Почему й согласная. «Й», то есть «и краткое» это гласная или согласная буква Или какая? Согласные буквы и звуки

Почему й согласная. «Й», то есть «и краткое» это гласная или согласная буква Или какая? Согласные буквы и звуки

Правописание «Ы» и «И» после приставок
Для того чтобы безошибочно писать гласные «Ы» и «И» после приставок, необходимо запомнить, что после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не «И», а «Ы» в соответствии с произношением.
Например: ПОДЫТОЖИТЬ, ПРЕДЫДУЩИЙ.
Это правило не распространяется:
1) на слова с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- СУПЕРИГРА, ОСТИМПРЕССИОНИЗМ);
2) на слова с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);
3) на сложносокращенные слова (СПОРТИНВЕНТАРЬ);
4) на слово-исключение ВЗИМАТЬ, в котором после приставки ВЗ- произносится звук [и].

0 0 0

Буквосочетания согласных

Ch читается как "х": Loch [лох] – дыра,
chs читается как "кс": Fuchs [фукс] – лиса,
sch читается как "ш": Schrank [шранк] - шкаф,
sp/st в начале слова или в начале корня читаются как "шп/шт": spontan [шпонтан] - спонтанный / Stuhl (штуль) – стул,
tsch читается как твердое "ч": Deutsch [дойч] - немецкий язык, Quatsch [квач] - чепуха,
ck читается как твердое "к": drücken [дрюкэн] – давить,
qu читается как "кв": Quatsch [квач] - чепуха,
Суффикс -tion (всегда ударный) читается как нечто среднее между "циoн" и "цьон": Station [штацион] - станция.

Буквосочетания гласных

Ei читается как "ай": Weimar [Ваймар] (название города в Германии),
ie читается как долгое "и": Liebe [либэ] – любовь,
eu читается как "ой": heute [хойтэ] – сегодня,
äu читается также как "ой": Häuser [хойзэр] – домa.

Ударение в немецких словах почти всегда всего падает на первый слог, кроме:
1) слов с безударными приставками (be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss-);
2) заимствованных слов (Computer);
3) некоторых других исключений (например, warum).

0 0 0

1 Проверьте свои знания русского языка
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А. донельзЯ
Б. взЯла
В. граждАнство
Г. нАверх

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
А. лягте (на пол)
Б. их работа
В. горячие супы
Г. шестистами учениками

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,

А. в аудитории началась дискуссия.
Б. у меня возник интерес к этой проблеме.
В. требуются конкретные примеры.
Г. мы имели в виду главным образом его словарный запас.

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
А. произнос..шь, преобразу..мый
Б. относ..шься, распущ..нный
В. засмотр..шься, замет..вший
Г. перекин..шь, сломл..нный

5. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
А. Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
Б. Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
В. (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
Г. Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

6. Расставьте запятые.
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

А. 1, 2, 4
Б. 1, 2
В. 3, 4
Г. 1, 2, 3, 4

0 0 0

PASSÉ COMPOSÉ

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ФОРМА
В отрицательной форме первая отрицательная частица ne (n’ перед словом, начинающимся с гласной или с h) ставится перед вспомогательным глаголом, вторая (pas) - после вспомогательного глагола. Причастие ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ (participe passé) ставится после второй отрицательной частицы:
Il N’est PAS tombé. – Он не упал.

ПОРЯДОК СЛОВ В ИНВЕРСИИ
В инверсии местами меняются подлежащее и вспомогательный глагол:
EST-IL tombé? – Он упал?

МЕСТО МЕСТОИМЕНИЙ-ДОПОЛНЕНИЙ
Все безударные личные местоимения-дополнения в сложных временах ставятся перед вспомогательным глаголом:
Il M’a écrit. – Он мне написал.

МЕСТО НАРЕЧИЙ
Наречия beaucoup (много), peu (мало), assez (достаточно), trop (слишком много), bien(хорошо), mal (плохо), déjà (уже), encore (ещё), относящиеся к глаголу, в сложных временах СТАВЯТСЯ МЕЖДУ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ГЛАГОЛОМ И ПРИЧАСТИЕМ:

J’ai BIEN compris cette règle. - Я хорошо понял это правило.
Je n’ai pas ENCORE lu ce livre. - Я ещё не прочитал эту книгу.
M’avez-vous BIEN compris? - Вы меня хорошо поняли?

*Остальные наречия ставятся после причастия:
Je suis revenu TARD. - Я вернулся поздно.

0 0 0

YES
Зарядка для губ

Специальный комплекс упражнений нужно делать ежедневно, 5 – 10 минут. Каждое движение повторяйте по 5 – 6 раз:

1. Приоткрыв рот, обнажите передние зубы. Оттягивайте верхнюю губу вверх, придерживая пальцами носогубные складочки.

2. Наберите много воздуха в рот и пофыркайте.

3. Приподнимайте верхнюю губу так, чтобы обнажились верхние зубы и десны.

4. Чуть–чуть приоткройте рот и растяните углы рта в стороны, обнажив верхние зубы.

5. Встаньте перед зеркалом и одну минуту произносите гласные буквы: а, о, и, у, ы. Это последний штрих, чтобы попрощаться с грустными уголками, придавая губам упругость. 6. А для того, чтобы с годами, не ушла от нас четкая линия губ, особенно подходит следующее: в течение

6. секунд сдувайте с воображаемого одуванчика пух, затем расслабьтесь, приоткрыв рот, и, наконец, улыбнитесь.

0 0 0

Как увеличить губы в домашних условиях!!!

Теперь поговорим о специальных масках, которые позволяют увеличить губы в домашних условиях.
Ингредиенты для маски:
1 чайная ложка меда;
1 чайная ложка сахара-песка;
1 чайная ложка сока выжатого лимона;
1 чайная ложка вазелина (или другого очень жирного крема);
0,5 чайной ложки глицерина.
Приготовление:
Все ингредиенты помещаем в емкость, и подогреваем их на водяной бане в течение 5-7 минут все время помешивая. Остужаем полученную маску до температуры тела, и наносим на 15 минут на губы. Затем смываем маску прохладной водой. Результат держится несколько часов. Существует также мнение, что пухлость губам можно придать с помощью нанесения на них меда, настоя красного перца, или контрастным душем (попеременное прикладывание льда и горячей воды). Однако такие методы дают недолговечный результат.

0 0 0

PRéPOSITIONS «EN» et «À» DEVANT LES NOMS GEOGRAFIQUES - ПРЕДЛОГИ «EN» и «À» ПЕРЕД ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ НАЗВАНИЯМИ

Перед существительными женского рода, обозначающими название стран (континентов, регионов, провинций), а также существительными мужского рода, начинающимися с гласной, употребляется предлог EN при указании места или направления. После предлога en артикль не употребляется:

Je vais en Suisse (f); en Irak (m). – Я еду в Швейцарию; в Ирак.
Il fait ses études en France (f). – Он учится во Франции.

Перед существительными мужского рода, начинающимися с согласной, употребляется предлог À С АРТИКЛЕМ:

Je vais au Japon. – Я еду в Японию.
Il fait ses études au Canada. – Он учится в Канаде.

0 0 0

5 интересных фактов о Чехии:
1. Неподалеку от города Пльзень находится самый маленький городок Чехии и всей Центральной Европы – Рабштейн. Постоянных жителей здесь всего-то 10-15 человек.
2. В чешском языке есть слова без гласных, из них можно даже составлять предложения. Ударение при этом ставится также на согласные буквы.
3. Одной из древнейших профессий в Чехии является попрошайничество. Некогда существовало даже «товарищество попрошаек», членами которого были в основном немолодые шахтеры.
4. На крышах домов в историческом центре Праги и других городах Чехии вы не увидите спутниковых тарелок. Это запрещено, так как портит вид старых городов. Нельзя и менять старые рамы на стеклопакеты.
5. В кафе и барах на столах часто стоят тарелочки с солеными крендельками к пиву. Все съеденные крендельки обязательно внесут в счет.

0 0 0

Манник с вишней
Манник - это очень легкая, вкусная и, самое гласное, универсальная выпечка. Манки здесь не чувствуется вовсе и добавить в него можно все, что только пожелаете: ягоды, орехи, изюм или корицу. Используя при этом различные формы для выпекания, вы всегда будете получать уникальный результат. А чтобы совсем отвлечься от манки, можно приготовитькексы-вкусняшки с бананами.
Итак, вам понадобится:
- по одному стакану кефира, манки, муки, сахара;
- 150 грамм сливочного масла/маргарина;
- одна чайная ложка гашеной в уксусе соды;
- два яйца;
- 50 грамм вишни без косточек.

Как увеличить губы в домашних условиях?

Начнем, пожалуй, с первой группы методов. Как можно увеличить губы самой?
Предлагаем вашему вниманию комплекс упражнений, направленный на увеличение размера губ.
Вытягиваете губы вперед так далеко, как только сможете. Смыкаете их. При этом вы должны испытывать напряжение в губах, щеках, скулах и других частях кожи лица. Затем возвращаем губы назад и расслабляем мышцы лица.
Водим сомкнутыми губами вправо и влево. Описываем ими восьмерку и букву О. Повторяем те же действия, но только с вытянутыми вперед губами. Возвращаемся в исходное положение и даем мышцам лица расслабиться.
Открываем рот так широко, как только сможем. И высовываем язык (тоже максимально). Задерживаемся в этом положении на несколько секунд и возвращаемся в исходное. Расслабляем мышцы лица.
Наберите полный рот воздуха (некоторые предпочитают проделывать это упражнение с водой, однако это совсем не обязательно, воздуха вполне достаточно) и выпускайте его через губы таким образом, чтобы ваши губы дрожали (если во рту будет вода, то она разбрызгается в мелкую пыль, так раньше наши мамы увлажняли белье перед глажкой).
Свистите. Желательно насвистывать какую-либо мелодию, чтобы чередовались звуки, и, соответственно, напряжение в губах.
Пойте гласные буквы. Сначала просто так, затем откройте рот очень широко, и пропойте их снова. А после этого вытяните губы вперед и снова спойте все гласные. Отдохните.

0 0 0



- Палки сверху не забудь!





Как придумали русский язык:

Как придумали немецкий язык:

- Лучше букв добавь!



Как придумали японский язык:

0 0 0

Как придумали французский язык:
- А давайте половина букв будет читаться бог знает как, а половина вообще не будет!
- Палки сверху не забудь!

Как придумали английский язык:
- А давай, букв будет немного, все они простые, но гласные пусть читаются как попало.
- И чтобы значение слова менялось непредсказуемо в зависимости от предлогов и социального статуса говорящего/пишущего!

Как придумали итальянский язык:
- А давай все слова буду заканчиваться на гласные!
- И руками махать. А то жарко.

Испанский язык:
- А давай поприкалываемся над итальянским языком!

Русский язык:
- А давай писать слова в случайном порядке, а смысл передавать интонациями!
- Приставки и суффиксы не забудь!

Болгарский язык:
- А давай поприкалываемся над русским языком!
- Точно! Будем разговаривать как русские дети.

Польский язык:
- А давай говорить по-славянски, но по западно-европейским правилам?

Немецкий язык:
- А зачем нам пробелы?
- Букв добавь!

Китайский язык:
- А давай вместо слов использовать звуки природы!
- Смотри какую я каляку-маляку нарисовал. Вот тут как бы Солнце, вот тут быки пашут Землю. Пусть это означает стол!

Японский язык:
- А давай говорить все звуки с одной интонацией?
- Как собака лает. Чтобы все боялись.

0 0 0

Как придумывались языки. Шутки ради.

Как придумали французский язык:
- А давайте половина букв будет читаться бог знает как, а половина вообще не будет!
- Палки сверху не забудь!

Как придумали английский язык:
- А давай, букв будет немного, все они простые, но гласные пусть читаются как попало.
- И чтобы значение слова менялось непредсказуемо в зависимости от предлогов и социального статуса говорящего/пишущего!

Как придумали итальянский язык:
- А давай все слова будут заканчиваться на гласные!
- И руками махать. А то жарко.

Как придумали испанский язык:
- А давай поприкалываемся над итальянским языком!

Как придумали русский язык:
- А давай писать слова в случайном порядке, а смысл передавать интонациями!
- Приставки и суффиксы не забудь!

Как придумали немецкий язык:
- Мы люди экономные, зачем нам лишние пробелы?
- Лучше букв добавь!

Как придумали китайский язык:
- А давай вместо слов использовать звуки природы!
- Смотри какую я каляку-маляку нарисовал. Вот тут как бы Солнце, вот тут быки пашут Землю. Пусть это означает стол!

Как придумали японский язык:
- А давай говорить все звуки с одной интонацией?
- Как собака лает. Чтобы все боялись.

0 0 0

Business Partner14 основных правил выразительной и убедительной речи

1. При разговоре необходимо придать телу удобную и свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).
2. Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.
3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.
4. Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно, делайте на них голосовую опору.
5. Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.
6. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.
7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.
8. Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
9. Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.
10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.
11.Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.
12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.
13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.
14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

0 0 0

Несколько слов о том, как создавались языки.

Русский язык:
- Будем писать слова в случайном порядке, а смысл фразы передавать интонациями!

Украинский язык:
- Возьмем русский язык и сделаем так, чтобы смешно звучало!

Французский язык:
- Пусть половина букв будет читаться непонятно как, а половина вообще не будет!
- И палочек сверху добавим!

Английский язык:
- Так-с... Букв оставим немного, но пусть гласные читаются как попало!
- И чтобы значение слова менялось непредсказуемо, в зависимости от предлогов и социального статуса говорящего!

Итальянский язык:
- Пусть все слова заканчиваются на гласные!
- И при разговоре надо будет обязательно руками махать, а то жарко очень.

Испанский язык:
- Возьмем итальянский язык и сделаем так, чтобы смешно звучало!

Немецкий язык:
- Все пробелы убираем. Зачем нам пустые места? Лучше букв добавим!
- И артиклей побольше!

Китайский язык:
- Будем вместо слов использовать звуки природы!
- Смотри, какую я картинку нарисовал. Тут у меня - Солнце, тут - быки пашут Землю. Пусть это означает «стол»!

Японский язык:
- Будем произносить все звуки с одной интонацией!

0 0 0

"Запоминалки"

Геометрия

Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.

Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.

Пифагоровы штаны во все стороны равны.
Русский язык

Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!

Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду.

Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)
Орфография:

Шомпол, чопорный и шоры,
шов, крыжовник и обжоры,
шоколад, шоссе, шофер -
вот и весь набор.
Множественное число

В детской сказке Колобок
по траве катиться мог
без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять,
помидоров не собрать.

Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин
Безударные гласные в корне слова

Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!

***
В городе Бордо,
на улице Бордовой,
закат бАгряный и бАгровый.

***
На вЕранде вЕтер
На вИтрине Игрушки.

ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.

Буква Ы после Ц в корне слова

Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»
Грамматика

Для верного определения начальной формы глагола:

Вид не менять, -СЯ не терять.

***
Вопросы, на которые отвечают наречия: где,
когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.

***
Либо, кое, ка, нибудь, –\
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.

(из-за, из-под)

***
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.

***
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Н и НН в прилагательных

Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!

Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
Наречия на шипящую – исключения

Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова

И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!

***
Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.


http://vk.com/love_russian_language?z=photo-39321576_291137156%2Falbum-39321576_00%2Frev

Как склонять фамилии?

Со склонением фамилий типа «Иванов», «Дубинин» или «Островский» проблем не ()

Как склонять фамилии?

Со склонением фамилий типа «Иванов», «Дубинин» или «Островский» проблем не возникает. Но как быть с фамилиями вроде таких, как «Кучер» или «Гогунава»?

Зачастую их не хотят склонять сами обладатели, утверждая, что фамилии, якобы, не подчиняются правилам. Ещё как подчиняются!

Вот правила склонения:

1. Фамилии, которые заканчиваются на согласную (Резник, Кулиш, Томпсон, Думер)

Мужские фамилии склоняются обязательно: победа Михаила Ботвинника, отставка Мечислава Гриба, авторитет Шарля де Голля.

Женские фамилии не склоняются: фильмография Татьяны Божок, песни Анны Герман, муж Адели Штраус.

2. Фамилии, которые заканчиваются на [a]. (Каланча, Моска, Миядзава)

Склоняются, как у мужчин (знаменитому Богдану Ступке, роман Юкио Мисимы), так и у женщин (голос Татьяны Шульги, карьера Любови Слиски).

Правда, сама Слиска с нами не согласится, потому что её фамилия происходит от польского прилагательного, но в данном случае фамилия Слиски давно обрусела.

Исключения: французские фамилии типа «Дюма», «Делакруа», «Бенуа» не склоняются ни в коем случае.

3. Абхазские (итальянские, эстонские и подобные) фамилии склоняются, если предпоследний звук - согласный (Соткилава - Соткилавы, Кантария - Кантарии).

Если же и предпоследний звук - гласный (Гамсахурдиа), то фамилия не склоняется.

http://vk.com/id27316032


Ressam - художник, живописец
Öğrenci - ()

Личные аффиксы. (Аффиксы сказуемости. Настоящее время).
Ressam - художник, живописец
Öğrenci - студент, ученик
Doktor - врач, доктор
Köylü - крестьянин, селянин, деревенщина

Примечание к таблице:
1) Если слово оканчивается на гласную, то перед аффиксом 1 лица ед. и мн.ч. ставится согласный -Y-.
2) В турецком языке нет грамматической категории рода.
3) В разговорной речи (-DIr) - аффикс 3 лица ед. и мн. числа опускается.

0 0 0

Самые-самые слова

Самые длинные существительные - человеконенавистничество и высокопревосходительство.

Самые длинные одушевленные существительные - одиннадцатиклассница и делопроизводительница.

Самое длинное наречие, фиксируемое словарём - неудовлетворительно.

Слово «соответственно» является одновременно самым длинным предлогом и самым длинным союзом.

Самые длинные глаголы - переосвидетельствоваться, субстанционализироваться и интернационализироваться.

Слово с 5 гласными подряд: Чиуауа (город в Мексике).

Слова с 7 согласными подряд - контрвстреча.

Слово, в котором подряд идут три пары одинаковых букв - телеграммааппарат.

0 0 0

Без кратки

И краткое (Й) существует как самостоятельная буква со времен орфографической реформы 1918 года. Но писать И с краткой стали гораздо раньше: написание Й попало в русский язык из малороссийских книг в XVII веке, во время церковной реформы патриарха Никона, и постепенно перешло из церковнославянского и в светское русское письмо. «Кратка» — это русское название диакритического знака бреве (от латинского breve — «короткое»), заимствованного и латынью, и кириллицей из древнегреческого. Выглядит кратка как дужка над буквой, причем знатоки шрифтов отличают кратку кириллическую по утолщениям на концах дужки от латинского бреве, утолщенного в середине.

В 1708 году Петр I, чтобы упростить начертание букв русского алфавита, ввел гражданский шрифт. В кириллице были отменены надстрочные знаки, под нож попала и кратка. В 1735-м Й в правах восстановили, но отдельной буквой не признали — в словарях Й объединялось с И.

В конце XIX века законодатель русского правописания профессор Яков Грот посетовал на то, что И и Е с диакритическими знаками обозначают совершенно другие звуки. Он предложил включить буквы Й и Ё в алфавит на равных правах с остальными и назвать Й не «И с краткой», а «И краткое». Буквы в алфавит при его жизни введены не были, а вот название прижилось и вскоре стало единственным.

Под краткой

Лингвисты затрудняются точно определить звук, который буква Й обозначает. Долгое время его в словарях называли гласным, теперь называют согласным. Дело в том, что в разных позициях Й обозначает разные звуки: когда Й идет после гласной, звук гласный (как в слове «май»), а когда перед гласной, тогда согласный — [йот] (как в слове «йод»). Чтобы разобраться в столь сложном прошлом И краткого, стоит вспомнить историю буквы И. До 1918 года в русском языке существовало сразу три буквы для передачи звука [и]. Первая — I — звучала как И после согласных (внизу). Эту букву называли «И десятеричное», так как ей соответствовало числовое значение 10. Современная кириллическая И происходит от прописной греческой буквы эта — Η (вверху). Интересно, что у буквы И общий финикийский предок с греческой Η/η и произошедшей от нее латинской Η/h. Это финикийская буква хет. Именно она, кстати, в позиции между гласными или в начале слова передавала звук [йот]: iена, маiоръ. Было еще И осьмеричное (современное И, имевшее числовое соответствие 8). А еще была ижица (в центре), она происходила от греческой буквы ипсилон и ставилась преимущественно в церковных терминах, поскольку и введена была ради того, чтобы делать заимствования как можно более походящими на греческий оригинал. Последовавшая в 1918 году реформа сократила число вариантов И, не оставив места для латинской йот.

С краткой

Считается, что реформа орфографии 1918 года была призвана упростить жизнь гражданам, поскольку новая власть объявила курс на поголовную грамотность. О том, что реформа обсуждалась и готовилась Орфографической подкомиссией при Императорской академии наук задолго до революции и еще в 1912 году была одобрена, строители нового государства предпочитали не вспоминать. Декретом наркома просвещения Анатолия Луначарского с 1 январа 1918 года устанавливалось новое правописание всех государственных изданий. Среди прочего упразднялось i. Об ижице в тексте закона ни слова нет, но она к тому времени умерла сама собой, ею перестали пользоваться. Таким образом, для звука [и] оставалась одна буква — та, которой мы пользуемся и сегодня. Об И кратком реформа отдельно не позаботилась, но с 1918 года Й уже значилось как отдельная буква в учебных пособиях. А в 1934 году в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова она была зафиксирована задним числом в составе русского алфавита.

Сегодня на уроке мы поговорим о букве, которую можно назвать хитрой путешественницей. Хитрой, потому что внешне она очень похожа на свою соседку по алфавиту, а еще потому, что звук её умеет хорошо прятаться. А путешественницей по той причине, что в древние времена она то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и первоначально буквой её совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И. Это буква Й (И краткое) и звук [й’]. Иногда звук, который она обозначает, еще называют «йот». Так зачем же в нашем алфавите понадобилась еще одна буква И? Для начала вспомним характеристику звука [и]. Звук [и] гласный, он тянется, поется. А теперь попробуйте спеть звук [й’]. Не получилось? Конечно, потому что это короткий согласный звук. Значит, в нашем алфавите у гласной [и] и согласного [й’] совсем разная работа, поэтому они оба нам нужны и важны. Сегодня мы поговорим только об одной работе буквы Й.

Начнём с определения звука [й’]. Положите руки на горло или на уши и произнесите звук [й’]. Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. А теперь запомните еще одну хитрость этого звука: звук [й’] только мягкий, и у него нет твёрдой пары. Значит, звук [й’] согласный, звонкий, мягкий. Теперь потренируемся узнавать этот звук в словах.

Сегодня мы отправимся в птичье царство. Отгадывайте загадку и называйте место звука в слове: в начале слова, в середине или в конце.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Воробей - звук [й’] в конце слова (рис. 1).

Белокрылая птица

Над морем летает.

Рыбу увидит -

Клювом хватает.

Чайка - звук [й’] в середине слова (рис. 2).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Отвечайте…

Соловей - звук [й’] в конце слова (рис. 3).

Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда?

Вертишейка - звук [й’] в середине слова (рис. 4).

Рис. 4. Вертишейка ()

В птичьем радостном задоре,

Твёрдо веруя в успех,

Кто из птиц ныряет в море,

Без сомненья, лучше всех?

Кайра - звук [й’] в середине слова (рис. 5).

То не радуга, не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный…

Попугай - звук [й’] в конце слова (рис. 6).

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в глухом лесу.

Сойка - звук [й’] в середине слова (рис. 7).

Шум и гам по всей округе,

Птицы мечутся в испуге.

Появился в небе хищник,

Чем полакомиться, ищет.

Ястреб - звук [й’] в начале слова: [йастр’ип] (рис. 8).

Мы заметили, что звук [й’] в начале слова встретился только один раз. Дело в том, что в словах русского языка этот звук встречается нечасто. Слов, которые начинаются на букву Й, в нашем языке немного, среди них в основном географические названия, но не только. Попробуйте назвать слова на букву Й.

Йод ребёнок знает каждый.

Йодом мама ранки мажет (рис. 9).

Какой молочный продукт надо пить всем детям обязательно? Йогурт (рис. 10).

Йог вовек не скажет: «Ох!»

«Ой-ой-ой!» - не крикнет йог (рис. 11).

Молодой, владей собой!

Старый, будь как молодой!

Йоркширский терьер, или йорк (рис. 12).

Рис. 12. Йоркширский терьер ()

Рассмотрим, как пишется буква Й.

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Рассмотрите печатные буквы. Что они вам напоминают? Буквы Ии .

Букву Й зовут И кратким.

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Перекладинка прыг-скок

И легла наискосок.

Изменилась Н внутри,

Получилась буква И.

А потом над буквой И

Птичка пролетела,

Стать Й (И краткой) буква И

Сразу захотела.

На что похожа буква Й?

Встало И под фонарем,

Мы его не узнаём.

Изменилось - посмотри

На него украдкою.

Раньше было просто И,

А теперь Й (И краткое).

Писатель Виктор Хмельницкий придумал свою историю.

Прежде буквы Ы и Й приглашали друг дружку в гости, но буква Ы всегда оставляла в прихожей палочку, и буква Й не могла отличить её от мягкого знака. А когда буква Й приходила в гости, то оставляла на вешалке свою шляпу, и хозяйка путала гостью с буквой И. В конце концов эта путаница им надоела. А как же чай? А чай теперь они пьют в саду. Буква Ы держит при себе свою палочку, а буква Й может не снимать шляпу (рис. 13).

Рис. 13. Сказка про буквы Ы и Й

Звук и буква Й любят отвечать на вопрос «какой?». Давайте проверим. Рассмотрите картинку и рассказывайте.

Какой котёнок (рис. 14)?

Рыжий, маленький, забавный, мягкий и т. д.

Какой рюкзак (рис. 15)?

Школьный, новый, тяжёлый, красивый и т. д.

Рис. 15. Школьный рюкзак ()

Какой арбуз (рис. 16)?

Полосатый, сладкий, сахарный, вкусный и т. д.

Прочитаем слова: ай, ой, эй - й помогает выражать чувства.

Заменяя одну букву в слове, получим другое слово: май - лай - рай - рой - мой .

Звук [й’] всегда мягкий. Итак, буква Й обозначает звук [й’], который всегда мягкий, а гласная И показывает мягкость предшествующего согласного.

Рассмотрим письменные буквы Й (рис. 17, 18).

Посмотри-ка, посмотри,

Милая подружка,

До чего же

Мы похожи!

Общие у нас черты,

Ты - как я,

А я как - ты.

Мы похожи, как птенцы.

Может быть, мы близнецы?

Рис. 17. Письменная и печатная буква И ()

Рис. 18. Письменная и печатная буква Й ()

В чём различие? У Й сверху появилась галочка, или птичка.

Потренируйтесь написать букву Й.

Теперь выполним такое задание: послушайте стихотворение и запишите все звуки [й’] буквами Й. Подсказка: сколько звуков, столько и букв.

Рядом с комнатой моей

А там полно друзей:

Рыжий,

Серый,

Полосатый,

И бескрылый,

И крылатый,

И безрогий,

И рогатый,

И бесхвостый,

И хвостатый…

Сколько букв у вас получилось? 9. А каких зверей, обитающих в лесу, вы представили? Расскажите.

А теперь напишем небольшой диктант.

Напишите букву, обозначающую первый звук в слове «Рома».

Напишите букву, обозначающую последний звук в слове «лентяй».

Напишите букву, обозначающую второй звук в слове «лес».

Напишите заглавную букву Н.

Напишите заглавную букву сегодняшнего урока.

Рис. 19. Проверь себя

Домашнее задание

1. Потренироваться писать прописью заглавную и маленькую букву Й.

2. Вспомнить и назвать 5 сказок, в названиях которых будет буква Й.

3. Сочинить небольшую сказку про Ой и Ай.

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()

Важнейшей частью речи являются слова, их мы произносим, пишем и читаем, из них складываем фразы и предложения. Они состоят из букв и звуков, которые настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их почти не замечаем.

Буквы и звуки - не одно и то же, хотя и представляют собой тесно взаимосвязанные понятия. Буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки - произносим и слышим. Буквы - это графические письменные символы, в то время как звуки - акустическая составляющая слов и человеческой речи в целом. В различных словах одной и той же букве иногда соответствуют разные звуки.

«Вначале было слово. Потом слова, слова, слова…» (авт. Владимир Колечицкий).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, – другим людям». (авт. В. Короленко).

Изучением букв и звуков занимаются различные разделы языковой науки. Звуки изучает фонетика , а буквенные символы - графика . Правописание букв прерогатива орфографии .

Совокупность букв любого языка составляет его алфавит. Буквы русского языка делятся на согласные звуки, гласные и вспомогательные. К вспомогательным относятся не несущие звуковой информации – твёрдый и мягкий знак.

Согласные буквы и звуки русского алфавита

Согласные звуки и буквы характеризуются тем, что во время их произнесения на пути воздуха в ротовой полости возникает определённое препятствие. Вследствие этого, в акустическом звучании согласных обязательно присутствует шум. Название «согласные» получили потому, что почти всегда стоят рядом с гласными или в одном слове с ними.

Всего в русском языке 21 согласная буква:

б в г д ж з й
к л м н п р с
т ф х ц ч ш щ

Ещё одна характерная особенность согласных - их невозможно произнести нараспев. Произношение шипящих согласных растянуть можно (например: с , ф , ш , щ ), но «пения» не получится.

Как было отмечено выше, согласные в словах почти всегда соседствуют с гласными. Однако, существует ограниченное число слов, которые состоят только из согласных. Наряду с предлогами к , с или частицей б , это некоторые иноязычные имена собственные (Крч - район Праги; армянское имя Мкртч , которое в русском языке иногда пишут с гласной - для благозвучия), а также междометия типа брр или тсс .

Классификация согласных букв и звуков в русском языке производится на основе акустических критериев.

Звонкие и глухие согласные

Те согласные, произношение которых состоит только из шума, называются глухими. В отличие от них, согласные, образованные звуком и шумом - называются звонкими.

Особняком стоит буква й (и краткая). По акустическому звучанию её относят к звонким согласным, однако, изолированное произнесение её невозможно. Буква й может произноситься только вместе с предшествующим либо последующим гласным звуком, например [йы] , [ий] и т. д.

Парные и непарные согласные

Большинству звонких согласных соответствуют определённые глухие. Такие созвучные друг другу буквы называются парными . Есть и согласные, которые не имеют пары. Среди них также есть глухие и звонкие, и они называются непарными .

Парные звонкие и глухие Непарные звонкие Непарные глухие
б - п л х
в - ф м ц
г - к н ч
д - т р щ
ж - ш й
з - с

Мягкие и твёрдые согласные

Произношение согласных в словах может быть твёрдым либо мягким. Если звук произносится мягко, то язык при этом слегка выдвигается вперёд, приближаясь к верхнему нёбу или касаясь его. При произнесении твёрдых звуков выдвижения языка вперёд не происходит (но язык может касаться верхнего нёба за счёт движения вверх).

Большинство согласных букв образуют как твёрдые, так и мягкие звуки, но есть и некоторые исключения. В частности, буквы ж , ц , ш всегда имеют твёрдое звучание, а буквы й , ч , щ - мягкое.

В остальных случаях твёрдость или мягкость согласных определяется тем, какая буква идёт вслед за ними.

Если согласная сопровождается буквами а , о , у , э , ы , ъ - тогда получается твёрдый звук. То же самое, если согласная стоит в конце слова или после неё идёт другая согласная.

Если же согласная сопровождается буквами е , ё , и , ю , я , ь - тогда её звучание будет мягким.
Видео урок

Шипящие и свистящие согласные

Некоторые из согласных в русском языке по произношению напоминают шипение. Это звуки ж , ш , щ , ч , которые называют шипящими согласными.

Другая группа согласных звуков при выходе из ротовой полости образует акустические колебания, напоминающие свист. Это звуки з , с , ц – свистящие.

Особенно заметны свойства шипящих и свистящих согласных при их длительном произношении.

Одна из важных особенностей этих звуков состоит в том, что именно с их произношением связана большая часть речевых дефектов. По этой причине работе с шипящими и свистящими согласными следует уделить особое внимание при обучении детей. Важно отметить, что недостатки речи, связанные с этими звуками, могут поддаваться логопедической коррекции.

Гласные русские буквы и звуки


В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность - их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.

Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв - согласных, твёрдого и мягкого знаков - может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись , по-лом-ка , двор , кар-ти-на .

Количество гласных букв в русском языке - 10:

а е ё и о у ы э ю я

А гласных звуков всего 6: [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] . Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы - е , ё , ю , я - двузвучные, и отдельно произносятся как [йэ] , [йо] , [йу] , [йа] . В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).

Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения – я , её ; союзы – и , а ; предлоги – у , о ; междометия – э , ау .

Ударные и безударные гласные

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
  • При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге - сильной позицией.

Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» - маленьким «/» штрихом над гласной буквой.

Видео урок

Обозначения звуков при фонетическом разборе слова

Фонетический или звуковой разбор слова служит целью отобразить и разобрать его правильное произношение. Фонетически обозначаться могут как слова, так и отдельные буквы.

Обозначения звуков, в отличие от букв, заключаются в квадратные скобки. Графическая запись произношения слова носит название транскрипции.

Основные правила, в соответствии с которыми обозначаются звуки при фонетическом разборе слова, следующие:

  • Твёрдость согласных не имеет какого-либо обозначения, но мягкость отображается знаком апострофа. Например, если [б] - твёрдый звук, то [б’] - мягкий.
  • Долгое звучание в транскрипции обозначается двоеточием, например: касса - [кас:а] .
  • Не всегда, но часто в транскрипции слов ставится ударение. Например: волна - [вална́] .
  • Мягкий знак и твёрдый знак не имеют звукового произношения, поэтому и отображения при фонетическом разборе нет.

Видео урок

Как научить детей различать твёрдые и мягкие звуки

Иногда у детей могут возникать затруднения при различении твёрдых и мягких согласных. В этом случае есть некоторые приёмы, облегчающие усвоение темы.

Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что понятия твёрдости и мягкости относятся не к согласным буквам, а к их звукам. И что одна и та же буква может звучать как твёрдо, так и мягко. Приведу пример: «б » – слова баран – белый, «р » - работа – ремень, «л » - лошадь – лебедь.

Объясняя буквы-исключения, для лучшего запоминания их рекомендуется записать так:

  • й , ч , щ
  • ж , ш , ц

Нужно дать понять ребёнку, что подчёркнутые буквы как бы «сидят на подушечках» - подушечки мягкие и буквы тоже мягкие.

Чтобы ребёнок хорошо запомнил, перед какими гласными буква становится твёрдой или мягкой, можно использовать следующий приём: вначале с серьёзным выражением лица читать слог с твёрдой согласной - а после, с улыбкой на лице, прочесть другой слог, где эта согласная мягкая. Затем, то же самое проделать с другими буквами и слогами. Например: ла ля , му ми , зо зя , бо бю , ры рё и т. д. Мягкое произношение хорошо ассоциируется у ребёнка с улыбкой, а твёрдое - с серьёзностью и строгостью, что позволяет ассоциативно запомнить материал.

Постепенно нужно совершенствовать навыки, и проделывать те же упражнения с простыми словами, такими как: мама , пап а - дядя , тётя и т. д. По мере запоминания, от простых слов следует переходить к более сложным. Разъяснения и упражнения необходимо постепенно чередовать с заданиями: писать слова, а затем спрашивать, какие согласные в них твёрдые, а какие мягкие.

Можно предложить и другое упражнение: сделать таблички со словами, в которых мягкие согласные написаны одним цветом, а твёрдые - другим. Например:

  • Н О С И К
  • К О В Ё Р
  • Ч И СЛ О
  • Т Ё ПЛ Ы Й

Существует немало вариантов, но желательно выбирать среди них те, что больше нравится ребёнку. Это способствует лучшему восприятию материала, его запоминанию и практическому усвоению.

Видео урок

Немного занимательной и полезной информации

  • Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример - произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе - при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах - ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
  • Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф », имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
  • Все слова, начинающиеся на букву «й », также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
  • Буква «ё » в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало - это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты ), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх – (двадцатитрёхзна́чный , четырёхдве́рный , трёхты́сячный ). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё », одна из которых становится ударной, а другая - безударной (трёхзвё́здочный , четырёхколё́сный , самолётоподъё́мник , трёхрублё́вка ).
  • В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед , зоообъединение , длинношеее . Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм ). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность , уменьшительность , мультифункциональность , прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь . Односложное слово из 8 букв: вскользь . Можно привести и много других интересных примеров.
  • Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке - о , е , а , и , т , н , с , р . Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.

Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности. В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком - один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста - основа для познания других наук. Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть - через личный опыт.

Помимо этого, языковая речь, формирующая вторую сигнальную систему, а также всё, что с ней связано - слуховое восприятие, чтение, письмо - представляют собой одно из основных отличий человека от животного. Трудно переоценить значение явлений, в основе которых лежит освоение языка. Этот процесс продолжается почти всю жизнь, но начинается он со знакомства с буквами, звуками и слогами ещё в раннем детстве.

  1. А а а
  2. Б б бэ
  3. В в вэ
  4. Г г гэ
  5. Д д дэ
  6. Е е е
  7. Ё ё ё
  8. Ж ж жэ
  9. З з зэ
  10. И и и
  11. Й й и краткое
  12. К к ка
  13. Л л эль
  14. М м эм
  15. Н н эн
  16. О о о
  17. П п пэ
  18. Р р эр
  19. С с эс
  20. Т т тэ
  21. У у у
  22. Ф ф эф
  23. Х х ха
  24. Ц ц це
  25. Ч ч че
  26. Ш ш ша
  27. Щ щ ща
  28. ъ твёрдый знак
  29. Ы ы ы
  30. ь мягкий знак
  31. Э э э
  32. Ю ю ю
  33. Я я я

42 звука
6 гласных 36 согласных
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] Парные Непарные
Ударные Безударные Звонкие Глухие Звонкие Глухие
[б] [б"]
[в] [в"]
[г] [г"]
[д] [д"]
[ж]
[з] [з"]
[п] [п"]
[ф] [ф"]
[к] [к"]
[т] [т"]
[ш]
[с] [с"]
[й"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[р] [р"]
[х] [х"]
[ц]
[ч"]
[щ"]
Парные Непарные
Твёрдые Мягкие Твёрдые Мягкие
[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[к]
[л]
[м]
[н]
[п]
[р]
[с]
[т]
[ф]
[х]
[б"]
[в"]
[г"]
[д"]
[з"]
[к"]
[л"]
[м"]
[н"]
[п"]
[р"]
[с"]
[т"]
[ф"]
[х"]
[ж]
[ц]
[ш]
[й"]
[ч"]
[щ"]

Чем буквы отличаются от звуков

Звук - это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).

Буква - это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.

Гласные буквы и звуки

Гласные звуки («глас» - это старославянское «голос») - это звуки [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] , при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа] , [иииииии] …

Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё , и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё , ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. стоят первыми в фонетическом слове е ле [й" э ́л"э] (3 буквы, 4 звука) е щё [й" и щ"о́] (3 буквы, 4 звука) ё ж [й" о ́ш] (2 буквы, 3 звука) Ю ля [й" у ́л"а] (3 буквы, 4 звука) я блоко [й" а ́блака] (6 букв, 7 звуков) я ичко [й" и и́ч"ка] (5 букв, 6 звуков)
  2. следуют после гласных птицее д [пт"ицый" э ́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий" о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай" у ́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с"и́н"ий" а ] (5 букв, 6 звуков)
  3. следуют после ь и ъ въе зд [вй" э ́ст] (5 букв, 5 звуков) подъё м [падй" о ́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л"й" у ́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л"й" а ] (6 букв, 6 звуков)

Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. следует после ь соловьи [салав"й" и ́] (7 букв, 7 звуков)

В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные - безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.

Бе гущий [б"игу́ щ"ий"] - бе г [б"э́ к] го ра [гара́ ] - го ры [го́ ры]

Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.

В сад [фса́т]

Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.

е -ё (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ться (4 слога)

Согласные буквы и звуки

Согласные звуки - это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.

Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] - [б] , при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.

Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом " , что происходит, когда согласные

  1. являются всегда мягкими [й"] , [ч"] , [щ"] ай [а́й" ] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч" ] (3 буквы, 3 звука) лещ [л"э́щ" ] (3 буквы, 3 звука)
  2. следуют перед буквами е, ё , и, ю, я, ь (искл., всегда твёрдые [ж] , [ц] , [ш] и в заимствованных словах) мель [м" э́л" ] (4 буквы, 3 звука) тётя [т" о́т" а] (4 буквы, 4 звука) люди [л" у́д" и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ы́з"н"] (5 букв, 4 звука) цирк [ц ы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [ш э́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [т э́мп] (4 буквы, 4 звука)
  3. следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл"и́н" ч"ик]

В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.

К шипящим согласным относятся звуки [ж] , [ш] , [ч"] , [щ"] . Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р"] .

Нужна ли фонетика школьнику?

Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция - это явный перебор.

Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.

Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».


Самое обсуждаемое
Презентация, доклад окна сатиры роста Окна роста: aгитационное искусство Презентация, доклад окна сатиры роста Окна роста: aгитационное искусство
Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери
На днях сертификат на обучение будущих пилотов для гражданской авиации получил единственный на нынешний момент в Беларуси авиационный учебный ц На днях сертификат на обучение будущих пилотов для гражданской авиации получил единственный на нынешний момент в Беларуси авиационный учебный ц


top