Учение леонтьева. Понятие ведущей деятельности профессионально-учебная деятельность юности

Учение леонтьева. Понятие ведущей деятельности профессионально-учебная деятельность юности

Понятие о деятельности

Естественное состояние человека – состояние деятельности. Пока человек живет, он постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, творческой, спортивной, игровой.

В онтологии и антропологии деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.

В процессе осуществления деятельности:

1) создаются материальные условия жизни человека, удовлетворяются естественные желания;

2) развивается духовный мир человека; реализуются его культурные потребности;

3) реализуется личностный потенциал человека, достигаются жизненные цели;

4) создаются условия для самореализации человека в системе общественных отношений;

5) происходит научное познание окружающего мира, самопознание и саморазвитие;

6) осуществляется преобразование окружающего мира.

Деятельность характеризуется

предметностью. Она подчиняется и уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира;

социальностью. Деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;

сознательностью. В процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую.

Структура деятельности представлена в схеме выдающегося психолога А.Н.Леонтьева (Схема 1.1.1).

Схема 1.1.1. Структура человеческой деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

Эффективность деятельности зависит от субъективных, объективных и ресурсных условий.

1. Субъективные условия:

а) наличие у субъекта деятельности ярко выраженной потребности и устойчивых мотивов её осуществления, принятие им цели и программы действий;

б)опыт организации и осуществления деятельности;

в)соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;

г)эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта.

2. Объективные условия:

а)убедительная мотивация, четкая постановка цели, рациональное планирование, контроль, объективная оценка;

б)благоприятный нравственно-психологический климат;

в)соответствующие стандартам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности.

3. Ресурсные условия:

а)материально-техническое обеспечение деятельности: материалы, организация рабочего места, приспособления;

б)информационное обеспечение деятельности;

в)кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители, организаторы, исполнители.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое деятельность?

2. Перечислите функции деятельности.

3. Какими свойствами характеризуется деятельность?

4. От чего зависит эффективность деятельности?

5. Какова структура деятельности?

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Заключение

Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом.

Психологическое слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции — это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое. В теории деятельности введено понятие «мотива-цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Список литературы

4. Рубинштейн С.

Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 2009.

Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа рассматривается деятельность. Поскольку психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, она является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Эти методологические установки были сформированы у А.Н. Леонтьева еще в конце 1920х гг., когда он работал у Л.С. Выготского в рамках культурно–исторической концепции. Исследовал процессы памяти, которую трактовал как предметную деятельность, совершающуюся в определенных условиях общественно–исторического и онтогенетического развития. В начале 30х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности.

В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956–1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. Предложил рассматривать деятельность (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями). В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии. В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.

Деятельность - форма активного взаимодействия, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно–исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. Среди компонентов деятельности выделяют: 1. мотивы, побуждающие субъект к деятельности; 2. цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий; 3. операции, с помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации; 4. психофизиологические функции.

Характеристики деятельности: 1. Предметность – воспроизведение в деятельности тех качеств, которые заложены в предмете; 2. Субъективность – субъект обладает активностью (опыт, потребности, смысл); 3. Целесообразность; 4. Опосредованный характер (орудия, социум); 5. Социальная природа – усвоение общественно-исторического опыта.

Деятельность — Выготский, Гальперин, Рубинштейн

Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении

1.1 Структура и понятие педагогической деятельности

Чтобы в полной мере понять, что такое психологическая готовность студентов к педагогической деятельности…

Влияние стиля руководства организатора на эффективность процесса решения задач различного типа

1.1 Понятие малой группы. Организация совместной деятельности в малых группах. Показатели эффективности групповой деятельности

Для изучения эффективности групповой деятельности необходимо дать понятие малой группы, которая является субъектом этой деятельности. "Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа…

Исследование мотивации достижения успеха у курсантов

1.2 Сущность деятельности. Понятие успешности деятельности

В психологическом словаре даётся описание понятия деятельности: Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект…

Психологическая готовность к обучению в среднем звене

1.1 Понятие, структура и особенности формирования учебной деятельности

«Учебная деятельность» — достаточно неоднозначное понятие.

Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения…

Психологическая сущность игры дошкольника

1.2 Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте

В структуре игры можно выделить несколько элементов. 1. Любая игра имеет тему — ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре; дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин», «Бабу Ягу и Ивашечку»…

Психологическая характеристика педагогической деятельности

1 Понятие и структура педагогической деятельности

Деятельность — специфически человеческая форма активности, направленная на преобразование человеком окружающего мира и самого себя…

Психология и педагогика

14. Виды деятельности. Классификация деятельностей по А.Н.Леонтьеву. Понятие о ведущей деятельности

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Но если попробовать обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям…

Психология человека

2.4 Умения, навыки и привычки.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками. Умения — это элементы деятельности…

Развитие внимания у дошкольников

1.4 Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка

Внимание, это одно из самых важных качеств, благодаря которому можно познавать и изучать что-то новое. Изначально детям присуще только непроизвольное внимание, они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое…

Развитие и характерные особенности внимания

Глава 1. Внимание как условие сознательной деятельности

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

1.5 Восприятие — необходимая предпосылка и условие жизни и деятельности дошкольников

Восприятие — Отражение в человеческом сознании действующих в данное время на органы чувств предметов и явлений материального мира, включающее в себя понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта Словарь русского языка: В 4-х т…

Регуляционная функция познавательных процессов

4. Понятие о мышлении. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач. Интеллект человека

В процессе ощущения и восприятия человек познает определенные свойства окружающего мира в результате непосредственного чувственного отражения этих свойств. Однако сущность вещей не может отразится в сознании непосредственно…

Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта

1.3 Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

В.В.Воронкова указывает, что в системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей…

Факторы, определяющие потребности общения взрослых людей в социальных сетях

1.1 Потребность как условие деятельности человека

Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности). Потребность — есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах…

А.Н. Леонтьев: строение деятельности

Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развивал также Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979). Сперва он следовал линии, намеченной Выготским. Но затем, высоко оценив идеи Басова о «морфологии» (строении) деятельности, он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека — «Проблемы развития психики» (1959).

Леонтьев подчеркивал, что деятельность — особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие — той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива.

Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)». Тем самым появится новый мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность. Из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать их внутреннюю психологическую подоплеку.

Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

Заключение

Предмет рассмотрения в теории деятельности — целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции — это качество действия, образующая действия.

Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое. В теории деятельности введено понятие «мотива-цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Личность в теории деятельности — это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личность он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.

Становление личности — это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное — это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность — это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

На основе теории деятельности разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и возрастной психологии, патопсихологии личности и др.

Список литературы

1. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 2005.

2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. 1, 2. М., 2003.

3. Маклаков П. Общая психология. : Учеб. пособие. М., 2009.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 2009.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 2005.

6. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 2006.

Теория деятельности А. Н. Леонтьева

Из учеников и последователей Л. С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечествен-ной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), с именем которого связано развитие «теории 100

деятельности1». В целом А. Н. Леонтьев развивал важней-шие идеи своего учителя, уделяя, однако, основное внима-ние тому, что оказалось недостаточно разработано Л. С. Выготским - проблеме деятельности.

Если Л. С. Выготскому психология представлялась на-укой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то А. Н. Леонтьев ориенти-ровал психологию на изучение порождения, функциони-рования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности.

Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Ле-онтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и име-ет принципиально то же строение. В этой формулировке на-мечено направление поиска ответов на важнейшие теоре-тические вопросы психологии: как возникает психиче-ское, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую дея-тельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической дея-тельности, мы управляем организацией внутренней, пси-хической деятельности.

Сложившиеся в результате интериоризации внут-ренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, яв-ляются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т. п.; этот процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация»; принцип «интериоризации-эк-стериоризации» - один из важнейших в теории дея-тельности.

Один из таких вопросов: каковы критерии психиче-ского? На основании чего можно судить о том, обладает ли некоторый организм психикой или нет? Как вы отчасти могли понять из предыдущего обзора, ответы возможны различные, и все будут гипотетичны. Так, идея панпсихиз-

В ином ключе проблема деятельности разрабатывалась G. Л.

Рубинш-тейном, основателем другой, не связанной с Л. С. Выготским, научной школы; о ней речь пойдет дальше.

ма предполагает всеобщую одушевленность, в том числе того, что мы называем «неживой природой» («пан» означает «все»), и в собственно психологии встречается редко; биопсихизм наделяет психикой все живое; ней-ропсихизм - лишь те живые существа, что обладают нервной системой; антропопсихизм отдает психику то-лько человеку. Правомерно ли, однако, критерием пси-хического делать принадлежность к тому или иному классу объектов? Ведь внутри каждого класса объекты весьма разнородны, не говоря уже о сложностях с об-суждением принадлежности ряда «промежуточных» объектов к тому или иному классу; наконец, само при-писывание психического тем или иным классам объек-тов чаще всего весьма умозрительно и лишь обознача-ется, но не доказывается. И правомерно’ли судить о на-личии психики по анатомо-физиологическим характе-ристикам организма?

А. Н. Леонтьев попытался (как и ряд других авторов) найти такой критерий не в самом факте «принадлежно-сти к разряду» и не в наличии «органа», а в особенностях поведения организма (показав, кстати, что сложность поведения не соотносится напрямую со сложностью строения организма). Исходя из представлений о психике как особой форме отражения (философская основа для такого подхода содержится в произведениях классиков марксизма), А. Н. Леонтьев усматривает «водораздел» между допсихическим и психическим уровнями отраже-ния в переходе от раздражимости к чувствительности. Раздражимость он рассматривает как свойство организ-ма реагировать на биологически значимые (биотиче-ские) воздействия, непосредственно связанные с жиз-недеятельностью. Чувствительность определяется как свойство реагировать на воздействия, сами по себе не несущие биологической значимости (абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними био-тическом воздействии, что способствует более эффек-тивной адаптации.

Именно наличие чувствительности в представлениях А. Н. Леонтьева является критерием психического.

В самом деле, для объяснения реагирования на биоти-ческие воздействия нет нужды прибегать к представлени-ям о психике: эти воздействия непосредственно важны 102

для выживания организма, и отражение осуществляется на органическом уровне. Но на каком уровне, в какой форме происходит отражение воздействий, которые сами по себе нейтральны для организма?

Ведь, согласитесь, запах несъедобен, звук рычания хищника не опасен!

Стало быть, резонно предположить, что абиотическое воздействие отражается в виде идеального образа, что и означает наличие психики как «внутренней» реальности. На уровне чувствительности оказывается возможным го-ворить об особой форме активности, направляемой идеа-льным образом. Чувствительность в простейшей форме связана с ощущениями, то есть субъективным отражением отдельных свойств предметов и явлений объективного мира; первая стадия эволюционного развития психики обозначается А. Н. Леонтьевым как «элементарная сенсор-ная психика». Следующая стадия - «перцептивная психи-ка», на которой возникает восприятие как отражение це-лостных объектов («перцепция» означает «восприятие») ; третья названа стадией интеллекта, где происходит отра-жение связей между объектами.

Согласно идее А. Н. Леонтьева, новые ступени психи-ческого отражения возникают вследствие усложнения де-ятельности, связывающей организм с окружающей сре-дой. Принадлежность к более высокой эволюционной ступени (согласно принятой систематике) сама по себе не является определяющей: организмы более низкой биоло-гической ступени могут демонстрировать более сложные формы поведения, чем некоторые высшие.

В связи с развитием деятельности А. Н. Леонтьев об-суждает и проблему возникновения сознания. Отличи-тельная черта сознания - возможность отражения мира безотносительно к биологическому смыслу этого отраже-ния, то есть возможность объективного отражения. Воз-никновение сознания обусловлено, по А. Н. Леонтьеву, возникновением особой формы деятельности - коллек-тивного труда.

Коллективный труд предполагает разделение функ-ций - участники выполняют различные операции, кото-рые сами по себе в ряде случаев могут выглядеть как бес-смысленные с точки зрения непосредственного удовлет-ворения потребностей человека, их осуществляющего.

Например, в ходе коллективной охоты загонщик гонит животное от себя. Но ведь естественный акт человека, желающего добыть пищу, дол-жен быть прямо противоположен!

Значит, имеют место особые элементы деятельности, подчиненные не непосредственному побуждению, но ре-зультату, целесообразному в контексте коллективной дея-тельности и выполняющему в этой деятельности проме-жуточную роль. (В терминах А Н. Леонтьева, здесь цель от-деляется от мотива, в результате чего выделяется действие как особая единица деятельности; к этим понятиям мы об-ратимся ниже, при рассмотрении структуры деятельно-сти.) Чтобы осуществить действие, человек должен осоз-нать его результат в общем контексте, то есть осмыслить его.

Таким образом, одним из факторов возникновения со-знания оказывается коллективный труд. Другим выступа-ет включенность человека в речевое общение, что позво-ляет через овладение системой языковых значений стать сопричастным общественному опыту. Сознание, собст-венно, образуется смыслами и значениями (к понятию «смысл» мы также еще обратимся), а также так называе-мой чувственной тканью сознания, то есть его образным содержанием.

Итак, с точки зрения А. Н. Леонтьева, деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях. (Отметим, что Леонтьев в послед-них работах понятие «деятельность» предпочитал отно-сить к человеку.)

Рассмотрим теперь ее структуру.

Деятельность представляет форму активности. Актив-ность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функцио-нирования индивида (не обязательно биологических). Потребность не переживается субъектом как таковая; она «представлена» ему как переживание дискомфорта, неу- . довлетворенности, напряжения и проявляется в поиско-вой активности. В ходе поисков происходит встреча по-требности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить (это не обязательно мате-риальный предмет; это может быть, например, лекция, удовлетворяющая познавательной потребности). С этого момента «встречи» активность становится направленной (потребность в чем-то конкретном, а не «вообще»), потреб-104

ность опредмечивается и становится мотивом, который мо-жет осознаваться или не осознаваться. Именно теперь, счи-тает А. Н. Леонтьев, возможно говорить о деятельности. Деятельность соотносится с мотивом, мотив - то, ради чего совершается деятельность; деятельность -■ это сово-купность действий, которые вызываются мотивом.

Действие - главная структурная единица деятельно-сти. Оно определяется как процесс, направленный на до-стижение цели; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Вспомните теперь то, что мы отме-тили при обсуждении генезиса сознания: цель отделяется от мотива, то есть образ результата действия - от того, ради чего осуществляется деятельность. Отношение цели действия к мотиву представляет смысл.

Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, то есть условиями; эти способы (неосознаваемые или малоосоз-наваемые) называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Деятельность мы определили как совокупность действий, вызываемых мотивом; действие может быть рассмотрено как совокуп-ность операций, подчиненных цели.

Наконец, самый низкий уровень - психофизиологи-ческие функции, «обеспечивающие» психические процес-сы.

Такова, в общем виде, структура, принципиально еди-ная для внешней и внутренней деятельности, отличных, естественно, по форме (действия производятся с реальны-ми предметами или с образами предметов).

Мы кратко рассмотрели структуру деятельности по А.

Н. Леонтьеву и его представления о роли деятельности в филогенетическом развитии психики.

Теория деятельности, однако, описывает и закономер-ности индивидуального психического развития. Так, А. Н. Леонтьевым было предложено понятие «ведущая де-ятельность», позволившее Даниилу Борисовичу Эльконину (1904-1984) в соединении ее с рядом представлений Л. С. Выготского построить одну из основных в отечест-венной психологии периодизаций возрастного развития. Под ведущей деятельностью понимается та, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших ново-образований и в русле которой развиваются другие виды де-ятельности; смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию (например, переход от игровой деятель-ности к учебной при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту).

Основным механизмом при этом выступает, по А. Н. Леонтьеву, сдвиг мотива на цель - превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Так, например, усвоение знания в младшем школь-ном возрасте первоначально может выступать как одна из целей в деятельности, побуждаемой мотивом «получить одобрение учителя», а затем становится самостоятельным мотивом, побуждающим учебную деятельность.

В русле теории деятельности обсуждается и проблема личности - в первую очередь, в связи со становлением мо-тивационной сферы человека. По словам А. Н Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первое «рождение» личности происходит в дошкольном возрасте, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосред-ственных побуждений с социальными критериями, то есть возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению со-ответственно социальным мотивам.

Второе «рождение» происходит в подростковом возрасте и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспита-ния.

Концепция А. Н. Леонтьева, таким образом, распро-страняется на широкий круг проблем теоретического и практического плана; ее влияние на отечественную психо-логию чрезвычайно велико, в связи с чем мы и рассмотре-ли ее хотя и в общем плане, но несколько подробнее, чем ряд других концепций. Отметим также ее значение для практики обучения: в русле теории деятельности была раз-работана теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина (1902- 198 8): соот-ветственно принципу интериоризации, умственное - внутреннее - действие формируется как преобразование исходного практического действия, его поэтапный пере-ход от существования в материальной форме к существо-ванию в форме внешней речи, затем «внешней речи про себя» (внутреннее проговаривание) и, наконец, в форме свернутого, внутреннего действия.

Научная школа, у истоков которой стоял Л. С. Выгот-ский, - одна из ведущих в психологии. Помимо назван-ных А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, к ней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии - Александр Романович

Лурия (1902-1977), исследовавший проблемы мозговой локализации высших психических функций и основав-ший науку «нейропсихология»; Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), исследовавший роль практиче-ских действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Лидия Ильинична Божович (1908-1981), основные работы кото-рой посвящены проблемам развития личности ребенка; Петр Иванович Зинченко (1903-1969), исследовавший па-мять с позиций деятельностного подхода, многие другие. С работами этой школы непосредственно связаны иссле-дования ряда крупных современных ученых- В. В. Да-выдова, В. П. Зинченко, В. С. Мухиной, А. В. Петров-ского и др.

Деятельно­стью называется система различных форм реализации отношений субъекта к миру объектов. Так определял понятие «дея­тельность» создатель одного из вариан­тов деятельностного подхода в психо­логии Алексей Николаевич Леонтьев (1903 - 1979) (10).

Еше в 30-е гг. XX в. в школе А. Н.Леонтьева была выделена, а в последу­ющие десятилетия тщательно разработана структура отдельной деятельности. Представим ее в виде схемы:

Деятельность - Мотив (предмет потребности)

Действие - Цель

Операция - Задача (цель в определенных условиях)

Эта схема строения деятельности открыта как вверх, так и вниз. Сверху она может быть дополнена системой деятельностей разно­го вида, иерархически организованных; внизу - психофизиоло­гическими функциями, обеспечивающими реализацию деятель­ности.

В школе А. Н.Леонтьева выделяют еще две формы деятельности субъекта (по характеру ее открытости для наблюдения): внешнюю и внутреннюю (12).

В школе А.Н.Леонтьева отдельную, конкретную деятельность выделяли из системы деятельностей по критерию мотива.

Мотив обычно определяется в психологии как то, что «движет» деятель­ность, то, ради чего эта деятельность осуществляется.

Мотив (в узком понимании Леонтьева) – как предмет потребности, т.е., чтобы охарактеризовать мотив, необходимо обратиться к ка­тегории «потребность».

А.Н.Леонтьев определял потребность двояко:

Определение ПОТРЕБНОСТИ

расшифровка

1) как «внутреннее условие», как одну из обязательных предпо­сылок деятельности, которая, однако, не способна вызвать направ­ленную деятельность, а вызывает - как «нужда» - лишь ориенти­ровочно-исследовательскую деятельность, направленную на поиск предмета, способного избавить субъекта от состояния нужды.

«виртуальная потребность», потребность «в себе», «потребностном состоянии», просто «нуж­де»

2) как то, что направляет и регулирует конкретную деятель­ность субъекта в предметной среде после встречи его с предметом.

«актуальная потребность» (потребно­сть в чем-то конкретном)

Пример: До встречи с кон­кретным предметом, свойства которого в самом общем виде за­фиксированы в генетической программе гусенка, у птенца нет потребности следовать именно за тем конкретным предметом, который окажется у него перед глазами в момент вылупления из яйца. Однако в результате встречи «неопредмеченной» еще по­требности (или «потребностного состояния») с соответствующим предметом, подходящим под генетически зафиксированную схе­му примерного «образца», происходит запечатление именно данного предмета как предмета потребности - и потребность «опредмечивается». С тех пор данный предмет становится мотивом деятельности субъекта (птенца) - и он повсюду следует за ним.

Таким образом, потребность на первом этапе своего развития –это еще не потребность, а нужда организма в чем-то, что находится вне его, хотя и отраженная на психическом уровне.

Деятельность, побуждаемая мотивом, реализуется человеком в форме действий, направленных на достижение определенной цели.

Цель (по Леонтьеву) – как желаемый резуль­тат деятельности, сознательно планируемый человеком, т.е. мотив- это то, ради чего производится некая деятельность, цель - то, что планируется сделать в этой связи для реализации мотива.

Как правило, в человеческой деятельности мотив и цель не совпадают между собой .

Если цель всегда осознаваема субъектом (он всегда может отдать себе отчет в том, что собирается делать: подавать документы в институт, в такие-то дни сдавать вступительные экзаме­ны и т.п.), то мотив, как правило, является для него бессознатель­ным (человек может не догадываться об истинной причине своего поступления именно в этот институт: он будет уверять, что очень интересуется, например, техническими науками, тогда как на са­мом деле его побуждает поступать туда желание быть рядом с лю­бимым человеком).

В школе А.Н.Леонтьева особое внимание уделяется анализу эмоциональной жизни человека. Эмо­ции рассматриваются здесь как непосредственное переживание смыс­ла цели (который определяется стоящим за целью мотивом, поэтому эмоции могут быть определены как субъектив­ная форма существования мотивов). Эмоция дает понять человеку, каковы могут быть истинные моти­вы постановки той или иной цели. Если при успешном достижении цели возникает отрицательная эмоция, значит, для данного субъекта этот успех мнимый, поскольку то, ради чего все предпринима­лось, не достигнуто (мотив не реализован). Поступила в институт девушка, но не поступил любимый человек.

Мотив и цель могут переходить друг в друга: цель при приобре­тении ею особой побудительной силы может стать мотивом (этот механизм превращения цели в мотив называется в школе А.Н.Ле­онтьева «сдвигом мотива на цель ») или, напротив, мотив стано­вится целью.

Пример: Пред­положим, что юноша поступил в институт по желанию мамы. Тогда истинным мотивом его поведения является «сохранить хорошие отноше­ния с мамой», и этот мотив будет придавать соответствующий смысл цели «учиться именно в этом институте». Но учеба в институте и препо­даваемые в нем предметы настолько увлекают этого мальчика, что через некоторое время он начинает с удовольствием посещать все занятия уже не ради мамы, а ради получения соответствующей профессии, посколь­ку она целиком захватила его. Произошел сдвиг мотива на цель (бывшая цель приобрела побудительную силу мотива). При этом, наоборот, быв­ший мотив может стать целью, т.е. поменяться с нею местами, а может случиться другое: мотив, не переставая быть мотивом, превращается в мотив-цель. Этот последний случай бывает тогда, когда человек вдруг, отчетливо осознает истинные мотивы своего поведения и говорит себе: «Теперь я понял, что жил не так: работал не там, где хотел, жил не с тем, с кем хотел. С этого момента буду жить иначе и теперь совершенно осознанно буду достигать действительно значимых для меня целей».

Поставленная цель (в которой субъект отдает себе отчет) не означает еще, что способ достижения этой цели будет одинаков при разных условиях ее достижения и всегда при этом осознаваем. Одну и ту же цель разным субъектам зачастую приходится дости­гать в разных условиях (в широком смысле слова). Способ дей­ствия в определенных условиях называется операцией и соотно­сится с задачей (т.е. целью, данной в определенных условиях) (12).

Пример: поступление в институт может быть достигнуто разными способами (например, можно пройти «через сито» вступительных экзаменов, можно поступить по результатам олимпиады, можно не набрать нужных для бюджетного отделения баллов и все же поступить - на платное отделение - и т.п.) (12).

Определение

Примечание

Деятельность

    отдельная «единица» жизни субъекта, побуждаемая конкретным мотивом, или предметом потребности (в узком смысле по Леонтьеву).

    это совокупность действий, которые вызываются одним мотивом.

Деятельность имеет иерархическое строение.

Уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности)

Уровень действий

Уровень операций

Уровень психофизиологических функций

Действие

основная единица анализа деятельности. Процесс, направленный на реализацию цели.

    действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели.

    действие – это одновременно и акт поведения. В отличие от бихевиоризма теория деятельности рассматривает внешнее движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели – это скорее несостоявшееся поведение, чем подлинная сущность

действие = неразрывное единство сознания и поведения

    через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности

    понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир.

Субъект

носитель деятельности, сознания и по­знания

Без субъекта нет объекта и наоборот . Это означает, что деятельность, рассматриваемая как форма отношения (точнее, форма реализации отношения) субъек­та к объекту, является осмысленной (необходимой, значимой) для субъекта, она совершается в его интересах, но всегда направ­лена на объект, который перестает быть «нейтральным» для субъек­та и становится предметом его деятельности.

Объект

то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта

Предмет

обозначает не­которую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

неразделимы деятельность и предмет (поэтому постоянно говорят о «предметности» деятель­ности; «беспредметной» деятельности не бывает). Именно благо­даря деятельности объект становится предметом, а благодаря пред­мету деятельность становится направленной. Таким образом, деятельность объединяет понятия «субъект» и «объект» в нераздели­мое целое.

Мотив

предмет потребности, то, ради чего осуществля­ется та или иная деятельность.

Каждая отдельная деятельность побуждается мо­тивом, сам субъект может не осознавать свои мотивы, т.е. не отдавать себе в них отчета.

Мотивы порождают действия, т.е приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами мотивы осознаются не всегда.

- Осозноваемые мотивы (мотивы – цели, характерны для зрелых личностей)

- Неосознованемые мотивы (проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов)

Полимотивированность человеческих мотивов.

Главный мотив – ведущий мотив, второстепенные – мотивы – стимулы.

Цель

образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Цель всегда осознаваема. Побуждаемый тем или иным мотивом к деятельности, субъект ставит перед собой определенные цели, т.е. сознательно планиру­ет своими действиями достичь какого-либо желаемого им результата. При этом достижение цели всегда происходит в конкретных условиях, которые могут меняться в зависимости от обстоятельств.

Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели.

Задача

цель, данная в определенных условиях

Опера­ция

Способы осуществления действий

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает цели, то операция отвечает условиям (внешние обстоятельства и возможности), в которых эта цель дана. Главное свойство операции в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Уровень операции заполнен автоматическими действиями и навыками.

Операциибывают 2-х видов: одни возникают путем адаптации, непосредственного подражания (практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях); другие возникают из действий путем их автоматизации (находятся на грани сознания и легко могут стать актуально осознаваемыми). Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций.

Потребность

    это исходная форма активности живых организмов. Объективное состояние живого организма.

    это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

Потребность всегда предметна.

Органическая потребность биологического существа в необходимом для его жизнедеятельности и развития. Потребности активизируют организм – поиск необходимого предмета потребности: пищи, воды итд. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он должен быть еще найден. В ходе поиска происходит «встреча» потребности со своим предметом, его «узнавание» или «опредмечивание потребности». В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив определяется как предмет потребности (конкретизация). Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется.

- Биологическая потребность

Социальная потребность (потребность в контактах с себе подобными)

Познавательная (потребность во внешних впечатлениях)

Эмоции

отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.

Личностный смысл

переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия, события, оказавшихся в поле деятельности ведущего мотива.

Субъект выступает в процессе совершения им той или иной деятельности как организм со своими психофизиологи­ческими особенностями, и они также вносят свой вклад в специ­фику совершаемой субъектом деятельности.

С точки зрения школы А. Н.Леонтьева, знание свойств и струк­туры человеческой деятельности необходимо для понимания пси­хики человека (12).

Традиционно в деятельностном подходе выделяются несколь­ко динамических составляющих («частей», или, точнее, функцио­нальных органов) деятельности, необходимых для ее полноценного осуществления. Главными из них являются ориентировочная и исполнительная составляющие, функциями которых выступают соответственно ориентировка субъекта в мире и исполнение дей­ствий на основе полученного образа мира в соответствии с поставленными им целями.

Задачей исполнительной составляющей деятельности (ради которой дея­тельность вообще существует) является не только приспособле­ние субъекта к миру объектов, в котором он живет, но и измене­ние и преобразование этого мира.

Однако для полноценного осуществления исполнительной функции деятельности ее субъекту необходимо ориентироваться в свойствах и закономерностях объектов, т.е., познав их, уметь изменить свою деятельность (например, использовать те или иные конкретные операции как способы осуществления действий в оп­ределенных условиях) в соответствии с познанными закономер­ностями. Именно это является задачей ориентировочной «части» (функционального органа) деятельности. Как правило, человек должен, прежде чем что-то делать, сориентироваться в мире для построения адекватного образа этого мира и соответствующего ему плана действий, т.е. ориентировка должна забегать вперед исполнения. Так чаще всего поступает взрослый человек в обыч­ных условиях деятельности. На ранних ступенях развития (например, у маленьких детей) ориентировка совершается в про­цессе исполнения, а иногда и после него (12).

Резюме

    Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания)

    поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. Принцип единства сознания и поведения.

    деятельность- это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности)

    действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности) (10).

Ведущая деятельность (ВД) - понятие, позволяющее выделить в спек­тре (системе) видов деятельности ту, которая выражает типичные особеннос­ти психологического возраста и определяет формирование ключе­вых новообразований.

ВД как основа периодизации психического развития ребенка (Эльконин)

· ВД определяет типичные особенности психологического возраста и формирование ключевых новообразований

· ВД реализуется в сфере «ребенок – предметный мир» и в сфере «ребенок-взрослый» , то есть и в предметной среде и в соц отношениях

· На различных возрастных стадиях преобладание ориентации ребенка либо на сферу социальных отношений, либо на сферу предметных отношений

Воля и произвольность

Появляются как итог социального развития мотивации, опосредуют ее.

Воля как ВПФ:

Системна: задействованы эмоции, мотивация, мышление, воображение, внимание, память (именно поэтому в истории психологии очень часты попытки сведения воли то к мотивации, то ко вниманию и т.д.),

Социальна по происхождению,

Осознанна по способу функционирования.

Функции воли:

Селективная: выбор мотивов и целей.

Инициирующая: регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации.

Организация, произвольная регуляция действий и психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему.

Стабилизирующая – поддержание выбранного уровня выполнения действия при помехах.

Мобилизация физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Одной из важнейших характеристик волевого поведения является самодетерминация . Осуществляя волевой акт, человек действует произвольно, т.е. по своему намерению, не подчиняясь действиям внешних причин. Он выходит за рамки требований ситуации.

Критерии воли:

Произвольность и надситуативность – основополагающие принципы волевого поведения.

Критерии проявления воли по Иванникову :

1 – в волевых действиях (осознанные, целенаправленные, намеренные, принятые по собственному решению, необходимые по внешнему или внутреннему основанию, имеющие исходный дефицит побуждения (или торможения), обеспечивающиеся дополнительным побуждением и заканчивающиеся достижением цели)

2 – в выборе мотивов и целей (при выборе одного из несовместимых действий; при выборе одной из целей обусловленных разными мотивами или приводящих к разному результату; при конфликте между желаемой целью и последствиями действия, или заданной целью и личными мотивами)

3 – в регуляции внутренних состояний человека (параметров действия, физиологических и психических процессов)

4 – в волевых качествах личности: выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность

«Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом», - пишет С.Л. Рубинштейн.

Воля - высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания.

Мотивационный конфликт. Левин.

Борьба одновременно актуализированных противоречивых потребностей. Типы конфликтов:

· Конфликт «стремление-стремление». Буриданов осел. Даны 2 одновременно недостижимых объекта или цели, оба обладают позитивным и примерно равным требовательным характером. Решение: подойти к одному.

· Конфликт «избегание-избегание» (между 2 равными отрицательными валентностями). Пример – наказание или неприятное задание. Решение – выход из поля (примитивное - физическое).

· Конфликт «стремление-избегание». Объект обладает положительной и отрицательной валентностью.

Функциональная автономия мотивов. Олпорт.

Принцип функциональной автономии: мотивы, возникая на биологической основе, могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно. Мотивы выступают как бесконечно разнообразные, самоподдерживающиеся функциональные системы, которые вырастают из предшествующих, но функционально независимы. Важно, что «новый» мотив не обнаруживает инструментальной значимости (охотник при полных запасах будет охотиться не просто, чтобы агрессию слить, а потому что «нравится» то, что получается). То, насколько автономны мотивы, определяет зрелость человека.

Уровни автономии.

· Персеверативная автономия – привычки, циркулярные механизмы, стереотипы. Механизмы: отсроченное угасание, самоустанавливающиеся циклы в нервной системе, частичное подкрепление и сосуществование множественных детерминант. Примеры: Крыса, активность которой явным образом определена привычным ритмом подачи пищи, будет также себя вести в период голода \ Эффект Зейгарник \ Заикание как невротический симптом является независимой мотивационной системой, поэтому и лечится так сложно психоанализом, нужно не просто корень осознать!

· Проприативная (собственная) автономия – относится к приобретенным ценностям, чувствам, интенциям, главным мотивам, образу себя и жизненному стилю. Для этого важно самоструктурирование, процесс возможен из-за самой сущностной природы человека, стремления к изменению и росту мотивов и их объединению. ЕХ: мастерство, когда человек делает максимально хорошо без внешнего требования, потому что иначе не может, ему нравится то, что он умеет.

Следствия из теории: человек бесконечно уникален и своеобразен (сочетания среды и мотивов) \ прошлое не так уж и важно для оценки и прогноза.

По ЛСВ, свобода воли:
Человек, помещенный в ситуацию буриданова осла (нет никаких оснований сделать выбор), бросает жребий и тем самым выходит из создавшегося затруднения. Это операция, невозможная у животных, операция, в которой с экспериментальной отчетливостью выступает вся проблема свободы воли. Жребиям придается сила мотивов (сам по себе кубик -1234 и тд ничего не значит, мы сами придаем этому значение).
ВЫВОД: Свобода воли не есть свобода от мотивов, она заключается в том, что ребенок сознает ситуацию, сознает необходимость выбора, определяемого мотивом.
Еще примеры: Родитель: мы говорим ребенку: "Ну, раз, два, три - выпей лекарство". Мы в универ к 1 паре: я поднялся из-за сигнала "три" (условный рефлекс), но я сам заранее через сигнал и связь с ним поднял себя, т. е. я овладей своим поведением через дополнительный стимул или вспомогательный мотив.

По Иванникову:

волевая регуляция – часть произвольной регуляции , отличительным признаком которой является, то, что она совершается на личностном уровне (а не на уровне природного или социального индивида, где уже возникает произвольность). Волевой акт – поступок , поступок – единица анализа личности (Рубинштейн), а средством волевой регуляции является изменение смысла действия (личностное образование) => волевая регуляция есть личностный уровень произвольной регуляции. Специфика волевой регуляции в уровне регуляции (решение личности) и в использовании личностных средств регуляции.

Структура волевого акта по С.Л. Рубинштейну:

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

2. Побуждение выражается в стремлении. По мере осознания цели это стремление переходит в желание – целенаправленное стремление. +установка на реализацию.

3. Обсуждение и борьба мотивов. Активное включение познавательных процессов. оформление мотивационной части действия или поступка. Появившиеся на первой стадии мотивы в виде желаний могут противоречить друг другу –анализируем, выбираем.

4. Принятие решения. Случаи:

· Если борьбы мотивов нет, постановка цели условно совпадает с принятием решения.

· Если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешение того конфликта, который вызвал борьбу мотивов.

· Если мотивы почти равны по значимости и интенсивности – принятие решения сопровождается особыми переживаниями, все зависит только от человека.

5. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий .

Особенность протекания волевого акта : механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Волевое усилие – это акт проявления сознания, направленный на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствия в процессе деятельности (тоже конструкт).

Волевой акт предполагает сознательное регулирование, прогноз результатов своих действий, подыскание средств для реализации цели. В волевых процессах аффект выступает под контролем интеллекта. Субъект констатирует удачу или неудачу своего действия и эмоционально переживает его как успех или неуспех.

Теория деятельности (А.Н.Леонтьев)

Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева.

Предмет рассмотрения в Теории деятельности – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, истор., онтогенетическом и функциональном аспектах.

Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность мотив цель условия и соотносимые с ними деятельность действия операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла.

Действие в Теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции – это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое.

В Теории деятельности введено понятие "мотива-цели", т. е. осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Вместе с рождением действия этой, гл. "единицы" деятельности человека, возникает и основная, обществ, по своей природе "единица" человеческой психики – смысл для человека того, на что направлена его активность. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности. Вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания.

Возникновение системы соподчиненных действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают "сдвиг мотива на цель" и превращение действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания. Далее предполагается переход к внутренним психическим процессам, появляются внутренние действия, а впоследствии – формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внешней, практической, и обе они суть осмысленные и смыслообразующие процессы. Гл. процессами деятельности выступают интериоризация ее формы, приводящая к субъект, образу действительности, и экстеориоризация ее внутренние формы как опредмечивание образа, как его переход в объективна идеальное свойство предмета.

Смысл является центр, понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психологическая интерпретация процессов смыслообразования и регуляции деятельности.

Личность в Теории деятельности – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личность он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.

Понятием "личность" обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека Обществ, отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность Последняя рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность.

Становление личности – это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное – это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В Теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

На каждой возрастной ступени развития личности в Теории деятельности более представлен какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую.

На основе Теории деятельности разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и возрастной психологии, патопсихологии личности и др.

Список литературы

Н. И. Повякель. Теория деятельности (А.Н.Леонтьев)

шпаргалка

14. Виды деятельности. Классификация деятельностей по А.Н.Леонтьеву. Понятие о ведущей деятельности

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.

Но если попробовать обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее -- видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это -- общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Общение -- первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.

Игра -- это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности (как их побочный, дополнительный результат).

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

Деятельность ведущая - одна из категорий отечественной возрастной психологии, обозначающая основную форму активности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе которой происходят главные изменения в его психическом развитии. В психологии развития ведущая деятельность рассматривается как форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая специально культивируется в определенный период детства для достижения целей развития.

Ведущая деятельность и новообразования в младшем школьном возрасте

Ребенок становится школьником тогда, когда обретает внутреннюю позицию школьника. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б...

Взаимосвязь свойств нервной системы и типов темперамента

Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы...

Влияние стиля руководства организатора на эффективность процесса решения задач различного типа

Для изучения эффективности групповой деятельности необходимо дать понятие малой группы, которая является субъектом этой деятельности. "Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа...

Возраст младшего подростка и его особенности

Ведущей называется такая деятельность, в которой формируются все психические функции и личность в целом. Только в учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляется воля и характер, проявляются способности...

В психологическом словаре даётся описание понятия деятельности: Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект...

Общая характеристика дошкольного периода

Ведущая деятельность в этот период - игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров...

Особенности образа "Я" неуверенного подростка

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников...

Понятие ведущей деятельности дошкольного периода развития ребенка

Понятие ведущей деятельности впервые в советской психологии встречается в трудах Л.С. Выготского. Так, анализируя детскую игру, он отмечает, что последняя является ведущей, но не преобладающей деятельностью. Вместе с тем Л.С...

Проблема развития в психологии и философии

Проблема развития ребенка становится приоритетной для российской психологии с 30-х годов. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих пор остаются дискуссионными...

Психология и педагогика

Деятельность - совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности...

Психология и педагогика

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы...

Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет

Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития...

Развитие речи старших дошкольников

Детская игра - по-прежнему ведущий вид деятельности. Причем речь идет в первую очередь о самостоятельной, спонтанно организованной и регулируемой самими детьми сюжетно-ролевой игре, а вовсе не об игровых приемах, которые используют взрослые...

Трудовая деятельность осужденных в исправительных учреждениях общего режима как средство их реабилитации

Рассматривая трудовую деятельность, можно ее разделить на три вида: неквалифицированную, квалифицированную и высококвалифицированную...

Формирование психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования как фактора повышения качества их профессиональной подготовки

За основу классификации методов формирования и оценки сформированности социально-психологической компетентности субъектов среднего профессионального образования использована классификация психологических методов Б.Г. Ананьева...


Самое обсуждаемое
Шарль де Голь (различные взгляды на жизнь и деятельность) Франция и европа Шарль де Голь (различные взгляды на жизнь и деятельность) Франция и европа
Мгу экология и природопользование Мгу экология и природопользование
Феодалы в раннем средневековье Феодалы в раннем средневековье


top