Кубанские авторы. Классный час "поэты кубани". Лихой гребенец утешает её, говорит, что скоро вернется. Но любимая не верит его словам, её томит тяжкое предчувствие

Кубанские авторы. Классный час

Сунцева София и Хабибова Арина

В этой работе собран биографический материал о кубанских писателях. Тему данного исследования определило желание авторов привлечь внимание сверстников к литературе родной "Кубани", показать, что она разнообразна, интересна и поможет лучше узнать свои истоки, свой казачий народ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

Литературное творчество кубанских писателей

для младших школьников

«Мой первый учебно-исследовательский проект»

(кубановедение).

Сунцева София,

Хабибова Арина,

3 «Б» класс МОУСОШ №2им. И.И.Тарасенко,

Выселковский район, станица Выселки.

Руководитель:

Чеботарёва Ирина Павловна,

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 им. И.И.Тарасенко

ст. Выселки 2012

1. Введение.

2. Литературный обзор.

2.1 Начало славянской книжной культуры.

3.2 « Замечательные сборники»

4. Заключение.

5. Список используемых источников и литературы.

1.Введение

Мы очень любим читать. Книги учат нас, заставляют размышлять о самых разных вещах: о добре и зле, о честности и лжи. Книги погружают нас в волшебный мир сказок, ведут за собой в путешествия. У нас в школе ведутся уроки кубановедения. Слово « Кубановедение» – означает знание о своей малой родине, – от слов “ведать”, “знать свою родную Кубань, её природу, историю, хозяйство, быт, культуру.

Начиная с 1 класса, мы знакомимся с кубанскими писателями и их творчеством. Всего не сколько строчек - и перед нами портрет родной кубанской земли.

Даль степей сквозная

Гор простор орлиный –

Сторона родная,

Край наш тополиный!

(Виктор Стефанович Подкопаев)

Высокие травы-муравы,

Растете вы, травы, на славу!

Зеленые скинув рубашки,

Белеют-желтеют ромашки.

Краснеют нарядные маки,

Как в новых бешметах казаки.

И, словно разливы реки,

Небесная синь - васильки...

(Виталий Борисович Бакалдин)

Густой туман плывёт низиной.

Покоем полнится земля.

И держат небо, как корзину,

Над хуторами тополя.

(Кронид Александрович Обойщиков)

Интересна, богата кубанская земля событиями. Уникальна история краснодарского края.

Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани. Нам хотелось как можно больше узнать о « мастерах слова», выдающихся представителей литературы Кубани, о кубанских поэтах, выяснить тайны их мастерства. Нам захотелось привлечь внимание и других ребят к литературе родной Кубани. Показать, что «Кубанская литература для детей» очень разнообразна, интересна и может помочь нам лучше узнавать свои истоки, свой казачий народ. Это и определило выбранную тему нашего проекта.

Тема: Литературное творчество кубанских писателей для младших школьников

Цель работы: расширить знания о творчестве кубанских поэтов и писателей; развивать

Интерес к литературе родного края и желание ее изучать;

Задачи:

  1. Расширить знания по теме;
  2. Собрать биографические сведения о некоторых писателях и поэтах.
  3. раскрыть значимость кубанской литературы;

Методы исследования:

  1. чтение различной литературы; работа в интернете;
  2. опрос; интервью;
  3. экскурсия

2. Литературный обзор

С Кубанью связано много имен выдающихся писателей: А.Пушкина, Ю. Лермонтова,

Л. Толстого, М. Горького, А. Фадеева, А.Толстого и многих др. Вскормила кубанская земля своих сыновей- художников литературного слова. Это- Головатый Антон Андреевич (1732 – 1797) Войсковой судья Черноморского казачьего войска, третий кошевой атаман. Возглавлял депутацию казаков для «поднесения» прошения Екатерине 2 об отводе земель черноморским казакам на Тамань. Активно занимался обустройством казаков – переселенцев на Кубани. Автор стихотворений, ставших популярными казацкими песням. Кухаренко Яков Герасимович(1799 – 1662)- первый писатель и историк Кубани, наказной атаман Черноморского казачьего войска из числа коренных черноморцев.. Щербина Фёдор Андреевич(1849 – 1936) Выдающийся кубанский историк, автор двухтомной «Истории Кубанского казачьего войска». Пивень Александр Ефимович, Беляков Иван Васильевич. Обойщиков Кронид Александрович, Гатилов Виталий Васильевич, Подкопаев Виктор Стефанович Иваненко Виктор Трофимович, Логинов Виктор Николаевич, Варавва Иван Фёдорович, Бакалдин Виталий Борисович, Хохлов Сергей Никанорович, Зубенко Иван Афанасьевич, Абдашев Юрий Николаевич, Неподоба Вадим Петрович, Пальман Вячеслав Иванович, Зиновьев Николай Александрович и др.

2. 1 Начало славянской книжной культуры .

Начиная своё исследование, хочется немного остановиться на её истоках. Начало славянской книжной культуры было положено братьями Кириллом и Мефодием.

В IX веке греческие монахи создали славянский алфавит, который позже получил название «кириллица», по имени одного из братьев. Они перевели с греческого на славянский язык Евангелие – книгу, в которой рассказывается о жизни Иисуса Христа. Алфавит, который придумали Кирилл и Мефодий, был удобен для людей, потому что был близок к разговорной речи. В первом славянском алфавите было 43 буквы, а потом их количество сократилось.

До начала истории детской литературы было еще далеко, но важнейшая её традиция – следование высокой учительской цели – была заложена в период становления общеславянской письменной культуры. В память о великом деле Кирилла и Мефодия на Славянской площади в Москве стоит памятник, и каждый год 24 марта празднуется День славянской письменности. Какими были первые книжки, кто их написал и создал, что читали дети в древней Руси? На все эти вопросы мы хотели ответить, заглянув в историю древнерусской детской литературы.

В Древней Руси первые книги писались вручную на листах из пергамента – хорошо выделанной телячьей кожи. Затем такие листы сшивали в книгу и делали для неё красивый переплёт. Рукописные книги были очень дорогими. Не все могли их прочитать, потому что чтению и письму надо было учиться в специальных монастырских школах. Простые люди не могли себе это позволить. В XVI веке Иван Фёдоров создал первый в России печатный станок. Сначала он напечатал церковную книгу «Апостол». Эту книгу печатали почти год, она получилась очень красивая, с рисунками и узорами. А потом он напечатал первую славянскую «Азбуку» и ещё несколько книг. После этого изобретения количество людей, владевших грамотой, в России намного увеличилось.

Всю историю древнерусской детской литературы можно разделить на четыре периода:

  1. 15-16 века – появились первые познавательные произведения
  2. Конец 16-начало 17 веков – было издано 15 печатных книг для детей
  3. Начало 17 века – начало стихотворства
  4. Конец 17 века – формирование разных жанров и видов детской литературы.

Особенно большой вклад в развитие детской литературы внесло творчество Савватия, Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

Самым первым детским поэтом на Руси следует считать справщика Московского Печатного двора Савватия. Справщик отвечал за содержание, грамотность книги. Поэтому на эту должность назначались самые образованные люди. В настоящее время известно более десяти стихотворений Савватия, написанных им специально для детей. Среди них первое стихотворение, помещенное в азбуке. Оно состоит из 34 строк. В стихотворении просто, тепло и ясно он рассказывал детям о книге, восхвалял грамоту, давал разнообразные советы, как учиться читать. Это отрывок из этого стихотворения:

«…Сия зримая малая книжица,

По реченному алфавитная.

Напечатана бысть по царскому велению,

Вам, младым детям, к научению…»

Он считал, что нет ничего на свете дороже грамоты и самое подходящее время для учения - детство.

2.2 Из истории кубанкой литературы.

С чего начиналась кубанская литература…. Литературные традиции Кубани восходят к средневековью. На Таманском полуострове найдена мраморная плита с высеченной на ней русской надписью (т.н. Тмутараканский камень): « В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен »

Просветитель славян Кирилл побывал на черноморском побережье, в Хазарском каганате и в Херсонесе видел книгу, написанную т.н. «роушкими» (русскими?) знаками (есть гипотеза, что именно они были использованы при создании кириллицы ). В 10-12 вв. на Таманском полуострове существовало Тмутараканское (Тмутороканское) княжество, управлявшееся русскими князьями. Здесь жил древнерусский церковный деятель XI века, игумен Киево-Печерского монастыря в 1078-1088, основатель церкви и монастыря во имя Пресвятой Богородицы в Тмутаракани, ученый-летописец, православный святой Никон Печерский. Считается, что Никон вел летопись, которая в последующем была продолжена и вошла в состав «Повести временных лет» Нестора

Рассказы из «Повести временных лет» Нестора использовали писатели 19-20 вв.: А.С. Пушкин, А.И. Одоевский, А.Н. Майков, А.К. Толстой и другие. Хрестоматийное стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» написано им благодаря именно этому источнику.

В 1792 году на кубанские берега переселились бывшие запорожцы. В песнях, сочиненных Антоном Головатым , ярко запечатлелось то далекое, легендарное время... Первая литературная группа кубанских литераторов была создана в 1939 году.

В годы Великой Отечественной войны участниками боев и летописцами на Кавказе стали: К. Симонов, К. Павленко, Л. Соболев, Б. Горбатов, И. Сельвинский, В. Закруткин, Е. Петров, С. Борзенко. Продолжая традиции кубанских журналов «Прикубанские степи», «Буревестник», «Новым шляхом», в 1945 году был учрежден альманах «Кубань».

В 1947 году на Кубани была создана писательская организация. В 1950 г. она получила статус отделения Союза писателей СССР, а в 1967 году, к 20-летию организации, переименована в Краснодарскую краевую писательскую организацию. В 1996 году юридически подтверждено народное название организации «Союз писателей Кубани».

3. Исследования жизни и творчества кубанских писателей.

Знакомясь с биографией и произведениями писателей мы решили составить краткий очерк о них.

3.1 Краткие биографические сведения.

Отчий край! Вишнёвые рассветы,

Двух морей и неба синева.

Для тебя кубанские поэты

Сохранили лучшие слова.

К. Обойщиков

Обойщиков Кронид Александрович

Член Союза писателей СССР – России,

Член Союза журналистов СССР – России,

Заслуженный работник культуры Кубани,

Кавалер ордена Красной Звезды,

Кавалер ордена Отечественной войны II степени,

Награжден 17 медалями за участие в Великой Отечественной войне,

Заслуженный деятель искусств Кубани,

Почетный член краевой ассоциации Героев Советского Союза,

России и полных кавалеров ордена Славы,

Лауреат краевой литературной премии им. Н. Островского 1985 г.,

Лауреат краевой литературной премии им. Е. Степановой 2002 г.,

Награжден медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» I степени,

Знаком министра обороны «За шефство над Вооруженными Силами»,

Памятными знаками им. А. Покрышкина и «За верность казачеству».

Родился он 10 апреля 1920 году на донской земле, в станице Тацинской. В десятилетнем возрасте переехал с родителями на Кубань. Жил в станице Брюховецкой, городах Кропоткине, Армавире, Новороссийске. Первое стихотворение «Гибель стратострата» было опубликовано в газете «Армавирская коммуна» в 1936 году, когда Кронид Александрович учился в восьмом классе. После окончания школы работал в порту, на элеваторе. Но всегда мечтал стать летчиком. Его мечта осуществилась в 1940 году, он окончил Краснодарское авиационное училище.

С первого дня Великой Отечественной войны участвовал в боях на Юго-Западном фронте, потом в составе авиаполка Северного флота прикрывал караваны судов союзников. «…Летать приходилось зимой и летом над тайгой иногда в очень сложных метеоусловиях. Можете мне поверить, что решать все эти сложнейшие задачи уже тогда помогало яркое творческое дарование нашего признанного полкового поэта Кронида Обойщикова», вспоминает Алексей Уранов, лауреат Государственной премии. В течение войны Кронид Александрович совершил сорок один боевой вылет. Два нелегких десятилетия отдал военной авиации, с мужеством, достоинством и честью выполнив свой долг защитника Родины.

Его первый сборник стихов «Тревожное счастье» вышел в Краснодаре в 1963году. В этом же году он становится членом Союза журналистов СССР, а в 1968 – членом Союза писателей СССР. Всего поэт издал 21 поэтический сборник стихов, семь из которых для детей. На стихи Обойщикова написано много песен композиторами Григорием Пономаренко, Виктором Пономаревым, Сергеем Чернобаем, Владимиром Магдалицем.

Стихи Кронида Александровича переведены на адыгейский, украинский, эстонский, татарский и польский языки.

Он один из авторов-составителей коллективных сборников «Кубани славные сыны», посвященных кубанцам-Героям Советского Союза, и альбомов «Золотые звезды Кубани», за что в 2000 году был принят в почетные члены Краевой ассоциации Героев Советского Союза, России и полных кавалеров ордена Славы.

Главная тема его произведений – мужество и героизм летчиков, фронтовое братство, красота земли и человеческих душ.

Виталий Петрович Бардадым

Прозаик, поэт, краевед, член Союза писателей РФ,

почетный член Союза архитекторов РФ,

лауреат краевой премии им. К. Россинского,

орден «За любовь и верность Отечеству»,

крест «За возрождение казачества»,

медаль «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II ст.

медаль «300-летие Кубанского казачьего войска»,

медаль «За заслуги», почетный гражданин города Краснодара

Виталий Петрович родился 24 июля 1932 года в Краснодаре в семье потомственных казаков. Не окончив школу, был призван в Армию в ВМФ (1951-1955 гг.) в Севастополь. Совмещая службу с учебой, окончил 10-й класс вечерней школы. Демобилизовавшись, работал техником-рентгенологом и заочно окончил Ленинградский электротехнический медицинский техникум. Печататься начал в 1966 году в краевых газетах, альманахе «Кубань», в «Литературной России», «Литературной Украине», «Неделе» и др. В серии ЖЗЛ опубликовал очерки «Кубанские казаки» (герои Шипки, 1979) и «Первые черноморцы» (Прометей. Т. 13. 1983). Много лет ходил по екатеринодарским дворикам. Ездил по казачьим станицам, по разбитым кубанским монастырям, встречался со старожилами и собирал живую историю Кубани. Занимался в архивах Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга... С 1974 года в периодике стали печататься его очерки о Екатеринодаре, а спустя 4 года вышла первая книга «Этюды о прошлом и настоящем Краснодара». Виталий Петрович Бардадым является автором известных историко-краеведческих книг: «Радетели земли кубанской»(1986, 1998), «Этюды о Екатеринодаре» (1992), «Ратная доблесть кубанцев» (1993), поэтические сборники «Казачий курень» (1992), «Сонеты» (1993), «Серебряная ложка» (1993) - сборник рассказов о судьбах екатеринодарцев, «Зодчие Екатеринодара» (1995), «Кубанские портреты» (1999), «Ими восхищались кубанцы» (2006). Кроме того, он является автором книг о знаменитых певцах прошлых лет: «Тот самый Петр Лещенко» (1993), «Александр Вертинский без грима» (1996), «Юрий Морфеси. Баян русской песни» (1999). В своих книгах он пишет о природе Кубани, парковой культуре, кинематографе, архитектурных шедеврах, но главное, о людях, трудом и подвигами служивших своей земле. Он составитель избранных произведе ний классиков кубанской литературы, впервые изданных в Краснодаре: Н.Канивецкий «На вершок от счастья» (1992), А.Пивень «Торба смеха и мешок хохота» (1995), Н.Вишневецкий «Исторические воспомина ния» (1995).

Иван Федорович Варавва

Имя Ивана Вараввы было присвоено Краснодарской краевой юношеской библиотеке.

Прототипом главного героя фильма « Офицеры » красноармейца Ивана Вараввы, которого сыграл Василий Лановой , был дед поэта, про которого он много рассказывал своему товарищу Борису Васильеву .


Подписи к слайдам:

Мини - проект Литературное творчество кубанских писателей для младших школьников «Мой первый учебно-исследовательский проект» (кубановедение). Авторы: Сунцева София, Хабибова Арина, 3 «Б» класс МОУСОШ №2им. И.И.Тарасенко, Выселковский район, станица Выселки. Руководитель: Чеботарёва Ирина Павловна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2 им. И.И.Тарасенко

Цель работы: расширить знания о творчестве кубанских поэтов и писателей; развивать интерес к литературе родного края и желание ее изучать; 2

Задачи: расширить знания по теме; собрать биографические сведения о некоторых писателях и поэтах; раскрыть значимость кубанской литературы. 27.02.2012 3

Методы исследования: чтение различной литературы; работа в интернете; опрос; интервью; экскурсия 27.02.2012 4

Наши исследования Начало славянской книжной культуры. 27.02.2012 5 Братья Кирилл и Мефодий Всю историю древнерусской детской литературы можно разделить на четыре периода: 15-16 века – появились первые познавательные произведения Конец 16-начало 17 веков – было издано 15 печатных книг для детей Начало 17 века – начало стихотворства Конец 17 века – формирование разных жанров и видов детской литературы

Из истории кубанкой литературы. 27.02.2012 6 Литературные традиции Кубани восходят к средневековью. .(На Таманском полуострове найдена мраморная плита с высеченной на ней русской надписью.) В XI веке здесь жил древнерусский церковный деятель, учёный-летописец Никон, чьи рукописи вошли в состав «Повести временных лет» В 1792г.Антоном Головатым сочинены песни, запечатлевшие переселение на Кубань запорожских казаков. В 1939 году создана первая группа кубанских литераторов В 1947 году на Кубани была создана писательская организация. В 1996 году юридически подтверждено народное название организации «Союз писателей Кубани».

Родился в 1920 году на Дону. Детские и школьные годы провёл на Кубани: в станице Брюховецкой. Первые стихи написал в четвёртом классе. С первого дня войны был на фронте. Награждён орденами и медалями. Более двадцати лет служил в авиации. Автор двадцати поэтических сборников, из них - шесть написаны для детей. На эти стихи кубанские композиторы создали десятки песен и две оперетты. К. Обойщиков автор книг о Героях Советского Союза: «Кубани славные сыны» и «Золотые звёзды Кубани». Отчий край! Вишнёвые рассветы, Двух морей и неба синева. Для тебя кубанские поэты Сохранили лучшие слова. К. Обойщиков Обойщиков Кронид Александрович жизнь и творчество кубанских писателей и поэтов

Неподоба Вадим Петрович 27.02.2012 8 Родился в 1941 году. Детство и юность поэта прошли в станицах Абинской и Белореченской. Стихи начал писать в ранней юности. Много лет работал редактором, выпустил в свет более сотни книг кубанских писателей. В.П. Неподоба - автор семнадцати книг поэзии и прозы для взрослых и детей: «Вербное утро», «Ранние заморозки»,«Гордость земли», «Солнышко проснулось», «Череда», «День спасения», «Моё пророчество» и другие. У каждого на свете есть, наверно, Любимый уголок земли, такой, Где листья по-особому на вербе Склонились над задумчивой водой. В. П. Неподоба

Бакалдин Виталий Борисович 27.02.2012 9 Родился в 1927 году в городе Краснодаре. Первый рассказ опубликовал, когда учился в восьмом классе, а первые стихи - в студенческие годы. Автор десятков книг, Виталий Борисович никогда не забывал о своей первой профессии - учитель! Он не только посвящал школьной теме стихи и поэмы, но и в течение многих лет зани-мался с одаренными ребятами в детской литературной студии. Его произведения для детей:«Алешкины приключения», «Русский порт Новороссийск», «У нас во дворе»,«Смешинки», для подростков «Царевна – недотрога»)

Нестеренко Владимир Дмитриевич 27.02.2012 10 Родился в 1951 году в станице Брюховецкой. Стихи для малышей В. Нестеренко пишет более 30 лет. В издательствах Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы опубликовано около 40 книг поэта-кубанца. Их общий тираж превысил 2 миллиона экземпляров. Произведения В. Нестеренко вошли в хрестоматии и антологии детской литературы, в учебники по кубановедению. На стихи поэта написано более 50 песен. Наш земляк – автор журналов «Мурзилка», «Веселые картинки», «Муравейник», многих газет. В. Нестеренко - большой друг детских библиотек. «Друзья» Мы с Полканом не скучаем, Мы большие сним друзья: Вместе бегаем и лаем – Друг без друга нам нельзя. В. Д. Нестеренко

Беляков Иван Васильевич 27.02.2012 11 Родился Беляков 8 декабря 1915 года в деревне Мокрый Майдан Горьковской области. Участник ВОВ. . В 1947 году после демобилизации Иван Васильевич приехал на Кубань. Одна за другой выходят его книги, сборники песен, поэмы, сказки. Боевой офицер, прошедший жестокую, кровопролитную войну, стал писать добрые, светлые книги для детей о «голубоглазых мальчишках», о «маленькой Ларисе». Он стал детским поэтом. Циклы «Я маме помогаю», «Летучий огонек», «Солнечные брызги» раскрывают ребятам удивительный мир растений и животных. Автор призывает маленьких читателей не проходить мимо красот природы, постигать ее тайны. Сказки «Однажды весной» и «Построил заяц дом», включенные в сборник «Веселый хоровод», учат детей любить животных.

Мирошникова Любовь Кимовна 27.02.2012 12 Родилась в 1960 г. в Краснодаре, в семье простых сельских тружеников. Детство и юность прошли в пригороде Краснодара Свое первое стихотворение Любовь Кимовна написала в первом классе. В 1991 году вышел первый сборник стихотворений для детей «Кому быть воробьем», затем «Как воробей спас солнечного зайчика». Детские стихи Любови Мирошниковой принесли ей победу в номинации «Детская поэзия» . Стихи поэтессы мы встречаем на страницах учебника « Кубановедения»

Бардадым Виталий Петрович 27.02.2012 13 Виталий Петрович родился 24 июля 1932 года в Краснодаре в семье потомственных казаков. Печататься начал в 1966 году в краевых газетах, альманахе «Кубань», в «Литературной России», «Литературной Украине», «Неделе» и др. В серии ЖЗЛ опубликовал очерки «Кубанские казаки» и «Первые черноморцы» Ездил по казачьим станицам, по разбитым кубанским монастырям, встречался со старожилами и собирал живую историю Кубани. Виталий Петрович Бардадым является автором известных историко-краеведческих книг: «Радетели земли кубанской» «Этюды о Екатеринодаре» , «Ратная доблесть кубанцев», поэтические сборники «Казачий курень» , «Сонеты» , «Серебряная ложка» - сборник рассказов о судьбах екатеринодарцев, «Зодчие Екатеринодара» , «Кубанские портреты» , «Ими восхищались кубанцы» (2006).

Варавва Иван Федорович 27.02.2012 14 Родился поэт в 1925 году. Детство его прошло в станицах Кущевской и Староминской. Во время Великой Отечественной войны прошел путь от Кубани до Берлина, награжден орденами и медалями. Первые стихи написал еще на фронте. Сейчас опублико-вано более тридцати поэтических сборников И.Ф.Вараввы. Много лет он собирал и записывал народные казачьи песни, а затем выпустил книгу «Песни казаков Кубани». Затем выходят сборники «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Золотая бандура», « Вишнёвый край». На стихи Ивана Вараввы компози-торы написали более двухсот песен. Почётный атаман станицы Пашковской

« Замечательные сборники» 27.02.2012 15

Уникальный сборник устного фольклорного творчества. 27.02.2012 16

Заключение «Тот, кто не знает своего прошлого, не может понять настоящее и предвидеть будущее» Земля моя В жизни нам дана Родина одна. У меня она - Вишня у окна. Прямо у дверей Золото полей, Дума вековая стройных тополей. Здесь моя тропа Пролегла в хлеба, Здесь моя судьба - Радость и борьба, Здесь взращённый мной Колос налитой – Видно, так и быть, Здесь мне век прожить, До конца дружить, До конца любить, Здесь мои друзья, Здесь моя семья, Большего не скажешь - Здесь земля моя. В.Б. Бакалдин 27.02.2012 17

Отчий край! Вишнёвые рассветы,

Двух морей и неба синева.

Для тебя кубанские поэты

Сохранили лучшие слова.

К. Обойщиков

родился 10 апреля 1920 года в станице Тацинской Ростовской области. Школьные годы, начиная с 5-го класса, прошли на Кубани – в Брюховецкой, Кропоткине, Армавире, Новороссийске. Вскоре после окончания средней школы поступает в Краснодарское военное авиационное училище и осенью 1940 года в звании младшего лейтенанта направляется в бомбардировочный полк Одесского военного округа.


С первого дня войны в качестве штурмана самолета Су-2 участвует в боевых действиях на Юго-Западном фронте. Более 30-ти боевых вылетов совершает в дни обороны столицы Украины Киева.
Награжден тремя орденами и семнадцатью медалями.

Первое стихотворение восьмиклассника Кронида Обойщикова было напечатано в газете «Армавирская коммуна» в 1936 году. Но начало творческой биографии относится к послевоенным годам, когда поэт стал систематически печататься в армейских и флотских газетах, в журналах «Знамя», «Советский воин», «Дальний восток», «Эстония».

В 1963 году вышел первый сборник стихов «Тревожное счастье», а всего до настоящего времени им издано более тридцати книг, семь из которых для детей.

Основные поэтические книги К. Обойщикова «Бесоннное небо», «Линия судьбы», «Награда», «Мы были», «Салют победы», «Имя твое в небесах пронесу» получили хорошие отзывы критики и литературной общественности. Стихи поэта переводились на адыгейский, украинский, эстонский, татарский и польский языки.

В течение нескольких десятков лет поэт-фронтовик собирал материалы о Героях Советского Союза – кубанцах и создавал серию книг о подвигах земляков, за что был принят в Почетные члены краевой ассоциации Героев.

На стихи К. Обойщиков писали музыку известные композиторы Гр. Пономаренко, В. Захарченко, В. Пономарев, С. Чернобай, Н. Некоз, И. Петрусенко и другие. Несколько лет на сцене Краснодарского театра оперетты и многих других городов России шли музыкальные комедии «Невеста по заказу» (композитор В. Пономарев) и «Лебединая верность» (композитор Гр. Пономаренко), одним из авторов которых был К. Обойщиков.

Награжден памятной медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» I степени, а также знаками А. Покрышкина и «За верность казачеству».

С 2005 года Почетный гражданин города Краснодара.

Награда

Да что там орден, что медали —

Уже устали получать!

Награду высшую нам дали:

Рассветы майские встречать.

Прошли такие муки ада,

Такой огонь пришлось гасить,

Что никакой другой награды

Не догадаешься просить.

Мы шли в бои не для наживы,

Нам не нужны похвал слова.

И суть не в том, что сами живы,

А в том, что Родина жива.

Доброта

Я с утра сегодня добрый,

Я избегался совсем.

Целый день хожу по дому,

Помогаю сразу всем.

Вымыл папины ботинки,

С мамой окна протирал.

А потом ещё с Иринкой

В папу-дочку поиграл.

Я принёс больной соседке

Из ларька картошку в сетке.

Целый день одно лишь знал,

Что кому-то помогал.

Был бы я ещё добрее,

Но увидел вдруг Сергея.

Он ведёт себя нечестно

И болтает языком:

Нину дразнит он невестой,

А меня — женихом.

Я поймал его за домом

И немножечко побил.

Хорошо ещё, что добрый

Я весь день сегодня был!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Литературное творчество кубанских писателей Васильченко Е.В.

Цель работы: - расширить знания о творчестве кубанских поэтов и писателей; -развивать интерес к литературе родного края и желание ее изучать; -уметь анализировать стихи - воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за подвиг кубанцев 2

Задачи: расширить знания по теме; собрать биографические сведения о некоторых писателях и поэтах; раскрыть значимость кубанской литературы. 30.05.2016 3

Методы исследования: чтение различной литературы; работа в интернете; опрос; интервью; экскурсия 30.05.2016 4

Родился в 1920 году на Дону. Детские и школьные годы провёл на Кубани: в станице Брюховецкой. Первые стихи написал в четвёртом классе. С первого дня войны был на фронте. Награждён орденами и медалями. Более двадцати лет служил в авиации. Автор двадцати поэтических сборников, из них - шесть написаны для детей. На эти стихи кубанские композиторы создали десятки песен и две оперетты. К. Обойщиков автор книг о Героях Советского Союза: «Кубани славные сыны» и «Золотые звёзды Кубани». Обойщиков Кронид Александрович

Я с утра сегодня добрый, Я избегался совсем. Целый день хожу по дому, Помогаю сразу всем. Вымыл папины ботинки, С мамой окна протирал. А потом ещё с Иринкой В папу-дочку поиграл. Я принёс больной соседке Из ларька картошку в сетке. Целый день одно лишь знал, Что кому-то помогал. Был бы я ещё добрее, Но увидел вдруг Сергея. Он ведёт себя нечестно И болтает языком: Нину дразнит он невестой, А меня - женихом. Я поймал его за домом И немножечко побил. Хорошо ещё, что добрый Я весь день сегодня был! (Обойщиков К.А) Стихотворение «Доброта» 30.05.2016 6

Неподоба Вадим Петрович 30.05.2016 7 Родился в 1941 году. Детство и юность поэта прошли в станицах Абинской и Белореченской. Стихи начал писать в ранней юности. Много лет работал редактором, выпустил в свет более сотни книг кубанских писателей. В.П. Неподоба - автор семнадцати книг поэзии и прозы для взрослых и детей: «Вербное утро», «Ранние заморозки»,«Гордость земли», «Солнышко проснулось», «Череда», «День спасения», «Моё пророчество» и другие.

Стихотворение «Улыбка Осени» Улыбка осени печальна, Когда ты сам грустишь. А ей, Расцвеченной необычайно, Что выси гор, что ширь полей. Она открыта и прозрачна, Крепка, как ядрышко зерна. Ровна, но все ж неоднозначна Ее живая тишина. Простым теплом душа согрета В преддверьи холода и тьмы. Есть от весны в ней и от лета, И ничего нет от зимы. А лист кружится плавно-плавно, Паденья путь как торжество. Но слаще этого обмана В природе нету ничего. (Неподоба В.П) 30.05.2016 8

Бакалдин Виталий Борисович 30.05.2016 9 Родился в 1927 году в городе Краснодаре. Первый рассказ опубликовал, когда учился в восьмом классе, а первые стихи - в студенческие годы. Автор десятков книг, Виталий Борисович никогда не забывал о своей первой профессии - учитель! Он не только посвящал школьной теме стихи и поэмы, но и в течение многих лет зани-мался с одаренными ребятами в детской литературной студии. Его произведения для детей:«Алешкины приключения», «Русский порт Новороссийск», «У нас во дворе»,«Смешинки», для подростков «Царевна – недотрога»)

Стихотворение «Я не рос среди берез» Я не рос среди берез, Я не рос под елями, Мне не пел седой мороз Вьюгами-метелями. Я черемух не ломал Ночью под окошками, Сок березы не пивал И грибов не собирал Целыми лукошками. На Кубани вырос я, Мне родней, понятнее Наши южные края: Степи необъятные, Горы хлеба до небес, Ветки вишен алые, Если лес – так южный лес Перед перевалами. И понятен мне прибой, Дикий ли, задумчивый, Разговор волны с волной Я как стих заучивал. Я запомнил у крыльца Тополя зеленые, Черномазого скворца Песни немудреные, В завитушках виноград, Горы седовласые И поток, что вечно рад Меж теснин отплясывать… Но, наверно, потому Что рожден в России я, Не пойму в каком краю, Где у нас красивее. Вид везде знакомый, свой Близким с детства кажется - Над Окою ли рекой, На Кавказе кряжистом. Велики у нас края- Вся земля российская, И везде она моя… Потому и близкая.

Нестеренко Владимир Дмитриевич 30.05.2016 11 Родился в 1951 году в станице Брюховецкой. Стихи для малышей В. Нестеренко пишет более 30 лет. В издательствах Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы опубликовано около 40 книг поэта-кубанца. Их общий тираж превысил 2 миллиона экземпляров. Произведения В. Нестеренко вошли в хрестоматии и антологии детской литературы, в учебники по кубановедению. На стихи поэта написано более 50 песен. Наш земляк – автор журналов « Мурзилка », «Веселые картинки», «Муравейник», многих газет. В. Нестеренко - большой друг детских библиотек.

Стихотворение «Родина» Это край чудесный Там, где синь небес Золотое поле И зеленый лес Ручеек звенящий И весенний гром. Это- запах хлеба. Это – отчий дом. Родина – родная Наша сторона. Ты на всей планете Лучшая страна. 30.05.2016 12

Беляков Иван Васильевич 30.05.2016 13 Родился Беляков 8 декабря 1915 года в деревне Мокрый Майдан Горьковской области. Участник ВОВ. . В 1947 году после демобилизации Иван Васильевич приехал на Кубань. Одна за другой выходят его книги, сборники песен, поэмы, сказки. Боевой офицер, прошедший жестокую, кровопролитную войну, стал писать добрые, светлые книги для детей о «голубоглазых мальчишках», о «маленькой Ларисе». Он стал детским поэтом. Циклы «Я маме помогаю», «Летучий огонек», «Солнечные брызги» раскрывают ребятам удивительный мир растений и животных. Автор призывает маленьких читателей не проходить мимо красот природы, постигать ее тайны. Сказки «Однажды весной» и «Построил заяц дом», включенные в сборник «Веселый хоровод», учат детей любить животных.

Стихотворение «Лётчик» Сегодня лётчик боевой Пришёл к могиле братской. Поправив прядь Седых волос, Он поклонился низко И положил букет из роз К подножью обелиска. Стоял он долго недвижим В своей большой печали. И чётко, Властно перед ним Воспоминанья встали. Как будто было всё вчера: Война, бои, зарницы. В степях горели хутора, Посёлки и станицы. Сражались люди на воде И под водой сражались, Сражались люди на земле И в небо поднимались - И в небе Смертный бой вели. Вели зимой и летом Бои За честь родной земли, За жизнь Страны Советов. 30.05.2016 14

Мирошникова Любовь Кимовна 30.05.2016 15 Родилась в 1960 г. в Краснодаре, в семье простых сельских тружеников. Детство и юность прошли в пригороде Краснодара Свое первое стихотворение Любовь Кимовна написала в первом классе. В 1991 году вышел первый сборник стихотворений для детей «Кому быть воробьем», затем «Как воробей спас солнечного зайчика». Детские стихи Любови Мирошниковой принесли ей победу в номинации «Детская поэзия» . Стихи поэтессы мы встречаем на страницах учебника « Кубановедения »

Стихотворение «Маленький доктор» Маленький доктор. Как у нашей у Алёнки Кот - в зелёнке, Пёс -в зелёнке. Перепачканный в зелёнке Даже нос самой Алёнки. А цыплёнок от Алёнки Убежал под кучу дров. -Ох, не любит он зелёнки И девчонок – докторов. 30.05.2016 16

Бардадым Виталий Петрович 30.05.2016 17 Виталий Петрович родился 24 июля 1932 года в Краснодаре в семье потомственных казаков. Печататься начал в 1966 году в краевых газетах, альманахе «Кубань», в «Литературной России», «Литературной Украине», «Неделе» и др. В серии ЖЗЛ опубликовал очерки «Кубанские казаки» и «Первые черноморцы» Ездил по казачьим станицам, по разбитым кубанским монастырям, встречался со старожилами и собирал живую историю Кубани. Виталий Петрович Бардадым является автором известных историко-краеведческих книг: «Радетели земли кубанской» «Этюды о Екатеринодаре » , «Ратная доблесть кубанцев», поэтические сборники «Казачий курень» , «Сонеты» , «Серебряная ложка» - сборник рассказов о судьбах екатеринодарцев, «Зодчие Екатеринодара » , «Кубанские портреты» , «Ими восхищались кубанцы» (2006).

Стихотворение «Рассвет» В моём окне сквозь сумрак голубой Яснее веток тонкая нарезка - Светает. Ситцевая занавеска Дохнула увлажнённою листвой. Я - из дому да в запах травяной, Потом в лесок. Горят кусты подлеска От зарева и дождевого блеска, Бодряще веет сыростью грибной. Заречная синица озорная Вдруг разбудила звоном глухомань. Среди ветвей, словно листвой играя, Сверкает зыбью резвая Кубань. Дыша калёной спелостью кизила, Душа, как пашня, набирает силу. 30.05.2016 18

Варавва Иван Федорович 30.05.2016 19 Родился поэт в 1925 году. Детство его прошло в станицах Кущевской и Староминской. Во время Великой Отечественной войны прошел путь от Кубани до Берлина, награжден орденами и медалями. Первые стихи написал еще на фронте. Сейчас опублико-вано более тридцати поэтических сборников И.Ф.Вараввы. Много лет он собирал и записывал народные казачьи песни, а затем выпустил книгу «Песни казаков Кубани». Затем выходят сборники «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Золотая бандура», « Вишнёвый край». На стихи Ивана Вараввы компози-торы написали более двухсот песен.

Стихотворение «Кубань» Люблю тебя, мой солнечный простор, Мое неповторимое сказанье: Размашистые станы синих гор, Седая даль желтеющей Кубани. Под камышовой крышей вырос я, Собрав пути ушедших поколений. И нет мне в жизни этой забытья От дум твоих, от песен и волнений. 30.05.2016 20

« Замечательные сборники» 30.05.2016 21

Заключение «Тот, кто не знает своего прошлого, не может понять настоящее и предвидеть будущее» Земля моя В жизни нам дана Родина одна. У меня она - Вишня у окна. Прямо у дверей Золото полей, Дума вековая стройных тополей. Здесь моя тропа Пролегла в хлеба, Здесь моя судьба - Радость и борьба, Здесь взращённый мной Колос налитой – Видно, так и быть, Здесь мне век прожить, До конца дружить, До конца любить, Здесь мои друзья, Здесь моя семья, Большего не скажешь - Здесь земля моя. В.Б. Бакалдин 30.05.2016 25


Тема. «Поэты и писатели Кубани»
Цель: формировать целостное представление о кубанской культуре и казачьем быте; обобщить знания учащихся о творчестве кубанских поэтов и писателей; развивать интерес к литературе родного края и желание ее изучать;
Оборудование: таблички с названиями команд: «Казаки», «Атаманы», «Кобзари», «Есаулы»; портреты писателей - К. Обойщикова, В. Неподобы, Варвары Бардадым, В. Нестеренко и любых 2-3 других, известных детям; нумерованные листочки с ячейками, в которые будут вписываться фамилии поэтов.
План урока.
I Орг. момент.
Учитель: Друзья!
Наш край – Кубань – богат!
В нем нивы тучные растят,
Хлеб засыпают в закрома,
Возводят новые дома,
Машины строят, сталь куют,
Удобную мебель создают …
Всех этих добрых дел творцы –
Умельцы, славные кубанцы.
Они – волшебники труда,
В работе первые всегда.
(В. Нестеренко)

Благодатен и славен Краснодарский край – край интенсивного сельского хозяйства, край высших учебных заведений и многих научно-исследовательских институтов, край первоклассных курортов и великолепных ландшафтов, край двух южных морей Черного и Азовского. Едва ли можно назвать такое место в стране – город, край или область, где не пользовались бы изделиями краснодарских заводов, продукцией легкой и пищевой промышленности Кубани. Твердые и ценные сорта пшеницы, рис, фрукты, овощи, превосходный чай, сахар и др. дает Кубань. А кубанской земле возделывается больше ста сельскохозяйственных культур.

Но не только урожайными нивами, садами, бахчами и овощами славится кубанская земля, она богата и знатными людьми, чьи трудовые подвиги известны далеко за пределами края.
Интересна, богата событиями история краснодарского края. Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани. С Кубанью связано много имен выдающихся писателей: А.Пушкина,
Ю. Лермонтова, Л. Толстого, М. Горького, А. Фадеева, А. Толстого и многих др.
Не остаются в долгу перед любителями словесности и наши кубанские поэты и прозаики И. Варавва, В. Неподоба, К. Обойщиков,
А. Пивень и многие другие. Композиторы Кубани на многие стихи наших поэтов написали музыку.

II Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке Кубановедения мы обобщим знания о творчестве кубанских поэтов и писателей. А поможет нам в этом популярная игра «КВН».
(Учащиеся класса заранее разбиваются на 4 команды, в каждой по 5-6 человек.)

III Выступление команд.

1. Конкурс «Приветствие».

Вы знаете, что каждая игра «КВН» начинается с приветствия команд. В нашем клубе веселых и находчивых этот конкурс заключается в следующем: каждая из команд в порядке жеребьевки должна выбрать себе название из представленных на доске табличек. После этого участники игры должны оригинально представить свою команду и объяснить смысл или значение, выбранного ими названия.

Возможные варианты названий команд.
«Казаки» - 1 в старину на Украине и в России: члены военноземледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства;
2 крестьяне, потомки таких поселенцев, а также бойцы воинской части, состоящей из этих крестьян.

«Кобзари» - украинский народный певец, играющий на кобзе (старинный щипковый музыкальный инструмент)

«Атаманы» - название военных должностей в казачьих областях и в казачьих войсках; лицо, занимающее такую должность.

«Есаулы» - казачий офицерский чин, равный капитану в пехоте, а также лицо, имеющее этот чин.

2. Конкурс «Картинная галерея».

Каждой команде необходимо вытянуть из рук учителя листок с номером, на котором нужно вписать фамилию поэта, произведения которого изучались, после того, как учитель напомнит некоторые автобиографические сведения о нем. Количество ячеек на листке должно совпадать с количеством букв в фамилии.
После этого нужно будет найти портрет писателя среди приготовленной к уроку «Картинной галереи», а так же прочитать одно или несколько стихотворений, написанных этим поэтом.

Он начал писать свои первые стихи в 4-м классе. В Краснодарском книжном издательстве вышло 13 поэтических сборников. Из них 5 для детей. В 1993 году он издал лирический репортаж «Путешествие по «Родине», о людях колхоза «Родина» Усть-Лабинского района. Во втором классе мы познакомились с его книгой «Зайка-пешеход».

О Б О Й Щ И К О В
Дети читают стихотворение Кронида Обойщикова «Кубань – земля такая»

Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнет –
И поле оживает,
И гром земной плывет,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цветет.
Кубань – земля такая:
От края и до края
Две Дании войдет.
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины –
Как воина седины,
Как мудрость старины.
Кубань – земля такая:
В ней слава боевая
И слава трудовая
Цементом скреплены.
Цветет в Новороссийске
Священная земля.
И, словно обелиски,
Застыли тополя.
Кубань – земля такая:
От хлеба золотая,
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, молода,
Кубань – земля такая:
Однажды приласкает -
Полюбишь навсегда!

Этот кубанский поэт свой сборник стихов «Солнышко проснулось» посвятил своей дочке Даше. Читая их во 2 классе, вы убедились, что они помогли вам почувствовать и увидеть красоту живой природы, понять, что такое настоящий труд, Родина, семья. В настоящее время он – автор 14 книг поэзии и прозы для взрослых и детей.

Н Е П О Д О Б А

Дети читают стихотворения Вадима Неподобы.

«В зоопарке»

Я с папой в зоопарке
Вчера была полдня.
Олени, леопарды
Смотрели на меня.

Звала меня мартышка
С малышкой на спине.
Ломал решетку мишка,
Чтоб подойти ко мне.

Тигренок р-рыкнул близко,
И лапу подал он.
Раскланивался низко
Передо мною слон.

Лисята подбежали
И стали у дверей…
Ну как они узнали,
Что я
люблю
зверей?..
«Считалка»

Раз, два, три, четыре, пять.
Я легла в кроватку спать.
Мне не нужно «баю-баю» -
Я сама себе считаю,
Чтобы крепко-крепко спать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз –
Заснул в снегу зайчишка.
Два –
Заснули в норке мышка.
Спят под крышей снегири –
Три.
По местам своим в квартире
Спят игрушки все –
Четыре.
Спит луна на тучке –
Пять.
Даша тоже хочет спать.


В. Неподобы «Солнышко проснулось»:
«Скакалка», (стр. 21)
«С добрым утром», (стр. 26)
«Непоседа», (стр, 30)

Этой кубанской поэтессой очень забавно и весело написан сборник стихов для детей «Хозяюшка». Все ее стихи пронизаны любовью к детям, их маленьким горестям и радостям.
Б А Р Д А Д Ы М

Представители третьей команды читают наизусть стихотворения Варвары Бардадым.

«Не грусти»

Мне кивает головой
Колокольчик голубой.
Наклонилась я к нему,
Не звонит он.
Почему?
Может, скучно одному?
Не грусти!
Печаль пройдет.
Утром солнышко взойдет.
И запляшет над тобой
Мотылек озорной.
И закружат пчелы
Хоровод веселый.
И синичек стая
Крикнет, пролетая:
- С добрым утром!
Привет!
Улыбнешься ты в ответ
И поймешь – грустить нельзя,
Если рядом есть друзья.

«Плакса»
Дочка целый час ревела.
Маму слушать надоело.
Прочь ушла она: устала.
Дочка плакать перестала.
Говорит ей папа в шутку:
- Еу, поплачь еще минутку!
Замахала дочь руками:
- Не тебе я плачу –
Маме!
«Летчик»
Был матросом я вчера.
И шофером был я.
Нынче новая игра:
Руки будто крылья…
Я раскинул их вразлет –
Превратился в самолет.
Я лечу по улице.
Бабушка волнуется
И летит за мной вослед,
А за бабушкою дед,
А за дедушкой Трезор.
Я пикирую на двор,
Делаю посадку,
На горох,
На грядку.

Возможные варианты чтения наизусть стихотворений из сборника
В. Бардадым «Хозяюшка»
«В школу» (стр. 39)
«Дежурный» (стр. 40)

Этот поэт родился и живет в станице Брюховецкой. Автор шести детских книжек. Он хорошо знает и понимает жизнь сельских детей, о них и рассказывает он в своем сборнике стихов «Лошадка». «Раз – загадка, два – отгадка» - это для ребят которые очень любят отгадывать загадки.

Н Е С Т Е Р Е Н К О

Представители четвертой команды читают наизусть стихотворения В. Нестеренко. Возможно проведение конкурса на лучшего знатока отгадок.

«Колесо обозрения»

Лучший день – воскресенье –
Наконец-то настал!
Колесо обозренья –
Как о нем я мечтал!
Поднимаюсь все выше
Над станицей моей –
Все сильнее я слышу
Запах спелых полей.
Вот знакомая речка –
У далекой межи –
Темно-синим колечком
На просторе лежит.
Птиц веселое пенье
Рвется к солнцу звеня…
Колесо обозренья
Опускает меня.
Колесо обозренья –
Нужно взрослым сказать –
Колесом удивленья
Я прошу называть.
«Друзья»
Мы с Полканом не скучаем,
Мы большие сним друзья:
Вместе бегаем и лаем –
Друг без друга нам нельзя.
Я ношу Полкану кости,
А когда приходит ночь,
Просит пес:
- К тебе бы в гости…
Как лохматому помочь?..
- В будке пусть живет дворняжка!
- Мне твердят, а я все злюсь:
- Знай, Полкан, мне очень тяжко –
Я к тебе переселюсь.

В конце октября,
Не спросив разрешенья,
Прервав загражденья
Из вороха туч,
Пробрался в осенние
Чудо-владенья
Морозец, который
Был очень колюч.
И осень вздохнула
Тревожно, устало,
И был листопад
Одинок-одинок,
А черное поле
Серебряным стало,
И зеркало лужицы
Склеил ледок.

3. Конкурс «Автобиографический».

Учитель На предыдущих уроках во втором и третьем классах мы познакомились с жизнью и творчеством многих писателей нашего края. Каждой команде дается 3 минуты для того, чтобы вы подумали, кого из писателей и поэтов вы бы хотели нам представить сегодня.

Возможные варианты ответов.

Иван Федорович Варавва
Родился 5 февраля 1925 года в донской слободе города Ракова, ныне город Новобатайск Самарского района Ростовской-на-Дону области, куда вынужденно переселились с Кубани его предки после окончания гражданской войны. В 1932 году семья поэта вернулась на Кубань: сначала в станицу Кущёвскую, а потом в Староминскую.
Прямо со школьной скамьи, в свои неполные восемнадцать лет, Иван Федорович уходит добровольцем на фронт. Его военный путь начался под городом Хадыженском, где он принимает боевое крещение. Двадцатилетним сержантом в мае 1945 года молодой поэт оставил свой первый автограф на стене рейхстага, в Берлине. Награжден тремя боевыми орденами и медалями.
В столичных и краснодарских издательствах опубликовано более тридцати поэтических книг.

Пивень Александр Ефимович (1872-1962)
Его родовая фамилия – Пивень (петух, кочет) как бы предвещала славное будущее певцу родного края.
Родился он 3 (15) июня 1872 года в станице Павловской. Отец, Ефим Григорьевич, служил псаломщиком при местной Успенской церкви. Человек исключительно честных правил, личным примером прививал сыну нравственные качества своего старинного рода. Мать – дочь священника – дочь священника – была женщиной образованной и начитанной. Пяти лет он умел читать, писать, знал таблицу умножения. Отец гордился успехами первенца. Частенько при гостях Саша декламировал звонкие вирши. Гости хвалили смышленого хлопчика, предсказывая ему большое будущее.
На семью свалилось горе – умерла мать. Предоставленный самому себе, малыш подружился с соседскими мальчишками, бродил по станице и, голодный, совершал казачьи набеги на чужие сады и огороды. А чуть подрос, его отдали в станичную школу. Учился на удивление всем – круглый отличник.
С самых ранних лет он жил в гуще народной, видел жизнь без прикрас. Слышал раздольное пенье казачек, быстро схватывал и запоминал всякие присказки, смеховинки и поговорки из казачьего быта.
Все годы Пивень собирал песни и поговорки, особенно любил записывать «побрехеньки», брызжущие народным юмором. Люди не унывали, не теряли бодрости духа, не смотря на тяжелые условия жизни, на повальные болезни (то холера, то чума), стихийные бедствия (то буря, то наводнение, то град с куриное яйцо). И Александр Ефимович заражался этим безунывным восприятием бытия.

Виталий Петрович Бардадым

Родился 24 июля 1932 года в Краснодаре в семье потомственных казаков.
Кубанцы его знают как историка – очеркиста, краеведа. Много лет он ходил по екатеринодарским дворикам. Ездил по казачьим станицам, по разбитым кубанским монастырям, встречался со старожилами и собирал живую историю Кубани.
Историко-краеведческие публикации В. Бардадыма впервые воскресили многие страницы родной истории, имена выдающихся деятелей отчего края.

Валерий Николаевич Кандауров

Родился в январе 1949 года в Усть-Лабинске Краснодарского края в семье рабочего. Учился в музыкально-педагогическом училище, музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова и Краснодарском институте культуры. С 1970 года работал музыкальным руководителем в п/лагере, музыкальным работником детского сада, зав. Народным отделением в музыкальной школе Усть-Лабинска. С 1980 года преподаватель музыки в Социально-педагогическом колледже. Директор п/лагеря «Казачья вольница». Руководил самодеятельными детскими и взрослыми хоровыми коллективами, с также оркестрами народных инструментов.
С августа 2001 года начальник отдела по культуре, делам молодежи, физкультуры и спорту Усть-Лабинского района. Отличник народного образования, награжден 3-мя правительственными наградами.

Виктор Стефанович Подкопаев (1922 – 1973)

Родился 3 октября 1922 года в Курской губернии в селе Ключи, которое славилось своими сладкими холодными ключами, давшими имя этому небольшому русскому поселению. 16-летним подростком он связал свою судьбу и жизнь с Кубанью, названной им поэтически точно и образно – «краем тополиным». Первые стихотворные опыты его опубликованы, когда ему было двадцать лет. Ободренный доброжелательными откликами, Виктор Подкопаев свой поэтический дар сполна, с истиной щедростью русской души, отдал Кубани, ее трудолюбивым людям, благодатной земле, которая его поила и кормила, и создала имя поэта. Свои стихи В. Подкопаев не сочинял в пустом кабинете, мучительно подперев подбородок рукой, - строчки лились сами собой, как степной поток – потому что поэт жил каждодневными думами своего края, его свершениями.
Последний, 1973 год был очень напряженным и деятельным в жизни В. Подкопаева. Он, как всегда, много работал, разъезжал по краю, выступал в станичных клубах, писал боевые публицистические стихи. Готовил новый сборник. Он не щадил себя – жил и горел. И в этом видел смысл своей жизни. В такой напряженной до предела обстановке сгорело его сердце.
…И прошло четверть века как ушел от нас добрый друг и поэт В. Подкопаев. Но его душевная искренность, его доброта живут: они звучат в каждой строке его стихов, что оставил Виктор Стфанович людям на память…
4. Конкурс «На театральных подмостках»
Учитель Наш следующий конкурс не только заключительный, но и самый зрелищный. Каждая команда заранее должна была подготовить инсценировку, в которой бы отражался быт и культура кубанского казачества.

Возможные варианты инсценировок.
Забавная побасенка «Чи кораблi ïдять, чи нi?», записанная Александром Пивнем.
Мальчики в казачьих костюмах разыгрывают диалог.

«Зустрились у станицi на базарi два захожих парня, та й завели таку балакачку:
- Здоров, брате!
- Здоров, Кiндрате!
- Вiдкiля iдеш?
- Вiдсиля не видно.
- Хiба дуже далеко?
- А вже ж далеко!
- Як?
- Та так, що ти там зроду не був!
- Чи-ба! А може й був?
- Де тобi там бувать! Тебе й по мордi видно, що iще ти не був у бувальцях!
- Та брешеш! Може бiльше тебе бачив!
- Що ти там бачив?
- Скрiзь бував iвсячину бачив!
- А ти ж у Ананi був?
- А то нi? Ще раньше тебе!
- А де ж вона?
- Протiв неба на землi!
- Не хвастай! Я добре знаю, що ти там не був.
- Ов-ва!
- От тобi й ов-ва!
- Брешеш, був i усе там бачив!
- Що ж ти там бачив?
- Га?
- Що ж ти там бачив, питаю?
- Що я там бачив?
- Э?
-Усе!
- А кораблi бачив?
- Що?
- Кораблi.
- А тож як! Ще б пак не бачив! Может и ïх не бачив? А я ïх ïв!
- Ĭв? Ото дурный! Вони ж деревьянi!
- Хто?
- Кораблi! Хiба ïх ïдять? На ïх ïздять!
- Тю! Так то я забув! Я думав, що то тi раки, що у морi живуть».

Инсценирование сказки «Тройная благодарность», обработанной Б. Алмазовым

Оформление: несколько пеньков, веточки деревьев, с одной стороны - из куска материи выложить лужицу, с другой два ученика держат горизонтально синюю ткань, которая имитирует реку, несколько деревьев с осенней листвой.

Выходит мальчик в костюме солдата.-казака. Видит в луже барахтается муравей (мальчик в шапочке муравья) – тонет. Солдат подает муравью соломинку, по которой муравей выбирается на сушу.

Спасибо тебе, казак, за помощь!
- Не стоит благодарности! Велика ли помощь: соломинку подать.
- Для тебя соломинка, а для меня – жизнь! Настанет время, я тебя трижды отблагодарю.
- (казак смеется) Какая может быть помощь от такого маленького муравья? (расходятся в разные стороны.)

На казака нападают абреки (два мальчика в соответствующих костюмах). Они связывают казака веревками.Дорогой казак пытается вырваться. Вдруг он слышит голос муравья (записанный на аудиокассету).
«Не показывай виду, казак, что ты будешь развязан. Я веревку перегрызу как дойдете до поворота – прыгай в реку и плыви, абреки тебя не догонят – плавать не умеют.»
Солдат «отбрасывает абреков, один из них падает «замертво», другой пытается выстрелить из ружья.
Казак имитирует плавательные движения (для этого ребята, держащие ткань, слегка потряхивая ею изображают волны, а мальчик – казак размахивает руками, то появляется, то исчезает).
Снова звучит голос муравья в записи:
«Плыви дальше я укушу стрелка в щеку, он потеряет прицел».
Абрек бросает ружье и с криком убегает. Солдат выходит из реки, садится на пенек, усталым голосом говорит:

Осень. С полей все убрали. Ни кукурузного початка, ни пшеничного колоса нет, чтобы подкрепиться. Благодарю тебя, Господь Бог за то, что умираю ни в плену, а на вольной воле, хоть и в чужой стороне.

Наползают муравьи (мальчики в соответствующих костюмах) и каждый приносит казаку пшеничное зернышко. Казак «съедает» зерно ненадолго засыпает, а проснувшись, потягивается (во время сна может звучать музыка) и говорит:

Ну спасибо, муравей, за помощь!
- Велика ли помощь – зернышко принести!
- Для тебя зернышко, а для меня – жизнь!
- Ну что, (смеется муравей) понял теперь, что и от малого добра большая польза бывает.

Инсценирование детских колядок и щедровок.

Выходят дети в костюмах ряженых, отправляющихся колядовать и щедровать.

***
Коляд, коляд, колядныця,
Добра з мэдом паляныця,
А без мэду ни така,
Дай, тётка, пьятака,
Ны дасы пьятака –
Возьму быка за рога,
А кобылу за чупрыну
Да й повыду на могылу,
А з могылы та й в кабак,
Та й пропью за пьятак!
Оставайся дядько, так.

Щедривочка щедрувала
До виконца прыпадала.
Шо ты, тётка, наварыла,
Шо ты, тётка, напыкла,
Нысы нам до викна.

Я девочка младэнька,
В мэнэ юбка новэнька,
Черевычкы козловэньки,
Будтэ с празнычком здоровэньки!

Я малэнький мальчик,
Стал на стаканчик,
А стаканчик – хруп!
А ты, дядя, давай руп!

***
Щедрык, вэдрык,
Дайтэ варэнык,
Грудочку кашкы,
Кильце ковбаскы!

Колядин, колядин,
А я в бабушки адин,
А вы мене не пытайтя,
Три копейки дайтя.

Каледа, каледа
Нынче хлеба ни едят.
Дай, бабка, пирога,
одну бочку тварага!

Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством;
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Инсценирование стихотворения В. Бардадыма «Как в казаки принимали».
В сценке участвуют: автор, атаман, мальчики в костюмах казаков-новобранцев – 3 -5 человек, писарь.

АВТОР Как на службу принимали молодцов -
Посбегались станичане всех концов.
АТАМАН Где те хлопцы?
АВТОР Поднял брови атаман.
И спросил с ухмылкой хитрой станичан:
АТАМАН Где лебедики, что плыли по земле?
Где любезные, что спали во седле?
Пили горькую с маком, ели печево с таком?
Где соколики, что жаждут постромы?
АВТОР Новобранцы закричали:
НОВОБРАНЦЫ Это – мы!
Добре! Добре! Ну, а чей ты?
Говори!
АТАМАН Тут, я бачу, все вы, хлопцы,
Главари!
КАЗАК 1 Я Ивашкой Дулей батьком наречен.
АТАМАН С твоей страшной волчьей ряшкой ты смешон!
Будешь Волком прозываться ты, браток.
А пока ему затрещин дать с пяток!
Ну, а ты чей будешь, хлопец удалой?
Ты – с нечесаной, кудлатой головой?
КАЗАК 2 Я – Зиновий Горох, да простит меня бог!
АТАМАН Не годится то прозванье!
С сего дня – Писарчук, а ну пиши-ка:
Фрол Мотня!
Как же поп тебя, мой сокол, окрестил?
АВТОР Атаман другого хлопца вдруг спросил
КАЗАК 3 Я без пачпорта, кошовый, без имён
Ненароком на свет божий был рожден.
АТАМАН Может, хлопче, ты чужой и басурман?
КАЗАК 3 Милуй бог! Я, батько, бедный, из крестьян!
Я споткнулся, окунулся во реку -
Потерялось моё имя на веку!
АВТОР Вся толпа захохотала, будто гром
Прокатился над станицей, над бугром
И, любуясь крепкой силой молодца,
Атаман похлопал спину удальца.
И ударил кулаком он по доскам –
И чернила по скатерке расплескал.

АТАМАН Запиши его в реестру:
Нил Силач!
АВТОР С перепою писарь вывел:
Нил Сопач!..
В пластуны записан хлопец
Волк Иван –
Он разведчик и гроза для басурман.
И прославился отвагой
Фрол Мотня:
Невредимым выходил он из огня.
А Сопач остался силачом,
Страх ему неведом, нипочём:
Бьет врага и шашкой, и плечом
Булавой казацкой – кулаком!

создатели литературной экспозиции «Дома Музея Лермонтова в Тамани»
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
М.Ю.Лермонтов.

В творчестве многих русских писателей и поэтов XIX века Кавказ и Кубань сделались своеобразной Меккой. Да и как могло быть иначе. Оказавшись в этих местах, увидев быт и нравы местных жителей, услышав песни терских казаков – никто из них не мог молча пройти мимо. И для всех, кто с этим соприкоснулся, увиденное вошло в жизнь и творчество как личная тема. И, как справедливо было замечено, русская литература усыновила Кавказ, «открытый» ещё А.С.Пушкиным, и этим выразила свое определенное внимание к народу, населявшему эти места.

«С легкой руки Пушкина, — писал В.Г.Белинский, — Кавказ сделался для русских поэтов заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни смелых мечтаний!..»

И, действительно, после «Кавказского пленника» Пушкина, который в 20-30-е г.г. прошлого века был необычайно популярен, многие стихотворцы стали подражать поэту. Но не только известные и популярные писатели и поэты обращались к этой теме, в печати стали появляться произведения мало известных и даже совсем неизвестных авторов.

Так в «Тифлиских ведомостях» в 1832 г. появилось подписанное инициалами П.Б…ий Н…ко, стихотворение «Гребенский казак». Тема стихотворения — прощание молодого казака со своей возлюбленной перед отъездом к чеченцу-кунаку за Терек. Казачка спрашивает своего любимого:

Ты за Терек идешь? — оставляешь меня!
Ненаглядный! Зачем оседлал ты коня?
Из станицы родной на чей зов ты спешишь?
Вижу, дротик в руке
И ружье на луке…
Лихой гребенец утешает её, говорит, что скоро вернется. Но любимая не верит его словам, её томит тяжкое предчувствие:
Там в ауле чужом.
На Кавказе седом,
За родную страну ляжешь ты головой!

Это стихотворение считают одним из самых ранних опытов подражания песням казаков-гребенцов. В жизни и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Бестужева-Марлинского, да и многих других Кавказ и Кубань заняли особое место — поэты не раз бывали здесь, сохранилось не мало интересных произведений, написанных об этих удивительных местах. В первой половине XIX в. под Кавказом понимали огромную географическую территорию от Черного моря до Каспийского и от Кубани до границы с Турцией в Закавказье. Первым, кто отметил эту особую близость наших великих русских поэтов с Кавказом, был В.Г.Белинский:

«Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта — писал критик… Странное дело! Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною!

Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм — «Кавказского пленника», и одна из последних его поэм — «Галуб» — тоже посвящена Кавказу. Грибоедов создал на Кавказе свое «Горе от ума»… И вот является новый великий талант — и Кавказ делается его поэтической родиной, пламенно любимой им; на недоступных вершинах Кавказа, венчанных вечным снегом, находит он свой Парнас; в его свирепом Тереке, в его горных потоках, в его целебных источниках находит он свой Кастальский ключ, свою Ипокрену…»

Кавказ по-разному входил в жизнь Лермонтова. Каким он его представлял, когда проезжал ещё ребенком с бабушкой на Горячие Воды вначале через Воронеж, а дальше через земли Донских казаков: Новочеркасск, малые и большие почтовые станции на Кубанской кордонной линии? Не сохранилось записей юного Лермонтова, но судя по тому что, дошло до нас, мы можем с уверенностью сказать — мальчик зорко и внимательно всматривался в окружающий мир. Когда ему было четырнадцать неполных лет в его первой поэме «Черкесы» появились, например, описания казачьих сторожевых постов, которые в точности соответствовали видимой им раньше картине:

На холмах маяки блистают;
Там стражи русские стоят;
Их копья острые блистают,
Друг друга громко окликают…

В пятнадцатилетнем возрасте Лермонтов вспомнил как он «на водах Кавказских» испытал первое трепетное чувство. «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду?»

Шли годы, было время когда юноша увлекся Испанией, когда запоем читал французских, английских и немецких авторов, но он помнил о Кавказе и… тосковал о нем…

Я счастлив был с вами ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

В одной из своих тетрадей юноша записал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали. Вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.. Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью. Нежданный. И страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник… все, все в этом крае прекрасно. Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы. Живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит, в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье, и шьют серебром — в тишине увядая душою — желающей, южной. С цепями судьбы незнакомой». Какое красноречивое признание в любви к свободному, всегда прекрасному краю, к его людям…

В Школе Гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лермонтов прочел повести А.А.Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур» и рука невольно потянулась к карандашу. В юнкерском альбоме сохранились иллюстрации, сделанные Лермонтовым к этим произведениям. Нас до сих пор поражает, с какой точностью он рисует нападение горцев на казачье укрепление, его внутренний вид, так и кажется, что этот рисунок сделан с натуры где-нибудь на Кавказской линии. Детские впечатления действительно наиболее устойчивы. Память поэта удержала их и много лет спустя. Лермонтов блестяще воспроизвел на бумаге увиденные картины.

1837 год стал переломным в судьбе поэта. Изменения коснулись всего — жизни, творчества. Лермонтов вновь едет на Кавказ, хотя и не по своей воле. Из Петербурга он успел отправить Святославу Раевскому письмо, в котором предвосхитил свою будущую славу:

«Прощай, мой друг. Я буду к тебе писать про страну чудес — восток. Меня утешают слова Наполеона: Великие имена создаются на Востоке»…Ему было только двадцать два года от роду, он ехал в ссылку, не зная, что его ждет в этом, с детства знакомом, краю, но поэт готовился воспринимать его внимательно, хотел отразить в своем творчестве все события, которые будут с ним происходить.

Сейчас нам легко говорить об этом потому, что в романе «Герой нашего времени», в стихах и поэмах описаны Ставрополь и Кубань, маленькие города на Кавказских Минеральных Водах, Военно-Грузинская дорога, поездки по Кабарде и Чечне, посещение Владикавказа и Тифлиса, долины Грузии, вершина Казбека, сияющая «как грань алмаза» — ничто не ускользнуло от его взора.

И действительно, вернувшись с Кавказа, поэт вдруг стал великим, о нем заговорили в обществе, он был, как говорится, «нарасхват», его жаждут видеть в Высшем свете. Все это было для него ново и в письме к М.А.Лопухиной он не удержался, чтобы это не отметить: «Весь свет, который я оскорблял в своих стихах, старается осыпать меня лестью; самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихи и хвастаются ими, как величайшей победой».

В последние четыре года своей жизни, Лермонтов создал немало прекрасных произведений, в которых так или иначе описан Кавказ. Это и «Казачья колыбельная песня», и «Дары Терека», «Памяти А.И.Одоевского», «Я к вам пишу, случайно — право…», больше нам известное как «Валерик», «Спор», «Сон» и многие другие.

Покидая в 1841 году Петербург, Лермонтов снова ехал на Кавказ, но именно Кавказ не уберег поэта. Кавказ стал его последним приютом… Имя Лермонтова увековечено здесь в названиях населенных пунктов и улиц, школ и библиотек. Поэту установлены памятники в Пятигорске и Геленджике, Тамани, Кисловодске.

Многое изменилось в этих краях, но попытайтесь проехать по тем дорогам, по которым когда-то «по казенной надобности» следовал поэт, и вы увидите бесконечные кубанские степи и кубанских казаков, белоснежные вершины Казбека и Шат-горы, бурный Терек и не умолкающие волны Черного моря.

Представьте на миг: за спиной остался Петербург. Лермонтов проехал Москву, Воронеж, Новочеркасск, впереди дорога в страну, которую он видел последний раз в десятилетнем возрасте…


Самое обсуждаемое
Анекдоты про героев мультфильма Анекдоты про героев мультфильма
Анекдоты про героев мультфильма Анекдоты про героев мультфильма
Программирование сознания Программирование сознания при помощи наглядного примера Программирование сознания Программирование сознания при помощи наглядного примера


top