Какие три формы негативного воздействия. Преднамеренное и непреднамеренное воздействие человека на природу. Как современное общество вредит природе

Какие три формы негативного воздействия. Преднамеренное и непреднамеренное воздействие человека на природу. Как современное общество вредит природе

Негативное влияние общества на окружающую среду вследствие хозяйственной деятельности называют антропогенным. С греческого его дословно можно перевести как влияние, порожденный человеком. Таких воздействий является безграничное количество. Они отличаются объемами, характером, интенсивностью, величиной, уровнем вреда окружающей среде и здоровью людей. При этом все их проявления сводятся к четырем форм негативного Воздействия .

1. Изменение компонентного состава биосферы, круговорота веществ в природе

(Добыча минерального сырья, накопления отходов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в воздушную и водную среды).

Основным здесь являются выбросы загрязняющих веществ в природную среду. Под загрязнением окружающей среды понимают поступление в биосферу твердых, жидких и газообразных веществ или энергии (тепла, шума, радиоактивных веществ) в количествах, которые непосредственно или косвенно влияют на человека, животных и растения. Прямыми объектами загрязнения (акцепторами) являются основные компоненты природной среды - атмосфера, вода, почвы, недра, животный и растительный мир.

Различают следующие виды загрязнений:

- інгредіентне загрязнение - связано с поступлением в природную среду веществ, враждебных естественным біогеоценозам;

Параметрическое загрязнение - связано с изменением качественных параметров окружающей среды (повышение уровней шума, радиации и тому подобное);

Біоценотичне загрязнение - связано с изменением структурных параметров популяций;

Стаційно-деструкційне загрязнение - заключается в деструктивном воздействии на ареалы обитания популяций в результате использования природных ресурсов.

В территориальном аспекте загрязнения разделяют на локальные, региональные, глобальные. По силе и характеру воздействия на окружающую среду загрязнения бывают фоновые, залповые, постоянные, катастрофические. По источникам возникновения загрязнения подразделяют на промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, бытовые.

По происхождению загрязнения делят на:

Физическое - это изменения тепловых, электрических, радиационных, световых полей в естественной среде, шумы, вибрации, вызванные человеком;

Механическое - загрязнение твердыми частицами и предметами;

Химическое - связано с поступлением твердых, газообразных или жидких веществ искусственного происхождения, нарушающих процессы круговорота веществ и энергии;

Биологическое - загрязнение биологическими существами (возбудителями Спида, атипичной пневмонии, болезни легионеров) или катастрофическое размножение растений или животных, переселенных из одной среды в другую человеком или случайно;

Термическое - при сбросе в водоемы нагретой воды;

Радиоактивное - связано с поступлением в окружающую среду искусственных изотопов.

Источниками загрязняющих веществ являются промышленные предприятия, объекты топливно-энергетического комплекса, а также выбросы коммунально-бытового хозяйства, транспорта. Значительный ущерб природе наносят выбросы в атмосферу и сбросы сточных вод металлургических, металлообрабатывающих и машиностроительных заводов. Очень опасны сточные воды химической, целлюлозно-бумажной, пищевой, деревообрабатывающей, нефтехимической промышленности, выбросы тепловых электростанций, химические вещества, используемые в сельском хозяйстве. Автомобильный транспорт является основным источником загрязнения тяжелыми металлами и токсичными углеводородами. Рост объемов морских перевозок, прежде всего увеличение потоков нефтеперевозок, наращивания добычи полезных ископаемых в шельфе Мирового океана привело к загрязнению морей и океанов.

В странах Европейского Союза все отходы делятся на три категории:

- "зеленые" - безопасные;

- "желтые" - вредные, на сброс которых нужно получить специальное разрешение;

- "красные" - очень опасные, которые находят под строгим контролем.

2. Изменение структуры земной поверхности

(Распашка земель, вырубка лесов, выполнение мелиоративных мероприятий, создание искусственных водоемов, изменения режима стока поверхностных вод, урбанизация, добыча полезных ископаемых и тому подобное). Эпоха бурного промышленного развития ознаменовалась возникновением до сих пор не известного антропогенного феномена - кислотных дождей, то есть осадков с большим содержанием серной кислоты с добавками азотной кислоты. Кислотными называют осадки, рН которых ниже 5,6. их источник в атмосфере - газы с содержанием соединений серы и азота. Они попадают в атмосферу как естественным путем, так и в результате хозяйственной деятельности человека. Естественными донорами двоокисів серы, азота есть разрушения органических веществ (ЗО-40 млн т за год), извержения вулканов, грозовые разряды, сопровождающиеся переходом молекулярных кислорода и азота до плазменного состояния и образования оксидов азота, лесные пожары и прочее. Однако более весомым является антропогенный фактор - сжигание угля, которое дает 70 % выбросов двуокиси серы, нефтепродуктов, их переработка, металлургические процессы, промышленность, выбросы предприятий, производящих серную кислоту. В результате кислотных дождей закислюються почвы, пресные воды, повышается мобильность тяжелых металлов, кальция и др.

Кислотные дожди порождаются попаданием в атмосферу оксидов серы и азота в результате сжигания высокосернистого угля на тепловых электростанциях и промышленных объектах. Они выпадают на значительном расстоянии (до 1000 км) от источника первичного выброса. Мировые выбросы серы и азота составляют почти 300 млн т, в частности в Европе - 65-70 млн тонн.

Сложной проблемой, особенно в засушливых районах планеты, стали аридизація и опустынивания. Аридизація - это процессы уменьшения увлажненности значительных территорий и, как следствие, снижение биологической продуктивности почвенно-растительных экологических систем. Сейчас это, в частности, частые засухи на обширных территориях Африки, Юго-Восточной и Южной Азии, ряда стран Южной Америки. Происходят эти процессы на общем фоне дальнейшего обострения продовольственной и энергетической проблем. их углубляют также примитивное земледелие, нерациональное использование пастбищ, хищническая эксплуатация огромных территорий, которые возделываются без всякого севооборота или агротехнического ухода за почвой.

Опустынивание - потеря местностью растительности как естественной, так и искусственной, что может проявляться также в форме ухудшения качества почв с невозможностью их восстановления без участия человека. Это происходит в результате естественных изменений и антропогенных факторов. Ежегодно площади пустынь растут на 60 тыс. км2, что равно площади двух Бельгій. Сейчас площади антропогенных пустынь составляют 9115 тыс. км2. Это почти 7 % суши, а под угрозой опустынивания еще 30 млн км2.

Впервые, в 1968-1973 гг., этому процессу подверглись территории к югу от Сахары, что привело к голоду среди местного населения, а также районы Аральского моря, которое практически на сегодня высохло.

Обостряются проблемы, связанные с использованием ресурсов Мирового океана. В морях и океанах масштабными стали добыча нефти (600 тыс. т ее попадает в океаны) и газа, цветных металлов, строительного и химического сырья. Морское рыболовство ныне дает до 90 млн т рыбы ежегодно, а ее неконтролируемый вылов в некоторых регионах привел к истощению этих морересурсів. Очень опасны аварии нефтеналивных танкеров, а также практика захоронения токсичных и радиоактивных отходов на морском дне.

Ухудшение экологической ситуации в ряде регионов мира, деградация условий существования и размножения привели к уничтожению растительного и животного мира. За исторический период на Земле исчезло 94 вида птиц, 63 вида млекопитающих, причем, исчезновение 86 % первых и 75 % вторых непосредственно связано с хозяйственной деятельностью человека.

3. Изменение энергетического баланса планеты и буферных свойств Земли.

За последние 100 лет человечество увеличило более чем в тысячу раз объемы использования энергии. В результате сжигания топлива доля углекислого газа в атмосфере выросла на 25-30 %, что может в будущем привести к повышению средней температуры на 1,5-2 °С. Это повлечет так называемое явление парникового эффекта, когда эффективное излучение Земли будет меньше, чем получение планетой солнечной радиации. Увеличение в атмосфере углекислого газа и паров воды нарушает тепловой баланс Земли. Нагрев атмосферы в глобальном масштабе на 2-4 °С приведет к таянию полярных ледников, вследствие чего повысится уровень океана примерно на 20 м и затопится большая часть суши.

в Последнее время большое беспокойство в мире вызывает проблема озоновых дыр - локального уменьшения доли озона в озоновом слое Земли. Озоносфера является слоем разреженного озона на высоте 10-50 км, который поглощает вредное ультрафиолетовое излучение. Основная масса озона расположена на высоте Исг- 45 км с максимумом концентрации на высоте 20-25 км. Уменьшение озона в некоторых регионах (Антарктиде, Исландии) приводит к увеличению попадания УФВ, что вредно влияет на жизнедеятельность живых организмов. Например, увеличение УФВ на 10 % приводит к росту числа заболеваний раком кожи на 300 тысяч случаев.

до сих Пор предполагали, что на массу озона влияют атомные взрывы, полеты ракет и высотных самолетов. Однако установлено, что причина этого явления - реакции с озоном некоторых веществ, среди них хлорированные углеводороды и фреоны. Они применяются в современных бытовых и промышленных холодильниках, в аэрозольных баллончиках и как средства химической очистки или для производства полимеров. Мировое производство этих веществ достигло почти 1,5 млн т. В 1987 г. принят Монреальский протокол, согласно которому определили перечень наиболее опасных озоноразрушающих веществ, а страны-производители обязались ограничить их выпуск. В июне 1990 г. в Лондоне к Монреальскому протоколу внесены уточнения: к 1995 г. снизить производство фреонов вдвое, а к 2000 г. прекратить его вообще.

4. Уничтожение растительного и животного разнообразия, естественных мест обитания и размножения животных и растений, искусственная акклиматизация и адаптация животных и растений на новых местах обитания, выведения новых сортов растений и пород животных.

Ежегодно в мире вырубается 150 тыс. км2 лесов, за последние 60 лет более 1 млрд га лесов превращены в сельскохозяйственные угодья. За 20 последних лет лесистость планеты уменьшилось на 2 %. Ежегодно вырубается 11,3 млн га тропических лесов. Человечество, за свою недолгую историю, уничтожило до 10 % видов живых организмов. Темпы их уничтожения составляют ныне 150 видов в год. На сегодня исчезло 120 видов млекопитающих и 150 видов птиц. Под угрозой уничтожения сейчас находится до 2 млн живых организмов, что составляет от 15 до 20 % от общего количества растений и животных.

Нормативы природоохранного законодательства действуют во всех регионах РФ еще с 2002 года. Но в 2016 году ФЗ № 7 претерпел некоторые изменения. Как следует из законодательных положений, все юр. лица и ИП, использующие в своем хозяйствовании объекты НВ (неблагоприятно влияющих на природу), обязаны пополнять Государственную Казну соответствующими отчислениями (НВОС). Плата за негативное воздействие на окружающую среду – это обязательный ежегодный взнос природопользователей, характеризующийся как покрытие ущерба, нанесенного природе и экологии страны вследствие использования объектов НВ в своем хозяйствовании. Обязанность производить обязательные отчисления в Казну установлена статьей 16 ФЗ № 7.

Понятие возмещения за засорение природы подразумевает финансовые отчисления природопользователями в бюджет страны, выступающими в качестве возмещения ущерба от нанесения ими экологического вреда. Плата производится один раз в год либо каждый квартал, в зависимости от формы собственности компании. Установленные взносы направлены на побуждение юр. лиц и ИП принять соответствующие меры по снижению степени неблагоприятного влияния, исходящего от использования объектов НВ, в том числе воздвижение природоохранных сооружений. Федеральный закон № 7 содержит некоторые обобщенные требования в отношении взносов за негативное воздействие на окружающую среду, а также правила и периодичность их отчислений (статья 16 ФЗ № 7). Возмещения природопользователей подлежат перечислению в Государственную Казну РФ.

Руководствуясь той же статьей 16 ФЗ № 7, неблагоприятным влиянием принято считать:

  • выброс постоянными ресурсами в атмосферу радиоактивных и иных засоряющих компонентов и соединений;
  • сбросы радиоактивных и иных засоряющих субстанций в стоки, а также водоотводящие каналы;
  • сбережение и захоронение отходных материалов, полученных в ходе производственной деятельности.

За вышеперечисленные виды негативного воздействия на окружающую среду, как ФЗ № 7, так и Постановлением Правительства №255 предусмотрена плата.

Порядок подачи декларации-расчета по НВ и сроки уплаты взносов

Расчет возмещения отражается в декларации НВОС, которая подается в Росприроднадзор субъектов РФ. Срок представления документа установлен до 10 марта наступающего за периодом отчетности года. То есть декларацию-расчет за 2017 год природопользователям следует направить не позже 10 марта 2018 года.

В документе отражается расчет обязательного возмещения, срок уплаты которого определен до 1 марта наступающего за налоговым периодом года. При этом стоит указать, что плата за негативное воздействие имеет различную периодичность, в зависимости от типа хозяйствования. Например:

  1. Субъекты крупной предпринимательской деятельности должны вносить оплату ежеквартально. Срок уплаты – до 20 числа наступающего за отчетным кварталом месяца.
  2. Субъекты малой и средней предпринимательской деятельности вносят платежи раз в 12 месяцев. Срок не позже 1 марта наступающего за налоговым периодом года.
  3. Если субъект только прошел регистрацию на начало предпринимательской деятельности, не зависимо от его класса хозяйствования, он в текущем периоде платежи за негативное воздействие на окружающую среду должен внести по результатам прошедшего года, то есть до 1 марта наступающего за периодом отчетности года.

Обязанность сдачи расчета по НВОС и его уплате

Согласно правилам природоохранного законодательства уплатить НВОС и сдать декларацию обязаны все юр. лица и ИП, выполняющие свою производственную деятельность с использованием объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на экологию. С учетом степени экологического ущерба имущество НВ распределяются по категориям, соответственно и расчет взносов по ним будет отличный. Метод расчета и полученный результат отражается в декларации.

Отметим, что объекты, относящиеся к IV категории, не подлежат расчету НВОС, то есть природопользователи полностью освобождаются от уплаты взноса. Это значит, что такие объекты имеют отличительные особенности по нанесению экологического ущерба:

  • не производят радиоактивных выбросов;
  • объем загрязнений, поступающих в атмосферу, не превышает 10 тонн в год;
  • хозяйственная деятельность предприятия не влияет на засорение сточных вод.

Уровень опасности объектов определяется Росприроднадзором после проведения соответствующей оценки имущества предприятия.

Как и для всех обязательных платежей, производимых в бюджет, разработаны свои КБК на негативное воздействие на окружающую среду, которые отражают направление бюджетных средств.

За несвоевременность подачи декларации и уплаты взносов законодательством предусмотрены штрафные санкции.

Размер штрафов установлен в таком размере

  • должностные лица – от 3 000 до 6 000 рублей;
  • юридические лица – от 50 000 до 100 000 рублей.

Взносы за НВОС

Для предприятий, производящих отчисления в бюджет за экологический ущерб, предусмотрены соответствующие коды КБК, негативное воздействие на окружающую среду 2018 года будет перечисляться природопользователями по 20-тизначным кодам, приведенным в Письме Росприроднадзора № АС-06-01-36/6155 от 11 апреля 2016 года.

Таблица. КБК по НВОС.

В заключении отметим, что основная задача законодателей в отношении платы за НВОС – это стимулирование предприятий беречь и восстанавливать природоохранные объекты. Помимо этого расчет платы регулирует эффективность применения ресурсосберегающих источников.

Природа нашей планеты весьма многообразна и населена уникальными видами растений, животных, птиц и микроорганизмов. Все это многообразие тесно взаимосвязано между собой и позволяет нашей планете сохранять и поддерживать уникальный баланс между различными формами жизни.

Вконтакте

Одноклассники

Воздействие человека на окружающий мир

С самых первых дней появления человека он начал воздействовать на окружающую среду. А с изобретением все новых и новых орудий труда человеческая цивилизация увеличила своё воздействие до поистине огромных масштабов. И в настоящее время перед человечеством возникли несколько важных вопросов: как человек влияет на природу? Какие действия человека наносят вред почве, дающей нам основные продукты питания? Каково влияние человека на атмосферу, которой мы дышим?

В настоящее время воздействие человека на окружающий его мир не просто способствует развитию нашей цивилизации, но и часто приводит к тому, что внешний вид планеты претерпевает значительные изменения: осушаются и пересыхают реки, вырубаются леса, на месте равнин появляются новые города и заводы, в угоду новым транспортным путям разрушаются горы.

Со стремительным увеличением населения Земли человечеству требуется всё больше и больше продовольствия, а со стремительным ростом технологий производства растут и производственные мощности нашей цивилизации, требующие всё новых и новых ресурсов для переработки и потребления, освоения всё новых и новых территорий.

Растут города, захватывая у природы все новые земли и вытесняя оттуда их естественных природных обитателей: растения и животных.

Это интересно: в грудной клетке?

Основные причины

Причинами негативного влияния человека на природу являются:

Все эти факторы оказывают существенное и порой необратимое влияние на окружающий нас мир. И все чаще и чаще перед человеком встаёт вопрос: а к каким последствиям приведёт в итоге такое влияние? Не превратим ли мы в итоге нашу планету в безводную пустыню, непригодную для существования? Как человек может свести к минимуму негативные последствия своего влияния на окружающий мир? Противоречивость воздействия людей на природную среду в наше время становится предметом обсуждения на международном уровне.

Негативные и противоречивые факторы

Помимо очевидного положительного влияния человека на окружающую природу, есть и существенные минусы такого взаимодействия:

  1. Уничтожение больших площадей лесов посредством их вырубки. Такое влияние связано, прежде всего, с развитием транспортной отрасли - человеку требуются все новые и новые автомагистрали. Кроме того, древесина активно используется в бумажной промышленности и иных отраслях производства.
  2. Широкое применение химических удобрений в сельском хозяйстве активно способствует быстрому загрязнению почвы.
  3. Широко развитая сеть промышленных производств своими выбросами вредных веществ в атмосферу и воду являются не только причиной загрязнения окружающей среды, но и способствуют гибели целых видов рыб, птиц и растений.
  4. Стремительно растущие города и промышленные центры существенно влияют на изменение внешних условий жизни животных, сокращение ареала их естественного обитания и сокращению самих популяций различных видов.

Также нельзя оставить без внимания техногенные катастрофы, которые способны нанести необратимый вред не просто отдельному виду флоры или фауны, а целым районам планеты . Например, после знаменитой аварии на Чернобыльской атомной электростанции, до настоящего времени большая область Украины является непригодной для проживания. Уровень радиации в этом районе превышает предельно допустимые нормы в десятки раз.

Также утечка заражённой радиацией воды из реактора атомной электростанции в городе Фукусима могла привести к экологической катастрофе мирового масштаба. Тот ущерб, который могла нанести эта тяжёлая заражённая вода экологической системе мирового океана, был бы просто невосполним.

Да и строительство обычных гидроэлектростанций наносит окружающей природе не меньший вред. Ведь для их строительства необходимо возведение плотины и затопление большой площади прилегающих полей и лесов. В результате такой деятельности человека страдают не только река и прилегающие к ней территории, но и животный мир, обитающий на этих площадях.

Кроме того, многие бездумно выбрасывают мусор, загрязняя отходами своей жизнедеятельности не только почву, но и воды мирового океана. Ведь лёгкий мусор не тонет и остаётся на поверхности воды. А учитывая, что срок разложения некоторых видов пластика составляет более десятка лет, такие плавающие «острова грязи» существенно затрудняют получение кислорода и солнечного света морским и речным обитателям. Поэтому целым популяциям рыб и животных приходится мигрировать в поисках новых, более пригодных для обитания территорий. И многие из них гибнут в процессе поиска.

Вырубка лесных массивов на склонах гор делает их восприимчивыми к эрозии, как следствие, почва становится рыхлой, что может привести к разрушениям горного массива.

Да и к жизненно важным запасам пресной воды человек относится халатно - ежедневно загрязняя пресноводные реки стоками канализационных и промышленных отходов.

Безусловно, существование на планете человека приносит ей немалую пользу. В частности, именно люди проводят мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в окружающей среде . На территории многих стран человеком организуются природные заповедники, парки и заказники, позволяющие не только сохранить окружающую природу в её естественном первозданном виде, но и способствующие сохранению и увеличению популяций редких и вымирающих видов животных и птиц.

Созданы специальные законы, охраняющие от уничтожения редких представителей окружающей нас природы. Существуют специальные службы, фонды и центры, борющиеся с уничтожением животных и птиц. Также создаются специализированные объединения экологов, задачей которых является борьба за снижение выбросов в атмосферу, вредных для экологии.

Охранные организации

Одной из наиболее известных организаций, борющихся за сохранение природы, является «Greenpease» - международная организация , созданная для сохранения окружающей среды для наших потомков. Перед собой сотрудники «Greenpease» ставят несколько основных задач:

  1. Борьба с загрязнением мирового океана.
  2. Существенное ограничение китобойного промысла.
  3. Сокращение масштаба вырубки тайги в Сибири и многое другое.

С развитием цивилизации, человечество должно искать альтернативные источники получения энергии: солнечной или космической, для сохранения жизни на Земле. Также большое значение для сохранения окружающей нас природы имеют строительство новых каналов и искусственных водных систем, направленных на поддержание плодородности почв. А для сохранения чистоты воздуха на многих предприятиях устанавливаются специально разработанные фильтры для снижения уровня выброса загрязнений в атмосферу.

Такое разумное и бережное отношение к окружающему нас миру однозначно оказывает лишь положительное воздействие на природу.

С каждым днём положительное влияние человека на природу все увеличивается, и это не может не отражаться на экологии всей нашей планеты. Поэтому так важна борьба человека за сохранение редких видов флоры и фауны, сохранение редких видов растений.

Человечество не имеет права своей деятельностью нарушать естественный природный баланс и приводить к истощению природных ресурсов. Для этого необходимо осуществлять контроль за добычей полезных ископаемых, тщательно следить и бережно относиться к запасам пресной воды на нашей планете. И очень важно помнить, что именно мы несём ответственность за окружающий нас мир и от нас зависит, как будут жить наши дети и внуки!

Влияние человека на окружающую среду неоспоримо и очевидно. Надо честно себе признаться, что весь негатив, который наблюдается в природе, происходит "благодаря" человеку. Людям свойственно любые свои проблемы решать, не взирая иногда на возможные последствия для окружающей среды. Множество предпринимателей выдвигают на первое место одну единственную цель - получение прибыли, оставляя заботу об экологии на потом.

Учитывая столь потребительское отношение к совсем неудивительно, что человечество подошло вплотную к решению экологии. Именно от них будет зависеть дальнейшая счастливая или проблемная жизнь на Земле.

Конечно, в начале 20 века, когда прогресс только набирал свою силу, было много сделано для улучшения качества жизни, но было ли положительное влияние человека на окружающую среду, вопрос спорный. Осушались болота, прокладывались дороги, строились первые гидроэлектростанции. Инженеры, не имея компьютеров и руководствуясь только своими расчетами, воздвигали сооружения, учитывая ландшафт и состояние грунтовых вод. Влияние человека на окружающую среду оценивалось еще задолго до начала проведения работ, а также предпринимались меры по снижению риска негативных воздействий на природу.

Большие изменения, происходящие непрерывно в сельском хозяйстве, наглядно демонстрируют влияние человека на окружающую среду. Нередко они приводят к масштабным и необратимым изменениям. Например, сегодня под сельскохозяйственные поля распахано 10-12 % площади земной суши. Их увеличение, как оценивают ученые, не сможет в полной мере решить продовольственный вопрос, но способно привести к катастрофическому истощению почвы. В некоторых странах земли распаханы на 30-70 %, а интенсивная их эксплуатация уже привела к экологическим сдвигам. Не приняв срочные меры, человечество рискует оставить мертвые, не пригодные ни к чему земли своим потомкам.

Влияние человека на окружающую среду в сельскохозяйственной области связано и с излишним, порой бездумным использованием удобрений и гербицидов. Это приводит не только к тому, что многие выращиваемые продукты становятся опасными для употребления, но и к негативному воздействию на почву и грунтовые воды.

В настоящее время перспективные сельскохозяйственные институты пришли к выводу, что решить проблему нехватки продовольствия на Земле необходимо путем выведения высокопродуктивных пород животных и таких же урожайных сортов растений.

Раньше земледельцы намного реже позволяли себе хищническое отношение к плодородному слою земли. Положительное влияние человека на окружающую среду выражалось в том, что почву обрабатывали по всем правилам аграрной науки, давали отдохнуть и щедро удобряли органикой. Люди строили перспективы на будущее, понимая при этом бесценность земли.

К сожалению, стремительный 20-ый век характеризуется расточительством природных богатств, что неудержимо приводит к возникающим периодически

Человечество истощает реки и забирает 13 % речного стока, ежегодно перерабатывается 100 млрд. тонн полезных природных ископаемых, а потребление электроэнергии увеличивается в два раза каждые 10 лет. Это не может не сказаться на окружающей нас природе. На то, что все вернется самостоятельно назад, рассчитывать не приходится, но и это не останавливает предпринимателей в погоне за наживой. Безусловно, воздействие человека на окружающую среду должно меняться и становиться более благоразумным. В противном случае наши потомки вряд ли будут нам благодарны.

Разумное воздействие человека на окружающую среду позволит достичь равновесия в природе и гармонии, а именно к этому и стремится прогрессивное человечество. Ученые создают новые высокотехнологичные очистные сооружения, используются современные Большую и гуманную работу ведут специалисты по сохранению редких и Они занесены в Красную книгу, на них не разрешают охотиться. Конечно, самое лучшее для них - это жить в естественной среде, в заповедниках и заказниках.

Автор пишет, что нормы международного экологического права закреплены в многочисленных международных актах. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три формы взаимодействия, которые могут координировать совместные усилия стран и их правительств, направленные на решение глобальной экологической проблемы.


(по В. П. Анисимову )

Пояснение.

1. Проведение международных конференций (например, на международных конференциях обсуждаются проблемы и принимаются решения, на основании которых государства могут вносить поправки в законы, закрепляя право на адекватную окружающую среду и обязательства государства сохранять эту среду;

2. Создание международных организаций (например, международные организации могут координировать действия национальных правительств, давать рекомендации, стимулировать обсуждение наиболее насущных проблем);

3. Подписание международных природоохранных документов (например, подписание такого документа накладывает на государства обязательство по соблюдению достигнутых договорённостей).

Меры могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения.

Автор перечисляет культурные элементы инфраструктуры обеспечения экологической безопасности. Назовите два любых из них, указанных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы. (Сначала указывайте элементы, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)


Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселённые развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от неё, и перехода к расширению таких территорий.

Также важным элементом задачи обеспечения экологической безопасности является дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности.

Культурными элементами инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, система экологического воспитания, обучения и образования, научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой.

Объектами международного экологического права являются природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её (международные интернациональные природные объекты). Правовой режим первых объектов определяется внутренним правом и частично нормами международного права, т. е. здесь существует соотношение и взаимодействие внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закреплённые в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права. Правовой режим вторых объектов определяется международным правом. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание международных интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение всё меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Стали вырабатываться и постепенно внедряться в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных интернациональных природных объектов.

Международное экологическое право пока не кодифицировано, его нормы закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Решение возникающих проблем международного экологического права и дальнейшее улучшение качества жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции природы.

(по В. П. Анисимову )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы два элемента и приведены примеры, иллюстрирующие проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы:

1) система экологического воспитания, например:

Во многих общеобразовательных школах создаются экологические кружки, призванные расширить знания учащихся об экологии;

Экологическое воспитание детей в дошкольных учреждениях включает участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными;

2) научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой, например:

Среди наиболее востребованных направлений исследований и разработок шведских учёных - биотопливо, интеллектуальные электросети, а также сбор и хранение углерода.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

В чём, с точки зрения автора, состоит ключевой фактор обеспечения экологической безопасности? Назовите три элемента правовой составляющей инфраструктуры экологической безопасности, названные в тексте. Какой фактор окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права называет автор?


Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселённые развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от неё, и перехода к расширению таких территорий.

Также важным элементом задачи обеспечения экологической безопасности является дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности.

Культурными элементами инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, система экологического воспитания, обучения и образования, научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой.

Объектами международного экологического права являются природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её (международные интернациональные природные объекты). Правовой режим первых объектов определяется внутренним правом и частично нормами международного права, т. е. здесь существует соотношение и взаимодействие внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закреплённые в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права. Правовой режим вторых объектов определяется международным правом. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание международных интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение всё меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Стали вырабатываться и постепенно внедряться в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных интернациональных природных объектов.

Международное экологическое право пока не кодифицировано, его нормы закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Решение возникающих проблем международного экологического права и дальнейшее улучшение качества жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции природы.

(по В. П. Анисимову )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос, например: экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность;

2. Ответ на второй вопрос, например: создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, экологизация законодательных актов в других сферах деятельности;

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания трёх элементов, упомянутых в тексте.)

3. Ответ на третий вопрос, например: для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобальные проблемы». Какое условие решения возникающих проблем международного экологического права называет автор? Какие два типа объектов международного экологического права названы в тексте?


Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселённые развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от неё, и перехода к расширению таких территорий.

Также важным элементом задачи обеспечения экологической безопасности является дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности.

Культурными элементами инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, система экологического воспитания, обучения и образования, научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой.

Объектами международного экологического права являются природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её (международные интернациональные природные объекты). Правовой режим первых объектов определяется внутренним правом и частично нормами международного права, т. е. здесь существует соотношение и взаимодействие внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закреплённые в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права. Правовой режим вторых объектов определяется международным правом. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание международных интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение всё меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Стали вырабатываться и постепенно внедряться в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных интернациональных природных объектов.

Международное экологическое право пока не кодифицировано, его нормы закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Решение возникающих проблем международного экологического права и дальнейшее улучшение качества жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции природы.

(по В. П. Анисимову )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Объяснение, например: совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс всего человечества и сохранение цивилизации;

(Может быть дано другое объяснение.)

2. Ответ на первый вопрос: стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее естественный биотический механизм саморегуляции природы;

3. Ответ на второй вопрос: природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её

(международные интернациональные природные объекты).

Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух типов объектов, упомянутых в тексте.

Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Какие три формы негативного воздействия человека на окружающую среду названы в тексте? Приведите примеры каждой из указанных в тексте форм негативного экологического воздействия.


В нашем столетии решение ряда проблем не может больше ограничиваться масштабами одной страны, их приходится решать в масштабе всей нашей планеты. Такое восприятие планетарного характера отношения человека с природой впервые возникло в связи с появлением атомной бомбы и с угрозой мировой ядерной войны. Общепризнано, что такая война, где бы она ни возникла, в несколько часов могла бы отравить весь земной шар и прекратить жизнь человека. Эта угроза и заставляет людей отказываться от применения ядерного оружия.

Сейчас население на земном шаре определяется в 3,7 миллиарда человек. Если оно будет продолжать возрастать теми же темпами (в среднем на 2% в год), как в этом столетии, то через 700 лет наша планета будет населена столь плотно, что на каждый квадратный метр всей поверхности земного шара будет приходиться по одному человеку. Конечно, это невозможно, и процесс возрастания размножения людей должен ещё задолго до этого оборваться. Когда и при каких факторах это произойдёт и во что при этом превратится цивилизация, является важнейшей глобальной проблемой ближайшего будущего.

Одна из самых главных глобальных проблем связана с энергетикой, поскольку использование людьми природных энергетических ресурсов является главным фактором, определяющим уровень современной цивилизации и благосостояния человечества. Сейчас наиболее крупным источником сырья в энергетике является уголь, и если его потребление остановится на нынешнем уровне, то запасов угля будет достаточно примерно на тысячу лет. Если даже человечество не будет расти, но потребление энергии на душу населения будет расти теми же темпами, как за последние 100 лет, то запасов угля хватит только на 100-150 лет. Ещё более близкий кризис можно предвидеть по другим видам сырья. Например, серебра хватит в пределах 13-40 лет, свинца - 20-60 лет и т. д. (с учётом использования в пятикратном масштабе новых, пока ещё не найденных природных запасов).

Истощение сырьевых ресурсов части важных веществ грозит уже нашему поколению. И поэтому решение вопросов, связанных с технико-экономическим аспектом проблемы «человек и природа», нужно считать срочным. Но здесь сразу встаёт и социально политический аспект: в силу глобального характера решение этих вопросов невозможно в национальном масштабе, оно реально лишь при широком международном сотрудничестве на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Следующая проблема - экологическая - возникает в результате нарушения в природе равновесия вследствие загрязнения окружающей среды в том же глобальном масштабе. Трудность при решении этой проблемы заключается в том, что глобальные масштабы технических процессов при современном уровне цивилизации стали так изменять окружающую нас среду - загрязнять воздух, воду и почву, уничтожать леса, изменять естественные природные ландшафты, - что существовавшее до сих пор в природе биологическое равновесие уже не может сохраняться, и это начинает вести к гибели фауны и флоры, которые необходимы для существования людей.

Когда в глобальном масштабе начнёт возникать недостаток в материалах и в энергетических ресурсах и это начнёт катастрофически влиять на уровень благосостояния людей, то перед человечеством не останется другого выбора, как начать сокращать вооружение, поскольку риск гибели от агрессии будет менее реален, чем опасность гибели от недостатка материальных ресурсов. К тому же, поскольку решение глобальных проблем должно происходить при тесном международном сотрудничестве, люди начнут чувствовать, что они живут в общей квартире и что у всего человечества есть только один общий враг: это наступающий глобальный кризис, с которым, позабыв все распри, надо начинать дружно бороться.

(по П. Л. Капице )

Пояснение.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

Три формы негативного воздействия человека на окружающую среду по тексту с примерами;

1) загрязнение воздуха, воды и почвы (например, загрязнение воздуха, воды и почвы в результате аварии на Чернобыльской АЭС);

2) уничтожение лесов (например, вырубка лесов Амазонии);

3) изменение природных ландшафтов (например, сокращение площади Аральского моря; эрозия почв в результате неправильного хозяйствования в ходе освоения целины в СССР).

Автор пишет, что «нельзя мыслить, опи­ра­ясь толь­ко лишь на зна­ния и умения. Пра­во­вая куль­ту­ра пред­по­ла­га­ет оцен­ку всех сто­рон пра­во­вой практики. Стал­ки­ва­ясь с яв­ле­ни­я­ми окру­жа­ю­щей среды, че­ло­век дол­жен …уметь оце­нить их с юри­ди­че­ской точки зрения». Приведите три при­ме­ра с пояснениями, как в по­все­днев­ной жизни людей про­яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мость вы­со­ко­го уров­ня пра­во­вых знаний.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию, как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.

Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями - основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т. д. права), положения правовой теории и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Но для того чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.

(по А.Ф. Никитину )

Пояснение.

Три при­ме­ра с пояснениями:

1) При по­куп­ке ме­бе­ли на заказ обя­за­тель­но дол­жен быть оформ­лен до­го­вор купли-продажи, в ко­то­ром про­пи­са­ны сроки работ, их сто­и­мость и т. д. При от­сут­ствии та­ко­го до­го­во­ра по­ку­па­тель не смо­жет от­сто­ять свои права в слу­чае не­до­воль­ства ра­бо­той про­из­во­ди­те­ля (поставщика).

2) При оформ­ле­нии на ра­бо­ту ра­бот­ник обя­за­тель­но дол­жен за­клю­чить тру­до­вой до­го­вор в пись­мен­ной форме, вни­ма­тель­но изу­чив все его пункты. Если ра­бо­то­да­тель на­ру­шит свои обязательства, то на ос­но­ва­нии под­пи­сан­но­го тру­до­во­го до­го­во­ра ра­бот­ник может от­сто­ять свои права.

3) При уча­стии в собраниях, митингах, де­мон­стра­ци­ях и т. д. зна­ние дей­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ства поз­во­лит воз­дер­жать­ся участ­ни­ку от таких действий, ко­то­рые будут ква­ли­фи­ци­ро­ва­ны как пра­во­на­ру­ше­ния и могут при­ве­сти к при­вле­че­нию к ад­ми­ни­стра­тив­ной или уго­лов­ной ответственности.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие при­ме­ры с пояснениями.

Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

(К. Х. Брайер )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Приведена причина:

Человек долгое время работал по одной профессии, ему очень трудно быстро перестроиться психологически;

У людей нет иных профессиональных навыков, которые бы позволили им устроиться им на актуальную работу.

Финансирование государством курсов по переквалификации;

Переезд в другие регионы, где их профессиональные навыки будут актуальны.

Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

Источник: ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

Какую связь между эффективностью банковской системы и состоянием национальной экономики прослеживает автор? Какие два фактора, обуславливающие повышение опасности существования и деятельности кредитных организаций для любой финансовой среды, он называет? Элементом какой системы, с точки зрения автора, является банковская безопасность?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современном мире банки играют важную роль в развитии экономики, оказывая на неё непосредственное влияние и, по сути, являясь основой формирования сбалансированного экономического развития. Банковская система любой страны как центр экономического механизма взаимодействует со всеми отраслями экономики, с населением, органами государственной власти, оказывая на них определённое воздействие. Эффективное функционирование банковской системы становится катализатором общего развития национальной экономики.

Вместе с тем в условиях существенных изменений, происходящих в постоянно меняющемся международном экономическом пространстве, и нарастающей глобальной финансовой турбулентности кредитные организации для любой финансовой среды могут стать основным источником повышенной опасности и детонатором кризисных явлений. Это делает ещё более актуальными проблемы обеспечения безопасности банковской системы в целом и устойчивости функционирования банковского бизнеса в отдельных финансово-кредитных институтах.

Банковская безопасность является важнейшей составляющей системы финансовой безопасности. Поэтому формирование её эффективной системы, способной быстро и адекватно реагировать на факторы внешнего воздействия, представляется необходимым условием национальной безопасности государства. Прежде всего следует определиться с самим понятием «банковская безопасность» (безопасность банковской системы), поскольку в специальной экономической литературе оно трактуется отнюдь не однозначно.

В документах Ассоциации российских банков банковская безопасность трактуется как безопасность кредитных организаций и их сотрудников, а также как клиентская безопасность – безопасность юридических и физических лиц, пользующихся услугами кредитных организаций. Вызывает определённые сомнения понимание банковской безопасности в практике банковского дела: банкиры чаще всего отождествляют её с обеспечением сохранности имущества банков и противодействием криминальным операциям, совершаемым с использованием интернет-технологий в банковской деятельности. На наш взгляд, безопасность банковской системы следует понимать как состояние, позволяющее коммерческим банкам обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей в качестве финансово-посреднических институтов, сохраняя при этом целостность и устойчивость функционирования вне зависимости от внешних и внутренних угроз.

Безопасность банковской системы формируется под воздействием сложной совокупности внешних и внутренних факторов политического, макроэкономического, информационно-правового, институционального характера. Их целесообразно рассматривать как факторы международного, общегосударственного, регионального и внутри банковского (внутрисистемного) характера. При этом в качестве внутрисистемных рассматриваются факторы, действующие внутри банковской системы на всех уровнях.

(по Гладковой С.Б.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например:

Эффективное функционирование банковской системы становится катализатором общего развития национальной экономики;

2) ответ на второй вопрос, например:

Существенные изменения, происходящие в постоянно меняющемся международном экономическом пространстве;

Нарастающая глобальная финансовая турбулентность;

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух факторов.)

3) ответ на третий вопрос:

Банковская безопасность является важнейшей составляющей системы финансовой безопасности.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных

идей соответствующих фрагментов текста

В ходе социологического опроса мужчин и женщин страны Z им задавали вопрос: «Какие важнейшие задачи должно выполнять телевидение?» (можно было выбрать несколько ответов).

1) Доля тех, кто считает, что телевидение должно помогать понимать, как живут люди в других регионах / других странах, среди женщин больше, чем среди мужчин.

2) Мнение о том, что телевидение должно помогать расслабиться, отдохнуть, среди женщин популярнее, чем среди мужчин.

3) Среди женщин мнение о том, что телевидение должно помогать расслабиться, отдохнуть, популярнее мнения о том, что телевидение должно помогать ориентироваться в текущих событиях.

4) Доля тех, кто считает, что телевидение должно помогать ориентироваться в текущих событиях, среди мужчин больше, чем среди женщин.

5) Среди мужчин мнение о том, что телевидение должно помогать расширять кругозор, более популярно, чем мнение о том, что телевидение должно помогать расслабиться, отдохнуть.

Пояснение.

1) Доля тех, кто считает, что телевидение должно помогать понимать, как живут люди в других регионах / других странах, среди женщин больше, чем среди мужчин - нет, неверно.

2) Мнение о том, что телевидение должно помогать расслабиться, отдохнуть, среди женщин популярнее, чем среди мужчин - да, верно.

3) Среди женщин мнение о том, что телевидение должно помогать расслабиться, отдохнуть, популярнее мнения о том, что телевидение должно помогать ориентироваться в текущих событиях - да, верно.

4) Доля тех, кто считает, что телевидение должно помогать ориентироваться в текущих событиях, среди мужчин больше, чем среди женщин - да, верно.

5) Среди мужчин мнение о том, что телевидение должно помогать расширять кругозор, более популярно, чем мнение о том, что телевидение должно помогать расслабиться, отдохнуть - нет, неверно.

Ответ: 234.

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования, им задавали вопрос: «Как Вы думаете, почему, главным образом, люди занимаются предпринимательством?» (Можно было выбрать не более двух вопросов.)

Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто затруднился ответить, среди получивших высшее образование больше, чем среди получивших среднее образование.

2) Среди получивших высшее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимым, работать на себя, меньше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством из предпринимательского азарта.

3) Доля тех, кто отмечает, что люди занимаются предпринимательством‚ чтобы быть независимым, работать на себя, среди получивших высшее образование больше, чем среди получивших среднее образование.

4) Доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы реализовать свои идеи, замыслы, среди получивших среднее образование больше, чем среди получивших высшее образование.

5) Среди получивших среднее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы заработать деньги, меньше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимым, работать на себя.

Пояснение.

1) Доля тех, кто затруднился ответить, среди получивших высшее образование больше, чем среди получивших среднее образование - нет, неверно.

2) Среди получивших высшее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимым, работать на себя, меньше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством из предпринимательского азарта - нет, неверно.

3) Доля тех, кто отмечает, что люди занимаются предпринимательством‚ чтобы быть независимым, работать на себя, среди получивших высшее образование больше, чем среди получивших среднее образование - да, верно.

4) Доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы реализовать свои идеи, замыслы, среди получивших среднее образование больше, чем среди получивших высшее образование - да, верно.

5) Среди получивших среднее образование доля тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы заработать деньги, меньше доли тех, кто считает, что люди занимаются предпринимательством, чтобы быть независимым, работать на себя - нет, неверно.

Ответ: 34.

Ответ: 34

Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто обычно покупает продукты в большом универсальном магазине, среди 50-летних больше, чем среди 25 летних.

2) Среди 25-летних тех, кто покупает продукты в небольшом продуктовом магазине, меньше тех, кто покупает продукты на продовольственном рынке.

3) Доля тех, кто затруднился с ответом, среди 25-летних больше, чем среди 50-летних.

4) Равные доли 50-летних респондентов отметили, что покупают продукты на продовольственном рынке и что у них нет постоянного места для покупок.

5) Доля тех, кто покупает продукты на продовольственном рынке, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.

Пояснение.

1) Доля тех, кто обычно покупает продукты в большом универсальном магазине, среди 50-летних больше, чем среди 25 летних - нет, неверно.

2) Среди 25-летних тех, кто покупает продукты в небольшом продуктовом магазине, меньше тех, кто покупает продукты на продовольственном рынке - нет, неверно.

3) Доля тех, кто затруднился с ответом, среди 25-летних больше, чем среди 50-летних - да, верно.

4) Равные доли 50-летних респондентов отметили, что покупают продукты на продовольственном рынке и что у них нет постоянного места для покупок - да, верно.

5) Доля тех, кто покупает продукты на продовольственном рынке, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних - да, верно.

Ответ: 345.

Ответ: 345

Иван Иванович

50-летних 10%, а 25-летних 5%; 10>5

Социологические служ­бы стра­ны Z про­ве­ли опрос. В ходе опро­са ре­спон­ден­тов спрашивали: «Насколько ин­те­рес­но Вам было бы по­лу­чать ин­фор­ма­цию о со­сто­я­нии окру­жа­ю­щей среды?».

1) Доля респондентов, ко­то­рые не опре­де­ли­лись от­но­си­тель­но сво­е­го ин­те­ре­са к ин­фор­ма­ции о со­сто­я­нии окру­жа­ю­щей среды в месте сво­е­го проживания, больше, чем доля тех, кого со­сто­я­ние окру­жа­ю­щей среды в месте их про­жи­ва­ния не интересует

2) Эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы не вы­зы­ва­ют су­ще­ствен­но­го ин­те­ре­са у жи­те­лей стра­ны Z

3) Более чет­вер­ти опро­шен­ных не про­яв­ля­ют ин­те­ре­са к со­сто­я­нию окру­жа­ю­щей среды в своем регионе

4) Почти две трети опро­шен­ных вы­ра­жа­ют ин­те­рес к со­сто­я­нию окру­жа­ю­щей среды в своём регионе.

5) Доли респондентов, ин­те­ре­су­ю­щих­ся со­сто­я­ни­ем окру­жа­ю­щей среды в своей стра­не в целом и тех, кому это не интересно, ока­за­лись при­мер­но равными.

Пояснение.

1) Доля ре­спон­ден­тов, ко­то­рые не опре­де­ли­лись от­но­си­тель­но сво­е­го ин­те­ре­са к ин­фор­ма­ции о со­сто­я­нии окру­жа­ю­щей среды в месте сво­е­го про­жи­ва­ния, боль­ше, чем доля тех, кого со­сто­я­ние окру­жа­ю­щей среды в месте их про­жи­ва­ния не ин­те­ре­су­ет - нет, неверно, меньше.

2) Эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы не вы­зы­ва­ют су­ще­ствен­но­го ин­те­ре­са у жи­те­лей стра­ны Z - нет, неверно, вызывают.

3) Более чет­вер­ти опро­шен­ных не про­яв­ля­ют ин­те­ре­са к со­сто­я­нию окру­жа­ю­щей среды в своем ре­ги­о­не - да, верно.

4) Почти две трети опро­шен­ных вы­ра­жа­ют ин­те­рес к со­сто­я­нию окру­жа­ю­щей среды в своём ре­ги­о­не - да, верно.

5) Доли ре­спон­ден­тов, ин­те­ре­су­ю­щих­ся со­сто­я­ни­ем окру­жа­ю­щей среды в своей стра­не в целом и тех, кому это не ин­те­рес­но, ока­за­лись при­мер­но рав­ны­ми - нет, неверно, они разные.

Ответ: 34.

Ответ: 34|43

Валентин Иванович Кириченко

Верен, для большинства этот вопрос интересен, значит волнуют.

В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са 25-летних и 50-летних граж­дан стра­ны Z им за­да­ва­ли вопрос: «Кто читал Вам в дет­стве книжки?». {Любое число ответов). Ре­зуль­та­ты опро­сов (в % от числа отвечавших) при­ве­де­ны на диаграмме.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Доля тех, кому в дет­стве книж­ки чи­та­ли родители, среди 50-летних больше, чем серди 25-летних.

2) Равным долям опро­шен­ных каж­дой груп­пы в дет­стве книж­ки чи­та­ла бабушка/дедушка.

3) Среди 25-летних тех, кому книж­ки в дет­стве чи­та­ли дру­гие родственники, меньше, чем тех, кому книж­ки в дет­стве чи­та­ли вос­пи­та­те­ли в дет­ском саду.

4) Среди 50-летних тех, кому книж­ки в дет­стве чи­та­ла бабушка/дедушка, больше, чем тех кому книж­ки чи­та­ли вос­пи­та­те­ли в дет­ском саду.

5) Доля тех, кто за­труд­нил­ся ответить, среди 50-летних больше, чем среди 2 5-летних.

Пояснение.

1) Доля тех, кому в дет­стве книж­ки чи­та­ли ро­ди­те­ли, среди 50-лет­них боль­ше, чем серди 25-лет­них - да, верно.

2) Рав­ным долям опро­шен­ных каж­дой груп­пы в дет­стве книж­ки чи­та­ла ба­буш­ка/де­душ­ка - да, верно.

3) Среди 25-лет­них тех, кому книж­ки в дет­стве чи­та­ли дру­гие род­ствен­ни­ки, мень­ше, чем тех, кому книж­ки в дет­стве чи­та­ли вос­пи­та­те­ли в дет­ском саду - нет, неверно.

4) Среди 50-лет­них тех, кому книж­ки в дет­стве чи­та­ла ба­буш­ка/де­душ­ка, боль­ше, чем тех кому книж­ки чи­та­ли вос­пи­та­те­ли в дет­ском саду - да, верно.

5) Доля тех, кто за­труд­нил­ся от­ве­тить, среди 50-лет­них боль­ше, чем среди 25-лет­них - да, верно.

Ответ: 1245.

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования, им задавали вопросы: «Где вы, как правило, покупаете одежду и обувь?». (Можно было выбрать не более двух ответов.)

Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто покупает одежду и обувь в интернет-магазине, среди получивших среднее образование больше, чем среди получивших высшее образование.

2) Равные доли респондентов, получивших среднее образование‚ покупают одежду и обувь в торговых центрах и специализированных магазинах.

3) Доля тех, кто покупает одежду и обувь на вещевых рынках, среди получивших среднее образование больше, чем среди получивших высшее образование.

4) Среди получивших высшее образование доля тех, кто покупает одежду и обувь в торговом центре, больше доли тех, кто покупает одежду и обувь на вещевых рынках.

5) Равные доли опрошенных каждой группы затруднились ответить.

Пояснение.

1) Доля тех, кто покупает одежду и обувь в интернет-магазине, среди получивших среднее образование больше, чем среди получивших высшее образование - нет, неверно.

2) Равные доли респондентов, получивших среднее образование‚ покупают одежду и обувь в торговых центрах и специализированных магазинах - нет, неверно.

3) Доля тех, кто покупает одежду и обувь на вещевых рынках, среди получивших среднее образование больше, чем среди получивших высшее образование - да, верно.

4) Среди получивших высшее образование доля тех, кто покупает одежду и обувь в торговом центре, больше доли тех, кто покупает одежду и обувь на вещевых рынках - да, верно.

5) Равные доли опрошенных каждой группы затруднились ответить - да, верно.

Ответ: 345.

В ходе социологического опроса мужчин и женщин страны Z им задавали вопрос: «Как Вам кажется, кому проще жить - людям, y которых есть моральные авторитеты, или людям, у которых таких авторитетов нет?».

Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считает, что проще жить людям, y которых есть моральные авторитеты, среди женщин больше, чем среди мужчин.

2) Равные доли опрошенных мужчин и женщин считают, что проще жить людям, y которых нет моральных авторитетов.

3) Доля тех, кто ответил на поставленный вопрос, что нет принципиальной разницы, среди мужчин больше, чем среди женщин.

4) Среди мужчин мнение о том, что проще жить тем людям, у которых нет моральных авторитетов, более популярно, чем мнение о том, что нет принципиальной разницы.

5) Четверть женщин затруднились ответить на поставленный вопрос.

Пояснение.

1) Доля тех, кто считает, что проще жить людям, y которых есть моральные авторитеты, среди женщин больше, чем среди мужчин - да, верно.

2) Равные доли опрошенных мужчин и женщин считают, что проще жить людям, y которых нет моральных авторитетов - да, верно.

3) Доля тех, кто ответил на поставленный вопрос, что нет принципиальной разницы, среди мужчин больше, чем среди женщин - нет, неверно.

4) Среди мужчин мнение о том, что проще жить тем людям, у которых нет моральных авторитетов, более популярно, чем мнение о том, что нет принципиальной разницы - да, верно.

5) Четверть женщин затруднились ответить на поставленный вопрос - нет, неверно.

Ответ: 124.

Ответ: 124

3) Отпуск за границей наиболее популярен среди жителей крупных городов.

4) Большинство опрошенных жителей сельской местности предпочитает проводить отпуск в своём регионе.

5) Отпуск в других регионах своей страны является самым популярным среди представителей всех категорий опрошенных.

Пояснение.

1) Большинство опрошенных среди жителей крупных городов предпочитает проводить отпуск в своей стране. Нет, неверно, большинство среди данной категории предпочитает отдых за границей.

2) Категорией опрошенных, среди представителей которой наиболее популярен отдых в другом регионе своей страны, являются жители малых городов. Да, верно, их больше по сравнению с жителями других населенных пунктов.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Более по­ло­ви­ны опро­шен­ных 30-летних ра­бо­та­ют в частной/негосударственной организации.

2) Среди опро­шен­ных 55-летних тех, кто ра­бо­та­ет в бюджетной/государственной организации, боль­ше тех, кто ра­бо­та­ет в частной/негосударственной организации.

3) Среди опро­шен­ных 30-летних тех, кто ра­бо­та­ет на себя, больше, чем тех, кто ра­бо­та­ет в бюджетной/государственной организации.

4) Равные доли опро­шен­ных каж­дой груп­пы ра­бо­та­ют на себя.

5) Доля тех, кто за­труд­нил­ся ответить, среди 55-летних больше, чем среди 30-летних.

Пояснение.

1) Более по­ло­ви­ны опро­шен­ных 30-лет­них ра­бо­та­ют в част­ной/не­го­су­дар­ствен­ной ор­га­ни­за­ции - да, верно.

2) Среди опро­шен­ных 55-лет­них тех, кто ра­бо­та­ет в бюд­жет­ной/го­су­дар­ствен­ной ор­га­ни­за­ции, боль­ше чем лиц, работающих в част­ной/не­го­су­дар­ствен­ной ор­га­ни­за­ции - да, верно.

3) Среди опро­шен­ных 30-лет­них тех, кто ра­бо­та­ет на себя, боль­ше, чем тех, кто ра­бо­та­ет в бюд­жет­ной/го­су­дар­ствен­ной ор­га­ни­за­ции - нет, неверно, наоборот.

4) Рав­ные доли опро­шен­ных каж­дой груп­пы ра­бо­та­ют на себя - нет, неверно, среди 30-летних больше.

5) Доля тех, кто за­труд­нил­ся от­ве­тить, среди 55-лет­них боль­ше, чем среди 30-лет­них - да, верно.

Ответ: 125.

Учёные опро­си­ли граж­дан стра­ны Z. Им за­да­ва­ли вопрос: «С чем, по Ва­ше­му мнению, свя­за­но от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние людей?». Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Наименьшая доля опро­шен­ных юно­шей видит при­чи­ну от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния во вли­я­нии со­ци­аль­но­го окружения.

2) Доля тех, кто считает, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние че­ло­ве­ка свя­за­но с его об­ра­зом жизни, среди де­ву­шек выше, чем среди юношей.

3) Одинаковые доли опро­шен­ных в обеих груп­пах считают, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние яв­ля­ет­ся след­стви­ем пси­хо­ло­ги­че­ских черт характера.

4) Три чет­вер­ти опро­шен­ных каж­дой груп­пы считают, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние свя­за­но с об­ра­зом жизни человека.

5) Доля тех, кто видит био­ло­ги­че­ские при­чи­ны от­кло­ня­ю­ще­го­ся поведения, среди де­ву­шек выше, чем среди юношей.

Пояснение.

1) Наи­мень­шая доля опро­шен­ных юно­шей видит при­чи­ну от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния во вли­я­нии со­ци­аль­но­го окру­же­ния - да, верно.

2) Доля тех, кто счи­та­ет, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние че­ло­ве­ка свя­за­но с его об­ра­зом жизни, среди де­ву­шек выше, чем среди юно­шей - да, верно.

3) Оди­на­ко­вые доли опро­шен­ных в обеих груп­пах счи­та­ют, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние яв­ля­ет­ся след­стви­ем пси­хо­ло­ги­че­ских черт ха­рак­те­ра - да, верно.

4) Три чет­вер­ти опро­шен­ных каж­дой груп­пы счи­та­ют, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние свя­за­но с об­ра­зом жизни че­ло­ве­ка - нет, неверно.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таблицы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Среди тех, кто по­ла­га­ет целью по­лу­че­ния выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния стрем­ле­ние стать хо­ро­шим профессионалом, наи­бо­лее ве­ли­ка доля спе­ци­а­ли­стов с выс­шим образованием.

2) Среди тех, кто счи­та­ет целью по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния со­от­вет­ствие гос­под­ству­ю­щим в об­ще­стве представлениям, менее всего пред­став­ле­на доля госслужащих.

3) Доля не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих, ко­то­рые счи­та­ют целью по­лу­че­ния выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния по­вы­ше­ние со­ци­аль­но­го статуса, равна доле ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих, ко­то­рые счи­та­ют целью по­лу­че­ния выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния по­па­да­ние в более об­ра­зо­ван­ный слой.

4) На­и­ме­нее по­пу­ляр­ным среди всех групп опрошенных, яв­ля­ет­ся ва­ри­ант ответа, что целью выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся по­вы­ше­ние сво­е­го со­ци­аль­но­го статуса.

5) Среди ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих от­но­си­тель­ное боль­шин­ство опро­шен­ных по­ла­га­ют целью выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния при­об­ре­те­ние вы­со­ких про­фес­си­о­наль­ных качеств.

Пояснение.

1) Среди тех, кто по­ла­га­ет целью по­лу­че­ния выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния стрем­ле­ние стать хо­ро­шим профессионалом, наи­бо­лее ве­ли­ка доля спе­ци­а­ли­стов с выс­шим образованием - нет, неверно.

2) Среди тех, кто счи­та­ет целью по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния со­от­вет­ствие гос­под­ству­ю­щим в об­ще­стве представлениям, менее всего пред­став­ле­на доля госслужащих - да, верно.

3) Доля не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих, ко­то­рые счи­та­ют целью по­лу­че­ния выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния по­вы­ше­ние со­ци­аль­но­го статуса, равна доле ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих, ко­то­рые счи­та­ют целью по­лу­че­ния выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния по­па­да­ние в более об­ра­зо­ван­ный слой - нет, неверно.

В ходе социологического опроса работающих и неработающих совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Как, на Ваш взгляд, должны распределяться домашние обязанности между мужем и женой, если оба супруга работают?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди неработающих респондентов доля тех, кто считает, что работа по дому должна делиться между супругами поровну, больше доли тех, кто считает, что основную работу по дому должна выполнять жена.

2) Равные доли опрошенных в каждой группе затруднились ответить.

3) Среди работающих респондентов доля тех, кто считает, что основную часть работы по дому должен выполнять муж, меньше доли тех, кто считает, что основную часть работы по дому должна выполнять жена.

4) Мнение о том, что работа по дому должна делиться поровну между супругами поровну, наиболее популярно в обеих группах опрошенных.

5) Мнение о том, что основную часть работы по дому должна выполнять жена, среди неработающих респондентов более популярно, чем среди работающих респондентов.

Пояснение.

1) Среди неработающих респондентов доля тех, кто считает, что работа по дому должна делиться между супругами поровну, больше доли тех, кто считает, что основную работу по дому должна выполнять жена - да, верно.

2) Равные доли опрошенных в каждой группе затруднились ответить - нет, неверно.

3) Среди работающих респондентов доля тех, кто считает, что основную часть работы по дому должен выполнять муж, меньше доли тех, кто считает, что основную часть работы по дому должна выполнять жена - да, верно.

4) Мнение о том, что работа по дому должна делиться поровну между супругами поровну, наиболее популярно в обеих группах опрошенных - да, верно.

5) Мнение о том, что основную часть работы по дому должна выполнять жена, среди неработающих респондентов более популярно, чем среди работающих респондентов - нет, неверно.

Ответ: 134.


Самое обсуждаемое
Анализ князь михайло репнин Анализ князь михайло репнин
Определение натурального числа Определение натурального числа
Вооруженные силы стран Варшавского договора Вооруженные силы стран Варшавского договора


top