Суффикс чк примеры. Слово с суффиксом "чик": правила написания и примеры. В каких случаях ставится суффикс -щик-

Суффикс чк примеры. Слово с суффиксом

Когда возникают трудности при написании суффиксов -к- и -ск- в прилагательных, необходимо обращаться к правилам.

Суффикс СК в относительных прилагательных

Суффикс -ск- пишется в , которые образованы от существительных с другими согласными в основах, например: французск ий (француз), флотск ий (флот), казахск ий (казах), деревенск ий (деревня).

Перед суффиксом -ск- буква ь пишется только после л (генераль ский, сель ский ), а также прилагательных, образованных от названий месяцев на -нь и -рь (июнь ский, сентябрь ский и т. д., кроме январский ).

Примечание

Следует запомнить написание день -день ской — «в течение целого дня».

Прилагательные с суффиксом СК, образованные от собственных имен

Прилагательные с суффиксом -ск- , образованные от собственных имен, пишутся со строчной буквы, например: гоголевская сатира, тургеневские «Стихотворения в прозе» . С прописной буквы такие прилагательные пишутся лишь тогда, когда входят в состав наименований, имеющих значение «имени, памяти», например: Ломоносовские чтения, Ленинская премия .

Суффикс К в прилагательных

Суффикс -к- пишется:

  1. в (они имеют краткую форму), например: узкий (узок), дерзкий (дерзок), веский (весок);
  2. в , образованных от существительных с основой на , , ; например: казацк ий (казак), немецк ий (немец), ткацк ий (ткач) . В основе существительного, от которого образовано относительно прилагательное, к и ч чередуются с ц .

Примечание

В отдельных словах чередование к и ч с ц не происходит и прилагательные образуются при помощи суффикса -ск- , например: узбекск ий (узбек), таджикск ий (таджик) .

(9 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Выпуск 57

На урок русского языка в Шишкину школу ведущая Василиса принесла большую коробку. Ученики подумали, что там подарки или вкусности. Но оказалось, что там… ручка, удочка, очки, семечки. А теперь — вопрос: что эти слова объединяет? Коксик не растерялся и сразу придумал: рыбалка. Рыбак в очках и с удочкой сидит на берегу, поплёвывая семечки. Хм, только зачем же ему ручка…
— Я знаю, — догадалась внимательная Шуня. Это слова с ЧК. В каждом слове есть сочетание букв ЧК.
— А по-моему написано неправильно, — заметил Зубок. Написание ЧК должно быть с мягким знаком посередине. Он ведь даже слышится.
— Нет, нет, — не согласилась с предложением Василиса. Слова написаны правильно. Звук «Ч» сам по себе мягкий, у него нет твёрдой пары. Поэтому слова с ЧК пишутся без мягкого знака в этом сочетании букв. А есть в русском языке еще сочетание, которое пишется без мягкого знака. Это слова с ЧН. Итак, все слова с ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака. А теперь приведите примеры слов с ЧК и ЧН:

свечка ночник
ночка печник
кочка солнечный
речка яблочный

А сейчас прозвучит начало одной русской народной сказки. Найдите в ней слова с ЧК и ЧН.
Шла Лисичка - сестричка по лесной тропинке. Нашла Лисичка скалочку . Постучалась в избу. Её впустили. Легла Лисичка - сестричка на лавочку , а скалочку положила под печку .
— Я знаю такую сказку. Она называется «Лисичка со скалочкой»— обрадовалась Шуня.
А вот загадка с примерами ЧН:
Над чащей лесной, над гладью речной
Висит и сияет фонарик ночной .
(луна)

— Я вижу, что вы хорошо запомнили правила написания ЧК и ЧН и не ошибётесь, когда вам попадутся слова с ЧК и ЧН, — порадовалась Василиса.

«Ч» и «эН», «Ч» и «Ка»
Не расстанутся никак.
И не вздумай между ними
Ты поставить мягкий знак.

Печка, свечка и ночной
Речка, солнечный, речной.
Знаем мы наверняка
Где ЧН и где ЧК.

Какие слова с суффиксом -чик-, -щик- вы знаете? Ответить на поставленный вопрос сможет практически каждый человек. Хотя есть и такие люди, которые путаются в постановке данных морфем. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.

Общие сведения

С суффиксом -чик- нередко употребляются в письме с такой морфемой, как -щик-. Следует отметить, что это грубейшая ошибка. Ведь существует строгое правило в русском языке, которое прямо указывает на то, в каком случае следует писать букву «ч», а в каком - «щ».

Особенности суффикса

Как следует писать и говорить: «переписщик» или «переписчик»? Далеко не каждый знает правильный ответ на этот вопрос. Однако специалисты утверждают, что такая лексическая единица имеет суффикс -чик-. Следовательно, правильно требуется писать «переписчик». Хотя во время произношения необходимо использовать только первый вариант.

Основное правило

Как видите, суффикс -чик-, а также суффикс -щик- могут довольно легко вызывать множество сомнений по поводу их написания в тексте. Именно поэтому специалисты рекомендуют запомнить то правило русского языка, которое объясняет выбор определенной морфемы. Для тех, кто его не знает, представим его прямо сейчас.

Если основа оканчивается на такие согласные буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з», то после них требуется писать только суффикс -чик-. Для того чтобы данное правило стало более понятным, приведем несколько наглядных примеров:


Как видите, большинство из представленных слов обозначают те или иные профессии. С суффиксом -чик- также употребляются такие лексические единицы, которые образуют названия лиц по их принадлежности к определенному месту жительства и национальности.

Важно запомнить

Теперь вам известно, какие в русском языке существуют слова с суффиксом -чик- были представлены выше). Однако для правильного написания упомянутых лексических единиц следует знать не только вышеописанное правило. Ведь довольно большое количество людей совершают и такие ошибки, как:

  • раздача + суффикс -чик- будет «раздаччик»;
  • кабак + суффикс -чик- будет «кабакчик»;
  • добыча + суффикс -чик- будет «добыччик» и проч.

Следует особо отметить, что это неверное словообразование. Однако и на этот счет в русском языке имеется отдельное правило, которое звучит следующим образом: перед суффиксом -чик- такие буквы, как «ц», «к» и «ч» заменяются на букву «т». Приведем наглядный пример:


В каких случаях ставится суффикс -щик-?

Теперь вам известно о том, в каких случаях следует писать слово с суффиксом -чик-. Однако в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, в которых применяется морфема -щик-. Как и в предыдущем случае, такой суффикс может ставиться в именах существительных, которые образуют собой названия лиц мужского пола, имеющих ту или иную профессию, занимающихся определенным родом занятий, а также принадлежащих к какой-либо национальности или месту жительства.

Также морфема -щик- пишется в том случае, если основа имени существительного заканчивается на другие согласные буквы, отличные от вышепредставленных («т», «ж», «д», «с» и «з»). Приведем наглядный пример:


Иноязычные слова

Как было сказано выше, слово с суффиксом -чик- пишется в том случае, если основа имени существительного оканчивается на следующие буквы: «т», «ж», «д», «с» и «з». Тогда напрашивается вопрос о том, почему в некоторых лексических единицах используется морфема -щик-, даже если ее основа имеет на конце букву «т». Следует особо отметить, что это не слова-исключения, а лишь иноязычные формы.

Таким образом, некоторые лексические единицы, которые перешли в русской язык с иностранного, могут образоваться при помощи суффикса -щик-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но это лишь в том случае, если иноязычное слово оканчивается на 2 согласные. Приведем наглядный пример:

  • процеНТ - процентЩИК;
  • асфалЬТ - асфальтЩИК и пр.

Следует ли ставить «мягкий знак»?

О том, когда пишется слово с суффиксом -чик-, а когда с суффиксом -щик-, мы выяснили. Однако во время написания таких имен существительных нередко возникает и такой вопрос: требуется ли ставить перед морфемой -щик-? Ведь довольно большое количество людей часто пишут представленные слова следующим образом:

  • зачинЬщик;
  • бетонЬщик;
  • табунЬщик;
  • фонарЬщик и проч.

С чем это связано? Дело в том, что согласная «щ» представляет собой мягкую букву, и она нередко так смягчает звук, что некоторые люди пишут перед ней «ь». Однако это неправильно. Ведь в русском языке и на этот счет существует свое правило. Оно гласит, что мягкий знак следует писать в именах существительных только после «л». Приведем наглядный пример:

  • кровельщик;
  • стекольщик;
  • плательщик;
  • прядильщик;
  • пильщик;
  • бурильщик;
  • носильщик;
  • угольщик;
  • кровельщик;
  • строгальщик и проч.

Различай суффиксы

Слово с суффиксом -чик- следует писать только в том случае, если основа имени существительного оканчивается на такие буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з». Но как же тогда объяснить правописание таких лексических единиц, как калачик, диванчик, кирпичик ключик мальчик, пальчик, огурчик стульчик, мячик и пр.? Дело в том, что во всех представленных словах суффиксом выступает не -чик-, а -ик-. Что касается буквы «ч», то она является либо отдельным суффиксом, либо входит в корень. Именно поэтому такие лексические единицы не подпадают под вышеописанные правила. Более того, данная морфема является чередующейся (-ик-/-ек-). И чтобы проверить ее написание, следует просклонять основное слово. Таким образом, суффикс -ек- ставится в тех лексических единицах, при склонении которых гласная буква «е» выпадает. Приведем пример:


Что касается суффикса -ик-, то он пишется в тех словах, при склонении которых буква «и» сохраняется. Приведем пример:

  • диванчик - диванчика;
  • мальчик - мальчика;
  • калачик - калачика;
  • огурчик - огурчика;
  • кирпичик - кирпичика;
  • ключик - ключика;
  • стульчик - стульчика;
  • пальчик - пальчика;
  • личико - личика;
  • мячик - мячика и проч.

Предмет Русский язык _Класс _2

Тема урока _ Суффиксы слов называющие предметы и признаки. Написание буквосочетаний шн,чк__

Цель: создавать условия для формирования навыка правописания слов с буквосочетаниями шн и чк, развивать орфографическую зоркость

Задачи:

Предметные УУД: научатся образовывать новые слова с помощью суффиксов, находить слова на –чка, используя Обратный словарь, выделять суффиксы в словах.

Метапредметные УУД:

регулятивные - в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи; познавательные – о существляют поиск нужной информации в учебнику; коммуникативные- допускают существование различных точек зрения;

Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах

Оборудование: учебники, печатные тетради, карточки, листочки, дерево, оценочные листы

Тип урока: усвоение новых знаний

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Организа - ционный этап

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Будем грамотно писать.

На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все. .(видят )

Ваши уши внимательно слушают и …(слышат)

Ваши головы хорошо…(думают)

Ребята, а зачем нам нужно правильно и красиво писать?

Для этого подготовим наши пальчики к письму.

(Слайд 1)

Пальчиковая гимнастика

Чтоб красиво нам писать - надо пальчики размять.

(рисуют заборчик, заматывают клубочек)

Минутка чистописания

- Пропишите эти сочетания букв (на доске запись)

нн ок ушк ешк ок чн чк

Обучающиеся договаривают слова

(видят, слышат, думают )

Рисуют в воздухе «заборчик» пальцами рук, наматывают клубочек

Обучающиеся прописывают одну строку буквосочетаний

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

Личностные УУД: понимать значения знаний для человека и принятие его; формирование желания учиться; положительного отношения к учебной деятельности;

Коммуникативные УУД:

учет чужой позиции

2. Актуализация знаний.

Словарная работа

- Что это за сочетания букв? (Суффиксы.)

Образуйте новые слова при помощи суффиксов.

(Слайд 2,3)

Ветер, береза, воротник, газета.

А пока вы будете работать, я тихонечко посмотрю, все ли пишут чисто и аккуратно.

Молодцы! Справились с работой неплохо!

(Слайд 4)

Посмотрите на доску и скажите, с какими буквосочетаниями мы будем знакомиться?

Как они пишутся?

Кто догадался, какая сегодня тема урока?

Чему будем учиться на уроке?

Суффиксы?

(Суффикс -это часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов)

(Обучающиеся образуют новые слова

Ветер-ветерок , береза –березк а,воротник-воротничок , газета- газетк а.

Личностные : осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о причинах своего успеха неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

КоммуникативныеУУД :

сотрудничество в поиске и сборе информации

3.Первичное усвоение новых знаний.

1.Работа по учебнику

№33 (с.34-36)

Откройте Обратный словарь на букву Й

Найдите слова на –ный. (с.143)Запишите столбиком пять последних слов.

Покажите письменно, от каких слов они образовались?

Покажите подробно, как именно образовались прилагательные от основ существительных

Пример: успех/+н+ый=успешн ый

(учебник)

(Слайд5)

Какое правило вы должны помнить?

(Слайд 6,7)

Вспомним имена сказочных героинь?

Назовите суффиксы у этих слов?

Теперь выполним Упражнение 34,с.36

(работа по Обратному словарю)

Какой оттенок придает суффикс -к?

- Как пишется буквосочетание –чк?

Образец:

Собач ка задачк а речк а аптечк а

собак а задач а рек а аптек а

Обучающиеся записывают (индивидуально )

Пустячн ый- пустяк ; успешн ый- успех ; грешн ый -грех ; потешн ый- потех а; воздушн ый- воздух .(листы самооценки)

Пустяк- пустячный (чередование {к}{ч},успешный- успех; грешный –грех; потешный-потеха; воздушный-воздух (чередование [ш ]и [х]

Убираем окончание, к оставшейся основе добавляем суффикс –н , а затем добавляем окончание

Пустяк/+н+ый= пустячный,

грех/+н+ ый= грешный, потех/+н+ый = потешный, воздух/+н+ый = воздушный

Буквосочетания чн и чк пишутся без мягкого знака

Дюмовочк а, Курочк а Ряба, Снегурочк а, Красная Шапочк а, Русалочк а.

Обучающие записывают 5 слов на – чка,

Работа парами

Уменьшительно-ласкательный.

Без мягкого знака.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

обмен мнениями, слушание друг друга, построение понятных речевых высказываний

Познавательные УУД: дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об образовании слов с помощью суффиксов

Регулятивные УУД:

4 .Физкультминутка

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ

5 . Первичная проверка понимания

(Слайд 9)

- Образуйте от этих слов новые слова и выделите изученные орфограммы

На дереве висят, их можно сорвать, если правильно написать буквосочетание.

(рисунок дерева и яблок)

Комментированное письмо

(Один комментирует остальные записывают)

Дети записывают буквосочетания и «срывают яблоки» с дерева

Регулятивные УУД:

осуществлять пошаговый контроль своих действий

Регулятивные УУД:

умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

6.Первичное закрепление

1.Работа с Обратным словарем

- Выпишите любые пять слов на – чка из Обратного словаря и покажите письменно, как из основы каждого выписанного слова образовать другое слово.

Проверьте тетради вашего соседа и исправьте ошибки, если они есть.

2.Выполнение упражнения в тетради для самостоятельной работы №2 №28 (с.21

Выпишите три группы слов, являющихся формами одного и того же слова

3.Дифференцированная работа

Карточка 1.

1.Соедини слова с подходящими по смыслу словами, данными в скобках.

2.Выдели суффиксы.

Образец: земн ой поклон

Карточка 2

Измени слова так, чтобы они обозначали маленькие и большие предметы. Выдели суффиксы.

Работа в парах

Проверка-обмен тетрадями

Оценить товарища по парте

Кличка (клич), сестричка (сестра), почка, курочка (курица), тучка (туча)

самостоятельно

(С крышечкой-крышечка.2.С шишечкой-шишечка.3. С дырочкой-дырочке) )

самостоятельная работа по карточкам

Обучающиеся записывают пары слов, выделяют

суффиксы в словах

Землян ой вал.Глинян ая посуда, глинист ая почва. Дождев ая вода, дождлив ая погода. Лесной край, лесист ый склад. Старый друг, старинн ый обычай.

Жук- жучок , жучищ е, дом-домик ,домищ е,домин а,рыба-рыбк а,рыбищ е,коготь-коготок ,когтищ е,хвост-хвостик -хвостищ е

Личностные УУД: формирование умения работать в паре, сотрудничать в поиске нужной информации

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации из собственного опыта

7.Итоги урока

При помощи чего можно образовать новые слова?

Как пишутся слова на –чка? –Как пишутся буквосочетания чк, чн?

При помощи суффиксов

Слова на –чка пишутся без мягкого знака

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме

7. Инструктаж по домашнему заданию

Выпишите из словаря пять слов на –чка. Показать письменно, как слово образовалось.

8. Рефлексия.

Используется рефлексивный экран (Слайд)

- Я понял, что………..

Было интересно………

Было трудно……….

Мне захотелось………….

Те, кому урок принес радость, прикрепите к дереву красный листик. Те, у кого неудачи омрачили настроение- желтый листик

Обучающиеся прикрепляют к дереву листики красного или желтого цвета

Регулятивные УУД: прогнозируемые результаты уровня усвоения изучаемого материала

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пальчиковая гимнастика «Заборчик» «Клубочек»

Словарная работа Ветер, береза, воротник, газета.

Проверь себя! Ветер-ветер ок, береза-берез к а, воротник- воротнич ок, газета- газет к а.

Ёло чк а и бело чк а, Ко чк а, то чк а, стрело чк а, Бо чк а, по чк а, спи чк а, Ре чк а, ру чк а, пти чк а. Гре шн ый, успе шн ый, возду шн ый, То чн ый, шуто чн ый, ре чн ой. Знаем мы наверняка, Как писать ЧН, ЧК.

ПРАВИЛО Буквосочетания чк,чн пишутся без мягкого знака)

Назови имена сказочных героинь.

Проверь себя! Куро чк а Ряба Русало чк а Красная Шапо чк а Дюймово чк а Снегуро чк а

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Нет ошибок- 5 1 ошибка- 4 2 ошибки- 3

молоко моло чн ый цветок цвето чн ый сердце серде чн ый туча вну чк а ночь но чк а печь пе чк а успех мо щн ый ушко ово щн ой синица чк пте нч ик лиса телефо нч ик чн чк шн Образуй новые слова.

№2 Но ЧК а, пе ЧК а, сини ЧК а, пти ЧК а, колю ЧК а, спи ЧК а, рукави ЧК а, лиси ЧК а, то ЧК а, до ЧК а, ко ЧК а, книже ЧК а.

№3 Моло ЧК о, лодо ЧК а, дево ЧК а, було ЧК а, бабо ЧК а, ласто ЧК а, козо ЧК а, ёло ЧК а, нито ЧК а.

№4 Со ЧН ый, ули ЧН ый, пе ЧН ой, уда ЧН ый, встре ЧН ый, отли ЧН ый, но ЧН ой, зву ЧН ый, игруше ЧН ый, ре ЧН ой.

№5 Лено ЧК а, Ване ЧК а, Оле ЧК а, Лидо ЧК а, Жене ЧК а, Зино ЧК а, Тане ЧК а, Людо ЧК а, Жу ЧК а, Ане ЧК а.

Продолжи предложение -Я понял, что…………………, -Было интересно………………… -Было трудно…………………….. -Мне захотелось ………………



Самое обсуждаемое
Тайная книга гитлера (1925–1928 гг Тайная книга гитлера (1925–1928 гг
Значение сервий туллий в большой советской энциклопедии, бсэ Значение сервий туллий в большой советской энциклопедии, бсэ
Как сложилась судьба старшей сестры ленина анны ульяновой Биография анны ульяновой Как сложилась судьба старшей сестры ленина анны ульяновой Биография анны ульяновой


top