Классный час день памяти жертв фашизма. Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. Классный час «Молодёжь против фашизма»

Классный час день памяти жертв фашизма. Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. Классный час «Молодёжь против фашизма»

Сценарий урока памяти «Международный день памяти жертв фашизма».

Катя

В музее частном стройными рядами:
Лежат в шкафах медали и кресты,
Орлы… как будто бы блестят из дали,
Из времени ушедшей темноты.
Вот этот крест фашистскому солдату
Подарен был заслуженно вполне,
За то, что тот фашист – из автомата –
Убил немало русских в той войне.
А крест другой, быть может, стал наградой
За тысячи мучительных смертей,
За то, что в ленинградскую блокаду
Страна теряла взрослых и детей.
А эти разные значки, медали
Со свастикой и кровью на мечах
За то фашистскому солдату дали,
Что он сжигал живых людей в печах.
Лежат награды за чужие жизни,
За страшную и долгую войну,
Ничто не может восхищать в фашизме
Того, кто любит русскую страну.
Вед.1 День памяти жертв фашизма был определен именно в сентябре, так как на этот месяц приходятся две связанные со второй мировой войной даты - день её начала и её полного завершения. Вед.2 День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей,сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше - мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода. Вед.1 Фашизм - это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности. «У. тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдата. Вед.2 Фашизм - самая страшная идеология, ведь по ее канонам человека обязуют умирать только потому, что в его венах течет не та кровь. Нацизм, переходящий в фашизм, стал настоящим адом для множества людей из разных стран мира. Никита

Не траурный мрамор, не скорбный гранит,
Не статуй 4 i стел миллионы-

Лишь память людская навек сохранит

Те муки, и слезы, и стоны.

Не может быть кто-то превыше других,

И это доказано жизнью!

И значит, сегодня мы вспомним о них -

О павших, о жертвах фашизма...

Звучит классическая музыка «Адажио» Альбиони, появляются девушки-старшеклассницы, в платках.. Становятся полукругом.

Таня. Ах, как рано мы вас потеряли-

Сильных, смелых, таких молодых...

Никого потом не замечали,

Потому, что не надо других

Маша. Ах, как горько, как больно, как страшно

Провожать сыновей на войну!

И, лелея в душе день вчерашний,

Принимать на себя всю вину.

Аня. Ах, как жалко, жалко, как жалко,

Что сиротами дети росли...

Рябитишек - их было так мало,

Что сказать слово «папа» могли!

Марина. Слово «папа» родному, живом

Без конца, без конца повторять!

Еще больше жаль тех, у которых

Всё воина умудрилась отнять!

Лена. Много дней прошло... Десятилетий...

Говорят - все быльем поросло...

Только все же, кто за это в ответе-

За войну, за проклятое зло?

Музыкальный номер - песня.

Вед.1 А теперь всмотритесь в эти лица. Это жертвы фашистов. В 1939 году началась Вторая мировая война. За 6 лет от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Настя. Хатынь - одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.

Вика. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни взрослые, старики, женщины, дети были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте.

Настя. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех. кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лег. Сама деревня была уничтожена полностью.

Вика. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-детнйй деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Настя. Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.

Вед. 2 Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма - лагеря смерти. 1.09.1939 г.напала на территорию Польши - именно этот день считается днём начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР. Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти. Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в

животных и уничтожение людей по национальному признаку. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.

Вед.1 В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать
по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в
газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить
раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было
выжить, Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

Вед.2 Вот 5 основных лагерей смерти.

Таня. ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4 миллионов человек. 27.1.1945 освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей.

Вед.1 Из воспоминаний Шломо Венезия - одного из немногих выживших узников Освенцима: "Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда".

Вед.2 Освенцим...фабрика смерти. Это преступление останется на совести нацизма навсегда. Человечеству хочется приглушить боль, хочется стереть из памяти это кровавое место... Но забывать Освенцим нельзя, потому что забвение - это верный путь к повторению.

Маша. БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было 56-тыс. заключенных. В 1958 г. в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс.

Аня. ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 г.на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек, замучены или убиты около 70 тыс. человек. В 1960 г. в Дахау открыт памятник погибшим.

Марина. МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша).В 1941-1944 истреблено

около 1,5 млн. человек.

Лена. ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около. 10 тыс. человек, в Треблинке II- около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи).. В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке символическое кладбище, в центре- монумент.

Музыкальный номер - танец .

Вед.1 Только с приходом наших войск закончился весь этот ужас. Вспоминает Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

Вед.2 "Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. Потом я увидел детей... Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое - как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими..."

Вед.1 Пусть навсегда в наших сердцах, в наших душах, останется память о замученных, ч- убитых, невинных людях. О детях, которые, едва начав жить, погибли от рук нацистских палачей. Пусть каждый из вас навсегда запомнит, что на нашей планете все равны. Пусть никогда не повторится такое.

Вед.2 Давайте сегодня минутой молчания почтим память трагически погибших.

Минута молчания. Метроном.

Никита.

Для скорби не нужно ни слов и ни повода,

Когда вспоминают тех, кто погиб

Под бомбами, взрывами, от пуль иль голода,

Кто был на войне этой черной убит.

Пусть войны останутся страницей в истории,

Чтоб ужаса, страха не знали все мы.

Пусть дети не знаю даже в теории

Коричневой, грязной, отвратной чумы.

Вед.1 Но и сегодня немало тех, кто живет идеей врожденного

превосходства. Поэтому лозунг Дня памяти жертв фашизма – объединиться, чтобы противостоять экстремизму.

Вед.2 Миллионы людей погибло, чтобы на Земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь, сегодня о войнах, терроризме, о жертвах националистических организаций. Дети Беслана, зрители «Норд-оста», жертвы взрывов в московском метро, жертвы противостояния на территории Украины, жертвы необъявленной войны, едва начавшегося XXI века.

Вед.1 Сегодня, к великому сожалению живущих борцов с фашизмом и к великому стыду их потомков, делаются попытки реабилитации фашистских преступников. Нестабильность политической ситуации в стране и пропаганда фашистской идеологии привели к тому, что на территории Украины в результате военного противостояния стали жертвами сотни мирных жителей - женщин, стариков и детей. События в Одессе называют Одесской Хатынью.

Вед.2 У фашистских преступлений нет срока давности, а это значит, что попытки прославления фашизма можно и должно считать пособничеством в его распространении. Этим попыткам не должно быть места в современном мире. Человечество заплатило слишком высокую цену, чтобы избавиться от коричневой чумы. Кошмар Второй мировой не должен повториться никогда, а память о жертвах фашизма должна жить в веках. Всё это полностью зависит от нас с вами...

Музыкальный номер - песня.

Вед.1 Мы, молодое поколение, должны думать, каким будет XXI - й век и помнить, какой ценой завоевано наше счастье.

Вед.2 Давайте помнить о том, что

История - не забвенье, не архив, куда грехи свои сдают.

Она тот высший суд,

Где нет прощенья,

Где срока давности не признают...

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

Классный час по теме: «Уроки фашизма»

Подготовила и провела

классный руководитель 10 класса

Сурнева Е.И.

08.05.2014 г.

Цели:
воспитательные

  • формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;
  • подготовка к ответственной, осмысленной жизни;
  • воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны и труда;
  • довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства;

развивающие

  • развитие патриотического сознания молодежи;
  • развитие оптимизма как философии жизни, уверенности в себе.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя цели урока и сути фашизма.

Фашизм – политическое течение, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил. Появилось в 1919 в Италии. Создатели – Бенито Муссолини – фашистский диктатор, глава правительства Италии с 1922 по 1943 год. Адольф Гитлер – вождь Национал-социалистической рабочей партии Германии, глава фашистского правительства.

На экране фотографии Муссолини и Гитлера.

Идеология фашизма. Воинствующий антикоммунизм, расизм, шовинизм, насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер жизни общества, агрессия.

5 ноября 1937 года на тайной конференции с участием военного командования и министра иностранных дел Гитлер заявил: « В нашем случае речь идет не о том, чтобы завоевать народы, а исключительно о том, чтобы завоевать пространство, пригодное для аграрных целей» (Францишек Пипер Истребление)

Эту мысль развил и восполнил Генрих Гимлер в 1942 году: «Мы хотим добиться того, чтобы на Востоке жил народ чисто НЕМЕЦКОГО происхождения». Гитлеровские оккупанты наметили уничтожить 50 миллионов славян, а «еврейский вопрос» решить посредством массового уничтожения. Особая роль в проводимой политике отводилась политике истребления через концентрационные лагеря.

Гитлеровцы обрекли на уничтожения также цыган. В концлагерях сознательно истребляли людей. Они умирали вследствие нечеловеческих условий жизни и непосильного труда, вследствие пыток и казней, псевдомедицинских экспериментов; большинство же погибло вследствие умерщвления в газовых камерах.

Ведущий 1. Война, 70 лет прошло…

Ведущий 2. Война… от Москвы до Берлина – две тысячи шестьсот километров.

Ведущий 1. Так мало, правда? Это, если поездом, то менее двух суток, самолетом – три часа.

Ведущий 2. Перебежками и по-пластунски – четыре года…

Ведущий 1. Четыре года… Тысяча четыреста восемнадцать дней!..

Ведущий 2. Тридцать четыре тысячи часов!..

Ведущий 1. И двадцать семь миллионов погибших советских людей…

Ведущий 2. Предписание фюрера германской армии от 16 сентября 1941 года: «…Чтобы в корне задушить недовольство русских и чтобы утвердить авторитет окружающих властей, необходимо по первому же поводу применять самые жестокие меры. Например, искуплением за жизнь одного немецкого солдата должна служить смертная казнь пяти-десяти-ста коммунистов. Способ казни должен увеличить степень устрашающего воздействия. Войска имеют право и обязаны применять в этой войне любые средства, без ограничения, так же – против женщин и детей, если только это способствует успеху».

Ведущие уходят в зале выключается свет (фильм Жесткость нацизма)

После просмотра фильма учитель читает стихотворение

М. Джалиля «Варварство».

Варварство

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, -

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной,

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-

И хочет вырваться из рук ребенок,

И в сердце он вонзается, как нож.

Не бойся, мальчик мой. Сейчас

вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

После стихотворения демонстрируется фильм «Концлагеря. Дорога в ад»

По окончании фильма объявляется минута молчания

Фашизм сегодня.

2006

27 – летний индийский студент Сингх Нитеш Кумар – VI курса Медицинской академии имени Мечникова получил 7 ножевых ранений.

Чем он помешал нашей стране, нашему народу?

2007

Трое преступников из числа так называемых скинхедов получили приговор за нападение на граждан Азербайджана и Киргизии, закончившееся убийством одного из них.

Что такое фашизм?
(Сценарий классного часа для школьников 10 – 13 лет
с электронной презентацией.)

Слайды 1 – 3.
У: — Вглядитесь в эти лица. Знаете ли вы, кто это? Это скинхеды. Слышали ли вы о них? Плохое или хорошее? Кто из вас хотел бы стать скинхедом? Почему?

Слайд 4.
У: — А это фашисты, те, с кого берут пример скинхеды. У них те же жесты, те же знаки и символы, а самое страшное то, что у скинхедов и фашистов одни и те же убеждения.

Слайд 5.
Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например, людей другой национальности.
«У тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века.» — Такая памятка была у каждого немецкого солдата.

Слайды 6 – 10.
У: — А теперь всмотритесь в эти лица. Это жертвы фашистов. В 1939 году началась Вторая мировая война. За 6 лет от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл.
Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Слайд 11.
Рассказ о Хатыни ведут двое учеников.

1 уч. Хатынь — одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.

2 уч. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни - взрослые, старики, женщины, дети - были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей - так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро.

1 уч. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.
2 уч. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
Слайд 12.
У: — Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.
Ученик 1. Вот надпись на одной из мемориальных плит:

Слайд 19.
Ученик 3. Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды — теперь ее можно было брать только из Невы.
Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит…
Как из недр его вопли: «Хлеба!» -
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.

Ученик 4. Этот ад продолжался 900 дней и ночей. Ленинград выстоял. Фашисты так и не вошли в город, как задумывали. Но какой ценой далась эта победа! К концу блокады в многомиллионном городе осталось всего лишь 560 тысяч жителей.

У: — Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма – лагеря смерти. 1.09.1939 г. Германия напала на территорию Польши – именно этот день считается днём начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР, Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 млн. человек.

Слайды 21 – 27.
(Ученики рассказывают о лагерях смерти, на экране идет смена кадров. После рассказа звучит 1 куплет песни «Бухенвальдский набат»)

5 уч. В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали всю кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить. Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

Вот 5 основных лагерей смерти.

6 уч 1.ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4 млн. человек. В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья: весной умывались и пили из луж.За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. 27.1.1945 освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей.

5 уч 2.БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было уничтожено 56 тыс. заключенных. В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс.

6 уч 3.ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек; замучены или убиты около 70 тыс. человек. В 1960 в Дахау открыт памятник погибшим.

5 уч 4.МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша) в 1941-44; истреблено около 1,5 млн. человек.

6 уч 5.ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около 10 тыс. человек, в Треблинке II около 800 тыс. человек (преимущественно евреи). В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке — символическое кладбище (1964), в центре монумент.

У: — Перед вами портрет польского учителя и писателя Януша Корчака, а на другом снимке памятник, на котором изображен Януш Корчак в окружении детей. Он был прекрасным учителем, возглавлял «Дом сирот» в Варшаве. Дети любили своего учителя не меньше, чем он любил их. Большинство сирот были евреи, нация, которую больше всего ненавидели фашисты.
Когда, в августе 1942 пришёл приказ о ликвидации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

Предлагаю почтить память всех, кто погиб от рук фашистов минутой молчания.

У: — Прошло 65 лет со дня Победы, но фашизм вновь поднимает голову. Тысячи молодых людей присоединяются к скинхедам, избивают людей другой национальности. А что скажете вы?

Слайд 30. Скажем фашизму НЕТ!

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии и на части австрийской территории состоялись массовые погромы в отношении еврейского населения. Военизированные отряды Sturmabteilung (SA) совместно, как бы сегодня сказали, с активистами вышли на улицы городов с целью нанесения материального и морального ущерба нации, «окончательным решением вопроса» которой грезил Адольф Гитлер.

Ночные улицы были буквально усыпаны осколками стекла – от разбитых витрин лавок, магазинчиков, домов, принадлежавших немецким и австрийским евреям. Нападению подверглись десятки синагог, кафе и других публичных мест. Именно осколки стекла на тротуарах и проезжей части и дали название тем событиям: «хрустальная (стеклянная) ночь» - ночь, которая положила начало активным действиям по так называемой «расовой политике Третьего рейха».

Декларативным поводом для погромов послужило убийство польским евреем по имени Гершель Гриншпан немецкого дипломата Эрнста фом Рата в Париже. Без сомнения, это был лишь предлог для воплощения в реальность той зверской политики в отношении «низших рас», которой придерживались представители нацистской верхушки, и на которой фактически и была выстроена идея расовой и этнической ненависти.

Сегодня – в память о тех событиях – в мире отмечается дата, носящая название Международного дня против фашизма, расизма и антисемитизма. Ежегодную дату (9 ноября) установили по инициативе UNITED – международной сети против расизма, объединяющей сотни организаций в десятках стран мира.

9 мая 1945 года нацизм в Германии был разгромлен. На алтарь Победы над этой нечистью были положены миллионы жизней советских людей. Казалось, что после победного майского салюта сами понятия «нацизм», «фашизм», «расизм» остались в прошлом как одна из наиболее чёрных страниц человечества. Однако с момента «хрустальной ночи» прошло 78 лет, со дня Великой Победы – 71 год, но межнациональная, межрасовая и межэтническая ненависть, к величайшему сожалению, не только никуда не исчезла, но и при определённом покровительстве набирает обороты.

Волны межнациональной ненависти начали в своё время накатывать и на нашу страну. Привнесённое извне зерно этнической нетерпимости начинало прорастать на почве, на которой уже шаталось здание единого государства. К моменту распада Советского Союза откровенно обозначили себя нацистские недобитки, которые, как выяснилось, десятки лет чувствовали себя вполне вольготно, в том числе и на советской территории – на западе Украины, в республиках Прибалтики. Нацистская идеология начала проникать на территории республик, оказавшихся, как тогда громко и радостно вещали отдельные политические деятели, независимыми. Русские спасались бегством из стран Средней Азии, бросая свой кров, работу, имущество. В течение всего нескольких месяцев в 1991-1992 годах русское население Таджикистана, Узбекистана, Туркмении снизилось в разы, так как новая власть «чётко» обозначила свою позицию по этнической нетерпимости.

Зёрна национализма, граничащего с насаждённой извне религиозной нетерпимостью, стали обозначать себя на Северном Кавказе. Без сильной центральной власти тамошние руководители возомнили себя «посланниками Всевышнего» и принялись использовать ресурс по фактическому выдавливанию русского населения, с которым десятки лет чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, черкесы, другие народы жили вместе, вместе созидали на благо единой страны.

Деструктивная идеология межрасовой, межконфессиональной и межэтнической нетерпимости проявляет себя на Ближнем Востоке. Можно постоянно слышать о том, как западные политологи, повторяя мантру «Асад должен уйти», пытаются эксплуатировать ложный довод о том, что в стране алавитского меньшинства алавит не может быть главой государства. Это ещё более удивительно звучит из уст американских «экспертов» и со страниц американских СМИ – при учёте того, что президентом США пока является представитель чернокожего населения, которое на сегодняшний день ещё не успело перейти в ранг расового большинства в Штатах.

Кстати, о расовой нетерпимости в стране, называющей себя «светочем демократии» и «исключительным государством в мире». Исключительность здесь действительно прослеживается. Заключается она хотя бы в том, что в редкой стране мира сегодня можно найти фактически гетто для представителей национальных меньшинств. В США – можно. В частности, речь идёт о резервациях для коренного американского населения. Когда в либеральной прессе пишут о том, что в США проживают около 4,5 млн индейцев, у которых «всё хорошо», включая социальные преференции, хочется поинтересоваться у авторов этих «опусов», успели ли они познакомиться со статистикой и реальностью жизни в резервациях.

Кое-что о статистике индейского населения США. В индейской среде наиболее высокий уровень смертности в США. В ряде резерваций процент детской смертности находится на уровне стран центральной Африки. У американских индейцев наиболее низкий уровень грамотности в США, так как при всей декларативной открытости образовательной системы Соединённых Штатов для этих народов, за пределами резерваций индейцев, мягко говоря, не ждут. Фактически любой политический активист из числа представителей коренного населения автоматически попадает под прицел специальных служб как «потенциальный сепаратист». Поэтому на фоне тысяч как бы правозащитных организаций число структур, пытающихся обозначать проблемы индейцев в США можно пересчитать по пальцам.

Уникальность и исключительность США можно констатировать ещё и в том, что именно эта страна дала прибежище наибольшему числу нацистских преступников, перебравшихся в Новый свет из Германии. Это немаловажная характеристика государства, которое позиционирует себя победителем во Второй мировой войне. И здесь же ещё одна деталь – США вместе с Канадой и Украиной стали тремя странами из всего состава ООН, которые некоторое время назад в очередной раз отказались поддержать резолюцию по осуждению проявлений нацизма и расизма в современном мире.

В Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма хочется высказать надежду на то, что эта дата в календаре всё же не является «проходной». Ведь это реальный повод задуматься над тем, к чему приводят попытки одних убедить себя и окружающих в том, что они имеют в этом мире больше прав, нежели представители других национальностей, рас и конфессий.


Самое обсуждаемое
Памяти аслана масхадова посвящается Памяти аслана масхадова посвящается
Какие экзамены нужно сдавать на архитектора Какие экзамены нужно сдавать на архитектора
Сказка и притча в сказке-притче Тема «Произведения о семье Сказка и притча в сказке-притче Тема «Произведения о семье


top