Герои давно отгремевшей войны. В годы Великой Отечественной войны

Герои давно отгремевшей войны. В годы Великой Отечественной войны

Анатолий Васильевич Филимонов,

профессор, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой русской истории ПГПУ им.С.М.Кирова

Суровые испытания выпали на долю древнего русского города, вписавшего в годы Великой Отечественной войны новые яркие страницы в свою многовековую историю.

В захватнических планах фашистской Германии особое место занимал Ленинград, для овладения которым предназначалась группа армий «Север». Перед ней стояла задача нанести удар из Восточной Пруссии в направлении на Даугавпилс, Остров, Псков и через короткое время захватить Ленинград. Всего на ленинградском направлении действовали 42 вражеские дивизии общей численностью 725 тысяч солдат и офицеров, вооруженных танками, авиацией, орудиями - более 30% сил и средств, предназначенных для вторжения в пределы Советского Союза.

Гитлеровская Германия, вероломно напав на СССР, стремилась нанести ему возможно более тяжелый урон, захватить инициативу и в кратчайший срок завершить войну в свою пользу. Но план «молниеносной войны» стал рушиться с первых же дней гитлеровского вторжения. Несмотря на неравные условия и тяжелую обстановку, советские воины смело и решительно вступали в бой с превосходящими силами врага и в ожесточенных схватках упорно отстаивали каждую пядь земли. С упорным сопротивлением противник столкнулся на Шауляйско-Лиепайском и Вильнюсском направлениях, где советские воины в первые дни войны стремились задержать его. Однако преимущество противника в живой силе и технике было настолько велико, что они не могли только одной храбростью и самопожертвованием остановить его продвижение вглубь советской территории.

После оставления Прибалтики Псков стал первым крупным российским городом, принявшим на себя удар противника. Ему гитлеровское командование отводило особое место, называя «ключом к парадным дверям Ленинграда»: после Пскова на пути к Ленинграду больше не было такого крупного населенного пункта и важного железнодорожного узла, каковым являлся древний город.

Следя за событиями, развернувшимися на Северо-Западном театре военных действий, Наркомат обороны 26 июня 1941 года потребовал приведения в боевую готовность Псковско-Островского укрепленного рубежа вдоль старой государственной границы. Его оборонительные сооружения были законсервированы или демонтированы после присоединения в 1940 году Прибалтики. Строительные работы начались здесь с 28 июня. На них ежедневно было занято 9500 военных строителей и 25 тысяч мобилизованных жителей Пскова и окрестных районов. Строительство оборонительных рубежей явилось для псковичей огромной школой мужества, проверкой их стойкости. Участники работ подвергались почти непрерывным бомбардировкам и пулеметному обстрелу гитлеровской авиации.

Строительство оборонительных объектов, как и поток эшелонов с военными грузами, места расположения войск прикрывали советские летчики базировавшейся на псковском аэродроме 39-й истребительной авиадивизии. В те дни в псковском небе ее летчики одними из первых сумели осуществить воздушные тараны. 28 июня такой подвиг совершили младшие лейтенанты П.Т.Харитонов и С.И.Здоровцев, 29 июня - младший лейтенант М.П.Жуков. Уникальность этих таранов состояла в том, что все летчики сумели сохранить свои боевые машины и вернулись на аэродром. 8 июля 1941 года был подписан первый в годы войны Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении этим трем летчикам звания Героя Советского Союза.

М.П.Жуков погиб в 1943 году у Невской Дубровки, защищая Ленинград, а П.Т.Харитонову удалось увидеть Победу над гитлеровской Германией. При содействии Комитета по обороне Государственной думы и на собранные в Москве и в Пскове средства памятник этим Героям и первому Указу был сооружен и открыт 22 июля 2005 года в Крестах - перед псковским военным аэродромом. Подвиги П.Т.Харитонова, С.И.Здоровцева и М.П.Жукова стали примером для многих других летчиков. Вскоре после них воздушный таран в и небе под Псковом совершил Н.Я.Тотмин, также удостоенный звания Героя Советского Союза.

Авиаторы были первыми, кто принял на себя удар противника под Псковом. С 30 июня 1941 года на рубеже обороны в Псковско-Островском укрепрайоне стали сосредотачиваться и сухопутные фронтовые резервы, вступившие с начала июля в бой с противником. Особенно ожесточенные бои, полные примеров мужества и героизма, развернулись 3-6 июля. Противник потерял в них до 140 танков, много другой техники и живой силы. Советские летчики в период боев совершили 74 боевых вылета, сбросив на врага сотни бомб. 4 июля летчик Л.В.Михайлов сбил в одном из боев два неприятельских самолета, а свою подбитую машину направил в танковую колонну противника. Это был один из первых в годы войны подвигов такого рода. За него Л.В.Михайлов 22 июля 1941 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Среди командиров, руководивших войсками в этих боях, были командующий 27-й армией Н.Э.Берзарин, будущий первый военный комендант Берлина, и командир 28-й танковой дивизии И.Д.Черняховский, будущий генерал армии, командующий 3-м Белорусским фронтом. Участвовали в боях и бойцы 9-го Псковского пограничного отряда НКВД во главе со старшим политруком Д.Т.Дядищевым, погибшим 3 июля 1941 года.

Бои на Псковско-Островском рубеже на время задержали продвижение противника, но незавершенность сооружения укреплений и превосходство врага в силах заставили воинов Северо-Западного фронта вновь отступить. Однако они упорной обороной снова стремились приостановить продвижение противника непосредственно к Пскову. Неподалеку от города 7 июля 1941 года произошло одно из первых в истории войны крупное танковое сражение, в котором с советской стороны участвовало около 100 танков, а со стороны противника - не менее 250. Противнику был нанесен ощутимый урон: он потерял несколько десятков танков и бронемашин. Еще несколько машин было уничтожено в непосредственной близости от Пскова, возле реки Черёхи.

В 1974 году, в дни празднования 30-летия со дня освобождения Пскова, на городской площади Победы состоялось перезахоронение останков неизвестного солдата, павшего на поле брани 9 июля 1941 года близ деревни Батьковичи, что неподалеку от Пскова, на реке Великой. Вероятно, солдата оставили для прикрытия огнем отходивших товарищей (поэтому у него и не было документов). И когда этот мужественный воин, выполнив свой долг до конца, готовился переплыть реку, вражеские пули настигли его. Он скончался от тяжелых ран на руках жителей деревни, которые здесь же, на берегу Великой, похоронили бойца. Теперь на могиле его в Пскове стоит памятник с надписью «Подвиг твой бессмертен» и горит Вечный огонь, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде.

Нельзя не отметить и роль в защите города первых добровольческих формирований псковичей - истребительных батальонов, отрядов местной ПВО, охранявших важнейшие объекты, тушивших пожары, вспыхнувшие в городе после налетов вражеской авиации, боровшихся с диверсантами и десантами противника. Напряженно трудился коллектив Псковского железнодорожного узла, обеспечивавший эвакуацию имущества и ценных грузов. Только в период с 3 по 8 июля 1941 года из города в восточные районы страны (Поволжье, Урал, Сибирь) было вывезено 1457 вагонов грузов (ценности Государственного банка, оборудование промышленных предприятий, культурные ценности и др.). Составы нередко формировались под бомбовыми ударами вражеской авиации, на разрушенных путях.

По мере возрастания угрозы захвата Пскова советское командование, стремясь в очередной раз задержать противника, приняло решение о взрыве всех мостов через Великую и ее притоки. К 8 июля все автодорожные мосты, прикрывавшие подступы к городу, были подорваны. Сохранился только железнодорожный мост, у которого несла охрану группа из семи саперов 50-го дорожного батальона 1-го механизированного корпуса под руководством младшего лейтенанта С.Г.Байкова.

В эти тревожные минуты, когда враг стремился на плечах отступавших советских воинов ворваться в город, саперы-подрывники и совершили героический подвиг. Мост был уже заминирован, но по нему переправлялись отступавшие бойцы 41-го стрелкового корпуса. В случае немедленного взрыва моста значительная часть их осталась бы на левом берегу Великой и неизбежно попала бы в плен, поэтому с взрывом тянули до последнего. Наконец, около 16 часов приказ о взрыве был получен. Но в это время саперы увидели, что к мосту с боем пробивается советский артиллерийский дивизион. Байков решил пропустить его, а потом подорвать мост. Артиллеристы переправились (все это происходило под артиллерийским огнем противника), но вслед за ними к мосту устремились немецкие танки и мотоциклы. Дело решали секунды. Попытка взорвать мост с помощью подрывной машинки не удалась (электропровода оказались перебитыми). Тогда саперы вместе с командиром бросились на мост и использовали в качестве детонаторов гранаты. Мост вместе с ворвавшимися на него вражескими машинами рухнул в воду. За этот подвиг С.Г.Байков первым среди воинов инженерных частей был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1942 г.), все остальные бойцы награждены орденами Ленина. Именем Байкова названа одна из улиц города. Долгое время все бойцы его группы считались погибшими при взрыве, как и командир. Однако судьба четырех из них оказалась счастливой: они в тот памятный день уцелели, продолжали сражаться с врагом, а после окончания войны вернулись на Псковщину и получили давно ожидавшие их заслуженные награды.

Бойцы-саперы повторили подвиг, который был совершен невдалеке от этого места командиром 2-й роты 4-го минно-подрывного дивизиона А.А.Чецулиным в гражданскую войну, когда интервенты и белогвардейцы весной 1919 года рвались к Петрограду. Чтобы задержать их, минеры разрушили железнодорожный мост, а броневики противника тем временем вступили на Ольгинский мост. Выделенные для подрыва моста минеры не успели вовремя сделать это. Тогда командир роты бросился к мосту и подорвал его. Герой погиб, но уничтоженный им мост на три дня остановил наступление интервентов и позволил частям Красной Армии организовать оборону на тыловых рубежах.

Взрыв мостов в 1941 году тоже не позволил противнику сходу ворваться в Псков. Упорной обороной города продвижение его было задержано еще на сутки, что позволило командованию выиграть некоторое время, столь дорогое в ту тяжелую пору. Тогда противник обошел Псков с востока и его танковые соединения устремились к Луге. Советские войска под угрозой окружения 9 июля 1941 года вынуждены были оставить город.

Оборона Псковско-Островского укрепленного рубежа и непосредственно Пскова явилась важ ным звеном битвы за Ленинград на дальних к нему подступах и способствовала срыву планов гитлеровцев по быстрому его захвату. Обеспечивая отход главных сил 27-й армии после оставления Пскова, храбро сражались севернее его воины 111-й стрелковой дивизии. Командир дивизии полковник И.М.Иванов во главе одного из подразделений организовал оборону в населенном пункте Мараморка недалеко от Пскова на Ленинградском шоссе. Вскоре показались немецкие автоматчики на мотоциклах, и советские воины открыли по ним огонь. Мотоциклисты стали отступать, но на помощь им подоспела мотопехота. Завязалась ожесточенная схватка. Атаки врага следовали одна за другой, с воздуха их поддерживала авиация, затем к полю боя подошли немецкие танки. Они открыли огонь по воинам, которые вели неравный бой с врагом до последней возможности. Оставшаяся в живых небольшая группа бойцов во главе с командиром дивизии, отстреливаясь, пыталась отойти к лесу. Но вражеский огонь уничтожал одного воина за другим, одним из последних был сражен полковник И.М.Иванов. Теперь у деревни стоит памятник с надписью: «Здесь похоронены командир 111-й стрелковой дивизии полковник Иванов Иван Михайлович и 40 солдат, сержантов и офицеров, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в июле 1941 года».

Продолжали сражаться с врагом и воины-пограничники. Всего их на подступах к Пскову и севернее его погибло до 180 человек; в деревне Лудони им установлен памятник.

Несмотря на отступление от Пскова и понесенные советскими войсками потери, они не позволили группе армий «Север» разгромить их на северо-западном театре военных действий. Более того, упорной обороной они остановили фашистов на дальних подступах к Ленинграду. Гитлеровскому командованию пришлось 19 июля 1941 года отдать приказ группе армий «Север» прекратить наступление на Ленинград, перейти к обороне, привести в порядок свои войска, перегруппировать их и лишь после этого возобновить наступление. Это время было использовано советскими войсками для организации лучшей обороны на Лужском, а затем на Пулковском рубеже. В конечном итоге план захвата Ленинграда оказался сорванным. В обороне его на дальних подступах важное значение имели и бои под Псковом.

Но древний Псков на целых три года оказался оккупированным немецко-фашистскими захватчиками, в полной мере испытав все тяготы «нового порядка», основным средством которого был массовый, ничем не ограниченный террор. Псков стал поистине многострадальным городом. Он из российских городов был оккупирован одним из первых, а освобожден в числе последних, пережив самую длительную по сравнению с другими гитлеровскую оккупацию. Вдобавок, оккупационный режим был здесь наиболее тяжелым, так как город в течение всех этих лет был ближайшим прифронтовым тылом, постоянной базой дислокации гитлеровских войск.

Кровавым террором, насилиями, грабежами, идеологической обработкой населения гитлеровцы надеялись сломить волю псковичей к сопротивлению. Однако уже летом 1941 года в городе и его окрестностях стали развертываться, становясь все более массовыми и активными, различные формы народного сопротивления. В этом отношении псковичи во многом были первыми в Ленинградской области (Псков в то время входил в Ленинградскую область), вырабатывая и проверяя на практике наиболее целесообразные виды сопротивления и способы их организации. Так, уже в конце июля 1941 года под Псковом начали действовать три партизанских отряда общей численностью 120 человек. Командовали ими заведующий военным отделом Псковского горкома ВКП(б) И.А.Тарабанов, начальник городского отдела милиции В.Н.Шубников и командир-пограничник А.Г.Казанцев. Они были одними из первых партизанских отрядов в Ленинградской области и на оккупированной территории РСФСР в целом. В дальнейшем партизанское движение настолько расширилось, что к востоку от Пскова в сентябре 1941 года образовался первый в истории Великой Отечественной войны Партизанский край - территория, освобожденная от гитлеровских захватчиков, на которой была восстановлена советская власть - своеобразная «партизанская республика» в кольце вражеского окружения. Площадь края равнялась 9600 кв. км; в мирное время на его территории находилось около 400 деревень. Просуществовав в течение года, край показал мощь партизанского движения, силу народа, поднявшегося на защиту Родины. Непосредственно в Пскове уже в августе 1941 года началась деятельность подпольных организаций и групп, руководили которыми Псковские подпольные горком и райком ВКП(б). Они первыми в Ленинградской области, как и на оккупированной территории вообще, пришли к выводу о необходимости концентрации и объединения усилий сравнительно небольших сил подпольщиков для решения главных задач. В ноябре 1941 года был образован Псковский межрайонный подпольный партийный центр, возглавивший борьбу населения в Пскове и в трех прилегавших к нему районах.

Руководил им секретарь Псковского горкома ВКП(б) А.В.Гущин. Это был самый первый на оккупированной территории РСФСР межрайонный центр подпольной борьбы, с которым были связаны подпольные организации и группы Пскова, руководимые патриотами A. M.Яковлевой, А.И.Рубцовой, С.Г.Никифоровым, М.Г.Семеновым, Л.С.Акуловым, И.А.Екимовым и другими. Они действовали в паровозном депо, на электростанции, в госпитале и других местах. В напряженную и полную смертельной опасности борьбу включались и юные псковичи, не объединенные в группы, например, ученики школы № 1 братья Анатолий и Валерий Молотковы.

Межрайонный подпольный партийный центр действовал в течение года и прекратил свое существование после гибели основных его руководителей. Опыт его был учтен в дальнейшем в других районах. В октябре 1942 года в целях усиления подпольной работы в тылу врага Ленинградский обком ВКП(б), следуя примеру псковичей и найдя их опыт организации подпольной борьбы наиболее целесообразным, принял решение создать на оккупированной территории области уже 11 межрайонных подпольных центров, в том числе Псковский, вошедший в историю под названием центра «второго формирования». Возглавил его секретарь Псковского горкома ВКП(б) В.Ф.Михайлов; центр руководил подпольной борьбой в Пскове и в четырех соседних районах. Центром велась работа по воссозданию подпольных организаций и групп, срыву мероприятий оккупантов, диверсионная и разведывательная деятельность. Наиболее важным было

получение сведений о строительстве оборонительной линии «Пантера», что оказало неоценимую услугу советским войскам при наступлении на Псков в 1944 году. Гитлеровское командование намеревалось также осуществить запуск на Ленинград ракет ФАУ-2, уже доставленных в район Пскова. Но своевременно переданные об этом псковскими подпольщиками сведения в Ленинградский штаб партизанского движения позволили советской авиации нанести упреждающий удар и уничтожить сооружения гитлеровских войск. Это был очередной «взнос» псковичей в героическую оборону Ленинграда. Героическая борьба псковичей не прекращалась вплоть до освобождения города. Их решимость до конца бороться с врагом хорошо выразил в своей песне партизанский поэт пскович И.В.Виноградов: «Скорей умрем, чем станем на колени, но победим скорее, чем умрем!».

В результате стремительного наступления советских войск в январе-феврале 1944 года на юг от Ленинграда и на запад от Новгорода была освобождена от захватчиков значительная часть районов Псковского края. К концу февраля советские части вышли на подступы к Пскову. Как в 1941 году гитлеровцы называли его «ключом к парадным дверям Ленинграда», так и теперь он имел для них важнейшее стратегическое значение, представляя «ворота в Прибалтику». Поэтому оккупанты с октября 1942 года начали строительство линии «Пантера», продолжавшееся до 1944 года. «Пантера» являлась частью «Восточного вала», проходившего от Балтийского до Черного моря. После того, как южная часть этого «вала» под кодовым названием «Вотан», проходившая по Днепру, осенью 1943 года рухнула под ударами Красной Армии, гитлеровское командование возложило большие надежды на его северную часть, названную «Пантерой». Глубоко эшелонированная, оборудованная блиндажами, дотами, зарытыми в землю танками и пушками, колючей проволокой, противотанковыми «ежами» и надолбами, «Пантера» должна была сорвать наступление советских войск и наглухо закрыть дорогу в Прибалтику. Псков был окружен мощными оборонительными линиями, последняя из них проходила по окраинам города. Ключом обороны гитлеровцев являлись Ваулины горы, где была создана целая система пунктов, обеспечивавших наблюдение за действиями советских войск на глубину до 15 километров. Командование группы армий «Север» считало эту линию укреплений неприступной.

В конце февраля 1944 года советские войска пытались сходу прорвать ее, но попытки не увенчались успехом. Особенно сильное сопротивление гитлеровцы оказали севернее Пскова - у Ваулиных гор, и южнее города - у станций Стремутка и Черская. Эти бои были отмечены многочисленными примерами героизма советских воинов.

Например, 17 марта 1944 года в одном из боев севернее Пскова рядовой И.С.Коровин закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и ценой жизни дал возможность подразделению выполнить боевую задачу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Сказывались, однако, сильная усталость бойцов после беспрерывного двухмесячного наступления от стен Ленинграда, ожесточенное сопротивление противника, наступавшая весна, затруднившая деятельность авиации. После нескольких неудачных попыток штурма Ставка Верховного Главнокомандования решила наступление приостановить и перейти к обороне. 18 апреля 1944 года был образован 3-й Прибалтийский фронт под командованием генерала армии И.И.Масленникова, воины которого целых три месяца готовились к предстоящему штурму укреплений «Пантеры». В штабах шло боевое планирование, с бойцами проводились специальные тренировки, бронетанковые и механизированные войска занимались восстановлением материальной части, летчики перебрасывали грузы. Военный Совет 42-й армии выпустил специальную листовку «Освободим Псков от фашистского ига» с обращением к бойцам и офицерам. «Славные воины нашей армии! - говорилось в ней. - ...Вы находитесь на подступах к крупному административному центру Ленинградской области, важному узлу железных дорог - городу Пскову. Перед вами старинный русский город, прославивший себя многовековой героической борьбой против немецких захватчиков. Наши предки, псковитяне и новгородцы, руководимые Александром Невским, в 1242 году разбили на Чудском озере немецких псов-рыцарей. Это «Ледовое побоище» навсегда прославило силу русского оружия. Наши отцы и старшие братья в 1918 году под Нарвой и Псковом наголову разбили отборные немецкие войска и тем самым вписали первую величайшую страницу в историю военной славы молодой Красной Армии...».


Наступление возобновилось 17 июля 1944 года и началось с прорыва линии «Пантера» южнее Пскова. Значимость этого события была настолько большой, что в Москве в честь воинов 3-го Прибалтийского фронта, совершивших прорыв, был дан салют. Этот прорыв «Пантеры» означал начало Псковско-Островской наступательной операции, в ходе которой был освобожден и Псков. Основной удар по городу наносили 128-я и 376-я стрелковые дивизии (командиры - генералы Д.А.Лукьянов и Н.А.Поляков), входившие в 42-ю армию (командующий генерал В.П.Свиридов) 3-го Прибалтийского фронта. Вместе с ними действовали приданные им соединения и части - инженерные, артиллерийские, саперные и другие. Поддерживали наступление летчики 14-й Воздушной армии генерала И.П.Журавлева. Непосредственно на Псков наступали, а затем и вели бои на его улицах полки 128-й стрелковой дивизии: 741-й (командир подполковник Г.И.Чурганов), 374-й (командир майор К.А.Шестак), 533-й (командир подполковник Н.М.Панин), а из 376-й стрелковой дивизии - 1250-й полк (командир подполковник А.И.Глушков). «Псков был превращен противником в мощный узел сопротивления, - докладывал командир 128-й стрелковой дивизии Д.А.Лукьянов командованию фронта. - В зданиях установлены пулеметные точки, в фундаментах домов оборудованы дзоты и доты. Улицы и большая часть домов заминированы, на перекрестках установлены фугасы...». В ходе наступления красноармейцы и офицеры частей проявили массовый героизм, совершив немало подвигов. Так, разведчики В.Жуков и Р.Шалобода, забросав гранатами так называемый «клишовский дот», заставили его замолчать и обеспечили продвижение батальона; командир роты 122-й танковой бригады лейтенант Н.Луговцев, уничтожая огнем и гусеницами живую силу и технику врага, прокладывали путь пехоте; блокируя вражеские огневые точки, прорвала оборону противника рота лейтенанта И.Ядрышникова, овладели опорными пунктами батальоны Н.Коротаева и В.Н.Мирошниченко; рядовой 42-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона Н.В.Никитченко под огнем противника заминировал направление перед передним краем противника, а во время контратаки танков с двумя противотанковыми минами бросился под танк и подорвал его. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Днем 22 июля 1944 года полки 128-й стрелковой дивизии с приданными ей частями с боем освободили центральную часть Пскова и вышли к реке Великой на всем ее протяжении в городской черте. Одновременно с севера нанесла удар 376-я стрелковая дивизия. Уничтожив мосты и переправочные средства, противник рассчитывал задержаться на какой-то срок на широком и глубоком водном рубеже, но в тот же день началось форсирование реки Великой. На рассвете 23 июля 1944 года Псков был полностью очищен от немецко-фашистских захватчиков.

Приказом Верховного Главнокомандующего частям и соединениям, особо отличившимся при освобождении города, было присвоено почетное наименование «Псковские»: 128-й и 376-й стрелковым дивизиям, 52-му гвардейскому отдельному тяжелому пушечному артиллерийскому дивизиону, 122-му минометному и 631-му зенитно-артиллерийскому полкам, 38-му отдельному моторизованному понтонно-мостовому батальону, 85-му отдельному полку связи. Названия этих частей и соединений были высечены на специальной стеле, установленной на улице 23 Июля (названа так в память о дне освобождения Пскова). Ряд частей и их командиры были награждены орденами, всем воинам 42-й армии за взятие Пскова объявлена благодарность, а в Москве 23 июля дан салют. Всего орденами и медалями за освобождение Пскова было награждено 4244 солдата и командира. В приказе Верховного Главнокомандующего подчеркивалась и значимость одержанной победы под Псковом для дальнейшего хода боевых действий: «Войска 3-го Прибалтийского фронта сегодня, 23 июля, штурмом овладели городом и крупным железнодорожным узлом Псков - мощным опорным пунктом обороны немцев, прикрывающим пути к южным районам Эстонии...». После слома обороны немцев под Псковом советские войска получили возможность для наступления на Прибалтику.

Так советские воины в боях за Псков приумножили славу города, завоеванную в сотнях сражений и осад предыдущих эпох.

«Советские войска штурмом овладели городом Псковом, - писала 24 июля 1944 года в передовой статье газета «Правда», подчеркивая преемственность подвига бойцов Великой Отечественной и боевых свершений их предков. - Честь и слава доблестным войскам Третьего Прибалтийского фронта! На их долю выпало счастье освободить один из старейших городов России, имя которого воскрешает в памяти русского народа славнейшие страницы его истории.

С давних времен Псков стоит неколебимой заставой Руси на западном ее рубеже. Псков памятен врагам. О его каменные стены не раз дробились закованные в латы разбойничьи банды немецких псов-рыцарей. В жестоких боях на Псковской земле под корень подкошена была мощь Ливонского ордена. Псковские полки, испытанные в воинском искусстве, участвовали в исторических сражениях, в коих объединившиеся силы славянских народов нанесли окончательный удар тевтонским завоевателям - предшественникам германского империализма.

Старая слава Пскова перекликается с новой. В исторических боях под Псковом родилась в 1918 году Красная Армия.

И снова, как встарь, как 26 лет назад, под Псковом оккупанты узнали силу русского оружия, узнали гнев русского народа. Но еще никогда они не были биты, как теперь... Чудесный город, хранитель русской культуры снова в семье родных городов!».

За свою многовековую историю Пскову пришлось участвовать в 120 войнах и выдержать 30 осад, но все же наиболее героические и трагические моменты его истории навсегда останутся связанными с Великой Отечественной войной.

Говоря о них, нельзя не вспомнить и об участии самих псковичей в достижении Победы в этой кровопролитной войне. Только в первые дни войны, предшествующие оставлению города, в ряды защитников Отечества встали свыше 15 тысяч псковичей, сотни их влились в действующую армию после освобождения города, немало их принимало участие в различных формах антифашистского сопротивления. Свыше 4 тысяч уроженцев Пскова пали на полях сражений, пропали без вести, стали жертвами фашистского террора. Пять псковичей стали Героями Советского Союза. Двое из них - А.В.Тимофеев и Г.Г.Скворцов - получили это звание за участие в войне с Финляндией, М.Т.Петров и В.Н.Пешков - за героизм, проявленный при форсировании в июле 1944 года Вислы, Героем стал и летчик В.М.Харитонов, совершивший 175 боевых вылетов. Пскович В.И.Коршунов за героизм, проявленный на территории Латвии и в уличных боях в Берлине, стал полным кавалером ордена Славы, А.И.Волков в бою под Пулковом в январе 1944 года закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, за что 5 октября 1944 года был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Сержант М.П.Минин , являвшийся одним из бойцов знаменной группы капитана В.Н.Макова, 30 апреля 1945 года водружал Красное знамя на крыше гитлеровского рейхстага. С Псковом связаны отдельные страницы военной службы некоторых выдающихся полководцев Великой Отечественной войны. В 1925-1930 годах в должности начальника штаба 56-й Московской стрелковой дивизии в Пскове служил Ф.И.Толбухин, будущий Маршал Советского Союза, командующий 3-м Украинским фронтом. Другой прославленный Маршал, дважды Герой Советского Союза К.К.Рокоссовский в 1936-1937 годах командовал 5-м кавалерийским корпусом, дислоцированным в Пскове и его окрестностях, и являлся начальником Псковского гарнизона.

Псков после освобождения представлял собой страшную картину разрушения (общий ущерб городу в ценах послевоенных лет исчислялся в сумме 1,5 млрд.руб.). Его жителям предстояло совершить новый героический подвиг, на этот раз трудовой - подвиг возрождения, ничуть не уступавший по своей значимости военному. Хорошо понимало роль Пскова в истории страны и русской культуры руководство страны, оказавшее псковичам огромную помощь и поддержку в восстановлении города. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 года Псков стал центром вновь образованной области; 5 января 1945 года СНК РСФСР принял Постановление «О мероприятиях по восстановлению хозяйства города Пскова и Псковской области», а 1 ноября 1945 года Постановлением СНК СССР Псков был включен в число 15 старейших городов страны, подлежавших первоочередному восстановлению. Все эти меры способствовали возрастанию Пскова как политического, административного, хозяйственного и культурного центра и содействовали его скорейшему возрождению.

Любимых страной храбрецов,

Вглядеться мне хочется близко

В героя простое лицо.

Семен Кирсанов.

Введение

История Военно-воздушных сил (ВВС) богата множеством славных и героических страниц. За 100 лет авиация России стала поистине легендарной. Уже в годы Первой мировой войны, во время испытаний Великой Отечественной войны русские летчики в полной мере проявили свое мастерство и отвагу в воздушных боях и с честью выполнили возложенные на них задачи. Крылатые защитники Отечества, конструкторы и инженеры, техники и рабочие авиационной промышленности всегда были воплощением мужества и мастерства, таланта и трудолюбия. Имена лучших из них стали национальным и мировым достоянием. И мы по праву можем гордиться тем, что Вологодчина внесла немалый вклад в создание отечественной авиационно-космической империи.

Тамара Спивак в историко-литературном повествовании об участии вологжан в становлении и развитии отечественной авиации, о героизме летчиков-вологжан пишет:

«Что ни говори, а слово «первый» несет в себе особую магическую энергию. Произносишь его, и что-то обязательно всколыхнется в душе, точно прикоснулся к чему-то таинственному, неведомому. А если это слово еще и соотносится с твоим отчим краем!?

кто первый в годы Великой Отечественной войны удостоился звания Героя Советского Союза? Припоминаете?.. С трудом?.. Да, конечно, это были летчики 158-го истребительного авиаполка младшие лейтенанты Петр Харитонов, Степан Здоровцев и наш земляк, уроженец Череповецкого района Михаил Жуков».

Знать имена прославленных земляков необходимо. Мы стремимся к этому. Совсем недавно нашей школе присвоено имя прославленного летчика, Дважды Героя Советского Союза Александра Федоровича Клубова, открыт музей, где собрано множество экспонатов, связанных с авиацией. Хотелось бы внести свой вклад и представить материал еще об одном нашем земляке, летчике-истребителе М. П. Жукове.

Цель данной работы – исследование жизненного и боевого пути М.П. Жукова.

Задачи исследования:

    Рассмотреть становление личности М. П. Жукова в предвоенные годы.

    Проследить формирование мировоззрения советского патриота.

    Изучить отзывы о летчике в печати (в публицистике, мемуарах, стихах).

    Систематизировать информацию о герое, полученную в музее МОУ «Шухободская основная общеобразовательная школа».

Основная часть

Становление личности героя

И гложет, снедает тревога: неужели так и уйдут в небытие не- узнанные?

Т. Спивак

В первые дни начала Великой Отечественной войны вся страна узнала о героическом подвиге трёх летчиков: Степана Здоровцева, Петра Харитонова и Михаила Жукова, которые впервые в истории воздушного боя таранили вражеские самолеты и первыми в Великой Отечественной войне были удостоены звания Героя Советского Союза.

10 июля 1941 года газета «Правда» писала: «Это первые орденоносцы священной Отечественной войны советских народов против кровавых псов фашизма. Как только телеграф и радио разнесли по стране Указ о первых героях Отечественной войны, популярны и любимы стали имена Героев Советского Союза Степана Здоровцева, Михаила Жукова, Петра Харитонова…. Так воюют и побеждают простые советские люди, не знающие страха в борьбе, гордые сыны нашего крылатого народа. Они множат мастерство и отвагу и бьют врага, беспощадно обрушивая на него тонны стали, уничтожая его в воздухе».

Уроженцу Череповецкого района летчику-истребителю М.П. Жукову за таран фашистского бомбардировщика, совершенного в ленинградском небе, 8 июля 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился Михаил 10.11.17 г. в деревне Ружбово Вологодской области в многодетной крестьянской семье. Русский.



В музейных фондах Череповца хранится несколько фотографий, на которых запечатлена семья Героя Советского Союза Михаила Жукова. Вот его мама – Анна Матвеевна вместе с ещё совсем юным Мишей и его старшим братом Семёном. Снимок сделан в Ярославле, где Михаил Жуков некоторое время работал на местном шинном заводе.

В 1930 г. окончил начальную сельскую школу в с. Покров.


Затем учился в неполной средней школе в с. Абаканово.

В 1931 г. поступил в Шухободскую профтехшколу, которую окончил с отличием в 1933 г. В качестве премии ему подарили весь изготовленный им во время практики инструмент.

В январе 1934 г. был направлен в Ленинградскую школу строителей нового ученичества.

С сентября того же года работал слесарем на Ярославском шинном заводе. Одновременно учился в ФЗУ при резино-астбестовом комбинате. По окончании ФЗУ получил 4 разряд (высший для учеников) и поступил на работу в электроцех шинного завода.

Воскресник на строительстве резинокомбината. 1929 год.

Осенью 1936 года по комсомольской путёвке направлен в аэроклуб.

Установлена на здании, где размещался ярославский аэроклуб

Михаил с юных лет вынашивал в сердце мечту стать летчиком. То было героическое время. Советские люди ставили невиданные трудовые рекорды, строили заводы, электростанции и железные дороги, осваивали морские просторы и воздушный океан...

Жуков пришел в Ярославский аэроклуб. Учился он прилежно, внимательно ко всему приглядывался. Когда совершил первый самостоятельный полет, мечта стала приобретать реальность, и Михаил поступил в Сталинградское авиационное училище. Ему было присвоено звание младшего лейтенанта.

В октябре 1940 г. окончил Сталинградское военное авиационное училище. В училище освоил самолёты Р-5, УТИ-4, И-16.


Истребитель И-16 в полете

В РККА (рабоче-крестьянская красная армия) с ноября 1938 г.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Служил летчиком в 3-й эскадрилье 158-го истребительного авиаполка ПВО. Участвовал в обороне Ленинграда.

«Дорога жизни» в апреле 1942 года. Авиация прикрывает машины, идущие на Ленинград (рис. из историко-литературного повествования об участии вологжан в становлении и развитии отечественной авиации, о героизме летчиков-вологжан… Т. Спивак)

23.06.41 г. в 11.00 он совершил первый боевой вылет.

Первая встреча с врагом состоялась 23 июня, на второй день войны. Жуков патрулировал над аэродромом. Внизу блестела река, по мосту двигалась длинная войсковая колонна, направлявшаяся к фронту.

А враг уже подкрадывался, прячась в облаках. Высоко в небе был Михаил Жуков, но все же успел разглядеть черную тень, мелькнувшую под ним,- фашист летел к мосту с грузом бомб.

Жуков бросил свою машину на врага. Все ближе и ближе вражеский самолет. Вот уже видна свастика, похожая на паука. И рука Михаила легла на гашетку пулемета. «Юнкерс» (немецкий бомбардировщик «Ю–88») встретил Жукова ливнем трассирующих пуль, завязалась дуэль. «Только бы не промазать!» - думал Жуков. Ведь он впервые видел так близко врага. На металлической обшивке забелели полосы от пуль. Враг не выдержал, дрогнул, резко перешел в пике, стараясь уйти от преследования. Так начались для молодого летчика напряженные боевые будни.

Обычно говорят: мастерство приходит с годами. Не было большого срока на овладение наукой побеждать у Михаила Жукова и его боевых товарищей. Нужно было бить врага сейчас, сегодня. И, встречаясь в воздухе с «юнкерсами», «хейнкелями», Жуков присматривался к повадкам фашистских асов, изучал их тактику, выискивал уязвимые места. Уже в первые дни войны знал, что лучше всего бить «юнкерса» снизу, чего бронированный фашист смертельно боится...

27.06.41 г. фашистский бомбардировщик таранил сослуживец Жукова младший лейтенант Харитонов.


28.06.41 г. совершил таран еще один летчик 158-го истребительно-авиационного полка младший лейтенант Здоровцев.


29 июня 1941 года Михаил Жуков дежурил на аэродроме. В 5часов 40 минут над аэродромом показалось двенадцать вражеских бомбардировщиков “ Ju -88”. В составе восьмерки истребителей И-16 под командованием лейтенанта В. Иозицы Жуков вылетел на перехват. «Юнкерсы» шли без прикрытия: в это время они были слишком уверены в своем превосходстве, в своей неуязвимости в воздухе. Им ведь долго и настойчиво вдалбливали: «Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне – это оружие могущественных людей, германская форма боя» [Т. Спивак]

Решительной атакой наши истребители нарушили строй вражеских самолетов. Те начали беспорядочно сбрасывать бомбы и разворачиваться на свою территорию. Но один бомбардировщик решил незаметно прорваться к аэродрому и сбросить на него бомбы…

Михаил Жуков посылал свою машину в одну атаку за другой. Но вот израсходован весь боекомплект. И тогда отважный летчик пошел на таран. Он буквально насел на вражеский бомбардировщик, но тот увертывался от него, и Жукову никак не удавалось настичь фашистского стервятника, хотя истребитель Михаила все время висел над хвостовым оперением вражеского самолета. Только Жуков собирался ударить винтом или плоскостью по бомбардировщику, как тот снижался. Волной близкого взрыва машину Жукова подкинуло кверху, но он продолжал преследовать врага. Чуть впереди летел командир звена Горбачевский, слева - лейтенант Федоренко. Уверенно чувствовал себя Михаил рядом с такими друзьями.

А.И.Горбачевский В.И. Федоренко

Впереди засверкало Псковское озеро. Немецкий летчик снизился почти к самой воде. Жуков «насел» на него еще плотнее. Уходя от возможного тарана, фашист совсем прижал машину к водной глади и его самолет зарылся носом в озеро. Жуков выровнял свой «И-16» и вернулся на свой аэродром. Это был его третий боевой вылет.

На аэродроме Михаил Петрович сказал своим боевым друзьям:

- Насчет тарана я так думаю, удивляться не следует. Техника техникой, а на войне и врукопашную надо уметь сражаться. Таран - это вроде рукопашной в воздухе.

Воспоминания о М. Жукове

Вспоминает генерал-майор авиации Покрышев: « Хорошо помню те дни… Наш полк тогда базировался недалеко от Пскова. Трудное было время. Едва улетала одна группа фашистских самолетов, как появлялась другая. Можете себе представить напряженность обстановки, если, например, двадцать восьмого июня летчики нашего полка участвовали в двадцати групповых воздушных боях. Так что в эти дни можно было увидеть всякие приемы. И не предусмотренные уставами - тоже. Как таран, например…

Михаил Жуков действовал с такой же смелостью и решительностью, как и его товарищи Степан Здоровцев и Петр Харитонов. Так же, как и они, когда вышли боеприпасы, бросился на врага, чтобы таранить его самолет, и поэтому его действия заслужили столь высокую оценку. Это равноценно броску на амбразуру дота. Бывало, что герои оставались живы, но от этого их подвиг не становился менее значительным ».

Главный маршал авиации Новиков вспоминает: « Михаил Жуков преследовал своего врага… и настиг его только над Псковским озером... Бомбардировщик врезался в воду .

Подвиги ленинградских летчиков показали, что даже наша фактически еще необстрелянная молодежь не только не дрогнула перед опытным противником, но в первые же дни войны начала бить его. Это означало, что моральный фактор был и остался нашим верным союзником.

Через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал командующему войсками Северного фронта М.М. Попову и А.А. Жданову (член Военного совета фронта) о трех героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза.

В тот же день, только несколько позже, Жданов при мне позвонил в Москву и доложил И.В. Сталину о героях-ленинградцах. Сталин поддержал наше представление о награждении отличившихся летчиков. Никаких документов об этом в архивах не сохранилось, их просто не было. Разговор Жданова со Сталиным да телеграмма в Ставку заменили обычные наградные листы ».

В документальном очерке Валентина Викулова под названием «Один из первых», опубликованном в газете «Коммунист» в 1975 году приводится выдержка из письма начальника архивохранилища Министерства обороны СССР Кореняка: « 29 июня 1941 года летчики полка отражали многочисленные попытки вражеских самолетов атаковать станцию Ретуппе и город Псков. В этот день особо отличился в воздушных боях младший лейтенант Жуков. Не имея боеприпасов, он преследовал бомбардировщик противника, имитировал атаки и наседал до тех пор, пока не вогнал его в Псковское озеро » .

8.07.41 г. младшему лейтенанту Жукову Михаилу Петровичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 542 .

Однополчане поздравляют М.П. Жукова с присвоением ему звания Героя Советского Союза. Июль 1941 года.

В то июльское утро бой был жаркий. Уставший и возбужденный, Михаил Жуков плавно приземлил свой самолет, подрулил почти к самому лесу, где укрывали боевые машины. «Пойду сразу к озеру. Надо искупаться, снять с себя усталость»,- подумал летчик и быстро выбрался из кабины. Но к нему бежали по полю боевые товарищи, и младший лейтенант задержался у самолета. А друзья, что-то радостно крича, подбежали к Жукову и стали его качать. Когда, наконец, он ступил на землю, друзья поздравили Михаила:

- С присвоением звания Героя...

- По радио Указ передали...

- Поздравляем! Гордимся...

Товарищи искренне, от души жали руку летчику. На горизонте показались машины Здоровцева и Харитонова.

- Всем вам троим звание Героя Советского Союза, присвоено,- сказал командир звена Горбачевский и вслед за другими побежал к самолетам, заруливавшим на стоянку.

Жуков видел, как летчики схватили в свои объятия Здоровцева и Харитонова и начали тоже качать...

Михаилу хотелось побыть одному. К озеру он не пошел, а сел на бровку летного поля, задумался. Думал о том, как хотел иметь крылья, чтобы парить над землей, и, гордый и счастливый, получил эти крылья. И вспомнилась ему вся его короткая, двадцатичетырехлетняя жизнь...

Здоровцев, Харитонов, Жуков!

Вас обнимает вся страна!

И все от дедов и до внуков,

Твердят родные имена.

Пусть множатся ряды героев,

Пусть в наши грозовые дни

Дерутся все, как эти трое,

И побеждают, как они!

Подвигу Жукова свои стихи посвятил и поэт Александр Прокофьев, автор слов известной песни «Товарищ»:

Где б враг ни встретился в пути

И что б ни делал он,

Не дать уйти, не дать уйти -

Вот воинский закон.

Второй закон дала страна,

Как первый, он хорош:

Воздай за все врагу сполна,

Разбей и уничтожь!

И Жуков в воинском пути

Законы эти знал,

Настиг врага, не дал уйти -

И в озеро вогнал!

Ленинградский военный журналист А. В. Буров взял интервью у героя. Он застал лётчика у его "ястребка", только что вернувшегося с боевого задания. Карие глаза, чёрные волосы, смуглое мужественное лицо. Широкоплечий, статный. Пилот рассказал:

Наша старушка - мать сейчас одна. Братья Александр и Павел - в Действующей армии. Афанасий и Иван имеют опыт гражданской войны и тоже бьются с врагом. Младшие братья, Семён с Тимофеем, конечно, не сидят дома - оба призывного возраста. Выходит, шестеро, я седьмой. А восьмая, Евдокия, - медицинская сестра.

Узнав о присвоении сыну высокого звания Героя Советского Союза, 64-летняя мать лётчика, колхозница из далёкой череповецкой деревни Ружбово Анна Матвеевна Жукова писала на страницах "Красной Звезды":

"...Дорогой и любимый Миша! Даю тебе наказ: продолжай так же бесстрашно и мужественно громить фашистских псов... И другим сыновьям говорю: мои дорогие, любимые, отстаивайте каждую пядь советской земли, деритесь с проклятым врагом до последней капли крови!.."

О нем, а точнее – о них, потому что с этого времени их имена стали неразделимы, не только писали, не только передавали по радио. О них говорили в полках, в эскадрильях. Обсуждали, спорили, примеривали их подвиг на себя…

Не обошли молчанием тараны и фашисты. Они объявили этот прием уничтожения противника «варварским» методом ведения войны, приемом «обреченных». Видимо, эти утверждения требовались им для того, чтобы оправдать собственный страх перед тараном. История Великой Отечественной войны не знает ни одного случая, когда бы немецкий летчик сознательно, целенаправленно осуществил таранный удар. Более того, столкнувшись с таким непостижимым для них явлением, как таран, немецкие летчики в дальнейшем старались избегать сближения с нашими истребителями на расстояние меньше ста метров. О причинах такого поведения противника в воздушном бою размышлял уже годы спустя после войны Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А. Новиков. « Думаю, - писал он, - что причина здесь не в отсутствии боевых качеств у противника. Дело гораздо тоньше. Гитлеровские летчики, особенно их старые вышколенные кадры, были не из робкого десятка. А на важные объекты, такие как Ленинград или Москва, немецко-фашистское командование бросало не желторотых птенцов, а матерых и опытных пилотов, уверенных в себе и в своей технике. Но отвага отваге рознь… »

Что и говорить, отвага фашистов – это была отвага профессиональных убийц. Они уничтожали своего противника ради обретения господства, а потому главным для них было сохранение собственной жизни. Советские воины защищали в той войне свою землю, своих отцов и детей. Ради уничтожения завоевателей они готовы были пожертвовать своей жизнью.

Таран в небе как разновидность проявления героизма и самоотверженности – явление сугубо российское [Т. Спивак].

Заслуженная награда

39–я истребительная авиадивизия, в которой служил Михаил Жуков, охраняла подступы к Ленинграду, «Дорогу жизни» через Шлиссельбургскую губу Ладожского озера, Волховскую ГЭС – единственную электростанцию, снабжавшую Ленинград электроэнергией. Сопровождали транспортные самолеты, доставлявшие в город боеприпасы, медикаменты, продовольствие, а обратно вывозившие раненых, детей, стариков. Эскортировали штурмовиков, прикрывали порты, другие важные объекты, вели ожесточенные бои с вражескими самолетами.

03.09.1941 г. Жуков одержал очередную победу – сбил в паре многоцелевой двухмоторный самолёт Ме-110.

22.10.41 г. около тридцати вражеских судов с пехотным десантом вышли на Ладогу, чтобы внезапным ударом захватить о. Сухо, расположенный в юго-восточной части озера и удерживаемый небольшим гарнизоном советских воинов. Захватом острова противник намеревался перерезать ладожскую коммуникацию и тем самым нарушить связь Ленинграда с восточными районами страны.

Получив по радио сообщение о вражеском десанте, командование Ленинградского фронта подняло в воздух несколько эскадрилий штурмовиков. Действия штурмовиков прикрывали истребители.

В течение получаса штурмовики утюжили фашистскую пехоту, бомбили вражеские суда. Семнадцать самоходных судов и барж были охвачены огнем. В воздушном бою было сбито более двадцати самолетов противника.

В этом бою лейтенант Жуков сбил один вражеский истребитель лично, а второй в группе. А, кроме того, сделал четыре захода на штурмовку вражеских судов и пехоты.

3.12.41 г. возле мыса Осиновец сбил два вражеских самолёта. А всего в этот день над «Дорогой жизни» летчики 158-го истребительно-авиационного полка сбили 8 самолетов противника.

За отличные действия при разгроме финского десанта на Ладожском озере лейтенант Жуков был награждён орденом Красного Знамени .

В начале Мая 1942 года Михаилу Жукову довелось побывать в Ярославле. Он встретился с друзьями, выступил на областном собрании бойцов всевобуча. Герой призывал молодых патриотов усилить помощь фронту, овладевать военными знаниями, отдавать все силы делу победы.

Вернувшись в полк, продолжал свою боевую работу.

На фотографии 1942-ого года Жуков со Звездой Героя на кителе в окружении вологодских партийных и комсомольских работников. Это один из последних снимков. В начале 43-ого в Вологодскую область придёт скорбная весть.

26.06.42 г. Жуков участвовал в отражении массированного налета на Волховскую ГЭС.

56 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием 9 истребителей Ме-109 и 3 Ме-110 предприняли массированный налёт на Волховстрой, пытаясь разрушить главную энергетическую базу Ленинграда. Навстречу фашистской армаде вылетели Сергей Литаврин, Михаил Жуков, Илья Шишкань, Григорий Медведев, Юрий Головач, Пётр Шестаков, Пантелей Высоцкий, Иван Плеханов, Александр Канин, Григорий Богомазов. Они рассекли все девятки врагов, сбили 13 фашистских самолётов, сами не потеряли ни одной машины, ни одного лётчика! Бой продолжался 1 час 10 минут!

Лётчики уже шли на посадку, когда получили новый приказ командира авиадивизии:

К Волховстрою идут 18 "Юнкерсов-88". Атакуйте их!

Боеприпасов почти не было, но лётчики выполнили и этот приказ - фашисты не прошли к ГЭС. Наши пилоты имитировали атаки, пугали врагов призраком тарана, и разогнали их!..

В книге ярославских писателей «Сталинское племя» написано: «Жизнь Михаила Жукова – обычная жизнь молодого человека сталинской эпохи. Семья Жуковых – прекрасная семья советских патриотов. Семеро братьев и одна сестра из семьи Череповецкого крестьянина Петра Ермолаевича Жукова находятся на фронте, бьются с жестоким коварным врагом. Подлинная семья русских «богатырей».

В боевой характеристике от 31 декабря 1943 года командир 2 авиаэскадрильи капитан Древятников на Михаила Жукова написал: «За время войны произвел 259 боевых вылетов, из которых 50 на сопровождение бомбардировщиков, 5 штурмовок, 167 на прикрытие своих войск, аэродромов и объектов. Участвовал в 47 воздушных боях, в которых сбил 3 бомбардировщика лично и в группе истребитель «Ме –109» и бомбардировщик. В воздушных боях показал себя смелым, решительным, с высоким чувством взаимовыручки».

12.01.43 г. Утром, в самом начале прорыва блокады Ленинграда, командир звена того же полка (13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт) Старший лейтенант М. П. Жуков, в составе 4 истребителей прикрывал наступавшие наземные войска в районе Мга - Верхняя Дубровка. Над посёлком Московская Дубровка группа вступила в бой с 9 немецкими истребителями. В разгар боя в бензобак его "Киттихаука" попал вражеский снаряд. Почти сгоревший истребитель врезался в снежное поле...

Всего старший лейтенант Жуков совершил 263 боевых вылета, провел 66 воздушных боев, сбил 9 самолётов лично и 5 в группе.

20.01.43 г. За мужество и героизм он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно .

Памятные места

В памяти ярославцев никогда не изгладится мужественный образ Михаила Жукова. Его именем в 1948 году названа улица в Ярославле. Герой навечно занесён в список тружеников орденов Ленина и Октябрьской Революции Ярославского шинного завода и книгу Почёта завода. На здании ГПТУ-7, где учился М. П. Жуков, установлена мемориальная доcка, а в 1974 году в сквере училища поставлен бронзовый бюст героя. Бюст Героя установлен также и у школы № 3, комсомольская организация которой долгие годы носила его имя.

Память о М. П. Жукове увековечена и на его родине: в селе Абаканово, селе Шухободь, в школе № 14 города Череповца, пионерская дружина которой была удостоена его имени.

Нам удалось связаться с Шухободской основной общеобра-зовательной школой, обучающиеся которой многие годы собирают материалы о своем легендарном земляке. В школе создан музей, в котором хранятся уникальнейшие документы, в том числе переписка учащихся школы с сестрой М. Жукова, воспоминания о нем его друзей, одноклассников, справка Минобороны о наградах и присвоенных званиях, извещение о смерти. Это ценнейший материал, который может послужить основой нашей следующей исследовательской работы. Значимость такой работы неоспорима, ведь имя героя должно быть известно подрастающему поколению, его жизнь, подвиг – пример беззаветного служения своему народу. Необходимо учесть еще и тот факт, что последние публикации в районной прессе, посвященные Михаилу Жукову, датируются февралем 1974 года (статья «Отважный сокол) и 1975 годом (переписка 1941 года).

Музей боевой славы. Шухободская школа

Заключение

Великая Отечественная война уходит от нас все дальше, но не уменьшается в памяти, напротив, растёт величие этой горестной эпохи. Наша память о Великой Отечественной войне с годами становится все более значимой: время позволяет глубже и шире видеть результаты подвига советских людей в битве с фашизмом. Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для нашей страны. Испытанием всего: человека, техники, экономики, науки, Вооруженных Сил, на которое история отвела 1418 дней и ночей. И не было среди них ни одного «легкого» дня. Поэтому никогда подвиги советских воинов, совершенные ими в годы Великой Отечественной войны, не будут забыты.

Сын Родины своей!

Герой и патриот!

Как в мужестве твоем,

Характере и силе

Естественно и просто предстает

Национальное достоинство России!

Владимир Соловьев

Список использованных источников

    Спивак Т.О. Крылатое мужество. Издательство «Грифон», Вологда, 2007, - стр. 224, илл.

    Архив музея боевой славы МОУ «Шухободская основная образовательная школа»

    При подготовке исследовательской работы использованы материалы из фондов: Патриотический интернет-проект «Герои Страны», .

Приложение

Переписка с сестрой героя

Зачем, во имя чего мы живем?

Многие люди и во все века задавали и задают этот вопрос. Ради Родины, ради своего народа, своей семье. Наверное, эти ценности вечные. Замечательно, если ценности общества понимаются через историю своей семьи, своих родных.

Мой прадед, Здоровцев Степан Иванович - один из многих советских людей, беззаветно любивших свою страну. В начальный период Великой Отечественной войны он, лётчик, одним из первых совершил воздушный таран и при этом остался жив. Погиб он в другом бою, спустя несколько дней. Ему было 25 лет. Он сознательно готовил себя к служению Родине в качестве пилота. 8 июля 1941 года ему и его товарищам Харитонову и Жукову было присвоено звание Героев Советского Союза. Они стали первыми Героями страны. Степан Здоровцев погиб 9 июля 1941 года. Но о нем знала страна. И равнялась на него. Мой прадедушка прожил жизнь не зря.

Впервые за время Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 8 июля 1941 года звание «Героя Советского Союза» Родина присвоила лётчикам Ленинградского фронта - пионерам таранного воздушного удара Здоровцеву, Харитонову и Жукову.

Мой прадедушка родился 24 декабря 1916 года в семье крестьянина- середняка на казацком хуторе Золоторёвском Семикаракорского района Ростовской области.

В станице Константиновской окончил тракторно-механическую школу. Семья переехала на постоянное местожительство в Астрахань. В Астрахани и сейчас живёт его родная сестра Здоровцева-Гредяева Вера Ивановна.

Степан Иванович работал инструктором Нижневолжского комитета профсоюза речников и одновременно учился в Астраханском аэроклубе. Всегда у него была мечта - стать летчиком. Многие молодые люди того времени стремились быть на самых трудных рубежах, хотели защищать своё Отечество.

В 1940 году Степан Иванович окончил Сталинградское военное авиационное училище. К этому времени он был уже женат на Николаевой Александре Григорьевне, жительнице Красной Слободы Средне-Ахтубинского района. У них родилась дочь Галина, будущая моя бабушка. Она и сейчас живет в городе Волгограде.

В 1940 году летчик Здоровцев был направлен служить в 158 истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа.

Он участник Великой Отечественной войны с первого её дня. Авиационная часть, в которой он служил, дислоцировалась на аэродроме Кресты в районе города Пскова. Она прикрывала от ударов фашистской авиации города Псков, Остров и коммуникации подхода наших войск к линии фронта.

Особенно он отличился в бою 28 июня 1941 года. В этот день группа наших истребителей патрулировала над городом Остров. Вскоре в небе появились 10 немецких бомбардировщиков «Ю-88» в сопровождении истребителей «МЕ-109». Наши истребители вступили в бой и не допустили фашистских бомбардировщиков к городу. В этом бою Здоровцев израсходовал все боеприпасы. На обратном пути к своему аэродрому он встретил вражеского бомбардировщика. Не желая безнаказанно пропустить фашистский самолёт, лётчик таранил его. Потеряв управление, вражеский бомбардировщик врезался в землю. Фашистский лётчик выбросился с парашютом и на земле был взят в плен пехотинцами. Здоровцев благополучно приземлился и через 2 часа вылетел на новое задание.

За этот подвиг 8 июля 1941 года Здоровцеву Степану Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали « Звезда».

За 18 дней войны прадедушка сделал 120 вылетов из них 20 - боевых. Сбил 5 самолётов противника.

9 июля 1941 года младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку. На обратном пути в районе города Пскова он встретил группу вражеских истребителей и вступил с ними в бой. Силы оказались неравными. В этом бою мой прадедушка погиб. Он выполнил свой патриотический долг до конца.

Короткой жизни летчика Степана Здоровцева оказалось достаточно, чтобы оставить о себе память не только в нашей семье, но и в стране.

В городе Астрахань установлен ему памятник.

Одна из улиц Ленинграда носит его имя.

В Волгограде на Аллее Героев увековечена его фамилия среди многих других и на Спартановке в поселке Забазном на одном из домов мемориальная доска в память о нем.

Прадедушка навечно зачислен в списки личного состава воинской части 3ВЭ в. 55745 Ленинграда приказом Мин. Обороны СССР № 121 от 30 апреля 1965 года. Там есть комната- музей, где находятся его кровать и личные вещи, также его бюст.

В хуторе Золотаревский Семикаракороского района Ростовской области, где родился прадедушка, ему установлен бюст.



24.12.1916 - 09.07.1941
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 08.07.1941

Памятники
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге


З доровцев Степан Иванович - командир авиационного звена 158-го авиационного истребительного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт), младший лейтенант.

Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвка Семикаракорского района Ростовской области в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ. Окончил тракторно-механическую школу. После переезда семьи в город Астрахань устроился в судоремонтные мастерские. Вскоре Здоровцев сдал экзамены на моториста баркаса и перешёл работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД – Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях.

Вскоре Здоровцева выдвинули на должность начальника городской спасательной станции ОСВОДа. На станции нужны были водолазы, и Здоровцев поступил на курсы водолазов. В феврале 1937 года его послали учиться в Астраханский аэроклуб, который он окончил в конце того же года, получив официально и звание водолаза.

В Красной Армии с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в октябре 1940 года. Вместе со своим одногруппником М.П. Жуковым Здоровцева направили служить в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа, базировавшийся на аэродроме Кресты в городе Пскове. Там он особенно тщательно принялся за отработку приёмов ведения воздушной стрельбы. Заметив способности младшего лейтенанта Здоровцева, командование послало его в город Пушкин на курсы командиров звеньев. Обучение завершилось для Здоровцева участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде.

Ранним утром 22 июня 1941 года 158-й истребительный авиационный полк был поднят по тревоге. В беспрестанных полётах дежурных звеньев прошло несколько дней. Наши войска отходили за реку Западная Двина. Истребители прикрывали от ударов фашистской авиации города Псков, Остров и коммуникации подхода наших войск к линии фронта. Здоровцев в первых боях зарекомендовал себя мужественным и талантливым лётчиком-истребителем.

27 июня 1941 года младший лейтенант Здоровцев вылетел на перехват летящего в направлении нашего аэродрома вражеского самолёта. Обнаружив фашистский бомбардировщик, Здоровцев атаковал его, подошёл вплотную сверху и дал длинную очередь. Объятый пламенем вражеский самолёт камнем полетел к земле. Это была первая победа Здоровцева.

28 июня 1941 года группа наших истребителей патрулировала над городом Остров. Вскоре в небе появились 10 немецких бомбардировщиков "Ю-88" в сопровождении истребителей "МЕ-109". Наши истребители вступили в бой и не допустили фашистских бомбардировщиков к городу. В этом воздушном бою Здоровцев полностью израсходовал боеприпасы. На обратном пути к своему аэродрому он встретил вражеского бомбардировщика. Не желая безнаказанно пропускать фашистский самолёт, лётчик решился таранить его. Форсируя двигатель, Здоровцев подошёл снизу под хвост бомбардировщика и срубил винтом хвостовое оперенье «Юнкерса». Ему удалось удержать в полёте свой повреждённый И-16, в то время как, переваливаясь с крыла на крыло, падал «Юнкерс». Выбросившихся с парашютом фашистских лётчиков взяла в плен наша пехота. Здоровцев благополучно приземлился и через 2 часа на этом же самолёте вылетел на новое задание.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года за совершённый воздушный таран младшему лейтенанту Степану Ивановичу Здоровцеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Он с лётчиками П.Т.Харитоновым , совершившим таран 27 июня и М.П.Жуковым , совершившим таран 29 июня 1941 года, стал первым Героем Советского Союза в Великой Отечественной войне.

9 июля 1941 года однополчане поздравили Героя с этим высоким званием. После торжественного построения младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку. На обратном пути в районе Пскова он встретил группу вражеских истребителей и вступил с ними в бой. Силы оказались слишком неравными, и в этом бою Здоровцев погиб.

На Волге именем Героя назван пассажирский теплоход, в Астрахани, и Волгограде - улицы. В 1975 году именем Героя названа улица в городе Ленинград (ныне Санкт-Петербург). В городе Астрахань установлен памятник Герою. Также его носят школы во многих населённых пунктах страны.

Приказом Министра Обороны СССР С.И.Здоровцев навечно зачислен в списки воинской части.

Награждён орденом Ленина.

В канун 69-й годовщины освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков прошу «Псковские Новости» вернуться к святой теме подвига, потому что надеюсь на помощь газеты в восстановлении исторической справедливости.

В 1941-м, после оставления Прибалтики, удар немецко-фашистских войск приняли на себя Остров и Псков. В небе над нашим городом героически сражались лётчики 158-го истребительного авиаполка, который был сформирован перед войной и располагался в Крестах. Авиапарк состоял из 63-х самолетов. Командиром полка был Аркадий Петрович Афрамеев.

В те дни в псковском небе лётчики совершили первые воздушные тараны. Уже 28 июня тараны фашистских самолётов совершили младшие лейтенанты П.Т. Харитонов и С.И. Здоровцев, 29 июня - младший лейтенант М.П. Жуков.

8 июля 1941 года был подписан первый в годы войны Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении трём лётчикам звания Героя Советского Союза.

22 июля 2005 года героям был открыт памятник - перед военным аэродромом. Подвиг лётчиков Харитонова, Здоровцева и Жукова был увековечен. Но всё ли мы сделали, что были должны? Ведь вскоре воздушный таран в небе под Псковом совершил ещё один пилот - старшина Н.Я. Тотмин.

4 июля 1941 года в 16.00 восемь «Ю-88» под прикрытием двух «мессеров» произвели налёт на аэродром «Рожнополье», который находился возле Пскова. Наши лётчики только что вернулись с боевого задания, и заправленным был только самолёт Николая Тотмина. Старшина Тотмин вылетел один навстречу противнику.

Позже в донесении отмечалось: «Смелыми атаками он расстроил боевые порядки бомбардировщиков, заставил их беспорядочно сбросить бомбы. Истребители противника пошли в атаку на самолёт Тотмина, который мгновенно развернулся и лобовым тараном отрубил плоскость самолёта противника. Самолёт также был повреждён, лётчик на парашюте приземлился на аэродроме».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года Николаю Яковлевичу Тотмину, совершившему таран вражеского самолёта, было присвоено звание «Герой Советского Союза». Этот подвиг был совершён 72 года назад.

Николай Тотмин родился 19 декабря 1919 года в селе Усть-Яруль ныне Ирбейского района Красноярского края в крестьянской семье. Окончил 2 курса Канского сельскохозяйственного техникума, аэроклуб. В Красной армии служил с 1939 года. В 1940 году окончил Батайское военное авиационное училище. С июня 1941-го - на фронте.

Лётчики полка, в котором служили первые Герои Советского Союза в период Великой Отечественной, произвели 798 боевых вылетов и провели 244 воздушных боя, в которых уничтожили 38 самолётов противника. Николай Яковлевич Тотмин сбил 3 самолёта противника, совершил 63 боевых вылета. В воздушном бою под Ленинградом 23 октября 1942 года Тотмин погиб.

В селе Усть-Яруль именем героя названа улица, а в Пскове, который лётчик защищал, его имя до сих пор не увековечено.

Через год наш город будет отмечать 70-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Долг псковичей - увековечить имя Героя Советского Союза Николая Яковлевича Тотмина.

Антонина Соколова


Самое обсуждаемое
Джозеф джон томсон краткая биография Джозеф джон томсон краткая биография
Всемирный день авиации и космонавтики в библиотеке Названия ко дню космонавтики в библиотеке Всемирный день авиации и космонавтики в библиотеке Названия ко дню космонавтики в библиотеке
Как подготовиться к всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию самостоятельно Как подготовиться к всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию самостоятельно


top