Межличностные отношения и общение. Понятие общения и межличностных отношений. Тренинговая группа А после тренинга

Межличностные отношения и общение. Понятие общения и межличностных отношений. Тренинговая группа А после тренинга

Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу. Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания. Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

Межличностные отношения и общение

Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей. В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального , а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение. К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать. Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными. Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей. Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным. В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения. Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными. Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество. Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.

Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает , которая является откликом одной личности на переживания другой. По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

Психология межличностного общения

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов. Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается. Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения. Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов. Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к . К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека, поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Культура межличностного общения

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

Психология личности: конспект лекций Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 14. Общение и межличностные отношения

Среди факторов, нормирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение направлено на установление психологического контакта между ними; его целями являются изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средства – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В публикациях можно встретить различное толкование этих понятий. В психологии установлено следующее взаимоотношение между ними. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Если две электронные системы обмениваются информацией, то говорят, что между ними существует коммуникация.

Общение – обмен информацией между людьми. Человек может общаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги – тоже акты общения. Таким образом, «общение» – более узкое понятие по сравнению с понятием «коммуникация». Подчеркивая роль общения как специфического фактора формирования психики, Б. Ф. Ломов писал: «Когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиваться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается».

Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут передаваться навыки и умения.

Все это лишь отдельные приметы содержания общения. Конкретных тем для общения много, и чем больше разнообразных тем общения, тем богаче и содержательнее личность человека.

Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска – господствующее выражение лица – формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений. Значительно способствуют созданию маски прическа, косметические средства и др. Можно отметить злую, добрую, надменную, доброжелательную и другие физиогномические маски. Дополняет внешний облик и одежда, которая часто является показателем классовой, сословной, профессиональной принадлежности. Форма одежды обязывает к определенному типу поведения. Военная форма требует дисциплинированности. Веселость человека в траурной одежде нам кажется странной. В манере держаться усматриваются воспитанность человека, его положение, самооценка, отношение к человеку, с которым он общается. Для установления контактов между людьми, для содержательной и эмоциональной стороны общения облик человека имеет большое значение: на его основе складывается первое впечатление, которое нередко определяет развитие отношений.

Внешний облик и физиогномическая маска статичны. Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика – динамическое выражение лица в данный момент общения.

Жест – социально отработанное движение, передающее психическое состояние. И мимика, и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, – врожденные. Социальная зависимость мимики подтверждается тем, что в условиях разных культур одни и те же выражения лица и жесты могут иметь диаметрально противоположные значения. Например, широко раскрытые глаза у японца – признак гнева, а у европейца – приветливости и удивления.

К неречевым средствам общения относится обмен предметами, вещами. Передавая предметы друг другу, люди устанавливают контакты, выражают отношение друг к другу.

Средством общения также является тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него – вот пределы такого общения. Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение ребенка на руках у матери, единоборство спортсменов. При помощи тактильно-мышечной чувствительности человек познает физическую силу, некоторые особенности личности, отношения другого лица, в свою очередь проявляет некоторые собственные качества и выражает отношение к нему. Тактильно-мышечная чувствительность – основной канал получения информации из внешнего мира и главное средство общения людей, лишенных слуха и зрения и таким образом – возможности естественным путем овладевать звуковой речью.

В настоящее время большое внимание уделяется коммуникативному значению дистанции в общении. В американской психологии появилось даже название для этого направления исследований – проксемика. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении и выделяет следующие дистанции в человеческих контактах:

1) интимная зона (15–45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для нее характерны доверительность, негромкий голос при общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные изменения в организме: учащение биения сердца, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

2) личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуальный зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

3) социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;

4) публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей (в лекционной аудитории, на митинге и т. д.).

Первый уровень (макроуровень). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в которой изучают преобладающее содержание, круг людей, с которыми она преимущественно контактирует, сложившийся стиль общения и другие параметры. Все это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности. Кроме того, рассматривая этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций, принятых норм придерживается личность. Временной интервал такого общения – вся предшествующая и будущая жизнь личности.

Второй уровень (мезауровень). Общение этого уровня предполагает контакты на определенную тему. Причем реализация темы может осуществляться с одним лицом или группой, может закончиться в один сеанс или потребовать нескольких встреч, актов общения. Как правило, у человека имеется несколько тем, которые он реализует последовательно или параллельно. И в том, и в другом случае партнерами по общению могут быть отдельные личности или группы.

Третий уровень (микроуровень). Он предполагает акт общения в роли своеобразной элементарной частицы (единицы). Таким актом общения можно считать вопрос и ответ, рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ и др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых складывается вся система общения личности в определенный период ее жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 16. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения.Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе

автора Ильин Евгений Павлович

11.1. Межличностные отношения и их классификация Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.Межличностные отношения делятся на следующие

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 14 Межличностные отношения К. А. Абульханова-Славская (1981) пишет, что «психология общения вычленяет свой предмет тогда, когда рассматривает, как двое, вступая в контакт, создают нечто третье, что и представляет собой отношение между ними» (с. 225). Поэтому отрывать

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 18 Общение и межличностные отношения между медицинскими работниками и больными От того, как сложатся отношения между врачом и больным, во многом зависит эффективность лечения. Предпосылками возникновения положительных отношений и доверия между медицинскими

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 19 Межличностные отношения и общение в семье Семья является еще одной важной сферой жизни человека, в которой имеет место постоянное и тесное общение и в которой складываются своеобразные межличностные отношения. Ведь брак определяется как юридически закрепленные

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

24. Общение и межличностные отношения Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. В последнее время в науке используется понятие

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

1.1. Отношения межгрупповые и межличностные Межэтнические отношения могут быть проанализированы с разных точек зрения, поэтому изучением проблем, касающихся межэтнических отношений, занимаются многие науки – культурантропология, политология, социология, экономика,

Из книги Воспитателю о сексологии автора Каган Виктор Ефимович

Подростковая психика и межличностные отношения Подростковый возраст обычно называют, и не без оснований, трудным, связывая его трудности с особой «подростковой психикой». Представители биогенетического универсализма конца XIX - начала XX в. понимали подростковый кризис

Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора Калинаускас Игорь Николаевич

Общественные отношения - отношения межличностные Общественные отношения есть прежде всего отношения межличностные. Значит, набор моделей поведения одной личности (установочное поведение) обязательно встречается с набором моделей поведения (установочным поведением)

автора Ритерман Татьяна Петровна

Межличностные отношения Межличностное общение как взаимодействие между людьми, условие их взаимопонимания и взаимоотношений между ними является процессом, который может рассматриваться как система «человек – человек» во всей многогранной динамике ее

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Межличностные отношения Межличностное взаимодействие объединяет не только частные понятия, такие как взаимопонимание, взаимопомощь (взаимное содействие), сопереживание, взаимное влияние. В него включаются и противоположные категории – взаимное непонимание,

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Межличностные отношения Межличностные отношения можно рассматривать с различных сторон. С одной стороны, к межличностным отношениям относят субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно обнаруживаются в характере и методах

автора Волков Павел Валерьевич

4. Межличностные отношения (особенности коммуникации) Дефензивный конфликт астеника многообразно проявляется в его поведении. Характерно сказал про себя один из них: «Я бегаю из норки во дворец». Астеник ищет в жизни маленький уютный уголок, чтобы спрятать там душевную

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

В психологической науке выполняется очень много исследований, в которых тот или иной более простой или более сложный феномен освещается сам по себе, не в связи с другими явлениями, а это всегда обедняет значение получаемых результатов, потому что по-настоящему понять сущность любого явления можно, лишь постигая его во взаимодействии с другими явлениями.

Сказанное полностью приложимо к состоянию изучения такого сложного психологического феномена, каким является общение, а также такого личностного образования, как отношение. В самом деле, к настоящему времени осуществлено множество работ, в которых общение и отношение анализируются порознь друг от друга, в то время как их надо обязательно рассматривать в сопряжении. Ведь многочисленные факты свидетельствуют о том, что отношение проявляется и формируется, как правило, в общении. А с другой стороны, имеющиеся у общающихся лиц отношения всегда влияют на многие характеристики этого процесса. Попробуем показать эту взаимозависимость более подробно. Но сначала вспомним содержание, которое принято в психологии ассоциировать с понятиями общения и отношения.

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под отношением же, как известно, понимается психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него.

Самой важной психической составляющей отношения, в чем совпадают мнения многих ученых, оказывается мотивационно--эмоциональный компонент, который сигнализирует о валентности отношения -- положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.

Когда один человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. И внешний облик и состояние, и поведение, и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какое--то отношение, причем оно может дифференцироваться по своему характеру в силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Так, например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, или тревогу, или недоумение, приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест. По своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно отличаться друг от друга, но они могут и совпадать, выступая как одно общее, проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других -- поэтому показу очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому--то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение политические взгляды человека, с которым эта личность общается.

В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой высокой степени интенсивности, что оказываются нейтрализованными или заторможенными все другие стороны отношения, которые обычно актуализировались у личности при общении с определенным человеком.

Напрашивается вопрос: какова причина появления такой доминанты в отношениях?

Один из возможных ответов заключается в следующем: у каждого человека есть система ценностей; одни из них всегда более субъективно значимы, другие менее. Кроме того, эти ценности сопрягаются самым тесным обраом с имеющимися у него материальными и духовными потребностями, которые обычно отличаются друг от друга по степени своей выраженности. Но может быть и по-другому: одна из этих ценностей и стоящая за ней потребность имеют для личности наиглавнейшее значение, и если другой человек совершает поступок, отвечающий поддержанию этой ценности, к нему устанавливается положительное отношение, которое играет важную роль на все стороны его внешнего и внутреннего облика, нивелируя, отрицательное отношение к каким--то характеристикам, если оно прежде было. Точно так же если другой человек позволяет себе действие, идущее вразрез с главной ценностью личности и противоречащее ее основной потребности, он вызовет резко отрицательное к себе отношение, которое нейтрализует в лучшем случае положительные прежние реакции на проявления других сторон характера этого человека. Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения. Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не зря говоря сейчас, об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику.

Интеллигентный человек свое недовольство может выразить в корректной, не унижающей достоинство другого человека форме. Совсем другая форма выражения этого недовольства у плохо воспитанного, грубого человека. Даже у представителей одной социальной подгруппы проявления отношений могут быть разными, если, например, им присущи разные типы темперамента. Естественно, чтобы при общении с другим человеком адекватно воспринимать и понимать его отношение, надо проявлять весьма тонкую наблюдательность, в том числе и по отношению к форме выражения этого отношения. Разумеется, не следует думать, что отношение передается лишь с помощью речи и голоса. В живом, непосредственном общении этой цели служат и мимика, и пантомимика. И, наконец, формой выражения отношения могут стать и действие, и поступок.

Вместе с тем необходимо отметить, что существуют не только индивидуальные формы выражения одного и того же отношения -- имеют место случаи, когда человек в общении искусно имитирует проявление какого-то отношения, не испытывая его на самом деле. Такой человек необязательно окажется лицемером. Чаще всего такая имитация имеет место совсем по другой причине: из желания в глазах людей, чьим мнением мы дорожим, казаться лучше, чем мы есть на самом деле. Мы завидуем своему более преуспевающему коллеге, а делаем вид, что радуемся его успехам. Нам не нравится стиль руководства нашего начальника, а мы не только ему не перечим, но вслух одобряем его деяния. Конечно, в подобных случаях люди вступают в сделку со своей совестью, и нравственная цена тем выше, чем больше общественные последствия нашего двуличия.

Сказанное вовсе не означает призыва никогда, ни при каких жизненных обстоятельствах не скрывать своего истинного отношения к чему--то или к кому--то. Например, в работе врача, следователя, тренера порой возникают ситуации, когда без маскировки переживаемого отношения им свои профессиональные задачи не решить.

Межличностное общение тем и отличается от общения межролевого, что участники такого общения стараются, решая свои задачи, делать поправку при выборе поведения, передающего отношение, на индивидуально неповторимые особенности друг друга. Уместно добавить, что умение психологически искусно инструментовать форму выражения своих отношений крайне необходимо лицам, основной деятельностью которых является воспитание и детей, и молодежи, и взрослых.

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения. Это, прежде всего способность к идентификации и децентрализации, эмпатии и саморефлексии.

Приведенный анализ взаимосвязи общения и отношения носит несколько упрощенный характер, поскольку речь в основном шла об отношении лишь одного из участников общения к другому; кроме того, перечисленные зависимости рассматривались в значительной мере в статике, а не в динамике.

В реальном общении даже двух людей все выглядит намного сложнее: осуществление каждым из участников тех или иных целей под влиянием самых разных побуждений, использование для этого различных способов воздействия; фиксирование ими изменений в эмоциональном настрое друг друга, предположения о намерениях партнера по общению; догадки каждого участника о том, как его воспринимает и как к нему относится его партнер; большее или меньшее корректирование каждым своего поведения; действительно проявляющееся в общении о, общение ведь может только--только начаться между познакомившимися, так сказать, здесь и теперь людьми, но может оно происходить и между людьми, давно знающими друг друга, принадлежащими к одной общности или к совершенно различным социальным объединениям людей.

Все это означает, что для действительной полноты анализа общения и связей его с отношениями необходимо оценивать, по крайней мере главные объективные и субъективные характеристики этого процесса, имея также в виду и одного, и другого взаимодействующих в нем людей.

То обстоятельство, что участники общения испытывают глубоко неприязненное отношение друг к другу или столь же сильно друг другу симпатизируют, обязательно сказывается на непринужденности и искренности общения, на степени легкости выработки единого мнения, на тех психологических последствиях, с которыми каждый из участников «выходит» из состоявшегося общения. Психологический механизм действия отношения на разворачивающийся процесс общения довольно понятен: неприязненное отношение делает личность слепой к достоинствам партнера по общению и подталкивает к недооцениванию позитивных шагов с его стороны, направленных на успешный итог общения, если они есть. Точно так же неприязненное отношение провоцирует личность на поведение, которое не ведет к углублению взаимопонимания общающихся, к установлению подлинного сотрудничества между ними. Наоборот, отношение симпатии способствует преимущественному фиксированию во внешнем и внутреннем облике другого участника общения, в его поведении положительных характеристик, «работает» на создание общей установки, на взаимопонимание, на максимальную успешность общения.

Если отношения участников общения, так сказать, асимметричны, например, один из общающихся проявляет к другому пылкую любовь, а этот другой испытывает к своему партнеру по общению неприязнь и даже, может быть, ненависть, нормального межличностного общения не произойдет. Чаще всего со стороны одного из общающихся будут отношение одного его участника к другому, попытки к подлинному межличностному взаимодействию, а со стороны другого -- либо общение на формальном уровне, либо грубые попытки поставить партнера по общению на место, либо откровенное избежание общения.

Рассматриваемая связь отношения и общения имеет и более общее социальное значение. Фактов, когда общность ситуации, в которой оказываются люди, глубоко затрагивающая их мотивационно--потребностную сферу, побуждает их, если употребить слова А.Н. Радищева, совозмущаться, сопечалиться и через общение ослаблять переживаемое состояние внутреннего напряжения, повседневная жизнь дает нам очень много. Если общающиеся были заинтересованы друг в друге и, находясь в одинаковом положении, через прямое взаимодействие более или менее успешно нормализовали свое состояние, то можно вспомнить большое число других ситуаций из жизни, когда при наличии положительного отношения друг к другу и общей сонастроенности на общение его участники входят в это общение, имея диаметрально противоположный эмоциональный личностный настрой: если один, истерзанный какой-то проблемой, стремится излить душу, то второй, проявляя участие, терпеливо выслушивает рассказ первого и таким образом помогает ему уменьшить или полностью снять внутреннее напряжение.

Мы прослеживали влияние характера обращения общающихся друг с другом на формирование у них отношения, а также уже имеющегося отношения на форму их поведения в общении. Но отношение не в меньшей степени определяет и содержание общения. Если человек глубоко интересуется личностью и деятельностью Петра Великого и его знакомят с историком -- знатоком Петровской Руси и реформ этого царя-преобразователя, естественно, он будет поворачивать разговор со специалистом историком в интересующую его область. Таким образом, интерес будет направленно влиять на содержание общения. Или возьмем другой случай. Человек до мнительности волнуется за состояние своего здоровья и ему представляют доброго молодца, который из хилого и немощного сделал себя невосприимчивым к обычным хворям большинства людей и сильным физически, чем он к тому же очень гордится. Совершенно очевидно, и здесь отношение повлияет на содержание общения.

Из всего сказанного выше об отношении следует также, что оно несет в себе и побуждение к действию. Сила его как Побуждения находится в прямой зависимости от степени включенности отношения в систему ценностей человека и связи его в этой системе с доминирующими ценностями. Например, если главной ценностью для человека являются деньги, его отношение к ним будет побудителем действий, направленных на их накопление, а если нормы высокой нравственности в систему ценностей этого человека не входят, тогда это накопление будет достигаться им любыми средствами.

Роль отношения как побуждения к действию нельзя никоим образом преуменьшать, поскольку от особенностей сформированных у личностей отношений зависит характер активности личности, прежде всего направленность этой активности и ее уровень, в том числе в общении. С другой стороны, понятно, что ход и результаты общения влияют сильнейшим образом на отношения общающихся, упрочивая или ослабляя их, а случается, и переформировывая на противоположные. Получается, что человек, побуждаемый к общению одним отношением, продолжает свое общение или прекращает его, побуждаемый совершенно другим отношением.

Так, включившись в общение под влиянием побуждения прервать показавшееся неестественным затянувшееся молчание, человек вдруг обнаруживает, что субъект, с которым он заговорил,-- его антипод в оценке событий, происходящих в обществе. Этот факт порождает новое отношение -- досаду из-за того, что новый знакомый не единомышленник, и сразу же возникает побуждение попытаться его переубедить или, при отсутствии надежды на успех, прекратить общение с ним.

Вместе с тем, у личности, вступающей в общение с другим человеком, отношение к объекту, по поводу которого она вступает во взаимодействие с этим человеком, необязательно однозначно.

Оно может быть и противоречивым. По этой причине и побуждения, заставляющие личность проявлять активность в общении, делают ее поведение непоследовательным.

Эти прослеженные в самом первом приближении связи разных характеристик общения и отношения показывают, насколько велико их значение, в субъективном мире каждого человека, насколько весома их роль в детерминировании психического самочувствия человека, в определении картины его поведения. Поэтому чрезвычайно важно развернуть систематические исследования на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях всех наиболее существенных аспектов взаимозависимостей общения и отношения. Планируя эти исследования, надо ясно видеть, что в изучении взаимосвязей общения и отношения должны принять участие все основные области психологической науки и обязательно педагоги, занимающиеся разработкой теории и методического инструментария воспитания.

Человеку, как существу, включенному в разнообразные отношения и взаимодействия с другими людьми, присущ определенный способ восприятия и объяснения событий, явлений, состояний, которые он может наблюдать в самом себе и окружающем мире, то есть социально-психологический тип мышления. На различных этапах развития человеческой цивилизации социально-психологическое мышление принимало вид и форму различных социокультурных явлений и процессов. На современном этапе развития человеческой цивилизации социальная психология как культурный феномен представлена такими формами, как:

– житейская, заключенная в содержании сказок, мифов, пословиц, поговорок, обрядов, традиций;

– образцы литературы и искусства;

– научная, объясняющая личность как социально-психологический феномен;

– мыслительная парадигма, задающая определенный взгляд на всю систему современного человекознания;

– психотехническая, представленная различными приемами социально-психологического воздействия, стратегии построения отношений в конкретной ситуации, технологии управления поведением и установками других людей.

Большинство современных авторов определяют социальную психологию как науку с двойным предметом: с одной стороны, психологические свойства человека, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, с другой – особенности социально-психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства. В качестве предмета социальной психологии рассматривают (Г. М. Андреева) закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены включенностью в социальные группы, и психологические характеристики таких групп.

Как основные выделяют следующие разделы социальной психологии:

1) закономерности общения и взаимодействия людей;

2) социально-психологические характеристики групп, взаимосвязь личности и группы;

3) социально-психологические особенности личности;

Социальная психология – это психологическая наука, изучающая человека как участника различных по форме и целям социальных отношений (межличностных и межгрупповых) и особенности возникающих отношений в процессе общения.

Формирование, развитие свойств и особенностей психологического мира человека – участника социальных отношений – происходит именно в процессе общения и группового взаимодействия разного уровня.

Каждый человек стремится понять самого себя и других людей, подыскивая объяснения наблюдаемым поступкам. Человеческое поведение детерминировано и не признает никаких случайностей, хотя на первый взгляд в глаза бросается совершенно обратное – обыденная и в том числе деловая жизнь переполнена вроде бы случайностями. Психология человеческих взаимоотношений доказывает, что случайностей в общении нет, есть строгая предопределенность и закономерность. Чтобы принимать разумные решения и достигать результата с наименьшими усилиями, каждый должен иметь представление о том, что происходит, своего рода концепцию относительно данного случая.

Общение – чрезвычайно важная характеристика мира людей, это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений, в которой формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека. Общение – особая форма активности человека, механизм развития его отношений, форма существования этих отношений и способ существования важнейших аспектов его психического мира.

Общение – это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояние, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

Общение – форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (А. В. Брушлинский).

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека (Р. С. Немов).

Совместная деятельность – ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено единой цели – решению конкретной задачи (А. В. Брушлинский).

Общение как объект исследования имеет свою структуру:

1-й уровень – макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни;

2-й уровень – мезауровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия;

3-й уровень – микроуровень: рассматриваются элементарные единицы общения как сопряженные акты, так называемые трансакции ;

В общении выделяют (Р.С.Немов) следующие аспекты :

цель – то, ради чего у человека возникает данный вид активности;

средства – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного партнера к другому.

Выделяют два основных канала передачи информации :

1) вербальный;

2) невербальный.

Вербальные средства передачи информации предполагают использование речи и усвоение человеком определенного языка (в том числе: азбука Морзе, язык глухих, различные шрифты). Речевая ситуация складывается из элементов: кто – кому – о чем – где – когда – почему – зачем. Вербальное сообщение непременно взаимодействует с невербальным сообщением.

Невербальные средства передачи информации принято классифицировать по сенсорным каналам:

1) оптическая система – жесты, мимика, позы, походка, контакт глаз (изучает: пантомимика, кинесика, проксимика);

2) акустическая система – различные качества голоса, паузы, покашливания (изучает паралингвистика);

3) кинестетическая система – прикосновения, рукопожатия.


Схема 11

В процессе взаимодействия людей от 60 % до 80 % коммуникаций осуществляются за счет невербальных средств. Американские (в основном) исследования выделяют следующие разделы в психологии, изучающие передачу информации посредством невербальных реакций (схема 11):

1. Кинесика – наука, изучающая язык телодвижений (произвольные, неосознаваемые).

Установлено (А. Пиз), что основные коммуникационные позы и жесты во всем мире практически остаются одними и теми же. Для общения информативны: открытость позы, наличие защитных барьеров, жесты лжи, способы искусственного повышения статуса.

2. Проксемика (англ. proximity – близость) – дисциплина, исследующая бессознательное структурирование человеком собственного пространства. Термин введен в 1963 г. Э. Т. Холлом. Концепция персонального пространства человека базируется на следующих идеях: 1) персональное пространство имеет четыре зоны, структурирующие поведение человека в его персональных контактах; 2) конкретные характеристики пространства обусловлены социокультурными факторами.

Специфической особенностью персонального пространства является то, что человек, даже не осознавая этого, относится к пространству вокруг себя как к части собственного «Я». Попытки других людей проникнуть в персональное пространство воспринимаются как неприятные, как посягательство на личную свободу. Индивидуальная дистанция – это расстояние, которое воспринимается человеком как субъективно оптимальное и комфортное для взаимодействия с другим человеком или группой людей.

Обнаружены следующие типы дистанций и их размеры:

– интимная зона (около 15 см) – общение хорошо знакомых и эмоционально близких партнеров (родителей и детей, супругов);

– личная зона (порядка 70 см) – общение друзей, хорошо знакомых, но эмоционально индифферентных партнеров (коллег);

– социальная зона (примерно 300 см) – дистанция характерна для формальных и официальных встреч;

– общественная зона (около 700 см) – общение с большой группой людей или враждебным индивидом.

3. Паралингвистика – наука, изучающая параметры голоса и речи: громкость голоса, паузы в речи, темп речи (произвольные, неосознаваемые реакции).

В процессе социального бытия общение выполняет определенные задачи или функции. Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон (характеристик общения):

– перцептивной ;

– коммуникативной (информационной);

– интерактивной.

В этом случае различают три функции общения :

1) аффективно-коммуникативную (перцептивную);

2) информационно-коммуникативную;

3) регуляционно-коммуникативную (интерактивную).

Иногда выделяют такие функции общения:

1) общение – форма существования и способ проявления человеческой сущности;

2) общение – фактор становления человека и общества;

3) общение – важнейшее условие успеха коллективной деятельности;

4) общение – условие существования человека, одна из основных его потребностей.

Характеристика общения

Процесс познания и понимания одним человеком другого в ходе общения выступает как обязательная составная часть общения и носит название перцептивной стороны общения . Объяснение уникальных явлений познания и понимания людьми друг друга в целом называется социальной перцепцией .

Процесс восприятия одним человеком другого разворачивается в такой последовательности (или на формирование образа человека влияет):

1. Собственно процесс восприятия наблюдаемого поведения:

1) восприятие внешних признаков:

– оформления внешнего вида (цвет, силуэт, цена, опрятность одежды);

– физических качеств.

2) восприятие поведения:

– совершаемых действий (социальный статус, самопрезентация);

– экспрессивных реакций (жесты и позы).

2. Интерпретация воспринимаемого поведения в терминах причин поведения и ожидаемых последствий.

3. Эмоциональная оценка (формирование определенного отношения к наблюдаемому «нравится – не нравится».

4. Построение стратегии собственного поведения.

Результат процесса социальной перцепции определяется тем, как была воспринята и интерпретирована наблюдателем ситуация, так как в зависимости от этого будет применен тот или иной механизм социального познания (механизм восприятия) .

Механизмы социального познания могут быть разведены по трем группам в соответствии с той социальной ситуацией, в которой обычно используются.

1.В ситуациях ролевого взаимодействия , в которых партнер воспринимается как носитель определенной роли, как принадлежащий к определенной группе, наблюдаются:

– схемы первого впечатления , которые запускаются факторами: превосходства партнера, привлекательности партнера, сходства воспринимаемого лица с наблюдателем. В основе данных схем лежит «эффект ореола» : если первое впечатление о человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно – недооценивать;

– стереотипизация (от греч. stereos – пространственный, твердый; typos – отпечаток)– процесс классификации форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям или категориям, т.е. выработанным группой стереотипам. С одной стороны, стереотип позволяет быстро и достаточно надежно интерпретировать, делать понятным и прогнозируемым поведение человека; с другой – может носить искаженный и догматический характер. Стереотип, способный порождать новую реальность отношений и внутреннего мира воспринимаемого человека, получил название «стереотип ожидания» (или «эффект Пигмалиона») , т.е. наблюдаемый строит свою стратегию поведения в зависимости от субъективного мнения наблюдателя о нем, пытаясь вписаться в ту модель поведения, которую ему предложили.

Как частные случаи стереотипизации выступают:

– физиогномическая редукция (греч. physis – природа, gnomon – знающий; от лат. reducere – приводить обратно, возвращать) – попытка судить о внутренних психологических особенностях человека, его поступках и прогнозировать его поведение на основе типичных для некоторой группы черт его внешности;

– внутригрупповой фаворитизм (лат. favor – благосклонность, расположение) – тенденция благоприятствовать в оценке членам своей группы по сравнению с представителями других групп.

2. В ситуациях межличностного взаимодействия , которые могут быть определены как диалогические и ориентированные на взаимопонимание, наблюдаются:

– идентификация (лат. identificare – отождествлять) – попытка понять настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «я»; при идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы, привычки;

– эмпатия (греч. empatheia – сопереживание) – процесс постижения эмоционального состояния другого человека; особый вид внимания к другому человеку; способность и свойство личности; в эмпатии большую роль играет интуиция, неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний;

– социальная рефлексия (лат. reflexio – отражение) – познание другого человека и себя через то, что он думает (как я думаю) обо мне;

– аттракция (лат. attraсtio – притяжение, привлечение) – понимание партнера по общению на основе симпатии к нему; аттракция не гарантирует объективного взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни; особый вид установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

3.В ситуациях непонимания партнера , с которым предполагается установление определенных отношений или совместной деятельности, наблюдается каузальная атрибуция (лат. causa – причина, лат. causalis – относящийся к причине, причинный; лат. attributum – присовокупленное, приписанное) – система способов приписывания другому человеку (в случае дефицита информации о нем) характеристик или причин его поведения; характер атрибуций зависит от того, выступает ли объект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Соответственно выделяют атрибуции: личностную (причина приписывается лично совершающему поступок); объектную (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие); обстоятельственную (ситуационную) (причина приписывается обстоятельствам).

Межличностная коммуникация (лат. communicatio – сообщение, связь) – это процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению ее в общем информационном поле, создаваемом партнерами по общению.

Человек, который в процессе общения задумывает и передает партнеру информацию, называется в социальной психологии коммуникатором ; партнер, принимающий и интерпретирующий информацию, – реципиентом.

Возникновение общей информации не ведет автоматически к взаимопониманию. В процессе поиска общего информационного поля начинают работать механизмы и феномены, как способствующие, так и препятствующие взаимопониманию (так называемые механизмы взаимопонимания ).

1. Механизм обратной связи , обеспечивающий и улучшающий взаимопонимание.

Обратная связь – информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова.

Существуют следующие варианты человеческого общения с точки зрения используемой в нем обратной связи:

1) культурный вариант, социально одобренный, принятый за образец общения, при котором невозможна демонстрация истинных чувств другому человеку, требующий тактичности и сдержанности; этот вариант часто затрудняет процесс общения;

2) открытый вариант, предполагающий открытость высказываний о своем состоянии, явные реакции на слова и поступки другого, одновременно допускающий многозначные и разнообразные интерпретации;

3) прямая обратная связь – вариант, предполагающий прямое называние тех чувств, которые возникли в связи со словами и поступками партнера, поиск однозначных аналогий, сравнений, понятных другому; прямая обратная связь действительно способствует улучшению взаимопонимания, позволяя в то же время партнерам быть открытыми в проявлении своих чувств.

2. Барьеры общения – механизмы защиты от нежелательной информации и, как следствие, от нежелательного воздействия:

1) коммуникативный барьер – психологическое препятствие, устанавливаемое реципиентом на пути нежелательной, утомительной или опасной информации:

а) избегание, например, физическое (избегание контактов с нежелательным лицом), психологическое (забывание информации, «уход в себя»);

в) непонимание, искажение до неузнаваемости информации, придание ей нейтрального смысла;

2) фонетический барьер – препятствие, возникающее, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй высказываний;

3) семантический барьер – препятствие, возникающее из-за несовпадения, значительных различий, существующих в системах значений по общению (проблема жаргонов и сленгов);

4) стилистический барьер – препятствие, возникающее при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи коммуникатора и актуального психологического состояния реципиента;

5) логический барьер – препятствие, возникающее в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему несерьезной, противоречит присущей ему манере доказательств.

3. Целенаправленное коммуникативное воздействие – процесс, включающий в себя внутреннюю коммуникативную установку автора сообщения к реципиенту и самому себе, вербальные и невербальные особенности самого сообщения, характеристики коммуникативного пространства общения.

Выделяют (А. У. Хараш) два вида коммуникативных процессов: авторитарный и диалогический.

Коммуникативные способности – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Разнообразие жизненного опыта человека, его образованность, как правило, положительно влияют на развитие коммуникативных способностей.

Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей и с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Наиболее распространенным является деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида:

1) кооперация (согласие, приспособление, ассоциация) – координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил); выделяют (А. Н. Леонтьев) такие черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого;

2) конкуренция (конфликт, оппозиция, диссоциация) – взаимодействия, «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Выделяют такие возможные формы (модели), как:

1) совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других;

2) совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником;

3) совместно-взаимодействующая деятельность – имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Каждая система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями . Межличностные отношения определяют тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), который возникает при данных конкретных условиях, и степень выраж енности этого типа (успешное или менее успешное). Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает взаимодействие». В основе социального взаимодействия лежат три межличностные потребности: присоединения, контроля и открытости.

При анализе взаимодействия важен факт осознания каждым участником собственного вклада в общую деятельность, что, в свою очередь, помогает корректировать собственную стратегию. Стратегия взаимодействия определена характером общественных отношений, представленных выполняемой социальной деятельностью, тактика взаимодействия – непосредственным представлением о партнере.

Наиболее известные стратегии взаимодействия агрессия и альтруизм.

Агрессия – любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического ущерба или психологического дискомфорта у партнера. Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-либо значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Альтруизм (лат. alter – другой) – принцип поведения, означающий способность человека добровольно помогать другому с теми или иными издержками для себя. Основной движущей силой альтруизма является желание улучшить благополучие другой личности. Объяснением альтруизма может быть: эмпатия, устранение собственных негативных чувств, сохранение человеческого генофонда, норма взаимной ответственности.

Общий подход человека к построению взаимодействия с другими людьми отражает стиль общения.

Стиль общения – образ действий, извлекаемый из одного определенного типа ситуаций и проявляющийся в конкретных случаях. Различают:

1) ритуальный стиль общения , порождаемый межгрупповыми ситуациями, представляющий и подтверждающий человека как члена социума;

2) манипулятивный стиль общения , порождаемый деловыми ситуациями (чаще всего), рассматривающий партнеров по общению как совокупность функциональных качеств, пригодных для достижения поставленной цели.

Выделяют (М. Предраг) такие уровни манипулирования:

– уровень аргументирования (методы: фундаментальный, вписывания, сравнения, «кусков», опроса, «выведения из терпения»);

– спекулятивный уровень (метод преувеличения, дискредитации, «психологического привыкания», отсрочки);

– манипулятивный уровень (методы: «просовывание ноги в дверь», «меня разрывают на части», «хлопанье дверью», «легкий мяч» «казанская сирота»);

3) гуманистический стиль общения, порождаемый межличностными ситуациями, позволяющий удовлетворять потребности человека в общении, понимании, сопереживании, сочувствии.

Подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе (Э. Берн)– направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения трансактного анализа, у каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с различными состояниями «Я» (Эго). Репертуар этих состояний соответствует одной из трех позиций, которые условно обозначают: Родитель – состояния, сходные с образами родителей, Взрослый – состояния, автономно направленные на оценку реальности, Ребенок – состояния, все еще действующие с момента фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Эти позиции не связаны с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний «Я». Все три аспекта личности – «Я-Ребенок», «Я-Взрослый», «Я-Родитель» заслуживают одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Цель трансактного анализа – выяснить, какое именно состояние «Я» ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию. Скрытые дополнительные трансакции с четко определенным и предсказуемым исходом называют играми.

Э. Берн рассматривает общение как одну из основных потребностей человека. Каждый человек стремится получить наибольшее удовлетворение от общения, испытывая потребность в признании, «поглаживаниях» – положительных оценках себя. Чем более доступен человек для контактов, тем больше у него ощущение удовлетворенности собой и жизнью в целом, счастья.

Нейро-лингвистическое программирование (Р. Бендлер, Дж. Гриндер) рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления, представляя синтоническую модель общения. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что человек познает мир через программную репрезентацию, создавая собственную модель мира.

У каждого человека собственная субъективная модель мира, и причиной этого ограничения выступают: нейрофизиологические ощущения, социальные ограничения, индивидуальные психологические ограничения.

Репрезентативная система (система представлений, модальность, сенсорный канал) – это система, посредством которой человеком воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки информации репрезентативные системы могут быть представлены в трех основных категориях: визуальная (восприятие посредством зрительных образов), аудиальная (восприятие посредством слуховых впечатлений), кинестетическая (восприятие посредством слуховых впечатлений). Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Установлено, что репрезентативная система внешне проявляется в движении глаз, выборе слов, используемых в общении, в особенностях дыхания и позы.

Визуалам характерны: быстрый темп речи, высокий тембр голоса, верхнее дыхание, повышенное напряжение мускулатуры, взгляд вверх, слова: смотреть, картина, перспектива, предвидеть, обзор, иллюзия, зрелище, яркий.

Аудиалам характерны: очень выразительный и резонирующий тембр голоса, балансирование головы, «телефонная поза», слова: говорить, слышать, звук, ударение, заявлять, пронзительный, созвучный, внятный, монотонный.

Кинестетикам характерны: низкий тембр голоса, нижнее дыхание, расслабление мускулатуры, низкое положение головы, опущенный взгляд, некоторая небрежность к вещам, слова: чувствовать, жесткий, ощутимый, напряжение, задевать, контактировать, шероховатый, связывать, хватать.

Знание ведущей репрезентативной системы партнера дает возможность легко установить контакт и взаимопонимание. На эффективность общения влияет умение быть конгруэнтным и возможность подстраиваться. Быть конгруэнтным – значит быть равным партнеру, быть вовлеченным, созвучным ему. Подстройка предполагает приспособление своего поведения к способу поведения другого.

Алгоритм подстройки: поза, жесты, речь, основная репрезентативная система, ведущая репрезентативная система, вербальные ключи доступа, невербальные ключи доступа, дыхание.


Похожая информация.


Занятие 1

1 Межличностные отношения и социальные роли

2 Социальные роли и социальные позиции

3 Социальные нормы и условия эффективного взаимодействия

Занятие 2

1 Структура общения: коммуникативный, интерактивный, перцептивный компоненты

2 Вербальные и невербальные средства общения

3 Роль общения в работе руководителя

4Взаимодействие в общении

Основные понятия по теме

Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и состоящий в обмене информацией, взаимодействии и восприятии человека человеком.

Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает способом передачи форм культуры и общественного опыта.

Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе него субъективный, внутренний мир одного человека раскрывается для другого и происходит изменение мыслей, чувств и поведения взаимодействующих людей.

Структура общения (по Г.М. Андреевой):

Коммуникативная сторона состоит в обмене инфор­мации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении - это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.

Интерактивная сторона представляет собой обмен, не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сто­рона общения может проявляться в согласовании дейст­вий, распределении функций, воздействии на настрое­ние, поведение или убеждения партнера.

Перцептивная сторона - это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позво­ляющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.

Основные механизмы социальной перцепции:

Идентификация (уподобление) заключается в попыт­ках поставить себя на место партнера. Близким к иденти­фикации является механизм эмпатии. Однако, при эмпатии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмо­ционально.

Рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

В процессе социальной перцепции важную роль игра­ют установки, приводящие к следующим психологиче­ским эффектам:

Эффект ореола - когда ранее выработанные пред­ставления о человеке мешают видеть его действительные качества.

Эффект новизны- когда в ситуации восприятия зна­комого человека новая информация о нем оказывается более значимой.

Эффект стереотипизации - когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Стереотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.

Функции общения:

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей , с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Стороны общения - конкретные его характеристики, показывающие его единство и многообразие:

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание.

Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении.

Конативная (поведенческая) сторон а общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

Социальная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений, т.е. поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.

Позиция социальная - место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения.

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Среди социальных норм различают: религиозные нормы; политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры и др.

Виды общения:

Вербальное – невербальное;

Контактное – дистантное;

Непосредственное – опосредованное;

Устное – письменное;

Диалогическое – монологическое;

Межличностное – массовое;

Частное – официальное (деловое);

Искреннее – манипулятивное.

Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь прин­ципов:

Принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);

Принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);

Принцип качества информации (не ври);

Принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);

Выражай мысль ясно и убедительно;

Умей слушать и понять нужную мысль;

Умей учитывать индивидуальные особенности собе­седника.

Этапы общения:

Появление потребности в общении, а также намере­ния вступить в контакт;

Ориентировка в целях, в ситуации общения;

Ориентировка в личности партнера;

Планирование содержания общения (обычно бес­сознательно);

Бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;

Восприятие и оценка ответной реакции, установ­ление обратной связи;

Корректировка направления и стиля общения.

Средства общения:

- язык - обеспечивающий взаимопонимание партне­ров; встречающееся непонимание друг друга часто про­исходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам;

- интонация;

- мимика - движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;

- позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;

- взгляды, «контакт глаз»;

- жесты.

Стратегии поведения:

а) сотрудничество, предполагающее максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей;

б) соперничество, предполагающее ориентацию лишь на свои интересы, без учета интересов партнера;

в) компромисс, предполагающий частное, промежуточное (зачастую временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений;

г) уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера;

д) избегание, предполагающее уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого.

Межличностные (человеческие) отношения - совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Классификация межличностных отношений:

Первичные отношения : те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.

Вторичные отношения : те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.

Тематика рефератов

1 Психологические барьеры общения в коллективе.

2 Приемы создания оптимальных межличностных отношений в группе.

3 Общение как процесс развития контактов между людьми.

Вопросы для самоконтроля

1Что такое общение?

2Каковы отличия социального смысла общения от психологического?

3Какова структура общения?

4Каковы особенности коммуникативной стороны общения?

5Чем выражена интерактивная сторона общения?

6Что собой представляет социальная перцепция?

7Каковы основные механизмы социальной перцепции?

8Какие функции выполняет общение?

9Каковы стороны общения и их особенности?

10 Что такое социальные нормы? Каковы их виды?

11 Каковы характерные черты отдельных видов общения?

12 Какие этапы присущи общению?

13 Каковы средства общения?

14 Что включает стратегия поведения?

15 Что такое межличностные отношения? Какова их классифи-кация?

Литература

1 Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева.- М.: Аспект-Пресс, 2001.- 376 с.

2 Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменационные вопросы / Г.Ф. Вечорко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ТетраСистем, 2010.-192 с.

3 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

4 Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1979. - 160 с.

5 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 490 с.

6 Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко.- 3-е изд., перераб. и доп.– Ростов-на- Дону: Феникс, 1999. - 672 с.

7 Фомин, Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. - 2-е изд.,перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2003. - 350 с.


Самое обсуждаемое
Даниеля Дефо «Жизнь и необычайные удивительные приключения Робинзона Крузо» - Документ Даниеля Дефо «Жизнь и необычайные удивительные приключения Робинзона Крузо» - Документ
Стихи Марины Цветаевой о любви Стихи Марины Цветаевой о любви
Причина эпидемии пневмонии среди срочников кроется в прививках Двухсторонняя пневмония лечение в армии Причина эпидемии пневмонии среди срочников кроется в прививках Двухсторонняя пневмония лечение в армии


top