Михаил Ломоносов. «Он был первым нашим университетом. …он создал первый университет. он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом… (а. с. пушкин) м. в. ломоносов великий сын россии. Так говорил Михаил Ломоносов

Михаил Ломоносов. «Он был первым нашим университетом. …он создал первый университет. он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом… (а. с. пушкин) м. в. ломоносов великий сын россии. Так говорил Михаил Ломоносов

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Михаил Ломоносов мечтал догнать и перегнать Европу

300 лет назад, 19 ноября 1711 года, родился Михаил Ломоносов - первый русский академик, основатель Московского университета, человек энциклопедических познаний, который, по выражению Пушкина, "сам был нашим первым университетом".

По своим убеждениям Ломоносов был патриотом и адептом догоняющей модернизации. Его маяком являлась Европа, а главным лозунгом жизни - слова из собственного стихотворения: "Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов [Ньютонов] российская земля рождать!".

В сталинскую эпоху сложился образ Ломоносова, имевший мало общего с действительностью. Его представляли, во-первых, угнетенным пролетарием, во-вторых, борцом против реакционной и антинациональной власти, в-третьих, гениальным исследователем.

Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом А.С. Пушкин

Репутация Ломоносова как великого ученого преувеличена. Ломоносова называют открывателем фундаментального закона сохранения массы, но вообще-то, его сформулировал и экспериментально доказал француз Лавуазье. Ломоносов лишь обмолвился в частном письме академику Эйлеру, что "сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому", что тянет лишь на блестящую догадку.

По специальности геолог и химик, самое значительное свое открытие Ломоносов совершил в области астрономии. В мае 1761 года, наблюдая в телескоп за прохождением Венеры по диску Солнца, он заметил, что "солнечный край чаемого вступления стал неявственен и несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде ровен", и "рассудил", что ближайшая соседка Земли "окружена знатной воздушной атмосферой, таковой, какова обливается около нашего шара земного".

Однако этот факт, как указывают источники, "прошел незамеченным", в силу чего ряд авторов отдает приоритет обнаружения венерианской атмосферы английскому астроному Уильяму Гершелю.

Главная историческая роль Ломоносова в другом. Он был крупным организатором науки и просвещения, популяризатором знаний, успешным лоббистом исследовательских и образовательных проектов.

Михаил Васильевич никогда и не думал бороться с властями, а наоборот, не был чужд придворных интриг, политической конъюнктурности и лести. Однако, по мнению большинства историков, это вряд ли может быть поставлено ему в вину: иначе он и дела бы не сделал.

Дух свободы

Ломоносов родился через два года после Полтавской победы , на столетия вперед определившей будущее России как европейской державы.

По оценке биографов, ключевую роль в формировании его незаурядной личности сыграло происхождение с Русского Севера, населенного поморами и черносошными крестьянами, не знавшими крепостного права.

"В целой России в начале XVIII века едва ли была какая иная область, кроме Двинской земли, с более благоприятной историческою почвою и более счастливыми местными условиями", - писал историк Владимир Ламанский.

Image caption Земляки Ломоносова ходили в море на таких кораблях

Северяне "избывали деньгами, развивая товарное хозяйство, торговлю и ремесла", умели за себя постоять, и грамотных среди них было больше, чем среди простых людей в центральной России. К тому же они задолго до Петра I отлично владели навигацией.

Отец будущего академика был, по меркам Холмогор, весьма не беден, имел много земли и хороший дом, но главным источником дохода являлся морской промысел. Михаил Васильевич впоследствии писал, что отец "довольство кровавым по́том нажил".

Мальчик ходил с отцом в море с 10 лет. По-видимому, не случайно он произнес впоследствии знаменитые слова: "российское могущество прирастать будет Сибирью", а среди его научных интересов важное место занимали морские льды, северные сияния, и прочие "арктические" темы.

От предков Ломоносов унаследовал отменную физическую стать. Однажды в Петербурге он, уже будучи академиком, в одиночку скрутил трех грабителей, напавших на него на улице.

Талантливый самородок

Ломоносов выучился у местного дьячка и к 14 годам превзошел наставника в умении писать и считать.

Image caption У 14-летнего Михаила был каллиграфический почерк

Овдовевший отец женился на другой женщине. Мачеха, по воспоминаниям Ломоносова, обращалась с ним плохо, что выражалось главным образом в постоянных насмешках над его любовью к книгам и тягой к какой-то иной жизни.

Когда Михайле сравнялось 20, отец и мачеха задумали его женить. Обзавестись семьей означало похоронить мечту о науке и большом мире. Юноша бежал в Москву с купеческим обозом, прихватив из дома только три книги: "Арифметику" Магницкого, "Грамматику" Смотрицкого и "Псалтырь" Полоцкого.

В Москве он поступил в Славяно-греко-латинскую академию - знаменитое учебное заведение, основанное еще при царе Федоре Алексеевиче выходцами из Киево-Могилянской академии, и проучился в ней пять лет.

О тяготах студенческой жизни Ломоносов впоследствии красочно поведал в известном письме своему покровителю Ивану Шувалову. "Стипендия" составляла три копейки в день, из которых он покупал на "денежку" (полкопейки) хлеба, на денежку кваса, а остальное тратил на одежду и книги. Товарищи, намного младше его годами, "кричали и перстами указывали: смотри-де, какой болван лет в 20 пришел латыни учиться!".

В академии определились интеллектуальные наклонности Ломоносова: математика и гуманитарные науки казались ему слишком абстрактными, а более всего нравились наблюдения над природой.

Науки юношей питают, отраду старым подают. В счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут Михаил Ломоносов

Вскоре после того как Ломоносов окончил академию, правительство озаботилось тем, что геологи-иностранцы не желают ехать в далекую Сибирь, и решило послать двенадцать юношей в Германию учиться горному делу. Чтобы оказаться в их числе, способный выпускник за шесть месяцев выучил немецкий язык, которым прежде не владел.

Он три года проучился в Марбургском университете, и еще два года прожил за границей на вольных хлебах. Будущий критик "немецкого засилья" в Российской академии наук не только получил образование в Германии, но и женился на немке, дочери своего квартирного хозяина.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург и приступил к работе в должности адъюнкта физического класса Академии наук.

"Министерство науки"

РАН с момента своего создания являлась и поныне является уникальным учреждением.

Image caption Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов окончил в числе лучших выпускников

В Европе исследованиями занимались либо университетские преподаватели, либо богатые любители. Академии изначально возникли как дискуссионные клубы и были общественными организациями, куда признанные представители научного мира принимали коллег по совокупности заслуг.

Венцом карьеры ученого являлось звание профессора, а не академика, приносившее почет, но не деньги.

Петр I создал Академию наук, как государственное учреждение. Академики и адъюнкты состояли на службе, имели классные чины и получали жалованье не за преподавание и издание книг, а за исследовательскую работу.

Это позволяло ученым искать и творить, не беспокоясь о хлебе насущном, зато ставило их в полную зависимость от правительства.

Придворный пиит

Первые годы Ломоносов работал успешно, но ничем особенным среди коллег не выделялся.

Однако в 1748 году он сочинил хвалебную оду императрице Елизавете Петровне, которая вызвала высочайшее одобрение и принесла автору крупную денежную премию, выплаченную медными монетами, для доставки которых потребовались две телеги.

С тех пор Ломоносов сделался вхож в высшие круги. И в дальнейшем он воспевал Елизавету в выражениях наподобие: "Богиня, дщерь божеств, науки основавших и приращенье их тебе в наследство давших… Коль милосердна ты, коль счастлива Россия, что царствуют с тобой в ней времена златыя!".

В 1749 году Елизавета взяла в фавориты 22-летнего Ивана Шувалова. Это был европейски образованный и либерально настроенный вельможа, который переписывался с Гельвецием и Вольтером и даже предлагал государыне ввести конституцию.

Ломоносов стал вхож в придворные круги, стал читать воспевающие Елизавету вирши по праздникам, и хотя Елизавету, судя по всему, глубоко не уважал, многое от нее получил Андрей Буровский, историк

В отличие от мечтательного Ивана, его двоюродный брат Петр был крупным администратором и оборотистым дельцом.

Став, благодаря отношениям Ивана с Елизаветой, фактическим правителем империи, он оставил свой след во многих областях: в частности, принял на вооружение российской армии первую в мире длинноствольную гаубицу, знаменитый "шуваловский единорог", прослуживший около 100 лет, основал первый в России Дворянский банк, дававший помещикам долгосрочные кредиты под залог деревень и 6% годовых (отсюда часто встречающееся в русской классической литературе понятие "заложить имение"), а для себя получил монополию на рыбные и тюленьи промыслы, приносившую сказочные доходы.

С Иваном Шуваловым, покровительствовавшим наукам и искусствам, у Ломоносова возникла тесная дружба. Короткое шутливое стихотворение, в котором ученый благодарил графа за присланные в подарок ананасы и ящик шампанского, стало первым известным произведением русской литературы, в котором употреблялась ненормативная лексика.

Сама Елизавета была малообразованной женщиной, до конца жизни считавшей, что в Англию можно проехать посуху. Посетив созданную Ломоносовым химическую лабораторию, она не поняла его объяснений и милостиво махнула рукой: "Хватит, Михайла Васильевич, все равно ничего не разберу, делай свою лабораторию, а то лучше бы вирши писал".

Однако императрица позиционировала себя как "дщерь Петрова", поборница реформ и просвещения.

"Зловредный норманизм"

Оды сочинял не только Ломоносов, и одного этого, вероятно, было бы недостаточно, чтобы приобрести вес при дворе.

В биографии Ломоносова есть страница, по мнению многих современных исследователей, не делающая ему чести. При его непосредственном участии в российской науке впервые развернулась идеологическая дискуссия, весьма похожая на сталинские погромы кибернетики и генетики.

Его коллега Готлиб Байер на основании Ахенской хроники Карла Великого утверждал, что слово "русы" первоначально относилось к скандинавскому племени, а затем распространилось на всех жителей территории, завоеванной потомками Рюрика.

Никаких политических выводов из своих изысканий Миллер и Байер не делали.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Императрица Елизавета в науке не разбиралась, но в споре о норманизме решительно поддержала Ломоносова

История прежде не входила в круг научных интересов Ломоносова. Но он уловил модный при дворе патриотический тренд: в российской Академии наук засели немцы, едят наш хлеб, да еще доказывают, что государственность России дали иностранцы!

Михаил Васильевич перевел труд Миллера с немецкого на русский язык, допустив при этом искажения и подтасовки (по нему, выходило, будто Миллер считает русских варварами, не способными к самостоятельному развитию), а затем написал на собственный перевод "Возражения", изобиловавшие политическими ярлыками и руганью.

Развернулась дискуссия, имевшая мало общего с поиском истины. Обе стороны апеллировали ко двору, Миллер, кроме того, жаловался европейским коллегам, обвиняя Ломоносова в интригах и недобросовестности.

В результате Миллера, виновного лишь в том, что он исправно читал и цитировал древнерусские летописи, понизили в должности с академика до адъюнкта и урезали ему годовое жалование с тысячи до 360 рублей.

Миллер еще легко отделался. При Сталине за приверженность "норманизму" можно было получить срок. "Возражения" Ломоносова переиздали и объявили непререкаемой истиной.

В настоящее время роль варягов в формировании Киево-Новгородской Руси под сомнение не ставится. Портретная галерея выдающихся правителей в Большом Кремлевском дворце открывается условным изображением Рюрика.

Основатель университета

Самым значительным деянием Ломоносова является, несомненно, создание в 1755 году Московского университета, в чем его активно поддерживал Иван Шувалов.

Соответствующий указ был подписан императрицей 12 (25) января, в день святой Татьяны , который с тех пор считается в России Днем студента.

Ломоносов разработал для него устав, настояв, чтобы получить высшее образование могли не только дворяне, но и простолюдины и чтобы университет обладал широкой автономией, не подчиняясь никому, кроме монарха, правительствующего сената и своего куратора. Первым куратором стал Шувалов.

Image caption МГУ носит имя своего основателя

При основании университет имел три факультета - философский, юридический и медицинский. Сейчас в нем 39 факультетов, на которых учатся около 40 тысяч студентов.

Свет университетского образования пришел в Россию позже, чем в другие страны. Первый в мире Болонский университет существует с 1088 года. Университет в Оксфорде был открыт в 1096 году, в Париже - в 1215 году, в Гарварде - в 1636 году, и даже в колониальной Гаване - в 1728 году.

Петр I придавал мало значения гуманитарным знаниям и за четверть века своей реформаторской деятельности университета не создал.

В умах основателей МГУ доминировала мысль: "Догнать Европу!".

Когда через некоторое время при университете открывали гимназию, ее первый директор, ученик Ломоносова Николай Поповский, держал перед учениками такую речь: "Если будет ваша охота и прилежание, то скоро вы сможете показать, что и вам от природы даны умы такие ж, какие и тем, которыми целые народы хвалятся; уверьте свет, что Россия больше за поздним начатием учения, нежели за бессилием, в число просвещенных народов войти не успела".

Московский университет около полувека оставался единственным в стране. Университеты в Петербурге, Казани, Харькове и Дерпте (Тарту) были открыты только при Александре I.

Разносторонние интересы

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Ломоносов преподнес Петру Шувалову его мозаичный портрет собственной работы

Еще один успешный проект Ломоносова - возрождение в России искусства мозаики, заброшенного после татаро-монгольского нашествия.

Первые мозаичные картины привез в Петербург из Италии граф Третьяков. Ломоносов увлекся этим делом, сочинил специальную оду "О пользе стекла" и организовал близ Ораниенбаума мозаичную мануфактуру, для чего получил от казны четыре деревни с крепостными.

Менее удачной оказалась экспедиция с целью поиска Северо-Западного прохода из Атлантического в Тихий океан (вдоль северных берегов Гренландии и Канадского архипелага).

Ломоносов предполагал, что севернее 80-й параллели арктические моря свободны ото льда, но надежда не оправдалась. Корабли под командой капитана Василия Чичагова дошли только до Шпицбергена и вынуждены были повернуть обратно.

Примерно в ту же пору и столь же безуспешно Северо-Западный проход пытались отыскать Кук и Лаперуз.

Оды Ломоносова по всей справедливости можно считать началом русской литературы Виссарион Белинский

Ломоносов заслуженно считается основоположником не только русской науки, но и русской литературы. Вместе с Антиохом Кантемиром, Александром Сумароковым и Василием Тредиаковским он входит в число родоначальников отечественной поэзии.

Сегодня их стихами, мягко говоря, никто не зачитывается, но важно, что они были первыми.

Одним из побочных последствий рыночных реформ в современной России стало падение престижа и поддержки науки, не дающей быстрой финансовой отдачи.

Критики такого положения указывают, что торговать газом и импортным ширпотребом - дело, конечно, нужное, но страна, не занимающая авангардных позиций в области фундаментальных исследований, не может претендовать на достойное место в мире.

По их мнению, российской науке сегодня не помешал бы человек с авторитетом и организаторскими способностями Ломоносова.


История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Это первый русский учёный – естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик (он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики, заложил основы науки о стекле), астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Словом, один из самых выдающихся светил мировой науки.


Декабря в Холмогорской воеводской канцелярии получил паспорт (?) декабря отправился пешком в Москву января зачислен учеником в Московскую славяно-греко-латинскую академию учёба в Московской Славяно-греко-латинской академии учёба в Киево-Могилянской академии января зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию обучался в Марбургском университете с января слушает курс механики профессора Х.Вольфа и курс теоретической химии профессора Ю. Г. Дуйзинга в феврале женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх ноября родилась дочь; 9 ноября крещена в церкви реформаторской общины с именем Екатерина-Елизавета под руководством И.Ф.Генкеля обучался горному делу мая обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх в конце мая, направляясь на родину, под Дюссельфордом «показался пруссакам годною рыбою на их уду» и обманом «забрит» был в рекруты, но в октябре бежал, прибыл чрез Арнгейм и Утрехт в Амстердам далее в Гаагу и, только после возвращения вновь в Амстердам, оттуда отправился морем в Россию июня вернулся в Санкт-Петербург декабря в Марбурге у Ломоносова родился сын, названный при крещении Иваном января определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств июля назначен профессором химии июня впервые читает на русском языке публичные лекции по физике создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию проводил в химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, химическому анализу руд февраля родилась дочь Елена в химической лаборатории читал первый в истории курс лекций по физической химии основана стекольная фабрика в деревне Усть-Рудица по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет назначен советником Академической канцелярии становится руководителем Исторического собрания, Географического департамента, академических университета и гимназии апреля Шведская королевская академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом октября избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы) (?) апреля избран почётным членом Академии наук Болонского института апреля скончался от воспаления легких в собственном доме на реке Мойке апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры


Родился Михаил Васильевич 19 ноября в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в довольно зажиточной семье помора Василия Дорофеевича () и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. О первых годах жизни Михаила Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой». " Михайло Ломоносов", 1986 г. Балет. Фотосессии. КИНО Личность М. В. Ломоносова можно понять, только составив представление о природе, в окружении которой он вырос, о том, что он был выходцем из той части русского народа, которая никогда не испытывала гнёта ига и не знала рабства. Здесь обретались потомки новгородцев, не знавшие крепостного права, «черносошные», государственные крестьяне, строгие в нравах, деятельные, независимые, «умевшие за себя постоять, сплотившись в земские миры». Им неведома была барщина, бремя государственных обложений, они избывали деньгами, развивая товарное хозяйство, торговлю и ремёсла. Поморы владели навигацией, ходили в Ледовитый океан, к Новой земле. На Мурмане промысловые становища, лов вели огромными сетями, охотились, варили соль, смолу, добывали слюду. Здесь богатая традиция художественного рукоделия. При отсутствии школ, поморы учили грамоте друг друга, переписывали и бережно хранили рукописные книги. Юношеский подчерк М.Ломоносова


В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал. О своём поступлении в «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко- латинскую академию М. В. Ломоносов пишет: «В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки на день, а в седьмой 4 копейки на день…» Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, в библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, издания светского содержания и философские, и даже физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском». Современные исследователи отмечают глубокое знакомство Ломоносова с самыми разными жанрами древнерусской литературы. Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий. В 1730 году его перевели в латинский грамматический класс. Московская славяно-греко-латинская академия


В 1740-х годах М. В. Ломоносов в «собственноручных черновых тетрадях» «Введение в истинную физическую химию» (лат. Prodromus ad verum Chimium Physicam), и «Начало физической химии потребное молодым, желающим в ней совершенствоваться» (лат. Tentamen Chymiae Physicae in usum studiuosae juventutis adornatum) уже дал абрис будущего курса новой науки, более строго оформившийся к январю 1752 года, о чём учёный пишет в итогах 1751-го: «Вымыслил некоторые новые инструменты для Физической Химии», а в итогах 1752-го «диктовал студентам и толковал сочиненные мною к Физической Химии пролегомены на латинском языке, которые содержатся на 13 листах в 150 параграфах, со многими фигурами на шести полулистах». Тогда М. В. Ломоносовым была намечена огромная программа изучения растворов, которая не полностью реализована и по сию пору. М. В. Ломоносовым были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Важной особенностью той науки, основу которой заложил М. В. Ломоносов, явился его метод, подразумевающий исследование связи физических и химических явлений. Постоянно занимаясь практической наукой, он находит подтверждение в ней своим теоретическим воззрениям, но не только тому служит эксперимент учёный применяет его для развития практики как таковой, опирающейся на понимание закономерностей тех или иных процессов. Настоящая методика касается не только химии и физики, но и вопросов химизма, сопровождающего электрические опыты и оптические явления свойств объектов исследования, химического их состав и молекулярного строения. Все эти факторы говорят о хорошо осознанной, разработанной и последовательно применяемой системе взглядов и приёмов, которая, с точки зрения теории познания даёт корректное экспериментальное подтверждение гипотезам, способным вследствие того становиться основой теории. Этот методологический круг можно определить, перефразируя самого учёного, как «оживляющий» теорию и делающий практику «зрячей».


В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или, как вариант, холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.XVIII векатеплородаРобертом Бойлем М. В. Ломоносов обращает внимание научного сообщества на то, что ни расширение тел по мере нагревания, ни увеличение веса при обжиге, ни фокусировка солнечных лучей линзой, не могут быть качественно объяснены теорией теплорода. Связь тепловых явлений с изменениями массы отчасти и породили представление о том, что масса увеличивается вследствие того, что материальный теплород проникает в поры тел и остается там. Но, спрашивает М. В. Ломоносов, почему при охлаждении тела теплород остаётся, а сила тепла теряется? Опровергая одну теорию, М. В. Ломоносов предлагает другую, в которой он отсекает лишнее понятие теплорода. Вот логические выводы М. В. Ломоносова, по которым, «достаточное основание теплоты заключается»: 1) «в движении какой-то материи» так как «при прекращении движения уменьшается и теплота», а «движение не может произойти без материи»; 2) «во внутреннем движении материи», так как недоступно чувствам; 3) «во внутреннем движении собственной материи» тел, то есть «не посторонней»; 4) «во вращательном движении частиц собственной материи тел», так как «существуют весьма горячие тела без» двух других видов движения «внутреннего поступательного и колебательного», напр. раскалённый камень покоится (нет поступательного движения) и не плавится (нет колебательного движения частиц). Эти рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Теория, как и полагается, более критиковалась, нежели принималась учеными. В основном критика была направлена на следующие стороны теории: Частицы М. В. Ломоносова обязательно шарообразны, что не доказано (по мнению Рене Декарта прежде все частицы были кубические, но после стерлись до шаров);Рене Декарта кубическиешаров Утверждение, что колебательное движение влечет распад тела и потому не может служить источником тепла, тем не менее, общеизвестно, что частицы колоколов колеблются веками и колокола не рассыпаются; Если бы тепло путем вращения частиц передавалось лишь передачей действия, имеющегося у тела, другому телу, то «б и куча пороху не загоралась» от искры; И так как, вследствие затухания вращательного движения при передаче его от одной частицы к другой «теплота Ломоносова купно с тем движением пропала; но сие печально б было, наипаче в России».


26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы. Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира. Эффект увидели многие наблюдатели: Шапп ДОтерош, С. Я. Румовский, Л. В. Варгентин, Т. О. Бергман, но только М. В. Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией солнечных лучей, происходящей в наличествующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении (у М. В. Ломоносова «пупырь»), получил его имя «явление Ломоносова». Учёным было сконструировано и построено несколько принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. М. В. Ломоносов создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; прибор «для сгущения света», названную им «ночезрительной трубой», предназначавшаяся для рассмотрения на море удалённых предметов в ночное время или, как говорится в его статье тому посвящённой «Физическая задача о ночезрительной трубе» (1758) служившую возможности «различать в ночное время скалы и корабли». Также М. В. Ломоносовым разработан и построен оптический батоскоп или новый «инструмент, которым бы много глубже видеть можно дно в реках и в море, нежели как видим просто. Рисунки М. В. Ломоносова из рукописей


В годах, занимаясь изучением атмосферного электричества, М. В. Ломоносов ставит задачу написания труда, посвящёного общей теории электричества. К работе над латинской рукописью учёный приступил только в апреле 1756 года, но уже в мае переключившись на «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», оставляет первую, не завершив. М. В. Ломоносов «Слово о явлениях воздушных…» В работах М. В. Ломоносова, посвящённых исследованию электричества особенно ценным является направленность их от качественных наблюдений к установлению количественных закономерностей формированию основ теории электричества. Занимаясь независимо этими исследованиями, он с Г. В. Рихманом и Б. Франклин добились наиболее убедительных результатов. В ходе этих совместных с М. В. Ломоносовым исследований в 1745 году Г. В. Рихманом разработан первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения «электрический указатель», который, в отличие от уже использовавшегося электроскопа, был «снабжён деревянным квадрантом со градусной шкалой для измерения степени электричества» *** 26 ноября 1753 года им был сделан большой доклад «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» и, что немаловажно на русском. М. В. Ломоносовым была представлена его строго научная теория атмосферного электричества, которая в полной мере соответствует современным взглядам, данных явлений касающихся.


В рамках метеоисследований, в том числе измерений на разных высотах (температура, давление и т. д.), М. В. Ломоносов, независимо от идеи Леонардо да Винчи, чьи труды найдены много позже, разработал летательный аппарат вертикального взлёта первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов только подъём метеоприборов. Документы показывают, что учёный сделал его действующую модель. По протоколу конференции Академии Наук (1754, июля 1; перевод с латинского) и в отчёте М. В. Ломоносова о научных работах в 1754 году (1755): « 4...Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретённую им машину, называемую им аэродинамической [воздухобежной], которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух [отбрасывать его вниз], отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха, с той целью, чтобы можно было обследовать условия [состояние] верхнего воздуха посредством метеорологических машин [приборов], присоединённых к этой аэродинамической машине. Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположного конца. Как только пружина заводилась, [машина] поднималась в высоту и потом обещала достижение желаемого действия. Но это действие, по суждению изобретателя, ещё более увеличится, если будет увеличена сила пружины и если увеличить расстояние между той и другой парой крыльев, а коробка, в которой заложена пружина, будет сделана для уменьшения веса из дерева. Об этом он [изобретатель] обещал позаботиться... / 5...Делал опыт машины, которая бы, поднимаясь кверху сама, могла поднять с собою маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине, которая хотя с лишком на два золотника облегчилась, однако к желаемому концу не приведена.»… «Прототип» М. В. Ломоносова. 1754


* Вклад в развитие риторики Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию. *Грамматика и теория стиля «Российская грамматика» основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов. Разработал стилистическую систему русского языка теорию трёх штилей (книга «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке»). *Поэтическая теория и практика Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антоновичу, «Вечернее размышление»), затем облегчённый пропусками ударений. Основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской оды. Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью (дидактическое послание к Шувалову, «Размышления»); он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). Неоконченная поэма «Пётр Великий» стала попыткой национального эпоса. Многие строки Ломоносова стали крылатыми. М. В. Ломоносов. Русская грамматика на немецком. Санкт-Петербург. 1764


В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. В религиозных верованиях роксоланов присутствует поклонение Перуну. Отсюда, отождествление их со славянским населением. Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики. Вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков. Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет» скандинавы. Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и т. н. «чуди» (в терминологии Ломоносова это финно-угры). Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера. Основной труд по истории «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян обнаруживает множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же. Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей. Кроме того, еще при жизни Ломоносова «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод. М. В. Ломоносов как историк является представителем либерально-дворянского направления в российской историографии XVIII в. Он был сторонником сарматской теории. Считал, что русы, роксоланы происходят с побережья Чёрного моря. Используя «Окружное послание патриарха Фотия», опровергал норманскую теорию.




В этой книге будет часто встречаться дорогое для русских и русской науки имя - Михаил Васильевич Ломоносов. Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал о нем: «Ломоносов был великий человек. Между Петром Первым и Екатериной Второй он один является самобытным сподвижником Просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Каждому нашему пытливому соотечественнику Михайло Васильевич Ломоносов необыкновенно близок. С него хочется брать пример, потому что гигантская личность Ломоносова доказывает: начал с нуля, с зимней дороги из поморского селения в Москву, а окончил дни великим ученым и вечной российской славой.

Не стоит сетовать на то, что путь Михаилы Васильевича был тернист. Никто из нас не сможет вспомнить и назвать хотя бы одного творца, чьи будни были бы райским бытием. Поэтому все до черточки закономерно и естественно в жизни Ломоносова.

Уход из родительского дома в 19 лет.

Нелегкое учение в России и за границей: над книгами он просиживал сутками. Жесткая экономия в быту: скудная пища, обрывание перьев для письма у гусей на московских прудах, скромное платье.

Непонимание и насмешки современников.

И даже кажущийся теперь анекдотичным - случай с ограблением. Шел однажды Ломоносов по Васильевскому острову, что в Петербурге, и напали на него три матроса: чего бы лихим молодцам не ограбить одинокого путника? Так Михайло Васильевич одного мошенника поколотил, оставив без чувств, другого обратил в бегство, а третьего проучил тем же манером, о каком сами матросы помышляли. Снял с бедолаги камзол, куртку, штаны и принес

Ломоносов и матросы

добычу домой. Так-то вот обижать российского гения, даром, что ли, архангельский мужик!

Заслуги Ломоносова перед Россией огромны и поражают своим многообразием. Он был энциклопедист. И, как считал другой наш великий русский ученый, Сергей Иванович Вавилов (1891-1951), энциклопедичность Ломоносова была его внутренней потребностью. Михайло Васильевич сочинял стихи, занимался проблемами физики, постигал тайны античной мозаики, сделал много открытий в астрономии, химии, географии, геологии, истории, кристаллографии. Создал новую науку - физическую химию.

Ум его был дерзок, пытлив и быстр. Жажда познания похожа на жажду путника в пустыне.

Сладость открытий не кружила ученому голову, а толкала вперед и вперед к новым тайнам… Стоит по-доброму позавидовать Ломоносову: неистребимая потребность «оседлывать» научные задачи заменяла ему мечты о роскошной жизни со слугами, пышными праздниками и обедами, разными другими удовольствиями.

Наверное, и в этом стоит брать пример с Ломоносова: стремиться всю жизнь делать дело, а на потеху, как известно, тратить час…

Последние годы Ломоносова были отмечены признанием и почетом - сама Екатерина II благосклонно жаловала ученого милостями. Ломоносов же, став знаменитым, своим привычкам не изменял: принимал гостей в китайском халате; между земляками-архангелогородцами и важными вельможами различий не делал; обожал холодное, прямо со льда. пиво.

Умер Михайло Васильевич от весенней простуды всего 54 лет от роду…

Ломоносову принадлежит следующее высказывание: «Мой покоя дух не знает».

Наверное, самое естественное состояние для творческого человека, ученого - это душевное беспокойство, толкающее его за рыбным ли обозом, следующим из поморских земель в Москву, к письменному ли столу, на котором лежат чистый лист бумаги и отточенное перо… Главное - вперед и вперед, глубже и глубже в лабиринт непознанного, неизвестного, манящего.

Именем Ломоносова названы город, течение в Атлантическом океане, подводный хребет в Северном Ледовитом океане.

19 ноября в Московском университете прошли праздничные мероприятия, посвященные трехсотлетию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Утром с малой родины М.В. Ломоносова – Архангельской области в Москву к старому зданию на Моховой улице в центре столицы прибыл символический «Факел знаний». От факультета журналистики МГУ эстафета прошествовала по улицам Москвы к Универитетской плозащади и по аллее ученых - к Главному зданию МГУ. В полдень возле памятника М.В. Ломоносову состоялся концерт.

В фойе Актового зала МГУ были представлены оригиналы работ М.В. Ломоносова, как научных, так и поэтических, на русском, французском и латинском языках.

Торжественное заседание в Актовом зале Главного здания МГУ открыл ректор МГУ В.А. Садовничий, отметив, что это огромная честь – обладать правом первой речи на столь торжественном мероприятии. После этого на трибуну были приглашены почетные гости.

Первым выступил министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, который зачитал поздравление от Д.А. Медведева. Особенно отмечен был тот факт, что именно М.В. Ломоносов заложил основы академической школы в нашей стране, оставил богатое научное наследие и привил принцип гуманизма образования в России.

О богатом наследии Михаила Васильевича говорил также и заместитель председателя Правительства РФ С.Б. Иванов. И одной из самых важных его частей является формирование системы образования. Принцип фундаментальности, неразрывной связи образования и науки, стал во многом определяющим для последующих успехов российской науки. Именно поэтому, по мнению гостя, мы имеем право гордиться достижениями своей страны. По словам Сергей Борисовича, «становление науки – дело государственной важности».

В своей речи В.А. Садовничий отметил, что в зале собрались ректоры не только ведущих вузов страны, но и стран СНГ – целая научная корпорация, корни которой уходят в научные исследования Михайло Ломоносова. Он не только понял роль науки в истории России, но и посвятил ей всю свою жизнь. Ученый провел огромное количество исследований в самых разных областях, и совершил множество открытий, в числе которых открытие атмосферы Венеры. Ломоносов был мастером мозаичного дела, создавал машины для изучения таких природных явлений, как гром и молния. Он разработал план прохождения экспедиции по Северному морскому пути, описал, какие именно исследования стоит проводить. Зная что целью такой экспедиции является приращение Россией территорий, ученый говорил о том, что на берегах обязательно следует оставлять столбы с датой высадки, чтобы в дальнейшем не возникало споров. Несмотря на то, что экспедиция, увы, не была успешна из-за некоторых недочетов, с ней связана одна крайне любопытная история. Виктор Антонович рассказал о письме, которое пришло в МГУ несколько дней назад. Это была копия письма ректора Йельского университета с просьбой держать его в курсе событий экспедиции и провести несколько особо важных экспериментов. Однако, узнав о смерти Ломоносова, письмо ректор не отправил. И только сейчас дошло оно до России. Оригинал этого письма хранится сейчас в архиве Франклина в Филадельфии.

Президент РАН Ю.С. Осипов отметил, что в Ломоносове сочетались как будто два человека – романтик и прагматик, стихотворец и ученый. Он был отцом русской литературы и физической химии, исследователем земли и языка, поразительно талантливым и всесторонне развитым гением со сложным характером и непоколебимыми принципами.

Слова благодарности ученому в этот день произнесли и другие гости, среди которых были и космонавты, поздравившие собравшихся в зале прямо с борта МКС. Не раз звучали строки о том, что М.В. Ломоносов – это не только гордость России, но поистине гордость всего человечества.

Эффектно окончил свою речь губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук. Его пожелание можно отнести и к нам, наследникам интеллектуального богатства Михаила Васильевича: «Необходимо жить и работать по-ломоносовски: с глубокой и непоколебимой верой в народ и в Россию!»


Самое обсуждаемое
Жизнь индейцев Аризоны после «заморозков Апачи- ожесточенные воины и опытные стратеги Жизнь индейцев Аризоны после «заморозков Апачи- ожесточенные воины и опытные стратеги
Изольда и Тристан: красивая история вечной любви Изольда и Тристан: красивая история вечной любви
Стипендия программы пять с плюсом Стипендия программы пять с плюсом


top