А н туполев. Андрей николаевич туполев биография. Студенчество и воздухоплавательный кружок

А н туполев. Андрей николаевич туполев биография. Студенчество и воздухоплавательный кружок

Туполев Андрей Николаевич (1888-1972).

Родился 29 октября (10 ноября) 1888 года в усадьбе Пустомазово (ныне не существует) Корчевского уезда Суворовской волости Тверской губернии в семье провинциального нотариуса. Русский. По происхождению по матери из дворян, по отцу из разночинцев. В 1906 году окончил Тверскую гимназию.

В 1908 году поступил в Императорское техническое училище (позднее Московское высшее техническое училище), в 1918 году окончил его с отличием. Длительный срок обучения связан с тем, что за участие в студенческих волнениях по распоряжению полиции Туполев был исключён в 1911 году из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции. В период учёбы с 1909 года — член воздухоплавательного кружка профессора Н.Е.Жуковского , один из его любимых учеников. Участвовал в постройке планера, на котором самостоятельно совершил первый полёт (1910 год). В 1916-1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро, конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

После Октябрьской революции вместе с Н.Е.Жуковским был организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1936 годах — член коллегии ЦАГИ и заместитель начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ, инициатор и один из организаторов производства первого советского авиационного сплава — кольчугалюминия. С этого года начало действовать в системе ЦАГИ сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. С 1922 года — Главный конструктор этого конструкторского бюро. В 1922-1936 годах являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчик проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов.

В 1923 году Туполев создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции АНТ-1 , в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2 , в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт-разведчик АНТ-3 , строившийся серийно (свыше 100 экземпляров) и поступивший на вооружение как разведчик Р-3. Впервые в мировой практике Туполев научно обосновал рациональность схемы свободнонесущего цельнометаллического моноплана с профилем крыла большой строительной высоты, с двигателями, расположенными в его носке. Он же создал такой самолёт, не имевший аналогов в мире АНТ-4 в 1925 году, построено свыше 200 самолетов, выпускался как бомбардировщик ТБ-1.

Герой Труда РСФСР (1926 г.).

Как руководитель конструкторского бюро Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей. Он ввёл в практику отечественного самолётостроения организацию на серийных заводах филиалов основного КБ, что значительно ускорило выпуск машин, создание при КБ своих лётно-доводочных баз, что сократило сроки проведения как заводских, так и государственных испытаний опытных машин. Член-корреспондент АН СССР (1933 г.).

С 1930 года — главный конструктор ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ. С 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ. С 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства. Выдающимся достижением конструкторской мысли были самолета АНТ-7 (разведчик Р-6, выпущено свыше 400 машин), тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6, выпущено свыше 800 машин, применялся во всех предвоенных конфликтах и в Великой Отечественной войне), скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40, выпущено свыше 6600 машин) и ряд других типов, оставшихся экспериментальными или производившиеся небольшими сериями. Огромное значение для развития советской авиационной промышленности имело создание уникальных агитационных самолётов как АНТ-4 «Страна Советов» , АНТ-14 «Правда» , АНТ-20 «Максим Горький» , АНТ-37бис «Родина» .

В 1936 году, по предложению народного комиссара тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе, Туполев назначается первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности, одновременно он возглавляет выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156).

21 октября 1937 года выдающийся авиаконструктор А.Н.Туполев был необоснованно арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Ему и авиаконструктору В.М.Петлякову было предъявлено обвинение в организации и руководстве «Русско-фашистской партии», а также в шпионаже в пользу Франции.

28 мая 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден по ст. 58-6, 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Указом от 27 декабря 1940 годи лишён всех государственных наград. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), впоследствии получившим название «Туполевская шарага». Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2).

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 года А.Н.Туполев досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Государственные награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1941 года. Был реабилитирован только Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Омск, где назначен главным конструктором завода № 166 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, сумел восстановить конструкторское бюро.

Основной задачей в годы войны стало доработка и серийное производство бомбардировщика Ту-2. Было построено свыше 2500 экземпляров этого самолета. Всего в Великой Отечественной войне участвовали созданные Туполевым бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7 (Пе-8) , МТБ-2 , Ту-2, разведчик Р-6, торпедные катера Г-4, Г-5.

В 1943 году Туполев вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем завода № 156, где и была создана главная база ОКБ А.Н.Туполева. Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944 г.).

Указом Президиума Верховного Совета ССР от 16 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечения ими Красной Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны» в группе руководителей оборонной промышленности и конструкторов вооружения Туполеву Андрею Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Mолот».

В послевоенный период под руководством Туполева создано семейство военных самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4 (1947 г.), первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик Ту-12 (1947 г.), турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (1956 г.), дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16 (1953 г.), сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (1959 г.) и многие другие. Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (8.08.1947 г.).

В 1956 году А.Н.Туполев назначается Генеральный конструктором авиационной промышленности СССР. Академик АН СССР с 1953 год.

В 1956-1957 годах в КБ Туполева было создано новое подразделение, задачей которого была разработка беспилотных летательных аппаратов. Были разработаны крылатые ракеты «121», «123», ЗУР «131», беспилотные разведчики Ту-123 «Ястреб». Велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату «130» и ракетоплану «136» («Звезда»).

С 1955 велись работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой (ЯСУ). После полетов летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 с ЯСУ и сверхзвуковых бомбардировщиков «120».

За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Туполев Андрей Николаевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 48/II).

Одновременно широко развивалось и гражданское авиастроение, хотя первые шаги в этом направлении Туполев делал ещё в начале 1930-х годов. На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 году был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104 . За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114 (1957 г.), ближние и средние магистральные самолёты Ту-110 (1957 г.), Ту-124 (1960 г.), Ту-134 (1967 г.), Ту-154 (1970 г.), а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А.А.Туполевым).

Самолеты Туполева стали основой парка крупнейшей авиационной компании мира «Аэрофлот», эксплуатировались в десятках стран.

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. Создатель выдающейся школы отечественного авиастроения, из которой вышли десятки выдающихся конструкторов.

За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 ноября 1972 года Туполев Андрей Николаевич награждён орденом Ленина и третьей золотой медалью «Серп и Молот» (№ 12/III).

Жил в городе-герое Москве. Умер 23 декабря 1972 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Генерал-полковник инженерно-авиационной службы (25.10.1967 г.). Награждён 8 орденами Ленина (21.02.1933 г., 16.09.1945 г., 1947 г., январь 1949 г., декабрь 1949 г., 1953 г., 9.11.1958 г., 1968 г.), орденами Октябрьской Революции (1971 г.), Суворова 2-й степени (19.08.1944 г.), Отечественной войны 1-й степени (10.06.1945 г.), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1927 г., 22.12.1933 г.), орденами Красной Звезды (18.08.1933 г.), «Знак Почёта» (1936 г.), медалями, иностранной наградой — орденом Георгия Димитрова (1964 г., Болгария).

Почётный гражданин Парижа (1964 г.) и Нью-Йорка, а также города Жуковский Московской области (1968 г.).

Член ЦИК СССР с 1929 года. Депутат Верховного Совета СССР с 1950 года.

Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970 г.) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971 г.). Ему присуждены премии Н.Е.Жуковского АН СССР (1958 г.), Золотая авиационная медаль ФАИ (1958 г.), премия имени Леонардо да Винчи (1971 г.), Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971 г.).

Бронзовый бюст Героя установлен в городе Кимры Тверской области. Именем А.Н.Туполева названа набережная в Москве, улицы в Санкт-Петербурге, Киеве, Ульяновске, Кимрах и Жуковском. На зданиях в Москве и Омске, в которых работал А.Н.Туполев, и Твери, на здании где он учился, установлены мемориальные доски.

Имя Туполева носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве (является продолжателем традиций легендарного ОКБ А.Н.Туполева), Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря.

Трижды Герой Социалистического Труда (1945 г., 1957 г., 1972 г.),
-восемь орденов Ленина (21.02.1933 г., 16.09.1945 г., 1947 г., 1949 г., 1949 г., 1953 г., 1958 г., 1968 г.),
-орден Октябрьской Революции (1971 г.),
-орден Суворова 2-й степени (1944 г.),
-орден Отечественной войны 1-й степени (1943 г.),
-два ордена Трудового Красного Знамени (1927 г., 1933 г.),
-орден Красной Звезды (1933 г.),
-орден «Знак Почёта» (1936 г.),
-орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964 г.);
-золотая авиационная медаль ФАИ (1958 г.);
-золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971 г.).
-медали.
Лауреат Ленинской премии (1957 г.), четырёх Сталинских премий 1-й степени (1943 г., 1948 г., 1949 г., 1952 г.) и Государственной премии СССР (1972 г.).
Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970 г.) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971 г.).
Почётный гражданин Парижа (1964 г.), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968 г.).

Гимназист Андрей Туполев. Тверь, 1907 г.

Студент МИТУ А.Н.Туполев.

В 1911 году за участие в студенческих волнениях Туполев был исключён из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции.

В 1916-1918 годах он участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

В 1918 году Туполев с отличием окончил МВТУ и вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1936 годах — член коллегии ЦАГИ.

С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Туполев был главным конструктором этого КБ.

В 1922-1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава — кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.

В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925).

Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

С 1930 года он был главным конструктором ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, с 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства.

С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.

21 октября 1937 года Туполев был необоснованно обвинен во вредительстве и шпионаже и арестован. 28 мая 1940 года он был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей.

Находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), впоследствии получившим название "Туполевская шарага". Здесь Туполевым был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2).

19 июля 1941 года был досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

В начале Великой Отечественной войны Туполев был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода № 166.

В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева.

В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.

Андреем Туполевым было разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его самолетах установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода "Челюскин" на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции "Северный полюс" во главе с Иваном Папаниным.

Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах.

В послевоенные годы в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов — стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, ближние и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с Алексеем Туполевым).

Самолеты Туполева стали основой парка авиационной компании "Аэрофлот", эксплуатировались в десятках стран.

Андрей Туполев имел воинское звание генерал-полковника инженерно-технической службы, был избран действительным членом Академии наук СССР (1953), почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971); ему были присуждены премия и золотая медаль имени Н. Е. Жуковского, Ленинская премия (1957), пять Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), высшая награда Международной авиационно-спортивной федерации (ФАИ). Ему трижды было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). ОКБ А. Н. Туполева — ОАО "Туполев", входящее в ОАО "Объединенную авиастроительную корпорацию", Казанский технический университет, остров в Обской губе Карского моря.

Именем Андрея Туполева названа набережная в Москве, улицы в Киеве (Украина), Ульяновске, Кимрах, Жуковском и других городах. На зданиях в Москве и Омске, в которых работал Андрей Туполев, установлены мемориальные доски.

В городе Кимры Тверской области установлен бронзовый бюст Туполева. В 2005 году на месте дома-усадьбы Туполевых в Пустомазово открылась мемориальная композиция и установлен памятный камень.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Андрей Николаевич появился на свет 29 октября 1888-го года в многодетной семье в деревне Пустомазово, расположенной на территории современной Калининской области. Его мама, Анна Васильевна, была дочерью судебного следователя из Тифлиса. Она была хорошо образована, знала несколько языков, прекрасно играла на рояле, занималась всем домашним хозяйством и самостоятельно дала детям начальное образование. Отец, Николай Иванович Туполев, был из сибирских казаков, родом из Сургута. Трудился нотариусом окружного суда, но не любил свою работу, а потому приобрел небольшой земельный участок, обосновался на нем и стал вести сельское хозяйство.

Андрей Туполев позже вспоминал: «Жили мы скромно. У меня были старшие братья Сергей и Николай, а также сестры Наталья, Татьяна, Вера и Мария. Мать отдавала нам все свои силы, всю свою душу. Наша семья была очень большая и дружная. Не патриархальная, но, несомненно, передовая».

С 1901-го года Андрей Николаевич обучался в тверской гимназии, о которой впоследствии писал: «Для того чтобы дети могли учиться, всей семье пришлось переехать в Тверь. Наш класс был дружный, однако, хорошо учиться было не принято. Я лишь старался не отставать от сверстников. В Пустомазове у меня не было никаких игрушек. Они стоили дорого, и я мастерил их сам из дерева. А в гимназии был уроки ручного труда. Здесь я мог заниматься столярным ремеслом, некоторые мои вещи даже попали на выставку. Учась в гимназии, я понял, что люблю технику, понял, что мне нужно идти в этом направлении». Осенью 1908-го года Андрей Туполев удачно сдал экзамены в два учебных заведения Москвы: Институт инженеров путей сообщения и ИМТУ. Он выбрал ИМТУ.

О первых годах в Москве Андрей Николаевич вспоминал: «Денег постоянно не хватало. Один раз стало совсем худо, и тогда я решил заложить свое плохонькое пальто в ломбард. Я искал ломбард, и мне казалось, что все смотрят на меня, на пальто под мышкой. Я так и не смог найти ломбард и вернулся в тот день голодный. К счастью, на следующий день, пришли три рубля из дома».

В октябре 1909-го года лекции по воздухоплаванию в ИМТУ стал читать Н.Е. Жуковский, который также возглавил Воздухоплавательный кружок, образованный по инициативе студентов. В декабре этого же года в кружок пришел Туполев, для которого знакомство с Николаем Егоровичем оказала судьбоносное значение. Сам же он говорил, что «с этого мгновения началась моя авиационная жизнь». Спустя всего четыре месяца Андрей Туполев стал одним из самых активных участников кружка. Выполненные им работы – плоская аэродинамическая труба и модель самолета – привлекали внимание людей на состоявшейся воздухоплавательной выставке.

После окончания выставки студенты приступили к испытаниям созданного ими балансирного планера. А средства, собранные от продаж билетов, в совокупности с рядом частных пожертвований сделали возможным начать в кружке разработку собственного аэроплана. Однако весной 1911-го года учеба Андрея была неожиданно прервана. Получив из неизвестного источника сведения о политической неблагонадежности Туполева, в его комнате произвели обыск, а его самого задержали. Одним из первых попытался выручить будущего конструктора Жуковский, который заявлял о занятости своего студента в кружке и отсутствии времени на «посторонние» дела. Попытку освободить Туполева из-под стражи предпринимал и директор ИМТУ Гавриленко. Несмотря на все ходатайства, Андрея Николаевича освободили только в апреле по причине смерти отца. Также ему запретили жить ровно один год в любых городах, имеющих высшие учебные заведения.

Около двух с половиной лет Туполев провел в родной деревне, занимаясь далекими от авиации делами. Он писал: «Когда я вернулся домой, мне выпала трудная обязанность хоронить отца. Дела нашей семьи шли плохо. Но я был молодым и сильным. Хорошо обработав землю, я совершил посадку овощей. Постепенно дела стали улучшаться».

6 февраля 1913-го года полицейский надзор за А.Н. Туполевым был отменен, и осенью этого года он сумел восстановиться в ИТУ, продолжив работу в аэродинамической лаборатории, построенной на базе старого кружка. За следующий год он быстро стал одним из активнейших учеников Жуковского, проявляя способности как научного исследователя, так и конструктора.

После начала Первой мировой войны военное ведомство обратилось к Николаю Егоровичу по вопросам продувки и исследования деталей находившихся на вооружении самолетов. Резкое увеличение объема работ позволило при поддержке военных организовать летом 1916-го года первое Российское авиационное Расчетно-испытательное бюро. Возглавил его профессор Жуковский, а Туполев стал одним из его помощников в должности заведующего лабораторными установками. Параллельно с исследовательской работой Андрей Николаевич успевал заниматься аэродинамическими расчетами. За 1916-ый год он провел расчет аэроплана «Анатра» и истребителя братьев Косяненко. По рекомендации Жуковского студент Андрей Туполев был привлечен к работе в комиссии, разрабатывающей нормы прочности аэропланов, в которой помимо его присутствовали профессора А.П. Фан-дер-Флит, Г.А. Ботезат, С.П. Тимошенко.

В 1916-ом году Андрей Николаевич кое-какое время руководил проектированием гидроплана на заводе «Дукс». Вот, что он сам писал по этому поводу: «Опыт у меня был мизерный, но очень уж хотелось попробовать. Создали конструкторское бюро, начали создавать гидросамолет. Но технический директор завода, вернувшись из Франции, привез патент на строительство французской модели. Меня не вызывали, просто через людей сообщили, что будут строить заграничный самолет, а не спроектированный мною. Я в то время был молодой, обидевшись, забрал чертежи и ушел». Однако позже чертежи все-таки пригодились, став основой диплома Туполева.

Революция в России не прервала работу Расчетно-испытательного бюро, в конце лета 1918-го года А.Н. Туполев возглавил направление аэродинамических расчетов и проектирования приборов. В этом же году он получил звание инженера-механика, с отличием защитив проект под названием «Опыт создания гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах». В 1920-ом году Туполев попробовал себя в качестве преподавателя, читая в МВТУ курс лекций «Основы аэродинамического расчета». В следующем году ему уже поручили «Теорию аэропланов», «Теорию гидропланов», «Нормальное и специальное проектирование гидропланов», а также курс «Гидроавиация» в институте им. Н.Е. Жуковского.

Вскоре Николай Егорович и ряд его ближайших сподвижников пришли к выводу, что дальнейшее развитие самолетостроения в стране возможно только при наличии мощной научно-исследовательской базы. Идею создать научный аэрогидродинамический институт поддержал лично В.И. Ленин и в декабре 1918-го он начал свою деятельность. Центральный аэрогидродинамический институт (сокращенно ЦАГИ) возглавил Жуковский, Туполев же стал начальником авиационного отдела. Он с самого начала поставил перед сотрудниками совсем не аэрогидродинамические задачи, направленные на развитие целого комплекса научных разработок, необходимых в будущем для самолетостроения. В институте изучались авиационные сплавы и защита их от коррозии, авиационные моторы, прочность авиационных конструкций, методика летных испытаний, а также многое другое. После кончины Жуковского Туполев продолжил его работу по дальнейшему развитию и расширению ЦАГИ. Для решения возникающих вопросов он широко привлекал специалистов и ученых из различных областей науки.

В жизни Андрея Николаевича появилась цель – создать целую новую отрасль, авиационную промышленность, способную массово разрабатывать и производить самолеты. В 1924-ом году, благодаря предложению Туполева, высшим руководством страны принято было решение создать металлургическую базу для самолетостроения, позволившую производить в большом количестве специальные авиационные материалы. По настоянию Туполева в 30-ых годах были разработаны легкие магниевые сплавы, а в конце 40-ых – высокопрочные алюминиевые для скоростных самолетов. В конце 60-ых годов появились новые теплостойкие сплавы на основе алюминия для сверхзвуковых самолетов. Именно Туполев первым стал использовать высокопрочную сталь хромансиль, стеклотекстолит и некоторые другие неметаллические материалы. Для создания и исследования их была организована специальная лаборатория.

В 1923-ем году Туполев создал цельнометаллические высоконадежные аэросани АНТ-П, приобретенный опыт в дальнейшем позволил ему разработать новые конструкции глиссеров и морских торпедных катеров, серийно выпускавшихся в годы Великой Отечественной войны. А в 1924-ом закончились успехом летные испытания первого цельнометаллического самолет АНТ-2.

АНТ-2

Шаг за шагом, на примере зарубежных моделей и собственного опыта, формировался в ЦАГИ производственный и конструкторский коллективы, расширялись производственные помещения и мастерские, строились новые здания. Став в 1936-ом году главным инженером Главного управления авиационной промышленности, А.Н. Туполев начинает перестраивать старые и строить новые авиационные заводы для массового производства самолетов. Для этого он широко использует передовое импортное оборудование, а также следует принципам, использующимся в автомобильной промышленности США, которые он имел возможность изучить в ходе ряда командировок. Благодаря Андрею Николаевичу были внедрены разработанные за рубежом технологические процессы, включая плакирование и анодирование. Эти мероприятия помогли в годы войны организовать массовое производство самолетов. Также Туполев одним из первых понял необходимость использования ЭВМ для улучшения расчетных методик и увеличения количества учитываемых факторов, создав один из первых вычислительных центров.

Каждый новый самолет Туполева был событием в технике. Опираясь на полученный опыт, он включал в каждый проект только самый минимальный объем нового, используя путь последовательного строения летательных аппаратов. Например, самолеты «77», «73» и «82» послужили этапами для создания реактивного двухмоторного бомбардировщика Ту-16. Среди созданных Туполевым самолетов были не выпускавшиеся серийно модели, но не было недоделанных, неспособных летать.

Ту-16

После окончания войны Туполев развернул строительство новых лабораторных и производственных корпусов, специализированных цехов и филиалов, основал летно-доводочную базу. Не забывая про своих сотрудников, он добивался сооружения для них новых домов и баз отдыха, садовых кооперативов и детских садов.

Туполев является автором многих уникальных технических решений, таких как метод макетирования, способный решать задачи пространственной компоновки на деревянных макетах, или создание целых летающих лабораторий для испытаний двигателей и других систем самолетов. Очевидцы рассказывали, что где бы Андрей Николаевич не находился, чтобы он не делал, его голова постоянно думала – что из прочитанного, услышанного или увиденного можно применить для развития самолетостроения.

Великий конструктор всегда умел верно истолковывать поставленные перед будущим самолетом задачи. При разработке в 1932-ом году АНТ-31 Туполев первым понял основную задачу истребителей нового поколения – догнать противника. К началу войны монопланная схема стала эталоном для всех истребителей мира. А в 1950-ом году он осознал преимущество тяжелых реактивных бомбардировщиков над самолетами с поршневыми двигателями, начав проектировать Ту-16, поразивший позже многих специалистов.

Туполев любил хорошо, детально изображенные предварительные компоновки. Он говорил: «Чем больше деталей нарисовали, тем о большем числе проблем подумали». О небрежных компоновках отзывался: «Намазали, не поразмыслив». Также Туполев не терпел умозрительных заключений. Где бы, на каком бы уровне ни проходило совещание, он принимал решения только на основе экспериментальных результатов или полученных в ходе тщательных расчетов.

Для устранения дефектов, выявленных на этапе летных испытаний, Туполев организовал широкий технический процесс с участием специалистов из различных отраслей. Много времени он уделял работе с экипажами самолетов, способствуя совершенствованию их теоретической и практической подготовки. Для этого были созданы пилотажные тренировочные стенды для летчиков. Перед первым вылетом Туполев подолгу беседовал с пилотами, рассказывал им о создании самолета, внушая, тем самым, свою уверенность в аппарате. А после полета просил подробных рассказов о том, что летчики узнали и почувствовали. Конечно, конструктору приходилось быть свидетелем катастроф и аварий его тестовых и серийных самолетов. Гибли люди, и, чувствуя свою ответственность перед их родными, Андрей Николаевич использовал весь свой авторитет и влияние, чтобы помочь семьям погибших, добиваясь пенсий и пособий. Кроме этого он проводил тщательный поиск причин случившегося, устранял все дефекты и отстаивал в спорах с руководством необходимость продолжения испытаний данной модели. Как правило, его аргументы принимали, а самолет потом долго и успешно эксплуатировали (например, так было с Ту-134). Позже Туполев придумал службу эксплуатации массово производимых самолетов. На основе собранных ею данных принимались решения о дальнейшей модернизации самолета.

Ту-134

Всего под руководством Андрея Николаевича было создано более пятидесяти оригинальных летательных аппаратов и около сотни различных модификаций. Его самолеты установили больше ста мировых рекордов дальности, скорости полета и грузоподъемности. Основной линией творчества Туполева являлись тяжелые самолеты с высокой полезной нагрузкой. В 1958-ом году под его руководством был создан уникальный пассажирский летательный аппарат Ту-114, намного опередивший свое время. Надежный сверхдальний аэробус на многие годы завоевал лидерство на линиях большой протяженности, не имея аналогов по экономической эффективности. Ту-114 работал на международных линиях, совершая перелеты через океан на Кубу и в Америку. За годы эксплуатации самолетами этой серии поставлено тридцать два мировых рекорда и отсутствуют какие-либо данные в графе летных происшествии. А появившийся в 1968-ом году сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 стал знаменитым уже не только в СССР, но и во всем мире.

Ту-114

Туполев, трезво оценивая значимость денег, всегда заявлял: «Создание маленького самолета требует мало денег и много труда. Большой самолет – это много труда, да еще и много денег».

Андрей Николаевич был известным государственным и общественным деятелем – депутатом Верховного Совета СССР и Моссовета, членом ВЦИК. Его выступления всегда отличались эмоциональностью и широтой суждений, выражали надежды на светлое будущее человечества. Туполев являлся трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом многих Государственных премий, обладателем многочисленных орденов и медалей. Что особенно любопытно знаменитый ученый был удостоен премии Леонардо да Винчи и золотой медали общества основоположников авиации Франции. Его избрали в свои почетные члены Королевское общество аэронавтики Великобритании и Американский институт аэронавтики и астронавтики.

По рассказам очевидцев, Туполев обладал почти сверхъестественной способностью точно угадывать место отрыва самолета от земли при разгоне и место окончания пробега летательного аппарата после посадки. Подобный дар Туполев проявлял не раз и не два, даже в нестандартных ситуациях вроде взлета предельно перегруженного самолета.

Являясь талантливейшим ученым и конструктором, руководителем громадного, многотысячного коллектива инженеров, технологов, летчиков-испытателей, техников и рабочих Андрей Николаевич всегда оставался очень простым и дружелюбным человеком, обожал свою семью, природу, компанию друзей, вкусную еду. В быту Туполев отличался крайней консервативностью, предпочитая носить старые, но удобные куртки, брюки, туфли. Заставить его купить новую вещь удавалось с большим трудом. Со своей женой Андрей Туполев познакомился еще будучи студентом и всю жизнь любил только ее одну. Юлия Николаевна сопровождала его всюду, где только было возможно: в командировках за границу, на научных конференциях, торжественных и дружеских открытых приемах. Зачастую в большой компании она была единственной женщиной. Хорошо зная иностранные языки, Юлия Николаевна помогала Туполеву в переговорах с иностранцами.

Известен тот факт, что Андрей Николаевич привлекал свою супругу к оформлению пассажирских салонов самолетов Ту-70 и Ту-104. Юлия Николаевна с увлечением выбирала расцветку материала для салона и кресел, оснащение интерьера и кухни, являясь сторонницей русского традиционного стиля. Можно с уверенностью сказать, что она входила в число первых дизайнеров ОКБ.

Андрей Туполев любил путешествовать. В составе официальных делегаций и в деловых командировках он посетил множество стран, где изучал не только науку и технику, но также природу, людей, местные обычаи. На отдыхе он предпочитал охотиться, рыбачить, играть в волейбол. Особо радовался, когда получалось отправиться с семьей и ближайшими друзьями на природу, посидеть у костра, сварить уху. Он ходил в театр и кино, слушал музыку, но из-за занятости, а в последние годы и из-за болезней, не мог уделять этому много времени. Зато регулярно, перед сном читал художественные произведения. В его домашней библиотеке, кроме многочисленных технических книг и журналов, хранились книги А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.Т. Твардовского, Д. Голсуорси, Плутарха. Туполев помнил много стихотворений и цитировал их от случая к случаю. Вообще его речь отличалась краткостью и емкостью, многие фразы стали афоризмами.

У Андрея Николаевича была одна привычка. Он всегда приносил из гостей или с официального приема домой что-нибудь вкусное: пирожное, яблоко, пирожок. Многие коллеги, зная это, специально завертывали Туполеву угощение «для дома».

Когда появились внуки – сначала Юля, а позднее Андрюша и Таня – все свободное время Андрей Николаевич стал проводить с ними. Зачастую Туполев брал в руки столярные инструменты и вырезал для внуков игрушки из дерева

К сожалению, у Юлии Николаевны было слабое здоровье, и в послевоенные годы в многочисленных разъездах Андрея Николаевича сопровождала его дочь, Юлия Андреевна. После смерть жены в 1962-ом году Туполев похудел, стал более замкнутым и задумчивым, но меньше работать не стал. Дочь находилась с ним дома практически все время. Туполев высоко ценил ее врачебный опыт, не принимая ни одно лекарство или медицинскую процедуру без одобрения дочери.

Андрей Николаевич поддерживал дружеские отношения с И.В. Курчатовым, А.П. Виноградовым, А.Т. Твардовским, М.В. Келдышем, П.Л. Капицей и многими другими выдающимися людьми того времени. К нему часто приезжал побеседовать С.П. Королев, который позже говорил, что учился у Андрея Николаевича стилю работы. Под руководством Туполева Королев сделал свой дипломный проект, а также немного поработал в его сборочном цеху.

До последних дней своей жизни Туполев сохранял твердую память и ясное сознание, всем интересовался и участвовал в важнейших делах своего ОКБ. Беседуя в больнице МГТС 22 декабря 1972-го года с навестившими его сыном и дочерью, восьмидесятичетырехлетний Андрей Николаевич Туполев смеялся и шутил, строил планы о поездке в Крым. Когда поздно вечером они ушли, он заснул и больше не проснулся.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

ТУПОЛЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Андрей Николаевич Туполев — величайший советский авиаконструктор, отец российской авиации, генеральный конструктор СССР.

Туполевы ведут свой род из сибирского казачества. Андрей Николаевич был назван в честь своего прадеда, который удостаивался чести избираться казацкой вольницей в атаманы. Он позаботился о том, чтобы дать систематическое образование всем своим шестерым детям. Именно это поколение положило начало интеллигенции в роду Туполевых — это были врачи, учителя, инженеры, строители. Дед Андрея Николаевича был преподавателем Томской гимназии.

В Тверском крае Туполевы оказались в связи с трагическим для России событием — взрывом бомбы, повергнувшей царя Александра II. Николай Иванович Туполев, отец будущего авиаконструктора, в то время учился в Петербургском университете на юридическом факультете. На студенчество обрушилась волна репрессий, и он, как сочувствующий революционерам, был исключен и выгнан из Петербурга с лишением права проживания в обеих столицах и даже в губернских городах. Выбор Тверского края связан с тем, что именно отсюда родом была жена — Анна Васильевна, урожденная Лисицына, дочь протопресвитера из Торжка. Обучалась она в Тверской Мариинской женской гимназии.

Анна Васильевна и Николай Иванович Туполевы

Поначалу молодая чета Туполевых поселилась в небольшом уездном городке Корчева, однако, помыкавшись с детьми по квартирам, они решают остановиться в небольшой усадебке Пустомазово на р. Лужменке.

мемориал А.Н. Туполева на месте дома в д. Пустомазово

Молодые супруги полагали, что многодетная семья — одно из важнейших условий правильной жизни. Именно поэтому у Анны Васильевны было семеро детей.
В 1888 году 10 ноября в семье Туполевых родился шестой ребёнок — Андрей, а вскоре и младшая дочь — Наталья, которая была для Андрея Николаевича одним из наиболее близких людей.

Николай Иванович — отец Андрея, к тому времени сумел экстерном закончить университетский курс. Получив диплом юриста и чин губернского секретаря, он поступил на службу, став сельским нотариусом. Николай Иванович взял на себя роль заступника крестьян, что привело к появлению множества недоброжелателей среди помещиков. Такая служба не только не приносила денег, но и лишала здоровья.
В 1894 году Анна Васильевна пишет прошение на имя Директора Тверской классической гимназии об освобождении от оплаты обучение старшего сына Николая, в связи с тяжёлым материальным положением, ведь платить приходилось за учёбу ещё четверых детей.
Пожар 1894 года и последовавшая за ним засуха значительно усугубили как материальное положение, так и здоровье родителей.
Андрей учился в приходской школе трёх ступеней в Устиново. В 1900 году со второго раза Андрей поступил в Тверскую гимназию. Учился Андрей средне. Немного замкнутый, но живой любознательный мальчик терпеть не мог предметы, для успеха в которых необходима была зубрежка. Именно поэтому у юного ученика были проблемы с иностранными языками и чистописанием. Однако с математикой, физикой, географией и историей Андрею Туполеву не было равных.

здание бывшей Тверской классической гимназии

В 1906 году группу учащихся Тверской гимназии премировали путешествием на пароходе до Астрахани и обратно. Андрея Туполева отметили за мастерские поделки. Путешествие произвело на него огромное впечатление. Андрея завораживали шлюзы, работа в воде лопастных колес и другие конструкции.

А.Н. Туполев гимназист

Летом 1908 года Туполев закончил гимназию и поступил в Московское императорское техническое училище. Ещё будучи абитуриентом, он попал на воздухоплавательную выставку, устроенную в Москве профессором Н.Е. Жуковским. Среди экспонатов выставки был представлен знаменитый планер выдающегося авиаконструктора Отто Ливенталя.

Результатом знакомства абитуриента Туполева с профессором было приглашение на курс лекций «Основы воздухоплавания».В 1909 году был создан кружок, целью которого было соединение теории и практики, а уже в 1910 году, по прошению Жуковского, при ИТУ была создана аэродинамическая лаборатория. Именно там Андреем Туполевым была создана плоская аэродинамическая труба, в которой можно было экспериментировать с воздушным потокам скоростью 16—20 м в секунду.

аэродинамическая труба А.Н. Туполева

Тогда же в Лефортовском парке Туполев проводит испытания планера спроектированного им самим.

А.Н. Туполев - студент МИТУ

Лето, как и всегда, Андрей проводит в Пустомазове, в родительском доме. Туполев всегда любил тяжелую сельскую работу и нехитрые деревенские развлечения.
Следующему появлению будущего авиаконструктора на родине предшествовало послание из Тверского губернского жандармского управления в нижестоящее — Корчевское, датированное 2-м июня 1911 года: «О студенте Московского технического училища Андрее Туполеве, изобличенном в предоставлении своего адреса для сношений городских … комитетов высших учебных заведений в Москве и Петербурге в целях объединения действий этих учебных заведений по проведению забастовки, министр Внутренних дел постановил: воспретить Андрею Туполеву жительство в столицах, столичных губерниях и городах, где имеются высшие учебные заведения, на 1 год.»
После освобождения из-под стражи Андрей Туполев выбыл из Москвы в родное сельцо Пустомазово, где находился под негласным надзором.
Тем временем страну охватил авиационный бум. И, видимо, Андрей не выдержал и уехал на месяц в Москву. Наказанием за этот проступок стало отлучение от учёбы теперь уже на 3 года.
Известен факт, что А. Туполев, живя в сельце Пустомазово, помогал крестьянам убирать валуны, много косил, но в тоже время и не забывал он своего призвания — сооружать сложные конструкции. Примером может послужить, сооружённая будущим авиаконструктором плотина на реке Лужменке. Правда, местные жители за плотину его осуждали — вода на Лужменке высоко разливалась, затапливала луга, а скотину пасти и без того было негде.
Учитель и друзья не забывали о Туполеве и хлопотали о его возвращении.
Но началась Первая мировая война, в которой впервые огромную роль стала играть авиация.
Андрей Туполев приехал в Москву, куда тотчас слетелись все ученики Жуковского. Николай Егорович Жуковский хорошо видел изъяны зарождавшейся русской авиации, и у него была целая программа действий для выведения её на передовые рубежи, которая опиралась и на возможности созданной им сплочённой команды юных талантов.

Николай Егорович Жуковский

Первым делом при МТУ были организованы теоретические курсы авиации, на которые набирались добровольцы из числа студентов, окончивших гимназии. За полгода курсанты получали военную, теоретическую и летную подготовку. Профессор Жуковский и его ученики не просто давали будущим летчикам необходимые знания, но и заражали своим энтузиазмом и преданностью авиации.
У А. Туполева также было огромное желание самому летать и он уже совершил учебные полеты на «фармане». Однако, чтобы стать летчиком, требовалась справка о политической благонадёжности, в которой Андрею Николаевичу было отказано.
По рекомендации Н.Е. Жуковского Туполева приглашают возглавить гидропланный отдел самолётостроительного завода кампании «Дукс». Бюро за короткий срок проделало расчёт на прочность шести аэропланов: «Ваузен», «Фарман-27», «Фарман-3», «Ньюпор-10», «Ньюпор-11», а также самолёта братьев Касьяненко. По оценкам современных специалистов, небольшая группа, в которой было лишь 2 инженера, а остальные, включая Туполева, студенты, провела работу, подвластную по тем временам большим научным коллективам, оснащенным новейшей техникой и аппаратурой.

В мае 1918года Андрей Николаевич Туполев защитил диплом, называвшийся «Расчёт гидроплана» и построенный на скрупулёзном анализе физических процессов, связанных со взлётом с водной поверхности и посадкой на неё.
По отзывам коллег, Туполев был прирождённым исследователем, не успокаивавшемся пока не разгадает физическую природу заинтересовавшего его явления.
На вопрос почему авиаконструктор работал именно над гидропланом, можно ответить следующим образом: «Для такой огромной страны как Россия необходимы были самолёты, способные преодолевать огромные расстояния. Однако самолёты с большой грузоподъёмностью требовали и хорошие аэродромы, денег на создание которых у России, конечно, не было. Поэтому идея использовать в качестве аэродромов реки и озёра, впервые предложенная Андреем Николаевичем была весьма актуальна.
Очевидно, что для Туполева защита диплома была не формальным актом, удостоверяющим вступление в инженерный корпус, но и событием, констатирующим его зрелость как инженера, конструктора и исследователя.
4 ноября 1918 года в квартире Жуковского собралась «рабочая часть» коллегии по созданию Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Профессор Жуковский вошёл в неё в качестве «специалиста по научной части», а Андрей Николаевич Туполев — как специалист «по технической части». Было решено, что управление институтом будет осуществляться коллегиально.
Вскоре в Москве в районе бывших Лефортовских прудов началось сооружение гидроканала, невиданного по размаху и оснащению специальной испытательной техникой.

ЦАГИ - Гидроканал

Вот чем обернулись детские и юношеские забавы отрока с берегов реки Лужменки. Не оказались случайными в судьбе будущего Генерального авиаконструктора ни игрушечный действующий шлюз, сооруженный им в отцовском доме, ни пустомазовский гидроузел с самодельным кораблем, ни небольшие конструкции, с треском летавшие над полями. Можно себе представить с какими чувствами теперь Андрей Николаевич возвращался в Пустомазово, оторвавшись от бурной жизни ЦАГИ и забот молодой авиации.
Тем временем семейство Туполевых создаёт в усадьбе сельскохозяйственную артель «Батрак», объединившую бывших хозяев с бывшими наёмными рабочими. Однако, нашлись недоброжелатели, следствием действий которых было постановление Суворовского волостного исполкома от 30.01.1919 «О принятии сельца Пустомазово на особый учёт». Туполевых подозревали в создании сельскохозяйственной артели в качестве прикрытия для своих махинаций. В конце 1921 года умирает Николай Егорович Жуковский, ставший для Туполева вторым отцом. После перевыборов руководства ЦАГИ Туполев вновь утверждается заместителем директора института и одновременно заведующим авиационным отделом ЦАГИ. К этому времени во многом благодаря его упорству был сделан огромный шаг в использовании нового конструктивного материала — дюралюминий, из которого конструкторская бригада научилась делать быстроходные аэросани, глиссеры, торпедные катера.

Аэросани АНТ-IV

Габаритные размеры, мм

Общая высота

Защита аэросаней

Вооружение

Двигатель

Тип двигателя

3-цилиндровый радиальный

Тип охлаждения

воздушный

Ходовая часть

Тип винта

деревянный

Диаметр винта, мм

Количество лыж

Управляемых лыж

Ходовые качества

Скорость на пересечённой местности, км/ч

Глиссирующий торпедный катер “ Г-5 “

глиссирующий торпедный катер “ Г-5 “

Испытания АНТ-5 привели начальство буквально в восторг - катер с

торпедами развивал скорость 58 узлов (107,3 км/ч), а без торпед - 65,3 узла (120,3 км/ч). О таких скоростях не могли и мечтать катера других стран.

Основные характеристики Г-5

Водоизмещение

Двигатели

2 двигателя ГАМ-34

Мощность

2 × 850 л. с.

Движитель

2 трёхлопастных винта

6 человек

Вооружение

Зенитная артиллерия

2 × 7,62-мм пулёмета ДА

Минно-торпедное вооружение

2 × 533-мм кормовых ТА

В 1922 году Туполевым была закончена разработка конструкции его воздушного первенца, и уже летом Андрей Николаевич со своей бригадой приступает к строительству самолёта АНТ—1.

Но и в этот ответственный момент он не забывает о Пустомазове. Со всей конструкторской бригадой Туполев выезжает в артель «Батрак», где на протяжении осени они работали как в поле, так и в мастерской. По свидетельствам местных жителей у артели «Батрак», благодаря связям с ЦАГИ на вооружении были вспомогательные механизмы, ускорявшие крестьянский труд.
Первый туполевский самолёт поднялся в воздух 21 октября 1923 года. Конструктор проводил его в полёт, стоя у края взлётной полосы. С тех пор это стало традицией.

АНТ-1

Основные характеристики самолета АНТ-1:

длина самолета - 5,4 м; размах крыла -7,2 м; высота самолета -1,7 м;

площадь крыла - 10 м2; нормальная взлетная масса - 360 кг;

максимальная скорость у земли - 125 км/ч; практический потолок - 600 м;

продолжительность полета - 4 ч; экипаж - 1 чел.

В мае 1924 года взлетает АНТ—2, первый отечественный самолёт, построенный целиком из металла. Он открыл совершенно новую страницу в истории отечественной авиации.

АНТ-2

Основные данные опытного самолета АНТ-2:

длина самолета - 7,6 м; размах крыла - 10,45 м; высота самолета - 2,12 м;

площадь крыла - 17,89 м2; нормальная взлетная масса - 837 кг;

максимальная скорость у земли - 207 км/ч; практический потолок -3300 м;

техническая дальность полета - 750 км; экипаж - 1 чел;

число пассажиров - 2 чел.

Начальник ВВС Красной Армии П.И. Баранов заинтересовался работами ЦАГИ и срочно оформил договор с ЦАГИ на постройку самолёта-разведчика АНТ—3 (Р—3) и выдал заказ на проектирование цельнометаллического бомбардировщика АНТ—4 (ТБ—1). Уже к 1925 году заказ был выполнен.

Пётр Ионович Баранов

В 1925 году Туполев первым в авиастроении внедряет в своём ОКБ макетирование конструкций. Сначала по готовым чертежам изготавливался деревянный макет нового самолёта в натуральную величину, что позволяло тщательно отработать все детали компановки, размещения приборов и оборудования. Метод макетирования позволял максимально сократить время на производство конструкции.
К Туполеву во второй половине 1920-х гг. приходит заслуженная слава.

АНТ-3 “ Пролетарий “

В 1929 г. летчик Шестаков на серийной АНТ—4, названной «Страна Советов», совершил перелёт по маршруту Москва—Нью-Йорк через Тихий океан. На таком же самолёте лётчик Томашевский установил несколько мировых рекордов.

АНТ-4 (ТБ-1)

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

максимальная взлетная

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Однако на родине Андрея Николаевича дела шли не так хорошо. Артель «Батрак» вскоре была переименована в товарищество «Пустомазово». В июне 1924 года вопрос о Пустомазове рассматривает Кимрская уездная земельная комиссия и постановляет: «Признать имение Туполевых госимуществом».
Однако ни характеристика, ни ходатайство начальника ВВС РККА П.И. Баранова об оставлении Туполевым участка земли с садом не помогли. Взамен Туполевым предлагались на выбор усадьба «Никольское» в Тверском уезде или хутор «Отрадное» в Вышневолоцком уезде Брусовской волости. Ссылаясь на бездорожье, Андрей Николаевич просит усадьбу «Цедилово» в Кашинской волости, и его просьбу удовлетворили.
Уже тогда, когда земляки изгнали из отцовского дома главного конструктора самолётов «Пролетарий» и «Страна Советов», во французском журнале «Крылья» писали: «Знаменитый Туполев, чей раскатистый смех распространяется по всей Европе».
В 1930-е годы встречи с Туполевым ищет известный писатель-фантаст Герберт Уэллс, безошибочно предсказавший десятки важнейших открытий XX века. Знакомство Уэллса и Туполева произошло на океанском лайнере «Бремен», на котором правительственная комиссия советских авиационных специалистов следовала в Нью-Йорк.

А.Н. Туполев и А.А. Архангельский на корабле по пути в Нью-Йорк

Андрей Николаевич играл с писателем в бильярд, подолгу гулял с ним на палубе, общаясь через переводчика, которым была его жена Юлия Николаевна.В 1932 г. был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 г. была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе.

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

пустого самолета

нормальная взлетная

Тип двигателя

4 ПД МФ-34ФРН

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Максимальная скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

четыре 7.62-мм пулемета ДА, 3000 кг бомб

экспедиция на Северном Полюсе “ СП-1 “

В 1934 г. появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький», который имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

АНТ-20 “ Максим Горький “

Модификация

Размах крыла, м

Длина самолета, м

Высота самолета, м

Площадь крыла,м2

Масса, кг

пустого самолета

максимальная взлетная

Тип двигателя

8 ПД М-34ФРН

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Практический потолок, м

Экипаж, чел

до 48 пассажиров

В 1933 г. состоялся первый полет нового самолета АНТ-25. Шеф-пилотом, испытывавшим самолеты АНТ-25, был М.М. Громов .

На этом самолете были совершены легендарные перелеты Москва - Земля Франца-Иосифа-Петропавловск-на-Камчатке В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым 22.07.1936 г. и Москва - Северный полюс - США экипажами В. Чкалова и М. Громова.

экипаж Михаила Михайловича Громова

Модификация

Размах крыла, м

Длина самолета, м

Высота самолета, м

Площадь крыла,м2

Масса, кг

пустого самолета

максимальная взлетная

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Максимальная скорость у земли, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Практический потолок, м

Экипаж, чел

Судьба подарила А.Н. Туполеву как бы две творческие жизни. Первая — это всё, что связано с рождением самолётов АНТ, кончившаяся арестом в 1937 году вместе с членами группы работников ЦАГИ, побывавшими незадолго до того во Франции и США, где, в частности, была куплена лицензия на постройку в СССР всемирно известного пассажирского самолёта «Дуглас». Этот факт был воспринят Сталиным как «вредительство».

ордер на арест А.Н. Туполева

здание ЦКБ-29 (бериевская “ шарага “) на ул. Радио в Москве

Вторая творческая жизнь авиаконструктора А.Н. Туполева началась за ключей проволокой бериевской «шараги» (1937—1941), где он со своими товарищами создал первый самолёт марки ТУ. Это был фронтовой бомбардировщик ТУ—2, успевший повоевать на фронте и признанный специалистами лучшей в своей категории машиной Великой Отечественной войны.

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Топливо, л

Тип двигателя

2 ПД Швецов АШ-82

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Практическая дальность, км

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

две 20-мм пушки ШВАК, три 7.62-мм пулемета ШКАС и один 12,7-мм пулемет УБТ
10 реактивных орудий для снарядов РС-132
Бомбовая нагрузка нормально - 1000 кг, максимально - 2000 кг, в перегрузку - 3000 кг

Продолжение смотрите на сайте: Для Продвинутых - Полководцы - А.Н. Туполев Часть II

Сегодня у нас с вами презентация о самых известных русских ученых и открытиях. То есть, мы с вами посмотрим, что сделали русские математики, химики, физики,и т.д. для мировой науки, не только для России. Сразу скажу, что вообще, конечно, русских учёных очень много, я выбрала только тех, которые, может быть, нам будут интересны, потому что посмотреть всех – это нам нужно неделю тут сидеть и смотреть. И давайте мы с вами начнём хронологически, то есть, мы посмотрим сначала самых старых учёных, которые были известны и до наших дней, и что сейчас есть в науке русской. Первый, о ком мы поговорим, это Михаил Ломоносов. Слышали о нём? Слышали? Значит, Михаил Ломоносов – это такой универсальный человек, можно так назвать, который работал в разных сферах, в разных областях. Да? Вы посмотрите, он был и энциклопедист, и физик, и химик, и астроном, и географ, и металлург, и геолог, и поэт, художник, филолог, и генеолог. То есть, он занимался в разных сферах на тот момент времени, то есть, это вот, примерно 18-й век, во всех областях науки было мало изученного, то есть, всегда было что-то, что можно изучать, поэтому такие умные люди, великие умы, они изучали все сферы, все области. Что интересного, такого самого важного сделал Ломоносов? Значит, во-первых, он сформулировал закон сохранения энергии и движения, то есть, закон сохранения, что энергия у нас сохраняется, также он создал молекулярно-кинетическую теорию тепла, и это было как начало термодинамики, которая сейчас есть как наука. Далее он был первым, кто основал науку о стекле, как вот на окне – стекло, то есть, до Ломоносова никто не изучал это, и также он создал проект первого в России классического университета, и это у нас московский университет, 1755-й год. Это и сейчас самый важный, самый главный университет в России, и он носит имя Ломоносова, Московский государственный университет имени Михаила Ломоносова, то есть сейчас мы всё еще помним об этом. Что ещё интересного? Интересно, что Ломоносов, так как он был тоже астрономом, вот тут такая маленькая фотография, картинка, фотография, он наблюдал за небом, космосом, за звёздами, и он был первый, кто узнал, что у Венеры, на планете Венера есть атмосфера, он увидел это еще очень-очень давно, когда не было никаких хороших телескопов, как сейчас. Да, сейчас расскажу. Вот у нас тут есть фотографии. Значит, что ещё интересно? Он сделал первый прототип вертолёта, причем интересно, что он работал примерно в одно время с Леонардо да Винчи, который тоже сделал прототип такого вертолётного транспортного средства, но тексты датированы да Винчи были позже, то есть, после Ломоносова. Считается, что Ломоносов был первым, и как правильно заметил Хейко, что интересно для меня, и для нас с вами особенно – это то, что Ломоносов занимался филологией, и он издал российскую грамматику, то есть он таким первым человеком был, который собрал грамматику русского языка в одну книгу. И интересно, что на тот момент он ориентировался именно на Москву, на московский русский язык, то есть, потому что Россия большая, все говорили на диалектах, и это был такой, как стандарт, на котором рекомендовалось говорить всем остальным людям. Хорошо. Значит, это был первый такой универсальный и известный во всём мире учёный не только на территории России, то есть, его знали и в других странах. Далее. О ком мы поговорим? Мы поговорим о женщине-учёной. Софья Ковалевская. Слышали, может быть? Не слышали, но ничего страшного. Значит Софья Ковалевская – это уже у нас 19-й век, то есть, Ломоносов – это был 18-й век. Софья Ковалевская была математиком и механиком. И что такого важного, то есть, я не скажу, что она сделала какие-то очень большие открытия, конечно, она была очень хорошим учёным, но в чём был прогресс, прорыв. Это был в том, что она была первая в России и в Северной Европе женщиной-профессором, и первая в мире женщина – профессор математики, то есть, до неё не было ни одной женщины в мире, которая была бы профессором в университете, профессором математики. Конечно, как у женщины-учёной у неё была нелёгкая история, нелёгкая судьба, потому что в то время, когда жила Софья, в России женщины не могли ходить в университет, то есть, это было запрещено, и поэтому ей нужно было поехать в другую страну, за границу, в России это было невозможно. Она закончила гимназию, и всё, на этом всё. Но чтобы поехать за границу, у неё должно было быть разрешение, permission, от её родителей, но родители сказали «нет», «мы не хотим», и поэтому ей пришлось вступить в фиктивный брак. фиктивный брак, то есть, фиктивный муж. То есть, она нашла другого молодого учёного мужчину, у них была свадьба, но свадьба была ненастоящая, и это помогло ей переехать в другую страну, она училась в Германии, и потом, позже работала в Швеции, в Стокгольмском университете и даже получила премию шведской королевской Академии наук. То есть, была признана не только в России, хотя вот в России ей говорили «нет», вы не можете учиться в университете, но вот в итоге она стала очень известной, работала и преподавала в университете стокгольмском, и тоже параллельно с работой математика она написала несколько книг, то есть, какие-то её мемуары, и о том, как она училась, работала и так далее. Вот, кстати, это она и её фиктивный муж. Кстати, интересно, что, хотя муж был сначала фиктивный, потом они полюбили друг друга, и у них были дети, то есть, потом всё хорошо закончилось. Хорошо. Следующий наш учёный – это Дмитрий Менделеев. Слышали Менделеев, наверное? Если были в школе, то да, должны были слышать. Значит, Дмитрий Менделеев. Самая большая его заслуга, самая большая его работа–это таблица Менделеева, вот здесь мы видим, которая целиком называется «периодический закон химических элементов», это у нас тоже 19-й век, уже ближе к концу 19-го века. Что было важно в этой работе? Конечно, до Менделеева очень многие учёные изучали химические элементы, это было нормально, и очень много учёных хотели их структурировать, то есть, они пробовали так, так, так. В чём особенность таблицы Менделеева? Это в том, что он классифицировал элементы, и плюс он предсказал новые элементы, predicted, и их характеристики, то есть, он придумал такую таблицу, которая работала на будущее, и он предсказал некоторые элементы, которые уже, может быть,через 10-20-30 лет реально, были,их нашли учёные. И, конечно, считается, что это такая самая на данный момент идеальная таблица, которая уже с момента, когда её создал Менделеев, уже там он очень много химических элементов новых появилось, и обычно и в России, я думаю, что, наверно, у вас тоже, у нас дети изучают её в школе на уроках химии, а если у нас есть уроки химии, то все дети обязательно знают Менделеева. Следующий наш учёный русский – это Иван Павлов. Может быть, слышали «собака Павлова»? Может быть, известный термин. Значит, Иван Павлов. Он у нас жил уже в начале 20-го века, то есть, конец 19-го, начало 20-го, и он был физиологом, то есть, он работал с психикой, нервной системой и с рефлексами. И самые его известные эксперименты – это были эксперименты с собаками, поэтому называется «собака Павлова». В чём был этот эксперимент? А вообще в чём была его теория, Павлова? В том, что рефлексы, как в организме и человека, и животных, неважно, живых существ, бывают безусловные и условные, безусловные – это генетика, то есть, вы ничего не можете делать, это ваш рефлекс, по наследству от ваших мам и пап, условный рефлекс – это который вы можете сформировать. Что он делал? У него были собаки, был звонок и было мясо. И когда звонили в звонок, собаке давали мясо, и потом, когда собака слышала звонок, она думала, что сейчас будет мясо, она потихоньку формировала новый рефлекс, что неважно, дают мясо или нет, но она уже думает: «А сейчас будет мясо». И «собака Павлова» – известный термин не только в России, но и за рубежом, и он в 1904 году получил нобелевскую премию за свои эксперименты, за свои научные работы. Нет, не за эксперименты, но за работу, за его выводы, итоги, которые он сделал после экспериментов. Вот, кстати, вот это реальная фотография, как вот он работал с собаками. Хорошо. Следующий учёный, может быть, не очень известный, даже вряд ли его все знают в России, но, может быть, кто занимается конструированием, тот знает. Это Николай Жуковский. Это тоже, это примерно параллельно с Павловым время, то есть это начало 20-го века. Инженер-конструктор, и его считают отцом русской авиации, отец, папа русской авиации, то есть, он первый работал, изучал, как работают технологии в воздухе, как работают самолёты, И так далее, и он считается основателем современной, то есть сейчас которой, гидроаэродинамики, и, то есть, он уже на тот момент придумал какие-то принципы и правила, и так далее, и в 1904-м году, после своих разных размышлений, экспериментов, и так далее, он создал теорему Жуковского, она так и называется, теорема Жуковского. Какая у него была идея? Я не буду вам рассказывать теорему, я не настолько специалист. Но какая была идея? На тот момент самолёты делали, крылья самолётов, были прямые,горизонтальные, он был один одним из первых, кто понял, что это плохо, что это недостаточно хорошо работает, как он это понял? Он смотрел на птиц, он видел, что когда птицы летают, то их крылья не горизонтальные, они или так, или так, то есть, у них есть какой-то радиус, и он применил это к самолётам, если вы посмотрите, то крылья у самолётов сейчас чуть-чуть приподняты и не горизонтальные, особенно для больших самолётов. Вот это одна из его таких важных заслуг. Следующий наш учёный – это Андрей Сахаров. Сахарова, наверно, многие тоже слышали. Это русский физик-теоретик, и он изучал, исследовал термоядерные реакции, то есть, то, что используется сейчас в бомбах, вот как раз в 1953-м году он участвовал в создании водородной бомбы, то есть, бомбы из водорода. Что интересного в его истории? Это то, что он был действительно великим учёным, то есть, он много знал, много работал, и он действительно изучал термоядерные реакции, но когда реальная бомба была сделана, он был против, он не хотел, то есть, он был против ядерного оружия, и потом позже тоже против смертной казни, то есть, он вообще был таким пацифистом. И в 1975-м году он даже получил нобелевскую премию мира, то есть, for peace, за мир. Такая, получается, немного ирония. Получается немного ирония. Я как раз вспоминала слово. Что он создал такое, так скажем, разрушительное, очень серьёзное оружие, но при этом сам он получил нобелевскую премию мира за то, что он был против этого. Конечно, когда говорят о Сахарове, и говорят, что он придумал бомбу, но это не так. Там было много учёных, он не был один, конечно, но он участвовал, как-то помогал в этом. И да, тоже вот как раз против смертной казни, то есть, он до конца жизни боролся против каких-то антисоциальных норм. Следующий тоже, я думаю, может быть, слышали или знакомы. Это Сергей Королёв. Инженер-конструктор, который работал в космической сфере, космической отрасли, он первым создал спутник, который улетел от Земли. Запуск первого искусственного спутника, не натурального, а искусственного спутника в космосе, и также он работал во время первого полета космонавта в космос Юрия Гагарина в 1961-м году, то есть, в 1957-м запустили спутник и буквально через 4 года уже запустили человека в космос. И как раз вот здесь Гагарин «поехали», и вот они вместе с Гагариным. Да, вообще Сергей Королёв очень долго, вот этот момент, когда вот это была гонка Америка-Россия, кто быстрее полетит в космос, Королёв возглавлял, был главным в России, кто занимался космической сферой, и, например, в Москве есть очень хороший музей, музей космонавтики, и там можно посмотреть даже его кабинет, как он работал, послушать его голос, как он говорил, и так далее, ну и вообще там можно много чего физически потрогать, значит, вот Сергей Королёв. Следующий русский учёный уже тоже 20-го века. Это Андрей Туполев. Андрей Туполев – это авиаконструктор, то есть, он конструировал самолёты и в России, в мире он известен тем, что он сконструировал первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолёт, то есть, самолёт, который летал очень-очень быстро, быстрее, чем звук, это вот был 1968-й год, и самолёт назывался ТУ-144, назывался ТУ, потому что была фамилия Туполев, ТУ-144. Это было во времена Брежнева, когда в Советском союзе был Брежнев, и Брежнев был в командировке в Европе и увидел европейский тоже аналог европейского самолета, сoncord, и он сказал: «Я тоже хочу, я тоже хочу», и русские учёные начали работать над самолётом, к сожалению, самолёт работал не очень долго, потому что когда Брежнев умер, новые главы России не захотели работать над этой технологией, так скажем. И тогда у нас выпустили самолёты ИЛ. Может быть, слышали. И на месте пассажирских ТУ-144 стали летать Илы, но до сих пор вот это конструкторское бюро Туполева, оно работает в России, то есть, они до сих пор занимаются самолётами, и сейчас, например, если вы будете летать российскими разными авиалиниями, конечно, часто там есть тоже и боинги, и airbus, но тоже есть ТУ-154, такая более новая версия, но он, конечно, не сверхзвуковой, он с нормальной скоростью. И вот при участии Андрея Туполева было создано более 100 типов самолетов. Представляете, какая большая работа? 100 типов самолётов. Не все потом пошли в реальную жизнь, но около 70-ти из них потом реально работали. Вот как раз ТУ-144. Вот он, сверхзвуковой, у него такой немного странный нос в начале. И вот это Туполев. И вот Туполев рядом со своим самолётом ТУ. Следующий известный учёный уже ближе к нашему времени. Это Жорес Алфёров. У него достаточно необычное имя, Жорес, не очень русское, но в любом случае он работал в России, в частности, в Санкт-Петербурге, он учился в Санкт-петербургском университете. Физик, более 500 научных работ, научных текстов, и более 50-ти открытий в сфере, по теме физики. Он создал один из первых работающих транзисторов и также он занимался лазерами, и одно из его открытий – это были лазеры на гетероструктурах, которые потом помогали делать новые технологии, как компьютеры, компакт-диски, какие-то системы для космической коммуникации, и так далее, то есть, вот это его открытие потом применялось во многих сферах, и также в 2000-м году он получил нобелевскую премию по физике, и вот видите тут уже он очень старенький, то есть, сейчас он уже умер, но не очень давно. Вот он здесь у нас с Путиным с какими-то наградами. Следующий уже современный учёный – это Григорий Перельман. Слышали? Перельман – это математик, и он известен тем, что он доказал гипотезу Пуанкаре. То есть, сейчас один из, насколько я помню, американских университетов, я, может быть, ошибаюсь, придумал задачи тысячелетия, то есть проблемы тысячи лет, это всего 7 математических проблем, которые никто не знает, как решить, так что какой у них итог, какой вывод, и за каждую проблему этот университет платит 1 миллион долларов. То есть, было всего 7 таких проблем, и одну из семи проблем решил Перельман. Гипотеза Пуанкаре. Что особенного в его истории? Это то, что он доказал эту гипотезу, и потом несколько лет учёные пытались понять, правильно ли он решил или нет, правильно доказал или нет, в итоге они сказали, что всё правильно, всё отлично, и ему хотели дать премию, ему хотели дать миллион долларов, но он сказал «нет», я не хочу, мне не нужен миллион долларов, мне не нужна премия, я не хочу работать академиком, «Всё, до свидания». И он сейчас жив, он живой, он работает, но живёт он не публично, и не контактирует с прессой, то есть, иногда мне даже попадались новости, что он вообще не выходит из дома, живёт в своей квартире, занимается математикой или нет – мы не знаем сейчас, но он абсолютно не публичная персона, но я думаю, что… Я не стала другие фотографии, там есть фотографии, где очень заметно, что он непубличная персона. Тоже учился в Санкт-Петербурге и живёт тоже в Санкт-Петербурге, но не публично. И вот тут видите один из мемов из интернета: решение гипотезы Пуанкаре – 1 млн долларов. И он спрашивает: «Что это? Что это значит? Что это за знак? Я такого не знаю» И совсем тоже современный учёный, так как сейчас развивается у нас сфера it-технологий, то, конечно, куда нам без каких-то изобретений и открытий в сфере it. Это Евгений Касперский, может быть, слышали? Касперский, он создал антивирус для компьютера, то есть для работы на компьютерах, антивирусная программа и для интернета, и, я думаю, сейчас для мобильных устройств тоже. Его компания называется Kaspersky lab. И вот, например, один из его продуктов Internet security kaspersky. И он сейчас работает до сих пор в этой сфере, что особенного в этой истории – это то, что он работает в России, потому что, может быть, вы знаете, что it-специалисты из России очень часто уезжают отсюда, эмигрируют и работают в Европе, в Америке, открывают компании там, очень много русских, бывших русских специалистов работают, например, в Сан-Франциско. Я не стала их включать в наш список русских учёных, потому что они русские, но сейчас у них есть паспорт другой страны, но Евгений Касперский, он работает и живет в России, и он создал такую очень большую структуру интернет-безопасности, то есть, интернет технологий. И ещё одна вещь, о которой я вам хотела сегодня рассказать. Это одно из последних открытий, открытие, которое мы можем приписать России. Здесь нет конкретного учёного, потому что очень много учёных работают над этим, это озеро Восток. Слышали, может быть, об этом? Не слышали? Значит, озеро Восток в Антарктиде, оно было открыто в 12-м году, это озеро подземное, то есть, оно под землёй, и оно очень глубоко, 4 километра льда, если вы посмотрите вот на такую фотографию, то есть, вот это вот лёд, то есть, вот наверху самом эта станция, где работают учёные, 4 километра почти льда, и потом озеро тоже очень глубокое, тоже посмотрите, примерно, как лёд, русские учёные работали 30 лет, чтобы сделать углубление во льду, чтобы достать со станции до озера, вы представляете, что это 4 километра, и они не делают тоннель, они делают маленькую-маленькую, маленького радиуса такую дыру, значит, они 30 лет рубили этот ледник. Почему это сейчас считается одним из важных открытий, что нашли это озеро? А то, что озеро изолировано от внешнего мира, то есть, от атмосферы, от людей, от всего. Это озеро 14 миллионов лет назад, как минимум 14 миллионов лет назад было озеро, и его законсервировали, закрыли, и поэтому учёные считают, что сейчас в этом озере могут быть какие-то живые организмы 14 миллионов лет назад, то есть, это будут уникальные, если учёные их найдут, это будут уникальные открытия, то есть, это место изолировано от остальной природы, а это значит, что если эти организмы жили, развивались, то это будут новые организмы, которых нет на Земле в других частях. Вот эта станция называется «Восток», где работают русские учёные, и я вам предлагаю посмотреть маленький трейлер, есть документальный фильм об озере «Восток», и это маленький трейлер этого фильма. Что интересно. Во-первых, вы осмотрите вообще эту станцию, где работают учёные, потому что условия трудные, это представляете, это снег, лёд, всегда холодно, это далеко от континента, где можно там, например, купить, пойти в магазин и купить продукты, нет, такого сделать не можете, условия трудные. Посмотрите, как сейчас, то есть, это учёные, которые работают сейчас, как они работают, какая атмосфера, какие условия. - Понимаете, это объект, который привлекает внимание всего человечества. Абсолютно стерильное озеро. 6 тысяч кубических километров. Давайте не будем с этим шутить, вообще говоря. - Едем, пошёл! Щёлкайте, щёлкайте! - Мы этот риск взяли на себя. - Тихо-тихо-тихо. Ставлю. - На таких глубинах лёд в мире не бурил никто. Невозможно открыть какой-нибудь учебник… - Сейчас известно, что где-то миллион лет назад в климатической системе нашей планеты произошли существенные изменения. - О! Это называется «юбочка». Вот народ весь и смеялся. -Я же вам объяснял, это не работает. Это мужская миссия. Надо было закончить – закончили. Фильм называется «Озеро Восток», рассказывает об одной из экспедиций, которая была на этом озере, как они работали, и вы видели там такие ледяные тоннельчики, да? Это как раз которые они вынимали из этого льда, тоннели. Вот, на этом презентацию заканчиваю. Спасибо за внимание. Если есть вопросы или комментарии – пожалуйста, я буду рада.


Самое обсуждаемое
История в символах и знаках История в символах и знаках
Финский язык для начинающих Обучение финскому языку Финский язык для начинающих Обучение финскому языку
Памяти аслана масхадова посвящается Памяти аслана масхадова посвящается


top