Кто написал рассказ косцы. Бунин «Косцы» текст произведения. Значение народной песни

Кто написал рассказ косцы. Бунин «Косцы» текст произведения. Значение народной песни

Великим мастером создания небольших прозаических произведений был Иван Алексеевич Бунин. Читателей впечатляют главные мотивы его рассказов, их редкая художественная тонкость, своеобразные приемы. Одним из замечательных шедевров является рассказ Бунина "Косцы". Анализ произведения, приведенный в данном материале, демонстрирует талант главного писателя русского зарубежья. Ведь Ивану Алексеевичу пришлось жить вдалеке от своей Родины.

Находясь в эмиграции, писатель посвящал свои книги России, русскому народу. Это касается и рассказа Бунина "Косцы". С кратким содержанием этого маленького произведения мы предлагаем ознакомиться в нашей статье. После прочтения рассказа вы поймете, почему за воссоздание в прозе русского характера Ивану Алексеевичу вручили Нобелевскую премию.

Иван Алексеевич длительное время до эмиграции жил в Орловской губернии и был верным сыном России. Когда ему вручали премию, то он отметил, что ее достоин весь русский народ.

Бунин. «Косцы». Содержание в кратком изложении

Итак, попробуем кратко пересказать небольшой шедевр Ивана Алексеевича. Пересказ "Косцов" Бунина начнем с того, что на краю леса, где растут молодые березки, автор и его спутник видят работающих косцов. Писатель подмечает их благородный вид, опрятность и трудолюбие. Они наслаждаются своим занятием. Эта дружная компания кажется совершено беззаботной.

Приблизился вечер, и автору опять хочется встречи с косарями. Он видит их за трапезой. Они наслаждаются блюдом из мухоморов, которое им кажется сладковатым и напоминает курятину. Труженики отдохнули и решили спеть. Казалось, что их звонкие голоса заполняли лесной воздух особым очарованием, дивной прелестью.

Песня казалась грустной, но исполняли они ее с особой удалью. В этот момент автор понял, что в жизни нет безнадежности. Огромная Русь может всякому помочь и любого выручить. До самой ночи радовали косцы своими песнями. Писатель наслаждался этим моментом и вдыхал свежие ароматы медвяных лесных трав, удивлялся гармоничному сплетению человека и природы.

Конец рассказа немного грустный, автор ностальгически вспоминает косцов и их пение. Он чувствовал себя рядом с этими тружениками счастливым, а их песни подарили ему истинную радость. Бунину искренне жаль, что не вернуть больше тех сказочных мгновений.

Особенности сюжета

Иван Алексеевич сам утверждал, что писал о красоте во всех ее формах, часть своей души передал в описании русской природы в произведении И. Бунина «Косцы». Анализ рассказа нужно начать с особенностей сюжета. Как и многие другие короткие произведения писателя, рассказ "Косцы" не имеет определенных сюжетных линий. Это своеобразное воспоминание о том, как он встретил в поле рязанских косцов, которые невероятно красиво пели.

В рассказе глубоко и проникновенно переданы чувства, которые одолевали писателя во время их пения. Уже тогда рассказчик понимал, что никогда не забудет тот предвечерний час. Автор удивлен, насколько глубока русская душа, что даже ему непонятны все тонкости песни сельских тружеников.

Композиционное и жанровое своеобразие

Четко выраженной композиции в рассказе "Косцы" нет. Стоит отметить, что и отдельные персонажи здесь тоже не выделяются. Присутствует только обособленный образ косцов. На первое место в произведении выплывают авторские чувства и мысли.

В своих размышлениях писатель сравнивает этих тружеников с чем-то чарующим, слитым в единую артель, видит, что их пение очень гармонично вплетается в жизнь природы, но они даже не задумываются об этом. Во время пения автор ощущает себя частичкой этого народа. Их песня, окружающая природа неотделимы от родины, России.

К какому жанру можно отнести данное произведение? Пожалуй, это своеобразное стихотворение в прозе, где писатель размышляет о русском человеке. Ведь Бунину так необходимо было за границей духовное единение с Россией. А еще его можно назвать поэтической зарисовкой, лирическим очерком. Рассказ насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями.

Природа в рассказе Бунина "Косцы"

Описанием русской природы в произведении Иван Алексеевич показал, насколько он тонко ее чувствовал. Березовый лес у него как бы откликается на песню косцов. Автор описывает старую дорогу, которая заросла кудрявой муравой, рассуждает о том, что по этой дороге столько раз ходили его деды и прадеды. Днем по небосводу плыли красивые легкие облака, а вечером небо стало золотиться.

На лоне этой природы прекрасно чувствуют себя труженики. Читателю так и хочется разделить восторг и радость, передаваемую автором в описании местности и процесса сенокоса. Сразу перед глазами всплывают картины А. А. Пластова "Сенокос" и Г. Г. Мясоедова "Страдная пора. Косцы". Их даже можно назвать иллюстрациями к рассказу Бунина.

Автор изображает родство сильных тружеников с природой. Этим людям не в тягость такой тяжелый труд. Они поют песню, которая сливается воедино с березовым лесом. Деревья отзываются на дивное пение. Цветовая гамма в произведении тоже очень богатая: серело, золотилось, синь, кумачовый, розовый, черней, красными. Особенностью этого и других рассказов являются повторы, поэтому оно и похоже на стихотворение в прозе. Слово "прелесть" повторяется несколько раз. Оно относится к природе и песне косцов.

Труженики в рассказе

Косцы не просто трудились, но и пели. Казалось, что в работе они даже не делали особых усилий. Труженики размахивали вокруг себя косами, а те обнажали целые поляны. Писатель изображает не местных, а рязанских косцов, которые пришли из другой области России, но отличаются сплоченностью. В их движениях замечалась особая охота к работе.

И радостно было автору наблюдать за их слаженным трудом. Косы они пускали широко, как бы играясь. Шли ровно друг за другом, окашивая пни и кусты. Даже во вздохах этих тружеников писатель видел русскую красоту. В этом прозаическом стихотворении Бунин воспевает труд косцов.

Значение народной песни

В своем произведении "Косцы" Иван Бунин тонко описывает песню тружеников поля, воспевающую родимую сторонку, счастье, надежду. Некоторые строчки посвящены любимой девушке, несчастной любви. Прелесть пения косцов в откликах звучности. Они - дети своей земли, поэтому подобный душевный порыв свойственен только им.

Пение косцов Бунин сравнивает с пением души. Он даже не находит слов для выражения всей прелести этой песни. В ней связь со всем окружающим миром. Эти наивные, не ведавшие своих сил и талантов люди так запели, что даже лес отозвался на их звуки. В них слышались радость и безнадежность одновременно. Один из косцов оплакивал себя: "Ой, да все пути мне, молодцу, заказаны". Разве могут так сладко петь и скорбеть те, кому некуда пойти, и везде закрыты дороги? Эти люди не верят в безнадежность. Самое главное, что было в той песне - нельзя возвратить прошлых счастливых дней.

Образ Родины в произведении

Будучи в эмиграции, Бунин обращается к прошлому и показывает его преображенным. Писателя тянет к соотечественникам, он любит Россию. Поэтому в рассказе Бунина "Косцы" Родина показана безмерной и далекой. Писатель изобразил рязанских крестьян, их вдохновленный труд, берущую за душу песню во время сенокоса на орловской земле. Тем самым автор вспоминает те времена, когда ему на Родине было хорошо и спокойно.

Именно на русском материале построены произведения эмигрантского периода Ивана Алексеевича. На чужбине писатель постоянно вспоминал о родной земле, о ее полях, деревнях, крестьянах и дворянах, природе. Ивану Бунину был прекрасно знаком и русский мужик, и русский дворянин. Запад писателю чужд, он не мог писать о нем. Произведения Бунина были наполнены классическими традициями русской литературы. Также мастер слова не обходил стороной любовь, жизнь, будущее всего мира.

Описываемую в рассказе орловскую землю писатель называет "родной сторонушкой". А Россию он зовет не просто Родиной, а общим домом. В словах "беспредельная родная Русь" выражает свою любовь к ней. С неприглядной русской глубинкой он связан кровно. Писатель утверждает, что куда бы человека ни забросила судьба, пред глазами у него всегда будет родное небо.

Печальная концовка

В конце рассказа читатели видят печальное воспоминание о косцах и их песне. Когда-то и он был счастлив на русских просторах. Но те дни прошли. От этого автору очень грустно. Он хотел бы вернуть ушедшие времена. Но, к сожалению, покинул свою Родину из-за политических взглядов и боязни преследования.

Как и другие произведения писателя, "Косцы" наполнены тревогой за судьбу России. Бунин доказывает, что он настоящий аналитик жизни русского народа, его характера, языка, традиций. В конце рассказа писатель говорит, что сказка для русских людей уже прошла, Божья милость миновала.

Идея

Рассказ "Косцы" называют поэтической зарисовкой, которая сопровождается размышлением автора о судьбе России. Однажды, путешествуя на пароходе, Бунин услышал песню грузчиков. Это и послужило поводом для написания данного стихотворения в прозе. Писатель рассуждает о русском человеке, о духовном единении людей со своей страной. Главное, что хотел показать Иван Алексеевич: слушая песню косцов, все чувствуют себя единым целым - Россией. Каждый должен ощущать свою землю и гордиться ею. Ведь косцы пели так легко и естественно, как может только русский человек.

Бунин Иван Алексеевич обращается в эмиграции к прошлому, которое он в преображенном виде создает. О том, насколько велика тяга этого писателя к своим соотечественникам, как сильна и глубока его любовь к Родине, свидетельствует рассказ под названием "Косцы". В нем речь идет о крестьянах рязанской земли, их труде, пении во время покоса, которое берет за душу. Очень лиричным произведением являются "Косцы" Бунина. Краткое содержание мы представим ниже.

В чем заключена главная прелесть этого рассказа для автора?

Не только в дивном пении мужиков. Она заключалась в том, что и рассказчик, и крестьяне - дети своей Родины, и все были вместе, всем было спокойно, хорошо, хотя ясно эти чувства они не понимали, поскольку их и не следует понимать. В этом была еще одна (не сознаваемая уже тогда) прелесть: Родина, общий дом их - Россия, и лишь ее душа могла петь именно так, как это делали косцы в березовом лесу, откликающемся на любой их вздох. Об этом мы еще расскажем вам подробнее, когда будем описывать краткое содержание произведения Бунина "Косцы".

О чем писал Иван Алексеевич в эмиграции?

Особо следует отметить, что все творения Бунина, относящиеся к эмигрантскому периоду, построены (за редким исключением) на русском материале. Иван Алексеевич вспоминал на чужой земле Родину, ее деревни и поля, дворян и крестьян, природу. Писатель отлично знал русского дворянина и мужика, у него имелся богатый запас воспоминаний и наблюдений, относящихся к России. О Западе, чуждом ему, писать он не мог и не обрел никогда во Франции второй родины. Бунин остался верен традициям русской классической литературы и продолжил в своем творчестве их, пытаясь решить вопросы любви, жизни, будущего мира.

Чувство обреченности, сгущение времени

Он, как и прежде, сдвигает смерть и жизнь, ужас и радость, отчаяние и надежду. Но ранее никогда в его произведениях с такой обостренностью не выступало ощущение обреченности и бренности всего сущего: могущества, славы, счастья, красоты - как в творениях эмигрантского периода. Россия была неотторжима от писателя, как бы далеко он ни находился. Но это была отодвинутая страна, не та, что начиналась раньше за выходящим в сад окном- она была и одновременно как будто не существовала. В ответ на сомнение и боль в образе нашей страны все яснее начало проступать то русское, что должно было из прошлого идти дальше, что исчезнуть не могло. Иногда во власти особо тяжелого чувства отдаленности от своей Родины Бунина посещали различные озаряющие мысли, но горизонт так и оставался беспросветен.

Светлые стороны творчества эмигрантского периода

Однако далеко не всегда пребывал в унынии Бунин. Краткое содержание ("Косцы", 1921 год) доказывает, что он, напротив, стал видеть больше, чем, возможно, раньше, когда все казалось ему очевидным и не нуждающимся в утверждении. У него теперь вырвались слова, которые раньше он держал в себе, не произносил - вылились прозрачно, свободно, ровно. Трудно себе представить что-либо более просветленное, чем произведение "Косцы" Бунина. Краткое содержание не передает всех его особенностей и настроения, но даже из него можно сделать вывод о том, что рассказ этот является взглядом издалека, со всеми присущими ему особенностями. Произведение само по себе будто бы малозначительное: в березовом лесу идут пришедшие на Орловщину косцы из рязанской земли, поют и косят. Но Бунину снова удалось разглядеть в едином моменте далекое и безмерное, связанное со всей Россией. Заполнилось небольшое пространство и получилось а не рассказ. И в этом озере отразился великий град.

Мыслью о непростой, трагической судьбе нашей страны пронизано все эмигрантского периода.

Рассказчик вспоминает о том, как он шел по дороге, а недалеко от нее в молодом березовом лесу пели и косили косцы. События эти произошли очень давно. Жизнь, которой все жили в то время, не вернется уже никогда.

"Вокруг простирались поля," - пишет Бунин. Краткое содержание ("Косцы") открывается описанием природы. Большая старая дорога, изрезанная колеями, вела в бесконечную даль. Солнце постепенно склонялось на запад, стадо овец серело впереди. На меже сидел старик-пастух вместе с подпаском. Казалось, что времени в этой забытой (возможно, благословенной) стране не существует. А косцы все шли и шли, и при этом пели среди тишины. Так же свободно и легко им отвечал березовый лес, что отмечено в произведении "Косцы" Бунина. Краткое содержание продолжим описанием крестьян.

Косцы

Они были рязанские, неместные, проходили через эти земли, продвигаясь в места более плодородные. Дружные и беззаботные, ничем не обремененные, они любили работу. Одежда их была добротнее, чем у местных. Так можно описать крестьян, освещая кратко рассказ И. А. Бунина "Косцы".

Автор неделю назад проезжал верхом и наблюдал, как в ближнем лесу они косили. Сладко напившись из жбанов чистой родниковой воды, мужики бодро сбегались к рабочему месту. А затем рассказчик наблюдал, как они ужинали: сидели вокруг потухшего костра, доставали куски чего-то розового из чугуна. Приглядевшись, он понял с ужасом, что ели эти люди грибы-мухоморы. А они лишь посмеивались: "Они сладкие, словно курятина".

Песнь косцов

Косцы напевали теперь:"Ты прости-прощай, любезный друг!" Медленно продвигались они по лесу. А рассказчик вместе со своим спутником слушал их, стоя на месте, понимая, что он не забудет никогда этот предвечерний час. Он осознавал, что невозможно понять, в чем состоит прелесть этой песни. Именно о ней рассуждает далее Бунин И. А. Краткое содержание ("Косцы") не передаст всей драматургии произведения, но отметим, что прелесть была во всем: и в звучании березового леса, и в том, что песня эта существовала не отдельно, сама по себе, а была неразрывно связана с чувствами и мыслями рассказчика и его спутника, а также с чувствами и мыслями самих рязанских косцов. Ощущалось в ней, что человек не ведает о своих талантах и силах и настолько наивен в этом своем неведении, что стоит лишь вздохнуть немного, как лес сразу же отзовется на данную песню.

В чем же еще состояло очарование ее, несмотря на всю будто бы безнадежность? Заключалось оно в том, что человек не верил в эту безнадежность. Он говорил, оплакивая себя, что все пути ему заказаны. Но не плачут и не выражают в песне своей скорби те, кому действительно нет нигде пути-дороги. Пелось в ней, что закатилось счастье, ночь с ее темной глушью обступает со всех сторон. И как близок кровно человек был с этой, живой для него глушью, с ее волшебными силами и девственностью. Везде был для него ночлег, приют, заступничество кого-то, шепчущий чей-то голос: "Утро вечера мудренее, не тужи, спи спокойно, нет ничего невозможного." Человека из всех бед выручали звери и птицы лесные, премудрые, прекрасные царевны и даже Баба-Яга. Для него были шапки-невидимки, ковры-самолеты, таились самоцветные клады, текли молочные реки, а от чар смерти были ключи с живой водой. Милосердный Бог прощал за все удалые посвисты горячие, острые ножи.

В этой песне было еще одно - то, что хорошо знали в глубине души и слушатели, и эти рязанские мужики. В те дни они были бесконечно счастливы, а сейчас это время уже невозвратимо, бесконечно далеко.

Миновала сказка, так как всему свой срок. Божьему прощению настал конец. Так заканчивает свое произведение Бунин Иван Алексеевич ("Косцы"). Краткие содержания, конечно, не способны передать всю прелесть художественного текста. Особенно это относится к произведениям, изображающим мысли и чувства. Полностью проникнуться ими возможно лишь прочитав полное содержание. "Косцы" (Бунин И. А.) - произведение, маленькое по объему, поэтому вы всегда можете к нему обратиться - это не займет много времени.

Идеализированный образ Родины

В написанном в 1921 году произведении возникает идеализированный образ Родины, которая была когда-то, и которой не будет больше никогда. Надеемся, вам удалось это понять, прочитав краткое содержание рассказа И. А. Бунина "Косцы". Автор отражает в данном произведении огромную любовь к России. В начале повествования изображается им картина русской природы, удивительно поэтичная. Это поля, глушь исконной, серединной России. Предвечернее время одного из июньских дней. Большая старая дорога, которая заросла муравой, изрезана колеями, следами жизни дедов и отцов, уходит в даль...

В этом описании читатель находит все атрибуты России дореволюционных лет. Дорога является одним из излюбленных символов нашей Родины, напоминанием о связи поколений, о предках, с ней связана также потеря представлений о существовании времени. Затем нам представлено описание косцов, которые поют песню, где отразилось кровное родство с родной землей. Она вызывает восхищение у слушателей.

Горечь утраты

Все это могло бы у читателей произведения вызвать лишь самые лучшие чувства, если бы не предваряющая повествование фраза о том, что было это бесконечно давно, так как жизнь, которой в то время жили, уже вовеки не вернется. Произведение "Косцы" Бунина, краткое содержание которого было вам представлено, отображает сложные чувства, которые владели в эмигрантское время душой писателя. Разрыв связи с Родиной всегда переживается тяжело. Вдвойне трудно приходится, если осознавать, что ее никак уже не вернуть - прежней страны больше не существует. Пересказ произведения Бунина "Косцы" отображает это.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Вспоминаем классику. Краткое содержание "Деревня" Бунин
  • Краткое содержание "Цифры" Бунина по главам

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе .

Тема урока : «Подготовка к написанию сжатого изложения»

Цель урока: научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия текста.

Задачи урока:

Образовательная:

формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;

отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Развивающая:

способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитательная:

формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.

Тип урока: урок-практикум.

ХОД УРОКА

1.Организационый момент.

Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.

2. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что такое изложение?

Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое)

Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей)

Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений.

(Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации)

3. Повторение приемов и способов сжатия текста.

Давайте вспомним, какие способы и приемы сжатия текста мы знаем?

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА:

1. Исключение подробностей и деталей.

2. Обобщение конкретных, единичных явлений.

3. Упрощение синтаксических структур.

ПРИЁМ ПЕРВЫЙ – ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Исключение:

Слов,

Словосочетаний,

Повторов,

Цитат,

Одного или нескольких синонимов,

Уточняющих и поясняющих конструкций,

Фрагментов предложений,

Целых предложений.

Прочитайте текст, выделите второстепенную информацию.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Исключение синонимов в ряду однородных членов.

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По Е. Киселёвой)

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

(Ю. М. Лотман)

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

ПРИЁМ ВТОРОЙ – ОБОБЩЕНИЕ.

Обобщение:

Замена однородных членов обобщающим наименованием,

Замена слов с менее широким значением словом с более широким значением,

Замена простых предложений сложными.

Прочитайте текст, ответьте на вопрос: В какой атмосфере протекала жизнь семьи Серовых?

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

(По Г. Арбузову)

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Пример замены однородных членов их обобщенным наименованием.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Пример замены простых предложений сложным.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

(По К. Паустовскому)

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

ПРИЁМ ТРЕТИЙ – УПРОЩЕНИЕ:

Слияние нескольких предложений в одно;

Замена предложения или его части указательным местоимением,

Замена СПП простым,

Замена прямой речи косвенной

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением

То есть УПРОЩЕНИЕ – это сочетание исключения и обобщения.

Пример замены придаточного определительного синонимичным определением

Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.

Автомодели с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.

Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.

Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем . Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо ИСКЛЮЧИТЬ подробности и детали, ОБОБЩИТЬ конкретные, единичные детали и УПРОСТИТЬ синтаксические конструкции.

(ИСКЛЮЧАЮ, ОБОБЩАЮ, УПРОЩАЮ)

При написании изложения вам необходимо проделать следующую работу:

1. ОТОБРАТЬ ВАЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.

4. ПЕРЕДАТЬ ХАРАКТЕР ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКУ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ.

5. ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ МИКРОТЕМЫ.

6. ОБОБЩИТЬ СОДЕРЖАНИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА.

4. Работа над сжатием текста (коллективная)

Задание №1

Внимательно прочитайте текст.

Косцы

1 .Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё - и пели.

2.Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже вовеки.

З.Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. 5.Было предвечернее время июньского дня. 6.Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. 7. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. 8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... 9. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой - или благословенной - богом стране. 10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. 11.И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

(По И.А. Бунину)

(199 слова

Задание №2

Примените приёмы сжатия текста для каждого абзаца.

Приёмы сжатия:

Предложение № 1 - сложносочинённое, вторая часть которого осложнена однородными сказуемыми. Применим следующий приём сжатия текста: исключим определение большой в первой части, а во второй части определение молодом и определение поблизости от неё.

Предложение № 2 можно исключить полностью.

Предложение№3-сложносочинённое, вторая часть которого осложнена двумя последовательными обособленными определениями (причастным оборотом и распространённым согласованным определением). Конструкции осложнения несут дополнительную информацию, поэтому их нужно сократить. Кроме того, во второй части исключаем слово весь и наречие звучно.

Предложение № 4 - простое, осложнённое обособленным определением, выраженным приложением, которое выражает добавочную информацию. Приложение отсекаем.

Предложение № 5 является деталью описания, поэтому его можно сократить.

Предложение № 6 - простое, осложнённое двумя последовательными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и определением, выраженным приложением. Конструкции осложнения можно отсечь.

Предложение № 7 - сложноподчиненное с двумя придаточными. Первая часть в свою очередь осложнена обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Кроме того, в первой части два однородных сказуемых. Применим следующие приёмы сжатия: выберем из двух однородных членов один, обозначающих наиболее общую информацию (первый однородный член). Исключим деепричастные обороты, так как они несут НЕГЛАВНУЮ информацию. Сохраним придаточную часть.

Предложение № 8 можно исключить.

Предложение № 9 - сложноподчинённое, напрямую связанное с темой текста, поэтому его мы сохраним в большей степени. Исключим только повтор.

Другой вариант сжатия: обобщим однородный ряд словом времени, исключим отрицание и установим подчинительную спя и, управление слова времени со словом не было.

Предложение № 10 - простое, осложнённое двумя рядами однородных обстоятельств. Применим следующие приёмы сжатии текста: выберем только те однородные члены, которые выражу ют информацию в обобщённом виде: первый из первого однородного ряда и первый из второго однородного ряда.

Предложение № 11 - сложноподчинённое, главная часть которого простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами. Применим следующие приёмы сжатия: выберем один главный член из первого однородного ряда - второй, из второго однородного ряда - второй, придаточную часть отсекаем.

Проверяем:

Мы шли по [большой] дороге, а они косили в [молодом] берёзовом лесу [поблизости от неё] - и пели.

Это было давно, [это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже во веки.]

Они косили и пели, и [весь] берёзовый лес, [ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно] откликался им.

Кругом нас были поля, [глушь серединной, исконной России.] 6.Старая большая дорога, [заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов], уходила перед нами в бесконечную русскую даль. 7. Солнце склонялось на запад, [стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату,] где небо уже золотилось, [великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.] 9. Казалось, что нет, [да никогда и не было, ни] времени, [ни деления его на века, на годы] в этой забытой - или благословенной - богом стране. 10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, [простоты и первобытности] с какой-то былинной свободой [и беззаветностью.] 11. И берёзовый лес [принимал и] подхватывал их песню так же [свободно и] вольно, [как они пели.]

(По И.А. Бунину)

(199 слов)

Задание №3

Напишите сжатое изложение.

Образец сжатого изложения:

Мы шли по большой дороге, а они косили в берёзовом лесу - и пели.

Это было давно.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес откликался им.

Кругом нас были поля. Старая большая дорога уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, где небо уже золотилось. Казалось, что нет времени в этой забытой - или благословенной - богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины с какой-то былинной свободой. И берёзовый лес подхватывал их песню так же вольно.

(По И.А. Бунину)

5.Анализируем. Оцениваем по критериям.

6. Итог урока

7. Домашнее задание. Произвести сжатие текста №2.

(Приложение№1)

Приложение №1 .Текст для сжатия.

Город на Неве

1 .Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. 2.Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку. 3. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь - оберегают сокровища или дремлют. 4. Скачет шестёрка Победы над лукавою аркой Росси. 5. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки...

6.Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! - ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. 7.Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной речки или Охты.

8. Чуждое нам - и наше самое славное великолепие! 9.Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! 10.Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту.11. Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы - желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные.

12.Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны растрелянных и слёзы жён - всё это тоже забудется* начисто?13.Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?..

Шарик.

Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, - кутёнком его посадил, с детства.

Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. 17.Снег во дворе пушистый, обильный 18.Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние лапы, то на передние, из угла в угол двора. 19.Из угла в угол, и морда в снегу.

20. Подбежал ко мне, лохматый. 21 .Меня опрыгал, кости понюхал - и прочь опять, брюхом по снегу!

22.Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!..

(А. И. Солженицын)

«Косцы» Бунин текст произведения в сокращенном варианте.

Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё - и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут… Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой - или благословенной - Богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

Они были «дальние», рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы, на заработки во время рабочей поры в степях, ещё более плодородных, чем наши. И они были беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути, на отдыхе от всех семейных и хозяйственных уз, были «охочи к работе», неосознанно радуясь её красоте и спорости. Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, - в обычае, в повадке, в языке, - опрятней и красивей одеты, своими мягкими кожаными бахилками 1 , белыми, ладно увязанными онучами 2 , чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами.

1 Бахи́лы - крестьянская обувь в виде кожаных или плетёных из бересты полусапожек, спереди стягивающиеся ремешками.
2 Ону́чи - куски полотна, предназначавшиеся для обёртывания ног; обычно носились с лаптями.

Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши: они пили из деревянных жбанов родниковую воду, - так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки, - потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой. А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового.

Я сказал:

Хлеб-соль, здравствуйте.

Они приветливо ответили:

Доброго здоровья, милости просим!

Поляна спускалась к оврагу, открывая ещё светлый за зелёными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись:

Ничего, они сладкие, чистая курятина!

Теперь они пели: «Ты прости, прощай, любезный друг!» -подвигались по берёзовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.

Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами - и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И ещё в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось - человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:

Ты прости, прощай, любезный друг,
И родимая ах да прощай, сторонушка! -

говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадежной укоризной.

Ты прости, прощай, любезная, неверная моя,
По тебе ли сердце черней грязи сделалось! -

говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по-разному ударяя на слова, и вдруг все разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, - точно встряхивали головами и кидали на весь лес:

Коль не любишь, не мил - Бог с тобою,
Коли лучше найдёшь - позабудешь! -

и по всему лесу откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:

Ах, коли лучше найдёшь - позабудешь,
Коли хуже найдёшь - пожалеешь!

В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при всей её будто бы безнадёжности? В том, что человек всё-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность. «Ах, да все пути мне, молодцу, заказаны!» - говорил он, сладко оплакивая себя. Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги. «Ты прости, прощай, родимая сторонушка!» - говорил человек - и знал, что всё-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что, куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним родное небо, а вокруг - беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством. «Закатилось солнце красное за тёмные леса, ах, все пташки приумолкли, все садились по местам!» Закатилось моё счастье, вздыхал он, тёмная ночь с её глушью обступает меня, - и всё- таки чувствовал: так кровно близок он с этой глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными силами, что всюду есть у него приют, ночлег, есть чьё-то заступничество, чья-то добрая забота, чей-то голос, шепчущий: «Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!» - И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга, жалевшая его «по его младости». Были для него ковры-самолёты, шапки-невидимки, текли реки молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи вечно живой воды, знал он молитвы и заклятия, чудодейные опять-таки по вере его, улетал из темниц, скинувшись ясным соколом, о сырую Землю-Мать ударившись, заступали его от лихих соседей и ворогов дебри дремучие, чёрные топи болотные, пески летучие - и прощал милосердный Бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие…

Ещё одно, говорю я, было в этой песне - это то, что хорошо знали и мы, и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далекие - и невозвратимые. Ибо всему свой срок, - миновала и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи - и настал конец, предел Божьему прощению.

Из заметок И. А. Бунина о истории возникновения рассказа «Косцы»

Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге… и всё говорили: «Так… могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди». Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге… как в берёзовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы - с такой же свободой, лёгкостью и всем существом.

Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот берёзовый лес.

Анализ рассказа И. А. Бунина «Косцы» кратко

Рассказ «Косцы» — это поэтическая зарисовка, с мыслями Бунина о жизни народа. Поводом для рассказа были услышанные в молодости писателем песни одну из которых пели косцы. Бунин размышляет о духовном духовном единении людей и красоте окружающего мира. Бунин любуется работой приезжих косцов, их одеждой, тем, что каждый из них — часть большой неделимой артели (прекрасного единого целого). Красота песни косцвов в гормонии этой песни с природой, работой и Россией. Рассказ написан Буненым в 1921 году в эмиграции в Париже, он вспоминает в нем молодость и Россию, как свое прекрасное прошлое.

Жанр произведения: рассказ

Будучи в Париже, писатель очень тосковал по родине, что подвигло ему к написанию этого трогательного произведения, а краткое содержание рассказа «Косцы» для читательского дневника вобрало лучшие его моменты.

Сюжет:

Повествование ведется от лица рассказчика, который держит путь по одной из больших российских дорог. Передвигаясь между березовых лесов и широкий степей, он с удовольствием слушает доносящиеся издалека песни людей с косами, которые размеренно вышагивая по полю, ждут окончания рабочего дня.

Июньский день подходит к концу. Природа будто раскрыла напоследок все свои прелести. Закат солнца ослепительно красив. Он слился с золотистыми облаками. На фоне благоухающих полей умиротворенно отдыхает пастух и стадо овец.

Громким раскатистым эхом разносятся слова из песен мужчин, которые из далекого рязанского края добрели до орловских мест. В поисках плодородных участков земли они дружно, наслаждаясь своей работой, идут к цели, по пути протягивая руку помощи местным сенокосам.

Вспоминая недавнюю встречу с ними, рассказчик повествует о каждом их занятии, связанном с приемом пищи на лугу в виде мухоморов, косьбой, подчеркивая их приветливость и гостеприимство, своеобразие обрядов и одежды.

Теперь, вновь услышав их звучные голоса, герой чувствует слияние их песен со всем тем, что окружает вокруг. Ощущение счастья переполняет его от осознания себя частью родного края, наделенного такой волшебной красотой просторов. Вдыхая свежий воздух, он думает об особенностях традиций, исполнении и содержании русских песен.

Именно в процессе косьбы мужики, напоминающие богатырей, проявляли настоящие чувства. Продолжая раскрывать загадку русской песни, рассказчик, прежде всего, обращается к удивительной душе певцов, которые, прощаясь с этой землей, уходят в другой край. Они помнят, что где бы ни находился человек, везде одно небо, а Россия - единственный дом, где каждый кустик укроет от непогоды.

Лаская слух, песня постепенно раскрыла свое содержание. Речь шла о мире, наполненном добрыми людьми, о богатстве нашей страны неповторимым русским творчеством. Но все когда-то уходит, подобные дни остаются навсегда лишь в памяти.

Рассказ И. А. Бунина "Косцы" учит беречь традиции своего народа, ценить красоту народного творчества, природу любимого края. Помнить о том, что минуты счастья, которые преподносит жизнь, могут быть неповторимыми.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Семеро против Фив Эсхил

    Царь Этиокл выступает перед своими подданными на площади. Он говорит об опасности, которая угрожает его государству. Царь надеется, что боги защитят Фивы от врага. Женщины плачут. Этиокл призывает мужчин сражаться за свободу, а женщин отправляет по домам.

  • Краткое содержание Бианки Хвосты

    Примчалась как – то муха к человеку, и просит его создать хвост. Надоедала она ему, надоедала, не выдержал человек, спросил, для какой цели мухе хвост. Муха заявила, что ей никак нельзя без него, ведь каждый зверь, что с хвостом

  • Краткое содержание Даешь сердце Шукшина

    Алексей Иванович Козулин, тихий, скромный, незаметный человек лет пятидесяти, приехал и устроился на работу ветфельдшером в одном селе. Он спокойно проработал там без каких-либо эксцессов около полугода. Был он одинокий

  • Краткое содержание Война и мир Эпилог по частям и главам
  • Краткое содержание Братья Карамазовы Достоевского

    Роман является самым гениальным его литературным трудом. Последнее творение писателя подводит итог всего его творчества. На протяжении всего произведения проглядывается проблема человека


Самое обсуждаемое
юрий левитан мужественный, торжественный голос юрия левитана звучал как набат, как колокол в годину горя юрий левитан мужественный, торжественный голос юрия левитана звучал как набат, как колокол в годину горя
Краткая биография фаддея беллинсгаузена Краткая биография фаддея беллинсгаузена
Метод дистанционного зондирования Земли: характеристики и достоинства Что такое дистанционное зондирование земли Метод дистанционного зондирования Земли: характеристики и достоинства Что такое дистанционное зондирование земли


top