Жизнь простого русского человека во время революции. Нужна ли революция? В Липецке быстро установилась советская власть

Жизнь простого русского человека во время революции. Нужна ли революция? В Липецке быстро установилась советская власть

Почему в годы Гражданской войны петербуржцы боялись носить хорошую одежду, но часто употребляли кокаин, как жил город после революции 1917 года и почему большевики смогли удержать власть?

Старший преподаватель СПбГУ, историк Николай Богомазов рассказывает о причинах Гражданской войны, боях за Петроград и жизни обычных горожан на фоне революции.

Арест переодетых городовых в Петрограде, 1917 год. На переднем плане группа студентов Технологического института, участники гражданской милиции.

- Как вы считаете, Гражданская война была неизбежна после Революции?

Конечно. Когда в феврале 1917 пала монархия и к власти пришло Временное правительство, оно имело некую легитимность в общественном понимании. Отчасти благодаря Государственной Думе - органу старой власти, принявшему непосредственное участие в образовании новой. Отчасти из-за отречения царя, а потом и его брата Михаила Александровича, который призвал подчиниться Временному правительству.

А вот когда большевики взяли власть в октябре, то у них никакой легитимности уже не было. Им приходилось завоевывать ее силой, поскольку многие стали оспаривать их власть. В том числе и прежний лидер - [председатель Временного правительства Александр] Керенский. Меньшевик Николай Суханов, один из лучших летописцев событий 1917 года, в своих «Записках о революции», на мой взгляд, справедливо отмечал, что раз глава старого правительства не сложил полномочий, то формально страна могла делать выбор, кого считать законной властью, а кого - мятежником.

Можно ли выделить еще какие-то главные причины войны? Или это была именно борьба большевиков за абсолютную власть?

Сложный вопрос. Как мне кажется, нельзя говорить, что один человек махнул рукой и люди пошли друг друга убивать. Причины Гражданской войны лежат не только в действиях партии большевиков. Это большой комплексный вопрос, затрагивающий все сферы жизни общества: бытовую, национальную, социальную, экономическую и так далее. Например, причина, которая часто выпускается из виду, - Первая мировая война как социально-психологическое явление и ее роль в последующих трагических событиях в нашей стране.

Представьте: порядка 15 миллионов человек было призвано в ряды нашей армии и прошло через горнило войны. Они почти ежедневно видели смерть, видели, как погибают их товарищи. Ценность человеческой жизни в глазах этих людей сильно упала. А ведь это была молодежь - почти 50 % молодые люди до 30 лет и еще 30 % мужчины от 30 до 39 лет. Самая пассионарная часть общества! Смерть стала для них нормальным повседневным явлением и уже не воспринималась как что-то из ряда вон выходящее - мораль упала, нравы огрубели. Поэтому в 1917 году общество так легко перешло к насильственному пути решения политических проблем.

Раньше у нас говорили, что в развязывании Гражданской войны виноваты свергнутые классы, помещики и буржуазия, которые пытались силой вернуть себе власть. А потом стали говорить, что виноваты большевики и Ленин. Как бы тривиально это ни звучало, но правда действительно лежит где-то посредине. Не секрет, что Ленин еще в годы Первой мировой войны призывал превратить империалистическую войну в гражданскую. Это вытекало из его понимания марксизма.

Однако как бы сильно он ни хотел, он не мог единолично развязать гражданскую войну ни в 1914, ни в 1915, ни 1916 году. Она разразилась в тот момент, когда множество причин сложилось воедино. При этом стоит признать, что Октябрьская революция послужила триггером - после 25 октября решение политических противоречий окончательно перешло в военную плоскость. Сам Ленин говорил на VII съезде партии в марте 1918 года, что Гражданская война стала фактом сразу же - 25 октября 1917 года.

- Как изменилась жизнь Петрограда и его населения после прихода большевиков к власти?

Обыватель не всегда воспринимал октябрьские события так, как мы видим их сейчас. Он не понимал масштаба, не понимал того, что это резкий слом всего старого. Кто-то даже узнавал о Революции только спустя несколько дней. Для многих она прошла незамеченной. Люди ходили на работу точно так же, как и раньше.

Но постепенно жизнь Петрограда стала достаточно резко меняться. Смена власти проходила в самом городе вовсе не так безболезненно, как принято считать. Керенский, в отличие от Николая II и его брата Михаила Александровича, не собирался сдаваться без боя. Он поехал в Псков - в штаб Северного фронта - искать поддержки у армии. Вместе с частями 3-го конного корпуса и их командиром, генералом Красновым, они подошли к самому городу, к Пулковском высотам, где и были остановлены: бой состоялся в районе между Александровской и обсерваторией.

И в самом городе было неспокойно. 29 октября произошло юнкерское восстание, масштаб которого тоже часто недооценивается. Юнкерам, например, удалось арестовать одного из членов правительства - Антонова-Овсеенко. Шли городские бои, артиллерия била прямой наводкой по Владимирскому юнкерскому училищу на Петроградской стороне.

- А обычные жители как-то участвовали в этих событиях?

Бои шли в разных точках города: в тех районах люди, конечно, старались не высовываться. В остальном горожане в основной своей массе жили обычной жизнью: так же ходили на работу или еще куда-нибудь, куда им было нужно. Но даже если раньше революция не особенно влияла на их быт, то сейчас чисто визуально они уже стали сталкиваться с ее последствиями хотя бы в виде вот этих боев. Согласитесь, трудно не заметить стреляющие артиллерийские орудия в черте города.

Еще стоит отметить, что практически сразу революция коснулась тех, кого называют «бывшими», - представителей элиты, знати, состоятельных людей, бывших чиновников. Они первыми почувствовали бытовой дискомфорт из-за новой власти.

- То есть истории о повальном грабеже и мародерстве со стороны большевиков - это правда?

Нужно учесть, что уже к 1917 году в Петрограде сложилась очень тяжелая продовольственная ситуация. Зачастую продовольствия не хватало, и люди выживали кто как мог. Порой пытаясь забрать «лишнее» там, где, как им казалось, оно было.

Вообще, 1918–1919 годы - не самое приятное время с точки зрения городской истории. На улице могло попасть тем, кто ходил, например, в пенсне - это считалось чем-то вроде имиджевого аксессуара буржуя. На улице могли ограбить, могли убить, могли отнять одежду. С одеждой в городе было особенно тяжело, и на прогулке запросто можно было лишиться шубы или пальто. Поэтому горожане пытались не выделяться среди прохожих своим внешним видом. Все пытались маскироваться под среднего жителя Петрограда, желательно - под рабочего. Это было безопаснее всего.

- Этот образ среднего жителя сильно изменился после Революции?

Конечно. Это вытекает из общего социально-экономического положения в городе. Все мемуаристы тех лет отмечали, что люди в городе выглядят ужасно. Одежда и обувь сильно износились. В годы Гражданской войны облик горожан был очень неприглядным.

- Такая ситуация продолжалась всю войну?

Трудно было в 1918 и 1919 годах, чуть получше стало в 1920. Главной проблемой тех лет была продовольственная ситуация из-за войны и постоянной смены власти в регионах. Если попытаться составить печальный рейтинг худших периодов в истории нашего города, то на первом месте будет блокада, а на втором - годы Гражданской войны. Люди не умирали от дистрофии, как в ужасные блокадные дни, но еды не хватало. Люди получали 30–50 % от ежедневной нормы и умирали от болезней, от которых они бы выздоровели при нормальных условиях.

Помимо этого, не работала канализация, потому что зимой трубы замерзали и лопались. Город перешел на печное отопление. Печка «буржуйка» - как раз изобретение того времени. Чтобы топить печки, люди разбирали деревянные дома и мостовые.

Было много других проблем. В городе почти не было электричества. Многие предприятия остановились, трамваи почти не ходили. Почти ничего нельзя было купить из одежды. Плюс в то время была очень высокая инфляция, а в обращении было много видов денег - и керенки, и царские рубли, и прочее. Поэтому даже если у тебя были деньги, купить что-то на них не всегда удавалось. В жизнь широко вошел натуральный обмен.

Можно ли выделить какие-то сценки, описанные в мемуарах, которые ярче всего показывают жизнь города в те годы?

Есть яркая сценка, показывающая то, что после Революции город стали очень плохо убирать. Городские службы тогда почти не работали, некому было убирать снег. Один мемуарист вспоминал, что снега было так много, что можно было залезть на сугроб и прикурить от газового фонаря. Кроме того, тогда были очень загрязнены реки и каналы. Было столько мусора, что суда могли ходить только по основному руслу Невы.

Деталь из области проблемы с продовольствием - людям, как и позднее в блокаду, приходилось изобретать новые способы себя прокормить. Хлеб делали с различными примесями, опилками - ржаная мука порой составляла лишь 15 %. Люди пекли лепешки из кофейной гущи и картофельных шкурок, рыбу ели с головой и костями, перемалывая их. Никакие испортившиеся продукты не выкидывались. При всём этом большевистская бюрократия находилась в совсем ином положении - продовольствием она снабжалась гораздо лучше.

Злоупотребления со стороны новой власти начались почти сразу же. Городская бюрократия начала активно пользоваться своими привилегиями: питались нормально, когда город жил впроголодь, разъезжали в театры на автомобилях, хотя это было запрещено из-за дефицита бензина.

Или взять ситуацию с алкоголем. С началом Первой мировой войны, в 1914 году, был введен сухой закон, который советская власть продлевала вплоть до 1923 года. Нельзя было производить и продавать алкоголь - городские власти активно с этим боролись в годы Гражданской войны. Но однажды был пойман пьяным комендант города Шатов. Подобных ситуаций было много.

- Введение сухого закона вообще сильно изменило жизнь города?

Люди искали алкоголь по всему городу. Многие аптеки были закрыты из-за запрета на частную торговлю, и некоторые препараты оттуда поступили на черный рынок. Их активно скупали. Очень было распространено самогоноварение. Запрет алкоголя привел еще и к тому, что люди искали других способов одурманить себя - в городе подскочило употребление кокаина и морфия. Особенно широкое распространение в Петрограде имел кокаин. Морфий был в большей степени уделом медиков.

- На фоне таких проблем люди не задумывались о том, что при царе было лучше?

Понимаете, на фоне таких экстремальных событий, как Революция и Гражданская война, люди мыслят немного другими категориями. К тому же было не только плохое. Например, те же рабочие получили больше возможностей - жилье, 8-часовой рабочий день, участие в выборах, возможность получать образование, ходить в театр. В городе в те годы была карточная система, и рабочие получали паек по первому классу.

Еще один важный момент: концепция построения будущего справедливого общества владела умами. Людям говорили, что сейчас, конечно, плохо, но наступит мировая революция, мы всех победим и заживем. Нужно только чуть-чуть потерпеть. Плюс пропаганда играла на том, что мы - первое государство рабочих и крестьян. Раньше нас все эксплуатировали, а теперь мы сами принимаем решения.

- Но те, кто до Революции жил хорошо, так явно не думали. Как они выживали в в таких условиях?

Кто-то всё распродавал и уезжал из Петрограда, кто-то начинал сотрудничать с властью. Но в целом им, конечно, приходилось трудно. Их часто ужимали в жилье или даже выгоняли из собственных домов. Им давали самые плохие пайки и единственным выходом оставался черный рынок. Но покупать на черном рынке тоже было опасно - можно было попасть под облаву. Да и деньги ведь не бесконечные, сколько бы ты ни скопил.

- Эти же люди до Революции владели доходными домами. Как у них отнимали жилье?

В марте 1918 года было принято знаменитое постановление о максимуме жилплощади - одна комната на одного человека или двух детей. В домах были домовые комитеты, которые смотрели, кто сколько занимает, кто как живет, и передавали эти сведения наверх. В итоге у кого-то жилье отнимали, а кому-то, наоборот, давали.

Петербург 100 лет назад: как сдавали и снимали жилье до революции

Где и как искали комнаты внаем, где было модно жить, кто населял дом с подвала до чердака и что значило «хорошая квартира для среднего класса» в начале XX века.

Но вообще в Петрограде отъем жилья не приобрел такого масштаба, как, например, в Москве. Прежде всего, потому что в городе очень сильно сократилось количество населения. Если в 1914 году было чуть больше 2 миллионов, а в годы Первой мировой войны оно выросло почти до 2,5 миллионов, то с началом революции начинается резкий спад - в годы Гражданской войны в городе жило 600–700 тысяч человек. Люди просто уезжали на фоне всех событий, и оставалось много свободной жилплощади.

В большинстве случаев расширение жилплощади требовалось рабочим, которые до этого жили в казармах (общежитиях) или снимали углы. Они проживали недалеко от фабрик и заводов, на которых работали, то есть, как правило, на окраинах города. При этом «буржуйская» жилплощадь, изымаемая или пустующая, наоборот, практически всегда располагалась в центре города, куда рабочие совсем не горели желанием перебираться - уж очень далеко ехать до работы. К тому же, транспорт в те годы нормально фактически не работал.

- В Петрограде сохранялась какая-то культурная жизнь?

Петроград после Революции - это очень нестандартный город. Не было почти ничего из того, к чему мы сейчас привыкли. Практически не было транспорта, отопления и электричества, но при этом в городе велась культурная жизнь. Театры, музеи, концерты. Выступал Шаляпин. Хотя большое число театров пришлось закрыть из-за нехватки топлива, но Мариинский и Александринский работали. Особенно власть старалась приобщить в культуре рабочих.

Отдельно нужно сказать об образовании. Несмотря на все сложности, многие образовательные учреждения продолжали работать. Конечно, численность студентов существенно снизилась, но те, кто хотел, учились. Но ученые и педагоги оказались в годы Гражданской войны в ужасном положении. Они не были классическими «буржуями», у них не было больших денег, но при этом визуально они выглядели так же: ходили в галстуках, кто-то - в пенсне, в целом одевались «по-буржуйски». Им приходилось очень тяжело. В Петрограде сразу несколько видных ученых и педагогов погибли в годы Гражданской войны. Кто-то выжил, но подвергался арестам и всему, что с этим связано. Было очень тяжело, но они старались работать. Учитывая условия, это был настоящий подвиг.

Вы уже несколько раз сказали, что людей грабили и убивали на улицах. Как это происходило? По улицам в открытую ходили банды?

Конечно, был разгул преступности. Это всегда происходит, когда ослабляется центральная власть - наружу вылезает всё то, что до этого не могло вылезти. Кроме того, мы уже говорили об общем падении уровня морали. Криминогенная обстановка в городе была тяжелая. Она множилась на тяжелое продовольственное положение и неспособность молодой власти навести порядок. Всё это приводило к тому, что на улицах было небезопасно. В темное время лучше было оставаться дома.

Ярким примером происходящего может быть случай с Урицким - будущим главой Петроградского ЧК. В марте 1918 года на него напали на улице и ограбили. Если такое могло произойти с одним из виднейших большевистских функционеров, то каково приходилось обычным людям? С другой стороны, на разгул уличной преступности в Петрограде общество отвечало нередкими в эти годы случаями самосуда. Толпа могла просто сама поймать какого-то преступника и растерзать на месте, без суда и следствия.

- Многие ли жители Петрограда поддерживали белых на фоне всего происходящего на улицах?

Какая-то поддержка, безусловно, была. Правда, многие из тех, кто сочувствовал белым, пытались выбраться из города, бежать в Финляндию или Псков, который в то время был под немецкой оккупацией. Конечно, нелояльным к советской власти приходилось непросто, особенно если у большевиков были какие-то подозрения, - к ним, что называется, могли приехать.

Чем дальше от октября 1917 года, тем опаснее было высказывать оппозиционные взгляды. Понятно, что Максим Горький мог говорить всё, что думает. Хотя и его газету «Новая жизнь» вскоре закрыли. Но обычные люди в большинстве своем всё же пытались скрывать несогласие, если оно было.

Горожане старались лишний раз не привлекать к себе внимание власти, потому что по сути были бесправны и могли столкнуться с ситуацией, когда произвол даже самого низового начальника мог поставить их в очень трудную жизненную ситуацию. Чтобы навлечь неприятности, достаточно было просто не понравиться какому-нибудь местному командиру или начальнику.

Была и другая тенденция: после Революции численность РКП(б) стала стремительно расти, в том числе и в Петрограде. Люди, почувствовав серьезность намерений большевиков, пошли в партии - кто идейно, а кто-то и руководствуясь бытовыми мотивами.

- Могли ли люди сохранять нейтралитет после Революции? Или нужно было обязательно занять какую-то сторону?

Я думаю, что это было частым явлением. Лично у меня ощущение, что большинство бывших подданных Российской империи как раз не занимало активной позиции. Многие пытались самоустраниться от всех ужасов, пытались выжить сами и спасти своих близких в трудных условиях. Активную борьбу вело меньшинство населения. Это не значит, что таких людей было мало - просто меньше, чем тех, кто был политически пассивен.

Как тогда быть с темой красного террора в годы Гражданской войны? Известно ли, насколько он был распространен в Петрограде?

Террор в Петрограде имел и общенациональную плоскость, связанную с введением красного террора и покушением на Ленина, и региональную, связанную с местными событиями. Например, убийством председателя Петроградского ЧК Моисея Урицкого или сложностью военно-политической обстановки на северо-западе.

Во второй половине 1918 года политика террора активно проводилась в Петрограде. Кого-то арестовывали, кого-то расстреливали. Точных достоверных цифр у нас, по моему мнению, нет. Часть расстрелов освещалась ежедневными городскими газетами, но далеко не все. Известно, что Глеб Бокий, заместитель председателя Петроградской ЧК Урицкого и председатель после его убийства, в октябре 1918 года называл цифру в шесть с лишним тысяч арестованных и около 800 убитых. Представляется, что эта цифра далеко не полная.

Юнкера на Дворцовой площади, 1917 год

- Верна ли точка зрения, что белых поддерживали верхние слои общества?

Это очень сильное упрощение. Мнение о том, что вся бывшая элита была белой, не совсем верно. Широко известный факт - бывших офицеров в Красной армии было больше, чем во всех белых армиях вместе взятых. Кроме того, если брать, например, интеллигенцию, то она ведь традиционно в значительной части придерживается левых взглядов. Не коммунистических, конечно, но левых. Часто интеллигенту были ближе большевики, которых он, может, и не любил, чем условный Колчак. Зачастую, особенно на начальном этапе Гражданской войны, интеллигент скорее выбирал политически пассивную жизнь при большевиках, нежели активную борьбу с ними, даже если он внутренне был с ними не согласен.

С другой стороны, точно так же нельзя утверждать, что все рабочие Петрограда поголовно были большевиками. Думаю, будет справедливо сказать, что значительная часть классического пролетариата все-таки не сочувствовала белым. Но при этом рабочий мог быть эсером, мог быть меньшевиком. Ему мог не нравиться стиль большевистского руководства, какие-то конкретные шаги или плохое продовольственное положение. Рабочие - не монолитный класс. В том же Петрограде были высококвалифицированные рабочие, которые получали до Революции большие деньги и могли снимать не «углы», а целые дома. Сложно представить, чтобы такой рабочий выступал за уравниловку.

- Были ли у сторонников белых другие варианты, кроме как бежать из Петрограда?

Можно было остаться. В Петрограде в первое время было много антибольшевистских подпольных организаций. Правда, про большую часть из них трудно сказать, вели ли они какую-то реальную деятельность. Но некоторые, например, принимали непосредственное участие в организации белой армии в Пскове.

Еще можно было идти в советские органы и вести подрывную работу. Например, был целый полк по охране Петрограда, командиры которого, как мы сейчас знаем, с самого начала были противниками советской власти и соответствующим образом набирали в полк людей. Долгое время им удавалось скрывать от власти откровенно антибольшевистское настроение значительной части личного состава. В итоге, когда этот полк в 1919 году выступил на фронт против белых, он фактически в полном составе с оркестром перешел на их сторону.

Кто-то пытался установить связи с разведками наших бывших союзников, в первую очередь - Великобритании, и действовать при их помощи. А эсеры продолжали делать то, что умели лучше всего, - осуществлять акты политического терроризма против действующей власти.

- В целом Петроград в годы Гражданской войны в большей степени стал «городом рабочих», чем раньше?

Из города уехали многие, кто составлял нерабочее население города. Уезжали представители элит, частично уехала интеллигенция. Уезжали и крестьяне, которые еще не до конца переплавились в пролетариев и не потеряли связь с деревней. Поэтому с течением времени количество рабочего населения по отношению к остальному повышалось. Город стал в большей степени рабочим, чем был до революции. В целом общее социальное поведение в городе усреднилось. Горожане часто мимикрировали под рабочих, даже если в реальности ими не были: кто-то так скрывал свое происхождение, кто-то шел за модой. На улицах можно было чаще услышать рабочий сленг, а интересы рабочих во многом стали общегородскими.

- Как на жизнь Петрограда повлиял перенос столицы в Москву в 1918 году?

В первую очередь это, естественно, отъезд центральных органов власти. Вообще интересно, что после Революции в городе изменился центр власти, то есть место средоточия властных структур. Если раньше он располагался в районе Зимнего дворца, то теперь переместился в Смольный. Когда столицу перенесли в Москву, Смольный перестал быть общероссийским центром, но остался городским. И это сохраняется до сих пор.

Что касается городского быта, переезд столицы вынес наш город в некоторой степени на политическую периферию: восстание левых эсеров, покушения на Ленина - одним словом, важные в государственном масштабе события теперь происходили в Москве.

- Город не стал беднеть из-за этого?

Город беднел из-за военно-политической ситуации вокруг него, а не из-за переноса столицы. Это вовсе не было главной причиной городских проблем.

Сжигание царских символов, фото: Карл Булла

В годы Гражданской войны было много сепаратистских движений. В Петрограде не было утопических проектов отделения от России?

В смысле сепаратизма нет. Но в первые годы после Революции был силен регионализм в рамках Советской России как федерации. В РСФСР Петроград некоторое время был столицей регионального объединения нескольких губерний (Архангельской, Петроградской, Олонецкой, Вологодской, Новгородской, Псковской и нескольких других) - Союза коммун Северной области. В определенной степени это была попытка городского руководства сохранить за Петроградом хоть какой-то столичный статус. Не хотелось становиться обычным губернским центром.

Если говорить о национальном сепаратизме, то была проблема с ингерманландскими финнами. Одна их часть в 1919 году собралась в Ингерманландский полк и пыталась бороться за создание Ингерманландской республики, сражаясь против большевиков на южном берегу Финского залива, вместе с белыми и Эстонской армией. Они воевали как будто на стороне белых, однако при этом не особенно им доверяли и опасались их не меньше, чем красных. Закончилось всё тем, что в летом 1919 года, во время так называемого весенне-летнего наступления белых на Петроград, в дни антибольшевистского восстания на форте Красная Горка между белыми и интерманландцами возник достаточно острый конфликт, в результате чего белые не смогли вовремя оказать помощь восставшему форту и восстание провалилось. Это, пожалуй, единственный эпизод, когда ингерманландцы смогли выйти на авансцену борьбы белых и красных за Петроград.

Ингерманландцы по другую часть Финского залива, на границе с Финляндией, достигли большего и смогли даже провозгласить создание собственного государства - Республики Северная Ингрия, однако это государственное образование было достаточно быстро ликвидировано.

«На нас поставили клеймо сепаратистов»: почему ингерманландские финны и регионалисты из «Свободной Ингрии» - это не одни и те же люди

Как возникло противоречие между финнами и регионалистами и почему активисты, выступающие за автономию Петербурга, выходят на акции именно под флагом Ингерманландии

- Можно ли выделить в Гражданской войне ключевые события, из-за которых всё закончилось победой большевиков?

Если говорить о нашем городе, то я думаю, что это 1919 год, когда белые были очень близки к взятию Петрограда. Они были на самых подступах. Но были ли у них реальные шансы - дискуссионный вопрос. Они могли взять Петроград, но вот удержать его было бы тяжело. Петроград - большой город с большим числом рабочего населения, которое мало сочувствовало белым. А у Северо-Западной армии на пике ее могущества было в строю всего лишь около 20 тысяч штыков. С такой армией сложно оборонять город. А еще надо охранять порядок в нем - даже советской власти приходилось иметь не менее 6–7 тысяч милиционеров. Но взять город белые при удачном стечении обстоятельств могли.

В мемуарах белогвардейцев есть символ, который кочует из одной книги в другую, - купол Исаакиевского собора. Белые были настолько близко к городу, что могли разглядеть в свои бинокли блеск купола в лучах солнца. Лучше всего это описал Куприн в своем рассказе «Купол святого Исаакия Далматского». У них было ощущение, что Петроград вот-вот будет взят. Они даже успели заранее подумать о том, как будут кормить население бывшей столицы: у американской компании были заказаны большие грузы продовольствия. Но не сложилось.

Важную роль сыграл тот факт, что белые не сумели перерезать железнодорожную линию Петроград - Москва в районе Тосно, и к красным постоянно поступало подкрепление. Думаю, что, с военной точки зрения, это был переломный момент на фронте. Утратив наступательную инициативу и остановившись, они с каждым днем оказывались всё в более тяжелом положении, поскольку численный перевес красных войск постоянно рос.

- Если взять Петроград была реальная возможность, то могли ли белые победить в целом в войне?

Мне кажется, шанс на это мог бы появиться только при условии, если бы на всех фронтах белые наступали одновременно. В реальности наступления случились в разное время, и красные, занимая центральный регион, успевали перекинуть войска на тот фронт, где ситуация становилась угрожающей. Сначала был реализован лозунг «Все на борьбу с Колчаком!», потом - «Все на борьбу с Деникиным!».

- Какую роль в том, что война проходила и закончилась именно так, сыграло иностранное вмешательство?

Нужно сказать, что степень иностранного вмешательства в советское время сильно преувеличивалась. Не было прямо такого огромного числа иностранных солдат, которые бы несли на своих штыках белую власть. Практически всегда это был очень ограниченный контингент.

Но, с другой стороны, во многих местах без иностранного вмешательства белые армии могли бы так и не сорганизоваться. Например, около того же Петрограда белая армия формировалось в Пскове, занятом немецкими войсками, при этом немцы дали белым деньги, вооружение и снаряжение. В создании очага Гражданской войны на севере большую роль сыграли англичане. Чехо-словацкий мятеж послужил спичкой, зажегшей противоборство на востоке страны. Но не может быть никаких сомнений в том, что исход Гражданской войны решался в противоборстве русских людей между собой.

- Когда Петроград начал возвращаться к обычной жизни после войны?

В 1918 и 1919 годы Петроград - это прифронтовой город. Он постоянно находится в непосредственной близости от боевых действий. То немцы наступают, то в Финляндии неспокойно, то белогвардейцы нападают. В 1920 году город оказался вдали от основных фронтов, но в начале 1921 года новое испытание - Кронштадский мятеж. То есть почти всё время город был рядом с фронтом. Традиционно считается, что позитивные перемены в жизни Петрограда начались после введения НЭП в 1921 году. Ситуация начала потихоньку улучшаться. К середине 1920-х годов город ожил и начал выходить на дореволюционные показатели.

Если не брать именно историческое значение, многое ли осталось в нашей современной жизни от времен Гражданской войны?

Если говорить о том, что на поверхности, то это изменения в русском языке, революционный новояз. Все сокращения и аббревиатуры, и термины того времени в целом, которые вошли в наш язык. Кроме того, конечно, осталось искусство во всем его многообразии. Те же агитационные плакаты до сих пор считаются очень сильными произведениями. Я постоянно встречаю шрифты, явно срисованные с них, особенно в рекламе. Литература, конечно: «Собачье сердце», наверное, лучший портрет эпохи, пускай и не Петроград на нем изображен.

Если перейти конкретно к Петербургу, то это перемещение центра городской власти в Смольный. Марсово поле, служившее при царе местом для военных парадов, стало революционным некрополем. Подозреваю, что молодые супружеские пары, приезжающие сейчас туда на фотосессию в день свадьбы, не всегда отдают себе отчет в том, что это, по сути, кладбище.

Похороны погибших в ходе Февральской революции на Марсовом поле

В топонимике у нас много названий того времени. Не только в городе, но и в области: например, поселок Толмачево. Есть и странные примеры топонимических решений: например, поселок Струги Белые, который назывался так еще до Революции, когда никаких белогвардейцев не существовало. После Революции его переименовали в Струги Красные только потому, что он был занят на некоторое время белыми войсками. Он и теперь так называется.

От тех лет осталось многое, чем мы до сих пор пользуемся, не задумываясь. Железнодорожная ветка до Великого Новгорода, проходящая через Новолисино. Сейчас по ней ходят электрички и ездят дачники, а построили ее в самом конце царского времени и отчасти уже в революционную эпоху. В годы Первой мировой войны для снабжения столицы и фронта собирались построить железную дорогу Петроград – Орел, в обход Москвы. Но успели построить только участок до Великого Новгорода.

Из архитектуры от периода Гражданской войны в городе ничего особого не осталось. Какого-то капитального строительства в городе не велось, не было стройматериалов даже для ремонта. Наоборот, часть застройки перестала существовать - особенно деревянной, которая разбиралась на дрова. Что еще осталось? Крейсер «Аврора», конечно. Правда, это по сути новодел, но стоит в том месте, где действительно стояла [«Аврора»].

- Как вы думаете, почему про Революцию выходит масса книг и работ, а про Гражданскую войну говорят куда меньше?

Потому что Гражданская война - это вещь, которая расколола общество, и в определенной мере этот раскол до сих пор не преодолен. Хотя я бы не сказал, что про гражданскую войну выходит так уж мало работ. Мало выходит по нашему региону, по северо-западу, а по югу и востоку очень много литературы. Много научпопа - к сожалению, не всегда качественного. Если интересна эпоха, но нет охоты читать сухие научные талмуды, то призываю всех обратиться к мемуарной литературе. Уверяю вас, что Деникин и Троцкий дадут фору любому современному публицисту.

По данным переписи на 1917 год крестьяне представляли самое большое сословие (85% населения). Рабочих было значительно меньше - 15млн. человек, это примерно 10% всего населения. Но, в подавляющем большинстве русские рабочие были рабочими в первом поколении и по своему типу мышления оставались крестьянами. Совсем незадолго до 1917 г. (в 1905 г.) половина рабочих-мужчин имела землю, и эти рабочие возвращались в деревню на время уборки урожая. Очень большая часть рабочих жила холостяцкой жизнью в бараках, а семьи их оставались в деревне. В городе они чувствовали себя "на заработках".

Т.е. говорить отдельно о рабочем классе России, смысла не имеет - его просто не было в том понимании, в каком мы о нем говорим в наше время.

То же самое можно сказать и о солдатах - они формировались прежде всего из крестьянства, крестьянами они в душе и оставались.

Таким образом, 95% населения России составляли или крестьяне, или те, кто вел "полукрестьянский" образ жизни. Именно их уровень жизни и оценивается в 27,5 лет.

Почему? Ведь, как справедливо вы замечаете, экология была прекрасной - чистый воздух и вода.

Но не хватало единственного - еды. Крестьянам было нечего есть.

Давайте я немного процитирую А.Н.Энгельгардта "Письма из деревни", жившего в то время в деревне: "...просто не верится, как это так люди живут, не евши. А между тем это действительно так. Не то, чтобы совсем не евши были, а недоедают, живут впроголодь, питаются всякой дрянью. Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не будут есть всякую дрянь... Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает".

"Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец-земледелец сам ест отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом или папушником с патокой. Наш же мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб с костерем, сивцом, пушниной, хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят, да и батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку - соси".

А вот что писал Лев Толстой, который иногда говорил, что в России голод наступает не когда хлеб не уродился, а когда не уродилась лебеда: "Употребляемый почти всеми хлеб с лебедой, - с 1/3 и у некоторых с 1/2 лебеды, - хлеб черный, чернильной черноты, тяжелый и горький; хлеб этот едят все, - и дети, и беременные, и кормящие женщины, и больные... Чем дальше в глубь Богородицкого уезда и ближе к Ефремовскому, тем положение хуже и хуже... Хлеб почти у всех с лебедой. Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, которое обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она несъедобна. Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют. Здесь бедные дворы доедали уже последнее в сентябре. Но и это не худшие деревни".

Надо отметить, что достоверная информация о реальной жизни крестьян доходила в то время до общества от военных. Грубо говоря, от военкоматов того времени. Они первыми забили тревогу из-за того, что наступление капитализма привело к резкому ухудшению питания, а затем и здоровья призывников в армию из крестьян. Они же первые указали одну из причин этого - оказалось, что 40% крестьянских парней впервые в жизни пробуют мясо в армии.

Возможно это вас удивит, но крестьянство и капитализм - два АНТАГОНИСТА, они не могут существовать вместе. Это мы сейчас видим у нас (невероятное обнищание деревни), но это же самое было и в России в конце XIX - начале XX веков, больше того, это же самое было и в других странах. Частная собственность и капитализм означают быстрое и прямое уничтожение крестьянства, причем с массовыми страданиями и неизбежными жестокостями.

Вот что пишет историк крестьянства В.П.Данилов, когда вспоминает опыт капитализма при приватизации земли в Англии: "Не нужно забывать, как решались социальные проблемы при огораживаниях, о работных домах для выбрасываемых из деревни, о том, что в каждом поселке стояла либо виселица, либо чурбак с топором, где рубили головы тем, кто не согласен с огораживанием".

После отмены крепостного права в 1861 г. крестьян оставили почти без земли. Было утверждено "временнообязанное" состояние - крестьяне были обязаны продолжать барщину или оброк до выкупа земли. Почему-то решили, что это продлится 9 лет, а за это время крестьяне накопят денег на выкуп. На деле это затянулось до 1881 г., и пришлось издать закон об обязательном выкупе.

Что это означает реально? Это означает, что половину урожая крестьянин отдавал сразу, как аренду за землю, а из второй половины должен был заплатить налоги и отложить деньги, необходимые для выкупа земли. Выкупные платежи были очень большими, например, в 1903 г. выкупные платежи за землю составили 89 млн. руб. - почти половину того, что сельское хозяйство России получало за экспорт хлеба.

Но, даже несмотря на это, после реформы 1861 г. положение крестьян несколько улучшилось, хозяйство их, в общем, пошло в гору, повышалась урожайность, все это сказалось и на питании.

Но затем все больше крестьяне стали ощущать наступление капитализма. Железные дороги стали через налоги "высасывать" продукты сельского хозяйства. Крестьянство было главным источником ресурсов для капиталистической индустриализации, и товарность их хозяйства искусственно повышалась денежными податями и налогами. Т.е. грубо говоря, налоги и аренда были такими огромными, что крестьянин был вынужден продавать практически весь урожай, чтобы его не выгнали с земли. В России возникла уникальная ситуация - производители пищи, не имели возможности ее употреблять сами. Начал возникать массовый голод, которого РАНЬШЕ крестьяне НЕ ЗНАЛИ (как, впрочем, не знали голода до капитализма ни в Европе, ни в Индии, ни в империи ацтеков).

Вот что говорил историк В.В.Кондрашин на международном семинаре в 1995 г.: "Обнищание крестьянства вследствие непомерных государственных платежей, резкого увеличения в конце 90х годов XIX века арендных цен на землю.. - все это поставило массу крестьян перед реальной угрозой нищеты.. Государственная политика по отношению к деревне.. оказывала самое непосредственное влияние на материальное положение крестьянства и наступление голодных бедствий".

До 1917 г. весь урожай нещадно изымался из села. Все мало-мальски развитые страны, производившие менее 500 кг зерна на душу населения, зерно ВВОЗИЛИ. Россия в рекордный 1913 г. имела 471 кг зерна на душу населения и все-равно зерно ВЫВОЗИЛА. Даже в 1911 г., в год исключительно тяжелого голода, было ВЫВЕЗЕНО 53,4% всего зерна.

Даже в "нормальные" годы положение было тяжелым. Об этом говорит очень низкий уровень установленного официально "физиологического минимума" - 12 пудов хлеба с картофелем в год. В нормальном 1906 году этот уровень потребления был зарегистрирован в 235 уездах с населением 44,4 млн. человек.

ВДУМАЙТЕСЬ в ЭТУ цифру!

Всего 12 пудов (192 кг) еды в год на человека! Это по 0,5 кг в день. Если кто не помнит - порция картофельного пюре в студенческой столовой весит 0,2 кг, а кусочек хлеба - 0,1кг. Вот и представьте, что вы кушаете две такие порции в день в течение всего года. А если в течение нескольких лет?

И, подчеркну, это был нормальный год, без голода, с хорошим урожаем.

Становится понятным, что чистая вода и здоровая экология не особенно здесь помогут. Здоровье будет неизбежно подорвано.

Возмущение крестьян вызывало уже не то, что приходилось есть хлеб с лебедой и пушной хлеб (с мякиной, из неотвеянного зерна), а то, что "не было белого хлеба на соску" - грудному ребенку. Говоря научным языком, из села изымался весь прибавочный и значительная часть необходимого продукта.

Именно поэтому в 1902 г. по всей черноземной полосе Украины и Центра прошла полоса восстаний. По сути, началась крестьянская революция, на фоне которой наступил 1905 г.

Это была чисто крестьянская революция, революция голодных. Сейчас мало что знают об этом революционном движении 1905 - 1907гг. А ведь в то время возникли сотни крестьянских советских (т.к. управлялись они Советами крестьянских депутатов) республик, которые по полгода обладали полнотой власти в обширных зонах. История Советской России началась в деревне в 1905 г.

В этих условиях, в 1906г, премьер Столыпин и начал свою жесткую реформу по развалу общины. Он просто пошел ва-банк. Ведь реформа предполагала создать "крепких хозяев" - но одновременно и массу разоренных людей. И сразу было ясно, что если реформа не увенчается успехом, ее результатом будет еще более мощное выступление крестьянства. Что собственно и произошло в 1917 г, когда Советы солдатских и рабочих депутатов (т.е. читай - крестьяне с оружием в руках, т.к. на 3-ий год войны практически все молодые сельчане были или забриты в солдаты, или подались на заработки в город), взяли власть в свои руки.

Вообще, та крестьянская революция - а это была одна революция 1905 - 1917, а не две, как нас учили в школе - это было начало мировой волны крестьянских войн, вызванных именно сопротивлением крестьянского традиционного общества против разрушающего воздействия капитализма (против "раскрестьянивания").

Александр Фалеев

«Сто лет назад в Липецке не кричали «ура», не стреляли из пушек и не громили правительственные организации, но город почти на полгода погрузился в хаос», - рассказывает почётный архивист России Валерий Поляков.

Вино лилось рекой

Мария Герасимова, «АиФ-Черноземье»: Валерий Борисович, некоторые историки говорят, что переворот был неизбежен - люди устали от бездействия Временного правительства. Сознание липчан к октябрю 1917-го тоже охватили революционные идеи?

Виктор Поляков: У нас не витал дух революции. Но и сказать, что всё было спокойно, нельзя. В сентябре город погрузился в хаос - рабочие городского самоуправления устроили забастовку: требовали повысить зарплату, отказывались убирать улицы. Начался коммунальный кризис: не было ни света, ни воды, повсюду высились горы мусора. Власти оказались практически бессильны. На то, чтобы увеличить людям оклады, ушла бы большая часть бюджета, поэтому они пошли другим путём - обратились за помощью к 191-му запасному пехотному полку, чьи солдаты в то время были расквартированы в Липецке. Таким образом забастовку удалось прекратить. До этого был ещё один бунт: летом липчане с теми же солдатами разгромили ликёрный завод и винные склады. Прекратить пьяный беспредел попытался один из офицеров - он приказал слить вино через трубу в Каменный лог. А уже скоро у трубы выстроилась огромная очередь с чайниками, тазами и вёдрами… Кроме того, горожане, вдохновлённые свободой, которую им подарила Февральская революция, нередко устраивали беспорядки, грабили усадьбы помещиков. Взять, например, имение Петра Семёнова-Тян-Шанского - его полностью разорили. Многие дворяне вынуждены были бежать. Некоторых убивали. Так, на станции Грязи расстреляли князя Бориса Вяземского.

Первомайский митинг Фото:

- Почему беспорядки не пресекались? Или властям было удобнее закрывать на всё глаза?

Как писал современник тех событий, священник Успенской церкви Алексей Архангельский, «Россия монархическая обратилась в три дня в вольную республику», и эта воля опьянила всех. Одни, почувствовав свободу, уже не хотели работать в полную силу, другие ещё пытались, но это было не просто. В городе в тот момент не было «крепкой руки». Эсеры и меньшевики, а тогда именно у них оказалась вся власть, хоть и признавали, что «анархия захватила глубокие корни и грозит самому существованию страны», практически ничего не предпринимали.

- Революция смогла положить конец воцарившемуся хаосу или, наоборот, начались ещё более серьёзные волнения?

Первые известия о потрясениях в Петрограде пришли в Липецк 24 октября, а 28 числа стало ясно, что победила революция. Хотя от общественности это попытались скрыть. Люди узнавали новости от телеграфистов, а затем передавали их из уст в уста. Чтобы не допустить новых бунтов и восстаний, у нас создали Комитет спасения Родины и революции. Он должен был следить за порядком. Но это лишь «на бумаге», фактически с возложенными обязанностями комитет не справлялся.

Эпоха перемен

Члены исполкома Липецкого уездного Совета. Фото: Государственный архив Липецкой области

- В Липецке быстро установилась советская власть?

Смена власти происходила довольно вяло. 25 ноября у нас состоялось заседание исполкома, на котором единственной центральной властью страны признали Совет Народных Комиссаров, но с оговоркой, что будут требовать организации правительства из большевиков, кадетов и меньшевиков. Кстати, в это же время Липецкий уезд мог стать губернией: 29 ноября к нам приезжал представитель Московского бюро большевиков Александр Сафонов - он предложил нашим управленцам «взять инициативу создания власти в губернии» (тамбовское руководство, видимо, потеряло доверие народа). Но наши отказались, вероятно, побоявшись ответственности. Да что говорить про власть, когда сами люди не спешили менять свою жизнь. Как вспоминал Алексей Архангельский, на выборах в учредительное собрание, которое должно было иметь один из решающих голосов «в делах строительства новой России, в день голосовало едва ли более 1,5 тысяч человек». Это было 13 ноября - практически сразу после революции. А советская власть установилась лишь 20 декабря. 16 числа председателем президиума стал Владимир Агте. Именно он сделал то, что не смогли ни кадеты, ни меньшевики - взял на себя ответственность. Так начал устанавливаться порядок.

- В городе появилось сильное руководство. Население, наверное, обрадовалось?

Что вы, было много недовольных. 31 декабря восстали торговцы: они хотели работать как раньше, практически не платя налогов, произвольно устанавливать цены, а тут новая власть начала «закручивать гайки». Разъярённая толпа ворвалась в здание Липецкого совета, председателя Агте и членов исполкома арестовали и избили. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы не вмешались солдаты. Затем последовали реформы - создали отдел охраны, комиссариат просвещения, военный трибунал… Кстати, именно трибунал рассматривал дело о бунте. Правда, какой приговор вынесли торговцам, неизвестно - документы, к сожалению, не сохранились.

Устали от монарха?

- «Закручивать гайки» начали в конце декабря, а когда в городе окончательно навели порядок?

Только весной 1918 года. Но жили липчане всё равно хуже, чем до Февральского переворота. Тогда у нас был курорт, в Липецке отдыхали богачи, они оставляли здесь большие деньги, а те поступали в казну. По тем временам у нас был хороший бюджет, а, следовательно, зарплаты, другие выплаты. Но люди устали от монархии, захотели свободы. Даже священник Архангельский характеризовал ту Россию как «стеснённую, придавленную пятой самодержавия», значит, видимо, не такой хороший был царь. К тому же, велась серьёзная пропаганда. И вот что мы получили: потребовалось полгода после революции, чтобы жизнь стала относительно спокойной. Но из-за того, что крестьяне опьянённые свободой плохо работали в 1917-м, а плодородные губернии оказались отрезаны от других областей из-за противостояния «красных», «белых», «зелёных», начался голод. Впрочем, у нас он ощущался не так сильно, как в Петербурге. Мы даже помогали жителям северной столицы - отправляли им продовольствие. Налаживаться жизнь начала лишь в 1921 году, после того как Ленин заменил продразвёрстку продовольственным налогом, дал большую свободу крестьянам.

- Как вы считаете, что нам дала революция? И возможно ли сегодня повторение событий 1917 года?

- «Ломать копья» на эту тему предстоит историкам ещё не одного поколения. Я же не хочу давать оценок, только факты - революция произошла, и она дала нам 70 отличных от всей истории России лет. Что же касается повторения событий, я считаю, что это невозможно. Такой революции сегодня никто не захочет, да и, судя по последним опросам, большинство населения доверяет президенту.

Социалистическая революция под руководством Владимира Ленина 1917 года — это революция, которая изменила жизни разных народов и стала для них прибежищем, лидером для народов и тех, кто хотел, чтобы их жизнь изменилась. Революции, перевороты, демонстрации и протесты происходили во всем мире. В каждой стране существовали тайные и открытые партии, политические течения и политические группы, которые клялись в верности идее о революции. Многие сторонники и сочувствующие революции не вели борьбу между собой, а боролись единым фронтом, скрываясь от тех, кто не соглашался с подобной идеей. Но каждый из них говорил, что именно он самый преданный приверженец ценностям, выбранному пути и первый, кто понял суть революции.

Так возникла доктрина революционеров, реформаторов и новаторов во всем мире.

Я думаю, что эти народы твердо верили в то, что революция — это единственный способ получить достойную жизнь, и никакими другими средствами невозможно достичь этой цели так быстро. Так что революции удалось взять под контроль одну треть мира, другую треть поставить на грани контроля, а в последней трети начать революцию, которая для меня не закончилась в ХХ веке. Весь мир живет в условиях социалистического строя, это то, о чем думают, что видят и то, во что верят многие из идеологов и пионеров социализма. И в этом нет никаких сомнений.

Контекст

Истинная цель революции 1917 года

AgoraVox 25.08.2017

В России Ленин превращается в аттракцион

La Croix 28.08.2017

Этот юбилей достоин глубокого траура

Aftenposten 28.08.2017 В то время я читал то, что предлагали идеологи и лидеры социализма — о великих достижениях социализма и его неизбежной победе. Конечно, я верил в это и поэтому не доверял никаким словам оппозиции, выступающей против этих положений. Я даже высмеял аргументы некоторых людей, которые говорили о том, что в социалистическом лагере, особенно в Советском Союзе, произойдет крупный крах. Я сказал, что это слухи, которые распространяет американская разведка и враги социалистических режимов.

Прошли дни и громкий крах, так называемого, социалистического лагеря стал неожиданностью для многих последователей социалистической доктрины. Это был сильнейший шок, который застыл в их умах и не позволил им двигаться и думать. Таким образом, те, кто предсказывал крах социалистического лагеря оказались правы, а все остальные лгали.

Я не хочу, чтобы народ России приветствовал Социалистическую революцию в 1917 году с такой неописуемой радостью. Он потерял рассудок и контроль над своими действиями, напав на дворец королевской семьи и убив всех ее членов и людей, кто были с ними.

Вот что случилось с правящей семьей в Ираке после революции в июле 1958 года. Тогда люди, полные радости, вышли из своих домов, разыскивая лидеров прежнего режима. Они вытащили их на улицы, убили и повесили их тела.

Спустя сто лет после Социалистической революции в России, русские испытывают горе, угрызения совести и хотят искупить свои грехи за убийство правящей семьи. Тысячи россиян прошли в крестном ходе в годовщину гибели царской семьи. Церковь причислила царскую семью к лику святых.

Они игнорировали Октябрьскую революцию и радостные торжества более 75 лет, поскольку были озабочены убийством правящей семьи, произошедшим в тот день. Русские находились в состоянии глубокого раскаяния и печали, говоря: «Если бы у нас не было революции, то мы бы не убили правящую семью».

Но они смотрели на революцию и ее лидера — Ленина. Совершенно случайно полиция увидела Ленина бедным и пьяным, поэтому легко позволила ему пройти в ту ночь, что изменило ход истории.

Какие уроки мы вынесли из так называемых старых и современных переворотов, особенно из Октябрьской социалистической революции?

Жизнь движется вперед независимо от обстоятельств, а сторонники и противники этого не имеют к ней никакого отношения.

Говорят, что революции переносят общество из одного состояния в другое, но это является фатальной ошибкой. Руководители этих революций и переворотов навязывают людям свои ценности и миропонимание силой и, таким образом, процветает хаос и неудачи. И это то, что произошло во всех старых и современных революциях и переворотах в мире.

Кроме того было доказано, что человек никогда не доволен одной идеологией, одним правителем или одной партией, какой бы ни была эта идеология, правитель и партия. Но, строительство новой жизни и счастье для человека — это конечный результат всех идей и мнений в мировом сообществе.

Для этого необходимо открыть двери для всех мнений, идей и направлений и позволить им абсолютно свободно взаимодействовать друг с другом и, естественно, в результате этого взаимодействия возникнут новые идеи. Эти новые идеи, которые родятся, будут теми самыми идеями, которые построят лучшую жизнь, сделают человека счастливым.

Задача каждого человека, который любит жизнь и людей, не позволить различным идеям конфликтовать друг с другом, тем самым разрушая жизни и принося страдания, а заставить их взаимодействовать друг с другом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

После 1917 года перед дворянством, которое не покинуло Россию, стояло две задачи: адаптироваться к новым условиям и при адаптации не потерять традиции.

После Октябрьской революции

Согласно документу о переписи населения в 1897 году в Российской империи проживало 125 640 021 человек, из них 1,5% составляло дворянское население, или 1 884 601 человек. Во время первой волны Белой эмиграции большая часть дворян покинуло Россию, значит, по примерным оценкам, осталось около 500-600 тысяч человек дворянского происхождения.

В 1917 году, после Великой октябрьской революции, дворянство как сословия не стало. «Декрет о земле», который приняли 25 октября 1917 года, лишил дворян основного источника существования, так как земли изымались государством. Из документа следовало, что имения переходят в руки крестьянских депутатов. Закон вводил уравнительный принцип распределения земли. Теперь право пользования получали те, кто обрабатывал землю собственным трудом.10 ноября 1917 года совет народных комиссаров издал декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».

В архиве усадьбы Солохта Череповецкого уезда (сегодня Вологодская область) сохранились документы, которые показывают, что мебель, хозяйственные постройки, запасы зерна и муки продавались за бесценок, сдавались в аренду и передавались государственным учреждениям. Помещики Игнатьевы после революции покинули свои имения и уехали в неизвестном направлении. Их усадьбу в Угрюмове конфисковали местные власти и создали там сельскохозяйственную коммуну. Также известно, что дворянам оставляли небольшие земельные участки для самостоятельной обработки.
Еще один пример трагической судьбы дворянской фамилии Гальских. После выселения из особняка на берегу реки Шексны они были вынуждены переезжать из квартиры в квартиру, в итоге семья распалась, а на Марию Алексеевну Гальскую советские власти сфабриковали дело как на «врага народа» и в 60 лет сослали Восточную Сибирь.

«Бывшие» дворяне искали источники новые способы заработать. Но поиски работы осложнялись тем, что дворяне попадали под классовую дискриминацию, и высокие посты были для них закрыты. Поэтому каждый дворянин искал себе «место под солнцем» долго, используя связи, вспоминая приобретенные навыки. Дворяне, оставшиеся в России, понемногу адаптировались к новым условиям жизни.
Например, в деревне Клопузово Уломской волости (Вологодская область) две помещицы организовали постоялый двор. Правда, в феврале 1925 года на них составили два протокола за то, что предпринимательницы не платили налоги. Дело передали в народный суд.
Князь Ухтомский в 1924 году создал рабочую артель во Владимирской области. И советские власти снова препятствовали развитию «бизнеса» и постановили упразднить артель из-за того, что «артель организована из нетрудового элемента».

Кто остался?

Княжеский род Голицыных – один из самых заметных аристократических родов в России, также самый многочисленный. Генеалогическое древо Голицыных (которое составил князь Голицын в конце XIX века) показывает 1200 человек.
Фамилия Хилковых, наоборот, самая малочисленная аристократическая фамилия.
Аксаковы – старейшая дворянская фамилия, история которой ведется с XI века. К этой фамилии принадлежит знаменитый писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Зворыкины – наоборот, молодая фамилия, известная с XVIII века.
Главная проблема дворянских фамилий – отсутствие карьерных притязаний, ведь раньше аристократу «не подобало» работать и становится профессионалом в своем деле. Перестраивать свое мышление на новый лад было трудно. Но среди представителей дворянства были профи своего дела: Николай Владимирович Голицын был крупным ученым-архивистом, разговаривал на 11 языках и до Революции вступил в должность директора Главного архива в Санкт-Петербурге. Кирилл Николаевич Голицын в 1923 году бросил учебу в Архитектурном институте, но позже работал как художник-оформитель. С 1932 года работал в Москве: оформлял музеи, выставки и подрабатывал в издательствах. Сергей Михайлович Голицын, двоюродный брат Кирилла, окончил Высшие литературные курсы и в 1930-х года публиковал детские рассказы в журналах «Мурзилка», «Чиж». Кроме писательского труда, Сергей Михайлович работал топографом и в 1930-х годах участвовал в строительстве канала имени Москвы. Молодые представители дворянских фамилий были гибче, и быстрее приспосабливались к новым условиям.

Хилковы

Княжеский род Хилковых, несмотря на относительную «молодость», тоже быстро адаптировался к новым условиям жизни. Борис Дмитриевич Хилков, после военной службы в 1920-1930 годах получил работу старшего редактора в отделе законодательства Реввоенсовета СССР. Потом он занимался сельским хозяйством, работал бухгалтером в колхозе – до расстрела в 1938 году. Брат Бориса, Александр, работал столяром-модельщиком в вагоноремонтном заводе Ленинграда. Также он писал статьи для журналов «За рубежом», «Вокруг Света», «Рабселькор», «Вагоностроитель». В свободное время даже успевал писать роман «Обнаженные корни», и это произведение (вернее, две его части) было опубликовано в 1940 году

Михаил Хилков, сын Бориса, закончил Дальневосточный рисо-мелиоративный техникум в Уссурийске и работал на рис совхозе. Там же, в Уссурийске, занимался топографией. Представители Хилковых проявили себя очень активно, но их карьере «мешало» дворянское происхождение и репрессии.

Аксаковы

Самым активным представителем фамилии Аксаковых был Борис Сергеевич Аксаков. Бывший офицер, он работал на Сызрасньско-Вяземской железной дороге, уехал в Казахстан на сельхохозяйственные работы. В 1930-годы работал экономистом. Сестры Бориса – Ксения, Нина и Вера – тоже нашли себе занятие. Ксения работала в системе народного образования, Нина – заместителем начальника в Кадровом секторе Госплана. Вера получила должность машинистки в Жиртресте. При советской власти и мужчины и женщины рода Аксаковых нашли себе занятие и смогли грамотно адаптироваться в новом обществе.

Зворыкины

Зворыкины интересны тем, что именно они так яростно выступали против работающих дворян. Для них особенно болезненна была потеря недвижимого имущества, как источника денег. Но они смогли свои увлечения превратить в профессию. Например, Николай Зворыкин увлекался охотой, и при советской власти устроился на работу в Лесосоюз, а с 1925 года публиковал рассказы в охотничьих журналах. Федор Зворыкин в 1920-х писал фокстроты для певцов и артистов. Но дело шло не слишком успешно, поэтому Федор окончил курсы иностранных языков и преподавал английский язык. Надежда Зворыкина давала частные уроки английского языка, а Ксения Зворыкина работала библиотекарем в Смольном институте.


Самое обсуждаемое
Шарль де Голь (различные взгляды на жизнь и деятельность) Франция и европа Шарль де Голь (различные взгляды на жизнь и деятельность) Франция и европа
Мгу экология и природопользование Мгу экология и природопользование
Феодалы в раннем средневековье Феодалы в раннем средневековье


top