Политический, социальный и экономический строй древнерусского государства. Политический строй древней руси Политический строй древней руси

Политический, социальный и экономический строй древнерусского государства. Политический строй древней руси Политический строй древней руси

В девятом – двенадцатом веках Древняя Русь представляла собой так называемое протогосударство, только формирующееся своим политическим строем. Бывшие ранее разрозненные общины начали постепенно соединяться в одно государство, во главе которого решено было поставить династию Рюриковичей.

При этом, историки сходятся во мнении, что в тот период (ранний) Киевская Русь имело в качестве формы правления феодальную монархию.

Древняя Русь сформировалась на территории восточных славян в конце десятого века. Во главе данного государства ставится князь, который обещает защиту и покровительство окрестным феодалам. Взамен на данные услуги феодалы отдают ему в пользование часть собственных территорий в качестве платы.

В это же время часть территорий, которые были завоёваны в результате военных походов отдаётся боярам, которые взымают дань с данных земель. Для данной процедуры нанимаются дружинники, которым было разрешено оставаться жить на территории к которой они были прикреплены. Так начала формироваться феодальная иерархия (Князь – вотчинники – бояре – мелкие земельные держатели).

Данная система способствовала тому, что сам князь из военного руководителя стал превращаться в фактического политического деятеля. Так появляются зачатки монархии и развивается феодальная власть.

Социально-политический строй Древней Руси

Первым правовым документом была «Русская правда», которую создал Ярослав Мудрый.

Основной задачей этого документа являлась защита людей от всяческих беспорядков, а также регулирование общественных отношений.

Однако, кроме этого, данный документ разделял общество на определённые социальные категории. Например, существовали зависимые и общинники. Первые считались неполноправными гражданами и вовсе не располагали свободами (также не имели права служить в армии). Их делили на временно зависимых, холопов (слуг), а также простолюдинов (смердов).

Свободные же общинники делились на людей и смердов.

Особенности политического строя Руси

Во главе государства стоял князь, которому подчинялись дружинники и бояре, при помощи которых он реализовывал государственное управление. Дружина делилась на старшую и младшую.

Окончательное формирование государственного политического строя Руси было окончено только к концу двенадцатого века.

Древнерусское государство по форме правления представ­ляло собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента (I) , который, несомненно, являлся основой, поли­тическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического (II) и демократичес­кого правления (III) .

I. Монархический элемент представлял собой князь . Во главе государства стоял Великий князь киевский , который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителем, а скорее был «первым среди равных». Его братья, сыновья и дружин­ники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная , пер­вой обязанностью – оборона города от внешних врагов. Сре­ди других функций – судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях су­дил сам как верховный судья.

Главным содержанием деятельности киевских князей было: 1) объединение всех восточнославянских (и части финс­ких) племен под властью великого князя киевского; 2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; 3) защита границ русской, земли от нападения степных кочевников.

Таким образом, князь являлся высшим военачальником, он организовал оборону страны, сражался во главе своей дружины с кочевниками и Византией, заключал мирные договоры, а также являлся главным организатором внешней торговли, которая стала важнейшей отраслью экономики Древней Руси.

Особенностью политического строя Древней Руси был родовой суверенитетРюриковичей над Русью, т.е. совместное совладение всей территорией страны всех здравствующих потомков Рюрика. Поэтому каждому князю выделялся удел , который после его смерти отходил не потомкам этого князя, а в общегосударственный фонд , а затем опять перераспределялся между Рюриковичами. Такая система сохранялась до конца XI – начала XII века. Политический строй Древней Руси был основан на системе «принципата»(старейшинства) , согласно которой власть переходит старшему в роду, а не по династической линии. Верховная власть и Киев принадлежала старейшему в роду князю. Младшие князья за службу старшему князю получали «волости», с которых в форме даней собирали для себя содержание. За несоблюдение условий договора между князьями волость отбиралась в общегосударственный фонд и вновь раздавалась.



Положение начинает меняться в конце XI в. Род князей Рюриковичей сделался очень разветвленным, система их взаимного родства оказалась слишком сложной, осуществление принципа старейшинства стало затруднено. Шло складывание феодальной собственности на землю, т.е. князья начинали смотреть на волости и уделы не как на временное, а на собственное родовое владение. Любечский съезд 1097 г. фактически разделил страну на три «отчины»: Изяславичей, Святославичей, Всеволодовичей. Порядок старейшинства в 1113 г. нарушил Владимир Мономах, сев на киевский престол после подавления восстания горожан в обход других претендентов (по «старейшинству» престол умершего Святополка должен был наследовать Ярослав). Владимир Мономах передал престол своему сыну, т.е. попытался установить наследование власти по династической линии. Со второй половины XII в. старейшинство могло присваиваться путем избрания, независимо от степени родового старшинства. В конце XII в. право на старейшинство давало обладание Киевом (а не наоборот, как раньше).

Со второй половины XII в. на первый план выходит понятие «отчины», которая понималась князьями как владение, которым обладал отец, а потому оно должно передаваться по наследству. «Отчина», «вотчина» часто совпадала с бывшей волостью, т.е. происходило соединение политической власти над определенной территорией с правом земельной собственности на эту территорию. Возникает княжеско-боярская сеньория. Таким образом, в конце XI – XII вв. происходит становление феодализма в Древней Руси.

Неотъемлемой частью княжеской власти была егодружина , с которой он был неразлучен. Это его ближайшие сподвижники в ратных подвигах, товарищи и советники. Дружина была, как правило, сравнительно невелика и состояла из 700-800 храбрых, обученных и преданных князю воинов, которых он сам подбирал. Из летописи известна история с Яном Усмошвецом (Усмарем), сыном кожевника. Во время одной из битв с печенегами он победил печенежского богатыря и был принят в княжескую дружину.

Княжеская дружина не была однородна. Уже в X в. она делилась на старшую дружину бояре, или боляре (от слова «большие»), и младшую молодь, отроки, гридь . Ярослав, кроме того, упоминает нарочитых, или добрых, людей , не входящих в дружину . Князь был обязан постоянно советоваться со своей дружиной, прислушиваться к ее мнению. Святослав, например, отказался принять христианство только потому, что дружина была против. Игорь погиб из-за того, что, послушавшись совета своей дружины, пошел вторично собирать дань. Владимир Святославович победил своего брата Ярополка благодаря поддержке его Блудом, дружинником Ярополка.

Иногда князь собирал ополчение из горожан и свободного сельского населения, которое участвовало в битвах. Так, новгородское ополчение помогло Ярославу Мудрому в борьбе с его братом Святополком за Киевский стол. Постепенно бояре-дружинники перестают жить с князем «на един хлебе», а оседают на земле, владеют селами, превращаются в землевладельцев-феодалов.

II. Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники (бояре) , представители городов , иногда духо­венство.

На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы : избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансо­вых дел и др.

Боярская дума символизировала права и ав­тономию вассалов и обладала правом «вето», хотя право решения и авторитет власти оставались за князем. (Полный состав совета созывался в случае необходимости.)

Младшая дружина , включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разрешении важнейших тактических вопросов князь обыч­но советовался с дружиной в целом.

С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и съезды князей (с XI в.) , на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств, в том числе проблемы совместной обороны.

III. Демократический элемент управления – это народное собрание, известное как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин . В сферу компетенции вечевых собраний мог входить самый широкий круг вопросов : от сбора средств для городского ополчения и найма военных отрядов до изгнания или избрания князя. На ранних этапах развития государства городские вечевые собрания существовали повсеместно. Позднее их судьба в разных землях была различной. Если на северо-западе вече с конца XII в. переживало своеобразный расцвет, то на северо-востоке оно, видимо, уже к концу XII в. прекратило свое существование.

Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI–XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления (А.П. Новосельцев ).

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече.

По своему территориально-государственному устройству древнерусское государство было «империей Рюриковичей», аналогичной франкской империи Каролингов и другим раннесредневековым империям Европы. В нем были объединены различные народы (славяне, финно-угры, балты, тюрки), образования политического характера (союзы племен), самоуправляющиеся города, земли , сохранившие особый статус в составе Руси (Новгород, Полоцк). Отношения между центром и периферией государства были достаточно специфическими: киевские князья облагали подвластные им земли данью , города могли быть даны в качестве удела или волости. Экономическое, социальное и культурное развитие земель шло в основном вне контроля центра .

В то же время, Рюриковичи вряд ли располагали постоянным аппаратом власти на периферии своих владений. Представители князя «наезжали» за данью (существовала система сбора дани – «полюдье»), местное население признавало за ними политическую власть и видело в них своих военных защитников.

Но со временем аппарат управления , ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов, начал формироваться. Из числа дружинников князь назначал посадников – наместников для управления городом, областью; воевод-предводителей различных военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц; сборщиков поземельных податей – данников , судебных чиновников – вирников , подъездных , сборщиков торговых пошлин – мытников . Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства – тиуны (впоследствии они становятся специальными чиновниками правительства и включаются в систему государственного управления).

Отсутствием унитарности, диктата центра «империя Рюриковичей» отличалась от позднейшей Российской империи, но это региональное самоопределение, безусловно, способствовало распаду государства при наступлении феодальной раздробленности.

Понятие "общественный строй" включает в себя: экономическое развитие страны, классовую структуру общества, правовое положение классов и социальных групп населения.

Исторические, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в экономической жизни основным занятием у восточных славян преобладало земледелие. Развивалось как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие.

В X-XII вв. наблюдается значительный рост городов с ремесленным и торговым населением. В XII веке на Руси уже около 200 городов.

В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения.

Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.

Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.

К ним относятся:

* феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри);

* свободные общинники (сельские и городские "люди" и "людины");

* смерды (крестьяне-общинники);

* закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий "купу");

* изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом);

* челядь и холопы (придворные рабы);

* городское население (городская аристократия и городские низы);

Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.

Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.

Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству.

Появление в Пространной редакции Русской правды, относящейся к концу XI-началу XII вв., статей, где упоминаются боярские тиуны, боярские рядовичи, боярские холопы и боярское наследование позволяет делать вывод о том, что к этому времени утвердилось и боярское землевладение.

Продолжительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родоплеменной знати. Формой их землевладения были:

1. вотчина;

2. держание (поместье).

Вотчины приобретались путем захвата общинных земель или путем пожалования и передавались по наследству. Держание бояре получали только путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти). Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена.

К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.

Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст.3) "людин" противопоставлялся "княжу-мужу", он сохранил личную свободу.

Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.

Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 пп.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.

По мнению историков Б.Д. Грекова и М.Б. Свердлова, смерды были свободные и зависимые. Зависимыми смердами были те, которые получили землю у феодала и работали на него.

Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория называлась "закупами". Основным источником, характеризующим положение "закупа" - являются ст. 56-64, 66 Русской правды пространной редакции.

Таким образом, "закупы" - крестьяне (иногда и представители городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его ограничивалась. Он не мог без разрешения господина покидать двор. За попытку бегства превращался в холопа.

"Изгои" бывали свободные и зависимые. Это были:

* бывшие закупы;

* выкупившиеся на волю холопы;

* выходцы из свободных слоев общества.

Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Жизнь изгоя защищается Русской правдой штрафом в 40 гривен.

На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь. Они не являлись субъектами права, а за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Если он совершал кражу, то платил господин. В случае нанесения холопом побоев, тот мог его убить "в пса место", т.е. как собаку. Если раб укрылся у своего господина, то последний мог защитить его, заплатив 12 гривен, или отдать на расправу.

Закон запрещал укрывать беглых холопов.

Государственный строй.

В понятие государственный строй входят:

* вопросы устройства государства;

* политическая форма правления;

* структура и компетенция центральных и местных органов власти и управления;

* военное устройство;

* судебная система государства.

Формирование древнерусского государства шло вплоть до первой трети XII века. Это было целостное, основанное на принципе сюзеренитета-вассалитета государство. По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью.

Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать:

* экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть;

* большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов;

* наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре;

* наличие системы кормления на местах.

Оно возникло в то время, когда еще не было предпосылок образования централизованного государства, при слабо развитых торговле и ремесле, отсутствии прочных экономических связей между отдельными регионами. Сильная центральная власть феодалам была нужна для прикрытия или поддержки при захвате общинных и новых земель.

Поддержка великого князя феодалами способствовала быстрому распространению его власти на обширную территорию Руси.

Киевская Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений.

Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече.

Властные функции великого киевского князя в период княжения Олега (882-912 гг.), Игоря (912-945 гг.) и регентши Ольги при Святославе (945-964 гг.) были относительно несложны и заключались в:

* организации дружины и военных ополчений и командования ими;

* охраны границ государства;

* осуществлении походов на новые земли, захват пленных и взимание с них дани;

* поддержание нормальных внешнеполитических отношений с кочевым племенам юга, Византийской империей, странами Востока.

Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города.

В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя.

Князь становится организатором и командующим вооруженными силами (многоплеменной состав вооруженных сил усложняет эту задачу):

* заботится о строительстве укреплений по внешней границе государства, строительстве дорог;

* налаживает внешние сношения с целью обеспечения безопасности границ;

* осуществляет судопроизводство;

* осуществляет утверждение христианской религии и материально обеспечивает духовенство.

(В этот период начинаются народные волнения. В 1068 г. Изяслав жестоко подавил народное восстание, а в 1113 г., испугавшись новой смуты, бояре и епископы вызвали в Киев Владимира Мономаха с сильной дружиной, который подавил восстание).

Княжескую власть осуществляли на местах посадник, волостели и тиуны. Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы.

Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу "старшинства" (старшему брату), а затем по принципу "отчины" (старшему сыну).

Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора.

Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления личным делами князя. Общий термин тиун уточняется: "огнищанин" называется "тиуном-огнищным", "старший конюх" - "тиуном конюшим", "староста сельский и ратный" - "тиуном сельским и ратейным" и т.д.

С усложнением задач государственного управления роль этих должностей укрепилась, функции уточнились, например: "воевода" - начальник вооруженных сил; "тиун конюший" - ответственный за обеспечение княжеского войска конским составом; "дворецкий-огнищанин" - управляющий княжеским двором и выполняющий отдельные государственные задания; "стольник" - продовольственный снабженец.

Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.

Функции съезда составляли:

* принятие новых законов;

* распределение земель (ленов);

* решение вопросов войны и мира;

* охрана границ и торговых путей.

Известен Любеческй съезд 1097 года, который имея ввиду объединение усилий в борьбе с внешними врагами, "устроение мира" признал независимость удельных князей ("каждый пусть держит отчину свою"), в то же время призвал блюсти Русь всеми за "один". Снем 1100 года в Уветичах занимался распределением ленов.

Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка "старцы городские". Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались.

Известно, что решение об убийстве за злоупотребление сбором дани князя Игоря древляне приняли на своем вече.

В 970 году Новгородское вече пригласило на княжение Владимира Святославовича.

На вече решались вопросы:

Созыва и комплектования народного ополчения и выбор предводителя;

Выражался протест против политик князя.

Исполнительным органом вече был Совет, который фактически заменял вече. Вече по мере развития феодализма исчезло. Сохранилось только в Новгороде и Москве.

Местным органам управления вначале были местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения.

Местная администрация содержалась за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались "кормленщиками", а система управления - системой "кормления".

Власть князя и его администрации распространялась на горожан и население земель, не захваченных феодалами. Феодалы же получали иммунитет - юридическое оформление власти во владениях. В иммунитетной (защитной) грамоте определялась земля, жалованная феодалу и права к населению, которое обязывалось быть в подчинении.

В Древнерусском государстве суд не был отделен от административной власти. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассматривал жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну.

На местах суд осуществляли посадник и волостели.

Кроме того, существовали вотчинные суды - суды землевладельцев над зависимым населением, на основе иммунитета.

В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом администрации.

Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.

6. Источники права Древнерусского государства. Источниками права являются официальный документ или документ иной формы, содержащие нормы права на том или ином историческом этапе либо вообще документально не зафиксированные нормы права.

Источники права Древнерусского государства – источники права, существовавшие в период становления и развития Древнерусского государства.

Виды таких источников права.

1. Обычай. Он существовал и использовался до 1917 г. на территории Российского государства, но только для крестьянства.

2. Письменные памятники права. Они опирались в своих положениях на обычное право, которое лишь через них получило официальное признание:

1) Первая Русская Правда (принадлежит к типу варварских правд, т. е. таких законов, которые принимались на начальном этапе существования народов, покоривших Римскую империю; такие сборники норм права были однотипны, так как все они содержали обычное право, не были структурированы и систематизированы; в них содержались нормы процессуального (формального) права, формы установления права и санкции за правонарушения);

2) Русская Правда 1016–1019 гг. и Правда Ярославичей (относятся к сборникам канонического права и представляют собой уже более структурированные и систематизированные источники древнерусского права, главным образом посвященные уголовному и уголовно-процессуальному праву в России того периода);

3) Стоглав 1551 г. (характеризуется уже более полным объемом правовых норм не только уголовного и уголовно-процессуального характера, но и всех иных сфер общественной жизни: семейных отношений, гражданских и т. п.);

4) Псковская и Новгородская судные грамоты XIV–XV вв. (приняты на основе Русской Правды, но представлены уже значительно более широким спектром норм, эти нормы отражали переход к единому Московскому государству).

3. Межгосударственные договоры:

1) договоры северорусских племен – характеризуются архаичностью, т. е. их нормы не отнесены к какой-либо отдельной отрасли права, однако при этом они более систематизированы, чем варварские правды;

2) договоры русских с греками – являются самым древним источником, они основывались на византийском праве, которое во многом имело черты римского, следовательно, структура этих договоров была схожа с современной: преамбула, основная часть и заключение; эти договоры устанавливали равное право субъектности Руси и Византии, регулировали порядок выдачи преступников друг другу, порядок торговли друг с другом, официально оформляли отношения между Византией и Русью;

3) договоры русских с немцами XII–XIII вв. (ими устанавливался торговый союз с немецкими городами, который предполагал, что представителем Руси и немцам судиться каждому по своему праву);

4. Церковные уставы. Церковь в период древнерусского государства имела значительное влияние на всю систему государственного устройства и права, эти уставы закрепляли десятину (налог церкви), компетенцию церковных судов, которые в те годы были единственными по семейным и наследственным отношениям.

5. Акты юридического быта, т. е. договоры, письма и т. п., плохо до нас дошли. Междукняжие ряды (договоры) – о браке, купле-продаже, дарственные акты.

6. Юридические пословицы и поговорки. Их историческое значение для исследователей заключается в том, что они свидетельствуют о том, как население воспринимало право и государственную систему. Как и у других народов, один из главных источников права у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосу­дарственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старей­шины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни со­членов, можно говорить о появлении обычного права. Обычное право вы­ражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторе­нии (скажем, община при любых обстоятельствах защищает каждого об­щинника круговой порукой). Оно выражается также в юридических сдел­ках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу» и т.п.

Обычное право весьма консервативно, оно часто долго соседствует с правом публичным в условиях, когда уже складывается государство и все институты права. На Руси долго считали, что поступать по старине, зна­чит поступать по праву. «Что старее, то правее», – говорит пословица. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно из­меняться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного права вос­точных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание не­весты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, насле­дование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видо­изменяется, некоторые утрачиваются. Кровная месть, к примеру, запреща­ется в XI в. и заменяется денежным штрафом.

Второй источник права Киевской Руси – это собственное законотвор­чество раннефеодального государства в первые десятилетия его существо­вания, обобщавшее судебную практику. О том, что таковое имело место, узнаем из текстов договоров Руси с Византией, могущественным южным соседом державы Рюриковичей. Русская летопись донесла до нас тексты 3-х таких договоров: 911, 944 и 971 гг. Договоры регулировали торговые, со­юзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совер­шённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. В текстах договоров 911 (ст. 5) и 944 (ст. 6) годов прямо указывается на существование уже к этому времени закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы.

Третий источник древнерусского права – право византийское, его ре­цепция (усвоение), а через него – частично и права римского. Принятие христианства Русью (988 г.), усвоение христианской культуры, более тес­ное общение с Византией и другими странами произвели настоящий пере­ворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и должно было подвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами, со своими служите­лями, начиная с митрополитов-греков и кончая духовными лицами менее высокого ранга, которые составили образованную элиту общества, стре­мившуюся к усовершенствованию русского права.

На протяжении двух последующих столетий, XI и XII, Русь как при­лежная ученица усваивала чужое право, приспосабливая его к условиям местной жизни. На Русь в что время хлынул поток переводной греческой литературы, как светского, так, главным образом, религиозного содержа­ния: евангелия, псалтыри, жития святых, хроники, апокрифические сочи­нения и пр., составлявшие круг чтения средневекового русского читателя. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике. Первыми пришли сборники церковного права: Номо­канон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фо­тия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники ка­нонических и юридических установлений). Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Эклог (отбор) императоров Льва Исавра и Константина Компронима, Книги законные, содержавшие законы земле­дельческие, уголовные и др.

Под влиянием византийского права уже в XI в. все членовредительные и болезненные наказания уступили место денежным штрафам, произошли серьезные изменения в семейно-брачном праве, появились нормы в праве, защищающие честь и достоинство личности и др.

Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христи­анством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положе­нии церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями. До нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Они содержат положение о церковной десятине, которую со времен Владимира Святого русская церковь получала из казны на содер­жание; церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично oт юрисдикции княжеского суда; церковь получила право надзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза и др. Уставы, таким образом, позволяют выяснить отношения государства и церкви, помогают восстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде. Это ценный источник изучения права.

Однако главный источник, по которому мы изучаем древнерусское право, представляет собой уже упомянутая выше Русская Правда – первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI–XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV–XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. О происхождении этого законодатель­ного памятника в литературе не выработано единого мнения, как, соб­ственно, и о толковании его содержания. Учёные спорят об этом на протяжении более 250 лет, с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Тати­щевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три ре­дакции: Краткую, Пространную и Сокращённую. Древнейшая из них Краткая Правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Яросяавичей. Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее все­го, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015–1019 гг.). Пытаясь заручиться поддерж­кой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись).

Правда Ярославичей (ст. 19–43 Краткой Правды) вобрала в себя за­конодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 – годом смерти одного из его сыновей.

Создание второй редакции Русской Правды – Пространной Правды – исследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. Но и она не представляет собой созданного в одно и то же время единого свода законов. Её со­ставляющие – Суд Ярослава Владимировича (ст. 1–52), обобщив­ший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (ст. 53–121), целиком состоя­щий из постановлений этого князя. В Пространной Правде представ­лено (в группах статей) не только уголовное право, но и право наслед­ственное, основательно разработан юридический статус категорий на­селения (о чём уже шла речь), содержится банкротский устав, введен­ный в 1113 г., после известного киевского восстания, определяются нормы процессуального права и пр.

Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII–XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхо­ждение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе труд­но объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Про­странной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой.

Этапы политической истории Древней Руси

I. IX - XI вв. - период формирования территории и границ, основ государственного строя и сохранение политического единства под властью Киева;

II. XII - нач. XIII вв. : период политической раздробленности или удельный. Номинально Великий Киевский (с 1169 г. - Владимирский) князь оставался главой государства. Киевская Русь не распадается, а преобразуется в своеобразную федерацию самостоятельных русских земель и княжеств, число которых постоянно увеличивалось: в середине XII в. их было 15, в начале XIII в. - около 50, в XIV в. - уже 250. Как комментирует летопись: "и разъдрася вся русская земля…"

Главной особенностью государственного строя Древней Руси, по словам В.О. Ключевского, было существование двух параллельных структур власти: одни были княжеские , другие - земские , вечевые .

Центральное место в государственном управлении занимала княжеская власть , зародившаяся в родоплеменном обществе. В X в. межплеменная борьба заканчивается победой Киева, и Святослав принимает титул "великого князя русского". При передаче великокняжеского престола сохранялся родовой принцип старейшинства , т.е. великим князем становился старший в роду Рюриковичей, а младшие Рюриковичи становились наместниками. Функции княжеской власти были довольно широкими, они придавали ей характер верховной государственной власти .

  • На князей возлагались задачи военного руководства и дипломатических отношений, они исполняли внутренний "наряд" по охране мира и порядка, руководили внутренней и внешней политикой, т.е. возглавляли исполнительную власть . В их облике было много черт прежних племенных князей, главная из которых - непосредственное участие в сражениях, его задача "стояти и боронитеся", храбрость князя на "рати" высоко ценилась в древнерусском обществе. Новгородцы в 1136 г. изгнали князя Всеволода, обвинив его в том, что он уехал "с полку впереди всех", т.е. бежал с поля битвы.
  • Законодательная власть также была в руках князей. Первые законы Древнерусского государства ("Русская правда") приняты князьями Ярославом Мудрым и его сыновьями, известны церковные уставы князей Владимира, Ярослава, Владимира Мономаха.
  • Князь обладал высшей судебной властью , от его имени осуществляли суд наместники и волостели.
  • Князь выполнял и религиозные функции. Прозвание Олега Вещим может указывать на то, что он был "вещуном", т.е. жрецом. Выполняя такие функции, князь Владимир провел в 980 г. языческую реформу, а в 988 г. принял православие и сделал его государственной религией.

Власть князя на местах осуществляли наместники великого князя, как правило, его братья, сыновья и другие родичи. Они назначались в центральные и крупные города княжеств, в волостях управляли волостели . Наместники и волостели отвечали за порядок, собирали налоги, были воеводами, боролись с преступниками, были судьями. Часть налогов оставалась на содержание местных управителей (система "кормления" ). Подобная структура управления окончательно оформилась при князе Владимире Святославиче. Княжества, земли и волости сохраняли значительную самостоятельность, что позволяет называть Киевскую Русь своеобразной "федерацией" земель и княжеств.



Дружина (и великого, и удельных князей) делила с ними все функции управления. Члены старшей дружины составляли думу князя (Боярскую думу ), его государственный совет. Дружина в целом являлась военным и административным аппаратом князя, из числа дружинников назначались посадники, волостели, воеводы, судьи, послы и т.д. Князь опирался на дружину и советовался с ней по всем вопросам, иначе он мог лишиться ее поддержки, а по выражению летописи, князь без дружины - словно "птица опешена".

Таким образом, князь был военным вождем и организатором народного ополчения, главой управления, законодательства и суда, а княжеская власть - необходимым и главным элементом политической организации общества.

Земские органы управления - вече и община также зародились в родоплеменном обществе и продолжали традиции родового самоуправления.

Лаврентьевская летопись под 1176 г. сообщает: "Новгородци бо изначала и Смолняне, и Кыяне, и Полочане, и вся власти якож на думу на веча сходятся; на что же стареишии сдумають, на том же пригороди стануть". Вече - народное собрание действовало во всех русских городах до середины XIII в. (в Великом княжестве Литовском, Новгородской и Псковской землях до XV в.). Князь должен был заключать соглашение с вечевой общиной и принимать выдвигаемые условия. В конце XI - середине XII вв., когда Русь распадается на уделы, хозяином положения делается вече. Вечевые города приобрели значение "руководящей политической силы, которая соперничала с князьями, а к концу XII века взяла над ними решительный перевес" (В.О. Ключевский). Участие в вече и его созыв было правом всех свободных взрослых людей. По источникам "люди" наделены значительной социальной энергией: они принимают участие в приглашении князей на стол и в их сгоне, участвуют в выборе религии, утверждают международные договоры, собирают ополчение. Новгородское вече с 1136 г. заключало с князем ряды (договоры) и жестко контролировало его власть. Из 50 князей, занимавших Киевский престол, 14 были приглашены вечем. Например, киевское вече ("кияне") в 1151 г., когда на город напал Ю. Долгорукий, приняло такое решение: "ать же поидуть все како может и хлуд в руци взяти, покы ли кто не поидеть, нам даи, ать само побъемы". Таким образом, вече являлось верховным органом законодательной и распорядительной власти на местах , решающим все важные вопросы: о войне и мире, приглашении и изгнании князей, распоряжении финансами и земельными фондами и т.д.

Община была формой самоуправления крестьян, т.е. большинства населения страны. Она осуществляла перераспределение земельных наделов, совместно (вечем) решала налогово-финансовые вопросы, формировала народное ополчение, расследовала преступления и наказывала за них.

Политический строй русских земель поясняет и характер войска . Наиболее боеспособной и хорошо вооруженной частью войска являлась дружина. В зависимости от степени военной опасности, в бой вступала или дружина, или народное ополчение (все свободные взрослые люди). Каждый свободный человек пользовался правом ношения оружия и был вооружен. Т.е. вече - это и есть народное ополчение каждого города или волости: высокая политическая активность рядового населения, его полновластие на вече опирались на военную силу народа. Города были устроены по-военному, народное ополчение образовывало полк - тысячу , которая разделялась на сотни и десятки. Тысяцкий, сотские и десятские избирались на вече. Тысяцкие являлись руководителями военных сил округа, кроме того, они имели полицейскую власть и судебную власть. В ополчении были свои командиры - земские воеводы и тысяцкие.

В отечественной историографии утвердилась традиция, рассматривающая древнерусских князей "государями" и "самодержавными монархами", но она требует критического осмысления. Князь не был верховным земельным собственником, общество не носило ярко выраженный классовый характер, основное население было свободно и полноправно, княжескую власть контролировали дружина и вече, - в этих условиях великий князь не стал самодержавным монархом. В целом, в древнерусском государстве сложилось "неустойчивое равновесие" двух форм власти, двух тенденций политического развития: княжеской (монархической ) и вечевой (демократической ). Следует отметить и весомую роль дружины (аристократии ) в политическом развитии Руси.

В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9-11-й вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7-м вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (сначала варяги, а в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10-му в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к , так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11-го в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9-м в. она резко возросла.

Русь 9-12-го вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли , на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в Древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12-го в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В Древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - , составленная во времена княжения на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11-го в.) и (1113-1125).


Самое обсуждаемое
Анекдоты про героев мультфильма Анекдоты про героев мультфильма
Анекдоты про героев мультфильма Анекдоты про героев мультфильма
Программирование сознания Программирование сознания при помощи наглядного примера Программирование сознания Программирование сознания при помощи наглядного примера


top