Зрительно-моторный гештальт-тест л. Бендер. Методики исследования уровня готовности детей к обучению в школе Л.А. Ясюковой Тест зрительно моторных координаций л бендера

Зрительно-моторный гештальт-тест л. Бендер. Методики исследования уровня готовности детей к обучению в школе Л.А. Ясюковой Тест зрительно моторных координаций л бендера
    Смотрите также:
  • Тест по Системам управления электроприводами (Шпаргалка)
  • Демонстрационный вступительный тест по английскому языку (2007) (Документ)
  • Тест - нелинейная регрессия (Шпаргалка)
  • Демонстрационный вступительный тест по немецкому языку (2007) (Документ)
  • Бендер П.А. Секреты эффективной межличностной коммуникации (Документ)
  • Тест по общей экологии (Документ)
  • Практическое пособие - Диагностика когнитивных нарушений (Лабораторная работа)
  • Тест по дисциплине Логика и теория аргументации (Шпаргалка)
  • Тест 1 (Чебанов) (Шпаргалка)
  • Демонстрационный вступительный тест по английскому языку (2008) (Документ)
  • Демонстрационный вступительный тест по немецкому языку (2008) (Документ)
  • Тест - ТОРТЫ (Шпаргалка)

n1.doc

Белопольский В.И., Лови О.В. Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест: Руководство . Изд. 3-е, стереотип.- М.: «Когито-Центр», 2008. (Психологический инструментарий)

Третье стереотипное издание руководства по применению известного диагностического теста на русском языке. Рекомендуется для оценки психического развития детей 3-12 лет и для клинической диагностики. Приложение включает необходимый тестовый материал.
СОДЕРЖАНИЕ

ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО
ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 2

СТИМУЛЫ И ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ 3

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 8

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ЗАДАЧИ КОПИРОВАНИЯ 11

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 12

СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД 12

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР
НА РОССИЙСКОЙ ВЫБОРКЕ 13

БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 24

СИСТЕМА БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 24

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 31

ПРИМЕРЫ ОЦЕНКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ПРОТОКОЛОВ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 33

ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО
ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР

Работа Лоретты Бендер «Зрительно-Моторный Гештальт-Тест и его клиническое применение» была опубликована в 1938 году в серии монографий Американской Ортопсихиатрической Ассоциации. С тех пор и по сегодняшний день Зрительно-Моторный Гештальт-Тест Бендер (или сокращенно Бендер гештальт-тест) пользуется заслуженной популярностью благодаря своей простоте, легкости в применении, высокой валидности и надежности. Бендер гештальт-тест входит в основную обойму диагностических тестов, характеризующих невербальный интеллект и перцептивно-моторную координацию.

В 1946 году была опубликована инструкция по его использованию вместе со стандартным набором тестовых фигур (см. Рис.1). Ниже воспроизводится текст этой инструкции. Бендер Гештальт-Тест применяется для диагностики степени развития структурных зрительно-моторных функций у детей (Рис.2), для изучения умственной отсталости, феноменов регрессии, выраженности нарушений отдельных функций и органических мозговых дефектов как у взрослых, так и у детей, а также для исследования личностных отклонений, особенно тех, которые связаны с регрессивными проявлениями.В последнем случае он играет роль социально нейтрального, вполне «безобидного» теста в батарее личностных тестов. В частности, он оказался полезным для диагностики военных неврозов и контроля за динамикой их терапии, что было использовано американскими клиническими психологами в армейских медицинских службах во время Второй мировой войны.

В упомянутой выше оригинальной монографии дано теоретическое обоснование Бендер гештальт-теста, анализ проведенных на его основе исследований, а также были освещены вопросы применения этого теста для анализа развития структурных (гештальт-) функций у детей и диагностики различных клинических синдромов, включая умственную недостаточность, афазию, различные органические мозговые нарушения, психозы, неврозы и симуляцию.

Согласно автору теста, гештальт-функция может быть определена как интегральная характеристика организма, посредством которой он отвечает на предъявленную совокупность стимулов как на целое, так что сам ответ является целостной структурой, или паттерном, или гештальтом. Интеграция осуществляется путем дифференциации. Целостная структура стимула и общее состояние организма определяют структуру ответа. Любой паттерн в любом сенсорном поле может рассматриваться как потенциальный стимул. Любой результирующий ответ организма является сенсомоторным паттерном. Каждый сенсорный паттерн имеет фон и ориентацию по отношению к пространственной гештальт-функции. Серия сенсомоторных впечатлений представляет собой временную упорядоченность паттернов. Любое отклонение в целостности организма будет отражаться на сенсомоторном паттерне, результирующем ответ на предъявленный стимульный паттерн.

СТИМУЛЫ И ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ

Стимульный набор Бендер гештальт-теста включает 9 оригинальных фигур Вертхеймера (Рис.1), отобранных среди тех, которые он использовал для психологического исследования восприятия визуальных гештальтов.

Испытуемому предлагают скопировать эти фигуры. Фигура А, которая легко воспринимается как замкнутая фигура на однородном фоне, состоит из соприкасающихся круга и поставленного на вершину квадрата, расположенных вдоль горизонтальной оси. Эта фигура используется для ознакомления с заданием. Фигуры с 1 по 8 применяются для диагностического тестирования и предъявляются испытуемому последовательно. Для копирования используются листы белой нелинованой бумаги размером 210 на 297 мм (стандартный формат А4).

Часто для ответов испытуемому достаточно одного листа, но иногда требуется и больше, особенно для лиц с низким интеллектуальным уровнем или высокотревожных. Испытуемому следует предоставить карандаш и ластик. Запрещается пользоваться какими-либо вспомогательными средствами и т.п.

Рис. 1. Стимульный материал к Бендер гештальт-тесту

Карточки нужно предъявлять по одной, кладя каждую на стол близко к верхнему краю листа бумаги в правильной ориентации, а испытуемому нужно сказать: «Здесь находится ряд картинок, которые вам необходимо скопировать. Просто перерисуйте их так, как вы их видите». Необходимо предупредить испытуемого о том, что карточки нельзя перемещать в какую-нибудь новую позицию. Если по каким-то причинам это трудно сделать или предупреждение не действует, то нужно разрешить перемещение, делая при этом соответствующие отметки в протоколе. Будет правильным порекомендовать испытуемому разместить копию первой из фигур в верхнем левом углу бумаги, но на этом не нужно настаивать, если испытуемый начинает рисовать по-своему. Ориентация фигуры на фоне и по отношению к другим фигурам также является частью гештальт-функции. Все остальные инструкции должны быть не очень категоричны. Например, если испытуемый задает вопрос, нужно ли считать точки, ответ должен быть следующим: «Это не обязательно, но вы можете делать, как вам хочется». Можно разрешить несколько попыток копирования одной фигуры, что также должно быть отражено в протоколе. Можно разрешить пользоваться ластиком с целью улучшения качества отдельных линий, но ни в коем случае не следует поощрять это.

Временные ограничения на выполнение теста отсутствуют, и фигуры не нужно убирать до тех пор, пока испытуемый не закончит копирование. Тест не предполагает проверку памяти. Некоторые испытуемые предпочитают иметь перед собой все карточки в стопке, сначала просмотреть их все, а затем разложить весь набор в определенной ориентации к листу бумаги. Это можно разрешить, но тем не менее копировать испытуемый должен сначала фигуру А, а затем фигуры 1-8 в определенной автором теста последовательности. Многие успешно ориентируют весь набор фигур по отношению к их фону на листе бумаги и без этого первоначального просмотра.

Поскольку это клинический тест, нет необходимости в излишне жесткой формализации его проведения, чтобы не задеть те функции, которые определяют способность индивида к переживанию зрительно-моторных гештальтов во взаимосвязи пространственной и временной размерностей. Нужно наблюдать и отмечать те моменты, когда поведение испытуемого в процессе выполнения теста отклоняется от заданного. Их никогда нельзя интерпретировать как невыполнение теста. Заметки о чем-то необычном в процессе организации теста, о манере и поведении испытуемого и о его реакции на тестовую ситуацию могут быть сделаны прямо на тестовом листе бумаги.

Практика показала, что данный тест в силу его личностной нейтральности можно с пользой применять как вводный в батарее тестов, поскольку он ослабляет у испытуемого реакции тревожности и скованности, возникающие в ответ на процедуру обследования. Конечно, его можно давать в любой другой последовательности с другими тестами, например, он может быть мягким переходом после более вербально или эмоционально нагруженных тестов. Если он предлагается индивиду, находящемуся в состоянии утомления, то нужно иметь в виду, что утомление оказывает существенное влияние на гештальт-функцию. Наличие утомления может излишне преувеличивать симптомы нарушения гештальт-функции, усиливая персеверативные и регрессивные тенденции. При клинической работе с детьми можно сначала дать Бендер гештальт-тест, затем тест Гудинаф «Рисунок человека», несколько минут понаблюдать за обращением ребенка с игровым материалом, понаблюдать за моторной активностью или игрой, провести неврологическое обследование и психиатрическое интервьюирование. Конечно, этот порядок может быть изменен в соответствии с планом обследования, зависящего от клинического состояния ребенка во время обследования и многих внешних обстоятельств.

Рис. 2. Типичные ответы испытуемых разного возраста при выполнении Бендер гештальт-теста. В ячейках приводятся типичные варианты ответов испытуемых определенного возраста и частота их встречаемости в процентах. Пустая ячейка указывает на отсутствие изменений в паттерне ответа по сравнению с предыдущим возрастом. Предлагаемые таблицы можно использовать как возрастные нормы для оценки степени задержки развития или выраженности регрессии
Интерпретация результатов теста опирается не только на форму репродуцированных фигур, но и на их расположение по отношению друг к другу, ориентацию на листе бумаге, соответствие порядка копирования порядку предъявления, а также на клинические наблюдения.

СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД

В Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер обоснован выбор гештальт-фигур, используемых как образцы для копирования. Принцип структурной целостности, лежащий, согласно точке зрения гештальтпсихологии, в основе развития перцептивного и моторного опыта, заложен и в предложенную Л. Бендер систему оценки результатов копирования. Для каждой фигуры ею были созданы оценочные шкалы, каждый пункт которых описывает определенный тип рисунка. Шкалы включают по 6-7 таких пунктов-описаний, расположенных в порядке нарастания степени соответствия структур рисунка и образца. В соответствии с исходными методологическими установками основанием для ранжирования пунктов шкалы является качество копии как целого без анализа отдельных элементов полученного рисунка. В дополнение к этому автор гештальт-теста Лоретта Бендер рекомендовала тщательно наблюдать за выполнением теста каждым конкретным испытуемым и в интерпретации результатов учитывать также особенности его поведения в ходе тестирования.

В 40-х годах Л. Бендер провела апробацию своего теста на американских детях (объем ее выборки - примерно 250 детей в возрасте от 3 до 12 лет и 50 взрослых). Данные стандартизации гештальт-теста приводятся ею в виде 9 таблиц, отражающих частотное распределение типов копирования по каждой из тестовых фигур для детей всех возрастных групп и взрослых испытуемых (см. Bender L. А Visual Motor Gestalt Test and Its Clinical Use, АОА, NY, 1938).

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР
НА РОССИЙСКОЙ ВЫБОРКЕ

С целью проверки надежности результатов гештальт-теста Бендер нами было проведено специальное исследование на детях в возрасте от 2 до 12 лет, с примерно равным представительством девочек и мальчиков. Всего обработано 210 протоколов, собранных в московских детских садах и школах. Процедура проведения тестирования была максимально приближена к той, которая описана в Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер, а обработка протоколов проводилась по оригинальным оценочным шкалам Бендер. В целом, несмотря на значительные исторические, географические и социокультурные различия между нашей выборкой и теми детьми, которых обследовала Л. Бендер, полученные нами данные показали очень высокую степень сходства. Этот факт является убедительным подтверждением надежности гештальт-теста Бендер. Независимость результатов от социокультурных различий двух выборок испытуемых доказывает также содержательную валидность этого теста, ориентированного на выявление уровня развития базовых перцептивно-моторных функций.

Ниже (см. Таблицы 1-9) приведены полученные нами нормативные данные. Форма их представления полностью соответствует нормативным таблицам Л. Бендер.

Как пользоваться таблицами возрастных норм

Результат копирования ребенком каждой конкретной фигуры следует соотнести с представленными в первой колонке соответствующей таблицы типами воспроизведения. Определив, к какому типу относится рисунок ребенка, нужно посмотреть, что стоит в ячейке таблицы, находящейся на пересечении строки данного типа и столбца, соответствующего хронологическому возрасту ребенка. Если в ячейке находятся процентные значение, то можно утверждать, что результат находится в пределах возрастной нормы. Само значение указывает на то, какой процент детей этого возраста показал такой же результат. Если в ячейке находится «+» или «–», это означает, что данный тип воспроизведения не характерен для детей такого возраста («+» соответственно означает опережение возрастных норм, а «–» - задержку).

По таблицам следует проверить каждую воспроизведенную ребенком фигуру. При этом следует учитывать, что примерное соответствие показателей по всем стимульным фигурам является неплохим косвенным индикатором надежности результатов, а резкое рассогласование в большинстве случаев обнаруживает влияние на результат каких-либо побочных факторов и требует сбора дополнительной информации для интерпретации. Так, например, может проявляться влияние стресса, создаваемого ситуацией тестирования, утомления, отвлечения внимания и пр. Таблицы возрастных норм рекомендуется использовать для детей в возрасте от 2 до 7 лет, а также для детей с задержкой психического развития.

Для удобства формирования общего представления о возрастных нормах в Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер приводится таблица наиболее часто встречающихся изображений каждой фигуры для каждого возраста.


Фигура А Таблица 1

Описание Возраст
>12
77% 15% - - - - - - - -
2 Тип - фигуры неправильной формы, но по расположению напоминают образец (обычно две неправильных окружности с небольшим зазором, иногда соприкасающиеся или перекрывающиеся) 15% 45% 14% - - - - - - -
3 Тип - две окружности, распо­ложенные вдоль горизонталь­ной оси и соприкасающиеся, вторая из них искажена таким образом, что напоминает четырехугольник; фигуры нередко перекрываются + 19% 50% 10% 18% - - - - -
4 Тип - четко прорисованы круг и четырехугольник справа от круга; они могут касаться друг друга, но не обязательно + + 16% 13% 6% - - - - -
5 Тип - четко прорисованы круг и диагонально ориентирован­ный четырехугольник справа от круга; они могут касаться друг друга, но не обязательно + + + 12% 34% 23% 26% - - -
6 Тип - круг и четырехугольник правильно ориентированы и соприкасаются + + + 57% 40% 68% 57% 50% 83% 70%
7 Тип "полностью успешное во­спроизведение" - правильная структура, ориентация паттер­на, а также размеры фигур + + + + + + + 41% 14% 25%

Фигура 1 Таблица 2

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 75% - - - - - - - - -
2 Тип - горизонтально ориентированный паттерн, состоящий из любых символов + 18% - - - - - - - -
3 Тип - серия горизонтально расположенных кружочков; их число, размер или расстояние между ними могут варьировать + 50% 13% - - - - - - -
4 Тип - элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки + 18% 41% 42% 35% 30% 35% - - -
5 Тип - элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки, их количество близко к образцу + + 35% 51% 40% 45% 37% 28% 32% -
6 Тип - паттерн состоит из точек, расположенных вдоль горизонтальной линии, их количество и расстояние между ними воспроизведены почти правильно + + + + 10% 18% 27% 70% 67% 72%
7 Тип - в дополнение к предыдущему варианту выделены пары элементов + + + + + + - + + + 25%

Фигура 2 Таблица 3

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 92% - - - - - - - - -
2 Тип - серии горизонтально или вертикально ориентирован­ных кружочков или просто множество кружочков + 67% 32% - - - - - - -
3 Тип - горизонтальные серии тщательно прорисованных кру­жочков; серии повторены три или более раз в вертикальном направлении; в отдельных слу­чаях такой паттерн покрывает всю страницу + 22% 60% 34% 14% - - - - -
4 Тип - вертикальные колонки из трех маленьких кружочков; колонки повторяются три или более раз в горизонтальном направлении; отсутствуют попытки наклонить колонки + + + 62% 50% 62% 30% 15% 27% -
5 Тип - горизонтальный паттерн из вертикальных колонок, сос­тавленных из маленьких кру­жочков, плюс попытка накло­нить колонки (в результате чего вся фигура может обрести определенный наклон) + + + + 10% 26% 36% 32% 38% -
6 Тип - правильный наклон каж­дой вертикальной колонки, при­чем паттерн в целом сохраняет горизонтальную ориентацию + + + + + 10% 23% 35% 34% 30%
7 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизи­тельно равно образцу + + + + + + + 15% 10% 70%

Фигура 3 Таблица 4

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 95% 20% - - - - - - - -
+ 42% 20% - - - - - - -
3 Тип - горизонтальные серии точек + 23% 26% - - - - - - -
4 Тип - точка и серии точек, составляющих прямые линии; использованы маленькие кружочки вместо точек; линии постепенно удлиняются; число точек может отличаться от образца, но персеверация не очевидна; варьирует дистанция между линиями + + 38% 37% 26% 30% 24% - - -
5 Тип - точка и серии точек, составляющих закономерно увеличивающиеся дуги; первые две дуги содержат правильное число точек, остальные - приблизительно правильное; последние две дуги могут быть почти прямыми; число дуг соответствует образцу + + 16% 50% 52% 42% 50% 28% 28% -
6 Тип - точка и серии точек, сос­тавляющих закономерно увели­чивающиеся углы; число точек в каждом последующем угле уве­личивается; последний угол мо­жет сглаживаться почти до дуги + + + + 14% 26% 20% 40% 50% 18%
7 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу + + + + + + + 28% 12% 80%

Фигура 4 Таблица 5

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 70% 30% - - - - - - - -
2 Тип - две дуги, которые могут пересекаться, касаться друг друга или располагаться рядом друг с другом, могут быть замкнуты или открыты 25% 45% 12% - - - - - - -
3 Тип - две незамкнутых дуги, расположенных по горизонтали; могут наблюдаться попытки расположить одну ниже другой; верхняя дуга напоминает незамкнутый квадрат (в редких случаях квадрат может быть замкнут); фигуры соседствуют друг с другом, соприкасаясь или почти соприкасаясь + 20% 56% 22% 28% - - - - -
4 Тип - наклон квадрата или явное отклонение второй фигуры от диагонали квадрата + + 34% 56% 42% 27% 23% - - -
5 Тип - первая фигура - хороший открытый квадрат; вторая фигура расположена примерно вдоль его диагонали + + + 22% 22% 25% 50% 15% 45% -
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура и ориентация паттерна, размер фигур + + + + + 42% 19% 83% 55% 100%

Фигура 5 Таблица 6

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 80% 20% - - - - - - - -
2 Тип - неструктурированное множество кружочков или точек + 20% - - - - - - - -
3 Тип - широкая открытая дуга и отрезок прямой; фигуры обычно составлены из кружочков, но встречаются и линии + 50% 20% 12% - - - - - -
4 Тип - дуга и отрезок прямой, составленные из кружочков или реже точек; отмечается деформация фигуры в виде растяжения или сжатия + + 42% 25% 44% 37% 31% - - -
5 Тип - дуга и отрезок прямой, составленные из точек, по размеру соответствующие образцу; отрезок касается дуги и направлен направо вверх (реже зеркализация) + + 20% 58% 54% 52% 53% 22% 26% -
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, соотношение и количество элементов + + + + + + 14% 78% 58% 100%

Фигура 6 Таблица 7

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 90% 15% - - - - - - - -
2 Тип - две пересекающиеся или примерно параллельные линии, почти прямые + 53% 22% - - - - - - -
3 Тип - две прямые, ломаные или слегка волнистые пересекающиеся линии (обычно под прямым углом) + 18% 10% 10% - - - - - -
4 Тип - две волнистые линии, пересекающиеся под прямым или косым углом + + 42% 90% 70% 64% 67% 73% 30% -
5 Тип - две синусоиды, длина которых примерно соответствует образцу (хотя число волн может отличаться) и которые пересекаются под прямым или косым углом + + + + 28% 27% 28% 25% 60% 45%
+ + + + + + + + 10% 45%

Фигура 7 Таблица 8

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 90% 28% 15% - - - - - - -
2 Тип - два кружка перекры­ваются, касаются или не касаются друг друга; обычно они расположены горизон­тально, но иногда и друг под другом + 60% 31% - - - - - - -
3 Тип - две неправильных замкнутых фигуры, очевидна попытка прорисовать углы (иногда прямые); фигуры близки, но не перекрываются + + 42% 30% 17% 20% 22% - - -
4 Тип - более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся много­угольники (не прорисованы 2-3 угла); фигуры соприкасаются или перекрываются, но не в соответствии с образцом + + + 54% 53% 48% 50% 10% 24% -
5 Тип - более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся шести­угольники; одна из фигур обычно больше и более тщательно прорисована + + + + 17% 24% 16% 60% 54% 10%
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу + + + + + + + 19% 17% 90%

Фигура 8 Таблица 9

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 90% 20% - - - - - - - -
2 Тип - две неправильные окружности, одна внутри другой + 50% 15% - - - - - - -
3 Тип - попытка растянуть по горизонтали внешнюю окружность и расположить внутреннюю в ее центре + 25% 45% - - - - - - -
4 Тип - внешняя фигура имеет относительно четко прори­сованные углы (могут быть 4, 5, 6 углов), тогда как внутрен­няя фигура воспроизведена как окружность + + 26% 52% 45% 51% 48% - - -
5 Тип - более или менее качественно воспроизведенный шестиугольник, внутри которого расположен ромб + + + 40% 40% 44% 40% 42% 54% -
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура и ориентация паттерна + + + + + + 10% 48% 34% 100%

ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР............................................................................................................................................................. 3

СТИМУЛЫ И ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ.................................................................... 4

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЗАДАЧИ КОПИРОВАНИЯ.................................. 11

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР................................................. 12

СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД................................................................................................... 12

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР НА РОССИЙСКОЙ ВЫБОРКЕ. 13

БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ................................................................................. 25

СИСТЕМА БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР.................................. 25

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ..................................................................................................................... 32

ПРИМЕРЫ ОЦЕНКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОТОКОЛОВ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 34

ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО
ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР

Работа Лоретты Бендер «Зрительно-Моторный Гештальт-Тест и его клиническое применение» была опубликована в 1938 году в серии монографий Американской Ортопсихиатрической Ассоциации. С тех пор и по сегодняшний день Зрительно-Моторный Гештальт-Тест Бендер (или сокращенно Бендер гештальт-тест) пользуется заслуженной популярностью благодаря своей простоте, легкости в применении, высокой валидности и надежности. Бендер гештальт-тест входит в основную обойму диагностических тестов, характеризующих невербальный интеллект и перцептивно-моторную координацию.

В 1946 году была опубликована инструкция по его использованию вместе со стандартным набором тестовых фигур (см. Рис.1). Ниже воспроизводится текст этой инструкции. Бендер Гештальт-Тест применяется для диагностики степени развития структурных зрительно-моторных функций у детей (Рис.2), для изучения умственной отсталости, феноменов регрессии, выраженности нарушений отдельных функций и органических мозговых дефектов как у взрослых, так и у детей, а также для исследования личностных отклонений, особенно тех, которые связаны с регрессивными проявлениями.В последнем случае он играет роль социально нейтрального, вполне «безобидного» теста в батарее личностных тестов. В частности, он оказался полезным для диагностики военных неврозов и контроля за динамикой их терапии, что было использовано американскими клиническими психологами в армейских медицинских службах во время Второй мировой войны.

В упомянутой выше оригинальной монографии дано теоретическое обоснование Бендер гештальт-теста, анализ проведенных на его основе исследований, а также были освещены вопросы применения этого теста для анализа развития структурных (гештальт-) функций у детей и диагностики различных клинических синдромов, включая умственную недостаточность, афазию, различные органические мозговые нарушения, психозы, неврозы и симуляцию.

Согласно автору теста, гештальт-функция может быть определена как интегральная характеристика организма, посредством которой он отвечает на предъявленную совокупность стимулов как на целое, так что сам ответ является целостной структурой, или паттерном, или гештальтом. Интеграция осуществляется путем дифференциации. Целостная структура стимула и общее состояние организма определяют структуру ответа. Любой паттерн в любом сенсорном поле может рассматриваться как потенциальный стимул. Любой результирующий ответ организма является сенсомоторным паттерном. Каждый сенсорный паттерн имеет фон и ориентацию по отношению к пространственной гештальт-функции. Серия сенсомоторных впечатлений представляет собой временную упорядоченность паттернов. Любое отклонение в целостности организма будет отражаться на сенсомоторном паттерне, результирующем ответ на предъявленный стимульный паттерн.

СТИМУЛЫ И ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ

Стимульный набор Бендер гештальт-теста включает 9 оригинальных фигур Вертхеймера (Рис.1), отобранных среди тех, которые он использовал для психологического исследования восприятия визуальных гештальтов.

Испытуемому предлагают скопировать эти фигуры. Фигура А, которая легко воспринимается как замкнутая фигура на однородном фоне, состоит из соприкасающихся круга и поставленного на вершину квадрата, расположенных вдоль горизонтальной оси. Эта фигура используется для ознакомления с заданием. Фигуры с 1 по 8 применяются для диагностического тестирования и предъявляются испытуемому последовательно. Для копирования используются листы белой нелинованой бумаги размером 210 на 297 мм (стандартный формат А4).

Часто для ответов испытуемому достаточно одного листа, но иногда требуется и больше, особенно для лиц с низким интеллектуальным уровнем или высокотревожных. Испытуемому следует предоставить карандаш и ластик. Запрещается пользоваться какими-либо вспомогательными средствами и т.п.

Рис. 1. Стимульный материал к Бендер гештальт-тесту

Карточки нужно предъявлять по одной, кладя каждую на стол близко к верхнему краю листа бумаги в правильной ориентации, а испытуемому нужно сказать: «Здесь находится ряд картинок, которые вам необходимо скопировать. Просто перерисуйте их так, как вы их видите». Необходимо предупредить испытуемого о том, что карточки нельзя перемещать в какую-нибудь новую позицию. Если по каким-то причинам это трудно сделать или предупреждение не действует, то нужно разрешить перемещение, делая при этом соответствующие отметки в протоколе. Будет правильным порекомендовать испытуемому разместить копию первой из фигур в верхнем левом углу бумаги, но на этом не нужно настаивать, если испытуемый начинает рисовать по-своему. Ориентация фигуры на фоне и по отношению к другим фигурам также является частью гештальт-функции. Все остальные инструкции должны быть не очень категоричны. Например, если испытуемый задает вопрос, нужно ли считать точки, ответ должен быть следующим: «Это не обязательно, но вы можете делать, как вам хочется». Можно разрешить несколько попыток копирования одной фигуры, что также должно быть отражено в протоколе. Можно разрешить пользоваться ластиком с целью улучшения качества отдельных линий, но ни в коем случае не следует поощрять это.

Временные ограничения на выполнение теста отсутствуют, и фигуры не нужно убирать до тех пор, пока испытуемый не закончит копирование. Тест не предполагает проверку памяти. Некоторые испытуемые предпочитают иметь перед собой все карточки в стопке, сначала просмотреть их все, а затем разложить весь набор в определенной ориентации к листу бумаги. Это можно разрешить, но тем не менее копировать испытуемый должен сначала фигуру А, а затем фигуры 1-8 в определенной автором теста последовательности. Многие успешно ориентируют весь набор фигур по отношению к их фону на листе бумаги и без этого первоначального просмотра.

Поскольку это клинический тест, нет необходимости в излишне жесткой формализации его проведения, чтобы не задеть те функции, которые определяют способность индивида к переживанию зрительно-моторных гештальтов во взаимосвязи пространственной и временной размерностей. Нужно наблюдать и отмечать те моменты, когда поведение испытуемого в процессе выполнения теста отклоняется от заданного. Их никогда нельзя интерпретировать как невыполнение теста. Заметки о чем-то необычном в процессе организации теста, о манере и поведении испытуемого и о его реакции на тестовую ситуацию могут быть сделаны прямо на тестовом листе бумаги.

Практика показала, что данный тест в силу его личностной нейтральности можно с пользой применять как вводный в батарее тестов, поскольку он ослабляет у испытуемого реакции тревожности и скованности, возникающие в ответ на процедуру обследования. Конечно, его можно давать в любой другой последовательности с другими тестами, например, он может быть мягким переходом после более вербально или эмоционально нагруженных тестов. Если он предлагается индивиду, находящемуся в состоянии утомления, то нужно иметь в виду, что утомление оказывает существенное влияние на гештальт-функцию. Наличие утомления может излишне преувеличивать симптомы нарушения гештальт-функции, усиливая персеверативные и регрессивные тенденции. При клинической работе с детьми можно сначала дать Бендер гештальт-тест, затем тест Гудинаф «Рисунок человека», несколько минут понаблюдать за обращением ребенка с игровым материалом, понаблюдать за моторной активностью или игрой, провести неврологическое обследование и психиатрическое интервьюирование. Конечно, этот порядок может быть изменен в соответствии с планом обследования, зависящего от клинического состояния ребенка во время обследования и многих внешних обстоятельств.

Рис. 2. Типичные ответы испытуемых разного возраста при выполнении Бендер гештальт-теста. В ячейках приводятся типичные варианты ответов испытуемых определенного возраста и частота их встречаемости в процентах. Пустая ячейка указывает на отсутствие изменений в паттерне ответа по сравнению с предыдущим возрастом. Предлагаемые таблицы можно использовать как возрастные нормы для оценки степени задержки развития или выраженности регрессии

Интерпретация результатов теста опирается не только на форму репродуцированных фигур, но и на их расположение по отношению друг к другу, ориентацию на листе бумаге, соответствие порядка копирования порядку предъявления, а также на клинические наблюдения.

Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер используется для оценки

Уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет

Степени нарушения организации перцептивных и моторных функций у больных с различными органическими поражениями головного мозга и психическими заболеваниями.

Настоящие рекомендации дополняют Инструкцию по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер (см. первый раздел настоящего руководства) и содержат методики формализованной качественно-количественной оценки результатов выполнения данного теста детьми разного возраста. Кроме того, рассмотрено применение гештальт-теста Бендер для диагностики готовности детей к школьному обучению. Зрительно-моторная координация является важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков, столь необходимых для овладения чтением и письмом. Поэтому степень сформированности этих способностей является одним из важнейших показателей готовности ребенка к школе.

Клиническое применение гештальт-теста Бендер здесь не рассматривается, хотя описанные способы анализа вполне пригодны и для этих целей.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

История исследований развития способности к рисованию у детей насчитывает уже более ста лет. Пионером в этой области принято считать итальянского поэта Коррадо Риччи, впервые опубликовавшего свои наблюдения за изобразительной деятельностью детей. Его отчеты послужили отправной точкой для многочисленных исследований, в которых способы самовыражения детей в искусстве рассматривались как средство более глубокого понимания процесса развития интеллекта и личности ребенка.

Значительное число ранних исследований представляло собой попытку провести параллель между развитием изобразительных навыков у детей и эволюционными теориями, столь модными на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Многие годы антропологи и психологи пытались изучать этот вопрос, исходя из предположения, что ребенок в своем развитии проходит те же стадии, что и человечество в эволюции. Хотя этот тезис и не получил достаточного обоснования, накопленные в то время эмпирические данные и подмеченные закономерности представляют значительную ценность и служат отправной точкой для исследований в данной области. В частности, были выявлены параллели между развитием изобразительных способностей и вербальных навыков. Особое значение имеют периодизации развития детского графического творчества, на которые опираются многие современные теории и диагностические методики.

Одна из наиболее дифференцированных и полных периодизаций принадлежит американскому ученому Виктору Лоуэнфелду (Lowenfeld and Мепtаl Growth, 1947) и включает в себя шесть основных стадий:

I. Стадия «каракулей» (от 2 до 4 лет) - первичное приобретение специфического для изобразительной деятельности двигательного опыта. Разбивается в свою очередь на четыре периода.

а) Период «беспорядочных движений» - выраженный недостаток моторного контроля (до 18 месяцев). Ребенок практически не обращает внимания на результаты своих действий, проявляет мало интереса к процессу рисования, быстро устает и переключается на другие виды деятельности.

б) Период «длительного рисования» - формируется основа зрительно-моторного контроля изобразительных движений (с 18 месяцев до 2 лет). Появляется спонтанное стремление к рисованию, хотя ребенка завораживает лишь сам процесс движения карандаша по бумаге при отсутствии попытки систематизировать свои движения, «нарисовать что-либо» или воспроизвести предложенный образец.

в) Период «круговых движений» - активное формирование зрительно-моторной координации (от 2 до 3 лет). Ребенка привлекают следы, оставляемые им на бумаге, встречаются попытки многократного воспроизведения округлых форм.

г) Период «наименований»- переориентация от чисто кинестетической активности при рисовании к интеллектуальной, попытки создания предметных или сюжетных изображений (от 3 до 4 лет). Ребенок начинает использовать в своих рисунках образцы, предлагаемые взрослыми, однако способность к копированию еще очень слабо развита.

II. Стадия «первичных схем» (от 4 до 7 лет) -поиск символов, репрезентирующих изображаемые объекты. Активное использование образцов, развитие способности к копированию.

III. Стадия схематизации (с 7 до 9 лет) - создание сюжетных изображений с использованием повторяющихся форм, пространственных и цветовых схем; влияние на рисунок ребенка опыта взаимодействия с изображаемыми объектами выражается в преувеличении отдельных элементов изображения, пропусках незначимых частей, явном изображении скрытых поверхностей предметов, последовательном изображении временной динамики событий и пр.

IV. Стадия первичного реализма (с 9 до 11 лет) - изображение пространственного расположения предметов, освоение перспективы - введение в рисунок третьего измерения.

V. Стадия псевдореализма (с 11 до 13 лет) - стремление как можно точнее изображать объекты, критическое осознание своих способностей, что часто подавляет стремление и интерес к рисованию.

VI. Стадия суждений (подростковый возраст и старше). Лишь немногие, наделенные талантом и желанием, продолжают совершенствовать свои изобразительные навыки. Большинство же использует их ситуативно и переходит к символическим и схематическим формам изображения, заимствованным преимущественно из культурных стереотипов.

Касаясь механизмов, обеспечивающих возрастную динамику изобразительной деятельности, следует отметить, что на протяжении значительной части раннего дошкольного детства в контроле изобразительных движений доминирует моторная, исполнительная компонента. Период от года до 4-5 лет уходит на освоение произвольной регуляции движений руки. Контроль выполнения действий, обратная связь осуществляются на основе кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз. К возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графо-моторных движений и в формировании соответствующих навыков.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ЗАДАЧИ КОПИРОВАНИЯ

Гештальт-тест Бендер оценивает развитие способности детей к копированию (перерисовыванию) различных геометрических фигур и их сочетаний. Как показали специальные исследования, незначительное, на взгляд взрослого человека, изменение расположения стимульной фигуры (например, ее поворот на 45 градусов) делает ее копирование крайне трудным для детей одного возраста и не влияет на ответы детей другого возраста. Так, в норме (согласно данным Гезелла) ребенок 2 лет может успешно воспроизвести вертикальную линию; 3-летний может скопировать окружность и прямой крест, имея перед собой образец; в 4 года - прямоугольник; наконец, в 5 лет - квадрат, треугольник и косой крест, а также вполне опознаваемую схематическую фигурку человека; дети более старшего возраста постепенно обнаруживают способность воспроизводить все более сложные комбинации фигур, учитывая их взаимное расположение, количество элементов и размеры. В сравнении с задачей рисования задача копирования в меньшей степени задействует творческие способности ребенка, но предъявляет значительно более жесткие требования к навыкам контроля деятельности.

Было показано существование значимых корреляций между степенью сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур и

Интеллектуальными способностями (особенно невербальным интеллектом);

Вероятностью возникновения трудностей в обучении;

Вероятностью проявления дизлексии и дисграфии.

Все это делает гештальт-тест Л. Бендер ценным дополнением к инструментарию детского психолога. Следует, однако, иметь в виду, что надежность результатов будет выше, если применять данный тест в батарее, наряду с другими методиками.

3.4. Зрительно­моторная координация
(гештальт­тест Бендер)
Результаты выполнения теста оцениваются посредством сравнения работы ребенка с
графическим образцом, предложенным ему для срисовывания. Ребенок должен правильно
воспроизвести пять рисунков образца и их расположение относительно друг друга. Уровень
развития зрительно­моторной координации определяется с помощью качественного анализа.
В нашей Методике Гештальт­тест Бендер не используется для оценки интеллекта, хотя
именно для этой цели он был создан. Поэтому мы не пользуемся и стандартным вариантом
обработки теста, который предполагает поэлементное сравнение детских рисунков с шаблонами­
эталонами и балльную оценку отклонений от них. Выводы об интеллектуальном развитии ребенка,
сделанные только на основании выполнения им графических заданий, не достигают необходимого
уровня надежности. Мы предлагаем использовать Гештальт­тест Бендер только для анализа
процесса зрительно­моторной координации и его нарушений. Для этих целей достаточно
качественного анализа графических работ, критерии которого описаны ниже. Надежность
предложенных интерпретаций подтверждена педагогическими наблюдениями и медицинскими
обследованиями. Примеры выполнения Гештальт­теста Бендер, отражающие разные уровни
развития зрительно­моторной координации, приведены в Приложении 4.
1 зона ­ Значительные нарушения зрительно­моторной координации. Рисунки грубо не
соответствуют образцам. Обязательно требуется консультация невропатолога.
Рисунок 1. Кружки фигуры образуют не три горизонтальных ряда (как в образце), а два или
четыре, они могут быть просто вытянуты в цепочку. Три ряда кружков «плавно»
переходят в четыре ряда и более. Изображено просто «скопище» кружков, в котором
никакие ряды вообще не просматриваются, то есть полностью нарушено
воспроизведение внутренней структуры, а в связи с этим и внешней формы образца.
Количество кружков значительно (в 1,5­2 раза) расходится с образцом. Наличия одного
из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.
Рисунок 2. Нарисована перевернутая или лежащая на боку рамка. Вместо рамки изображен
замкнутый четырехугольник. Рамка и кривая линия нарисованы явно раздельно (далеко
друг от друга) как два независимых рисунка. Кривая линия хотя и пририсована к рамке,
но не к ее правому нижнему углу (что соответствует образцу) и не к ее правой грани
(что соответствует зоне II). При этом форма кривой линии обычно резко отличается от
образца, но может и совпадать с ним. Наличия одного из перечисленных дефектов
достаточно для отнесения рисунка к зоне I.
Рисунок 3. Вместо четырехугольника нарисован треугольник или вообще какая­то
немыслимая фигура с выступами и впадинами. Четырехугольник касается круга гранью
или нарисован явно отдельно (далеко от круга, как независимые рисунки). Наличия
одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.
Рисунок 4. Количество кружков значительно расходится с образцом, в связи с чем также
искажается общая форма и структура рисунка.
Рисунок 5. Нарисованные фигуры непохожи на шестиугольники, они имеют не только
выступы, но и впадины. Наклон фигур инвертирован (шестиугольники касаются друг
друга нижними частями, а верхние части расходятся). Взаимное расположение фигур
абсолютно не похоже на образец: фигуры нарисованы явно отдельно (далеко от круга,
как независимые рисунки) или полностью пересекающимися как бы «крест­накрест».
Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.
II зона ­ Зрительно­моторная координация развита слабо. Рисунки, в общем, похожи на
образцы, но хотя бы один из них имеет серьезный дефект изображения, который не может быть
объяснен просто неразвитостью графических навыков ребенка. К таким дефектам относятся:
Рисунок 1. Количество кружков не соответствует образцу, причем разница может быть и
небольшой (на 1­5 кружков больше или меньше).
Рисунок 2. Форма изгиба кривой линии не соответствует образцу: не совпадают выпуклости и
впадины, вместо плавной линии ­ острый угол. Кривая линия не касается угла рамки,

хотя и расположена близко к ней, или кривая линия пририсована к правой грани рамки.
Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне
II.
Рисунок 3. Круг и четырехугольник изображены близко друг к другу, но касание отсутствует.
Рисунок 4. Количество кружков не соответствует образцу, причем разница может быть и
небольшой (на 1­3 кружка больше или меньше). При этом общий вид (просматривается
(«стрела» или нет) не играет роли.
Рисунок 5. Отсутствует частичное наложение шестиугольников: они либо только касаются
друг друга, либо нарисованы отдельно, хотя и близко друг к другу. Шестиугольники
расположены под прямым углом друг к другу, и один из них находит на другой в его
средней (а не в верхней) части. Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно
для отнесения рисунка к зоне II.
III зона ­ Средний уровень развития зрительно­моторной координации. У всех рисунков
есть общее сходство с образцами. Положение рисунков на листе относительно друг друга и их
размеры не учитываются.
Рисунок 1. Количество кружков соответствует образцу, при этом фигура может не иметь
формы параллелограмма. Она может быть похожа на прямоугольник или иметь любую
неправильную, в том числе и изогнутую, форму. Горизонтальное расположение всей
фигуры может отсутствовать. Внутренняя структура фигуры может быть не соблюдена,
в том смысле, что кружки зрительно не будут располагаться строго в три
горизонтальные линии и в девять наклонно­вертикальных линий. Размер кружков может
быть любым, в том числе ­ непостоянным.
Рисунок 2. Должна быть нарисована рамка, углы которой близки к прямым. Горизонтальные и
вертикальные размеры рамки могут быть не выдержаны: рамка может быть не похожа на
квадрат ­ это допустимо. При этом горизонтальные и вертикальные размеры сторон
рамки могут различаться не более, чем в 1,5 раза. Кривая линия не может быть
нарисована отдельно, где­нибудь рядом с рамкой. Она должна прикасаться именно к
правому углу рамки, но не к ее грани или каким­либо другим местам. Форма изгиба
кривой линии (выпуклости и впадины) должна быть повторена в общем виде.
Рисунок 3. Должно быть изображено нечто, подобное кругу (любой кривой вариант). Его
должен касаться углом квадрат, ромб или умеренно кривой четырехугольник, т. е. у
второй фигуры обязательно должно быть четыре угла. Касание обязательно. Важно,
чтобы четырехугольник касался круга углом, а не гранью.
Рисунок 4. Должно быть точно воспроизведено количество кружков, воспроизведение формы
может быть очень приблизительным, допускаются несоблюдение внутренней структуры
образца и отсутствие формы стрелы.
Рисунок 5. Должны быть нарисованы любые шестиугольники, хотя бы отдаленно
напоминающие образцы: допускается «сглаженность» углов, пропорции и размеры не
учитываются. Шестиугольники должны частично пересекаться друг с другом в верхней
части. Не допускаются варианты, в которых шестиугольники нарисованы отдельно друг
от друга, как пересекающиеся целиком или как просто касающиеся друг друга.
IV зона ­ Зрительно­моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены
почти идентично образцу (в рисунках допускаются только незначительные отклонения от образца).
Допускается неполное совпадение пространственного расположения рисунков относительно друг
друга.
Рисунок 1. Размер кружков может быть любым, в том числе ­ непостоянным. Допускается
изменение угла наклона образованной кружками фигуры, которая, тем не менее, должна
сохранить общий вид параллелограмма.
Рисунки 2 и 3. Допускается неабсолютная точность размеров.
Рисунок 4. Размер кружков может быть любым, в том числе ­ непостоянным. Допускается как
бы «сплющивание», уплотнение всего рисунка, но при этом общая форма «стрелы»
должна быть видна.

Рисунок 5. Допускаются незначительные отклонения в пропорциях и общих размерах
шестиугольников.
V зона ­ Высокий уровень развития зрительно­моторной координации. Все рисунки
выполнены абсолютно идентично образцу: соблюдены общие размеры и размеры деталей, наклон,
положение рисунков на листе относительно друг друга, а также положение деталей внутри каждого
рисунка, линии четкие. Такой вариант выполнения задания встречается исключительно редко.
Значительные нарушения зрительно­моторной координации связываются с различными
поражениями теменных отделов головного мозга. Чаще всего встречаются нарушения двух типов:
либо нарушено воспроизведение целостных форм (выявляется рисунками 2, 3, 5), либо ­
внутриструктурных отношений (выявляется рисунками 1 и 4), что может быть следствием
органических поражений, соответственно, правой или левой теменных областей. Слабое развитие
зрительно­моторной координации (зона II) чаще всего связано с функциональными отклонениями в
деятельности мозга (ММД).
Если ребенок плохо справляется с тестом Бендер, это не значит, что он не умеет (или не
сможет научится) писать или рисовать. Хорошо рисующие и даже занимающиеся в изостудии дети
(и такие случаи были) могут оказаться неспособными справиться с задачей повторения образца,
который находится у них перед глазами. Воспроизведение образца требует оперативной
координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при
самостоятельном рисовании.
Слабая зрительно­моторная координация часто бывает причиной нелепых ошибок, которые
ребенок допускает при списывании с доски, из учебника или из прописей. Понимая причину,
взрослые не должны ругать ребенка и требовать от него невозможного. Ребенку надо помогать,
постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке
собственной работы и сличению ее с образцами. Можно обучать визуальному анализу, используя
поэлементное письмо в специально расчерченном поле (как при перерисовывании картин с
помощью мелкой клетчатой сетки). При наличии органических поражений и функциональных
нарушений в работе мозга необходимо, в первую очередь, соответствующее лечение и выполнение
всех рекомендаций невропатолога.
У детей с нарушенной зрительно­моторной координацией обучение письму может
осуществляться на основе формирования чисто моторного навыка. В этих целях можно
использовать специальные имеющиеся в продаже таблицы с выдавленными буквами и словами.
Ребенок должен водить ручкой по этим углублениям, таким образом осваивая написание букв. При
менее выраженных нарушениях дети могут обводить образцы букв и слов через кальку.


Самое обсуждаемое
Жизнь индейцев Аризоны после «заморозков Апачи- ожесточенные воины и опытные стратеги Жизнь индейцев Аризоны после «заморозков Апачи- ожесточенные воины и опытные стратеги
Изольда и Тристан: красивая история вечной любви Изольда и Тристан: красивая история вечной любви
Стипендия программы пять с плюсом Стипендия программы пять с плюсом


top