Поэзия 19 века о родине. Стихи о родной природе поэтов XIX века. Из зарубежной литературы

Поэзия 19 века о родине. Стихи о родной природе поэтов XIX века. Из зарубежной литературы

Урок литературы в 5 классе. Учитель Савицкая Е.В.

Тема: Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

Тип урока: урок – путешествие.

Цели урока:

    Общеобразовательная: обобщает знания учащихся по пейзажной лирике, учит защищать тему, формирует умения выразительно декламировать стихотворения, артистично читать прозаический текст собственного сочинения, развивает умение анализировать стихотворный текст, учит разделению функций

    Развивающая: развивает способность видеть эстетическую ценность стихотворных, живописных произведений, оценивать их своеобразие, развивает устную монологическую речь учащихся

    Воспитательная: воспитывает коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще.

Оформление урока:

    Репродукции картин русских художников-пейзажистов

    Выставка рисунков и творческих работ учащихся

    Музыка «Времена года» П. И. Чайковского или Вивальди

    Оформленные столы групп времён года

    Стол жюри

Подготовка к уроку, домашние задания.

К уроку дети разделены на группы по временам года. Им дано задание представить своё время года.

Каждой группе даётся задание:

1. Подготовить выразительное чтение стихотворение стихотворения (Весна - «Весенние воды» Тютчева, лето - Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» или «Ласточки пропали...», осень - Пушкин «Осень» или любое другое, зима - Тютчев «Чародейкою зимою...»)

3. Выбрать ещё одно стихотворение о «своём» времени года. Подготовить его выразительное чтение наизусть

4. Оформить стол «своего» времени года красками или символами времени года, например, аппликациями снежинок, молодого листочка или цветка. Можно переодеться в костюмы и представить своё время года

Советы к защите: один ученик читает стихотворение, другой делится впечатлениями о нём, третий оформляет стол, четвёртый читает наизусть другое стихотворение, пятый ведёт рассказ о времени года. Продумайте последовательность частей, кто будет выступать, отрепетируйте выступление. Каждый может внести свой вклад в оформление стола. Можно нарисовать иллюстрации к стихотворениям, портрет своего времени года. Можно сочинить и прочитать свои стихи.

Внимание! Вы должны уложиться во время - выступление длится 7 минут

Ход урока

* Урок начинается на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года»

1.Вступительное слово учителя :

У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы попутешествуем по календарю. А помогут нам в этом стихотворения о природе, которые вы знаете, ваши иллюстрации, ваши творческие работы. К уроку вы подготовились защищать своё время года, украсили свои столы. Ваше выступление будет оценивать строгое и компетентное жюри: старшеклассники.

Сейчас зима. (Учитель показывает соответствующую страницу календаря. Звучит музыка Чайковского). Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Снег мягким пушистым ковром укутал землю. Вот как передал красоту родной природы русские художники. (Далее учитель ведёт экскурсию по импровизированной выставке (репродукции картин художников), задаёт вопросы классу)

Зима пришла к нам в гости. Послушаем её представление.

2. Выступление групп (представление своего времени года)

Выступает группа «Зима»

Пройдёт время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, наступит весна. (Учитель показывает соответствующую станицу календаря. Звучит соответствующая музыка Чайковского). А вот как изобразили это молодое время года русские живописцы.

Выступает группа «Весна»

А следом за весной приходит яркое, ясное, жаркое лето. Вся природа благоухает и томится от буйных сил. Небо ярко, травы сочны, в воздухе стоит аромат цветов. Лето приносит нам много плодов. Особенно любил изображать художник Шишкин.

Выступает группа «Лето»

Наконец мы добрались до осени, печальной и в то же время яркой поры. Осень особенно любил Пушкин и посвятил ей множество своих стихов. Она вдохновляла поэта. Среди живописных полотен, посвящённых осени, выделяются произведения Левитана. Предоставим слово осени.

Выступает группа «Осень»

3.Заключительное слово учителя.

Вы чудесно поработали. Каждая группа нашла свои оригинальные пути решения защиты. Все были творческими и интересными. Но всё же, кто же, по мнению жюри, был лучшим? Уважаемое жюри, вам слово.

Поэты, о которых мы сегодня говорили, жили в разное время, но всех их объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами», так же как художники рисуют карандашом и кистью.

Стихи открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - тоже великое чудо. Но откроется оно только тому, кто добр, чуток, внимателен.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Зима – чудесное, волшебное, удивительное время года. Мы любуемся снегом, похожим на мягкое, пушистое покрывало, посеребренными деревьями, неповторимыми узорами на окнах, наслаждаемся морозным воздухом. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.

4 слайд

Описание слайда:

И.Крайнова «Мягкая зима в лесу» Е. Балакшин «Зимние забавы» И.И.Шишкин «Зима в лесу»

5 слайд

Описание слайда:

И.Ф.Анненский (1855-1909) Русский поэт, драматург, переводчик, критик, исследователь литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии Природа предстает в его поэзии в полутонах, переливах и тающих красках.

6 слайд

Описание слайда:

«Зимний романс» Застыла тревожная ртуть, И ветер ночами несносен... Но, если ты слышал, забудь Скрипенье надломанных сосен! На черное глядя стекло, Один, за свечою угрюмой, Не думай о том, что прошло; Совсем, если можешь, не думай! Зима ведь не сдатся: тверда! Смириться бы, что ли... Пора же! Иль лира часов и тогда Над нами качалась не та же?

7 слайд

Описание слайда:

Весна – это… Оказывается, об одном явлении можно рассказать по- разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека!

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

А.Н.Майков (1821-1897) Русский поэт, член-корресподент Петербургской АН. Миры природы и человека у Майкова слиты, едины. Характеристика природы становится чертой человека.

10 слайд

Описание слайда:

«Весна! выставляется первая рама…» Весна! выставляется первая рама – И в комнату шум ворвался, И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса. Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон - даль голубая видна... И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна!

11 слайд

Описание слайда:

Н.П.Огарев (1813-1877) Русский поэт, публицист, революционер. Природа в его стихах полна загадок и непонятного величия. Но человек не теряется в ней, не чувствует себя ничтожным и жалким, напротив – грандиозность явлений природы возвышает его душу.

12 слайд

Описание слайда:

«Весною» Брожу я по лесу тропою каменистой; Трепещут и блестят в ветвистой вышине Зеленые листы под влагою росистой, И сосен молодых дух свежий и смолистый В весеннем воздухе отрадно веет мне; Пчела жужжит, и ранний луч денницы Встречают песнями ликующие птицы. Схожу я к берегу на мшистый край стремнины, Смотрю - внизу река клокочет и шумит, За нею озимей спокойные равнины С их юной зеленью... Всё нежные картины! И столько счастливый и столько ясный вид, Что, весело смотря на все живое, Я чувствую в себе раздолье молодое.

13 слайд

Описание слайда:

А.К.Толстой (1817-1875) Русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых. Член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1873 года. Родная природа, сопровождающая человека на всех стадиях его жизни, чуткая к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

14 слайд

Описание слайда:

«Вот уж снег последний в поле тает…» Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет; Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет; Утром небо ясно и прозрачно, Ночью звезды светят так светло; Отчего ж в душе твоей так мрачно И зачем на сердце тяжело? Трудно жить тебе, мой друг, я знаю, И понятна мне твоя печаль: Отлетела б ты к родному краю И земной весны тебе не жаль... О пожди, пожди еще немного, Дай и мне уйти туда с тобой... Легче нам покажется дорога - Пролетим ее рука с рукой!..

15 слайд

Описание слайда:

Лето- это время года, когда природа находится в буйстве своих красок: много зелени, трав, цветов, природа щедро одаривает нас дарами: ягоды, грибы, овощи и фрукты- всем этим мы можем насладиться только летом.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

И.З.Суриков (1841 – 1880) Талантливый поэт -самоучка. Считал, что вылечить человека от всех болезней (и душевных, и физических) может только природа с ее первозданной простотой.

18 слайд

Описание слайда:

«После дождя» Гром отгремел, прошла гроза, - И в выси светло-голубой Прозрачней смотрят небеса, - И на смоченной мостовой Все громче грохот колеса. Открыты окна по домам - Весенний воздух свеж и чист; Куда ни взглянешь, тут и там Блестит дождем омытый лист. 1869

19 слайд

Описание слайда:

П.А.Вяземский (1792-1878) Русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель. В своих стихах философски осмыслял сходные моменты и явления в жизни человека и природы.

20 слайд

Описание слайда:

«Берёза» Средь избранных дерев береза Не поэтически глядит; Но в ней - душе родная проза Живым наречьем говорит. Милей всех песней сладкозвучных От ближних радостная весть, Хоть пара слов собственноручных, Где сердцу много что прочесть. Почтовый фактор на чужбине Нам всем приятель дорогой; В лесу он про?сек, ключ в пустыне, Нам проводник в стране чужой. Из нас кто мог бы хладнокровно Завидеть русское клеймо? Нам здесь и ты, береза, словно От милой матери письмо.

21 слайд

Описание слайда:

Прошло лето, стало холоднее. Но начало осени тоже очень красиво. Ни один человек не сможет не заметить те чудеса,которые происходят с наступлением осени. Это чудесное время года привлекло внимание русских поэтов и художников. По – разному они видели и слышали осень. Осень в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы. Это стихи опадающих листьев, нежных солнечных дней бабьего лета, стихи осеннего дождя. Грусть и тоска, радость и разочарование, всё переплетается в осеннем настроении. Слова в стихах об осени подчёркивают всю красоту русской природы и глубину русской поэзии.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Н. И. Гнедич (1784-1833) Русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН. Переводил произведения Ф. Шиллера, Вольтера, У. Шекспира. В 1829 опубликовал перевод «Илиады» Гомера.

24 слайд

Описание слайда:

«Осень» Дубравы пышные, где ваше одеянье? Где ваши прелести, о холмы и поля, Журчание ключей, цветов благоуханье? Где красота твоя, роскошная земля? Куда сокрылися певцов пернатых хоры, Живившие леса гармонией своей? Зачем оставили приют их мирных дней? И всё уныло вкруг - леса, долины, горы! Шумит порывный ветр между дерев нагих И, желтый лист крутя, далеко завевает, - Так всё проходит здесь, явление на миг: Так гордый сын земли цветет и исчезает! На крыльях времени безмолвного летят И старость и зима, гроза самой природы; Они, нещадные и быстрые, умчат, Как у весны цветы, у нас младые годы! Но что ж? крутитесь вы сей мрачною судьбой, Вы, коих низкие надежды и желанья Лишь пресмыкаются над бренною землей, И дух ваш заключат в гробах без упованья. Но кто за темный гроб с возвышенной душой, С святой надеждою взор ясный простирает, С презреньем тот на жизнь, на мрачный мир взирает И улыбается превратности земной. Весна украсить мир ужель не возвратится? И солнце пало ли на вечный свой закат? Нет! новым пурпуром восток воспламенится, И новою весной дубравы зашумят. А я останутся в ничтожность погруженный, Как всемогущий перст цветок животворит? Как червь, сей житель дня, от смерти пробужденный, На крыльях золотых вновь к жизни полетит! Сменяйтесь, времена, катитесь в вечность, годы! Но некогда весна несменная сойдет! Жив бог, жива душа! и, царь земной природы, Воскреснет человек: у бога мертвых нет!

Описание слайда:

«Отчизна» Природа скудная родимой стороны! Ты дорога душе моей печальной; Когда-то, в дни моей умчавшейся весны, Манил меня чужбины берег дальный... И пылкая мечта, бывало, предо мной Рисует всё блестящие картины: Я вижу свод небес прозрачно-голубой, Громадных гор зубчатые вершины... Облиты золотом полуденных лучей, Казалось, мирт, платаны и оливы Зовут меня под сень раскидистых ветвей, И розы мне кивают молчаливо... То были дни, когда о цели бытия Мой дух, среди житейских обольщений, Еще не помышлял... И, легкомыслен, я Лишь требовал у жизни наслаждений. Но быстро та пора исчезла без следа, И скорбь меня нежданно посетила... И многое, чему душа была чужда, Вдруг стало ей и дорого и мило. Покинул я тогда заветную мечту О стороне волшебной и далекой... И в родине моей узрел я красоту, Незримую для суетного ока... Поля изрытые, колосья желтых нив, Простор степей, безмолвно величавый; Весеннею порой широких рек разлив, Таинственно шумящие дубравы; Святая тишина убогих деревень, Где труженик, задавленный невзгодой, Молился небесам, чтоб новый, лучший день Над ним взошел - великий день свободы. Вас понял я тогда; и сердцу так близка Вдруг стала песнь моей страны родимой Звучала ль в песне той глубокая тоска, Иль слышался разгул неудержимый. Отчизна! не пленишь ничем ты чуждый взор. Но ты мила красой своей суровой Тому, кто сам рвался на волю и простор, Чей дух носил гнетущие оковы...

28 слайд

Описание слайда:

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Раздел «Из русской литературы XIX века» завершается произведениями Фета и Плещеева, Пушкина и Никитина, Тютчева и Сурикова о родной природе. На первом уроке школьники читают наизусть произведения о родной природе, известные им по начальной школе и самостоятельному чтению. Далее учитель обращает их внимание на то, что такие стихотворения не только показывают слушателям и читателям пейзаж, но передают настроение автора, мироощущение поэта. Именно это учитель продемонстрирует на примере стихотворных произведений или отрывков из них.

Чтением небольшой статьи и включенных в учебник стихотворений открывается новая тема. Различным временам года посвятили свои произведения писатели. Многие из них описали наступление весны и связанные с нею настроения. Каковы они? Как описывается наступление весны разными поэтами?

Школьники читают тексты стихотворений, выбирают стихотворения, которые будут учить наизусть к следующему уроку.

Пятиклассники подготовят рассказ об одном из авторов и прочитают наизусть стихотворение этого автора, включенное в учебник.

Таким образом, на следующем уроке звучат все стихотворения, которые есть в учебнике, исполняемые школьниками, и рассказы об авторах прочитанных текстов.

В конце урока подводятся итоги работы пятиклассников: кто подготовил наиболее интересные рассказы об авторах? Кому из пятиклассников удалось максимально передать при чтении настроение, характерное для прочитанного стихотворения?

На следующем уроке проверяется домашнее задание. Учитель знакомит с одним из стихотворений И. А. Бунина , рассказывает о нем и переходит к новой теме.

Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Помощь школьнику онлайн , Литература для 5 класса скачать , календарно-тематическое планирование

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русские поэты 19 века о Родине, о родной природе

Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

Зима недаром злится, Прошла ее пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон- И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.

Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет! Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!" Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893)

Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. "Весна!"- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят - кто больше всех Природы любит обновленье!

Иван Саввич Никитин (1824 -1861)

Утро Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит-разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт; По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Ф.И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу...


Русская поэзия немыслима без одной из главных ее тем - темы природы. Литература 19-го века оставила нам живописные, лиричные, трогательные, проникновенные зарисовки прелестных уголков природы, исполненных очарования и душевности. Прикоснемся к ним сердцем и мы, путешествуя по временам года и страницам любимых томиков стихов.

Ах, ты, зимушка-зима!

Один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова - Алексей Жемчужников - в коротенькой строчке выразил общее восхищение сказочной красотой русской зимы: «Так первый снег мне этот мил…». Поэзия родной природы, ее великолепие и блеск рисует нам и Пушкин в 5-ой главе «Евгения Онегина». Помните сцену «Утро Татьяны», когда она, проснувшись, глядит в окно и с радостью видит побелевший двор, крыши, морозные и меховые шубки деревьев, «блистательные ковры» на полях?

Вместе со своей героиней радуется поэт и веселым душевному подъему, творческому вдохновению. Русскому сердцу дорого это время года, заставляющее бурлить кровь, пробуждающее жизненные силы. Созвучна пушкинским строкам и поэзия родной природы, представленная в творчестве Некрасова, Полонского, Майкова, Фета, Бунина и многих других мастеров художественного слова. Они оставили нам свои удивительные стихи, от которых так и веет морозной свежестью, бодростью, явственно ощущается жизнерадостное, жизнеутверждающее начало. Более того, поэзия родной природы - это поэзия одухотворенной красоты и силы, величия и глубокого философского содержания. Такою предстает зима в известном нам фрагменте поэмы Некрасова «Мороз-Красный нос» - «Не ветер бушует над бором…». Пушистые вершины сосен, сияние льда на реках, россыпи цветных огоньков-снежинок в блеске холодного зимнего солнца - вот она, ослепительная краса, которую воспевает поэзия родной природы.

Зеленый шум

Радостны русскому человеку забавы зимы-матушки. Но вместе с нею открывается и новая страница нашей жизни. И родная природа в русской поэзии весенней поры предстает перед нами в своем ином, первозданном очаровании. Ф. И. Тютчев изображает весну в виде юной прелестницы, озорной насмешницы, которая не боится злобной ведьмы-зимы и покоряет всех своим совершенством. А вместе с ее приходом начинают трезвонить в поднебесье жаворонки, идет-гудет по земле «зеленый шум», цветут сады, цветет земля, цветет и душа людская. Об этом пишет Н. А. Некрасов в своем одноименном стихотворении. Прощаются обиды, забываются невзгоды, душа жаждет обновления, радости, любви. Недаром в нашем сознании весна ассоциируется с молодостью, дерзкими планами, яркими надеждами. Потому один из самых часто используемых авторами художественных приемов - олицетворение, подчеркивающее единение живой природы и человека.

Ах, лето красное!

Ликованием радости, благодарностью щедрости земли проникнута поэзия родной природы в стихах русских поэтов 19 века, посвященная лету. Здесь и тютчевский восторг перед неукротимыми грозами, и лермонтовское пышное цветение полей, когда «волнуется желтеющая нива», а малиновые сливы наполняют воздух сладким пьянящим ароматом. Поэзия лета одухотворенная, наполненная жизнью, движением, красками, звуками, запахами.

У А. И. Бунина это время года ассоциируется с детством, пропитанным солнцем, счастьем бытия, беззаботностью, когда лес кажется бесконечным дворцом, песок, словно горячий шелк, ласкает ноги, а кора сосен согревает теплом, как ласковая, натруженная, мозолистая отцовская ладонь. Поэты подчеркивают, что именно у природы должны мы, ее дети, учиться доброте и гармонии.

Очей очарование…

И, наконец, осень. Это любимое время года у большинства наших лириков, что совсем неудивительно! Пушкин, например, признавался, что «рад лишь ей одной». Осеннее разноцветие, хрупкая, яркая красота, последний всплеск жизненных сил природы перед долгим зимним сном - все это Тютчев очень тонко и точно назвал кроткой улыбкой увяданья. И летящие паутинки, и ясная улыбка солнечного луча сквозь тяжелые тучи, и светлость прозрачных вечеров, и грустно-сиротеющая земля - все прекрасно, трогательно, бесконечно дорого нам.

Для русских поэтов характерно народное представление об осени - времени сбора урожая, подведения итогов, неторопливое любование окружающим миром, понимание бренности всего земного, мудрое, смиренное принятие законов природы.


Самое обсуждаемое
юрий левитан мужественный, торжественный голос юрия левитана звучал как набат, как колокол в годину горя юрий левитан мужественный, торжественный голос юрия левитана звучал как набат, как колокол в годину горя
Краткая биография фаддея беллинсгаузена Краткая биография фаддея беллинсгаузена
Метод дистанционного зондирования Земли: характеристики и достоинства Что такое дистанционное зондирование земли Метод дистанционного зондирования Земли: характеристики и достоинства Что такое дистанционное зондирование земли


top