Методика формирования элементарных математических представлений (фэмп) в средней группе. Опыт работы старшего воспитателя детского сада. интеграция фэмп в разных образовательных областях Фгос по математическому развитию в доу

Методика формирования элементарных математических представлений (фэмп) в средней группе. Опыт работы старшего воспитателя детского сада. интеграция фэмп в разных образовательных областях Фгос по математическому развитию в доу

Городской семинар для воспитателей ДОО и учителей начальных классов СШ по теме: «Реализация Концепции развития математического образования в РФ: детский сад – школа»

подготовила старший воспитатель: Гриценко Ирина Анатольевна

(слайд 1)

Математика один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Дошкольники об этом ещё не знают и не должны узнать. Поэтому наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.

(слайд 2)

Интеграция (по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с принятием (ФГОС ДО) федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает пересмотреть устоявшееся в теории и практике содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка.

(слайд 3)

Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время.

(слайд 4)

Согласно ФГОС ДО программа должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей: (слайд)

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями воспитанников.

(слайд 5)

(ФЭМП) Формирования элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и направлено на получение первичных (слайд 6) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени) . (слайд 7)

Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных (слайд 8) свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.

(слайд 9)

Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. (слайд 10) Во время проведения (НОД) непосредственной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, (слайд 11) где левая сторона, а где правая. На занятиях мы используем различные плоские и объемные геометрические фигуры и цифры. (слайд 12- 2р) Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.

При закреплении количественного счета воспитанники выполняют различные упражнения: (слайд 13) «Подпрыгнуть на одной ноге» , «Пропрыгый 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой» , (слайд 14) «Занять домик определенного цвета или формы» ). Дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают. (слайд 15)

Используются в режимных моментах подвижные игры математического содержания «Попади в круг» , «Найди себе пару» , «Классы» , (слайд 16) «Сделай фигуру» , «Эстафеты парами» , «Чья команда забросит больше мячей в корзину» . (слайд 17)

(ФЭМП) Формирования элементарных математических представлений (слайд 18) непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие» , где основной задачей является развитие математического словаря у детей. (слайд 19 - 2р) В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение.

(слайд 20) Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения («много» , «один» , «ни одного» , «столько - сколько» , «поровну» , «больше» , «меньше» ) (слайд 21) должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов;

На занятиях дети учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире - уже» , «выше - ниже» , «толще - тоньше» ) ; (слайд 23) отличать изменения общего объема («больше - меньше» , «большой - маленький» ) ; находить более сложные ориентировки в величине предметов (слайд 24) («высокий» , «ниже» , «самый низкий» ) ; осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг» , «квадрат» , «треугольник» ) , (слайд 25) а так же пространственные отношения и временные обозначения («утро» , «день» , «вечер» , «ночь» , «сегодня» , «завтра» , «быстро» , «медленно» ; названия дней недели, месяцев) .

(слайд 26)

Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; (слайд 27) это развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

(слайд 28)

Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, нами обращалось внимание на количество частей того или иного произведения. (слайд 29) В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Сказка «Колобок» , «Теремок» , «Репка» , «Зимовье» и «Телефон» знакомит с количественным и порядковым счетом, да еще и основами арифметических действий.

(слайд 30)

В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки и конечно загадки.

(слайд 31)

Математика проникает в «Художественно эстетическое развитие» и помогать решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные, (слайд 32)

осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (например, (слайд 33)

«пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик» , «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур или «Веселые цифры» .)

(слайд 34)

Мы обращаем внимание на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги. (слайд 35) Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, (слайд 36) форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. (слайд 37) При проведении рисования растений, природы, (слайд 38-2р) отмечаем расположение предметов, считаем сколько частей и где, нужно изобразить объект (слайд 39) (вверху, внизу, справа, слева, (слайд 40) в верхнем правом углу и в нижнем левом углу и т.п.)

(слайд 41-2р)

На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений.

Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя” и т.п) . (слайд 42-2р) Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве. (игра «Найди свой листик» , «Веселый круг» , игра-танец «Мы вместе» и т.п.) .

Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.

(слайд 43)

Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т.д. (слайд 44) Во время прогулок мы с детьми отмечали нынешний день, месяц, время года. (слайд 45)

Рассматриваем объекты живой неживой природы, называют цвет, форму, размер предмета или объекта. (слайд 46) (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.) .

В самостоятельной деятельности дети используют «кубики Никитина» , «Геоконт» , различные мозаики, пазлы, дидактические игры (слайд 47) («Геометрическое лото» , «Назови соседей» , «Цифры» и др.)

При знакомстве детей с весами знакомим (слайд 48) с измерением массы предмета. Рассказываем какие бывают часы: (слайд 49-2р) (солнечные, цифровые, электронные и т. д.) Полученные знания использут в сюжетно – ролевых играх «Магазин» , «Повар» , «Учитель» (продавец взвешивал товар) (слайд 50)

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности (слайд 51) ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, (слайд 52-2р) и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи.

(слайд 53)

Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, (слайд 54) когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. (слайд 55) Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. (слайд 56-2р)

(слайд 57)

Век компьютеризации смело шагает по стране, поэтому мы внедряем (слайд 58-2р) новые технологии в свою работу и используем мультимедийное оборудование - как наглядный материл.

(слайд 59-2р)

Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия и новые обучающие технологии. А так же обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. (слайд 60)

Исх. 38/03 от 22.08.18

В целях формирования компетенций руководителей, педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций по реализации ФГОС дошкольного образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития дополнительного профессионального образования» (ФГБОУ ДПО «ИРДПО») объявляет набор слушателей на программу повышения квалификации:

Формирование элементарных математических представлений, предусмотренных ФГОС дошкольного образования, используя инновационную парциальную программу «Веселый день дошкольника»

Объем программы повышения квалификации: 36 академических часов

Форма обучения: заочная

ВНИМАНИЕ! По запросу может быть сформирована группа очного обучения в г.Москве или в регионе проживания обучающихся

Требования к слушателям: высшее образование/среднее профессиональное образование.

Данная программа предполагает знакомство с практической методикой использования инновационного подхода для решения традиционных задач математического образования на основе специально созданных дидактических образовательных детских песен для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Программа будет полезна практикам и применима при реализации любой образовательной программы дошкольной образовательной организации (ДОУ).

В программу включены следующие модули:

1. Парциальная программа «Веселый день дошкольника»: методология, структура программы, методика ее реализации и содержание учебно-методических комплектов для детей и педагогов, возможности встраивания программы в основную образовательную программу ДОУ.

Учебный модуль выявляет возможности использования парциальной программы для формирования основной образовательной программы дошкольного образования.

2. Формирование у детей дошкольного возраста математических представлений с использованием специально созданных образовательных пособий на примере комплектов «Разноцветные песни», «Фигуры», «Цифры»:

Математического образования детей дошкольного возраста: цвет, форма, количество и счет;

Сенсорное развитие: формирование представлений о цвете;

Развитие пространственного мышления дошкольников;

Формирование геометрических представлений;

Формирование представлений о числе и счетных операций.

Учебный модуль раскрывает технологии использования оригинального музыкального дидактического материала при изучении важнейших тем, которые включены во все программы математического образования детей дошкольного возраста.

3. Возрастные психологические особенности дошкольника: возрастные психологические особенности и специфика коммуникации с детьми различных возрастных групп

Учебный модуль раскрывает возрастные психологические особенности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и учит педагогов эффективной коммуникации с детьми в каждой возрастной группе и особенностям управления детским коллективом в целях реализации поставленных педагогических задач.

С.С.Коренблит – руководитель проекта «Веселый день дошкольника», композитор, музыкант, автор Концепции парциальной программы и всероссийского образовательного проекта «ВеДеДо», а также музыки и аранжировок песенного музыкального материала.

Е.В.Соловьева – психолог, кандидат педагогических наук, доцент; автор книг и статей по методике дошкольного образования и возрастной психологии, развивающих книг и пособий для детей; соавтор ПП «Веселый день дошкольника» и УМК для детей и педагогов

Участники получают удостоверение о повышении квалификации государственного образовательного учреждения установленного образца объемом 36 ак.часов

Стоимость участия составляет 8 550 руб. (НДС не облагается)

Набор на обучение ведется постоянно: подаете заявку, оплачиваете и приступаете к обучению!

Для оформления заявки на обучение необходимо на сайте ИРДПО в разделе

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.
В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:
— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
— методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;
— сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
— учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные функции:
— реализуют принцип наглядности;
— адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;
— помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;.
— способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного ж абстрактному;
— дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;
— увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;
— расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;
— рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.
Таким образом, средства обучения выполняют важные функции:в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предматематической подготовки детей детских дошкольных учреждениях.
Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее: И — объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: Разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;
— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;
— графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.
При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения. С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов. Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия.
Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.
Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала. Это — комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях, Благодаря ему возможно решение практически всех программных задач. Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.
Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Демонстрационные и раз даточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.
К демонстрационным материалам относятся:
— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;
— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <;
— фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;
— мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;
— магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
— полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;
— комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
— карточки и таблицы;
— модели («числовая лесенка», календарь и др.);
— логические блоки;
— панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
— оборудование для проведения дидактических игр;
— приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.).
Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и т. д.
К раздаточным материалам относятся:
— мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;
— карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;
— наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
— таблицы и модели;
— счетные палочки и т. д.
Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства помогут использоваться и для показа, и для упражнений.
Следует учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. Поскольку демонстрационный материал предназначен для показа всем детям, он по всем параметрам крупнее, чем раздаточный. Существующие рекомендации относительно размеров наглядных дидактических материалов при формировании элементарных математических представлений детей носят эмпирический характер, строятся на опытной основе. В этом отношении определенная стандартизация крайне необходима и может быть достигнута в результате специальных научных исследований. Пока отсутствует единообразие в указании размеров в методической литературе и в выпускаемых промышленностью
комплектах, следует практически устанавливать наиболее приемлемый вариант Ив каждом конкретном случае, ориентироваться на лучший педагогический опыт.
Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный — один на группу детей. На четырехгрупповой детский сад демонстрационный мате риал подбирают так: 1—2 комплекта каждого названия, а раздаточный — по 25 комплектов каждого названия на весь детский
сад, чтобы полностью обеспечить одну группу.
Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении малышей — с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. Однако это г требование не должно стать самоцелью, так как чрезмерная привлекательность и новизна игрушек и пособий может отвлечь ребенка от главного — познания количественных, пространственных и временных отношений.
Наглядный дидактический материал служит для реализации программы развития элементарных математических представлений
в процессе специально организованных упражнений на занятиях. С этой целью используют:
— пособия для обучения детей счету;
— пособия для упражнений в распознавании величины предметов;
— пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;
— пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
— пособия для упражнения детей в ориентировке во времени. Данные комплекты пособий соответствуют основным разделам
программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал. Необходимые для проведения занятий дидактические средства воспитатели изготавливают сами, привлекая к этому родителей, шефов, старших дошкольников, или берут готовыми из окружающей среды. В настоящее время промышленность начала выпускать отдельные наглядные пособия и целые комплекты, которые предназначены для занятий по математике в детском саду. Это значительно сокращает объем подготовительной работы по оснащению педагогического процесса, освобождает воспитателю время для работы, в том числе по конструированию новых дидактических средств и творческому использованию имеющихся.
Дидактические средства, не входящие в оборудование для организации учебной деятельности, хранятся в методическом кабинете детского сада, в методическом уголке групповой комнаты, их содержат в коробках с прозрачными крышками или на плотных крышках изображают аппликацией предметы, которые в них находятся. Природный материал, мелкие игрушки для счета могут находиться и в ящиках, имеющих внутренние перегородки. Такое хранение облегчает поиск нужного материала, экономит время и место.
В оборудование для самостоятельных игр и занятий могут включаться:
— специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;
— разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;
— занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;
— отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое; 128
— книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.
Все эти средства лучше всего поместить непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и склонности. Эти средства используются в основном в часы игр, но могут применяться и на занятиях. К ним необходимо обеспечить свободный доступ ребят и их широкое использование.
Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.
Многие из дидактических средств, применяемых вне занятий, чрезвычайно эффективны. Примером могут служить «цветные числа» — дидактический материал преподавателя из Бельгии X. Кюзенера, получивший большое распространение в детских садах за рубежом и в нашей стране. Он может использоваться, начиная с ясельных групп и кончая последними классами средней школы. «Цветные числа» — это набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов и кубиков. Все палочки окрашены в разные цвета. Исходным является белый кубик — правильный шестигранник размером 1X1X1 см, т. е. 1 см3. Белая палочка — единица, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и т. д. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Таким образом, цветом и величиной моделируется число. Имеется и плоскостной вариант цветных чисел в виде набора полосок разного цвета. Выкладывая из палочек разноцветные коврики, составляя поезда из вагонов, выстраивая лесенку и производя другие действия, ребенок знакомится с составом числа из единиц, двух чисел, с последовательностью чисел натурального ряда, выполняет арифметические действия и т. д., т. е. готовится к усвоению различных математических понятий. Палочки дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия. /Таким же универсальным и весьма эффективным дидактическим средством являются блоки 3. Дьенеша (логические блоки), венгерского психолога и математика (этот дидактический материал описан в главе, § 2).
Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию.
В конце прошлого — начале нашего столетия считалось, что через использование занимательного математического материала можно выработать у детей умение считать, решать арифметические задачи, развивать у них желание заниматься, преодолевать трудности. Рекомендовалось использовать его в работе с детьми до школьного возраста.
В последующие годы был замечен спад внимания к занимательному математическому материалу, и вновь повысился интерес к нему в последние 10—15 лет в связи с поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных- возможностей каждого ребенка.
Занимательный математический материал в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи, увлекая, развивает детей. Единой, общепризнанной его классификации не существует. Чаще всего какая-либо задача или группа однородных задач получает название, в котором отражается либо содержание, либо игровая цель, либо способ действия, либо используемые предметы. Иногда название содержит описание задачи или игры в свернутой форме. Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:
— геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;
— «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;
— логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
— задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);
— задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;
— лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);
— занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
— занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);
— задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);
— загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;
— стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
— задачи в стихотворной форме;
— задачи-шутки и т. д.
Этим далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, который может использоваться в работе с детьми. Перечислены отдельные его виды.
Занимательный математический материал по своей структуре близок детской игре: дидактической, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, драматизации. Как и дидактическая игра, он прежде всего направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Познавательное его содержание, органически сочетаясь с занимательной формой, становится действенным средством умственного воспитания, непреднамеренного обучения, наилучшим образом соответствуя возрастным особенностям ребенка-дошкольника. Многие задачи-шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры. Наличие правил, организующих порядок действий, характер наглядности, возможность соревнования, во многих случаях ярко выраженный результат роднят занимательный материал с дидактической игрой. Одновременно он содержит и элементы других видов игр: роли, сюжет, содержание, отражающее какое-либо жизненное явление, действия с предметами, решение конструктивной задачи, любимые образы сказок, рассказов, мультфильмов, драматизацию — все это свидетельствует о многосторонних связях занимательного материала с игрой. Он как бы вбирает в себя многие ее элементы, черты и особенности: эмоциональность, творчество, самостоятельный и самодеятельный характер.
Занимательный материал имеет и свою собственную педагогическую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений. Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со взрослыми.
Исследования свидетельствуют о доступности отдельных математических занимательных задач с 4—5 лет. Являясь своеобразной умственной гимнастикой, они предупреждают возникновение интеллектуальной пассивности, с ранних лет формируют настойчивость и целенаправленность у детей. Сейчас повсеместно наблюдается тяга детей к интеллектуальным играм и игрушкам. Это стремление следует шире использовать в работе с дошкольниками.
Отметим основные педагогические требования к занимательому математическому материалу как дидактическому средству.
1. Материал должен быть разнообразным. Это требование вытекает из основной его функции, заключающейся в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда, сама задача из нестандартной становится шаблонной, ее развивающее влияние резко снижается. Разнообразить следует и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.
2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.
3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.
4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка. Это требование реализуется благодаря варьированию заданий, методических приемов и форм организации.
5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений.
Занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логическое мышление, целенаправленность и целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач — все это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.
К дидактическим средствам относятся пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается система работы по формированию элементарных математических представлений. Основное их назначение — помочь воспитателю осуществить на практике предматематическую подготовку детей к школе.
К пособиям для воспитателя детского сада как дидактическому средству предъявляются высокие требования. Они должны:
а) строиться на прочном научно-теоретическом фундаменте, отражать основные современные научные концепции развития и формирования элементарных математических представлений у дошкольников, выдвигаемые педагогами, психологами, математиками;
б) соответствовать современной дидактической системе предматематической подготовки: целям, задачам, содержанию, методам, средствам и формам организации работы в детском саду;
в) учитывать передовой педагогический опыт, включать лучшие достижения массовой практики;
г) быть удобными для работы, простыми, практичными, конкретными.
Практическая направленность пособий, служащих настольной книгой воспитателя, отражается на их структуре и содержании.
Возрастной принцип чаще всего является ведущим в изложении материала. Содержанием пособия могут быть методические рекомендации для организации и проведения работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в целом или по отдельным разделам, темам, вопросам; конспекты занятий игр.
Конспект — это краткое описание, содержащее цель (программное содержание: образовательные и воспитательные задачи), перечень наглядных пособий и оборудования, освещение хода (основных частей, этапов) занятия или игры. Обычно в пособиях дается система конспектов, последовательно раскрывающих основные методы и приемы обучения, с помощью которых решаются задачи из разных разделов программы развития элементарных математических представлений: работа с демонстрационным и раздаточным материалом, показ, объяснение, демонстрация образцов и способов действия воспитателем, вопросы к детям и обобщения, самостоятельная деятельность ребят, индивидуальные и коллективные задания и другие формы и виды работ. Содержание конспектов составляют разнообразные упражнения и дидактические игры, которые могут использоваться на занятиях по математике в детском саду и вне их с целью формирования у детей количественных, пространственных и временных представлений.
Используя конспекты, воспитатель конкретизирует, уточняет задачи (в конспектах обычно указываются образовательные задачи в самой общей форме), может изменить наглядный материал, по своему усмотрению определить число упражнений и их частей на занятии или в игре, привлечь дополнительные приемы активизации познавательной деятельности, индивидуализировать вопросы, задания по степени трудности для того или иного конкретного ребенка.
Существование конспектов отнюдь не означает прямое следование готовому материалу, они оставляют возможность для творчества в использовании разнообразных методов и приемов, дидактических средств, форм организации работы и т. д. Педагог может комбинировать, выбирать оптимальные варианты из нескольких, создавать новое по аналогии с имеющимся.
Конспекты занятий по математике и игр — удачно найденное методикой дидактическое средство, повышающее при правильном отношении к нему и использовании эффективность педагогической деятельности воспитателя.
В последние годы стало шире использоваться такое дидактическое средство, как учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе. Некоторые из них адр сованы семье, другие — и семье, и детскому саду. Являясь методическими пособиями для взрослых, они одновременно предназначены и детям в качестве книги для чтения и рассматривания и люстрации.
Этому дидактическому средству присущи следующие характерные особенности:
— достаточно большой объем познавательного содержания, который в целом соответствует программным требованиям по развитию у детей количественных, пространственных и временных представлений, но может и не совпадать с ними;
— сочетание познавательного содержания с художественно формой: герои (сказочные персонажи, взрослые, дети), сюжет (путешествие, жизнь семьи, разнообразные события, участникам которых становятся главные герои, и т. д.);
— занимательность, красочность, которые достигаются комплексом средств: художественным текстом, многочисленными иллюстрациями, разнообразными упражнениями, непосредственны», обращением к детям, юмором, ярким оформлением и т. д.; все это направлено на то, чтобы сделать познавательное содержание более привлекательным, значимым, интересным для ребенка;
— книги рассчитаны на минимальную методическую и математическую подготовку взрослого, содержат конкретные, четкие рекомендации для него либо в предисловии, либо в послесловии, а иногда параллельно с текстом для чтения детям;
— основной материал разбит на главы (части, уроки и т. д.), которые читает взрослый, а ребенок рассматривает иллюстрации и выполняет упражнения. Рекомендуется заниматься с ребенком несколько раз в неделю по 20—25 минут, что в целом соответствует количеству и длительности занятий по математике в детском саду;
— содержание книг рассчитано на последовательное, постепенное формирование элементарных математических представлений в определенной системе с учетом основных закономерностей развития познавательной деятельности дошкольников.
Учебно-познавательные книги особенно необходимы в тех случаях, когда дети поступают в школу прямо из семьи. Если ребенок посещает детский сад, то они могут применяться для закрепления знаний.
Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по предматематической подготовке детей в детском саду.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»

Консультация для педагогов

«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».

Подготовила:

Назарова Г.Ф. – старший воспитатель

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер

Цель консультации:

Повышение компетентности педагогов и предупреждение возможных педагогических ошибок при организации развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач познавательного развития детей-дошкольников в процессе формирования у них элементарных математических представлений.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна . Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным .

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

    Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

    Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

    Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

    Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

    Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

    Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

    Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

    Развитие инициативности и активности детей.

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений :

Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности

Считает, вычисляет, измеряет, моделирует

Владеет математической терминологией

Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление

Владеет простейшими графическими навыками и умениями

Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.)

Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Т.е необходимо сделать обучение занимательным . При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

Особое внимание уделяется насыщенности среды – образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Это различные современные развивающие игры : конструкторы – конструктор Поликарпова, сюжетный конструктор «Транспорт», «Город», «Замок», конструктор ТИКО «Шары», «Геометрия», математический планшет, арифметический счет, логические пирамидки «Цветные столбики», "Учимся считать" с цифрами, логическое домино, лабиринты, деревянные строительные конструкторы «Томик», счетный материал «Геометрические фигуры», развивающие игры Воскобовича.

Конструирование

В игре с конструктором ребёнок запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники – равносторонние, остроугольные, прямоугольные), квадраты, прямоугольники, ромбы, трапеции и др. дети учатся моделировать предметы окружающего мира и приобретают социальный опыт. У детей развивается пространственное мышление, они могут легко изменить цвет, форму, размер конструкции, если это необходимо. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Деревянные конструкторы - это удобный дидактический материал. Разноцветные детали помогают ребенку не только выучить называния цветов и геометрических плоских и объёмных фигур, но и понятия «больше-меньше», «выше-ниже», «шире-уже».

Детям раннего возраста работа с логической пирамидкой дает возможность манипулировать составляющими и сравнивать их по размеру методом сравнения. Складывая пирамидку, ребенок не только видит детали, но и ощущает их руками.

Для 1

В центре сенсорного развития рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал:

Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;

Развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши Монтессори и т.п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.);

Атрибуты, материалы для игр с песком и водой;

Наглядный материал по сенсорному воспитанию;

Настольно-печатные игры;

«Чудесный мешочек»;

Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.

Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема

Для детей 3-4 лет

В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

группировать предметы на основе общих признаков(это - посуда, это - обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);

реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», и др.;

Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.

Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

Для детей 4-5 лет

Центр занимательной математики средней группы может содержать:

Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

- группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда,
это – обувь, это - мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т.п.): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;

- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

- составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещенийреальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др.;

Дидактические игры:

Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);

Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;

Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);

Игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.

Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами

Для детей 5-7 лет

В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:

Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны

Дидактические игры:

- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);

- игры с цифрами, монетами;

- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери»);

- Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).

- Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).

- Календарь, модель календаря.

Развивающие игры

- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.

- игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы;

- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами, природный и «бросовый» материал.


Самое обсуждаемое
Шарль де Голь (различные взгляды на жизнь и деятельность) Франция и европа Шарль де Голь (различные взгляды на жизнь и деятельность) Франция и европа
Мгу экология и природопользование Мгу экология и природопользование
Феодалы в раннем средневековье Феодалы в раннем средневековье


top