5. Леонид Репин. Как здание мэрии продали англичанам (неопр.) . Комсомольская правда (2008-12-3). Дата обращения 4 мая 2018.
  6. Гиляровский В. А. Москва и москвичи . - Москва: АСТ, 2005. - Т. 4. - 512 с. - ISBN 5-271-11652-2 .
  7. Мэрия Москвы. Балы у градоначальника. (неопр.) . Прогулки по Москве (2012). Дата обращения 5 мая 2018.
  8. , с. 8.
  9. Дома-передвижники: как и куда переезжали здания в Москве (неопр.) . .Россия Сегодня (13 марта 2015). Дата обращения 4 мая 2018.
  10. Дом генерал-губернатора (Мэрия) (неопр.) . Узнай Москву (2013). Дата обращения 4 мая 2018.
  11. Ольга Татарченко. В 50-е годы Москва прирастала деревнями (неопр.) . Коммерсантъ (16 августа 1997). Дата обращения 24 апреля 2018.
  12. Вадим Басс. О чем говорит здание мэрии Москвы (неопр.) . Arzamas (2017). Дата обращения 4 мая 2018.
  13. Фасад здания мэрии на Тверской обследуют для последующей реставрации (неопр.) . Россия сегодня (6 мая 2013). Дата обращения 4 мая 2018.
  14. Указ президента Российско Федераци о прекращении полномочий Московского городского Совета народных депутатов, Зеленоградского городского Совета народных депутатов, районных Советов народных депутатов, поселковых и сельского Советов народных депутатов в г. Москве (неопр.) . Администрация Президента России (20993-09-21). Дата обращения 4 мая 2018.

Самое обсуждаемое
Памяти аслана масхадова посвящается Памяти аслана масхадова посвящается
Какие экзамены нужно сдавать на архитектора Какие экзамены нужно сдавать на архитектора
Сказка и притча в сказке-притче Тема «Произведения о семье Сказка и притча в сказке-притче Тема «Произведения о семье


top