Зарождение масонства. I. Краткий исторический очерк происхождения масонства. Елагинские масонские ложи

Зарождение масонства. I. Краткий исторический очерк происхождения масонства. Елагинские масонские ложи

На следующих страницах:

В течение долгих веков во многих странах Европы каменщики иплотники, пекари и колокольные мастера, хирурги и прочие ремесленники жили под защитой и надзором своих цехов. В Средние векаи в начале Нового времени профессиональные корпорации обеспечивали своим членам определенный социальный статус и уровеньжизни, контролировали качество технического оборудования и конечного продукта. Мастера, стоявшие во главе цехов, нередко действовали заодно с городскими и местными властями, поддерживая общественный порядок, стабильные цены и заработную плату, а такжекачество продукции. Средневековье знало великое множество ремесленных цехов, но лишь корпорация каменщиков сумела перейти к новым экономическим условиям, трансформировавшись в нечто совершенно новое - в maçonnerie . В XVII в. города Шотландии и Англииопережали остальную Европу по уровню заработной платы и условиям труда в сфере строительства. Цеховая система рушилась, и корпорация каменщиков постепенно стала допускать в свой круг

людей,находившихся вне их профессии. К этому подталкивала потребностьв новых денежных поступлениях (вступительных взносах): финансирование строительных работ требовало дополнительных инвестиций.Таким образом, превращение ремесленного цеха в сообщество новоготипа было обусловлено необходимостью. Далеко не все традиционные каменщики нашли себе место в этой обновленной системе.

В новых сообществах царила атмосфера взаимного доброжелательства, но они привлекали не только этим. Коммерсантам иджентльменам ложи казались очагами культуры. Действительно,старшие мастера-каменщики умели читать и писать, были сведущи вматематике и архитектуре, в частности в военной и гражданской фортификации. Мифы, окружавшие ложи, связывали навыки каменщиков в области геометрии с древними знаниями, унаследованными отбога эллинистического Египта - Гермеса Трисмегиста («трижды величайшего»). Однако, по-видимому, не только аура легендарного прошлого притягивала к каменщикам образованных представителей других профессий: ложи были тем местом, где состоятельные предприниматели могли заводить знакомства с полезными людьми, знающимитолк в архитектуре или инженерном деле. Среди первых масонов,принятых в ложу «со стороны» в 1650-х годах, был шотландец сэр Роберт Мори - ученый, военный инженер, один из основателей Лондонского королевского общества и активный участник гражданских войнв Англии. Как и оксфордский антиквар Элайас Ашмол, ставший вольным каменщиком примерно в эти же годы, Мори надеялся, что масонство приобщит его к мудрости математиков и механиков древности.Все свои письма он подписывал масонским знаком, подчеркивая верность братству. В последние десятилетия XVII в. его примеру следовали очень многие английские джентльмены.

Возможно, нам никогда не удастся выяснить в подробностях, как именно проходил исторический процесс трансформации ремесленного цеха в закрытое сообщество джентльменов. Если в Шотландии ещеостались кое-какие документы, то английские масонские архивы этого периода исчезли. Шотландский историк Дэвид Стивенсон считаетколыбелью нового масонства свою родину, полагая, что именно в Шотландии цехи каменщиков впервые превратились в своего родаэлитные клубы общения. Однако проповедь братства и те организационные принципы, которые были экспортированы из Англии в континентальную Европу и стали общими для всего масонского движенияэпохи Просвещения, основывались отнюдь не на шотландских обычаях и не на принятой в Шотландии форме правления. Скорее, следуетговорить о том, что масонство опиралось на установления и идеалы, порожденные Английской революцией в ходе борьбы с королевскимабсолютизмом. Архивы Лондонского королевского общества сохранили

276
любопытный документ 1659 г. (Register Вооk [с] IX), который недвусмысленно подчеркивает связь масонства с государственной властью. Там говорится, что «это ремесло [...] было основано благородными королями, принцами и другими почтенными людьми», и посвящено семи свободным искусствам, в частности геометрии - науке«отца мудрецов» Гермеса, который «нашел два каменных столпа, гдебыли высечены Знания, наставлял людей и передал эти Знания строителям Вавилонской башни». Изложение «Слов и символов франкмасонов» в этой рукописи вполне адекватно историческому контексту. Внем отразилась революция и зарождение конституционной власти, основанной на системе законов и правил: документ вскользь упоминаето «парламенте» и призывает членов ложи «честно следовать [...] обязанностям, установленным конституцией».

Здесь надо отметить, что согласно «Оксфордскому словарю английского языка» до середины XVII в. слово «конституция» не использовалось для обозначения совокупности правил или норм какого-либо сообщества. Однако в 1650-е годы, после казни Карла I английский парламент принял ряд законов, касавшихся государственногоустройства; и почти одновременно в стране стали появляться негосударственные организации со своими собственными «конституциями»,впрочем, порой весьма условными. Документ 1659 г. повествовал, вчастности, о том, что французские короли пришли к власти путем избрания, и что в библейские времена «король [...] созывал большойсовет и парламент, чтобы изыскать средства» помощи безработным.Итак, английские масоны изначально считали себя неразрывно связанными - иногда роковым образом - с судьбой государств и монархов. После демократических революций конца XVIII столетия масоны Европы и Америки пришли к выводу об общности своих интересов. Около 1800 г. в кругах контрреволюционеров родился ложный тезис о масонском заговоре как первопричине Французской революции. С этого времени масонство стало ассоциироваться с тайной подрывной деятельностью. До 1789 г. его связывали не столько с политическим действием, сколько с общественной жизнью и интеллектуальным прогрессом.

Масонские ложи эпохи Просвещения в своей практике (выборность, подчинение меньшинства большинству, традиция заслушивать речи избранных руководителей ложи, объединение всех национальных лож под эгидой Великой ложи, разработка конституций) опирались на идеалы равенства и на признание ценности личных заслуг человека. Это было обусловлено ростом авторитета парламента, усилением городской буржуазии и мелкого сельского дворянства, поверивших в свои силы, а также влиянием республиканской литературы и публицистики, которая родилась в середине XVII столетия в

277
трудах Джона Харрингтона и была развита такими теоретиками, как Алджернон Сидней, Джон Локк и Джон Толанд. Последний - сторонник партии вигов, придерживавшийся в начале XVIII в. республиканских взглядов - был напрямую связан с лондонскими ложами. Таким образом, масонская идея продвижения человека по социальной лестнице в соответствии с его личными заслугами - идея, оправдывавшая эгалитарное братство людей, свободных в выборе своих руководителей - восходила, прежде всего, к английской республиканской традиции. Впрочем, это не мешало ложам быть весьма иерархизированными структурами и искать повсюду покровительства аристократии. В странах европейского континента масоны особенно дорожили тайной, секретной стороной своей деятельности, что вело к учреждению новых степеней, к разработке дополнительных ритуалов и церемоний, а также к появлению имитаций (такой имитацией было откровенно политизированное общество иллюминатов, основанное в Баварии в 1776 г.). В других ложах, например в американском ордене Цинцинната (к которому, возможно, принадлежал Джордж Вашингтон), больше заботились об отличиях, привилегиях и организации банкетов. Что касается иллюминатов, то они открыто провоцировали власти и являлись объектом государственного надзора, хотя число их членов никогда не превышало шести сотен.

Около 1720-х годов численность масонов в Лондоне стала резко расти. Власти остались равнодушными к этому процессу. Более того, многие их представители сами вступали в новые мастерские. А поскольку уже с последнего десятилетия XVII в. ложи пополнялись не столько рабочими-каменщиками, сколько образованными джентльменами, налицо был процесс социальной переориентации. Его символической вехой стало избрание великим магистром знаменитого архитектора сэра Кристофера Рена в 1720 г. Итак, масонство все больше и больше входило в моду. В 1723 г. Великая ложа Лондона опубликовала свои «Конституции». Этот документ сразу же получил широкую известность и был переведен на множество языков. Использование формы множественного числа вместо единственного как бы подсказывало, что «Конституции» представляют собой амальгаму всех уставов объединенных лож. Сам термин был бесспорно английским, ведь во французской традиции того времени словом «конституция» обозначались составные части какого-либо организма или составные части правления: «конституцией» тела называлась совокупность его органов и членов. Лишь очень постепенно в течение XVIII столетия этот термин обретал во французском языке новый смысл, в соответствии с которым «конституция» превращалась в законодательный акт, например в акт конституирования власти на основе общественного договора. Таким образом, Франция в этом отношении существенно отставала от Англии, где уже в первые десятилетия XVIII в. Ложа Великого Востока обрела свою конституцию и установила совершенно мирской и светский распорядок своей жизни.

Одним из самых ранних документов, относящихся к распространению масонства на европейском континенте, являются «Конституции» группы французских гугенотов-либертинов, сложившейся в Гааге в 1710 г. В нее входили издатели, журналисты, публицисты, ученые. Они называли друг друга братьями. Имелся у них и свой великий магистр, и свой секретарь. Сегодня гаагские «Конституции» находятся в архиве Джона Толанда, хранящемся в Британской библиотеке. Среди тех, чьи подписи стоят под этим документом, немало людей из круга секретаря группы Проспера Маршана - французского книгоиздателя и журналиста, укрывшегося в Нидерландах. Архивы Маршана в библиотеке Лейденского университета - ценнейший источник по истории европейского масонства. Толанд вошел в контакт с кружком Маршана во время своих путешествий по Европе. Масонская ложа (или ее имитация) могла казаться особенно привлекательной людям «без корней» (коммерсантам, космополитам), поскольку она декларировала древность своего происхождения, исповедовала демократическую этику, управлялась по самым передовым для того времени принципам и при этом легко подстраивалась под вкусы самых разных людей, распространяя свою заботу на каждого из братьев. Гаагская группа охотно использовала масонскую терминологию, хотя в основном занималась организацией застолий. Тем не менее среди ближайших друзей Маршана числился Жан Руссе де Мисси - еще один изгнанник, ставший впоследствии лидером французских масонов в Амстердаме. Поначалу он был политическим агентом Оранского дома, затем перешел на службу к австрийцам. Человек глубоких политических страстей, Руссе де Мисси ненавидел французский абсолютизм, а в религиозном плане считал себя «пантеистом».

Здесь следует отметить, что теоретически масоны должны были придерживаться «религии своей страны или своей нации, какой бы она ни была». Но «Конституции» 1723 г. изменили это правило: «Отныне признано более уместным требовать, чтобы они [«братья»] исповедовали ту религию, которая подходит каждому из них». Учитывая глубокие конфессиональные противоречия, раздиравшие Великобританию, масонство резко ограничило круг принципиальных религиозных вопросов, по которому мнения братьев должны были совпадать. Таким образом, оно стало полем широкой религиозной свободы, где деизм существовал наравне с пантеизмом и атеизмом. Поэтому не стоит удивляться, что в английских ложах было много вигов и так же много

279
ученых; что в Париже философ и масон Гельвеций объявлял себя материалистом, а в Амстердаме Руссе де Мисси делал выбор в пользу пантеизма (как Толанд), и что Монтескье, который тоже был масоном, скорее всего являлся деистом. Поэтому не удивительно также, что в списках лондонских или амстердамских масонов встречается много еврейских фамилий. А вот в ложах, действовавших в германских землях, евреев не было, ведь немецкие уставы провозглашали: «Только христианин, какой бы секте он ни принадлежал [...], может быть принят в члены ложи» («Масонство: образ в свете правды» - «Freymaurerey: Skizzirt im Lichte der Wahrheit », Frankfurt am Main , 1785.S . 19).

Во Франции некоторые ложи принимали в свои ряды и католиков,и протестантов, и даже актеров. В документах одной парижской ложи упоминался «негр трубач» из королевского полка. За исключением Италии и католических земель Германии, в масонских церемониях редко напрямую использовалась христианская лексика. Тем неменее, когда в 1738 г. католическая церковь осудила вступление католиков в ложи, она особо подчеркивала, что масонство стало новойформой религии, к тому же организованной по республиканскому образцу (имелось в виду частое проведение выборов). Конечно, многиесовременники признавали, что ложи распространяли новый тип религиозности и приучали людей к поведению, которое неизбежно входило в конфликт с традиционной религией и королевской властью.Однако осуждение масонства церковью лишь повысило его притягательность в глазах тех, кто уповал во всем на разум и прогресс. В середине столетия вступление в ложу стало означать не столько приобщение к материализму и атеизму, ассоциировавшимся с именами некоторых философов, сколько увлечение новыми идеями века Просвещения.

Влияние лож распространялось не только на интеллектуальную и социальную жизнь эпохи. Светским элитам континентальной Европы долгое время не удавалось выработать формы самоуправления,которые лежали бы вне приходских сообществ и коммунальных советов и имели национальный масштаб. Масонство помогло состоятельным людям передовых взглядов освоить искусство самоуправления, к которому они приобщались как в колониях (в качестве подданных своих империй), так и у себя на родине, где они могли влиять наисход дел местного и национального (через великие ложи) масштаба.Масонство распространилось сначала в Батавской республике и воФранции, а потом пошло на восток - вплоть до Праги и Москвы, и назапад - до Филадельфии и острова Гаити. Принадлежность к ложестала означать политическую зрелость человека, его независимостьот церковного авторитета. В Неаполе мастерские объединяли вокругсебя реформаторов и прогрессивно мыслящих людей. А в колонияхмасонство стало средством культурного единения европейцев, отражавшим (наряду с церковью и научными сообществами) величие их колониальных империй.

Влиться в ряды масонов стремились все: и дипломаты, и государственные чиновники, и представители свободных профессий (адвокаты, врачи, учителя, торговцы). В лютеранской Швеции весь королевский двор, начиная с самого монарха и его министров, вступил в ложу, которая проводила свои собрания прямо в королевском дворце.Вообще в Швеции, Великобритании и американских колониях масоны действовали открыто, что свидетельствует о благожелательномих восприятии общественным мнением. В распространении масонства в Париже и Гааге решающую роль сыграли британские дипломаты. Известно, например, что в 30-е годы парижская полиция частонаведывалась в резиденцию английского посла лорда Уолдгрейва,где проводилисьсобрания ложи. В Берлине масонство расцвело в середине столетия, и Фридрих Великий умело использовал его, чтобыусилить свое влияние. Под сильным влиянием Иосифа II находилисьв 80-е годы венские ложи, по заказам которых работал Моцарт.

В католической части Европы масонская этика отличалась меньшим новаторством и либерализмом. В Германии к 1770 г. насчитывалось примерно 300 лож, членами которых были многие придворныечиновники и представители высшей администрации (особенно в Мюнхене, Байрёйте, Лейпциге и Веймаре), а также такие выдающиесямыслители, как Гёте, Виланд, Лессинг, Мориц, Георг Форстер и Фридрих Якоби. Радикальная немецкая секта иллюминатов, основаннаяодним из наиболее убежденных приверженцев французского материализма - Вейсгауптом, стала известной именно благодаря тому, чтосознательно имитировала масонство. Еще большую роль в немецкоммасонстве играло движение розенкрейцеров с их так называемымстрогим послушанием. Согласно этой системе, изобретенной бароном фон Гундом, во главе каждой масонской степени или уровня стояло духовное лицо, а сами члены подражали обычаям и ритуаламсредневековых рыцарей. Консервативная структура немецких ложбыла, таким образом, автократической и глубоко иерархичной. В церемониях и в сочинениях немецких масонов часто слышались христианские мотивы и ноты мистицизма. Наиболее показателен в этом отношении «конвент» во главе с герцогом Фердинандом Брауншвейгским (у этого движения нашлись приверженцы в Италии и даже вРоссии). В конечном счете, все «еретические» девиации масонства -как в сторону новаторства, так и в сторону консерватизма - как быпредвосхищали тот политический экстремизм, который распространился в Европе в последнее десятилетие XVIII в. под воздействиемФранцузской революции.

281
Возникновение лож или их подобий повсюду свидетельствовалооб относительном процветании общества, которое неизбежно отражалось в изысканных интерьерах, в элегантных одеждах, в банкетахи празднествах. Несмотря на некоторое пристрастие масонов к коллективным возлияниям, ложи прививали людям представления о благопристойности, формировали их характер, приучали их к дисциплине и хорошим манерам. Лондонские мастерские иногда арендовалитеатры для совместного просмотра спектаклей, и по свидетельствуочевидцев «братья» вели себя гораздо достойнее, чем завзятые театралы. Правило, которое сегодня заставляет зрителей умолкать в театре или на концерте и слушать артистов, прокладывало себе дорогудовольно медленно, и следует признать немалую роль масонства в утверждении представлений о приличиях и сдержанности во второй половине столетия. В целом Просвещение было очень сложным процессом, связанным с развитием идей и новых форм социальной практики - публичных дискуссий, общения, индивидуального чтения, упразднения цензуры. Все они требовали более широкого распространения правил учтивости, соблюдения известной дисциплины и декорума. Ложи участвовали в этом процессе.

Вступительные взносы повсюду в Европе были довольно высоки, хотя и пропорциональны доходам. Рано или поздно (в зависимости от социального состава) каждая ложа обзаводилась собственным юридическим статусом (реrson а) и вливалась в Великую ложусвоей страны. Мастерские отличались друг от друга: одни принимали только лиц благородного происхождения, другие - студентов имедиков, третьи распахивали свои двери перед мелкими торговцамиили даже актерами, в то время как большинство лож ни за что недопускало их в свой круг. Отношения между мастерской и «братьями» отчасти были договорными, основанными на уплате взносов,отчасти же они выглядели вполне семейными, конфиденциальными. В 1780-е годы всякий раз, когда французскому Великому Востоку приходилось оказывать помощь нуждавшимся «братьям», вдовамили пожилым женщинам, масоны демонстрировали, что по-прежнему находятся между двумя мирами: один - современный - базировался на договорных началах; второй был по преимуществу феодальным, и главную роль в нем играли привилегии рождения и ранга. Часто случалось, что какой-либо масон обращался с письменной просьбой о материальном вспомоществовании, подчеркивая, что вте времена, когда он был молод и богат, он платил все положенныевзносы, устраивал достойные приемы для «братьев» и вообще былпримерным членом своей ложи. Тем самым он доказывал, что имеет полное право на помощь аристократов, стоявших во главе Великого Востока.

282
Членство в мастерской с правом участия (управления) могло походить на осуществление гражданских прав и обязанностей. Эта весьмапрогрессивная черта масонства с наибольшей яркостью проявилась вАвстрии, где после 1750 г. вступление в ложу означало выражениеподдержки просвещенным реформам и оппозиции традиционнымпривилегиям духовенства. Поэтому число масонов быстро росло,особенно среди представителей свободных профессий. Позднее, в1780-е годы, венский Великий Восток пошел на прямое сотрудничество с правительством: ликвидировав «бунтарские» ложи в австрийских Нидерландах, он сохранил там только три мастерские, составилсписок «благонадежных» масонов, а в июле 1786 г. проинформировал Иосифа II, что «общее управление масонством отныне полностью соответствует императорским эдиктам». Таким образом, масонская организация, раскинувшая свою сеть по всей Европе, предприняла собственную перестройку с целью поддержки стратегии монархического государства. Многие ложи католической Европы не только не демонстрировали оппозицию абсолютизму, но и оказывали емуподдержку.

Тяготение масонства к власти подталкивало его к самоидентификации с государственными институтами. Примером этому могут служить голландские мастерские. В 1756 г. они сформировали национальную Ложу Великого Востока, выбрав для нее организационную форму республиканских Генеральных штатов. Они не толькорекомендовали это устройство своим немецким «братьям», которые испытывали некоторые трудности с созданием национальнойВеликой ложи, но и утверждали, что Генеральные штаты могут служить «высшим трибуналом для всей масонской нации» (БиблиотекаВеликой Ложи, Гаага, Kloss MS 190 E 47). Подобно тому как Генеральные штаты наделяли каждую провинцию этой страны широким суверенитетом, децентрализация власти в Великом Востоке гарантировала каждой отдельной ложе высокую степень независимости. Одновременно великий магистр Гааги барон Бутзелар сталсозывать «национальное собрание», в котором должны были систематически принимать участие все голландские масоны. Ритуал этого собрания был строго регламентирован: «братья» выстраивалисьрядами; первый символизировал законодательный орган голландских провинций - Staten van Holland ; за ними следовали «братья», избранные представителями великого магистра; далее - офицерывсех мастерских, остальные «братья» и приглашенные. «Братья»должны были петь хором, символически утверждая единство ложи,а возможно, пусть неосознанно, и всей нации. Как известно, со второй половины XVIII в. рост националистических настроений наблюдался во всей Западной Европе.

283
Несмотря на это, одной из наиболее характерных черт масонстваоставался космополитизм. Мастерские регулярно принимали у себягостей со всех концов западного мира и из колоний, вели переписку сдругими ложами, разбросанными по всему свету. В то же время, помнению масонов, добродетели должны были процветать и вознаграждаться именно на национальном поле. Просвещение дало толчок реформаторским устремлениям в разных сферах жизни, а обличениепросветителями чрезмерных привилегий и коррупции убедило верхиобщества в необходимости обновления управленческого аппарата государства. С этой точки зрения масонские ложи (даже ложи «строгого послушания») в большей степени, чем любые иные формы социальных контактов XVIII столетия, служили школами управления, гдекаждый мог испытать свои способности в политике местного, а потенциально - и национального масштаба. Конечно, находились люди,которые, говоря о необходимости реформ, подразумевали возврат к средневековым порядкам, но таких было немного.

Соперничество масонов с государством за право руководства нацией отразили и документы французских лож. В 1738 г. якобит шевальеде Рамсей произнес в Париже речь, в которой утверждал, что масонство «пытается создать совершенную духовную нацию». Текст этойречи сразу стал знаменитым: его экземпляры обнаружились в Реймсе, Дижоне и Гааге. В 1760-е годы полиция Брюсселя конфисковала вателье одного еврея-гравера великолепный образчик французскоймасонской символики, изображавший «герб Франции, освещающийсобой масонские атрибуты» (AG Bruxelles, MS 1105, А 124). В 1770-егоды французские ложи предприняли попытку создания некого центрального органа власти. Он мало напоминал парламенты или интендантские структуры, осуществлявшие властные полномочия на местах. В силу обстоятельств масонам пришлось изобретать особые формы организации управления на национальном уровне. В 1774 г. новаяпарижская Ложа Великого Востока учредила национальное собрание,в рамках которого должны были собираться представители всей нации, наделенные правом голоса и обязанностью платить взносы Великому Востоку. Несколько лет спустя, в 1779 г. некий оратор в Гренобле поднял важный вопрос: «Возможно ли действовать в интересах общего блага через наши современные институты власти, если формаправления такова, что большинство людей принуждены оставаться натом месте, которое им отведено природой?» (Гренобль, МS Q 50).Французская ложа Великого Востока попыталась взять на себя этуроль общественного представительства в Париже: с одной стороны,чтобы быть поближе к властям; с другой - чтобы развеять подозрения, сгущавшиеся вокруг масонства. Помимо представительной ассамблеи, Великий Восток учредил также общественные кассы для помощи нуждающимся «братьям» и «сестрам». Подраставшее в ложах
новое поколение масонов тяготело к политической деятельности и верило в свою способность управлять государством. Это делало их потенциально опасными, хотя большинство из этих людей не были нибунтарями, ни республиканцами.

Стремление участвовать в управлении государством было присуще и женским ложам, которые начали распространяться на континенте. Первая известная нам смешанная мастерская появилась в Гааге в 1751 г., но наиболее активными и наиболее заметными в Европестали французские адоптивные ложи, действовавшие в 1770-1780-хгодах. Надо заметить, что «Конституции» 1723 г. категорически запрещали принимать женщин в масоны. Этот запрет действовал в Великобритании и в Америке, но контитентальная Европа его нарушала. Адоптивные ложи давали дамам возможность общаться в кругусвоих единомышленниц, разделявших просветительские идеалы: молиться на «Великого Архитектора» - бога ньютоновской науки, придумывать ритуалы и произносить речи. Главной фигурой на женскихмасонских церемониях была «королева амазонок». В окружении «сестер», наделенных военными званиями, «королева» совершала обряды инициации не только женщин, но и мужчин. Катехизисы адоптивных лож призывали женщин признать несправедливость мужчин,сбросить с себя их иго, подчинить отношения в семье своей воле ираспоряжаться собственностью на равных с мужьями. На одной изцеремоний «королева» вопрошала «великого патриарха», на какомосновании мужчины считают себя хозяевами женщин, а затем требовала, чтобы «сестры» освободились от этого рабства и относились к мужчинам, которые не примут их свободы, как к тиранам. Таким образом, в 1780-е годы французские масонские ложи способствовали прогрессу в отношениях между мужчинами и женщинами. Поэтомуневерно думать, что француженки приобщались к Просвещениюлишь в своих собственных гостиных или в нескольких парижских салонах.

Масонство конкретизировало такие абстрактные идеалы, как разум, равенство, независимость, хотя они по-прежнему оставалисьтрудно достижимыми. К середине XVIII в. ложи насчитывали около50 тыс. европейцев и американцев. К 1785 г. среди масонов было около 1500 женщин. Мы не располагаем цифрами, отражающими положение в колониях, но знаем, что ложи там распространялись с той жескоростью, что и различные ветви христианства. Масоны выражалисамые возвышенные идеалы эпохи Просвещения, однако не допускали в свои ряды крестьян, рабочих, зачастую - женщин, и плотно закрывали двери своих мастерских перед рабами. Тем не менее ложи всвоем стремлении к равенству и достоинству, к независимости, свободе слова и веротерпимости были обращены в будущее, в царство правчеловека и эгалитарных идеалов. Уже одного этого было достаточно, чтобы навлечь на них ненависть врагов демократии в XVIII столетии. Мы сталкиваемся с ней и сегодня в молодых государствах Восточной Европы и в России.

Первую главу своей книги И.В. Хельзинг посвящает истории возникновения масонских лож. Здесь он придерживается взгляда, характерного для ряда современных исследователей масонства, утверждающих глубокую древность происхождения тайных обществ.

Как указывает Б. Башилов (один из наиболее авторитетных исследователей современного масонства), "...история ордена с самого момента его возникновения была покрыта густым слоем легенды.

Этих легенд существует много. По самой распространенной из них, возникновение франкмасонства восходит к временам царя Соломона, который вручил архитектору Хираму управление и руководство по сооружению храма в Иерусалиме, как мы видели в легенде об Адонираме.

Этим мудрым архитектором рабочие были разделены на три класса; а для того, чтобы они могли узнавать друг друга, были установлены слова, знаки и прикосновения. Отсюда, по мнению масонов, идет установление степеней масонства и особого символического языка братьев масонов.

По другой легенде, масонство является наследием ученых и жрецов Халдеи, Индии и Египта, которые распространяли таким образом свои нравственные учения, воззрения и на них воспитывали своих учеников и приверженцев.

Третья легенда указывает, что масонство происходит от ордена Тамплиеров(Храмовиков), который с течением времени впал в ересь и был разгромлен французским королем Филиппом IV и Папой Климентом V за "сатанизм, поношение христианства и стяжательство” .

Орден ушел в подполье и тайно продолжал свою деятельность. "Жак де Молэ (руководитель ордена), — говорит масон степени кадош Альберт Пайк, — и его товарищи погибли на костре, но ранее его казни, главы обреченного ордена организовали и учредили то, что позднее начало называться оккультным, скрытым или шотландским масонством”.

Хельзинг же в своем исследовании пишет, что "Вольные Каменщики — одна из старейших организаций из числа ныне существующих.

Папирусные свитки, которые были найдены в 1888 году при раскопках ливийской пустыни, описывают секретные встречи таких корпораций еще за 2000 лет до н.э. Эти строительные корпорации принимали уже участие в строительстве Храма Соломона, исполняя что-то вроде функций сегодняшних профсоюзов, одновременно уже тогда соблюдая мистические традиции. Целью своего движения каменщики провозглашали странствование через этапы духовного совершенствования, при почтительном страхе, испытываемом перед божеством. Этого бога называли, поскольку Вольные Каменщики принадлежали к различным религиям, "Великим Зодчим Мироздания”.

Другие указания на вышеприведенный факт содержатся в египетской "Книге Мертвых”, где бог Тот уже называется термином, соответствующим современному понятию гроссмейстер. Гроссмейстер — обычный титул верховного лидера. Духовные знания Вольных Каменщиков выражались через символику, аллегории и ритуалы, которые одновременно служили и коммуникационными средствами.

(Секретный язык символов, например, масонское рукопожатие, пирамида, пентаграмма, применение в гербах чисел 3, 7, 13 и 33, эмблемы и современные фирменные знаки и имена).

Самым важным символом для многих организаций, включая в их число и Вольных Каменщиков, является фартук. Фартук, изначально крайне незатейливый и лишенный всяческих украшений, был заменен около 2200 г. до н.э. ЖРЕЦАМИ МЕЛЬХИСЕДЕКА на белую овечью шкуру, и в таком виде он применяется до сегодняшнего момента.

В древнем Египте боги, которые в соответствии со старинными преданиями летали на "божественных ладьях” (НЛО), представлялись в храмовых росписях также одетыми в фартуки. Точно так же — позже — священники носили фартуки как знак преданности "летающим богам” и как символ своей власти над народом в роли наместников богов.

Уже около 3400 г. до н.э. фартук носили члены "БРАТСТВА ЗМЕИ”, показывая этим свою подчиненность богам, которые спускались с неба на "летающих колесах”. То, что изначальное применение фартука известно низшим членам отдельных сегодня существующих лож, весьма сомнительно.

В четырнадцатом столетии мы в первый раз встречаемся с высшим посвящением "БРАТСТВА ЗМЕИ” и их знанием, которые под латинским названием "ИЛЛЮМИНАТЫ” стали известны во всем мире и особенно в Германии. (Древне-библейское слово "змея”, "нэхэш” происходит от корня NHSH, который значит "расшифровывать, открывать”; латинское "illuminare” значит "просвещать, узнавать, знать”).

Как свидетельствует В. Купер:

"Одно из старейших тайных обществ Братство Змеи, также называемое Братство Дракона и существующее под многими другими именами. Братство Змеи посвящает свою деятельность сохранению "тайн поколений” и признанию Люцифера, как одного и единственного Бога.

Даже если вы не верите в Бога, Люцифера или Сатану, вы должны понимать, что существует огромное количество людей которые верят. Я не верю в расизм, но миллионы верят и их вера и действия, основанные на этой вере, затрагивают и меня. Ясно, что религия всегда играла важную роль в направлении действий упомянутых выше обществ.

Дома культа и жертвоприношения существовали в древних городах. Это были по сути дела храмы выстроенные в честь множества богов. Эти строения часто являлись местом встречи философов и мистиков которые, как считалось, проникли в тайны природы.

Эти люди зачастую объединялись в отдельные философские и религиозные школы. Наиболее значимая из этих школ — это Братство Змеи, или Дракона, просто известное как Мистерии. Змея и дракон являются символом мудрости.

Отец мудрости — Люцифер, именуемый также Несущий Свет. Предметом поклонения для Мистериев был Осирис, другое имя Люцифера. Осирисом называлась звезда которая по поверьям древних упала на землю.

Буквальное значение Люцифера "носитель света” или "утренняя звезда”. После того как Осирис был изгнан с неба, древние видели Солнце как изображение Осириса или, более точно, Люцифера.

Осирис представлялся солнцем.

Альберт Пайк.

Как искусен ты упавший с неба, О Люцифер...

Утверждают, что после падения Люцифера с Небес, он принес с собой силу мысли как подарок человечеству

Фрэд Гиттинс, Символизм и Оккультное Искусство

Большинство величайших умов когда-либо живущих были посвящены в общество Мистериев через ритуалы, некоторые из которых были очень жестоки. Некоторые из самых прославленных были известны как Осирис, Изис, Сабазиус, Сибеле и Илеузис. Платон был одним из посвященных и он описывает некоторые таинства в своих рукописях.

Посвящение Платона заключалось в трехдневном погребении в Великой Пирамиде, во время которого он умирал (символически), возрождался и был посвящен в тайны, которые он должен был хранить.

Три ранних тайных общества которые можно прямо отнести к современным их потомкам — это культы Рошании, Митраса и их оппозиции — Строителей. Они имеют много общего с современными вольномасонами и другими группами Иллюминатов. Например, общее у Братства символическое перерождение в другую жизнь без прохождения через врата смерти во время посвящения; обращение ко "Льву” и к "Хватке львиной лапы” на высшем уровне Масонской иерархии; три иерархических уровня те же что и у древних Масонов к которым только позднее добавились другие уровни; лестница из семи ступеней; членство только мужчин; "всевидящее око”.

Особенно интересно в наше время Афганское общество иллюминатов Рошания, куда входят избранные масоны. Общество обращается к мистическому культу уходящему своими корнями в древнюю историю, к Дому Мудрости в Каире.

Главные догмы этого культа были: отмена частной собственности, устранение религии; отмена государств; вера в то, что просвещение, идет от Высшего Существа, которое избирает класс совершенных людей для организации и управления миром; вера в план преобразования социальной системы мира посредством контролирования государств одно за другим; вера в то, что по достижении четвертой степени, посвященный может контактировать с неизвестными наблюдателями, наделенными знаниями веков.

Члены Рошании называют себя также членами Ордена. Посвященные дают клятву, которая освобождает их от любых обязательств, кроме верности Ордену, и звучит так:

"Я отдаю себя вечной науке и непоколебимой верности и подчинению Ордену... Люди, не подпадающие под наш тайный знак, являются нашей законной добычей.”

Присяга осталась практически такой же до наших дней. Тайный знак — провести рукой по лбу, ладонью внутрь; обратный знак — взять ухо пальцами, поддерживая локоть свободной рукой. Звучит знакомо, не так ли? Орден — это орден Поиска. Культ проповедовал, что не существовало ни рая, ни ада, только духовное состояние совершенно отличающееся от жизни, которую мы знаем. Дух мог продолжать быть сильным на земле через члена Ордена, но только если дух был членом Ордена до смерти. Следовательно члены Ордена усиливают свою власть принимая ее от духов умерших членов.

Вольные Каменщики (Масоны) – члены самого старого и многочисленного из существующих в современном мире братских светских обществ, которое уходит своими корнями глубоко в прошлое.

Масонство в России

Как любое значимое общественно-культурное явление, Братство Вольных Каменщиков России впитало в себя ее дух, ее многовековую историю, религию и культуру. Будучи безусловно и неразрывно связанным с историей и традициями мирового масонского сообщества, оно было пронизано чисто российскими высокой духовностью и жертвенностью, стремлением постичь Бога и слиться с ним в процессе духовного поиска и служения человечеству.

Хронология Ордена вольных Каменщиков

926 или 936 год - Эдвин, легендарный сын Ательстана, председательствовал на собрании каменщиков в Йорке, и на нем были приняты некоторые Предписания для управления братством. Предание.

1077 год - Cementarius (каменщик) по имени Роберт, работавший на строительстве собора св. Альбана, был признан самым умелым каменщиком того времени.

Из истории Великой Ложи Франции

Сегодня за пару сотен долларов можно взять образец своей слюны, отправить его в лабораторию и через две недели можно проследить свою генеалогию назад на 5000 лет. Жаль, что мы не можем взять образец своего мозга и интеллекта, чтобы узнать, о чем думали в прошлом наши предки, однако для этого мы можем использовать их записи. К радости исследователей масонства, существует более чем достаточно документации, оставшейся после нескольких прошлых столетий, чтобы позволить нам получить некоторое представление о философии и верованиях наших первых братьев, которые в значительной степени были связаны с религией.

Галерея "Знаменитые масоны"

АРЕНДТ Николай Федорович (1786-1859) – хирург

В качестве военного врача участник войн 1805-1807 гг. и 1812-1814 гг., главный врач русского оккупационного корпуса во Франции, лейб-медик императора Николая I. По поручению императора оперировал смертельно раненого А.С. Пушкина. В 1847 г. назначен инспектором всех учреждений Ведомства императрицы Марии Федоровны. Член-основатель ложи “Святого Георгия Победоносца”, 1818-1819 гг., 3 гр.

История Древнего и Принятого Шотландского Устава

Древний и Принятый Шотландский Устав (Ancient and Accepted Scottish Rite) есть иерархическая система масонских организаций, которая является "надстройкой" над символическим масонством. Шотландский Устав не может рассматриваться как организация, которая руководит символическим масонством - он не признается официально масонством 1-3 степеней. Великие Ложи, управляющие 1-3 степенями, абсолютно независимы от организаций Шотландского Устава и не признают более высокой степени, чем степень мастера-каменщика (3 градус). Скорее, имеет место зависимость Шотландского Устава от Великих Лож. Быть членом организации Шотландского Устава можно только являясь мастером вольным каменщиком и оставаясь активным членом символической ложи. Регулярные масоны считают, что древнее цеховое масонство состоит лишь из трех символических градусов. Эта позиция была официально сформулирована материнской для всего масонства Великой Объединенной Ложей Англии в 1813 г. и с тех пор наличие трех градусов является одной из неизменных ландмарок.

Список известных масонов

Мы приводим список наиболее известных российских масонов без обсуждения их реального вклада в историю, культуру и науку. Список этот, конечно же, далеко не полон. Бесспорно лишь то, что все нижеперечисленные вольные каменщики оказали влияние на развитие нашей страны, отечественной культуры или русского масонства. Если Вы заинтересованы в изучении биографий этих лиц, то наши исследователи всегда с удовольствием помогут Вам и начнут с Вами обмениваться информацией.

Масонство в России - явление общественной жизни России, которое охватывает период истории от начала XVIII века и по наши дни. Русское масонство преследовало гуманистические и просветительские цели , больше внимания уделяло этическим вопросам. Фактически оно представляло собой более духовное сообщество людей, единых в стремлении способствовать процветанию своего Отечества и просвещённости людей живущих в нём.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Масонство в России (рассказывает Алексей Болдырев)

    ✪ Российские масоны - кто они и как давно в нашей стране?

    ✪ Масонство в России. Лекция 1

    ✪ Зачем масонам нужна Россия?

    ✪ Тайна Клуба Вольных Каменщиков. Масоны в России

    Субтитры

В XVIII веке

Масонство в России появилось в середине XVIII века . В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона . Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения .

Первое достоверное упоминание о появлении первой масонской организации в России относится к 1731 году , когда великий мастер Первой великой ложи Англии , лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для России . Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких масонских лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах . В документах Первой великой ложи Англии указывается, что в 1741 году он был назначен провинциальным великим мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами - офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Воронцова .

Впервые правительство Российской Империи обратило внимание на масонов в 1747 году . Есть известие о существовании в Санкт-Петербурге ложи «Молчаливость», в Риге - «Северной звезды », в 1750 году . В 1756 году существовала петербургская ложа, где мастером ложи состоял граф Р. Л. Воронцов, а членами - преимущественно молодые гвардейские офицеры, многие со значимыми впоследствии для истории именами: князь Щербатов , Болтин , Сумароков и другие. Тогда уже масоны были под надзором правительства и «внушали панический страх» обществу. По преданию, император Пётр III учредил масонскую ложу в Ораниенбауме и подарил дом Санкт-Петербургской ложе «Постоянство». В 1762 году существовала в Санкт-Петербурге ложа «Счастливого согласия», признанная в 1763 году берлинской Великой национальной материнской ложей «Три глобуса» . Во время розыска по делу Мировича у его сообщника, поручика Великолуцкого полка, нашли отрывок масонского катехизиса (первая русская рукопись франкмасонов). В 1766 году существовала в Архангельске ложа «Святой Екатерины». В 1770 году открыта в Петербурге великая провинциальная ложа. С этого года появляются систематические записи по истории масонства. По суждению Елагина, франкмасонство в России до 1770 года не носило серьёзного характера: Обращали внимание на обрядовую сторону, слегка благотворили, занимались пустыми спорами, оканчивавшимися иногда празднествами Вакха .

Елагинские масонские ложи

Устав Циннендорфа

В 1784 году из «Дружеского общества» выделилась «Типографическая компания», исключительно для печатания книг, из 14 членов, в том числе 12 франкмасонов. Вдохновителем этой компании был Н. И. Новиков. Дружеское общество и Типографическая компания выпустили множество книг, частью общего содержания, частью специально масонских. В том же году, по требованию комиссии народных училищ в Петербурге, были уничтожены некоторые учебники и запрещено печатание «Истории ордена иезуитов ». В 1785 году к франкмасонству присоединились Карамзин и некоторые другие замечательные личности. Но развитию франкмасонства грозила сильная опасность. Императрица Екатерина II , относившаяся к нему подозрительно в последнее время, предписала произвести обыск в книжной лавке Н. И. Новикова и поручила митрополиту Платону испытать Новикова в Законе Божием и осмотреть изданные им книги. Новикова митрополит признал верным правилам церкви, но четыреста шестьдесят одно сочинение было опечатано.

В XIX веке

Великая ложа Астрея

Согласно циркулярному письму от 30 сентября 1815 года , все великие ложи Европы были уведомлены об образовании на Востоке Санкт-Петербурга «Великой ложи Астрея». Была она образована по примеру Великой ложи Англии , и также выступили её учредителями четыре ложи: «Пётр к порядку», «Палестина» в Петербурге, «Изида» в Ревеле и «Нептун к надежде» в Кронштадте . Великим мастером Великой ложи Астрея стал граф В. В. Мусин-Пушкин-Брюс .

Организационная структура, порядок и характер работ нового союза подробнейшим образом были регламентированы в «Уложении Великой ложи Астрея». Первые 16 пунктов его были приняты братьями 13 августа 1815 года. Работа над уложением продолжилась после принятия его. 20 августа того же года к документу прибавилось ещё 156 параграфов. 20 января 1816 года число параграфов увеличилось до 389. В результате число параграфов «Уложения» составило 561. Характерно, что «Уложение Великой ложи Астрея» было рассчитано всего на 6 лет. Это означало, что братья отнюдь не намеревались останавливать свою законотворческую реформаторскую деятельность. Е. А. Кушелев писал в связи с этим:

«Потом ещё сочинили под названием „Прибавление к книге законов“, присовокупляя к сему последнему ещё и разные дополнения. Что утвердили подписанием: первое дополнение - 14 октября 1816 года, второе дополнение - 14 апреля, третье - 21 апреля 1817 года и, наконец, четвёртое - 24 марта 1818 года».

Таким образом, руководители Астреи демонстрировали братьям свою приверженность курсу реформ в возглавляемом ими масонском сообществе.

Проводимые реформы Астреи привели к отпадению от Великой провинциальной ложи «Владимир к порядку» и переход в Астрею лож «Пламенеющая звезда» и «Соединённые друзья ». Особенно влиятельной среди них была последняя, среди членов которой в 1816 году значились имена гвардейских офицеров Грибоедова , Чаадаева , Норова , Бенкендорфа , Пестеля и ряда других.

Реестр Великой ложи Астрея насчитывал к моменту закрытия 1404 масона, которые были объединены в 19 лож. Соперница ВЛ Астреи - Великая провинциальная ложа «Владимир к порядку» насчитывала всего 7 лож и 230 масонов.

В начале ХХ века

Первые ложи в России, после их запрета в 1822 году , начинают вновь открываться в 1905 году . Эти ложи открывают Великий восток Франции и Великая ложа Франции . Первые ложи учреждаются в Санкт-Петербурге и Москве. Известными ложами о которых сохранилась достоверная информация были «Возрождение» , «Северное сияние» и «Астрея », которые были открыты под эгидой Великого востока Франции, и ложа «Феникс » , которая была открыта в двух городах Москве и Санкт-Петербурге под эгидой Великой ложи Франции. Ложи были немногочисленны, так в ложах «Возрождение», «Северное сияние» и «Астрея» насчитывалось около 94 масонов. Информация о ложе «Астрея» весьма скупа. Известно, что ложа работала в 1916-1917 годах, в Москве и Санкт-Петербурге, и вероятно по Шотландскому уставу . В 1908 году для работ в дополнительных степенях ДПШУ был открыт капитул «Астрея», работы в котором проводились с 4 по 18 градусы . Ложи Великого востока Франции были закрыты в 1910 году, после появления парамасонской политической организации Великий восток народов России (ВВНР). Причиной закрытия лож стал переход 37 (из 94) членов лож ВВФ в ВВНР. И поскольку ВВНР заявил о разрыве отношений с иностранными масонскими организациями, то целесообразность нахождения лож ВВФ в Российской Империи потеряла свою актуальность. Ложи Великой ложи Франции вероятно проработали до 1917 года и после были запрещены .

Великий восток народов России

Как пишет историк масонства В. С. Брачёв , в 1910 году , членами лож Великого востока Франции начинают образовываться ложи, которые к 1912 году составили основу новой организации, получившей название Великий восток народов России .

Великий восток народов России был создан на учредительном съезде в Москве летом 1912 года . Характерным отличием лож ВВНР от лож ВВФ являлась отмена ряда обязательных пунктов в работе масонских лож . Такими пунктами стали: упразднение степени подмастерья , упрощение ритуалов , написание политических программ вместо зодческих работ, обсуждение политических вопросов на собраниях, работа не во имя Прогресса , как в ложах Великого востока Франции, а политическая активность в Государственной думе . Ложи ВВНР носившие название «масонские» таковыми не являлись, а члены ВВНР не признавались масонами Великим востоком Франции и другими масонскими организациями, а считались политическими кружками. Это привело в будущем часть бывших членов ВВНР, когда после Октябрьской революции 1917 года они покинули Россию, к прохождению ими заново ритуала масонского посвящения .

Руководящей структурой ВВНР был верховный совет, во главе которого стоял генеральный секретарь , а не великий мастер , как в масонских великих ложах. Первым генеральным секретарем Верховного совета ВВНР был Н. В. Некрасов , с по 1914 годы А. М. Колюбакин , левый кадет , далее на пост руководителя организации вернулся Н. В. Некрасов, а начиная с Конвента 1916 года - эсер А. Ф. Керенский . После того, как А. Ф. Керенский стал во главе Временного правительства России, в июле 1917 года , пост руководителя ВВНР перешёл к управляющему делами Временного правительства меньшевику А. Я. Гальперну.

ВВНР объединял несколько десятков лож , приблизительно по 10-15 человек каждая. Ложи создавались по территориальному принципу. В ВВНР было несколько специальных лож - «Военная», «Литературная», и думская ложа «Роза». Численность членов ВВНР составляла около 400 человек. ВВНР прекратил свою деятельность после революции 1917 года .

В конце ХХ

В 1990 году, с посвящения первого масона в новейшей истории, Георгия Дергачёва , началось возрождение масонства в России. 28 апреля 1991 года, в Москве, под эгидой Великого востока Франции была открыта первая масонская ложа. Всего было открыто, с 1991 по 1997 год, 6 лож ВВФ: «Северная звезда », «Свободная Россия», «Девять муз», «Северные братья», «Полярная звезда» и «Москва». С 1991 по 1993 год Великая ложа Франции открывает свои ложи. Ею были открыты 3 ложи: «Николай Новиков», «Сфинкс» и «Лютеция».

После перехода в Великую национальную ложу Франции Георгия Дергачёва и части масонов из лож ВВФ, в 1992 году Великая национальная ложа Франции начинает открывать свои ложи. В 1992-93 годах она открыла 4 ложи: «Гармония », «Лотос », «Новая Астрея », «Гамаюн » .

Когда в 1995 году проходит учреждение Великой ложи России , то отток масонов из лож ВВФ и ВЛФ усиливается, что приводит к закрытию почти всех лож ВВФ и ВЛФ на территории России.

В 1996 году декретом великого мастера ВВФ были закрыты все ложи ВВФ на территории России. Ложа «Полярная звезда» ВВФ в полном составе перешла в ВЛР . До 1998 года также были закрыты ложи ВЛФ «Лютеция» и «Сфинкс». Ложа «Николай Новиков» продолжала свои работы под юрисдикцией ВЛФ.

В 1997 году ВВФ разрешил открыть новую ложу в России, ею стала ложа «Москва». В 1998 году было дано разрешение от ВВФ на возобновление работ ложи «Северная звезда».

С 1995 по 1999 годы Великая ложа России открыла 7 новых лож: «Аврора» № 5 (Москва, 1996 г.), «Полярная звезда» № 6 (Архангельск, перешла в полном составе из ВВФ в 1997 г.), «Юпитер » № 7 (Москва, 1997 г.), «Четверо коронованных» № 8 (Москва, 1998 г.), «Северное сияние » № 9 (Москва, 1998 г.), «Братская любовь» № 10 (Москва, 1998 г.), «Александр Сергеевич Пушкин » № 11 (Москва, 1999 г.).

В конце 1999 года в России было 12 лож ВЛР, 2 ложи ВВФ и 1 ложа ВЛФ.

В ХХI веке

С 2000 года ВЛР активно продолжила открывать новые ложи в разных городах России и за её пределами. Всего ею было открыты 42 ложи.

В 2000 году, во Владивостоке, Великой ложей России, была открыта ложа «Тихоокеанское побережье» № 12.

В январе 2001 года, в Ярославле, Великой ложей России, была открыта ложа «Фёдор Волков» № 14.

В марте 2001 года, из Великой ложи России вышло около 100 человек. Как утверждалось вышедшими из ВЛР, причиной выхода стало: несогласие братьев с внутренней политикой проводимой тогдашним руководством ВЛР . Из трёхтомника «История русского масонства в XX веке» историка масонства А. И. Серкова следует, что во время раскола ушли члены следующих лож: «Гармония», «Лотос», «Астрея », «Юпитер», «Орион» .

16 апреля 2001 года вышедшие провели свою первую ассамблею, после которой было объявлено о появлении «Русской регулярной великой ложи» (РРВЛ) . Согласно материалам словаря «Масоны», историка масонства С. П. Карпачёва , РРВЛ стала добиваться признания Объединённой великой ложи Англии и регулярных великих лож , и добивалась его вплоть до июня 2007 года. РРВЛ не признала ни одна великая ложа в мире .

В течении 2001 года, Великой ложей России, в Москве, были открыты ложи «Изида и Озирис» № 17 и «Сер» № 18.

В 2002 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Северные братья» № 19 (Мурманск), «Доблесть» № 20 (Москва), «Созвездие» № 21 (Москва), «Под тремя коронами» № 22 (Калининград) и «Альфа и Омега» № 23 (Новосибирск).

В 2003 году, Великой ложей России, в Москве, была открыта ложа «Дружба» № 24.

В 2004 году, Великой ложей России, в Москве, была открыта ложа «Белый рыцарь» № 25.

В 2005 году, Великой ложей России, в Москве, была открыта путешествующая ложа «Треугольник Хирама» № 26, которая планировалась как международная.

В 2006 году, Великой ложей России, в Москве, была открыта ложа «Цитадель» № 27.

В 2006 году ложа «Северная звезда» в связи с малочисленностью прекратила свои работы, а оставшиеся члены ложи перешли в ложу «Москва» (ВВФ).

В 2006 году, Великой ложей России, в Воронеже, была открыта ложа «Святой Грааль» № 28, которая начала проводить свои работы по ритуалу Циннендорфа .

После того как в мае-июне 2007 года члены РРВЛ пытались перейти в ВЛР и принять участие в выборах нового великого мастера, в ВЛР произошёл раскол . Иностранные наблюдатели от великих лож признающих ВЛР не допустили к участию в ассамблее ВЛР членов РРВЛ, которые попытались принять участие в голосовании на выборах великого мастера ВЛР. По итогам голосования великим мастером был избран Андрей Богданов , что и было подтверждено наблюдателями . Итогом избрания А. Богданова новым великим мастером стал уход 30 членов лож «Гармония», «Лотос», «Феникс» и «А. С. Пушкин» из ВЛР и объединение их с членами РРВЛ. Новое объединение решило использовать название Великая ложа России , только добавила к нему уточнение: руководимая великим мастером А. С.

Поскольку новому объединению отказали в признании все регулярные великие ложи , то в июне 2008 года, некоторыми членами объединения, было принято решение установить отношения с Великой ложей Франции.

История окончательного оформления и появления ОВЛР в её нынешнем качестве описывается историком масонства А. И. Серковым так: 11 октября 2008 года, на своей торжественной ассамблее, под патронажем Великой ложи Франции была учреждена Объединённая великая ложа России . Объединённой великой ложе России был выдан патент Великой ложи Франции на право проведения работ по ДПШУ. В Объединённую великую ложу России вошли при учреждении 11 лож .

В 2008 году, Великой ложей России, в Сочи, была открыта ложа «Акация» № 29, а в Магнитогорске ложа «Форпост» № 30.

В 2009 году, Великой ложей России, в Екатеринбурге, была открыта ложа «Каменный пояс» № 31, а в Москве ложа «Франция» № 32, которая стала проводить свои работы по Французскому обряду .

В январе 2009 года в состав ОВЛР вошли две харьковские ложи - «Геометрия» и «Феникс Украины».

В 2010 году, Великой ложей России, были открыты ещё две ложи, которые стали проводить свои работы по Французскому обряду, это ложи: «Муз» № 33 (Санкт-Петербург) и франкофонная «Совершенное согласие» № 34 (Москва).

В 2012 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Дельта» № 35 (Краснодар), «Фёдор Ушаков» № 36 (Саранск), «Клио» № 37 (Москва) и «Два орла» № 38 (Минск).

В 2014 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Александр Сергеевич Грибоедов» № 45 (Санкт-Петербург), «Череп и крест» № 46 (Нижний Новгород) и «Братская цепь» № 47 (Челябинск).

В 2015 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Георгий V Блистательный» № 48 (Тбилиси), «Джузеппе Гарибальди» № 49 (Москва, Восточный обряд), «Шипка» № 50 (Москва) и «Алихан Бокейханов» № 51 (Алма-Ата).

В 2016 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Свет Востока» № 52 (Алма-Ата), «Конкордия» № 53 (Шахты (Ростовская область)), «Восходящего Солнца» № 54 (Казань) и «United Nomadic Brothers» № 55 (Алма-Ата).

По разным причинам были приостановлены работы в следующих ложах ВЛР: «Тихоокеанское побережье» № 12, «Фёдор Волков» № 14, «Изида и Озирис» № 17, «Северные братья» № 19, «Доблесть» № 20, «Созвездие» № 21, «Под тремя коронами» № 22, Треугольник Хирама № 26, «Святой Грааль» № 28 .

От ВЛР отошли ложи перешедшие к другим великим ложам при их создании: «Сер» № 18 (к Великой ложе Армении), «Дружба» № 24 (к Великой национальной ложе Азербайджана) «Святой Давид - Строитель» № 39, «Святая Тамара» № 41, «Георгий V Блистательный» № 48 (к Великой ложе Грузии) , «Алихан Бокейханов » № 51, «Свет Востока» № 52 и «United Nomadic Brothers» № 55 (к Великой ложе Казахстана) .

Масонские организации в современной России

По состоянию на июль 2016 года в России представлены следующие масонские организации:

См. также

Примечания

  1. Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. - М.: «Яуза-Пресс», 2007. - с. 29. - ISBN 978-5-903339-28-0 , (неопр.) Архивировано 23 августа 2011 года.
  2. Захаров В. Ю., Основные этапы развития масонства в России (неопр.) . Дата обращения 6 июля 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.
  3. НП ИнфоРост. ГПИБ | Пыпин А. Н. Русское масонство: XVIII и первая четверть XIX в. - Пг., 1916. (неопр.) . elib.shpl.ru. Дата обращения 4 февраля 2016.
  4. Лонгинов, Михаил Николаевич «Новиков и московские мартинисты. 1867»
  5. Вейдемейер, «Двор и замечательные люди в России», ч. 1, стр. 197, 198
  6. Романченко Н. Ф. Материалы по масонству в России. - Б. м., б. г., с. 61; Серков А. И. 250 лет масонства в России. - М., 1993, с. 88
  7. Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. - М.: «Яуза-Пресс», 2007. - с. 34. - ISBN 978-5-903339-28-0
  8. см. «Вестник Европы», 1868 г., кн. 6, стр. 574; «Русский Вестник», 1864 г., кн. 8, стр. 375; «Сочинения» Державина, изд. 1 акад. наук, 1 т., 793 стр.
  9. Аржанухин С. В. Шварц Иван Григорьевич. МегаЭнциклопедия Кирилл и Мефодий
  10. см. Новиков, Шварц, Дружеское общество

Не так давно широкой общественности стало известно о существовании негласной организации масонов, функционирующей не одно столетие. Что представляет собой это объединение? Кто такие масоны? Какие цели они преследуют? Вопросов по этому поводу может возникнуть огромное множество. Попытаемся ответить на самые главные из них.

Как появилось масонство?

Это движение, носящее религиозно-этический характер, возникло в Англии в 18 веке, а немного позже распространилось на США, Индию и Европейские государства. Данное учение объединяло людей в братство посредством любви, взаимопомощи и равенства. Считается, что масонство - это орден, так как он представляет собой организованное общество людей.

В 1717 г. в Англии создается «Великая ложа» - колыбель братства. Она руководит всеми организациями масонского общества, расположенными в разных странах. Спустя шесть лет Джеймс Андерсон, проповедник из Лондона, создает «Книгу уставов», определяющую основные правила поведения членов организации. По ней масон не должен быть атеистом или вольнодумцем, ему запрещается принимать участие в политических движениях. Он должен целиком и полностью поддерживать действующую власть.

Кто такие масоны?

Данное объединение получило широкую популярность в кругах буржуазии, нередко его участниками становились видные мыслители того времени. С течением времени масонство приобрело аристократический характер, особенно эта тенденция заметна в европейских странах. Кто такие масоны? Это люди, стремящиеся к духовному росту и нравственному самосовершенствованию в рамках определенных принципов и верований.

В рядах ордена числились такие известные личности, как прусские короли Фридрих II и III, шведский монарх Густав III, английские коронованные особы. Среди масонов были и некоторые президенты США (Вашингтон, Трумэн и др.), государственные деятели (Черчилль), знаменитые философы, писатели и композиторы (Гете, Гайдн, Вольтер, Моцарт).

Какие цели ставил перед собой орден?

Их цель - сделать все возможное, чтобы качественно улучшить этот мир.

Организация противопоставляла себя действующей церкви. Она стремилась создать тайное общество, члены которого, объединенные религиозными братскими узами, живут и работают в соответствии с намеченными целями.

Орден не стремился заменить религию, он не издавал теологические труды. На собраниях общества категорически запрещались дискуссии на религиозную тематику. При всем этом вера в Бога - основа их принципов и учения.

Деятельность братства

Разобравшись с вопросом, кто такие масоны, нельзя не упомянуть основное направление их деятельности. принимают активное участие в благотворительности, они занимаются меценатством, но при этом не афишируют себя.

Иерархия

Члены организации объединяются по территориальному признаку, образуя небольшие ложи по 40-50 человек. Между собой они называют друг друга братьями. Все группировки ордена в совокупности формируют Великую ложу. Ее главой и руководителем является великий мастер или гроссмейстер. Обычно Великая ложа имеется в каждой стране.

Самая низшая ступень в иерархической лестнице ордена - ученик. Затем следует подмастерье, далее идет мастер, и, в конце концов, великий мастер.

Русские масоны

Основателями ордена на Руси считаются царь Петр и его соратники. В сороковых годах 18 века генералом Джоном Кейтом было организовано несколько лож, первыми членами которых были иностранцы. Однако вскоре количество русских буржуа, представлявших орден масонов, значительно увеличилось.

В 1822 по указу Александра I ложи были закрыты. В начале 20 века движение масонов в России возродилось, но уже под новым именем - «Великий Восток Франции» и имело ярко выраженный политический характер. С 1917 года ложи и вовсе были запрещены.



top