«Жанна д’Арк» - героическая опера в трех действиях

 «Жанна д’Арк» - героическая опера в трех действиях

Лирическая драма в 3-х актах с прологом.
Либретто: Ф. Солера по драме Шиллера.
Время и место действия: 1-ая половина XV века, Домреми и Реймс.

Пролог.

Французское селение Домреми. Народ готовится к встрече дофина Карла, который должен принять власть после смерти короля Карла VI. Но сын английского монарха вторгся с войсками во Францию, захватил Париж и одержал ряд побед. Потерпев очередное поражение, Карл решает остановиться в Домреми, чтобы воины могли отдохнуть, собрать новые силы, а затем оказать помощь осажденному англичанами Орлеану. Люда, собравшиеся на площади, проклинают захватчиков. Король невесел. Ему приснилось, что Святая Дева Мария приказала сложить оружие и смириться с поражением. Крестьяне сообщают о некоей деве, увиденной ими в дремучем лесу. Отчаявшийся Карл, не в силах возвратить себе трон, просит проведать его в лес. Он будет молить святую о спасении Франции. Часовня в глухом месте под Домреми. Жанна молит Деву Марию о помощи своей многострадальной Родине. Девушка просит даровать ей силу, чтобы она могла сама возглавить борьбу с иноземцами. Ее смущают голоса ангелов и злых духов. Они стараются привлечь Жанну на свою сторону. Духи обещают ей любовь и богатство, ангелы призывают выполнить свое предназначение. Жанна засыпает. Ее отец, крестьянин Жак, с неудовольствием наблюдает за действиями дочери. Он подозревает ее в еретизме и связи с дьяволом. К спящей Жанне приближается король. Она узнает своего монарха, объяснив удавленному Карлу, что его образ часто являлся ей во сне. Пламенные речи девушки о спасении Франции придают уверенность надломленному неудачной борьбой Карлу. Он вверяет ей свои войска, а вместе с ними и судьбу отчизны.

I действие.

Лагерь англичан под Реймсом. После тяжелого поражения солдаты отказываются снова идти в бой. Их военачальник, лорд Тэлбот, в отчаянии. Женщины и дети ухаживают за ранеными. Рыцари требуют немедленного возвращения домой.

Приходит Жак. Он действительно подозревает дочь в еретизме и просит Тэлбота помочь ему. Пусть Жанна погибнет, но ее душа обретет спасение. Жак предлягаег англичанам план захвата отважной девушки...

Сад королевского дворца в Реймсе. Жанна, в полном боевом снаряжении. Она предалась воспоминаниям о родных и близких, ей хочется вернуться домой. Демоны вновь искушают девушку. В ее душе борются противоположные чувства. КарЛ не хочет расставаться с Жанной, вернувшей ему трон. Он признается ей в любви. Девушка отвечает взаимностью. Придворные сообщают, что коронация в Реймском соборе уже подготовлена. Король просит Жанну сопровождать его в этом ответственном для отчизны событии. Девушка идет впереди процессии, высоко подняв французские знамена.

II действие.

Реймс, собор Святого Дионисия - место коронация французских монархов. Жанна в свите Карла VII. Народ поет гимн в честь победы над англичанами, прославляя Отчизну. Неожиданно появляется Жак. В тот момент, когда король благодарит девушку за оказанные услуги и предлагает воздвигнуть в честь нее собор, он бросает дочери обвинения в еретизме. Жанна молчит, упав к ногам Жака. Карл в недоумении. Отец хочет видеть свою дочь на костре, только так она сможет искупить свои грехи, погибнув как колдунья. Толпа проклинает Жанну и требует ее казни, лишь король колеблется: он любит девушку и верит в ее невиновность. Жак уводит дочь к англичанам.

III действие.

Укрепленный лагерь англичан. Жанна, закованная в цепи, ожидает предстоящей казни на костре. Девушка погружена в раздумья. Входит ее отец, он слышит, как Жанна произносит молитву о защите своей Родины. Жак начинает осознавать, какую ошибку он совершил. Он помогает дочери бежать из крепости. Выхватив у отца меч, Жанна устремляется на поле битвы, которое находится совсем рядом, так как французские воины, решившие спасти отважную девушку, осадили англичан. Исход битвы предрешен. Французы одерживают решительную победу, Карл торжествует, но в этот момент к нему в палатку вносят тяжело раненую Жанну. Девушка должна умереть. Жанна клянется, что ее совесть чиста и просит накрыть ее знаменами, символизирующими победу Франции. Она умирает на руках отца и короля.

В 3-х актах с прологом; либретто Т. Солеры по драме Шиллера.
Первая постановка: Милан, театр "Ла Скала", 15 февраля 1845 г.

Действующие лица:

Жанна (сопрано), дочь Жака (баритон), крестьянин; Карл VII (тенор), король Франции; Делил (тенор), офицер короля; лорд Тэлбот (бас), военачальник англичан.

Действие происходит в Домреми, Реймсе и около Руана в 1429 году.

Пролог

Французское селение Домреми. Народ готовится к встрече дофина Карла, который должен принять власть после смерти короля Карла VI. Но сын английского монарха вторгся с войсками во Францию, захватил Париж и одержал ряд побед. Потерпев очередное поражение, Карл решает остановиться в Домреми, чтобы воины могли отдохнуть, собрать новые силы, а затем оказать помощь осажденному англичанами Орлеану. Люда, собравшиеся на площади, проклинают захватчиков. Король невесел. Ему приснилось, что Святая Дева Мария приказала сложить оружие и смириться с поражением. Крестьяне сообщают о некоей деве, увиденной ими в дремучем лесу. Отчаявшийся Карл, не в силах возвратить себе трон, просит проведать его в лес. Он будет молить святую о спасении Франции.

Часовня в глухом месте под Домреми. Жанна молит Деву Марию о помощи своей многострадальной Родине. Девушка просит даровать ей силу, чтобы она могла сама возглавить борьбу с иноземцами. Ее смущают голоса ангелов и злых духов. Они стараются привлечь Жанну на свою сторону. Духи обещают ей любовь и богатство, ангелы призывают выполнить свое предназначение. Жанна засыпает. Ее отец, крестьянин Жак, с неудовольствием наблюдает за действиями дочери. Он подозревает ее в еретизме и связи с дьяволом. К спящей Жанне приближается король. Она узнает своего монарха, объяснив удавленному Карлу, что его образ часто являлся ей во сне. Пламенные речи девушки о спасении Франции придают уверенность надломленному неудачной борьбой Карлу. Он вверяет ей свои войска, а вместе с ними и судьбу отчизны.

I действие

Лагерь англичан под Реймсом. После тяжелого поражения солдаты отказываются снова идти в бой. Их военачальник, лорд Тэлбот, в отчаянии. Женщины и дети ухаживают за ранеными. Рыцари требуют немедленного возвращения домой.

Приходит Жак. Он действительно подозревает дочь в еретизме и просит Тэлбота помочь ему. Пусть Жанна погибнет, но ее душа обретет спасение. Жак предлягаег англичанам план захвата отважной девушки...

Сад королевского дворца в Реймсе. Жанна, в полном боевом снаряжении. Она предалась воспоминаниям о родных и близких, ей хочется вернуться домой. Демоны вновь искушают девушку. В ее душе борются противоположные чувства. КарЛ не хочет расставаться с Жанной, вернувшей ему трон. Он признается ей в любви. Девушка отвечает взаимностью. Придворные сообщают, что коронация в Реймском соборе уже подготовлена. Король просит Жанну сопровождать его в этом ответственном для отчизны событии. Девушка идет впереди процессии, высоко подняв французские знамена.

II действие

Реймс, собор Святого Дионисия - место коронация французских монархов. Жанна в свите Карла VII. Народ поет гимн в честь победы над англичанами, прославляя Отчизну. Неожиданно появляется Жак. В тот момент, когда король благодарит девушку за оказанные услуги и предлагает воздвигнуть в честь нее собор, он бросает дочери обвинения в еретизме. Жанна молчит, упав к ногам Жака. Карл в недоумении. Отец хочет видеть свою дочь на костре, только так она сможет искупить свои грехи, погибнув как колдунья. Толпа проклинает Жанну и требует ее казни, лишь король колеблется: он любит девушку и верит в ее невиновность. Жак уводит дочь к англичанам.

III действие

Укрепленный лагерь англичан. Жанна, закованная в цепи, ожидает предстоящей казни на костре. Девушка погружена в раздумья. Входит ее отец, он слышит, как Жанна произносит молитву о защите своей Родины. Жак начинает осознавать, какую ошибку он совершил. Он помогает дочери бежать из крепости. Выхватив у отца меч, Жанна устремляется на поле битвы, которое находится совсем рядом, так как французские воины, решившие спасти отважную девушку, осадили англичан. Исход битвы предрешен. Французы одерживают решительную победу, Карл торжествует, но в этот момент к нему в палатку вносят тяжело раненую Жанну. Девушка должна умереть. Жанна клянется, что ее совесть чиста и просит накрыть ее знаменами, символизирующими победу Франции. Она умирает на руках отца и короля.

К карнавальному сезону 1845 года (начинавшемуся почти сразу за рождеством) Верди, по договору с Мерелли, должен был написать оперу для театра «Ла Скала». Новый сюжет, увлекший композитора был найден в героической драме Ф. Шиллера «Орлеанская дева».

Великий немецкий писатель занимает первое место по количеству сюжетов, выбранных Верди в качестве основы для оперных либретто. По его драмам композитор создал четыре произведения - «Жанну д"Арк», «Разбойников», «Луизу Миллер» (по «Коварству и любви») и «Дона Карлоса».

В произведениях Шиллера Верди привлекли тщательно продуманная драматургия, настоящие, живые характеры и свободолюбивый пафос. В письме Чезаре де Санктису от 16 мая 1853 года, композитор указывал: «сильные характеры рождают сильные столкновения и сильное воздействие вызывается естественно» . Этой установки он придерживался на протяжении всего творчества. Не прошел Верди и мимо мистической стороны драмы Шиллера, до «Макбета» лишь в «Жанне» есть инфернальные силы.

Либретто (при участии композитора) написал Фемистокл Солера, который внес в сюжет значительные изменения. Оценить их однозначно очень непросто, но Верди их принял. В обработке Солеры сюжет «Жанны д"Арк» стал очень эффектным, с множеством контрастных ситуаций, с молитвами, проклятиями, запоздалым раскаянием. Но как и первые тексты этого талантливого поэта, но посредственного драматурга, это либретто имело ряд серьезных недостатков. Главный из них, как и прежде, заключается в отсутствии цельного драматургического развития. Опера представляет собой ряд эпизодов из истории средневековой Франции, связь которых иногда очень поверхностна. Поступки отдельных героев с трудом поддаются объяснению. Почему Жак, ревностный католик, проявляющий трогательную заботу о спасении души своей дочери, сам уводит ее к англичанам? Что происходит с ним, если вскоре он раскаивается в своем поступке? Он слышит молитву Жанны, но до сих пор это наводило его лишь на мысли о колдовстве. Почему Жак заключает союз с англичанами, врагами его Родины? На эти и многие другие вопросы ответы найти непросто.

Характеры действующих лиц получились поверхностными и односторонними. Жанна, за чью душу борются и ангелы, и демоны, искушающие девушку, после колебаний все же готова исполнить возложенную нее миссию. Пока она удерживается от соблазнов - силы не покидают ее и девушка достойно выполняет свой долг. Первое же испытание - любовь Карла отнимает ее могущество. Она не в силах противостоять обвинениям и в глазах народа из символа свободы превращается в ведьму. Искупить свой грех она может только смертью (как и в «Ломбардцах», здесь важен мотив искупления).

Жак предстает в опере как религиозный фанатик, что сближает его с Арвино из «Ломбардцев». Однако Жак выполняет и другую функцию. Он - орудие провидения, карающего Жанну за нарушение священного долга и прощающего в момент раскаяния и искупления.

Образ Карла достаточно шаблонный, это типичный «король любви». Он становится косвенным виновником гибели Жанны.

Музыкальная сторона оперы «Жанна д"Арк» оказалась очень неровной. Пожалуй, именно в отношении нее лучше всего подошли бы слова Асафьева: «но кто с вниманием пересматривает клавиры и оперные партитуры Верди, тому не приходится скрывать своего удивления перед сочетанием бурного обнаружения таланта, обнаружения неровного с грубыми провалами и гениальными находками, с суровой рабочей дисциплиной и постепенным овладением все более и более утонченным мастерством» . (Асафьев Б. Верди. Эскиз монографии. // Избр. труды, том 4. - М., Издательство АН СССР, 1955, С. 219)

Однако, при всех недостатках оперы, во многом связанных с малоудачным либретто, в произведении есть находки, которые получат применение в дальнейшем.

Важное значение в становлении и развитей образа главной героини приобретают четыре темы-реминисценции, составляющие основу музыкальной драматургии оперы. Одна из них - марш французов, который Жанна слышит в прологе и который убеждает ее выбрать истинный путь - путь спасения отчизны. Этот марш образует арку с заключительным актом оперы: в темнице подавленная и сломленная своим преступлением, Жанна вновь услышит его звуки, с ними обретет веру в возможное искупление. Этот образ позволяет М.Черкашиной провести аналогию с образом вагнеровского Тангейзера. (Черкашина М. Становление. - "Музыка", 1990, № 80, C. 124)

Хоры ангелов и демонов за сценой воплощают противоположные страсти, бушующие в душе Жанны - стремление следовать долгу и земные соблазны. Беззаботной, легко запоминающейся мелодии хора демонов, предвосхищающей песенку герцога из "Риголетто", противопоставлена мелодия хора ангелов, сопровождение арфы придает ей оттенок чистоты и возвышенности. Борьба этих чувств наглядно показана уже в прологе, где сначала поочередно, а потом вместе (в контрапункте) звучат обе темы хора.

Первый акт становится ключевым в драме. Если в прологе Жанне удалось устоять перед искушениями, то теперь она не в состоянии бороться со своими чувствами. Три проведения мелодии из хора демонов (последнее ff в tutti) в сцене и арии Жанны символизируют временную победу инфернальных сил.

Центральный эпизод I акта и оперы - дуэт Жанны и Карла. Это один из самых протяженных дуэтов-поединков в операх Верди. В нем можно выделить несколько разделов - этапов борьбы между Жанной и Карлом. Первый раздел завершается хором ангелов - девушке удалось устоять перед порывом короля. Второй раздел строится на теме любви Карла. Небольшой хор придворных создает контраст стремительно развивающемуся действию. Заключительный раздел дуэта наступает с возвращения темы любви, которая переходит в партию Жанны. С площади доносится хор французов, одержавших очередную победу. Чеканная маршевая мелодия хора создает яркий контраст с кантиленной мелодией партии Карла и трепетными, робкими ответами главной героини. Сочетание ярких сценических планов - прием, который Верди будет часто применять в кульминационных сценах опер.

В опере «Жанна д "Арк» немало гармонических и оркестровых находок. Наиболее интересны в этом отношении хоровые эпизоды. Хоры в опере очень разнообразны и продолжают традицию героических произведений композитора. Вместе с тем, ощутимы влияния Мейербера и Галеви - композиторов французской школы. Хор интродукции своей оркестровкой и мелодической линией заставляет вспомнить потрясающую мощью и мастерством сцену освящения мечей мейерберовских «Гугенотов».

Один из лучших эпизодов оперы - грандиозная сцена финала второго акта - фанатичная толпа проклинает еретичку, хотя еще недавно ей поклонялась. Драматургия этой сцены аналогична сцене из «Дочери кардинала» Галеви - оба финала поражают силой эмоционального воздействия, хотя на наш взгляд, Галеви более убедительно удалось передать постепенное нарастание народного гнева. Хор крестьян из пролога предвосхищает хоры ведьм из «Макбета», а сцена грозы - знаменитую грозу из «Риголетто».

В опере использована тембровая драматургия. Лейттембр флейты сопровождает Жанну на протяжении всего ее пути, появляясь в увертюре. Это придает ее партии лирически возвышенный элегический характер. Иногда к флейте присоединяются гобой и кларнет, придающие образу черты таинственности.

Увертюра строится на сопоставлении нескольких тем, в опере не встречаюшнхся. Однако, их интонационное сходство с некоторыми темами оперы очевидно. Драматическая первая тема увертюры тесно связана с темой англичан, открывающей первый акт и представляет собой ту же мелодию, только в обращении. Начальной теме увертюры противопоставлена тема Жанны, связанная с ее лейттембром. После вторичного проведения темы англичан увертю,а завершается ликующим маршем (сохранена ведущая роль деревянных духовых), символизирующим окончательную победу.

Патриотичней характер оперы «Жанна д"Арк» продолжает линию «Вильгельма Теля» Россини и подводит к созданию еще трех опер, развивающих эту героическую тематику - «Атиллы», «Битвы при Леньяно» и «Сицилийской вечерни», в которых в полной мере будут реализованы стремления композитора отразить актуальные национальные проблемы.

По своим отдельным музыкальным достоинствам «Жанна» не уступала бы другим произведениям композитора, если бы не проигрывала им в драматургической цельности. Тем не менее, премьера оперы, состоявшаяся в «Ла Скала» 15 февраля 1845 года, прошла с большим успехом.

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Жанна Д’Арк (Giovanna d’Arco), Дж. Верди

Лирическая драма в 3-х актах с прологом ; либретто Т. Солера по драме Шиллера.
Первая постановка: Милан, театр «Ла Скала» , 15 февраля1845 г.

Действующие лица: Жанна (сопрано), дочь Жака (баритон), крестьянин; Карл VII (тенор), король Франции; Делил (тенор), офицер короля; лорд Тэлбот (бас), военачальник англичан.

Действие происходит в Домреми, Реймсе и около Руана в 1429 году.

Пролог.
Народ оплакивает судьбу Франции. Не коронованный король Франции Карл VII, увидев во сне Мадонну, которая сказала ему положить под дубом свой меч и шлем, решает отказаться. Однако, позже, узнав увиденное во сне место в лесу под Дормери, решает сходить туда. Жанна оплакивает угнетённую Родину и призывает на помощь небесные силы. Жак, отец Жанны, обеспокоен, присутствием дьявольских сил. Находясь в трансе, Жанна терзаема демонами, но её душа призывает их спасти Францию. Карл и Жанна встречаются и поднимают оружие. Карл приглашает её следовать в военный лагерь. Король очарован, но слушается Жака, который убеждает его, что сила его дочери имеет демоническую природу. Он пытается продолжать, но падает без сил.

Действие первое.
Англичане разбиты и в английском лагере моральный дух солдат очень низкий. Неожиданное появляется обезумевший Жак, которого сразу арестовывают, и он сообщает лорду Талботу, что Жанна со своими дьявольскими силами ответственна за их полное поражение, а французы победили благодаря сверхъестественным силам. Напротив ликования присутствующие угрожают сжечь его на костре. Жак в ужасе, но он желает при встрече с Карлом отомстить ему, за то что тот обесчестил его дочь, тем что воспользовался ей чтобы получить преимущество над врагами.

Тем временем Жанна, достигшая своей цели, хочет вернуться к прежней жизни (Жанна: «О, пророческий лес!»), но Карл предлагает ей стать его супругой (Карл, Жанна: «Итак, и в горе, и в славе, и на троне»).

Народ хочет видеть Карла на троне, он объявляет, что обязан этим Жанне и она сопровождает его на пути к короне. Тем временем злые духи ликуют, так как она предала своё святое дело.

Действие второе.
Во время церемонии коронации Жак остаётся на площади, угнетаемый убеждением о грехе дочери. Королевская процессия выходит из собора и Карл объявляет, что у Франции есть два защитника: Сен-Дени и Жанна. Тогда Жак, не в силах больше сдерживаться, открыто обвиняет дочь в колдовстве. Перед Карлом потребовавшим объяснений, Жанна молчит, чувствуя себя виновной в свое любви к нему. Карл верит в невиновность девушки, как обвинение звучат гром и молния, и народ требует сжечь ведьму и отдать её англичанам.

Действие третье .
В английском плену Жанна не может помочь в битве, она просит Бога простить её грешную любовь к Карлу (Жанна: «Любила, но одно мгновенье»), просит взять свою честь и жизнь за спасение Франции. Наблюдая за молитвой Жанны, Жак убеждается в её невиновности и осознаёт, что совершил ошибку. Он освобождает Жанну и, растроганные примирением, они спешат на помощь французским войскам. Освобождённый Карл прощает Жака, а Жанна бросается в бой. В недолгой схватке, в которой французы, возглавляемые Жанной, разбили врага, девушка была смертельно ранена. Тщетно король и Жак надеются спасти Жанну, Пока все находятся в замешательстве, распространяется яркий свет, Жанна умирает и видит, как небо принимает её.

Композитор написал оперу на основе драмы Фридриха Шиллера «Орлеанская дева».

Действие разворачивается около Руана, 1429 год. Будущий король Франции, Карл, со своим войском остановился в Домреми. После очередного поражения он теряет надежду на победу. Ему снится сон, в котором Дева Мария приказывает принять поражение. В то же время крестьяне говорят о некоей девушке, молящейся в лесу. Карл решается прогуляться к ней.В маленькой часовне в глухом лесу молится Жанна. Она просит небеса помиловать Францию. Девушка готова пожертвовать собой ради спасения родной земли. Вдруг Жанна слышит голоса. Демоны искушают ее, пророча любовь и богатство, но ангелы призывают Жанну исполнить предначертанное судьбой… За происходящим наблюдает отец девушки, Жак. Ему кажется, что дочь связалась с дьяволом. К уснувшей в часовне Жанне приближается Карл. Она узнает будущего монарха: он являлся девушке во сне. Отойдя ото сна, она произносит пламенные речи о скором спасении Франции. У Карла появляется луч надежды. Он вверяет девушке войска, а вместе с тем и судьбу страны.

Следующая сцена происходит в побежденном лагере англичан. Солдаты боятся идти в бой. Лорд Тэлбот в отчаянии. Появляется Жак. Он заключает с английским военачальником сделку. Жанна погибнет в плену от рук англичан, но ее душа обретет свободу…Перед коронацией, Карл и Жанна признаются друг другу в любви. Будущий монарх просит девушку сопровождать его в столь торжественный день. С гордо поднятой головой и знаменами в руках Жанна в полном боевом обмундировании идет впереди триумфальной процессии.

Народ радостно поет гимн Франции в честь скорой победы над Англией. Король благодарит Жанну за отвагу в бою и предлагает воздвигнуть в честь девушки собор. Но вдруг из толпы выдвигается Жак и обвиняет дочь в еретизме. Жанна бросается на колени к отцу, но тот непреклонен: Она должна сгореть на костре! Только так душа дочери очистится. Толпа обсыпает девушку проклятиями. Король не находит себе места: он уверен в невиновности девушки и любит ее всем сердцем. Тем временем Жак уводит Жанну к англичанам.

Оказавшись в плену, девушка не теряет надежды и молится о спасении Франции. Отец, услышав ее молитвы, осознает трагическую ошибку. Одумавшись, он помогает дочери бежать. Освобожденная, Жанна выхватывает у отца меч и снова бросается в бой: французские воины узнали об участи девушки и осадили английский лагерь. Судьба очередной битвы предрешена. Монарх ликует. В этот момент в королевскую палатку вносят смертельно раненную Жанну. Она радуется близкой победе и исполнению долга перед отчизной. Накрытая победными знаменами, девушка умирает на руках короля.

История создания

По договору с Бартоломео Мерелли, антрепренером театра «Ла Скала», Джузеппе Верди писал оперу к карнавальному сезону 1845 года. Сюжет «Орлеанской девы» вдохновил композитора к новому произведению. Верди стремился создать нечто героико-патриотическое. Опера получилась оригинальная, но в ней видны явные недостатки. Вынужденная поспешность сказалась на партитуре (в то время к омпозитор работал над еще одним произведением - Двое Фоскари ). Либретто Темистокле Солера содержит логические нестыковки, из-за чего у критиков возникли вопросы к произведению. Со временем по требованиям цензуры из оперы удалили малейшие намёки на освободительное движение, а действие и вовсе перенесли в Грецию.

Опера "Жанна д’Арк" является одной из ранних опер композитора. В ней трудно найти особой стиль Джузеппе Верди. Тем не менее, в партитуре появились музыкальные находки, которые композитор будет использовать в последующих произведениях. Опера получилась эффектной, но в ней отсутствует ощущение целостности произведения. Премьеру публика встретила доброжелательно, но творение так и не стало репертуарным.

Занимательные факты:

  • Изначально партию Жанны д’Арк писали специально для известной итальянской певицы Эрминии Фреццолини. Позднее произведение поставили на новое либретто.
  • Российская премьера оперы состоялась 29 декабря 1849 года в Петербурге, в главной роли выступила Эрминии Фреццолини.
  • Темистокле Солера смело меняет оригинальную версию сюжета пьесы. Он убирает одних героев и добавляет других, создает новые эпизоды, изменяет и концовку - обстоятельства смерти главной героини.
  • Знаменитый немецкий драматург оказался фаворитом Джузеппе Верди по количеству сюжетов, выбранных композитором за основу оперных либретто. По драмам Шиллера Верди написал «Жанну д"Арк», «Луизу Миллер », «Разбойников » и «Дона Карлоса ».
  • В 2008 году режиссер Габриэле Лавиа выпустил фильм-оперу «Джузеппе Верди - Жанна д’Арк ».

Либретто Б. Плетнева. Балетмейстер В. Бурмейстер.

Первое представление: Москва, Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, 29 декабря 1957 г.
Вторая редакция - «Легенда о Жанне д"Арк», 1980 г.

Действующие лица:

Жанна д"Арк. Бертран. Карл VII. Агнесса Сорель, его возлюбленная. Черный монах. Архиепископ Реймский. Сантраль, защитник Орлеана. Лионель, английский военачальник. Командир французского отряда. Командир английского отряда. Крестьяне, пастухи. Французские и английские солдаты. Горожане. Придворные кавалеры и дамы, шуты.

Действие происходит во Франции в 30-е годы XV века.

Действие первое

Картина первая. Осада Орлеана.

Бой на подступах к Орлеану. Англичане теснят французов. Сантраль гибнет в поединке с английским военачальником Лионелем. Английские войска прорываются к городу. Часть жителей Орлеана спасается бегством. Французские солдаты отступают. Над полем битвы взвивается английское знамя.

Картина вторая. Деревня Домреми, где живут Жан-на д"Арк и ее друзья-пастухи.

В тихую деревенскую жизнь вторгается скорбное шествие орлеанских беженцев, несущих тело убитого Сантраля.

Жанна в пламенной речи призывает народ к борьбе. Бертран и пастухи, увлеченные вдохновенным призывом Жанны, следуют за ней.

Действие второе

Картина третья. В Шинанском дворце.

Франции угрожает гибель. Орлеан близок к падению. Дофин Карл вместе со своим духовником Черным монахом, у которого безвольный дофин находится в полном подчинении, скрываются во дворце, проводя время в праздности.

Страшные мысли о будущем Карл гонит прочь, стремясь найти забвение в объятиях своей возлюбленной Агнессы Сорель. Но события неумолимы. Французские солдаты приносят во дворец весть о гибели Сантраля и об угрозе падения Орлеана.

Дворец охвачен смятением. Приходит окруженная народом Жанна. Она просит Карла разрешить ей двинуться с войсками к Орлеану. Карл соглашается и вручает Жанне меч Сантраля.

Картина четвертая. К Орлеану.

Французы, вдохновленные Жанной д"Арк, двинулись спасать осажденный Орлеан. У города вновь закипает бой. Английские войска побеждены. Развевавшееся над крепостью Орлеана английское знамя падает.

Во время жаркой схватки на Жанну внезапно нападает Лионель. Героиня сбивает с него шлем, обезоруживает и объявляет пленным. Охваченный отчаянием Лионель приближается к Жанне. Она чувствует странное, небывалое волнение.

Барабанная дробь отвлекает Жанну. Этим пользуется появившийся ранее и незамеченный Жанной Черный монах. Подкравшись к Лионелю, он бесшумно скрывается с ним. Вражеская стрела ранит Жанну.

Окруженная пастухами Жанна не слышит несущихся ей навстречу победных народных приветствий. Она в смятении.

Действие третье

Картина пятая. Коронация дофина.

День коронации дофина Карла. Народ, собравшийся на площади перед Реймским собором, с нетерпением ждет начала празднества. Идет торжественная процессия, возглавляемая Карлом. Под звуки музыки процессия направляется в собор.

Начинается коронация. Жанна выходит из собора, ее окружает народ. Звуки фанфар возвещают о том, что коронация совершилась. На ступенях собора появляется Карл VII в сопровождении придворных. Жанна склоняет перед королем завоеванное ею английское знамя.

Картина шестая. Арденнский лес.

Черный монах всенародно обвиняет Жанну в измене, я Народ охвачен волнением. Церковники именем Бога изгоняют Жанну из Реймса. Жанна просит защиты у короля, но тот присоединяется к голосу служителей церкви. Со стоном падает Жанна на руки пастухов и, поддерживаемая ими, покидает Реймс.

Обвинение в измене, предательство Карла и позор"i изгнания сломили Жанну. Она бродит по арденнским лесам, окруженная своими верными друзьями. В порыве отчаяния Жанна хочет отдать свой меч, считая себя недостойной его. Но пастухи просят Жанну вернуться к войскам. Поздно! Арденнские леса окружены англичанами, приведенными сюда Черным монахом.

В неравном бою гибнут Бертран и пастухи, а отважной обороняющуюся Жанну англичане берут в плен. Лионель приказывает оставить его наедине с пленницей. Протягивая Жанне английское знамя, Лионель предлагает ей свободу ценой перехода во вражеский лагерь. Охваченная гневом Жанна убивает Лионеля.

Картина седьмая. Сожжение.

Руан. Площадь. В центре - пылающий костер. Все выше и выше взлетают языки пламени.

На фоне огненного неба появляется силуэт Жанны д"Арк; он растет, поднимается и заполняет собой весь небосвод как символ героизма и бессмертия.


Самое обсуждаемое
Жизнь индейцев Аризоны после «заморозков Апачи- ожесточенные воины и опытные стратеги Жизнь индейцев Аризоны после «заморозков Апачи- ожесточенные воины и опытные стратеги
Изольда и Тристан: красивая история вечной любви Изольда и Тристан: красивая история вечной любви
Стипендия программы пять с плюсом Стипендия программы пять с плюсом


top