Авиации а к рязанов и. Василий георгиевич рязанов, генерал-лейтенант авиации дважды герой советского союза. Здесь люди его знавшие

Авиации а к рязанов и. Василий георгиевич рязанов, генерал-лейтенант авиации дважды герой советского союза. Здесь люди его знавшие

Выпускник 1926 года

Дважды Герой Советского Союза Даты указов: 1. 22.02.1944 (медаль № 1467)
2. 02.06.1945 (медаль № 4812)

Генерал-лейтенант авиации

.
Родился 12 (25) января 1901 года в селе Большое Козино (ныне - в черте города Балахна Нижегородской области). Русский. В 1914 году окончил 5 классов сельской школы, в 1916 году - 4 класса высшего начального училища в городе Балахна. Служил на почте при железнодорожной станции Рузаевка, в 1917 году — на почте в посёлке Сормово (ныне - в черте Нижнего Новгорода). В 1918 году работал на заводе «Красное Сормово», затем - инструктором Балахнинского внешкольного уездного отдела народного образования.

В армии с мая 1920 года. В 1920 году вступил в ряды РКП (б)/КПСС. До 1921 года - лектор-агитатор в Нижегородском губернском военном комиссариате. В 1922 году окончил рабфак при Московском государственном университете, в 1924 году - Коммунистический университет имени Я.М.Свердлова. До 1925 года был инструктором политотдела стрелковой дивизии в Московском военном округе.

В 1926 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в 1927 году - Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания. Был на лётно-инструкторской работе в: Ленинградской военной авиационной школе лётчиков-наблюдателей (1927-1928), Оренбургской военной авиационной школе лётчиков (1928-1929), Ленинградской военно-теоретической школе ВВС (1929-1930), Одесской военной авиационной школе лётчиков (1930-1931), Московской школе спецслужб (1931-1933). В 1930 году окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, в 1935 году - её оперативный факультет. Был командиром авиационной бригады Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. С 1936 года командовал авиабригадой в Сибирском военном округе. В апреле 1938 года был незаконно репрессирован и уволен из армии. В сентябре 1939 года восстановлен в армии. Был на преподавательской работе в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. С 1940 года - начальник учебного отдела Военно-воздушной академии (Монино).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 года - заместитель командующего ВВС 5-й армии (Юго-Западный фронт), в августе-декабре 1941 года - начальник группы контроля Управления ВВС Юго-Западного фронта, в декабре 1941-марте 1942 - командир 76-й смешанной авиационной дивизии (Южный фронт), в апреле-июле 1942 года - командир манёвренной авиагруппы Юго-Западного фронта, в июле-сентябре 1942 года - командир 2-й авиационной армии Резерва Верховного Главнокомандования. С сентября 1942 года - командир 1-го (с февраля 1944 - 1-го гвардейского) штурмового авиационного корпуса. Части под его командованием воевали на Юго-Западном, Южном, Калининском, Северо-Западном, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за высокое мастерство в управлении частями корпуса в боях, умелую организацию взаимодействия с наземными войсками при форсировании Днепра и личный героизм генерал-лейтенанту авиации Рязанову Василию Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1467).

На завершающем этапе войны части его корпуса в составе 1-го Украинского фронта участвовали в освобождении Западной Украины, Польши, в Берлинской операции.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года за отличия в боях на рубеже реки Висла и при разгроме ченстоховско-радомской группировки противника гвардии генерал-лейтенанту авиации Рязанов Василий Георгиевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 4812).

После войны продолжал командовать корпусом. В 1947-1949 годах командовал 14-й воздушной армией (Прикарпатский военный округ). С 1949 года командовал 69-й воздушной армией (Киевский воздушный округ).

Жил в городе Киев (Украина).

Генерал-лейтенант авиации (1943). Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени, Суворова 2-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными наградами.

Избирался депутатом Верховного Совета УССР, кандидатом в члены Центрального комитета Коммунистической партии Украины.

В 1953 году на родине Героя (на улице Большешкольной) установлен его бюст. Школа посёлка носит его имя, в ней создан музей В.Г. Рязанова. Именем Героя названы также средняя школа в Киеве и улицы в Большом Козино и в Балахне.

*****

СРЕБРЯНЫЙ ЯКОРЬ НЕБЕС
Жизнь и дела генерала Василия Рязанова
Автор Василий Васильевич Рязанов

С января 1925 г. Рязанов - начальник партучебы и помвоенком 2-й военной школы летчиков в Борисоглебске...
...Он окончил школу, получил удостоверение летчика. Летать он любил, и летал хорошо. С августа по декабрь 1926 г. Рязанов командируется в Ленинградскую военную школу летнабов (летчиков - наблюдателей)..
...С 1927 года он уже не совмещает политическую работу с летной, а работает только летчиком. Некоторое время он работает летчиком-инструктором. Затем становится командиром звена...
...С сентября 1927 г. он учится и одновременно служит командиром отряда в Серпуховской школе воздушного боя, в 3-й ВШЛ и ЛН (военной школе летчиков и летнабов). В октябре 1927 г. Серпуховская высшая школа воздушного боя была переведена в Оренбург.
...С 10 декабря 1931 г. Рязанов в Москве командир и комиссар эскадрильи военной школы специальных служб Военно-Воздушных Сил РККА...
"...К этому времени относится его знакомство и начало дружбы с Чкаловым. Оказалось даже, что они в родстве. Они раньше часто встречались в Ленинграде. Встретились на аэродроме в Москве, присели отдохнуть под деревом. Когда разговорились, выяснилось, что они не только учились в одних летных школах, но и земляки. Валерий из Высокова, что рядом с Сормовом. Выяснили, что Некоркин Степан Иванович женат на родной сестре матери Рязанова, его тетке. И он же дядя Чкалова. Оказалось, дядя Чкалова был еще и крестным отцом Василия Рязанова, так записано в метрической книге за 1901 год. Так с тех пор и стали их звать "братанами". Когда они выяснили эти обстоятельства, Чкалов заявил: ну, братан, с тебя литр водки за установление родства, на что Рязанов ответил: я не пью. - Беда небольшая, больше нам достанется..."

Великая Отечественная война застала В.Г. Рязанова в Москве. Он руководил факультетом в Военно-воздушной академии. В первый день войны подал рапорт с просьбой отправить его в действующую армию. 28 июня 1941 года полковник В.Г. Рязанов получил назначение на Юго-Западный фронт заместителем командующего авиацией 5-й армии.

В конце 1941 года на Южном фронте, командуя 76-й штурмовой авиационной дивизией, он участвовал в Ростовской наступательной операции. После зимнего контрнаступления Красной Армии под Москвой, когда фашистские войска были отброшены на сотни километров, появилась надежда на скорую победу.

В мае 1942 года генерал-майор авиации В.Г. Рязанов — командующий маневренной авиационной группой Юго-Западного направления. Задуманное командованием наступление с целью разгрома харьковской группировки противника и освобождения Харькова обернулось для наших войск трагическими последствиями — окружением войск в Барвенковском выступе.

Вскоре В.Г. Рязанова отозвали с фронта в Москву. Его принял командующий Военно-воздушными силами и заместитель наркома обороны генерал-лейтенант авиации А.А.Новиков.

Он объяснил В.Г. Рязанову причину вызова: принято решение о создании воздушных и авиационных армий и однородных авиационных дивизий и армий вместо существовавших до этого Военно-воздушных сил фронтов. В.Г. Рязанов с 1 июля 1942 года был назначен командующим 2-й истребительной авиационной армией и немедленно приступил к её формированию.

Но выполнить до конца этот приказ В.Г. Рязанов не успел. Его армия в ходе формирования была разделена на две группы по две авиационные дивизии, которыми 27 июля 1942 года были усилены соответственно 1-я и 3-я воздушные армии. К этому времени практика боевых действий показала нецелесообразность иметь в составе одного фронта воздушную и авиационную армии.

В конце августа 1942 года началось формирование авиационных корпусов резерва Верховного Главнокомандования, которыми при необходимости усиливались воздушные армии в важнейших операциях. 10 сентября 1942 года В.Г. Рязанову поручили на базе формируемой авиационной армии сформировать и возглавить 1-й штурмовой авиационный корпус. Ему предстояло командовать "летающими танками" — так назвали фронтовики самолёты-штурмовики конструктора Ильюшина.

Формирование 1-го штурмового авиационного корпуса проходило в Москве. На подмосковные аэродромы слетались полки, входящие в две штурмовые авиационные дивизии корпуса. Несмотря на сжатый срок подготовки, генерал В.Г. Рязанов умело сколотил руководящий состав подчинённых частей, организовал обучение молодых лётчиков-штурмовиков на Ил-2, а лётчиков-истребителей на Як-1.

Когда формирование корпуса было закончено, генерала В.Г. Рязанова вызвал Верховный Главнокомандующий и поставил перед ним задачу — выработать тактику массированного применения штурмовой авиации.

Свой боевой путь корпус начал в октябре 1942 года на Калининском фронте, разместившись в лесисто-болотистом районе неподалеку от Андриаполя. Осенняя слякоть ещё более ухудшила дороги и полевые аэродромы этого трудного театра военных действий. Несмотря на скверную погоду, снежную пургу и низкую облачность, лётчики В.Г. Рязанова поддержали наступление войск Калининского фронта, помогли прорвать сильно укрепленную оборону противника и нанести ему крупное поражение.

17 марта 1943 года В.Г. Рязанову присвоили очередное воинское звание — генерал-лейтенант авиации. Через день после этого Ставка приняла решение перебросить корпус В.Г. Рязанова на Воронежский фронт в оперативное подчинение 2-й воздушной армии.

В июне 1943 года в состав корпуса В.Г. Рязанова вошла 203-я истребительная авиационная дивизия. Большой опыт борьбы с танками и механизированными частями врага, накопленный штурмовиками, особенно пригодился в боевых действиях на Курской дуге, начавшихся в июле 1943 года.

Части корпуса вели напряжённую боевую работу по отражению наступления противника на белгородском направлении. Утром 7 июля 1943 года в районе Белгорода на группу фашистских танков — их было не меньше сотни — обрушились наши штурмовики. Эффект их действий был невиданный.

При первой же атаке одна группа штурмовиков подбила и сожгла около 20 танков. Одновременно другая группа обрушилась на отдыхавший в автомашинах мотострелковый батальон. На головы захватчиков градом посыпались бомбы мелкого калибра и снаряды. Было сожжено 90 автомашин и убито 120 человек.

В тот день наши механизированные войска, поддержанные двумя сосредоточенными ударами восьмидесяти штурмовиков корпуса генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова, успешно отразили атаку четырёх танковых дивизий противника из района Сырцово, Яковлево в направлении на Красную Дубровку и Большие Маячки. После сосредоточенных ударов штурмовики непрерывно действовали небольшими группами, уничтожая танки и мотопехоту противника. В результате совместных усилий на поле боя осталось свыше двухсот горящих вражеских танков.

Под командованием генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова штурмовики-гвардейцы действовали исключительно дерзко и смело. Как смерч, обрушивались они на танки и пехоту противника, скопление автомашин. На Курском плацдарме лётчики впервые применили противотанковые бомбы (ПТБ). Каждый самолёт Ил-2 брал на борт 312 таких бомб. Сокрушительные атаки штурмовиков наводили ужас на гитлеровцев.

За отличное руководство боевыми частями Военный совет Воронежского фронта вынес благодарность генерал-лейтенанту В.Г. Рязанову и всему личному составу авиационного корпуса, участвовавшему в разгроме наступавших бронетанковых сил противника.

19 июля 1943 года авиационный корпус был переподчинен Степному фронту, который находился в период оборонительных боёв в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, а затем начал контрнаступление.

Имея большой опыт командования крупными авиационными соединениями, генерал-лейтенант В.Г. Рязанов отлично организовал работу по взаимодействию с наземными войсками и управлению боевыми действиями авиации на поле боя. Он ещё до Курской битвы взял себе за правило находиться на переднем крае линии фронта вместе с общевойсковым командиром. Отсюда он направлял штурмовики, и их удары были исключительно эффективны и заслуженно вызывали восторг и благодарность наземных войск. От метких ударов штурмовиков горели бронированные "тигры", "пантеры", "фердинанды".

Развивая успех, войска Степного фронта стремительно продвигались на запад, к Днепру. Авиационный корпус генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова освобождал Красноград, Полтаву, Кременчуг, который гитлеровцы пытались удержать в своих руках как предмостное укрепление на берегах Днепра. Преодолевая яростное сопротивление гитлеровцев, передовые части фронта 21 сентября 1943 года вышли к Днепру.

Правый берег реки высотой восемьдесят метров был серьезной естественной преградой, а имея мощные укрепления, становился, по мнению гитлеровских генералов, называвших этот рубеж обороны "Восточным валом", непреодолимым для советских войск. Но надежды врага на позиционную оборону не осуществились. Наши войска в первую же ночь с ходу форсировали широкую преграду. Началась борьба за овладение плацдармами.

Действуя в составе 5-й воздушной армии, 1-й штурмовой авиационный корпус сыграл решающую роль при удержании плацдармов. Генерал-лейтенант В.Г. Рязанов, находясь на передовой позиции, с командного пункта стрелкового полка по радио указывал цели штурмовикам, сосредоточивая огневую мощь на наиболее важных участках. "Илы" беспрерывно обрушивали на контрнаступающие войска противника реактивные снаряды, бомбы и пушечно-пулемётный огонь.

В боях на Правобережной Украине корпус генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова активно поддерживает наступающие войска 2-го Украинского фронта при освобождении Знаменки и Кировограда. Корпус получил почетное наименование Кировоградский, а его три отличившиеся авиационные дивизии стали именоваться Красноградской, Полтавской, Знаменской. 5 февраля 1944 года корпус стал 1-м гвардейским.

В июле 1944 года корпус генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова в составе войск 1-го Украинского фронта участвовал в наступательной операции на львовском направлении. Враг имел здесь глубоко эшелонированную долговременную оборону, и для ее прорыва широкое применение получило массированное использование авиации.

2-я воздушная армия к началу операции имела девять корпусов и три отдельные авиационные дивизии. Только в первом массированном ударе в первый день наступления участвовало около 1300 бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. В тот же день 14 июля 1944 года во втором массированном ударе по резервам противника участвовало более 1400 самолётов.

На следующий день в тяжелом положении оказались части нашей 38-й армии на центральном участке наступления. Её контратаковала крупная группировка вражеских танков. Критическое положение спасла авиация. Массированный удар по танковой группировке противника продолжался четыре часа. В тот день немалый урон врагу нанесли и штурмовики 1-го гвардейского корпуса.

16 июля 1944 года южнее пункта Колтув оборона противника была прорвана на глубину 18 километров и 4-6 километров в ширину. На флангах прорыва с севера и юга нависали крупные группировки немецких войск. Вот в этот Колтувский коридор и была введена 3-я гвардейская танковая армия генерала П.С.Рыбалко.

Лётчики 1-го гвардейского и 8-го штурмовых авиационных корпусов, а также 10-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии прикрывали танкистов. Эшелонированными действиями они уничтожали противника на флангах участка прорыва и на маршрутах движения гвардейцев-танкистов.

Генерал-лейтенант В.Г. Рязанов с оперативной группой и двумя радиостанциями находился в самом узком месте Колтувского коридора, у деревни Нуще. Отсюда хорошо просматривалась местность, и он по радио наводил эскадрильи штурмовиков на важнейшие объекты, представлявшие угрозу нашим танкистам.

Вслед за 3-й гвардейской танковой армией в сражение была введена и 4-я танковая армия генерала Д.Д. Лелюшенко. 18 июля 1944 года танкисты соединились с наступавшей севернее конно-механизированной группой, окружив в районе города Броды восемь вражеских дивизий, и совместно с авиацией к исходу 22 июля 1944 года уничтожили их.

27 июля 1944 года наши войска освободили Львов. Немецкая группа армий "Северная Украина" потерпела тяжёлое поражение. Остатки разбитых дивизий отступали к Висле и Карпатам.

Вместе с передовыми частями фронта корпус генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова в последние дни июля 1944 года вышел к Висле. Он прикрывал войска при форсировании реки и на западном берегу, когда южнее Сандомира части 13-й армии генерала Н.П.Пухова и 1-й гвардейской танковой армии генерала М.Е.Катукова, а севернее — части 3-й гвардейской армии генерала В.Н. Гордова захватили плацдармы небольших размеров.

Фашисты стремились во что бы то ни стало ликвидировать плацдармы. Только беспрерывные атаки штурмовиков сдерживали натиск фашистских танков. Изо дня в день они "утюжили" танковые группы, но, не считаясь с потерями, гитлеровцы пытались сбросить наши войска в реку.

В этот напряженный период боёв на западном берегу Вислы маршал И.С. Конев решил создать ударную группу из четырех авиационных корпусов под командованием генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова. Группа В.Г. Рязанова выполнила боевую задачу. Позднее командующий 1-м Украинским фронтом маршал И.С. Конев скажет, что Сандомирский плацдарм отстояла авиация.

Бои за расширение плацдарма продолжались до января 1945 года. Личный состав корпуса В.Г. Рязанова проявил отвагу и геройство по уничтожению окруженной группировки противника северо-западнее Сандомира и ченстоховско-радомской группировки. Части корпуса оказали эффективную помощь наземным войскам в овладении рядом крупных опорных пунктов врага на южной территории Польши и Верхней Силезии.

Лётная работа проводилась в исключительно сложных метеорологических условиях, и всё это время В.Г. Рязанов лично руководил штурмовиками на поле боя. 15 февраля 1945 года корпус генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова наградили орденом Суворова 2-й степени. В эти дни он вёл боевую работу уже на территории Германии, на западном берегу Одера в районе осажденного города Бреслау. Вскоре передовые части фронта вышли к реке Нейсе.

Отсюда 16 апреля 1945 года, после мощной артиллерийской подготовки, войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление. Началась битва за Берлин. Корпус В.Г. Рязанова содействовал пехоте с танками в форсировании Нейсе. Перед началом наступления штурмовики поставили дымовую завесу на направлении главного удара фронта.

В районе Кебельн, Ёмлитц, Мускау при прорыве первой полосы обороны 5-я гвардейская армия генерала А.С. Жадова приостановила продвижение под сильным артиллерийским обстрелом противника. В.Г. Рязанов направил туда 100 штурмовиков под прикрытием 65 истребителей и после их работы на месте артиллерийских батарей остались искореженный металл и трупы вражеских солдат. Наши войска устремились вперёд и захватили опорные пункты.

Днем 17 апреля 1945 года в сражение были введены танковые армии П.С. Рыбалко и Д.Д. Лелюшенко. Прикрывая танкистов, корпус В.Г. Рязанова непрерывными ударами уничтожал огневые средства, контратакующие танки и войска противника. Танковые армии с ходу форсировали Шпрее, прорвали третью полосу обороны и начали стремительное продвижение на Берлин с задачей окружить берлинскую группировку.

21 апреля 1945 года они вышли на окраины Берлина, а 25 апреля, совместно с общевойсковыми армиями, окружили две изолированные друг от друга группировки противника — в Берлине и юго-восточнее его, получившей название франкфуртско-губенской группировки. Она стремилась прорваться на запад, откуда ей на помощь спешила 12-я немецкая армия. Преградить ей путь, не дать прорваться в район посёлка Беелитц и было поручено В.Г. Рязанову и Д.Д. Лелюшенко.

Они находились на одном командном пункте на узкой полосе земли, которая отделяла окруженную вражескую группировку от армии Венка. 30 апреля 1945 года между ними было всего три-четыре километра. Но преодолеть их фашисты так и не смогли. Генерал-лейтенант В.Г. Рязанов, как обычно, спокойным и уверенным голосом вызывал на поле боя штурмовики, которые непрерывными атаками уничтожали контратакующие войска.

Только 29 апреля 1945 года штурмовики произвели 400 самолётовылетов. Надежная поддержка с воздуха помогла нашим танкистам отразить все контратаки. 12-я армия так и не смогла прорваться на помощь окруженным. 1 мая 1945 года франкфуртско-губенская группировка была полностью разгромлена.

Гвардейцы — истребители из 2-й воздушной армии в тот день сбросили на парашютах над рейхстагом красное полотнище с надписью "Победа". За самоотверженную боевую работу при штурме столицы третьего рейха корпус генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова наградили орденом Кутузова 2-й степени и присвоили почетное наименование — Берлинский.

Лётчики корпуса генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова за годы войны совершили более 58 тысяч боевых вылетов, уничтожили 3770 танков, 21200 автомашин, 633 батареи полевой артиллерии, 94 зенитных батареи, 54 железно-дорожных эшелона, 400 разных складов, 1166 самолётов противника и много другой военной техники.

Лётчики-штурмовики уничтожали самолёты не только на земле, во время штурмовок вражеских аэродромов. В совершенстве владея "Илом", они смело вступали в воздушные схватки с противником и выходили победителями. Многие тысячи гитлеровцев уничтожили штурмовики и лётчики-истребители на боевом пути прославленного соединения.
.

25. 1. 1901 - 8. 7. 1951

Рязанов Василий Георгиевич - командир 1-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии (Степной фронт), генерал-лейтенант авиации; командир 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии (1-й Украинский фронт), гвардии генерал-лейтенант авиации.

Родился 12 (25) января 1901 года в селе Большое Козино (ныне - в черте города Балахна Нижегородской области). Русский. В 1914 году окончил 5 классов сельской школы, в 1916 году - 4 класса высшего начального училища в городе Балахна. Служил на почте при железнодорожной станции Рузаевка, в 1917 году — на почте в посёлке Сормово (ныне - в черте Нижнего Новгорода). В 1918 году работал на заводе «Красное Сормово», затем - инструктором Балахнинского внешкольного уездного отдела народного образования.

В армии с мая 1920 года. В 1920 году вступил в ряды РКП (б)/КПСС. До 1921 года - лектор-агитатор в Нижегородском губернском военном комиссариате. В 1922 году окончил рабфак при Московском государственном университете, в 1924 году - Коммунистический университет имени Я.М.Свердлова. До 1925 года был инструктором политотдела стрелковой дивизии в Московском военном округе.

В 1926 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в 1927 году - Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания. Был на лётно-инструкторской работе в: Ленинградской военной авиационной школе лётчиков-наблюдателей (1927-1928), Оренбургской военной авиационной школе лётчиков (1928-1929), Ленинградской военно-теоретической школе ВВС (1929-1930), Одесской военной авиационно йшколе лётчиков (1930-1931), Московской школе спецслужб (1931-1933). В 1930 году окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского, в 1935 году - её оперативный факультет. Был командиром авиационной бригады Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. С 1936 года командовал авиабригадой в Сибирском военном округе. В апреле 1938 года был незаконно репрессирован и уволен из армии. В сентябре 1939 года восстановлен в армии. Был на преподавательской работе в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. С 1940 года - начальник учебного отдела Военно-воздушной академии (Монино).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 года - заместитель командующего ВВС 5-й армии (Юго-Западный фронт), в августе-декабре 1941 года - начальник группы контроля Управления ВВС Юго-Западного фронта, в декабре 1941-марте 1942 - командир 76-й смешанной авиационной дивизии (Южный фронт), в апреле-июле 1942 года - командир манёвренной авиагруппы Юго-Западного фронта, в июле-сентябре 1942 года - командир 2-й авиационной армии Резерва Верховного Главнокомандования. С сентября 1942 года - командир 1-го (с февраля 1944 - 1-го гвардейского) штурмового авиационного корпуса. Части под его командованием воевали на Юго-Западном, Южном, Калининском, Северо-Западном, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за высокое мастерство в управлении частями корпуса в боях, умелую организацию взаимодействия с наземными войсками при форсировании Днепра и личный героизм генерал-лейтенанту авиации Рязанову Василию Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1467).

На завершающем этапе войны части его корпуса в составе 1-го Украинского фронта участвовали в освобождении Западной Украины, Польши, в Берлинской операции.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года за отличия в боях на рубеже реки Висла и при разгроме ченстоховско-радомской группировки противника гвардии генерал-лейтенанту авиации Рязанов Василий Георгиевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№4812).

После войны продолжал командовать корпусом. В 1947-1949 годах командовал 14-й воздушной армией (Прикарпатский военный округ). С 1949 года командовал 69-й воздушной армией (Киевский воздушный округ).

Жил в городе Киев (Украина). Умер 8 июля 1951 года. Похоронен на Лукьяновском военном кладбище в Киеве.

Генерал-лейтенант авиации (1943). Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени, Суворова 2-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными наградами.

Избирался депутатом Верховного Совета УССР, кандидатом в члены Центрального комитета Коммунистической партии Украины.

В 1953 году на родине Героя (на улице Большешкольной) установлен его бюст. Школа посёлка носит его имя, в ней создан музей В.Г.Рязанова. Именем Героя названы также средняя школа в Киеве и улицы в Большом Козино и в Балахне.

Родился 25 января 1901г. в посёлке Большое Козино, Балахнинского района Нижегородской области, в семье крестьянина. Василий был первым ребенком в семье. Потом появились еще шесть сестер и братьев. Русский.
Окончил начальное училище в 1916г. Работал в Сормове, Сергаче. После Октябрьской революции преподавал в начальной школе в родном селе, отсюда в 1920 году ушел в армию.
1920 по 1924 год учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова в Москве. Окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков в 1926г., Военно-воздушную академию в 1935г.
Командовал звеном, авиаотрядом и эскадрильей. С 1930г. в управлении ВВС, был командиром и комиссаром авиационной бригады, затем на преподавательской работе в Военно-воздушной академии.
Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. был заместителем командующего ВВС 5-й армии (1941); командиром 76-й авиадивизии (1941-1942); командующим маневровой группой ВВС Юго-Западного фронта и 2-й истребительной авиационной армией (1942). В 1942 году Рязанова назначают командиром 1-го штурмового авиационного корпуса. Этот корпус под командованием Рязанова воевал на Калининском и Воронежском фронтах, на Курской дуге, уничтожал корсунь-шевченковскую группировку противника.
Командиру 1-го штурмового авиационного корпуса (5-я воздушная армия, Степной фронт) генерал-лейтенанту авиации Рязанову за высокое мастерство в управлении частями корпуса в боях, умелую организацию взаимодействия с наземными войсками при форсировании Днепра и личный героизм 22 февраля 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году корпусу было присвоено звание гвардейского, 100 летчиков-штурмовиков были удостоены звания Героя Советского Союза.
Командир 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса (2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии генерал-лейтенант авиации Рязанов 2 июня 1945 года за отличия в боях на рубеже реки Висла и при разгроме ченстоховско-радомской группировки противника в январе 1945г. награждён второй медалью «Золотая Звезда».
После войны на командных должностях в ВВС, командовал авиационными соединениями, избирался депутатом Верховного Совета УССР, кандидатом в члены ЦК Компартии Украины.
Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 1 степени, Суворова 2 степени, Красной Звезды, медалями, иностранными орденами. Умер 8 июля 1951г.. Похоронен в Киеве.
Бронзовый бюст установлен на родине. В поселке Большое Козино установлен бронзовый бюст В. Г. Рязанова. На старом здании школы - мемориальная доска. Его именем названы улицы в Балахне, Большом Козино. Депутаты городской Думы Нижнего Новгорода в ходе заседания 17 марта 2010 года приняли постановление о присвоении скверу на пересечении улицы Шимборского и улицы Культуры в Сормовском районе Нижнего Новгорода имени дважды Героя Советского Союза Василия Рязанова.


Василия Рязанова направили в армию, инструктором подива – политотдела дивизии 17-й Нижегородской дивизии. Познакомился и подружился Рязанов с Иваном Степановичем Коневым, назначенным командиром и комиссаром стрелкового полка в Нижнем Новгороде. Пять лет командовал он этим полком, который стал для него, по собственному выражению Конева, большой школой войскового опыта. Об этом периоде своей жизни он рассказывал с особой теплотой и задушевностью.

И снова Рязанов торопится сделать больше за меньшее время, совмещает работу с учебой. Пошел он учиться на летчика, чтобы лучше вникнуть в специфику их работы, чтобы пилоты не говорили, что он только языком работает. И увлекся, увлекся так сильно, что в мыслях постоянно звучало: летать, летать, летать. Вечерами он не мог заснуть, обдумывая полеты. Он окончил школу, получил удостоверение летчика. Летать он любил, и летал хорошо. С 1927 года он уже не совмещает политическую работу с летной, а работает только летчиком. Некоторое время он работает летчиком-инструктором. Затем становится командиром звена. Что такое полет? Перемещение в трехмерном пространстве. Мы придавлены к поверхности Земли силой ее притяжения. И перемещаемся по двухмерной поверхности, изредка с трудом подпрыгивая над ней.

Летчик ведь всего лишь дополнительный винтик в самолете, использующийся четко и функционально. Но тяга к полету оказывается сильнее всего этого. Полеты – это ведь еще и творчество. Ни один полет, выполняемый по самым жестким регламентам, не похож на предыдущий. Воздух – ненадежная опора, и летчик должен постоянно изобретать какие-то новые приемы, чтобы удержаться в нем. В этой ситуации важна интуиция, что-то лишенное логики, прямое видение. Пилот становится посредником между механическим аппаратом самолета и хаотической стихией. Тут он уже не просто винтик, дополнительный механизм, а творец, созидатель, победитель хаоса, покоритель стихии.

Восторгу от первого полета у Василия не было границ. Сначала кружилась земля. Инструктор сказал, что надо смотреть на горизонт. И сразу стало ясно, что вращается машина. И хотя в небе все показалось Рязанову так просто и ясно, но потом он видел, как самолеты капотируют, переворачиваются, бьются о землю, горят. Простота не легкая, а легкость не простая. Он всегда был внимательным и осторожным с самолетом, напрасно не рисковал.

Может быть, авиация и оставила его в армии. А, став летчиком, он становился военным летчиком.

С сентября 1927 г. он учится и одновременно служит командиром отряда в Серпуховской школе воздушного боя, в 3-й ВШЛ и ЛН (военной школе летчиков и летнабов). Он уже не командир звена, а командир отряда. В октябре 1927 г. Серпуховская высшая школа воздушного боя была переведена в Оренбург. Командирами отрядов обычно назначали старых опытных летчиков. Назначение Рязанова, летчика с небольшим еще стажем, говорило о том, что его летное мастерство быстро росло. Он упорно, методично, увлеченно трудился, и это приносило плоды. Он приобретает авторитет как летчик, становится известным среди авиаторов. Он вместе с другими сотрудниками школы обживается на новом месте, проводит организационную работу, учит курсантов и, как всегда, постоянно учится сам. Упорно трудится, повышая и совершенствуя свое мастерство. Летать он любит. И каждый вылет приносит что-то новое.

Постепенно он становится одним из лучших летчиков в армии, а, значит, и в стране. Перед войной была даже выпущена марка с его портретом. Рязанов учится на курсах усовершенствования начальствующего состава (КУНС) при военно-воздушной академии им. Жуковского, созданных для подготовки руководящих кадров ВВС. С апреля 1930 года он в 8-й военной школе пилотов, в Одессе. Здесь он служит командиром и комиссаром эскадрильи.

«Пропеллер, громче песню пой,

Неся распластанные крылья!

За вечный мир,

В последний бой

Лети, стальная эскадрилья!».

В каких мирах, в каких пространствах летит теперь эскадрилья Рязанова? Летчики ближе к небу. Может, в небесном воинстве служат? Скоро все его летчики перелетят туда, на последние круги свои. Вся эскадрилья тогда, наверное, вскоре на смертный бой и улетела, и – бой-то смертный – погибла.

Здесь Рязанов встречался со многими, ставшими впоследствии знаменитыми авиаторами: В. Чкаловым, М. Громовым, А. Анисимовым, Г. Байдуковым, И. Михеевым, В. Коккинаки. С Громовым и Байдуковым он еще встретится в военные годы.

К этому времени относится его знакомство и начало дружбы с Чкаловым. Оказалось даже, что они в родстве. Они раньше часто встречались в Ленинграде. Встретились на аэродроме в Москве, присели отдохнуть под деревом. Когда разговорились, выяснилось, что они не только учились в одних летных школах, но и земляки. Валерий из Высокова, что рядом с Сормовом. Выяснили, что Некоркин Степан Иванович женат на родной сестре матери Рязанова, его тетке. И он же дядя Чкалова. Оказалось, дядя Чкалова был еще и крестным отцом Василия Рязанова, так записано в метрической книге за 1901 год. Так с тех пор и стали их звать "братанами".

Многие проблемы они обсуждали с Чкаловым, с которым дружили семьями, приходя в гости друг к другу. Там они часами беседуют о любимом деле. Делятся опытом, вспоминают особенности различных самолетов, детали полетов, строят планы на будущее, обговаривая возможности их реализации. Горячо спорят, рисуя разные схемы. В таких разговорах рождались чкаловские афоризмы: «Махнуть бы вокруг шарика!», «Если быть, то быть первым» . И характерами они были похожи.

Авторитет и мастерство Василия - авиатора росли вместе с авиацией. Если в начале 20-го века, когда Василий родился, авиация рождалась, а в его детстве, совпавшем с детством летательных аппаратов, науки о них и искусства летать, была экзотической забавой, то уже в 30-е годы, когда Василий возмужал, стал серьезным летчиком и командиром: комбриг, полковник, это не шутка, сама авиация далеко ушла от романтических устремлений первых пилотов, превратившись в область индустрии, направление науки, сферу бизнеса, военную силу, рычаги политики. Человек познает природу, использует ее в своих целях, но меняется ли при этом он сам?Рязанов в первый же день войны написал заявление с просьбой отправить его на фронт в действующую армию. Основные задачи, которые решала авиация, состояли в нанесении бомбовых ударов по мотомехчастям противника и в прикрытии войск.

Очень много внимания Рязанов уделял обучению летного состава. Даже тогда, в очень напряженной обстановке, перед тем как посылать или лично вести летчиков на боевое задание, Рязанов в обязательном порядке разыгрывал с ними это задание методом «пеший по-летному». Командир выслушивал мнения летчиков, в чем-то с ними соглашался, чему-то возражал. Но возражал аргументировано, обосновывая и доказывая свое мнение. Основательная подготовка к каждому полету на земле оставалась для Рязанова незыблемым правилом вплоть до самого конца войны в 1945 году. Позже к этому добавились и корректировка задания уже в полете и управление с земли и предоставление свободы выбора боевых порядков ведущим, разрешение им видоизменять решения по обстоятельствам. А в своей расширенной автобиографии в 1947-м году Василий Георгиевич писал: «До Великой Отечественной войны был приобретен главным образом опыт по обучению и воспитанию кадров летчиков и командиров для военной авиации». Сейчас этот опыт оказался остро востребованным.

За умелое руководство дивизией в борьбе с танками противника Рязанова наградили орденом Красной Звезды. В 1947-м году в своей расширенной автобиографии Василий Георгиевич писал: «За период Великой Отечественной войны так сложилось, что больше приходилось участвовать в наступательных операциях и меньше в оборонительных. Даже осенью 1941 года, командуя авиадивизией, участвовал в наступательной операции по освобождению города Ростова». Рязанов летал на боевые вылеты, водил своих летчиков, показывал примеры успешных разящих атак, действовал по принципу: делай, как я. Но его все больше одолевали сомнения в эффективности и плодотворности такого командования.22 марта 1942 года Рязанову было присвоено звание генерал-майор авиации. Сохранился оригинал телеграммы от 28.03.42: «Полковнику Рязанову. Вручить немедленно. Горячо поздравляем с присвоением военного звания генерал-майор авиации. Глубоко верим и убеждены, что свои знания, приобретенный боевой опыт, свою неиссякаемую энергию вы отдадите полностью для достижения нашей священной цели – разгрома германского фашизма, великому делу вооруженной защиты нашей матери Родины. От всего сердца желаем Вам и Вашим боевым частям новых успехов. Фалалеев, Брагин, Шкурин». Второе (и последнее для него) генеральское звание генерал-лейтенант он получил 17 февраля 1943 года. Сохранилось несколько газетных заметок мая 1942 года, описывающих подвиги летчиков, где отмечается: «...особенно отличились летчики, которыми командуют тт. Рязанов и Борисенко» , а в одной: «...особенно отличились летчики, которыми командуют т. Рязанов» .

Рязанов продолжал непрерывно учиться самостоятельно, изучая литературу в самых неподходящих для этого условиях, творчески осмысливая свой богатый опыт, перенимая все новое и достойное подражания из опыта других. Об эрудированности и высокой культуре Рязанова вспоминали многие бывшие штурмовики на встрече ветеранов 1-го ГIIIАК, состоявшейся в августе 1982 года в Москве. Воспоминания о нем пестрели эпитетами: смелый, обаятельный, волевой, резкий, бесстрашный. На КП Рязанов всегда был строгим и решительным. Собранность его возрастала, если начинался обстрел или грозила иная опасность. Постановка задачи летчикам делалась коротко, четко, емко и ясно, решения принимались мгновенно. Он никогда не пытался создавать комфортные условия работы, довольствуясь самым необходимым (а часто не было и этого). Главным было дело.

Рязанов обладал незаурядным педагогическим талантом и удивительным внутренним тактом. Как и всякая способность общаться с людьми, это был, прежде всего, талант человечности. Он умел воспитывать своих подчиненных. Корпус стал родным ему, он любил своих солдат и офицеров, не отходя при этом от строгой субординации, не допуская панибратства, и подчиненные отвечали ему любовью и уважением. ТалгатБегельдинов, дважды Герой Советского Союза, в своей книге "Илы атакуют" писал: "...командиру корпуса - человеку, которого я глубоко уважал, больше того - любил, как родного отца. С первого и до последнего дня войны он был моим высшим начальником, требовательным, порой безжалостно строгим, но всегда внимательным и справедливым".

Постановка задач Рязановым, как вспоминают все, с ним работавшие, почти всегда делалась в обстановке совместного обдумывания предстоящей операции, в атмосфере творчества и коллективного мышления. Это относилось к комдивам, но лучшими вариантами нередко признавались и затем реализовывались идеи, предложенные командирами полков и даже рядовыми летчиками.

Самой яркой чертой Рязанова, как руководителя, была его человечность, умение найти индивидуальный подход к каждому, редкий талант чуть ли не с одного взгляда распознавать суть человека, его достоинства и недостатки, сокровенные мечты и помыслы, все, то у него в душе и за душой. Он с самого начала или полностью принимал людей и затем уже во всем помогал им, стараясь поддержать, чем мог, или не принимал и старался избавиться от такого подчиненного при первой же возможности.

Через сорок лет после войны почти каждый оставшийся в живых офицер или солдат из корпуса бережно хранил в памяти какую-то историю, связанную с заинтересованным отношением Рязанова именно к нему. Один вспоминал, как стоял на посту у знамени и Рязанов долго беседовал с ним после смены, другой летал вместе с Рязановым, третий готовил ему самолет, четвертый помнил, как Рязанов специально остановил машину, чтобы расспросить его о делах, посоветовать что-то, пятому он помогал учиться в консерватории после войны и т.д. При этом он никогда не допускал панибратства. Всегда требовал строжайшего соблюдения дисциплины, формы одежды, за малейшее нарушение строго отчитывал и наказывал.

А.И. Митрофанов вспоминал: «...не только боевые успехи корпуса, но и большой талант его командира, умевшего в трудной обстановке полной боевых неожиданностей организовать всю работу... Рязанов следовал с нашими наземными войсками. Невольно хочется заметить, что все места, где он организовывал свои передовые КП, неизменно бывали очень рискованными и опасными. Но везде ему сопутствовала удивительная удача. Его решительность и строгость зачастую решали за него там, где он мог бы задуматься. И никто так коротко и ясно не мог поставить летчикам задачу в воздухе. Это было его особое качество, присущее человеку, умеющему мгновенно решать. И еще одно. Для него не существовало трудных «не генеральских» условий. Он мог довольствоваться очень малым и простым. Главное было – дело. И для него он себя не жалел».

Обаятельность и требовательность естественно сочетались в нем. Подкупали людей искренность и откровенность Рязанова. Так, Герой Советского Союза Иван Андреевич Филатов вспоминал, что Рязанов никогда не преуменьшал степени сложности задания и иногда, посылая его на разведку, прямо говорил, что посылает почти на смерть "И правильно делал!" , - утверждал Филатов.Так же и в других случаях открытость и честность командира привлекали к нему подчиненных. Летчики вспоминают, что, прилетая в полк, Рязанов не просил удалиться техников и механиков, а беседовал при них и советовался с ними. Те, гордые оказанным доверием, трудились, не покладая рук.

Солдаты, летчики, офицеры штаба, весь состав корпуса любил Рязанова, зная, что он строг, но справедлив. Подчиненные любили командира искренне. Даже в тех поступках, в которых обычно проявляется чинопочитание, лесть, граничащая с подхалимством, они чистосердечно показывали естественную гордость за успехи своего руководителя, радовались его достижениям, отраженный свет от которых падал и на них. Так, К.А. Белодед вспоминает, как в штабе корпуса получили телеграмму, сообщающую о присвоении Василию Георгиевичу звания дважды Героя Советского Союза. Телеграмму получили ночью и решили организовать торжественную встречу Рязанову. Вызвали в штаб корпуса командование дивизий, написали лозунги "Да здравствует дважды Герой Советского Союза В.Г. Рязанов!" Когда Рязанов шел из своей квартиры в штаб корпуса, начальник штаба корпуса Первов построил офицеров штаба корпуса и командование дивизий. На правом фланге гвардейское знамя корпуса. По команде "Смирно!" Первов поздравил Рязанова с высокой наградой.

Надо было видеть, - говорил Белодед, - слезы на глазах и радостные лица. Причем эмоции открыто и искренне выражали все. Все сердечно радовались за командира.

Он отказывался от более высоких назначений, видя свою задачу в том, чтобы как можно лучше воевал вверенный его командованию корпус. Напряженно и интенсивно трудился Василий Георгиевич всю свою жизнь. После войны ему довелось прожить 6 лет и 2 месяца. Но и это время оказалось заполнено трудами, хотя уже дважды Герой, мог бы расслабиться и отдохнуть. Но время снова изменилось.

Ведущий из 1-го гшак Герой Советского Союза А.А. Девятьяров в своей книге "Земля под крылом" вспоминал, как в начале августа 1945 года В.Г. Рязанов организовал в Бадене под Веной, где в то время находился штаб корпуса, торжественную встречу всех Героев Советского Союза корпуса и его руководящего состава с группой артистов московских театров.«Не забыть, как генерал В.Г.Рязанов с артистом Большого театра Союза ССР Ивановым поднялись и исполнили песню русских моряков «Варяг». Невозможно передать в словах силу ее воздействия на сердца слушателей. Это надо было испытать самому. Песня стала любимой на всю жизнь. Я с глубочайшим волнением запеваю ее на встречах с товарищами-фронтовиками». Возможно, секрет такого воздействия в том, что "Варяг" была любимой песней и Василия Георгиевича. Его отец участвовал в русско-японской войне, когда Василий был еще очень мал, но потом, наверное, часто рассказывал сыну о ней. На этом же вечере Рязанов выступил с большой речью, где подвел итоги боевой работы корпуса. По свидетельству очевидцев, это была незабываемая речь. К сожалению, текст ее не был записан. Главную роль, наверное, играл ораторский талант Рязанова.

В другом месте А.А. Девятьяров писал: "Не забыть мне никогда душевности генерала В.Г. Рязанова, с какой теплотой он принял нас с Федей, когда мы прибыли в Рогань. Все время мы, ведущие, были на особом учете у Рязанова. Он знал наклонности каждого из нас, и в полете, пренебрегая правилами конспирации, каждого ведущего называл по имени, вместо присвоенного ему номера.

А как по-отечески отнесся он ко мне, летчику-офицеру, когда в январе I946 года меня медицинская комиссия не допустила летной работе».

Василий Георгиевич Рязанов - генерал-лейтенант авиации, командир 1-го гвардейского штурмового авиационного Кировоградско-Берлинского Краснознаменного орденов Суворова и Кутузова корпуса. Примечательно, за годы войны 103 человека(!) из корпуса Рязанова были удостоены звания Героя Советского Союза, из них семеро - дважды. Маршалы и генералы, полковники и капитаны, сержанты и рядовые, - все они отдавали все, что могли. Рязанов же, наверное, был больше подготовлен. В нем было больше заложено, и отдать он мог тоже больше. К тому же Рязанов в чем-то опережал свое время. Например, постоянно учился всю жизнь, и для него такое обучение стало необходимостью.

Заключение

Каждый выбирает свою судьбу и становится тем, кем хочет стать. Кому-то нравится лежать на боку, и он всю жизнь этим занимается. Кто-то хочет стать спортсменом и певцом, например, и что-то в этих направлениях предпринимает. Если бы Гагарин и Рязанов хотели стать политиками или кем-то ещё, они не ушли бы в авиацию. Эти люди, однажды избрав свою дорогу, не свернули с неё, а приложили все свои силы для достижения своей цели – стать Человеком с большой буквы..И мы, молодое поколение, должны помнить и чтить память этих великих людей, чтобы не стать Иванами родства не помнящими.

В ходе работы над темой мы прорабатывали соответствующую литературу, проводили анкетирование, которое показало, что ребята всё же ещё мечтают стать лётчиками и космонавтами, поэтому мы считаем, что нам удалось привлечь внимания к изучению истории своей страны, своего родного края через знакомство с жизнью и достижениями великих людей эпохи Ю.А.Гагарина и В.Г.Рязанова.

Библиография

  • Ю.А.Гагарин. Дорога в космос. М., Воениздат, 1981, 336 стр.
  • А.Т.Гагарина Память сердца. М., АПН, 1986, 224 стр.
  • Я.К.Голованов Наш Гагарин. М., Прогресс, 1978, 332 стр.
  • Я.К.Голованов Космонавт № 1. М., Известия, 1986, 80 стр.
  • Советские и российские космонавты. 1960-2000. Справочник. М., Новости космонавтики, 2001, 408 стр.
  • В.И.Гагарина 108 минут и вся жизнь. - М.: «Молодая гвардия», 1986
  • Б.Л.Столярж Знаете, каким он парнем был. М.: Физкультура и спорт, 2004.
  • Сайт Федерального космического агентства. Раздел, посвященный Ю.А.Гагарину. Доменные имена: Роскосмос.рф, http://www.roscosmos.ru/, www.federalspace.ru
  • Будаков А.Д. Боевой путь генерала Рязанова //За Отчизну, свободу и честь: очерки о Героях Советского Союза – горьковчанах. Кн. 1.-

· Горький, 1961.- С.298-307 Горьковчане в Великой Отечественной войне 1941-1945 //ред.-сост. Е.Е.Звонарёва, И.В.Сидорова.- Горький:

· Прохорова Г.Ф. На главной улице посёлка // Рабочая Балахна.- 2006.

· Рязанов В.Г. Как бить врага: (из публикаций военных лет) //Рабочая Балахна.- 1974.- 23 февр.

· Рязанов Василий Георгиевич //Герои Советского Союза – горьковчане.- Горький, 1981.- С.226-227

· Рязанов Василий Георгиевич //Горьковчане в Великой Отечественной войне: словарь-справочник.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990.- С.270-271

· Рязанов Василий Георгиевич //Кашичкин В. Сормовичи - Герои Советского Союза.- Н.Новгород, 1996.- С.121-136

АНКЕТА

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Что вы знаете о космонавте Ю.А.Гагарине? О Дважды Герое Советского Союза генерал-лейтенанте авиации В.Г.Рязанове?

2. Хотели ли бы вы больше узнать об этих людях?

3. Мечтаете ли вы в будущем стать лётчиками или космонавтами? Почему?

Рязанов Василий Георгиевич (25.01.1901 – 8.07.1951), родился в семье потомственного крестьянина 25 января 1901 в посёлке Большое Козино (ныне Балахнинского района Нижегородской области). По национальности русский.
В 1916 году окончил начальное училище и некоторое время работал в Сормове. После Октябрьской революции преподавал в начальной школе в родном селе, отсюда же в 1920 году девятнадцатилетним юношей вступил в ряды Красной Армии.
С 1920 по 1924 год учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова в Москве. В 1926 году окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков, служил в авиационных частях, командовал звеном и авиаотрядом. В 1931 году закончил курсы усовершенствования начсостава ВВС при Военно-воздушной академии, а в 1935 году оперативный факультет в той же академии.
В 1932-33 гг. проходил службу и командовал авиаэскадрильей в авиаотряде Военной школы специальных служб ВВС РККА (нынешнее ТВВАИУРЭ).

С 1935 года в управлении Военно-воздушных сил, был командиром авиационной бригады, затем на преподавательской работе в Военно-воздушной академии.

Участвовал в советско-финской войне 1939 — 1940 годов.

Во время Великой Отечественной войны Рязанов В.Г. был :
— заместителем командующего ВВС 5-й армии (1941);
— командиром 76-й авиадивизии (1941-1942);
— командующим маневровой группой ВВС Юго-Западного фронта и 2-й истребительной авиационной армией (1942).

В 1942 году Рязанова В.Г. назначают командиром 1-го штурмового авиационного корпуса. Корпус под командованием Рязанова воевал на Калининском и Воронежском фронтах, на Курской дуге, принимал непосредственное участие в уничтожении корсунь-шевченковской группировки противника.

22 февраля 1944 года за высокое мастерство в управлении частями авиационного корпуса в боях, умелую организацию взаимодействия с наземными войсками при форсировании Днепра и личный героизм командиру 1-го штурмового авиационного корпуса (5-я воздушная армия, Степной фронт) генерал-лейтенанту авиации Рязанову В.Г. присвоено звание Героя Советского Союза .

В 1944 году авиационному корпусу было присвоено звание гвардейского. За годы войны 100 летчиков-штурмовиков этого корпуса были удостоены звания Героя Советского Союза, из них семеро — дважды.

2 июня 1945 года за отличия в боях на рубеже реки Висла и при разгроме ченстоховско-радомской группировки противника в январе 1945 командир 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса (2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии генерал-лейтенант авиации Рязанов В.Г. награждён второй медалью «Золотая Звезда» с присвоением звания Героя Советского Союза .

Лётчики корпуса генерал-лейтенанта Рязанова В.Г. за годы войны совершили более 58 тысяч боевых вылетов, уничтожили: 3770 танков, 21200 автомашин, 633 батареи полевой артиллерии, 94 зенитных батареи, 54 железно­дорожных эшелона, 400 разных складов, 1166 самолётов противника и много другой военной техники.

После окончания Великой Отечественной войны Рязанов Василий Георгиевич командовал авиационным корпусом, а затем воздушной армией. Используя большой боевой опыт, воспитывал советских авиаторов. Избирался депутатом Верховного Совета Украинской ССР, а также кандидатом в члены ЦК Компартии Украины.

Рязанов В.Г. награждён: 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени, Суворова 2-й степени, Красной Звезды, советскими медалями, иностранными орденами.

Рязанов Василий Георгиевич скончался 8 июля 1951 года, похоронен в Киеве, на Лукьяновском военном кладбище.

    Рязанов Василий Георгиевич Энциклопедия «Авиация»

    Рязанов Василий Георгиевич - В. Г. Рязанов Рязанов Василий Георгиевич (1901—1951) — советский лётчик, генерал лейтенант авиации (1943), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1920. Окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков (1926),… … Энциклопедия «Авиация»

    - (1901 51) дважды Герой Советского Союза (1943, 1945), генерал лейтенант авиации (1943) … Большой Энциклопедический словарь

    Дважды Герой Советского Союза (22.2.1944 и 2.6.1945), генерал лейтенант авиации (1943). Член КПСС с 1920. В Красной Армии с 1920.… … Большая советская энциклопедия

    - (1901 1951) советский лётчик, генерал лейтенант авиации (1943), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1920. Окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков (1926), Военнно воздушную академию РККА имени профессора Н. Е.… … Энциклопедия техники

    - (1901 1951), Герой Советского Союза (1944, 1945), генерал лейтенант авиации (1943). В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации; командир корпуса. * * * РЯЗАНОВ Василий Георгиевич РЯЗАНОВ Василий Георгиевич (1901 51), советский летчик,… … Энциклопедический словарь

    - (25.01.1901 08.07.1951) советский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), гвардии генерал лейтенант авиации (1943). В авиации с 1926 г. В 1939 г. преподавал в ВВИА им. Н. Е. Жуковского. Участник советско финляндской войны. С… … Большая биографическая энциклопедия

    - (25 января 1901 8 июля 1951) советский военачальник, дважды Герой Советского Союза, генерал лейтенант авиации, командир 1 го гвардейского штурмового корпуса. Содержание 1 Биография 2 Награды … Википедия

    Василий Георгиевич Рязанов (25 января 1901 8 июля 1951) советский военачальник, дважды Герой Советского Союза, генерал лейтенант авиации, командир 1 го гвардейского штурмового корпуса. Содержание 1 Биография 2 Награды … Википедия


Самое обсуждаемое
Причины и повод к войне в иллюстрациях и комментариях Причины и повод первой мировой войны Причины и повод к войне в иллюстрациях и комментариях Причины и повод первой мировой войны
Чем лечить шишки от уколов? Чем лечить шишки от уколов?
Образец характеристики ученика музыкальной школы Образец характеристики ученика музыкальной школы


top