Методология педагогической науки и методологическая культура педагога. Методологическая культура педагога. Характеристика основных компонентов методологической культуры Структура методологической культуры

Методология педагогической науки и методологическая культура педагога. Методологическая культура педагога. Характеристика основных компонентов методологической культуры Структура методологической культуры

Наиболее распространенной сегодня является точка зрения на то, что именно современный учитель должен уметь делать самостоятельно в рамках применения методологических умений: выстраивать образовательный процесс, ставить цель, выделять необходимые для ее достижения принципы, определять адекватные целям и принципам педагогические задачи, выстраивать гипотезу их решения, применять необходимые для решения задачи и проверки гипотезы методы.

Методологическая культура педагога рассматривается весьма ограниченно, как овладение учителями-практиками аппаратом научной деятельности, где перечисленные умения опосредованы интеллектуальными операциями: осознания, формулирования, творческого решения педагогических задач, методической рефлексии. Степень сформированности умений, входящих в состав методологической культуры, определяется такими показателями, как проблемное видение (способность выделять противоречия, формулировать проблему); постановка перспективных целей (выдвижение стратегических и тактических задач); выявление причин неудач (определение и анализ своих недостатков).

Устоялось представление о том, что формирование методологической культуры учителя происходит при усвоении им методологических знаний, ознакомлении со способами разрешения противоречий, при оценке решений, основанных на научном и обыденном опыте, при сравнении и описании реакций профессионального и непрофессионального воспитателя на проступки ребенка и объяснении неодинаковых мер воздействия на него и т. п.

Согласно другой модели основной является ценность профессионального мышления учителя. Эффективность профессиональной деятельности определяется степенью сформированности аксиологических (ценностных) ориентаций учителя. Педагогическая задача должна быть не только понята, но и принята им. В связи с этим предлагается формировать гуманные личностные смыслы профессии учителя посредством наращивания психолого-педагогических знаний и их актуализации при решении познавательных и практических задач, применения их в новых ситуациях, при усвоении опорных теоретических основ познавательных и практических умений и т. д. К личностным критериям развитости профессионального мышления отнесены: аксиологический характер учебного процесса, мотивы учения, личностный смысл полученных знаний, удовлетворенность процессом обучения, характер отношений с коллегами, готовность к самообразованию.

В приведенных моделях подготовка будущего учителя к коррекционно-воспитательной и коррекционно-обучающей деятельности происходит не в результате осмысления и анализа педагогической проблемы (несмотря на то что авторы отстаивают именно эту позицию), необходимых для выбора той или иной концепции, программы, технологии, а как результат припоминания – какие методика, прием, средство и т. п. больше подходят к данному явлению. Поиск решений сводится к выполнению стандартных методических ритуалов, определяющих правильность выбора «оптимального» варианта педагогических действий из чужого, а не собственного творческого арсенала.

Попытка установить связь между деятельностями сознания и операционными умениями, используемая в данных моделях, исключает собственно смысловую сферу деятельности будущего учителя. Личностные ценности подменяются внешними проявлениями квазитворчества: способность выделять противоречия формируется на уровне видения их проявлений, а не на уровне определения обусловивших их причин; методическая рефлексия полагает самоанализ средством обнаружения своих педагогических неудач, которые увязываются не с той или иной образовательной парадигмой как их главным источником, а с недостаточным знанием и умением применять на практике теоретические знания и т. п.

Возникает характерное для современной педагогической науки методологическое противоречие между гуманистическими целевыми установками и формирующими, задаваемыми извне средствами их «присвоения». Привычный механизм «перевода» внешних, безусловно гуманистических, ценностей методологических операций делает практически невозможным процесс их принятия будущим учителем на уровне своего смысла как субъекта своего, а не чужого педагогического творчества.

Чтобы корригировать, воспитывать и обучать согласно принципам гуманистической педагогики, учитель-логопед должен в первую очередь понимать структуру нарушения, происходящее вокруг, и происходящее внутри своего ученика. Для этого ему надо владеть новыми методологическими умениями: определения реального смысла педагогических понятий, описывающих феномены воспитания и обучения, установления связей их смыслов, сопоставления значений и т. д.

Эти умения влияют на самоформирование коммуникативных, организаторских, культурологических, познавательных и т. д. умений, обусловленных деятельностью личностных структур сознания – критичностью, мотивированием, рефлексией и т. д.; умения смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных моментов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культуросообразных и гуманных смыслов педагогической деятельности и т. д.; умения распознавать педагогические теории и системы на предмет их соответствия гуманистической парадигме; умения моделировать условия воспитания творческой личности, применять средства педагогической поддержки личностной самореализации, нравственной самоактуализации, профессионального самоопределения учащихся; уметь критически переосмысливать ценности традиционного образования для самостоятельного построения собственных смыслов альтернативных педагогических подходов и т. д. Попытка найти единый метод, применяемый повсюду, т. е. достичь идеала «методологического монизма», показала, что универсальный метод возможен для казарменной педагогики, а в логопедии гуманистической он неприемлем. Более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода, выработка которого невозможна без культурной деятельности педагогического сознания.

В настоящее время происходит болезненная смена «педагогических цивилизаций». От педагогической культуры техногенной цивилизации общество переходит к гуманистической педагогической культуре антропогенной цивилизации. Ориентация в образовании на знания уступает место личностно-смысловой ориентации, репродуктивные способы усвоения культурного наследия – творческим, коллективные формы обучения – групповым и индивидуальным, авторитарный стиль педагогического взаимодействия – диалогу, культурному полилогу, сотрудничеству. Утверждаются ценности образования, ориентированные на человека.

Методология обретает статус способа получения, присвоения, производства и применения нового смысла педагогических знаний посредством глубинного проникновения как в их источник (методологическую основу), так и в движущие силы и механизмы (условия и средства реализации).

Пользуясь методологией науки, учитель способен не только применять чужие образцы воспитательной деятельности, но и создавать собственные, неповторимые авторские модели на основе умения придавать личностный смысл педагогическим феноменам. Для этого сознание учителя должно быть особым образом организовано, «настроено» на научно обоснованное творчество. Учитель самостоятельно вырабатывает педагогическую позицию (стратегию и тактику), т. е. отношение к предмету своей деятельности, но для этого он должен уметь пользоваться всем ее научным аппаратом.

Методологическая культура учителя – это особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т. е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения. Ее специфика обусловлена тем, что в процессе методологического поиска формируются субъективность, авторство понимания учебного материала и педагогических явлений, что является непременным условием последующего формирования учителем субъектности, востребованности личностных структур его учеников. Развитая методологическая культура учителя определяет возможность порождения им новых идей в конкретных проблемных ситуациях, т. е. обеспечивает эвристичность педагогического мышления.

Методологический поиск – это деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления как личностно значимых для собственного саморазвития, так и для последующего развития личностных структур сознания своих учеников.

Умения вести методологический поиск обеспечивают возможность самоформирования (самоорганизации) следующих методологических умений более высоких уровней:

1) обнаруживать смысл, основу, идею учебного материала или педагогического феномена; устанавливать связи различных смыслов, выявлять неявные мотивы, обусловившие возникновение той или другой концепции, причины ее целеполагания;

2) проводить сравнительный и феноменологический анализ педагогических феноменов: парадигм, систем, предмета, целеполагания, принципов, содержания, условий, средств воспитания и обучения в различных подходах к образованию; владеть проблемным видением; распознавать педагогические теории и системы на предмет их соответствия гуманистической парадигме; вычленять и сопоставлять разные по времени основания, послужившие другим педагогам базой для разработки их подходов; определять явные и скрытые источники зарождения педагогического замысла, их противоречивость и порождаемые его неявные смыслы, которые закладывались в ту или иную систему; устанавливать связи философско-педагогических замыслов с событиями исторической, социокультурной значимости эпохи его создания; давать разностороннюю оценку значения замысла – для времени создания и для современности; определять и преодолевать кризисные моменты в обучении и воспитании, перестраивать имеющиеся знания, конструировать на их основе культуро-сообразные и гуманные смыслы педагогической деятельности и т. д.;

3) устанавливать собственные смыслы альтернативных педагогических подходов, целеполагания, определения ведущих принципов, отбора и перестройки содержания, моделирования и конструирования условий и средств, формирующих и развивающих личностные структуры сознания учащихся; моделировать условия воспитания творческой личности; применять средства педагогической поддержки личностной самореализации, нравственной самоактуализации, самоопределения учащихся; использовать и создавать технологии прояснения личностных ценностей, вступления в педагогический контакт, предупреждения и погашения конфликтов, взаимодействия и объединения, смены ролей, преодоления барьеров на уроке, личностного обращения к ученику и т. д.

  • Как правило, к философскому уровню методологических проблем педагогики относят проблемы соотношения социального и
  • Так, Эле Исаевич Моносзон (1908-1987) выделяет несколько групп проблем. К первой группе он
  • Логика и процедуры педагогических исследований содержат, по его мнению, следующие проблемы:
  • В.О. Кутьев дает перечисление актуальных проблем педагогической методологии в качестве ориентира желательных публикаций
  • Это простое перечисление проблем дает представление о состоянии педагогической методологии на данный момент.
  • 2. Понятие методологической культуры
  • Методологическая культура присутствует там, где есть творчество - создание нового педагогического опыта, где
  • В этом случае сложность работы исследователя значительно возрастает по сравнению с тем, когда
  • 3. Уровни педагогической культуры
  • Выделение уровней методологии дает основания и для выделения соответствующих им уровней методологической культуры.
  • На этом уровне методологической культуры он способен создать передовой опыт практической работы, выдвинуть
  • На философском уровне методологической культуры необходимы знания альтернативных педагогических теорий, базирующихся на противоположных
  • Философский уровень методологической культуры является высшим, потому что методологические установки этого уровня определяют
  • 4. Критерии оценки методологической культуры
  • В.А. Сластенин и В.Э. Тамарин считают, что, кроме знаний и умений, к методологической
  • доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;
  • Но в то же время включение в методологическую культуру элементов, характеризуемых понятиями «установка»,
  • Например, В.С. Лукашов выделяет следующие уровни методологической культуры педагога:
  • Для того чтобы выявить содержательную сторону
  • При социологическом подходе к пониманию культуры общенаучный и философский уровни методологической культуры предполагают
  • 5. Структура и элементы методологической культуры
  • Рассмотрим выделенные уровни методологической культуры.
  • Уровень однозначной детерминации включает и соответствующие подуровни: знания, умения и навыки. Знаниями этого
  • Анализ основных критериев качества и эффективности педагогических исследований проведен В.М.Полонским. Он выделяет три
  • Есть ли в педагогике понятия для характеристики методологической культуры данного уровня? Такое понятие
  • Более высокий уровень методологической культуры предполагает способность педагога применять несколько методологических установок, что
  • Гуманистическая педагогика ставит цель создать условия для саморазвития личности учащегося. Приобретаемые при этом
  • Данный уровень методологической культуры необходим и в научном педагогическом познании, и в практической
  • Этот уровень методологической культуры является специфическим именно для педагогики. В естествознании процесс исследования
  • Понятия однозначной и многозначной детерминации
  • Методологическая культура - это характеристика внутренней, существенной стороны деятельности.
  • Необходимость такого уровня методологической культуры диктуется потребностями педагогической науки и социально-политическими условиями обучения
  • Диалектический уровень не является высшим. Педагогика включает в себя науку и мораль, а
  • Как видим, на каждом уровне методология имеет свои специфические черты, не выводимые непосредственно
  • 2. Понятие методологической культуры

    Методологическая культура присутствует там, где есть творчество - создание нового педагогического опыта, где нет действия по шаблону, она проявляется в познавательной и практической деятельности, а выявляется при изменении условий этой деятельности.

    Методологическая культура позволяет разрабатывать оригинальные, нестандартные решения в области педагогической теории и практики.

    Наиболее общим знанием, которое получает педагог, является педагогический принцип . Для выработки

    нового принципа нужно определить цели, которые ставит общество перед обучением и воспитанием,

    конкретные условия, учесть "возрастные особенности учащихся, способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций, специфику этого предмета, логику и содержание науки, которая "стоит" за этим предметом, и многое другое.

    В этом случае сложность работы исследователя значительно возрастает по сравнению с тем, когда он вырабатывает лишь какой-либо педагогический прием. Возрастание сложности требует более высокой методологической культуры педагога.

    В.В. Розанов сложность считал отличительной особенностью культуры. Отсюда, способность педагога вырабатывать новые принципы, новые подходы в своей педагогической деятельности - это показатель его высокой методологической культуры.

    3. Уровни педагогической культуры

    Выделение уровней методологии дает основания и для выделения соответствующих им уровней методологической культуры. Такими уровнями методологической культуры являются: философский, общенаучный и педагогический.

    Педагогический уровень методологической культуры требует знания истории педагогики и современных педагогических теорий; основных принципов, используемых в качестве методологических установок в педагогике, например принципы доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития и т.д. В этом случае педагог должен иметь навыки в

    использовании различных методов ведения урока (словесные, наглядные, проблемные, поисковые и т.д.) и навыки воспитательной работы.

    На этом уровне методологической культуры он способен создать передовой опыт практической работы, выдвинуть гипотезу и проверить ее с помощью устоявшихся в педагогике таких общенаучных методов, как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т.д.

    Общенаучный уровень методологической культуры

    предполагает использование в педагогике общенаучных принципов (редукционизма, эволюционизма, рационализма); умение применить приемы идеализации, универсализации, концептуализации; осуществлять в практике своей работы различные подходы (системный, вероятностный, структурно-функциональный и т.д.). На этом уровне происходит выдвижение гипотез, разработка педагогической теории и проверка ее в педагогической практике.

    На философском уровне методологической культуры необходимы знания альтернативных педагогических теорий, базирующихся на противоположных методологических принципах, детерминированных различными мировоззренческими установками.

    Педагог должен уметь определить границы и области наиболее эффективного применения каждой альтернативной теории, то есть ограничить притязание на всеобщность каждой методологической установки. На этом уровне проявляются навыки исторического и логического методов исследования, восхождения от абстрактного к конкретному, метафизического, диалектического и целостного системного рассмотрения явлений.

    «установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

    стремление выявить единство и преемственность психолого-педагогического знания в его историческом развитии;

    критическое отношение к положениям, аргументам,

    лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;

    рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников обучения и воспитания;

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Методологическая культура педагога. Силютина Элина Владимировна, Учитель музыки МБОУ №35 г.Каменска-Уральского.

    Тема. Распространение собственного опыта педагогического работника в области повышения качества образования и воспитания как показатель уровня развития методологической культуры педагога.

    Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее. 1. Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса. 2. Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач. 3. Методическая рефлексия.

    Основной критерий. Основным критерием владения знаниями и методики методологической культуры учителя является использование педагогом научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе.

    Педагогический принцип. 1. Цель, поставленную обществом перед обучением и воспитанием. 2. Определенные условия, в которых происходит педагогическое действие. 3. Возрастные особенности учащихся. 4. Методы обучения, т. е. способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций. 5. Предмет, являющийся объектом изучения. 6. Логику и содержание науки, представляющей данный объект и предмет.

    Уровни методологической культуры. 1) педагогический; 2) общенаучный; 3) философский.

    В.А.Качалов «Качество в образовании – это уже не только результаты учебы, но и система, модель, организация и процедуры, которые гарантируют, что обучающиеся получают комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворить свои потребности и позволяющее им внести вклад в прогресс и улучшение общества в целом»

    Качество образования - это комплексный показатель: соотношения цели и результата обучения; обеспечения степени удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг; определенного уровня знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности;

    Уровни распространения опыта. Школьный – ШМО, педсоветы, семинары, публикации на школьном сайте. Муниципальный – ГМО, педагогические чтения, семинары, мастер – класс. Региональный – семинары, конференции, публикации. Всероссийский – публикации в журналах, интернет – конкурсы.

    Благодарю за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методологическая культура учителя. Презентация.

    Данный материал, раскрывающий понятие "методологическая культура учителя", можно использовать в рамках программы внутрифирменного обучения педагогического коллектива. ...

    Презентация к докладу по теме " Творчество - методологическая позиция педагога " учителя Логиновой О.Р. на РМО...

    Сценарный план педагогического совета "Методологическая культура педагога,как фактор его профессионального развития", презентация к работе.

    В работе представлен полный материал проведения педагогического совета. При проведении педсовета использованы разнообразные современные методы и приёмы: деловая игра, мозговой штурм, анкетирован...

    Методологическая культура учителя

    2 слайд

    1. Понятие методологической культуры

    Методология педагогики указывает на то, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Такие знания необходимы каждому педагогу. Преподавателю необходимо иметь представление и определенные знания об уровнях методологической культуры педагогических работников, о методологии педагогики и уметь использовать эти знания в своей деятельности по преодолению проблем и в практическом применении при появлении различных педагогических проблем.
    Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее.
    1. Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.
    2. Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач.
    3. Методическая рефлексия.
    Основным критерием владения знаниями и методики методологической культуры учителя является использование педагогом научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе.

    3 слайд

    2. Сущность и структура методологической культуры педагога

    Можно сказать, что проявление у педагога творческого начала означает наличие определенного уровня методологической культуры педагога, т. е. создание нового педагогического опыта, в котором нет действия по шаблону. Таким образом, только в процессе познавательной и практической деятельности педагога формируется его методологическая культура. Результатом методологической культуры являются оригинальные разработки педагогов, нестандартные решения в сфере педагогической теории и практики.
    Наиболее общим знанием, которое получает педагог, является педагогический принцип. Для выработки нового принципа нужно определить следующие компоненты.
    1. Цель, поставленную обществом перед обучением и воспитанием.
    2. Определенные условия, в которых происходит педагогическое действие.
    3. Возрастные особенности учащихся.
    4. Методы обучения, т. е. способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций.
    5. Предмет, являющийся объектом изучения.
    6. Логику и содержание науки, представляющей данный объект и предмет.
    В этих условиях формирования и становления методологической культуры педагога выше сложность работы исследователя, по сравнению с тем, когда он определяет какой-либо отдельный педагогический прием. Следовательно, появляется цепочка и зависимость, когда новые педагогические разработки предполагают новый уровень методологической культуры педагога, более высокий. В свою очередь, возможность исследователя сформировать новые методы и подходы в своей педагогической деятельности является показателем его высокой методологической культуры.
    Определение уровней методологии влияет и на определение уровней методологической культуры, которые соответствуют ей. Выделяются такие уровни методологической культуры:
    1) педагогический;
    2) общенаучный;
    3) философский.
    Только овладев указанными уровнями культуры, педагог может совершенствовать свою профессиональную и исследовательскую деятельность, что является необходимой целью и стремлением любого профессионала в педагогике.

    4 слайд

    3. Уровни и ступени методологической культуры педагога

    Педагогический уровень методологической культуры
    На этом уровне для педагога важными являются следующие знания.
    1. В области истории педагогики и современных педагогических теорий.
    2. Основных законов и признаков, используемых в качестве основополагающих установок в педагогике (например, принципы доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития и т. д.).
    3. Навыков в применении различных методов ведения урока (словесные, наглядные, проблемные, поисковые и т. д.).
    4. Навыков практической работы в воспитательной деятельности преподавателя.
    Достигнув определенного уровня методологической культуры, преподаватель имеет способность и возможность сформировать передовой опыт своей практической работы, сформулировать проблему исследования и проверить ее с помощью наблюдения, эксперимента, анализа, синтеза, моделирования и т. д.
    Общенаучный уровень методологической культуры Данный уровень методологической культуры педагога представляет собой применение в педагогике:
    1) общенаучных принципов, а именно: редукционизма, эволюционизма, рационализма;
    2) приемов идеализации, универсализации;
    3) различных подходов - системного, вероятностного, структурно-функционального и т. д.
    На этом уровне происходит выдвижение гипотез, разработка педагогической теории и проверка ее в педагогической практике.
    Философский уровень методологической культуры
    Данный уровень методологической культуры педагога предполагает наличие знания различных педагогических теорий, которые базируются на противоположных методологических законах, обусловленных различными мировоззренческими направлениями. На этом уровне выявляются навыки исторического и логического приемов изучения, абстрактного и конкретного принципов, метафизического, диалектического и системного исследования явлений педагогической науки. Поэтому педагог должен свободно ориентироваться в данных принципах и приемах, уметь определять наиболее эффективные методы использования каждой альтернативной теории.
    Методологические установки философского уровня определяют методологию низших уровней: общенаучного и педагогического. Таким образом, можно сказать, что высшим уровнем методологической культуры педагога является философский.
    При выделении данных уровней методологической культуры отсутствуют критерии оценки и нет представления о последовательности уровней методологической культуры. Но в то же время подобное деление дает возможность педагогу развивать способности и стремиться к самосовершенствованию в своей практической деятельности.
    В. А. Сластенин считает, что кроме знаний и умений к методологической культуре относится следующее.
    1. Установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности.
    2. Стремление выявить единство и преемственность психолого-педагогического знания в его историческом развитии.
    3. Критическое отношение к положениям, аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания.
    4. Рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников обучения и воспитания.
    5. Доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания.
    6. Понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики и психологии» (Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002).
    Здесь отмечается ценностный подход к пониманию методологической культуры, значение которого велико и состоит в следующем.
    1. Позволяет определить последовательность методологических знаний, навыков и умений.
    2. Дает возможность установить последовательность этапов изучения методологической культуры.
    Попытки уйти от идеологических влияний на научное исследование не дают возможность определить оценки разных уровней методологической культуры педагога. А искусство давать оценку своим действиям указывает на важный показатель подготовки преподавателя.
    При выделении уровней методологической культуры возможен такой момент, что не берется во внимание содержательная часть. Критерием определения степени методологической культуры в этом случае становится умение и способность педагога использовать собственные методологические знания.

    5 слайд
    Исходя из последнего, выделяются следующие уровни методологической культуры педагога.
    1. Накопление знаний.
    2. Использование знаний.
    3. Создание знаний, т. е. творчество.

    Такое описание уровней методологической культуры педагога дает представление только о способности педагога к методологической деятельности, в то время как содержательная часть остается неосвещенной. Чтобы определить содержание методологической культуры, необходимо выявить признаки и критерии уровней методологической культуры, определить последовательность ценностей данной культуры, постепенно достигая которые преподаватель сможет совершенствовать свою методологическую культуру. В данном случае методологическая культура является механизмом саморазвития педагога.
    При общенаучном и философском уровнях методологической культуры выявляется способность педагога к деятельности, предполагающей наличие определенных знаний, умений и навыков, но способность достижения конечного результата не оценивается. В то время как именно достижение результата и итога действий является существенным признаком методологической культуры. Отсутствие знаний, умений и навыков, безрезультатность действий вследствие неверных методологических установок говорит об отсутствие методологической культуры педагога. Например, можно сделать ошибку в выборе уровня методологических приемов: применяется более высокий уровень, чем это необходимо для данного изучения, в результате это приводит к бесцельным рассуждениям. Так бывает, если вместо педагогической применяется философская методология. Более конкретный анализ позволяет выделить в методологической культуре сложную структуру и ее элементы.

    6 слайд

    Первая ступень педагогической методологии
    Уровень однозначной детерминации.
    1. Характеризуется как «механистическое мировоззрение».
    2. Необходим для исследования педагогических явлений.
    3. Необходим для применения на практике передовых новаторских идей педагогической науки, где на первых порах и нужен механистический подход, т. е. механицизм, механический перевод новой идеи, теории, принципа (педагогического или философского) в познавательную и практическую деятельность.
    4. Важно учитывать принцип научности.
    Низшим уровнем методологической культуры является способность педагога в использовании в качестве методологической установки какого-либо одного принципа, одной идеи, детерминирующей познавательную и практическую деятельность, так как уровень однозначной детерминации предполагает минимальные методологические способности. Такое применение дает возможность получить результат практической педагогической деятельности.

    7 слайд

    Уровень однозначной детерминации состоит из следующих компонентов.
    1. Знания.
    2. Умения.
    3. Навыки.

    8 слайд

    Вторая ступень педагогической методологии
    Диалектический уровень
    Данный уровень методологической культуры более высокий, который предполагает следующие основные положения и критерии.
    1. Умение педагога использовать в своих исследованиях несколько методологических установок.
    2. Наличие у педагога дополнительных знаний, умений и навыков в отличие от предыдущего уровня.
    3. Наличие нескольких целей деятельности.
    4. Знание методик достижения целей.
    Например, воспитание и обучение - это процессы, которые имеют разные цели, методологические установки, принципы, задачи, теории, хотя все это достигается в одном учебно-воспитательном действии.
    В настоящее время педагогика ставит задачу по созданию условий для самостоятельного развития личности ученика, при котором важными средствами достижения цели являются приобретаемые знания, умения и навыки.
    Обучение не может происходить без воспитания. Умение педагога подходить к процессу обучения с точки зрения воспитательного значения как раз и относится к данному уровню методологической культуры. Знания, умения и навыки этого уровня развиваются при обучении в вузе на занятиях по методике преподавания, позже, принимая участие в различных научно-практических конференциях, которые призваны пропагандировать новаторские идеи в педагогической практике, а также на курсах повышения квалификации.
    Данный уровень методологической культуры необходим и в научном педагогическом познании, и в практической деятельности. Например, при определении положений по основному содержанию образования необходимо сформулировать критерии выбора образовательных дисциплин, при этом учесть взаимовлияние и взаимоотношения обучения естественно-научного и гуманитарного. В образовательном процессе педагог должен помнить и применить многочисленные приемы, методы, принципы и методологические установки. Это, в частности, касается организации трудового, нравственного, эстетического, экологического воспитания и т. д.
    Диалектический уровень методологической культуры является особенным именно для педагогической науки.
    Например, в естествоведческих науках процесс изучения явления можно объяснить одним из методологических понятий, в то время как в педагогике такое объяснение является признаком и критерием низкого уровня методологической культуры, при котором нет основного определения явлению, а положения представляются в виде одного принципа. Примером могут служить принципы воспитывающего и развивающего обучения. Воспитывающее обучение - это принцип обучения и воспитания, сочетание обучения и развития - принцип развивающего обучения. Соединение таких разных целей в одном принципе называли диалектикой.
    Диалектический уровень формируется соединением противоположных начал, хотя в данном примере принципы и не считаются противоположными.
    Методологической культурой педагога является определение внутренней, специфической области явления.
    Диалектический уровень методологической культуры формирует умение педагога использовать в своей педагогической работе противоположные идеи и положения, сочетая несколько направлений образования в одном учебно-воспитательном процессе.
    Уровень целостного, или системного, подхода. Целостный, системный подход представляет собой преобразование познавательного процесса в системное управление педагогической деятельностью посредством философской методологии.

    9 слайд

    Уровень целостного, или системного, подхода методологической культуры педагога можно определить следующими характеристиками.
    1. Проявляется умение педагога сформировать единство различных методологических установок на основе личных знаний, умений и навыков.
    2. Мировоззрение педагога является определяющим в организации его практической и познавательной деятельности, выполняя задачи аналитической характеристики педагогических вопросов.
    Таким образом, каждый уровень методологической культуры педагога представлен в виде совокупности определенных собственных характеристик. Каждый составляющий элемент методологической культуры педагога регулирует только ему присущую задачу, определяя познавательную и практическую деятельность в целом.

    10 слайд

    4. Цели воспитания в контексте культурологического подхода

    Культурологический подход рассматривается как обучение в контексте культуры, опора образования на характер и ценности культуры. Выделяя ценностное значение образования, определяются три составляющих компонента.
    1. Государственная ценность образования.
    2. Общественная ценность образования.
    3. Личностная ценность образования.
    Государственная ценность образования. Представляет собой моральный, экономический, интеллектуальный, научный, технический, духовно-культурный потенциал любого государства.
    Общественная ценность образования. Определяется обучением и образованием грамотных и профессиональных специалистов, которые способны разрешить большой круг поставленных обществом профессиональных и социально-значимых задач в конкретно-исторических условиях жизни людей.
    Личностная ценность образования. Является осознанной необходимостью проявления человеком его разнообразных познавательных потребностей и стремления к совершенному развитию своих способностей.
    Последний тезис непосредственно согласуется с идеями культурологического подхода, завоевывающего все больше сторонников в системе образования.
    Культурологический принцип дает возможность сочетать в образовательном процессе общеобразовательной школы общекультурный, специальный и психолого-педагогический компоненты благодаря выбору содержания обучения по принципу «от человека образованного к человеку культурному». Это имеет эффективный результат, если учитывается анализ предметного и внепредметного содержания обучения с позиции развития цельной культуры личности.

    11 слайд
    Культурологический подход происходит с помощью введения следующих факторов.
    1. Наполнение содержания традиционных учебных дисциплин, ограниченных рамками программных требований (стандартов образования).
    2. Появление новых дисциплин культурно-гуманитарного цикла (философии, психологии, культурологии и т. д.).
    3. Наполнение дисциплин естественнонаучного круга общечеловеческими проблемами, ценностями.
    4. Формирование междисциплинарных связей.
    Реализация подхода характеризуется следующими показателями.
    1. Поворот образовательного процесса к человеку, как основному его предмету и цели.
    2. Наполнение содержания образовательного процесса задачами и проблемами человека.
    3. Представление организации образовательного процесса как целостной системы совместной деятельности учителей и учащихся.
    4. Формирование образовательного процесса в рамках мировой, национальной культуры.
    5. Формирование индивидуальности и самобытности личности ребенка, развитие личностных характерных особенностей.
    6. Эффективное повышение профессионального мастерства и педагогической культуры учителей.
    Потребности настоящего времени требуют наполнить новым содержанием культурологический принцип.
    В культурологической концепции содержание образования включает четыре компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Компонентом культуры в данном случае можно считать знания, которые в образовании значимы и с точки зрения самооценки личности.
    Компетентность подразумевает наличие определенных научных знаний и предполагает возможность проводить соответствующую практическую деятельность, т. е. означает владение способами деятельности и приобретенный опыт как репродуктивной, так и творческой деятельности в сфере рассматриваемой компетенции. Важно отметить, что подобную деятельность нельзя произвести без сформулированного мотивационного положения, основополагающим фактором которого являются ценностные отношения развития личности. Кроме того, компетентность определяется развитием специфических особенностей личности, которые так необходимы для проведения практической деятельности.

    «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ» Приставакина Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 31» Рузский район, дер.Орешки Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования (ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)


    «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир». А. Дистервега.


    Цель - создать личностно-развивающую среду, которая бы способствовала профессиональному и личностному развитию педагогов, обеспечивала условия для психического здоровья, эмоционального благополучия и внутренней удовлетворенности педагогов своей деятельностью и эффективно влияла на развитие всех субъектов педагогической деятельности


    Задачи: повышение педагогического мастерства и обогащение педагогического опыта; влияние на профессиональное становление педагога. определить составляющие профессиональной компетентности и перечень основных профессиональных компетенций для педагога о ДОУ повышение уровня усвоения программного содержания; гарантия качества полученных умений и навыков воспитанниками ДОУ; повышение качества образования в целом, повышение имиджа среди ДОУ.


    Личность педагога может стать фактором формирования личности воспитанника только в том случае, если педагог является профессионально грамотным, свободным членом педагогического сообщества. Вот почему научно-методическая работа, организованная в ДОУ, нацелена на профессиональное развитие, приобретение и закрепление статуса педагога, решение его профессиональных и личных проблем, на его успешную самореализацию.


    Основные педагогические ценности воспитателя дошкольного образовательного учреждения -человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала; -духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка; -практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности; -личностные педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.


    Основой профессиональной деятельности воспитателя ДОУ является Знание возрастных и индивидуальных психолого- педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Учитывая их, воспитатель планирует дальнейшую работу: организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и др.


    Воспитатель ДОУ должен владеть знаниями: методологическими (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения); теоретическими (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста); методическими (знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста); технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста).


    Творческий воспитатель – это профессионал, способный создавать в педагогическом процессе качественно новые материальные и духовные ценности. Он умело сочетает в своей педагогической деятельности стереотипное, придающее процессу устойчивость, стабильность, управляемость, инвариантность, с инновационным, продуцирующим вариативность, свободу, изменчивость.




    Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями ДОУ дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников в ДОУ


    Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Данная функция связана с развитием духовности личности, направлена не только на педагога, но и на ребенка.


    Развивающая функция профессионально-педагогической культуры заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно- образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.


    Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю ДОУ выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.


    Коммуникативная функция выделена нами, исходя из следующей идеи: развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Он должен владеть приемами коммуникабельности с детьми разного возраста и различными психолого- педагогическими особенностями развития.


    Информационная функция профессионально-педагогической культуры связана со всеми ее функциональными компонентами. Педагог должен владеть системой современного психолого-педагогического знания, историей его развития, методологией научного познания и др. Воспитатель ДОУ должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей.


    Координирующая функция профессионально-педагогической культуры заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. В сельских дошкольных учреждениях работают воспитатели, окончившие педагогические училища или педагогические классы, так же встречаются педагоги, не имеющие специального педагогического образования, а значит, не владеющие в совершенстве методиками дошкольного образования. В городских дошкольных учреждениях работают воспитатели, имеющие специальное педагогическое образование, но в связи с социально- экономическими переменами в стране, в последнее время на должность воспитателя принимают педагогов, не имеющие специального дошкольного образования, а владеющие знаниями в одной области науки. Следовательно, данная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности.


    Рефлексивная функция Согласно гуманитарно-культурологической ориентации в толковании рефлексии, она трактуется как «переосмысление и перестройка субъектом содержания своего опыта, которые отражают проблемно- конфликтные ситуации и порождают действенное отношение его как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности, ее кооперантам, социокультурному и вещно экологическому окружению».


    Диагностическая функция Воспитатель дошкольного учреждения, осуществляя воспитательно-образовательный процесс, должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: выстраивать диагностические цели, прогнозировать результаты диагностической деятельности, подбирать (разрабатывать) диагностический инструментарий; совместно с другими педагогическими работниками (психологами, музыкальным работником, логопедом) осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование, осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.


    Под профессионально-педагогической культурой воспитателя дошкольного образовательного учреждения понимается интегральное качество личности, представленное единством ценностного, когнитивного, инновационно-технологического, личностно-творческого компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения.


    Сценарный план подготовки и проведения педагогического совета Подготовка к педсовету Создание инициативной группы по проведению педсовета. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме. Посещение режимных моментов всех возрастных групп с целью просмотра воспитательно-образовательного процесса. Анкетирование «Кто я: оптимист или пессимист?»


    План педсовета Игра «Качества» Ответственные: Заместитель заведующего по методической работе Профессиональная компетентность педагогических работников (работа с теоретическими понятиями). Ответственные: Заместитель заведующего по методической работе Деловая игра Ответственные: Заместитель заведующего по методической работе Творческая игра Ответственные: старший воспитатель Итоги посещения режимных моментов всех возрастных групп с целью просмотра воспитательно-образовательного процесса. Ответственные: Комиссия Итоги анкетирования. Ответственные: педагог-психолог


    Ход педсовета Введение в тему педсовета. Игра «Качества» Каждому из педагогов необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельной бумажке. Далее педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.


    Работа с теоретическими понятиями по теме педсовета Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Три критерия: 1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности. 2. Готовность решать профессиональные предметные задачи. 3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.


    Воспитатель 21 века – это: Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; Умеющий организовать рефлексивную деятельность; Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.


    Условия профессионального роста Самообразовательная работа Чтение методической, педагогической и предметной литературы Обзор в Интернете Посещение семинаров, конференций, уроков коллег. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег. Изучение информационно- компьютерных технологий. Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете. Участие в конкурсах в Интернете. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.


    Деловая игра Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности. Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога. Оборудование: ватман, маркеры, фломастеры. Группа пользователей: педагоги ДОУ.


    Деловая игра для педагогов состоит из нескольких частей: практическая часть – оформление модели профессиональной компетентности педагога с ее обоснованием; практическая часть – оформление модели профессиональной компетентности педагога с ее обоснованием; теоретическая часть; теоретическая часть; демонстрационная часть; демонстрационная часть; заключительная часть. заключительная часть.


    Организационный этап: Участники делятся на две группы. В группе выбирают секретаря - для записи всех поступающих предложений, хранитель времени - для контроля времени, оратор - для защиты своей модели. Время работы- 3-5 минут. «Этап Мозговой штурм» Секретарь записывает любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. После группового обсуждения выбираются 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные. Время работы – минут.


    Оформительный этап На ватмане оформляется групповая модель профессиональной компетентности педагога: необходимо на одной половине изобразить профессионально компетентного педагога, а рядом записать десять его наиболее значимых качеств. Время работы – 15 минут.


    Демонстрационный этап Презентация модели профессиональной компетенции педагога, обоснование представленных профессиональных и личностных качеств. Время работы – 10 минут. После презентации каждый участник группы выбирает три наиболее важных, по его мнению, качеств из десяти представленных.




    Теоретическая часть Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств. Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.


    К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся: Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности; Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию. Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.






    Решения: Считать повышение профессиональной компетентности педагогов необходимым условием развития ДОУ. Срок: постоянно. Ответственные: все педагоги. Продолжить практику взаимопосещений разных образовательных областей, которые не предполагают функции контроля, организует эффективное профессиональное общение и дает возможность педагогам в большей степени раскрыться, показать свой потенциал, найти ответы на интересующие их вопросы. Срок: постоянно. Ответственные: все педагоги. В конце учебного года воспитатели предоставляют анализ по самообразованию за учебный год. Ответственные: все педагоги. Продолжить работу внутрисадовых семинаров и мастер- классов, направленных на формирование и развитие ключевых компетенций воспитателя. Срок: постоянно. Ответственные: заместитель директора по методической работе, старший воспитатель.


    На свете много разных профессий И в каждой есть прелесть своя Но нет благородней, нужней и чудесней Чем та, кем работаю я! Мир детства сладостен и тонок, Как флейты плавающий звук. Пока смеется мне ребенок, Я знаю, что не зря живу. Твердят друзья: «Есть нивы тише» Но ни за что не отступлю. Я этих милых ребятишек, Как собственных детей люблю… И каждый день, Как на премьеру Вхожу в притихший детский сад. Иду сюда не для карьеры- Здесь каждый мне ребенок рад. Быть в гуще детских восприятий… И так на протяженье лет- Судьба моя - я воспитатель! Нет лучшей доли на земле.




    Самое обсуждаемое
    Причины и повод к войне в иллюстрациях и комментариях Причины и повод первой мировой войны Причины и повод к войне в иллюстрациях и комментариях Причины и повод первой мировой войны
    Чем лечить шишки от уколов? Чем лечить шишки от уколов?
    Образец характеристики ученика музыкальной школы Образец характеристики ученика музыкальной школы


    top