Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии. Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии Работы в Петергофе

Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии. Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии Работы в Петергофе

Штакеншнейдеры

1802 - 1865

Андрей Иванович Штакеншнейдер

Родился 22 февраля 1802 года под Петербургом, близ Гатчины, в семье помещика, владельца мызы Ивановка.

Дед архитектора был кожевником, выходцем из Германии. Будущий зодчий вырос на земле, которая славилась разработками превосходного строительного материала - пудожского камня - известняка (им отделан Казанский собор, здание Горного института в Петербурге).

В 13 лет отец отдал его в Академию художеств в Петербурге.

В 1821 году поступил чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. С 1825 года работал под руководством Огюста Монферрана. Вскоре император Николай I привлек Штакеншнейдера к дворцовому строительству в Петербурге. С 1833 года он определен ко двору великого князя Михаила Павловича.

В Аничковом дворце зодчий провел некоторые переделки, связанные с устройством жилых помещений, проведение водопровода и канализации. С 1854 года - главный архитектор Аничкова дворца.

В истории русской архитектуры Штакеншнейдер известен как наиболее яркий представитель ранней эклетики . Центр Петербурга немыслим без его произведений.

Штакеншнейдер работал в различных уголках России (Крым, Новгород, Тамбовская и Орловская и др. губернии).

В 1834 году женился на Марии Федоровне Холчинской.

У Штакеншнейдеров было восемь детей: четыре сына и четыре дочери.

Длительное время семья имела квартиру в доме при Лютеранской церкви Петра и Павла на Невском проспекте.

В 1852 году Штакеншнейдер купил дом на Миллионной улице (дом 10, сохранился до наших дней).

В этом доме проходили "субботы" у Штакеншнейдеров (здесь собирались писатели, поэты, художники, скульпторы, архитекторы, актеры).

8 августа 1865 года Андрей Штакеншнейдер скончался в Москве. Похоронен в Сергиевой пустыне (район станции Володарская, кладбище не сохранилось) под Петербургом.

Дворцы и особняки, построенные зодчим

Мариинский дворец


Дворец великого князя Николая Николаевича (пл. Труда)


Ново-Михайловский дворец - наб. Невы

Типологические вещи середины Х1Х века, они имеют свою уникальную историю, связанную с судьбами известных представителей российской культуры.

Когда-то эта мебель стояла в доме архитектора А.И. Штакеншнейдера.

Андрей Иванович, начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.

Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Москве, Таганроге, Крыму. Основные работы в Санкт-Петербурге:

Мариинский, Ново-Михайловский и Николаевский дворцы, дворец Белосельских-Белозерских и ряд частных особняков,

рисунок Штакеншнейдера - усадьба Фалль под Ревелем - 1830-е годы

«На берегу моря, в холмистой местности, окутанной лесами, над крутым скалистым берегом реки, против шумного пенистого водопада, стоит дом с высокой башней, с террасами, балконами, в том затейливом, несуровом готическом стиле, который при Николае I был пущен в ход архитектором Штакеншнейдером».

Это из воспоминаний С.М.Волконского, внука декабриста. В них воспет Фалль, бывшее имение А.Х.Бенкендорфа.


Фалль - литография неизвестного художника

Известность Штакеншнейдеру принесла именно перестройка усадьбы Фалль под Ревелем (Таллин), принадлежавшей А.Х.Бенкендорфу (1831-1832); главному дому по воле заказчика был придан вид средневекового замка. Представленный Бенкендорфом Николаю I, зодчий с той поры пользовался неизменными симпатиями двора.

Величественный дворец на Невском проспекте


Дворец Белосельских - Белозерских - проектное решение


Парад на Невском проспекте 1850-е годы - слева дворец Белосельских-Белозерских

Литография Ж.Жакотте с оригинала И.И. Шарлеманя - 1850-е годы - Аничков мост - за ним дворец Белосельских-Белозерских

Штакеншнейдер также занимался перестройкой Константиновского дворца в Стрельне в середине 50-х годов 19 века.


"Чины лейб-гвардии конного полка возле Константиновского дворца - Стрельна" - неизвестный художник - сер.19 века


Дворец вначале был просто фермой, построенной в 1830 году в полуверсте от собственно дачи, известной как Дворец-коттедж, она была предназначена для тринадцатилетнего наследника престола Александра.

Автор обоих сооружений -- архитектор Адам Менелас. Ферма была выполнена в пасторальном стиле и должна была отражать эстетические и кулинарные (она предпочитала пищу из натуральных продуктов) пристрастия Александры Федоровны. Здание было одноэтажным, с кухней, кладовыми и комнатами для пастухов. В скотном дворе содержались породистые коровы и быки.

По случаю своей свадьбы взрослеющий Александр решил превратить постройку в Фермерский дворец, который бы служил ему "вторым домом". Перестройку осуществил архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1838-1840 годах.

Здание стало двухэтажным, а его фасады были отделаны в неоготическом стиле. Во дворце появилась приличная коллекция живописи, а также некоторые технические новинки, например первый в России лифт (он представлял собой кабину, которую лифтер поднимал вручную с помощью ворота).

Здесь в конце 50-х годов 19 века разрабатывался проект Великой реформы .

СОБСВЕННЫЙ ДОМ ШТАКЕНШНЕЙДЕРА

Собственный дом на Миллионной улице, 10

В доме на Миллионной собирался литературный салон, хозяйкой которого была старшая дочь архитектора Елена Андреевна.

Адриен и Елена (брат и сестра)

В 1860-х годах субботние вечера в салоне стал посещать Ф.М. Достоевский, недавно возвратившийся из ссылки. Но вскоре большое семейство Штакеншнейдеров переехало на мызу Ивановка близ Гатчины и знакомство с Достоевским временно прекратилось.

В начале 1870-х Ф.М. Достоевский вновь стал бывать в литературном салоне Елены Андреевны. Вот как вспоминала А.Г. Достоевская посещения салона:

«У ней (у Е.А. Штакеншнейдер - Ю.З.) по вторникам собирались многие выдающиеся литераторы, читавшие иногда свои произведения.

Устраивались у ней и домашние спектакли; например, я запомнила, что мы с мужем зимою 1880 года присутствовали на представлении «Дон-Жуана» <…>

Федор Михайлович очень уважал и любил Елену Андреевну за ее неизменную доброту и кротость, с которой она переносила свои постоянные болезни, никогда на них не жалуясь, а, напротив, ободряя всех своею приветливостью…»

прекрасный зимний сад в доме Штакеншнейдера

В 1870-е годы в салоне Е.А. Штакеншнейдер бывали поэты Я.П. Полонский, К.К. Случевский, драматург и прозаик Д.В. Аверкиев, журналист М.А. Загуляев, переводчица и журналистка А.Н. Энгельгардт и другие - все они близкие знакомые Достоевского.

Штакеншнейдеры и Достоевские дружили семьями, вели переписку.

ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ

Штакеншнейдер (Андрей Иванович) - знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 г. и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 г., получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешел на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Строитель этого храма, Монферан, обратил свое внимание на способности и трудолюбие молодого художника и поручал ему многие серьезные работы и, между прочим, дал возможность отличиться изготовлением общих и детальных рисунков для устройства катафалков и траурного убранства Петропавловского собора при погребениях императора Александра I и императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Феодоровны. В 1831 г. Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А.Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало все более и более улыбаться Штакеншнейдеру. Он быстро приобрел благоволение Николая I стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. В 1834 г., за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект "небольшого императорского дворца", академия присудила ему звание академика. В 1837 - 1838 гг. он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 г. академия возвела его в звание профессора без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность, а в 1854 г. он был назначен в академию штатным профессором-преподавателем. В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощенное постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 г., по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведенное там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета). Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островах и на Самсоновском канале и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и прочее, дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и прочее. В Царском Селе сооружен Штакеншнейдером памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Кошелева, в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму - дворец императрицы Александры Феодоровны и прочее. Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
    (1802-65) российский архитектор. Строил императорский и великокняжеский дворцы, используя в духе эклектики исторические архитектурные стили, - Мариинский (ныне мэрия Санкт-Петербурга; …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
    Андрей Иванович , русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1815-21, с 1834 - академик). Профессор …
  • АНДРЕЙ
    Андрей - в христианстве один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере ("море Галилейском") и входил в …
  • АНДРЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (греч.???????) в христианской мифологии один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере («море Галилейском») и входил в …
  • АНДРЕЙ в Словаре полководцев:
    Ольгердович (1325-1399), рус. кн. Сын вел. кн. литов. Ольгерда, старший брат Владислава Ягайло. Княжил в Пскове, Полоцке, Трубчевске. Участник Куликовской …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
    (Андрей Иванович) — знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга; род. …
  • АНДРЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    -св. апостол Иисуса Христа, был брат Петра и занимался вместе с ним в Капернауме, на Галилейском озере, ловлею рыбы, когда …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
    ШТАКЕНШН́ЕЙДЕР Анд. Ив. (1802-65), рос. архитектор. Строил имп. и великокняж. дворцы, используя в духе эклектики ист. архит. стили,- Мариинский (ныне …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ, по церк. легенде, апостол, один из первых (отсюда прозвание) и ближайших учеников Христа. Рус. летописи наз. его первым …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ ОЛЬГЕРДОВИЧ (1325-99), рус. князь, сын вел. кн. литов. Ольгерда. Княжил в Пскове, Полоцке. Участник Куликовской битвы и походов против …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ КРИТСКИЙ (ок. 660-740), христ. проповедник. Архиепископ о. Крит. Автор многочисл. церк. гимнов-песнопений и покаянного "Великого канона" (ок. 250 тропарей), …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ ИВАНОВИЧ (1490-1537), старицкий удельный князь, мл. сын Ивана III. В 1537 поднял мятеж против Елены Глинской. Умер в …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (не ранее 1100- 1174), вел. кн. владимирский (с 1157), сын кн. Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (до 1261-1304), вел. кн. владимирский (1281-83 и с 1293), кн. городецкий; сын кн. Александра Невского. Удерживал великокняж. стол …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ (в миру кн. Ал-др Ал. Ухтомский, князь) (1872-1937), епископ Уфимский и Мензелинский (1913-21). В 1925 перешёл в старообрядчество. В …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
    (Андрей Иванович) ? знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга; род. …
  • АНДРЕЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • АНДРЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Андрей, (Андреевич, …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
    Андрей Иванович (1802-65) , российский архитектор. Строил императорский и великокняжеский дворцы, используя в духе эклектики исторические архитектурные стили, - Мариинский …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • АНДРЕЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Мужское имя. II м. разг. Народное название дня 17 июля как приметного для земледельцев; …
  • ЯСЕНЕВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ясенев Андрей Иванович (1868 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 22 февраля, …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Стратилат, Таврийский (+ ок. 302), воин, мученик. Память 19 августа. Мученик Андрей …
  • АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Первозванный (+ ок. 67), апостол от 12. Память 30 ноября; 30 июня (в …
  • АНДРЕЙ КРИТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Критский (греч. Andreas ho Krites, Hiersolumites) (ок. 660 - 740), архиепископ, преподобный …
  • АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Константинович (не позднее 1323 - 1365), святой благоверный князь Нижегородский. Память 2 июня …
  • АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей (Ухтомский) , (1872 - 1937), бывший епископ Уфимский и Мензелинский, старообрядческий архиепископ, основатель …
  • ДЕНИСОВЫ (АНДРЕЙ И СЕМЕН) в Краткой биографической энциклопедии:
    Денисовы - братья, Андрей (1674 - 1730) и Семен (1682 - 1741) - известные вожди старообрядчества. Происходили из князей Мышецких …
  • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 1111-74) князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* …
  • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
  • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный страстной, …
  • ДЕНИСОВЫ, АНДРЕЙ И СЕМЕН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (братья: Андрей, 1664?1730, и Семен, 1682?1741) ? настоятели раскольничьей Выговской пустыни, главные вожди раскола в первой половине XVIII в. Сами …
  • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный …
  • АНДРЕЙ, СВ. в Словаре Кольера:
    (ум. ок. 60 н.э.), один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Проповедовал Царство Божье жителям Каппадокии, Галатии и Вифинии, кочевникам …
  • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ок. 1111-74), князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* …
  • ПАЛАТА НОМЕР 6 в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-19 Time: 06:20:23 Цитаты из повести "Палата номер 6", 1892 (автор Антон Павлович Чехов) * Люди, имеющие служебное, …
  • АГЕНСТВО НЛС в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-02-11 Time: 11:14:07 Агентство помощи людям в нестандартных личных ситуациях - НЛС. = Сезон 1 = = Эпизод …
  • ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троице-Сергиева Приморская пустынь, мужской монастырь. Адрес: Россия, 193000, г. Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, …
  • МОСКОВСКИЙ ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ В НОВЫХ ВОРОТНИКАХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Московский храм прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках. Адрес: 103030, Россия, Москва …
  • МАКАРИЙ (ТИЛЛИРИДИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий (Тиллиридис) (род. 1945), митрополит Кенийский. В миру Андрей Тилиридис, родился в 1945 году …

М ариинский дворец, Царицынский павильон, Николаевский дворец - эти и многие другие величественные здания Петербурга построил Андрей Штакеншнейдер. Он был не только талантливым архитектором, обладавшим удивительной работоспособностью, но и радушным хозяином, дом которого стал центром светской и культурной жизни столицы.

Протеже Монферрана

Андрей Штакеншнейдер родился 6 марта (22 февраля по старому стилю) 1802 года недалеко от Гатчины, на мельнице отца. Немецкая фамилия досталась Андрею от деда: искусный кожевник Фридрих Штакеншнейдер приехал из Брауншвейга при Павле I , когда немецких мастеров различных дел выписывали в Россию . Андрей был младшим ребенком в семье, и уже в детстве стало понятно, что ремесленником ему не быть: мальчик увлекался рисованием и строил игрушечные дворцы и крепости.

Андрею было всего 13 лет, когда он поступил в архитектурный класс Академии художеств . Учился без наград, никаких особых талантов не выказывал, зато с удовольствием занимался черчением, засиживался над чертежами до поздней ночи.

В 1821 году Штакеншнейдер получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, который регулировал застройку площадей и улиц в Санкт-Петербурге.

Протекции у молодого человека не было, а значит, не было и особой перспективы. Но ему повезло. Он узнал, что знаменитый архитектор Огюст Монферран набирает чертежников на строительство Исаакиевского собора. Монферран, по свидетельствам современников, был человеком довольно легкомысленным: у него было множество грандиозных идей, но не было должного терпения для их реализации. Работал он так: набрав команду талантливых мастеров, набрасывал общий замысел проекта - будь то люстра в одной из комнат или целый фасад, - а остальное доделывали помощники. Штакеншнейдеру удалось произвести на Монферрана хорошее впечатление, ведь он кропотливо работал с набросками знаменитого зодчего. И Монферран помог тому начать карьеру в большой архитектуре. В это время один из приближенных императора - граф Бенкендорф - собрался перестраивать свою усадьбу под Ревелем, и Монферран посоветовал ему обратить внимание на своего молодого ученика. Штакеншнейдер взялся за работу и перестроил усадьбу в настоящий готический замок.

Мариинский дворец. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Первый заказ императора

Штакеншнейдер еще не успел уехать из имения, когда к Бенкендорфу с визитом пожаловал Николай I . Новое здание пришлось императору по вкусу, и он дал архитектору его первый по-настоящему крупный заказ: строительство Мариинского дворца на Исаакиевской площади для дочери Николая, великой княгини Марии Николаевны, и ее мужа, герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Строительство, правда, началось лишь спустя несколько лет. А до этого Штакеншнейдеру наконец удалось выехать за границу - он путешествовал по Франции, Италии, Германии и Англии, зарисовывал памятники архитектуры. Вернувшись, он оформил интерьеры нескольких залов в Михайловском дворце , и приступил к работе над проектом Мариинского дворца.

На месте, где должен был разместиться новый дворец, раньше стоял особняк графа Чернышова. Штакеншнейдер не стал разбирать его до основания - старый дом стал как бы каркасом для новой постройки. Император торопил архитектора, чтобы молодые супруги поскорее устроились в новом дворце, однако работа шла непросто.

В центре здания архитектор задумал ротонду . Ее почти возвели, когда он параллельно получил заказ от императрицы на возведение дворца в Крыму и уже собирался выезжать. Но внезапно обнаружилось, что металлические балки для сводов ротонды были сделаны тоньше, чем нужно, и к тому же криво поставлены. Архитектору все-таки пришлось уехать в Крым - не испытывать же терпение Ее Величества, - а по его возвращении собралась комиссия. Балки заменили, ротонду переделали. Через год же случайно выяснилось, что новые балки были сделаны из старого, как говорят уставшего, металла. Опять началась перестройка, и, наконец, ротонда была возведена. Именно она изображена на картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета». И именно Мариинский дворец стал одной из первых огнеупорных построек в Петербурге, ведь Штакеншнейдер заменил максимально возможное число деревянных элементов металлическими. Дворец был достроен в 1844 году, тогда же Штакеншнейдер получил звание профессора архитектуры.

Фермерский дворец. Фотография: Сергей Афанасьев / фотобанк «Лори»

Петергофские проекты Штакеншнейдера

Андрей Штакеншнейдер успевал заниматься несколькими проектами одновременно. В 1842–1843 годах он работал в парке «Александрия» : перестроил один из павильонов в Фермерский дворец Александра II, пристроил к возведенному Адамом Менеласом дворцу «Коттедж» столовую с Мраморной террасой. В 1842 году Штакеншнейдеру поступил еще один заказ от Николая I - возвести в Петергофе два павильона для жены Александры и дочери Ольги. Для строительства Царицынского павильона архитектор использовал опыт, приобретенный в заграничном турне, и возвел здание в модном тогда помпейском стиле, по образу и подобию древнеримских домов, найденных при раскопках погибшего при извержении Везувия города Помпеи. В 1848 году был возведен Ольгин павильон в неаполитанском стиле - здание-башенка с тремя этажами и плоской крышей. В обоих павильонах не было спален: августейшее семейство приезжало сюда позавтракать, покататься на лодке и погулять. Вместе со Штакеншнейдером над проектами работал садовый мастер Петр Эрлер, и вместе им удалось создать в Петергофе маленький уголок Италии, где так мечтала побывать императрица.

Одновременно с завершением строительства Ольгина павильона в 1846 году Штакеншнейдер начал работать над проектом дворца князей Белосельских-Белозерских, который сегодня считается одним из символов Санкт-Петербурга. На углу Невского проспекта и набережной Фонтанки до 1797 года стоял каменный дом, который приобрела княгиня Белосельская. Дом снесли, а на его месте возвели дворец по проекту архитектора Демерцова. Именно его и задумал перестроить князь Эспер Белосельский-Белозерский и поручил работы Андрею Штакеншнейдеру. Первые чертежи были готовы уже в начале 1840-х годов, но работы начались только после того, как был достроен Мариинский дворец. Княжеский дворец был спроектирован в стиле необарокко, в чем-то Штакеншнейдер скопировал Строгановский дворец Растрелли. Скульптор Давид Йенсен украсил здание фигурами атлантов и кариатид - этот прием стал очень популярен среди архитекторов того времени.

Дворец Белосельских-Белозерских. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Два дворца для двух братьев

Карьера зодчего шла в гору. В 1851 году Штакеншнейдер получил чин статского советника. В то же время Николай I объявил конкурс на строительство дворца для младшего сына Николая Николаевича в качестве подарка на 20-летие. Лучшим был признан проект тогда уже одного из самых востребованных архитекторов Петербурга - Андрея Штакеншнейдера. Едва начавшееся в 1853 году строительство остановилось из-за начала Крымской войны и возобновилось лишь по ее окончании. В 1855 году Николай I умер, на престол взошел Александр II. К тому времени великий князь Николай Николаевич начал готовиться к свадьбе, и новый император отпустил на строительство Николаевского дворца три миллиона.

Штакеншнейдер проектировал не только само здание, но и мельчайшие детали интерьера: по его чертежам были сделаны даже дверные ручки, стулья, диваны, кресла. Дворец был оснащен последними техническими новинками: водопроводом и канализацией, здесь были даже телеграф и гидравлический лифт. В центре здания архитектор возвел домовую церковь в древнерусском стиле. Штакеншнейдер видел такую в детстве в Ростове Великом и поехал туда снова - чтобы сделать «обмеры». Для росписи церкви Штакеншнейдер предложил молодого выпускника Академии художеств, Павла Сорокина, бывшего крепостного, который окончил Академию с золотой медалью. Именно он позже занимался росписью храма Христа Спасителя в Москве. Но его кандидатуру отклонили: вице-президент Академии художеств князь Гагарин предложил профессора Людвига Тирша, который в итоге и расписал стены домовой церкви Николаевского дворца, используя уникальную технологию: он замешивал краски с так называемым «жидким стеклом» и работал по сырой штукатурке.

С 1856 года Штакеншнейдер был архитектором Высочайшего двора. Обладая уникальной работоспособностью, он одновременно занимался строительством еще одного дворца - для сына Николая I, Михаила. Первоначально император предполагал оба дворца расположить на Благовещенской площади, в том числе и из соображений экономии: так можно было сделать общую прачечную и один дом для прислуги. На первых чертежах Штакеншнейдера два дворца даже были соединены галереей. Но потом для одного из особняков нашли место недалеко от Невы, и архитектор начал работать над строительством двух дворцов: Николаевского на Благовещенской площади и Ново-Михайловского на Дворцовой набережной. Строительство последнего было завершено в 1862 году.

Николаевский дворец. Фотография: Смирнов Павел / фотобанк «Лори»

«Штакеншнейдеровские субботы»

Неподалеку от дворца Белосельских-Белозерских и Аничкова моста располагалась последняя из съемных квартир Штакеншнейдера. Для большой семьи архитектора (в браке с Марией Халчинской у него родилось семь детей) она стала тесна. Наконец, в 1852 году семья приобрела дом на Миллионной улице, неподалеку от Дворцовой площади . Разумеется, он был сразу же перестроен под чутким руководством и по проекту нового хозяина. В доме, помимо жилых комнат, расположились мастерские архитектора и его подмастерьев. Одна из дочерей зодчего была серьезно больна и почти не выходила в свет. Поэтому жена Штакеншнейдера превратила их дом в настоящий центр культурной жизни, организовала один из лучших салонов Петербурга. Местные «субботы» стали важным еженедельным событием светской жизни в столице. Гостей собиралось около 50 человек, среди них были Федор Достоевский , Иван Гончаров , Иван Айвазовский , Иван Тургенев , Карл Брюллов . Штакеншнейдер успевал лично принимать гостей, потом уходил в мастерскую работать или уезжал на строительство. Дочь архитектора, Елена, писала в дневнике: «Мы живем ужасно шумно. Каждый день новые знакомства, и то спектакль, то маскарад, а теперь еще задумали пикники…» Такой образ жизни требовал крупных денежных затрат, и долги семьи росли, к тому же стало ухудшаться здоровье самого архитектора. В конце концов дом пришлось продать. Семья переехала в имение, полученное от отца, - Ивановку, где Штакеншнейдер провел детство.

В начале 1860-х годов здоровье архитектора ослабло. Весной 1865 года по совету врачей Штакеншнейдер уехал в Оренбургскую губернию. Он провел там лето и, казалось, пошел на поправку, но обратном пути был вынужден остановиться в Москве, так как снова почувствовал себя плохо. 8 августа 1865 года Андрей Штакеншнейдер скончался в возрасте 63 лет. Его похоронили в Троице-Сергиевой пустыни, в Петербурге, возле церкви Григория Богослова, которую он сам и спроектировал.

Андре́й Ива́нович Штакеншне́йдер (22 февраля 1802, имение близ Гатчины (ныне посёлок Мыза-Ивановка) -8 августа 1865, Москва) - русский архитектор, спроектировавший ряд дворцов и других зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе.

Внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 года и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 году, получил место чертёжника вкомитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешёл на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Привлечён Огюстом Монферраном к работам в Зимнем дворце. В 1831 годуШтакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А. Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля (Кейла-Йоа). Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало всё более и более улыбаться Штакеншнейдеру.

Архитектор быстро приобрёл благоволение Николая I и стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.

В 1834 году, за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект «небольшого императорского дворца», Академия присудила ему звание академика. В 1837-1838 годах он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства, и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 году Академия возвела его в звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность.

С 1848 года - архитектор императорского двора.

Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Новгороде, Москве, Таганроге, Крыму.

Дом Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге на Миллионной улице, 10 (второй фасад выходил на наб. Мойки, 9) был центром культурной и общественной жизни художественной интеллигенции столицы. Архитектор приобрел его у титулярных советников М. Е. и Д. Е. Петровых и перестроил для своей семьи в 1852-1854 годах. В особняке проходили штакеншнейдеровские «субботы», на которых собирались поэты, писатели, артисты и художники, ставились любительские спектакли. Здесь бывали В. Г. Бенедиктов, И. А. Гончаров,Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Я. П. Полонский и другие. В 1865 году Штакеншнейдеры продали этот дом в связи с болезнью хозяина. Здание было перестроено в доходный дом.

У Штакеншнейдера также было и загородное имение - мыза Ивановка, находившееся недалеко от Гатчины и доставшееся ему от отца в конце 1850-х годов.

Дворец Алфераки в Таганроге (Архитектор - А. И. Штакеншнейдер, 1848)

В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Архитектор был похоронен в Петербурге в Троице-Сергиевой пустыни в церкви Григория Богослова, построенной им самим (могила сохранилась).

Работы в Санкт-Петербурге

Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.

Главное из его созданий - Мариинский дворец (ныне - резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839-1844 годах на Исаакиевской площади.

Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены:

дворец великого князя Николая Николаевича Старшего (Николаевский дворец на Пл. Труда), 1853-61 гг.
дворец великого князя Михаила Николаевича (Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной, д.18), 1857-1861 гг. Сейчас здесь располагается Институт восточных рукописей РАН.
Дворец Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41), построенный в 1846-1848 годах в стиле необарокко. В 1884 году дворец перешёл во владение брата Александра III, великого князя Сергея Александровича. Сейчас здесь расположены культурный центр и музей восковых фигур.
Часовня на Николаевском мосту, освещённая в честь св. Николая Чудотворца (1853-1854 гг).
некоторые из зданий придворного ведомства
на Каменном острове архитектор занимается переделками в Каменноостровском дворце, перестраивает дачу Долгорукого (арх. Шустов С. Л.), приобретеннуюП. Г. Ольденбургским. В 1835 по его проекту на Каменном была построена дача актера Женьеса, в 1836-38 гг. - дача Званцовых. В 1834 году Штакеншнейдер выполнил проект перестройки дачи М. И. Мордвинова.

Работы в Петергофе

Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат:

планировка двух пейзажных парков - Колонистского и Лугового
Царицын и Ольгин павильоны в Колонистском парке
павильоны «Озерки» и Бельведер в Луговом парке
Собственная Его Величества дача
Церковь Святой Троицы на Собственной даче
загородный дворец Марии Николаевны в Сергиевке
дворец, две оранжереи и дом садовника в Михайловке
дворец и павильон Renella в Знаменке
Львиный каскад, 1854-1857 гг.
в 1842-1843 гг. в парке Александрия он строит Фермерский дворец, а также пристраивает к Коттеджу (1826-1829, арх. А. А. Менелас) столовую с Мраморной террасой.

Другие постройки

в Царском Селе памятник великой княгине Александре Николаевне
в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Г. Г. Кушелёва (сына)
в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова
в Таганроге - дворец Ахиллеса Алфераки
в Ореанде, в Крыму - дворец императрицы Александры Фёдоровны и прочее.

Дед будущего архитектора был кожевником в Германии и прибыл в Россию в числе многих других специалистов, приглашенных на российскую службу во времена императора Павла I. Кожевник Фридрих Штакеншнейдер поселился недалеко от Гатчины. Его сын Иоганн арендовал участок земли и построил на реке Пудость мельницу.
Усадьба стала называться мызой Ивановка. В ней 22 февраля 1802 г. и родился будущий архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Близкое соседство Ивановки с парками и архитектурными памятниками Гатчины оказалось благотворным для младшего сына мельника - болезненного и впечатлительного Андрея. Мальчик с детства любил рисовать и с увлечением строил игрушечные сооружения. Отец обратил внимание на увлечение сына и по совету друзей отдал его учиться в Академию художеств в Петербурге. Так в тринадцать лет юный Андрей стал студентом. Академический курс родителям пришлось оплачивать. В декабре 1820 г. его обучение завершилось.
Молодой архитектор, учившийся скромно, без наград, не имевший высоких покровителей, должен был сам найти свою дорогу в жизни. Первое время он очень нуждался, так как выполнял только небольшие частные заказы. В январе 1821 г. юноша поступил чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. Через четыре года его приняли архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора. Здесь он несколько лет работал под руководством Огюста Монферрана .
Работа под началом известнейшего архитектора явилась отличной школой для молодого зодчего. Творчество автора Исаакиевского собора и Александровской колонны было связующим звеном между периодами позднего классицизма и эклектики. Штакеншнейдер стал одним из наиболее талантливых зодчих наступающего нового этапа.
Для молодого неопытного архитектора поддержка Монферрана значила очень много. Известный зодчий выхлопотал даже субсидию для заграничной поездки Штакеншнейдера, но из-за болезни Андрей Иванович не смог воспользоваться ею.
В 1831 г. Штакеншнейдер уволился из Комиссии по возведению Исаакиевского собора и начал заниматься перестройкой усадьбы графа Бенкендорфа под Ревелем (ныне Таллин). Решающую роль в этом назначении также сыграла рекомендация Монферрана .
Работа в прибалтийской усадьбе была как бы пробой пера начинающего архитектора, но заказчик остался очень доволен. Он даже представил молодого архитектора царю. Николай I также заинтересовался работами зодчего и привлек его к дворцовому строительству. Штакеншнейдер становится известным, к нему поступают новые заказы, изменяется и его материальное положение. Андрея Ивановича снова принимают на государственную службу. С ноября 1833 г. он определен ко двору великого князя Михаила Павловича.
Зодчий ведет строительство на Каменном острове, в те времена принадлежавшем великому князю, занимается интерьерами его дворцов.
В 1834 г. Андрей Иванович получает звание академика архитектуры и чин титулярного советника. Работы по-прежнему очень много. В это время Штакеншнейдер разрабатывает проект перестройки дворца в селе Коломенском под Москвой. Архитектор предлагает не только перестроить дворец, но и создать целый ансамбль на берегу Москвы-реки. Проект не был реализован, так как превышал сумму, отпущенную на его постройку. Другая значительная работа архитектора - проект перестройки усадьбы Знаменка, расположенной недалеко от Петергофа. Но проект Штакеншнейдера был осуществлен лишь частично.
В 1837 г. наконец сбылась мечта архитектора о заграничной поездке. Необходимую для поездки сумму выдал Комитет. Почти год провел зодчий в Италии, Франции, Англии и Германии, изучая известнейшие памятники зодчества. Оттуда он привез множество зарисовок карандашом и акварелью. Рисовал Штакеншнейдер очень хорошо, и рисование заполняло его досуг всю жизнь.
Вернувшись из-за границы, Штакеншнейдер сразу же развернул кипучую деятельность. Он закончил многие ранее начатые работы, продолжил оформление залов в Знаменке, оформил несколько залов нового Михайловского дворца, построенного К. И. Росси . В конце 1830-х гг. архитектор проектирует и начинает строить Мариинский дворец.
Считается, что эта работа завершает период творческих исканий архитектора и открывает период его творческой зрелости.
Мариинский дворец строился для дочери Николая I великой княжны Марии - этим и объясняется его название. Строительство длилось пять лет, срок по тем временам небольшой, учитывая размеры сооружения и сложность внутренней отделки. Доминантой площади должен был стать еще не достроенный к тому времени Исаакиевский собор, и Штакеншнейдеру пришлось это учитывать. Одновременно с дворцом строились и служебные корпуса: гофмейстерский, конюшенный, прачечный и другие. Такой объем работы требовал большого штата помощников, и архитектор смело брал на работу молодых выпускников Академии, помогал им и всячески их опекал.
Вслед за Мариинским дворцом появляется еще ряд сооружений, построенных по проектам Штакеншнейдера. Наиболее известные из них - это дворец Белосельских-Белозерских
на Невском проспекте, Николаевский дворец на пл. Труда и Новомихайловский дворец на Дворцовой набережной. Помимо строительства в столице и ее окрестностях Андрей Иванович строит здания в Москве, Крыму, Таганроге.
Искусство зодчего проявлялось не только в строительстве городских зданий и дворцов. В 1850-х гг. Штакеншнейдером были сооружены дворец Бельведер и церковь «царицы Александры» на Бабигоне в Петергофе (церковь не сохранилась).
В своем творчестве Штакеншнейдер применял и творчески развивал приемы классицизма, готики, ренессанса, барокко, древнерусского зодчества и достигал высоких художественных результатов. Не имея возможности формировать застройку целых улиц и площадей, как К. И. Росси , он стремился к сохранению ансамблей, дополняя их, а не разрушая.
Труды Штакеншнейдера были по достоинству оценены. В 1844 г. он получил звание профессора архитектуры, в 1851 г. чин статского советника, в 1858 г. чин действительного статского советника. С конца 1856 г. зодчий стал именоваться «архитектором Высочайшего двора». Этот громкий титул принес только новые заботы и хлопоты, ответственность за множество работ, причем не только своих, но и чужих. Архитектор входил в различные комиссии и комитеты, должен был принимать работы других зодчих
и притом много строил сам не только для двора, но и по частным заказам.
С 1854 г. Академия привлекла его к преподавательской деятельности. В первый год преподавания у нового профессора было более двадцати учеников, через четыре года у него обучалось уже более шестидесяти воспитанников - значительно больше, чем у других профессоров. Это объяснялось не только известностью архитектора, но, скорее, его огромной работоспособностью и педагогическим талантом.
По свидетельству современников, ученики шли к нему очень охотно, а зодчий всегда поддерживал их и морально, и материально. Этот немного сухой с виду, вечно задумчивый и усталый человек всегда был для своих студентов примером необычайной честности, ответственности и вместе с тем чуткости и доброты.
У Андрея Ивановича была большая семья, казенного жилья у него не было, и очень долго архитектор проживал на съемных квартирах. В 1852 г. Штакеншнейдеры купили дом на Миллионной улице, и зодчий его полностью перестроил. С небольшими изменениями этот дом дошел до наших дней. По окончании строительства дом на Миллионной стал одним из культурных центров Петербурга. В нем проводились так называемые «субботы». Порой на них собиралось по 50-60 человек. Круг посетителей суббот был очень широк - писатели, поэты, художники, скульпторы, архитекторы, актеры. Среди них писатели И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Г. П. Данилевский, зодчие Г. А. Боссе , А. П. Брюллов , братья Шарлемань. На Миллионной рисовал И. К. Айвазовский. Штакеншнейдеры дружили с семействами поэта Я. П. Полонского и художника Н. А Майкова.
Но большое количество работы и вечная занятость негативно сказывались на здоровье архитектора. Болезнь легких, которой он страдал, усиливалась. Плохо влиял на болезнь и петербургский климат, а Штакеншнейдеры почти никуда из Петербурга не уезжали.
Бесконечные проекты, строительство, преподавание - дело, которое он глубоко любил, - все это требовало огромной траты сил, а они убывали. 8 августа 1865 г. Андрей Иванович Штакеншнейдер скончался в Москве. Похоронен архитектор в Сергиевой пустыни под Петербургом в им же возведенной церкви святителя Григория Богослова.



top