Южный форпост геополитики. Южный форпост россии

Южный форпост геополитики. Южный форпост россии

Наш город Астрахань, в котором мы живём, часто именуют Южным форпостом России. Задумывались ли вы, почему? Ведь помимо нас, на юге предостаточно городов. Они и поболее нашей «столицы» будут, и южнее, ко всему прочему… Раскрою вам военную тайну:)) Так уж сложилось, что наш город на Волге стал родиной для Каспийской флотилии!

Каспийская флотилия является одним из оперативно-стратегических объединений Военно-Морского Флота России (всего в нашей стране ещё 4 флота, помимо нашей Каспийской флотилий) со штабом в Астрахани и входит в состав Южного военного округа. У флотилии три пункта базирования: Астрахань, Махачкала и Каспийск. Всего там располагается 24 надводных корабля: 1 сторожевой корабль, 2 малых артиллерийских корабля, 5 ракетных катеров, 5 артиллерийских катеров, 2 базовых тральщика, 4 рейдовых тральщика, 7 десантных катеров.
Флаг

Гюйс

Вымпел боевых кораблей

Основные задачи:

Борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом.
- Борьба с браконьерами (незаконной добычей чёрной икры).
- Обеспечение российских национальных интересов в зоне нефтяных месторождений.
- Слежение, и устранение чрезвычайных ситуаций в речном мореходстве.
- Охрана торговли.

Немного истории.


До Петра были попытки создания на Каспийском море флотилии военных кораблей. Так, в царствование Алексея Михайловича возникла необходимость защиты торговых путей по Волжскому пути в связи с расширением торговых отношений России и Персии. Был заложен первый российский военный трехмачтовый корабль «Орёл», яхта, бот и две шлюпки. Построенные суда были спущены на воду и в 1669 году прибыли в Астрахань, но в следующем году во время восстания под предводительством Степана Разина эти корабли были захвачены и сожжены.
В начале XVIII века Петр I ставит перед собой цель – завоевать побережье Каспийского моря, но на его пути стояла Персия, достаточно мощное в то время государство. Поэтому в 1704 году в Казани было основано адмиралтейство и начато строительство 200 речных лодок и 45 ластовых судов – небольших деревянных судов, предназначавшихся для обслуживания военных портов.
18 июля 1722 года десант, которым командовал сам Петр I, вышел из Астрахани в Каспийское море. В ходе Персидского похода в августе 1722 года русские войска заняли город Дербент. А уже в ноябре был основан военный порт в Астрахани и образована военная флотилия.
После смерти Петра Великого завоевания русских на Каспии были утрачены: в связи с обострением русско-турецких отношений, российское правительство, заинтересованное в союзе с Персией, по Рештскому договору (1732) и Гянджинскому трактату (1735) возвратило все прикаспийские области Персии.
В 1781 году капитан 2-го ранга граф Марко Войнович формирует в Астрахани отряд из трех 20-пушечных фрегатов, бомбардирского судна и двух ботов, который перебазировался в Астрабадский залив на юго-востоке Каспия. Здесь создается русская колония, откуда корабли осуществляли перевозки, охраняли торговые суда, вели исследования побережья. В 1813 году, с заключением Гюлистанского мирного договора, Россия приобрела монопольное право на содержание в Каспийском море военного флота.
С 1867 года основные силы Каспийской флотилии базировалась в Баку.

Современность.

После распада СССР и преобразования бывших республик в суверенные государства флотилия была разделена между каспийскими государствами СНГ. Российскую Каспийскую флотилию пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую ее главной базой.
Главными задачами флотилии, которая уже несколько веков стоит на страже южных рубежей России, остаются обеспечение национально-государственных интересов страны и противодействие терроризму. Кроме того, уже более 15 лет обсуждается вопрос раздела нефтяных месторождений и биоресурсов Каспия и в этих условиях Каспийская флотилия является той силой, которая поддерживает ведущую роль России на самом большом замкнутом море Земли.
Каспийская флотилия является не самой современной, так как на её вооружении стоят корабли ещё советской постройки преимущественно 1980-х годов. В настоящее время в состав флотилии входят ракетные, торпедные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых артиллерийских войск.

Самым современным кораблём является флагман флотилии сторожевой корабль проекта 11661 «Татарстан», принятый на вооружение в 2003 году. В планах государства поставить на её вооружение новые корабли и к 2018 году довести количество современных вооружений до 90 %. Из относительно новых боевых единиц уже есть «Астрахань», головной корабль проекта 21630 и «Волгодонск», первый серийный корабль проекта 21630. В планах поставить ещё 2 корабля из этой серии, которые уже находятся на конечной стадии строительства.

Пятьдесят лет назад Первая советская антарктическая экспедиция положила начало систематическим отечественным исследованиям шестого континента. Активное освоение Антарктики, начавшееся в середине XX века, требовало серьезных практических шагов, наиболее весомыми из которых стали открытие на материке научных баз и организация постоянно действующих антарктических экспедиций.

Для воплощения программы исследований была образована Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР (КАЭ), за организацию которой взялись Отдел морских экспедиционных работ АН СССР, возглавляемый И.Д. Папаниным, и Главное управление Севморпути. 13 июля 1955 года проект 1-й КАЭ был утвержден Советом министров СССР. Начальником экспедиции назначили доктора географических наук Героя Советского Союза М. Сомова. Было выработано несколько обширных направлений работы: изучение атмосферных процессов в Антарктиде и влияние их на общую циркуляцию воздушных масс Земли, выявление основных закономерностей перемещения антарктических вод, составление физико-географического описания всего региона и ледников, геологическая характеристика района. Одной из важнейших задач было создание научной станции на побережье материка и организация базы в глубине южнополярной области. К научным работам прибавились и экономические задачи поиска новых районов китобойного промысла. 30 ноября 1955 года флагманское судно 1-й КАЭ, дизель-электроход «Обь», покинуло Калининград. Позднее вслед за ним отправились дизель-электроход «Лена» и рефрижератор № 7. Суда двигались к наименее исследованному району Восточной Антарктиды, где надлежало построить научный поселок и оставить на зимовку около 100 человек.

5 января 1956 года «Обь» вошла в море Дейвиса и остановилась у кромки припайного льда еще не имевшего названия берега Антарктиды. «Первооткрыватели» назвали его Берегом Правды. Для разведки с судна была выслана небольшая лыжная партия во главе с метеорологом и альпинистом А. Гусевым. «Подъем на барьер оказался очень простым, и мы считали уже, что находимся на материке, — пишет он в книге «В снегах Антарктиды». — Но когда прошли несколько дальше, то обнаружили огромную трещину, преградившую дальнейшее продвижение. Вскоре стало ясно, что это не трещина — она была слишком широка. Мы выяснили, что находимся не на материке, а на огромном айсберге, вероятно, недавно отделившемся от основного оледенения, но еще сидящем на грунте и не начавшем плавание…» Район для возведения поселка явно не подходил. В дело бросили авиацию, и после нескольких полетов западнее стоянки «Оби», примерно на широте Южного полярного круга, был обнаружен небольшой удобный полуостров с четырьмя скалистыми холмами. Самый крупный, он имел ширину около 400 м, назвали сопкой Комсомольской.

Первый российский антарктический поселок — двадцать одно здание и аэродром — был возведен за два месяца. И 13 февраля 1956 года над обсерваторией Мирный был поднят государственный флаг Советского Союза. Еще до открытия обсерватории с помощью авиации началось изучение окрестных районов. В полетах и во время посадок проводились геологические, гляциологические, магнитные и метеорологические наблюдения, выполнялась аэрофотосъемка. 25 февраля самолет с Мирного побывал в районе Южного геомагнитного полюса, где планировалось создать станцию «Восток». В начале марта состоялся разведывательный полет в зону, где намечалось построить станцию «Советская». В начале апреля из Мирного в глубь континента вышел первый санно-тракторный поезд. Наступала полярная зима, быстро сокращался период светлого времени. Низкие температуры и постоянные сильные ветры затрудняли движение и научные наблюдения. Пройдя за месяц больше 370 км, участники похода основали внутриконтинентальную станцию «Пионерская». В октябре к востоку от Мирного на побережье была создана база «Оазис». В декабре 1956-го и январе 1957 года к Мирному подошли суда новой экспедиции. Ее участники продолжили научные наблюдения на станциях и основали еще две внутриматериковые станции «Восток» и «Комсомольская». В конце 1957 года на континент прибыла третья экспедиция, которая основала базы «Советская» и «Полюс недоступности». База «Восток» была перенесена в район Южного геомагнитного полюса, на расстояние более 1 400 км от побережья.

В 1958 году внутри континента работало уже 5 советских станций, благодаря научно-исследовательской деятельности которых было получено общее представление о метеорологическом режиме и геофизических явлениях в глубине Антарктиды.

На пике активности Советской антарктической экспедиции (САЭ) в Антарктиде, по побережью и в глубине, располагались 8 круглогодично действующих станций: «Молодежная», «Мирный», «Новолазаревская», «Прогресс», «Беллинсгаузен», «Русская», «Ленинградская», «Восток». Личный состав экспедиции, остававшийся на зимовку, составлял 180 человек, летом же работало до 450. Советская антарктическая экспедиция, наряду с Антарктической программой США, стала одним из крупнейших исследовательских проектов в южной полярной области.

Вячеслав Венедиктов

Полярный капитан
Мечта Николая Литау о море родилась там, где до него сотни километров — в маленьком селе Советское на севере Казахстана. До первой кругосветки были служба в армии, переезд в Москву, учеба в Политехническом институте и 17 лет работы в Главмосстрое. В парусный спорт он пришел, когда ему уже было за 30. Быстро освоив азы, Литау стал яхтенным капитаном и принял участие в нескольких океанских плаваниях. В 1991 году в качестве капитана-наставника на яхте английского журналиста Майлса Кларка «Wild Goose» прошел по внутренним путям России от Белого до Черного моря. Случай по тем временам беспрецедентный: наши внутренние воды для иностранцев были закрыты. Компромиссное решение непростых юридических вопросов нашел Клуб «Приключение» Дмитрия Шпаро, благодаря чему путешествие и состоялось. После возвращения из экспедиции Литау представил собственный проект — кругосветное путешествие на яхте в меридиональном направлении по всем океанам планеты через Северный Морской путь. Большинство из тех, кто ходил под парусом, отнеслись к этому как к безумству: сквозь льды, которые даже ледоколам порой не под силу, и на яхте?! И лишь немногие, в число которых входил и Дмитрий Шпаро, поверили и приняли. Так началась другая, капитанская, жизнь Николая Литау. Три года он руководил в Твери строительством лодки, специально спроектированной для предстоящего путешествия, способной не только выдержать испытания штормом и ветром, но и готовой противостоять суровым арктическим льдам. Три года Клуб «Приключение» и Н. Литау готовили поход: искали спонсоров, собирали команду. Наконец в ноябре 1996-го, в год 300-летия Российского флота, с Патриаршим благословением яхта, нареченная по предложению Его Святейшества «Апостолом Андреем», отчалила от родных берегов и преодолела сложнейший путь длиной 31 тыс. морских миль, неоднократно подвергнув моряков испытаниям. Но только однажды Литау написал в своем дневнике: «Когда бывало тяжело, для себя решал, вернусь, и в море больше ни ногой». Британский Королевский крейсерский клуб признал экспедицию «Апостола Андрея» самым выдающимся достижением в мировом яхтинге и в 1999 году удостоил капитана Литау медали «За искусство мореплавания» («The Seamanship Medal»). Вслед за англичанами Крейсерский клуб Америки наградил российского шкипера медалью «Голубая вода» («The Blue Water Medal»). Соотечественники с признанием заслуг Николая Литау не спешили, только в октябре 2002 года вышел президентский Указ о награждении его орденом «Мужество». Старт второй кругосветной экспедиции состоялся в октябре 2001 года. Снова, точно в калейдоскопе, сменяли друг друга страны и острова: Германия, Кабо-Верде, Бразилия, Фолкленды… Там, за границей антарктического региона — за 60-й параллелью, состоялось первое знакомство с шестым континентом — Антарктидой. Впереди моряков ждала встреча с канадской Арктикой. Итогом двух кругосветных плаваний и десяти лет капитанской жизни стал маршрут, завязавший вокруг земного шара крепкий морской узел — «Восьмерку Литау», и — новая идея. 14 сентября 2004 года «Апостол Андрей» снова ушел в поход, посвященный 125-летию экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.

Ирина Зубковская

Паруса в океане
Гипотеза о существовании огромного южного материка зародилась в глубокой древности, однако все попытки его отыскать терпели фиаско. Даже Джеймсу Куку во время двух кругосветных плаваний не удалось его обнаружить. В записях английского капитана можно прочитать: «…Не осталось ни малейшего пространства, где мог бы находиться материк, если только не вблизи полюса и мест, недоступных для мореплавания...» Авторитет его был настолько высок, что полвека никто не делал новых попыток. Лишь через 45 лет к «южному» вопросу вернулись русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. На двух шлюпах «Восток» и «Мирный» они совершили антарктическую кругосветную экспедицию, во время которой был наконец-то открыт последний, шестой, континент планеты. Произошло это во время первого похода в глубину полярной области 16 (28) января 1820 года. В полдень на широте 69° 21"28" по меридиану 2°14"50" западной долготы моряки заметили сверкающую полосу высоких льдов. Это была Антарктида. 8 января 2005 года заветную 60-ю параллель миновала российская яхта «Апостол Андрей». Экипаж 16-метрового парусника поставил себе амбициозную задачу: пройти вокруг Антарктиды, находясь все время к югу от этой незримой черты. Пересечь внутри студеного диаметра все меридианы, а если позволит ледовая обстановка, то подняться и за 70-ю параллель, проникнуть как можно глубже в сердце Антарктики. «Апостольцы» — не новички в антарктических водах: впервые яхта пришла сюда в феврале 2002 года. Побывала на российской научной станции «Беллинсгаузен», а затем отправилась за Южный полярный круг, в сторону острова Петра I. Достичь цели в тот раз не удалось: не позволили встречные штормы и приближающаяся зима. Но Южный полярный круг был пересечен, яхта добралась до 69-й параллели. Максимальная широта была достигнута в том же районе Южного океана, где установили свои достижения корабли великих предшественников. Новое путешествие в Антарктику совпало со 185-й годовщиной открытия материка. За 60-ю параллель «Апостол Андрей» зашел по долготе ноль градусов — Гринвичскому меридиану. Сектор Индийского океана прошли при слабых и переменных встречных ветрах. Лишь однажды, в заливе Кооперация, прихватили девятибалльный шторм. Убегая от него, «Апостол Андрей» вплотную приблизился к ледяному барьеру Антарктиды. 25 января 2005 года от берега, именуемого Землей Эндерби, яхту отделяло всего семь миль. До российской научной базы «Прогресс», первого намеченного визита, оставались считанные дни плавания, но ледовая обстановка, сложившаяся в заливе Прюдс, на берегу которого расположен поселок, не позволила зайти в гости к полярникам. Еще почти месяц «Апостол Андрей» двигался на восток в туманах и снегопадах, в окружении айсбергов. К концу февраля он вошел в море Д"Юрвиля, где во второй раз пересек Южный полярный круг и посетил французскую станцию «Дюмон Д"Юрвиль», также получившую имя мореплавателя и океанографа. Подходы к станции, расположенной на островах архипелага Жеолоджи, в непосредственной близости от материка, стерегли два гигантских айсберга, каждый из которых превышал по площади размеры Москвы. Покинув гостеприимных французов, яхта прошла через Южный магнитный полюс, где компасы буквально отказывались служить, и продолжила свое плавание на восток. В тихоокеанском секторе Южного океана свежие западные ветры обеспечили быстрое продвижение по курсу. В последний день февраля «Апостол Андрей» прошел половину земной окружности! Результат Кука был улучшен. Приближалась осень, конец навигации, но шансы на успех задуманного оставались вполне реальными. Однако судьбе было угодно распорядиться по-иному, и 2 марта в море Росса «Апостол Андрей» потерял руль. Для того чтобы без руля вывести яхту из окружения айсбергов и добраться до населенной земли, понадобился целый месяц. На покалеченной лодке пришлось пересечь неистовые пятидесятые и штормовые сороковые широты, пережить 12-балльный ураган. После ремонта в Новой Зеландии было принято решение вернуться к берегам ледового континента в январе 2006 года и завершить антарктическое кольцо. В случае успеха «Апостол Андрей» станет первым парусным судном, которому удастся обогнуть Антарктиду.


Душанбинский Никольский кафедральный собор - самый южный православный храм, где ежедневно совершается литургия. Как говорит епископ Питирим, это наш южный форпост. На передовой всегда непросто. Об истории православного присутствия в Таджикистане, отсутствии русских школ, интересе таджиков к русскому языку, планах по созданию духовно-просветительского центра и интерната для русских детей рассказывает епископ Питирим .

Владыка, как сейчас строится православная жизнь в Таджикистане?

— Конечно, православная жизнь в Таджикистане началась не четыре года назад, когда там образовалась епархия, и даже не десять лет назад, — ей уже около 150 лет, столько здесь присутствуют наши соотечественники.

И вот эти первые переселенцы, которые с большим трудом, большими лишениями и скорбями селились на среднеазиатской земле, были очень тепло встречены местными жителями. Иногда они оказывались в очень бедственном положении, и местные жители (таджики, узбеки и др. — тогда это было как бы одной общностью, а не разделялось на национальности, как мы к этому сейчас привыкли) буквально спасали их от смерти, в частности, от голодной смерти. И первые православные каменные храмы в Таджикистане строили мусульмане. Поначалу были какие-то временные войлочные храмы, а на собственно каменные храмы (некоторые из них сейчас остались, а большинство уже уничтожено) средства жертвовали именно мусульмане. Потому что у них есть такое поверье: если они будут помогать христианам, то Аллах им тоже будет помогать.

И Церковь там существовала до революции. В основном это, конечно, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. В самом Таджикистане было не так много храмов, они строились, в основном, там, где были казачьи пограничные заставы, как, например, в Хороге или в Худжанте (эта территория тоже примыкала к Таджикистану, там проходили древние транспортные артерии Шелкового пути). Самого города Душанбе не было в царское время, он возник только после того, как образовалась Таджикская ССР: сначала она была выделена из состава Узбекской как автономия, а потом как самостоятельная республика. И храм там не разрешали строить до 1943 года, пока не произошел тот коренной перелом в отношениях между государством и Церковью после знаменитой встречи Сталина, Молотова и трех наших оставшихся на свободе архиереев. Вот тогда в Душанбе разрешили построить церковь. А до этого, кстати, был такой интересный случай, связанный с жизнью святителя Луки (Войно-Ясенецкого): его архиерейская хиротония состоялась 31 мая 1923 года в древнем Педжикенте (это север Таджикистана). Буквально на одну ночь с риском для жизни святитель Лука прибыл в Педжикент: Патриарх Тихон благословил его хиротонию. Там было два ссыльных архиерея — епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер), которые рукоположили в епископы святителя Луку. И он отправился в Ташкент на кафедру.

Святитель Лука поставил условие: «Если вы откроете церковь в Душанбе, тогда я останусь!»

Но святитель Лука поставил такое условие: «Если вы откроете церковь в Душанбе, тогда я останусь!» Естественно, ему отказали.

Но все-таки в 1943 году в Душанбе церковь разрешили открыть. Для этого решением местной советской власти выделили гараж киностудии «Таджикфильм», и верующие за одну ночь этот гараж превратили в храм! Потому что они боялись, что помещение у них отнимут… И вот, не смыкая глаз, они устраивали там иконостас, развешивали иконы и буквально за одну ночь превратили гараж в храм. Потом оказалось, что «Таджикфильм» действительно хотел вернуть помещение, но, слава Богу, этого не произошло.

Была совершенно голая территория — сохранились старые фотографии, которые свидетельствуют о том, как все это начиналось… И потом здание этого гаража «Таджикфильма» всячески видоизменялось: надстраивалось, перестраивалось, пристраивалась колокольня, боковые приделы, но архитектура все-таки храмовая до конца не получается! Сколько ни пытались придать этому зданию божеский вид, его основа в виде гаража всячески проступает… Тем не менее храм получился все-таки очень просторный и красивый изнутри, потому что удалось найти какие-то интересные архитектурные решения — мраморный иконостас и мозаичное панно алтарной апсиды, например. Сейчас снаружи украшаем его мозаиками.

Как я понял, это помещение осталось за храмом до сих пор?

— Да, это главный храм: Свято-Никольский кафедральный собор, кстати, единственный православный храм в Душанбе. А вообще во всем Таджикистане у нас шесть храмов действующих и семь священников. То есть нас не так много… И сейчас такая политика пошла у местной власти, что они не разрешают регистрировать новые общины.

Собственно говоря, новых общин у нас и не возникает, потому что русское население очень активно уезжает из Таджикистана. Это тоже большая проблема, даже, я бы сказал, трагедия…

150 лет тому назад были затрачены огромные и финансовые, и людские ресурсы для того, чтобы заселить Среднюю Азию, чтобы поднять ее население на достаточно высокий культурный уровень. Русские специалисты здесь всегда ценились и сейчас очень ценятся. Местные жители уже поняли, что они потеряли, когда произошел массовый исход русских из Таджикистана и во время гражданской войны, и в то время, когда распался СССР.

Владыка, а много русских было в Таджикистане?

— Если я не ошибаюсь, до 1988 года русских было около 3% от общего числа населения, а сейчас — 0,1%. А Душанбе был вообще русский город. Были такие чисто русские города, как, например, Чкаловск. Это был стопроцентно русский город, сейчас же русских там практически не осталось.

Это, наверное, изменило не только облик города, но и государства? И вообще, наверное, все изменилось с тех пор в Таджикистане с уходом русских?

— Ну, конечно! То есть по инерции как-то они еще плывут, но ситуация меняется кардинально. Например, раньше первое лицо выбиралось из местного населения (скажем, глава местной партийной организации, секретарь, например), а второе лицо — заместитель — всегда русский. И во всех министерствах так было, поэтому там удавалось держать вполне нормальный уровень и в сфере образования, и в здравоохранении… А здравоохранение вообще было на втором месте после Москвы, потому что во время Великой Отечественной войны туда выводились госпитали, там были классные хирурги (и святитель Лука там трудился), поэтому понятно, что медицина там была поднята на очень высокий уровень. А сейчас все это просто рухнуло!

Но вообще-то история русского присутствия в Таджикистане не является какой-то, скажем так, конквистадорской: мы не завоевывали таджиков своим Православием. Наоборот, жили мирно, мирно сосуществовали. Почему такой массовый исход русского населения произошел?

Получить образование в русской школе для русского человека большая проблема

— Во-первых, гражданская война. Потом — разруха. Представьте, что вы живете в стране, где вы не можете получить квалифицированную медицинскую помощь, а самое страшное, что вы не можете учить своих детей в русской школе! Положение с образованием катастрофическое — получить образование в русской школе, с российским аттестатом, для русского человека большая проблема.

К примеру, есть в Душанбе 6-я школа от военной базы, но она только для сотрудников военной базы. Те дети, родители которых не имеют отношения к военной базе, туда попасть не могут. Потом, например, есть русская школа от РТСУ (Российско-таджикский (славянский) университет), открывала ее Россия, финансировала Россия. Какое там положение? Я знаю, что родители (мои прихожане) устраивали туда своего ребенка. Набирается 50 человек в класс, по три человека за партой, в обшарпанном здании (парты тоже соответствующие), а самое, конечно, ужасное, что еще нужно заплатить за это 5 тысяч долларов, чтобы ребенка взяли.

И вот, родители мне рассказывали, что вроде бы они договорились подешевле, а когда пришли посмотреть туда, ужаснулись, как вообще там можно учиться!

А есть таджикские школы, но с русским классом. Туда тоже так просто не попасть, и там на 30 человек таджиков — один русский. Ну и как вы русский язык здесь выучите?! Причем нынешние таджики уже по-русски не говорят. Раньше, когда было много русских, таджики говорили по-русски, а сейчас уже не говорят. И какой там будет русский язык?! Какой русский класс?!

Но самое любопытное, что все таджики в массе хотят в русских школах учиться. У них есть прекрасные таджикские школы — новые, современные, которые открывает президент, с прекрасными классами (у них там 20 человек в классе, все прекрасно оборудовано). Но им нужны русские школы! Потребность в русских школах огромная! И это очень хорошо! Но мы это не используем.

В чем причина, на ваш взгляд?

— Россия упускает возможности. Они сейчас сами к нам идут, они просто жаждут получить русское образование, а мы сидим и ничего не делаем!

Я уже думал как-то открыть православную гимназию, чтобы там обучались только крещеные, и тогда у меня не будет 30 человек таджиков на одного русского. И для таджиков можно было бы открыть русские школы, пусть даже платные: они будут сами себя окупать, ведь местные готовы деньги платить за образование! Но мы же великие… И пока мы в своем «величии» развернемся, уже все упустим!

Нет понимания со стороны наших российских чиновников. Есть ли со стороны таджикских такое понимание? Возможны с их стороны какие-то встречные действия?

— Некоторые что-то предлагают. Мэр города отдал для российских учителей целое здание жилое, чтобы учителя там бесплатно жили. Он предоставил, но русских учителей нет… Президент бросил клич: приглашает учителей из России (по-моему, до 4 тысяч), но никто не едет! Ведь этих учителей нужно еще заинтересовать…

Вспомните советское время: как ехали куда-то там на периферию, на БАМ, на целину… Они там трудились, например, три года, а по возвращении получали тут квартиру! Ну, может быть, не в Москве, а в Подмосковье или в том регионе, из которого они приехали. У них была какая-то мотивация…

Что сейчас представляет собой Душанбе — по уровню жизни, по промышленности? И вообще, как там живется?

— Как таковой, промышленности там еще нет, потому что до сих пор в Таджикистане не могут решить энергетическую проблему. Сейчас они строят Рагунскую ГЭС. Ведь у них до сих пор зимой нет света во многих регионах. В Душанбе еще есть, а отъедешь от центра — мрак, даже в пригороде света нет зимой, или как-то лимитировано — на 2-3 часа в сутки. А промышленность ведь энергоемкая, поэтому, пока они не решат эту свою проблему энергетическую, о развитии промышленности и говорить не стоит.

В основном там развита торговля, какой-то сервис… Собственно сам город, конечно, преобразился. Идет строительный бум, появляются новые красивые здания, даже дворцы… Это все очень заметно. Но сносят исторические памятники, например, как это случилось с театром Маяковского. Была даже целая протестная акция, но все равно его снесли уже. А, собственно, в этом самом театре Маяковского была провозглашена независимость Таджикистана. То есть это здание, история которого во многом была связана с Россией. И опять же Россия ничего не делает для того, чтобы сохранить это все. Мы очень вяло как-то себя ведем в этом регионе.

А с кем из российских чиновников вы общаетесь?

— С чиновниками из Посольства и Россотрудничества в основном. Они проводят какие-то культурные акции иногда, используют и местные ресурсы. Но тут, понимаете, нужна целая программа, чтобы спасать ситуацию, потому что этих мер, которые сейчас предпринимаются, недостаточно уже.

Кроме того, ведь наши «друзья» не спят. Недавно я прочел информацию об американцах. Американский посол у нас сейчас новый, женщина. Она пишет, что во всех крупных городах Таджикистана (а это Душанбе, Худжанд, Курган-Тюбе, еще какие-то города были названы) открыты американские уголки, где любой желающий может бесплатно изучить английский язык и познакомиться с американской культурой. Это что значит? Вербуют, правильно?

У нас таджик нигде бесплатно русский язык не выучит: в том же Россотрудничестве за это надо заплатить и немало. Мы предлагали: давайте откроем и у нас что-то подобное. У меня даже проект есть, за который я заплатил деньги. Трудно было и деньги найти на проект, но теперь он существует: это духовно-просветительский центр в нашей Душанбинской епархии. Там мы могли бы, например, учить наших русских детей в воскресных школах, но могли бы и таджиков учить русскому языку, были бы у нас помещения, была бы библиотека, актовый зал — все как положено.

Сейчас я в Патриархию обратился за помощью, там мне не отказали. Святейший благословил, потому что заинтересовался этим. Пока идут какие-то бюрократические проволочки, но все-таки я надеюсь, что этот духовно-просветительский центр у нас появится. И, слава Богу, если это произойдет, можно будет уже говорить о том, что какой-то остаток русских мы там сохраним, хотя бы в столице.

Но проблема еще в чем: одно дело — столица, а другое — отдаленные города или вообще кишлаки, в которых тоже остались наши с вами соотечественники. Представляете, какой они там образ жизни ведут. На портале «Православие.Ру» вышел мой рассказик под названием , в котором я описываю судьбу одной женщины, оказавшейся с 14 детьми и внуками на руках. В одном селе она занимает дом площадью 10 квадратных метров. И без всяких средств к существованию! Внуки, уже подросшие мальчишки, рыжие, с конопатыми русскими лицами, говорят на таджикском языке! Они и думают уже на таджикском языке, потому что учатся в таджикской школе. Да и половина из них рождены тоже от таджиков!

Вот этих всех детишек, наших русских, со всего Таджикистана, со всех наших дальних районов, я думал собрать в интернат. Для этого построить интернат, у нас уже и земля есть для этого, и их учить. Ведь родители с радостью отдадут!

Например, есть там у нас корейская пресвитерианская церковь (протестантская), так они открыли там школу-интернат, активно предлагали родителям сдать туда своих детей, но те отказались, несмотря на то, что соблазн такой у них был.

Владыка, вы уроженец Сергиева Посада, выпускник наших Московских духовных школ. Наверное, вы и не предполагали, что вам придется совершать свое служение в такой отдаленной от России местности. Кто был вашим предшественником на этой кафедре, и, если можно, расскажите о том, как развивалась жизнь Православия в Душанбе?

Не было у меня вообще ничего: не было, где жить, никакого епархиального здания, ничего…

— Ну, я первый епископ тут, у меня предшественников не было. С одной стороны, это хорошо, потому что я получаюсь как бы исторической личностью, а с другой стороны — я пришел не только на пустое место, на «ноль», а там «минус» был огромный! Так вот, мне пришлось выбираться из «минуса»! Не было у меня вообще ничего: не было, где жить, никакого епархиального здания, ничего… Да и помощи, собственно, не было: как хочешь, так и живи.

Вообще, наше епархиальное здание нынешнее мы построили просто чудом: без всякого разрешения, из ничего, просто взяли и начали строить. Но вначале был какой-то особый момент, что люди умягчались, из России жертвовали какие-то деньги, но потом это все прекратилось. Сейчас у нас уже такой финансовой помощи нет. Но местные коммерческие структуры, когда увидели, что мы уже построили здание, надо его отделывать — помогли, тут уже никуда не денешься. Так что нам удалось кое-что у них выпросить на отделку, да и то до конца еще его не отделали…

Кафедра организовывалась не на пустом месте: с вами были какие-то предварительные собеседования, консультации?

— Вначале сюда приезжал митрополит Иларион, глава ОВЦС, смотрел, какая тут ситуация и все остальное, потом была встреча с Президентом. С ним поговорили о том, что здесь образуется епархия, он дал добро. Потом он меня тоже видел, но как-то до аудиенции у меня не дошло — видимся только мельком, на каких-то приемах. Хотя он ко мне очень хорошо относится. Да и местный Комитет по делам религий ко мне тоже хорошо относится: меня уважают, я устраиваю конференции, да и у них тоже участвую в каких-то конференциях. Даже используют меня в качестве консультанта, например, когда у них образовывается какая-то структура типа секты христианской (или псевдохристианской), они просят меня объяснить, что это такое, проанализировать или провести экспертизу.

А как с этим: много ли деноминаций существует в Душанбе?

— Не так много, как в Кыргызстане, но они есть, и местные власти их не любят: они вообще сейчас никого не регистрируют. Такая существует негласная политика, что никакие новые объединения не регистрируют, в том числе и нашу Душанбинскую епархию. Я пятый год там, и до сих пор мы не можем зарегистрироваться. Они не отказывают, но и не дают добро. В принципе, наверное, зарегистрировали бы, но есть такая коллизия, что по закону Таджикистана епархию должны образовывать учредители (то есть те местные храмы, которые там есть). А согласно Уставу Русской Православной Церкви, это совершенно невозможно: у нас епархия образовывается решением Священного Синода, потом Патриарха, а потом утверждается на Архиерейском соборе. То есть сверху, а не снизу.

И вот, мы никак этот законодательный тупик не можем преодолеть.

А что нужно сделать?

— Ну, им закон надо менять или просто закрыть глаза на несоответствие. А они постоянно твердят: «закон Таджикистана нам это не позволяет». Конечно, если будет команда Президента, то все будет разрешено.

Но вот мы опять прибегаем к помощи посольства, МИДа, чтобы эту ситуацию сдвинуть с мертвой точки. Я сам уже не могу справиться: я использовал уже все свои ресурсы, и у меня ничего не получается. Мне только говорят: «приходите завтра», «приходите через месяц», четыре года ни «да» ни «нет». Обещают, не отказывают (как вообще принято на Востоке), но ничего пока не получается…

Если все же регистрация состоится, что это даст правящему архиерею?

— Только юридический статус, и больше ничего. Они говорят: «Ну, а что, вам плохо, что ли? Все равно вы во всем свободны…» Но тем не менее тогда епархия будет оформлена юридически как одно из религиозных объединений.

В каком плане это хорошо? Сейчас это наша каноническая территория, а, скажем, если католики захотят тут создать свою епархию? Как американцы, они внесут деньги, куда нужно, с этим у них нет проблем, — и их зарегистрируют! Поэтому нам тоже нужно стараться зарегистрировать епархию на своей канонической территории, чтобы никто не мог тут заниматься прозелитизмом.

Местные власти (например, Комитет по делам религий) постоянно нам говорят, что они к нам очень положительно относятся, что Русская Православная Церковь у них на особом положении, смотрят на нас вполне доброжелательно.

Когда была образована кафедра, кто вам был выделен в качестве помощников, рукополагаете ли вы сейчас священников себе в помощь?

— Кадровая проблема у нас очень остро стоит. Мне никто не был выделен в помощь, нужно было искать какие-то местные кадры. А что такое местные кадры?

А все храмы (кроме Душанбинского) не могут содержать священника: платить ему зарплату, тем более содержать его семью. Он или монахом должен быть, или должен работать. Так и у меня: большинство священников работают. Так уж сложилось - хуже всего с кадрами.

Сейчас работает система распределения выпускников духовных школ: я написал прошение, мне в этом году прислали одного иеромонаха очень хорошего из Московской духовной академии, и, благодаря ему, кадровая проблема в соборе у меня решилась. Есть у меня в соборе еще один иеромонах, так что теперь их два. Потому что если один заболеет — все, у меня останавливается служба. А я установил так, чтобы служба была каждый день, а до этого ни в одном храме ежедневные литургии не служились.

Собственно говоря, мы являемся самым южным храмом, где ежедневно совершается литургия. Южнее нас уже таких храмов нет, это как бы южный форпост.

Вот самая последняя наша проблема: у нас нет регента. Сколько лет я ни прошу регента по этой же самой системе распределения, ничего не получается. В прошлом году регент просто взял и не поехал из Московской духовной академии.

Причем я прошу неженатого регента, потому что семью содержать я не смогу, да еще жилье им предоставлять, у меня бедная епархия. Выделили неженатого из Санкт-Петербургской академии, но пока он к нам ехал, успел жениться, и жена у него теперь беременная, да еще у нее какие-то там осложнения… И вот, он спрашивает, что ему теперь делать. Но медицина в Таджикистане на таком уровне, что я не могу ему дать гарантию, что у него с женой будет тут все в порядке…

Но он все-таки приедет?

— Нет! Так что еще целый год мы опять будем без регента. Куда я только ни обращался, в регентскую школу ходил, но почему-то такой имидж у Таджикистана, что тут чуть ли не Афганистан! Конечно, не Афганистан! Тут спокойная территория, и регенту я предоставляю все условия для того, чтобы он был сам себе хозяин. Его просто на руках будут у нас носить. Так что, кто хочет, может ко мне обращаться, потому что самая большая нужда у нас в регенте!

А хор есть как таковой?

— Вот он и должен создать хор. Есть какие-то отдельные люди с голосами и со слухом, а вот как раз нормальный хор создать никто не может! Какой уж тут «архиерейский хор» — хотя бы просто хор… А иногда бывает так, что вообще петь некому. Иногда бывает, что хоть службу останавливай… Бывало так, что регент сбегал, бывало, что каких-то девушек присылали из Ташкента, им нужно визы постоянно продлевать… Было бы хорошо, чтобы наш регент был из России — ему не нужно визу, а только регистрацию делаешь на год, и все, и чтобы он был профессионалом. Есть дети из воскресной школы, можно бы создать и детский хор, много разных возможностей. Со мной всегда можно что-то обсудить.

У нас бывают интересные мероприятия, связанные с молодежью. Например, в летний сезон мы в горы ходим, мы крестим в озере Искандеркуль оглашенных, в этом году ходили на Алаудинские озера… Последнее мероприятие осуществили по гранту «Православной инициативы». Но там тоже проблемы — подаешь грант на миллион, а дают полмиллиона… А если бы дали миллион, мы бы еще больше людей взяли. Вот мы сейчас провели форум, опубликовали фотографии в МДА, так теперь половина МДА записались в этот туристический клуб, чтобы на следующий год ехать. Но ведь билеты-то дорогие, куда я их возьму? Опять возьму пять человек, не больше…

Ну, в туристах у нас никогда не было недостатка, в любителях экзотики тоже, а православных миссионеров и пастырей всегда не хватает. И то, чем вы занимаетесь, владыка, есть истинное подвижничество. Желаем вам помощи Божией, надеемся, что вскоре многие ваши проблемы будут разрешены, а мы еще не раз поговорим с вами на страницах нашего Интернет-портала!

Новороссийская военно-морская база отметила очередную годовщину со дня основания объединения Черноморского флота на Кавказском побережье.

В 1994 году на территории Краснодарского края был образован Новороссийский военно-морской район, а в 1997 году НВМР преобразовали в военно-морскую базу (НВМБ), которая вошла в состав Черноморского флота России. Символично, что воссоздание Новороссийской ВМБ произошло через 50 лет после ее последнего расформирования. Сегодня Новороссийская военно-морская база – форпост, который защищает морские ворота юга России, боеготовое оперативно-тактическое объединение ВМФ.

В акватории военно-морской базы


В состав базы входят соединение кораблей охраны водного района, береговое ракетно-артиллерийское соединение, части морской пехоты и инженерной службы, поисково-спасательные и гидрографические суда, части тыла и судоремонта, а также ряд подразделений и служб обеспечения. Зона ответственности Новороссийской ВМБ – от государственной границы с Грузией на Черном море до госграницы с Украиной на Азовском море.

Международная обстановка в этой зоне требует своевременного реагирования в различных ситуациях, для чего необходим определенный состав сил. В планах развития базы такой акцент нашел свое отражение. Береговые войска НВМБ уже начали перевооружать на новую технику. Флотские комендоры приняли на вооружение современный самоходный артиллерийский комплекс «Берег». Корабельный состав пополнился новыми кораблями – морским тральщиком «Валентин Пикуль» и быстроходным десантным катером с воздушной каверной «Серна». В 2008 году в НВМБ прибыл морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин». Это принципиально новый и пока единственный представитель тральщиков, оснащенный системой поиска мин пятого поколения.

Задачи перед военными моряками-новороссийцами ставят разного характера: от мероприятий антитеррора и поддержания благоприятного оперативного режима в зоне ответственности до выполнения охранных задач.

Например, только в 2006 году военнослужащие НВМБ участвовали в двух мероприятиях по обеспечению безопасности международных саммитов, проводившихся в Сочи, с привлечением корабельного состава и береговых частей базы.

В рамках международного военно-морского сотрудничества новороссийцы обеспечивают на российской территории активации международных учений «Блэксифор», а также визиты иностранных военных кораблей. Два года подряд малый противолодочный корабль «Касимов» успешно выполняет задачи боевой службы в рамках международных учений «Черноморское партнерство», где вместе с военными кораблями ВМС Болгарии, Турции, Румынии и Украины отрабатывается маневрирование в ордере, проводятся артиллерийские стрельбы, учения по поиску подводной лодки условного противника.


Командир Новороссийской ВМБ вице-адмирал Сергей Меняйло


Российские корабли регулярно в течение года выполняют задачи, которые поставлены в рамках международной операции «Черноморская гармония», проводимой в северной и восточной частях Черного моря. С начала нынешнего года корабли Новороссийской ВМБ – МПК «Касимов» и МТЩ «Железняков» – поочередно выходили в море для патрулирования в заданных морских районах с целью обеспечения безопасности мореплавания в Черном море. Кроме этого, за последние годы морские специалисты НВМБ вытралили и уничтожили более 10 морских мин времен Великой Отечественной войны.

В рамках отработки взаимодействия в регионе с другими родами войск и силовыми ведомствами военные моряки активно участвуют в учебно-боевых мероприятиях Северо-Кавказского военного округа. Совместно с десантниками 7-й гвардейской десантно-штурмовой (горной) дивизии на полигоне «Железный Рог» береговые войска НВМБ регулярно проводят межвидовые учения с боевыми стрельбами по морским целям и отрабатывают совместные задачи по охране и обороне участка морского побережья. В этом году военные моряки приняли участие в широкомасштабных учениях «Кавказ-2008». Отряд морских десантных сил отработал элементы морского боя и осуществил переброску десанта в район предполагаемого конфликта, обеспечив тем самым прикрытие войск СКВО на приморском направлении. По стечению обстоятельств уже в скором времени военным морякам предстояло выполнять аналогичные задачи уже в реальной боевой обстановке. Выполняя приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, группировка корабельных сил под руководством командира Новороссийской ВМБ вице-адмирала Сергея Меняйло участвовала в миротворческой операции по принуждению грузинских агрессоров к миру в зоне военного конфликта на Кавказе. Российские моряки обеспечили безопасность границ объявленной зоны безопасности в Черном море. За образцовое выполнение поставленной задачи вице-адмирал Сергей Меняйло награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени с изображением мечей, а ряд офицеров и матросов объединения – другими государственными наградами. В настоящее время моряки-черноморцы продолжают патрулирование с целью защиты российских граждан, находящихся в регионе, и оказания поддержки российскому миротворческому контингенту на случай вооруженного нападения.

Новороссийская ВМБ, как самое молодое объединение ВМФ России, с каждым годом развивается и укрепляет свои позиции на Черноморском побережье Кавказа. Государственное значение морского форпоста на Юге России очевидно. Сегодня при активной поддержке Правительства РФ, руководства Министерства обороны и командования Военно-морского флота реализуется федеральная целевая программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005 – 2020 годов», которая предполагает дальнейшее совершенствование морской и береговой инфраструктуры. В рамках ФЦП уже построено несколько причалов, произведено берегообразование, возведены военные городки и другие объекты флотской инфраструктуры. Военные моряки Новороссийской ВМБ с гордостью продолжают и приумножают флотские традиции ратной службы, выступая гарантом мира и стабильности на южных морских рубежах Отечества.

Крымский гамбит. Трагедия и слава Черноморского флота Грейгъ Ольга Ивановна

Южный форпост России на Черном море как средоточие трех великих религий: православия, католицизма и ислама

Вступивший на престол Николай I создал в 1825 г. новый «Комитет образования флота» под председательством адмирала А. В. Моллера, в состав которого были введены вице-адмиралы А. Н. Пустошкин, Д. Н. Сенявин, А. С. Грейг, контр-адмиралы П. М. Рожнов, капитан-командоры Ф. Ф. Беллинсгаузен, И. Ф. Крузенштерн и М. И. Ратманов.

Существенно увеличилось число плаваний для перевозки войск и грузов в разные пункты побережья, что потребовало организации навигационного обеспечения безопасности. По инициативе Грейга были созданы достоверные карты и лоции Черного и Азовского морей, построены несколько маяков: створные Инкерманские в Севастополе, плавучий у Кинбурнской косы, в Одессе и Еникале, на Тендровской косе, Таклинский, на мысах Тарханкут и Ай-Тодор. В Бугском и Днепровско-Бугском лиманах по берегам были установлены навигационные знаки. Для оперативного управления флотов в 1819–1820 гг. были выработаны дневные (флажные) и ночные (т. е. фонарем) сигналы. Эти сигналы, разработанные на Черном море, были введены для всего флота России. Тогда же получила развитие система линий оптического телеграфа.

Понимая особую важность южного форпоста Империи и необходимость обороны главной базы флота - Севастополя - адмирал Грейг убедил Императора в необходимости выделить ассигнования на постройку в 1821–1827 гг. батарей (известных как Константиновский и Алексеевский равелины) с ядрокалильными печами на входных мысах Севастопольской бухты. Он же разработал план постройки оборонительных сооружений для защиты города с суши, но средства не были выделены, - что впоследствии, в 1854 г., трагически сказалось на обороне Севастополя.

Адмирал четко представлял себе, что не пройдет и двух - трех десятилетий, как южный форпост России и, в первую очередь, Севастополь будут подвержены первому жестокому испытанию на прочность; и насколько форпост выдержит это испытание, настолько можно будет судить о прочности государства Российского. Он (как и некоторые другие его современники) знали, что уже около 3000 лет в мире набирает мощь страшная, разрушительная, демоническая сила, направленная против идеи христианства, - христианства, родившегося вместе с Иисусом Христом в Галилее и приобретшего мощный импульс в греческой православной вере, и закрепившегося в Византийской империи, которая послужила источником святости русских людей, когда князь Владимир из Киева принял крещения всея Руси в Херсонесе, - на земле Севастополя. Именно исходя из этих истин Государь Петр Великий уверовал, что без южного форпоста на Черном море, как средоточия трех великих религий Земли: православия, католицизма и ислама, - не мыслимо само существование могучей России. Подобная мысль требует объяснения, но оно будет, если можно так выразиться, глобальным и потребует много места, может быть, даже целой книги, так что воспримем на веру…

К сожалению, Алексею Сэмюэлевичу не удалось убедить морской Комитет в необходимости выделить ассигнования на постройку оборонительных сооружений для защиты города с суши. Деньги поступят лишь… в 1854 г., когда у берегов Евпатории высадится десант союзных держав с целью агрессии против Русского государства. Но адмирала Грейга уже 9 лет как не будет в живых.

И все таки, благодаря его таланту организатора и после Крымской войны удалось сохранить главные верфи, мастерские, и, конечно же, систему администрации, без которых Александру II и его адмиралам чрезвычайно сложно было бы восстановить Черноморский флот.

Хотелось бы еще обратить внимание на такую тему, как обучение будущих моряков и флотоводцев; это, что называется, почувствуйте разницу: как и чему учили в те давние времена и тогда, когда учился будущий адмирал Н. Г. Кузнецов, упомянутый на этих страницах.

Совершая регулярное плавание с эскадрами флота, адмирал Грейг готовил моряков к трудным, но славным победам на море. Он принимает непосредственное участие в формировании в Николаеве штурманского и артиллерийского военно-морских училищ, однако его новаторские идеи не всегда получали поддержку в столице. Не было поддержано и его стремление открыть на Черном море свой Морской кадетский корпус; но удалось зарезервировать в столичном Морском корпусе 10 мест для детей черноморцев. В Николаеве и Севастополе под непосредственным патронажем командира портов и ЧФ были созданы отдельно училища для мальчиков и для девочек (да-да, условно говоря, чтобы учить эстетике и этике и житию среди моряков). Занятия для мальчиков проводились по физике, механике, пневматике, гидростатике, гидродинамике, корабельной архитектуре; а также галантности и умению общаться в светском обществе и среди иных категорий подданных Российского Императора, - что являлось немаловажным для нравственности офицерского корпуса ЧФ. Сам Грейг нередко посещал учебные заведения и экзаменовал будущих офицеров. Для офицеров были организованы в Николаеве академические курсы повышения квалификации, на которых читали лекции приглашенные из северной и первопрестольной столиц преподаватели. Сам адмирал тоже читал лекции.

Для желающих функционировала открытая Грейгом Николаевская астрономическая обсерватория; где приобщались к занятиям метеорологией и астрономией, вели метеорологические журналы. Наиболее способных офицеров отправляли как за границу, так и на отечественные предприятия для совершенствования знаний. К слову сказать, сооруженная позже под руководством адмирала на его средства от доходов его виноградников в Магараче, жившего уже в Санкт-Петербурге, Пулковская обсерватория, приобретет со временем статус астрономической столицы мира! Научным руководителем строительства был академик Струве.

Ежегодно флот под флагом адмирала Грейга выходил в море для учебы и сплаванности экипажей. Именно в эти годы получили морскую и боевую практику те моряки, что впоследствии прославились в боях с турецким флотом…

Вообще эпоха Императора Александра I ознаменовалась многими выдающимися открытиями. К примеру, открытиями в Океании, которые осуществили военные моряки в период с 1803 по 1805 гг. под руководством И. Ф. Крузенштерна (впоследствии вице-адмирал; годы жизни 1770–1846) и Ю. Ф. Лисянского (впоследствии вице-адмирал; годы жизни 1773–1837), совершившие первое русское кругосветное плавание; а в 1819–1820 гг. открыли новый материк - Антарктиду - в плавании под руководством офицеров Ф. Ф. Беллинсгаузена (будущий вице-адмирал; годы жизни 1779–1852) и М. П. Лазарев (будущий адмирал и генерал-адъютант Его Императорского Величества; годы жизни 1788–1851). Также были осуществлены кругосветные плавания с целью изучения Атлантики, Тихого и Индийского океанов. Эти экспедиции обновили военно-морскую науку и образование в областях геодезии, геологии, картографии, высшей математики, гидрологии, метеорологии, навигации, мореходной астрономии, этнографии и земного магнетизма. Реализация этих требований способствовала кардинальному развитию военно-морских наук и подготовки поистине широко образованных морских офицеров.

Искренне отвечу, с какой целью уделено большое внимание одному из адмиралов Русского флота, столь долгое время командовавшего Черноморским флотом в эпоху Императоров Александра I и Николая I. Деяния Алексея Сэмюэлевича в деле укрепления южного форпоста Российской империи оказались настолько опасными новому режиму на территории бывшей мощной державы, ставшей СССР, что было приложено немало сил, чтобы стереть его имя из памяти людской; не погнушались власти взорвать и монументальный памятник, установленный адмиралу в Николаеве…

А. С. Грейгу за время командования ЧФ удалось создать паритет сил между русским и турецким флотами, - тем самым на Черном море, а также на прилегающих к ним Балканам и Средиземноморским государствам была создана зона мира, основанная на добрососедстве и сотрудничестве. Только благодаря этому фундаменту Александру II впоследствии удалось продолжить формирование отношений с Турцией; с падением же в 1917 г. Российской Империи Турция была освобождена от этих обязательств…

Именно благодаря адмиралу Грейгу в Крыму были созданы условия для исключения межнациональной розни между жившими там русскими, татарами, греками, армянами и народами других национальностей.

Интенсивно в годы становления советской власти со всех скрижалей Истории Русского флота вымарывали не только имя Алексея Сэмюэлевича, но и имя его отца, адмирала Сэмюэля Карловича Грейга. Да и эпоху двух императоров «ученые» XX века свели до уровня банальных побасенок, исказив и сфальсифицировав до неузнаваемости; впрочем, советская трактовка в негативном свете жизни и деятельности отдельных личностей Русской Истории чаще говорит о реальных и значимых делах их во славу Отечества Русского.

Благодаря дипломатическим способностям адмирала Грейга удалось установить добрососедские отношения между народами стран, расположенными в причерноморском бассейне, и мирно пользоваться проливами не только России, Турции, но и Греции, другим государствам средиземно-морского бассейна. Понятное дело, нельзя приписать столь значимую заслугу только одному человеку; для установления паритета сил был разработан и осуществлен план, в котором участвовали и другие подданные Государя Императора. Для конкретного объяснения приведу цитату из книги «забытого» в советскую эпоху историка Н. Г. Устрялова: «Война России с Турцией началась весной 1828 года. С нашей стороны начертан был обширный план военных действий с тем, чтобы потревожить Турцию со всех сторон и совокупными, дружными ударами сухопутных и морских сил в Европе и в Азии, на морях Черном и Средиземном, убедить Порту в невозможности борьбы с Россией. Фельдмаршалу графу Витгенштейну поручено главной армией занять Молдавию и Валахию, перейти Дунай и на полях Болгарии или Румелии нанести неприятелю удар решительный; графу Паскевичу-Эриванскому велено напасть с кавказским корпусом на азиатские области Турции для отвлечения сил ее из Европы; князю Меншикову с отдельным отрядом взять Анапу; адмиралу Грейгу с черноморским флотом содействовать покорению приморских крепостей в Болгарии, Румелии и на восточном берегу Черного моря; адмиралу Гейдену с эскадрою, находившейся в Архипелаге, запереть Дарданеллы для пресечения подвоза съестных припасов из Египта в Константинополь» (Н. Г. Устрялов. Русская история до 1855 года. Петрозаводск, 1997 г., с. 838–839). Впрочем, предпринимались не только и не столько военные действия, но и в первую очередь, дипломатические шаги…

А вот какие события, говорящие о значимости установления мира на юге России, предшествовали этому?

Еще каких-то десяток - два лет до описываемых событий обстановка в мире складывалась следующим образом. Америка освободилась от Англии, но попала в другие объятия - объятия иудеев, которые заняли ключевые посты в финансовой сфере, а, значит, и начинали активно управлять политиками (и политикой), с дальнейшим прицелом управлять всем миром. Для этого нужно было только умело манипулировать процессами, сталкивая страны. А мирное, разумное управление народами, построенное на доверии и чести, было для желающих заполучить чужие богатства и сверхвласть опасным, так как лишало их всяческих перспектив. На европейском континенте бушевали организованные с помощью заинтересованных американских сил наполеоновские войны, а на юге - в Средиземном море - безбоязненно орудовали пираты. В ту пору Греция, как и Балканы, находилась под оккупацией Оттоманской Турции. Великими державами, игравшими важную роль в этом регионе, по-прежнему являлись Англия и Франция. За ними следовали Россия, Германия и Австрия. И с точки зрения России подобное распределение было неправомерным, поскольку подразумевало вражду; тогда как Александр I предусматривал мирное сосуществование стран Средиземноморского бассейна, независимо от религиозного вероисповедания. Существовавшие тогда противоречия между этими странами иногда прекращались и заключались союзы и соглашения (главной заботой европейских и азиатских государств в этом регионе было определить, кто же займет тот вакуум, который оставляет после себя «больная» Турция, т. е. кто будет распоряжаться и диктовать условия).

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Морской спецназ на Черном море В первые месяцы войны для ведения разведки противника по представлению разведотдела штаба Черноморского флота были созданы два разведотряда, один из которых должен был действовать в интересах Одесского оборонительного района, а другой в

Из книги Тайны подводной войны, 1914–1945 автора Махов Сергей Петрович

6. НА ЧЕРНОМ МОРЕ

Из книги Восточный фронт. Черкассы. Тернополь. Крым. Витебск. Бобруйск. Броды. Яссы. Кишинев. 1944 автора Бухнер Алекс

Трагедия на Черном море Это было в Крыму, который практически представляет собой большой остров площадью 25,5 тысячи квадратных километров, соединенный с материком лишь на севере перешейком у Перекопа шириной от 6 до 23 километров да проходящей через Сиваш железнодорожной

Из книги Русский флот в войнах с наполеоновской Францией автора Чернышев Александр Алексеевич

ВОЙНА НА ЧЕРНОМ МОРЕ С уходом эскадры Д.Н. Сенявина от Дарданелл в августе 1807 г. боевые действия в Архипелаге прекратились. Однако война России с Турцией продолжалась до 1812 г., и в них совместно с русской армией принимал участие Черноморский флот.Эскадра Черноморского

Из книги Эскадренные миноносцы класса Доброволец автора Мельников Рафаил Михайлович

Глава V В Черном море

Из книги Германские субмарины Тип II крупным планом автора Иванов С. В.

Боевое применение шести подлодок серии II В на Чёрном море При обсуждении у фюрера 18 марта 1941 г. операции «Барбаросса» на стадии подготовки было предложено применение малых подлодок на Чёрном море с морских баз в Румынии. На транспортировку подлодок сухопутным и речным

Из книги Трагедии Севастопольской крепости автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1. СООТНОШЕНИЕ СИЛ НА ЧЕРНОМ МОРЕ К 22 июня 1941 г, корабли Черноморского флота дислоцировались следующим образом:В Севастополе базировались эскадра в составе: линейного корабля «Парижская Коммуна», бригады крейсеров («Красный Кавказ», «Червона Украина», «Красный

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

Глава 7. БЫЛ ЛИ ГЕРМАНСКИЙ ФЛОТ НА ЧЕРНОМ МОРЕ? Переброска германских ВМС на Черное море не предусматривалась планом «Барбаросса». Но уже в первые месяцы войны германские генералы осознали, что захватить Крым и Кавказ без кригсмарине им не удастся.Пройти через Босфор

Из книги Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг. автора Грибовский Владимир Юльевич

§ 1. «Полезный» на Черном море В 1886 г. процветающее Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) заказало в Англии специальное портовое судно для обслуживания своего многочисленного флота на Черном море. Формально планировалась обычная замена старого и изношенного

Из книги Два боя автора Петров Михаил Александрович

Боевые действия на Черном море Турецкое командование не смогло в полной мере реализовать свое подавляющее превосходство в силах на Черноморском театре. Важнейшими причинами этого были недостаточная для активных операций боеготовность турецкого флота и отсутствие

Из книги Крымский гамбит. Трагедия и слава Черноморского флота автора Грейгъ Ольга Ивановна

Обстановка на Черном море в начале мировой войны Россия не ограничивалась оборонительными стремлениями в Черном море. Ее политика постоянно имела конечную цель - захватить проливы и Константинополь, что. с одной стороны, в корне разрешало задачу обороны, а с другой -

Из книги Нахимов. Гений морских баталий автора Лубченков Юрий Николаевич

Общий ход событий на Черном море до боя 5/18 ноября Чтобы связать имевший место 5/18 ноября 1914 года бой Черноморского флота с "Гебеном" с обстановкой на Черном море к этому моменту и составить суждение об идеях, руководивших деятельностью русского командования, бросим общий

Из книги автора

Глава 1 Крым - южный форпост, или Как создавалась слава и гордость Русского

Из книги автора

НА ЧЕРНОМ МОРЕ В январе 18 34 г. П.С. Нахимов, по ходатайству М.П. Лазарева, был переведен в Севастополь, произведен в капитаны 2-го ранга и назначен командиром корабля «Силистрия».Сам М.П. Лазарев был назначен на должность начальника штаба Черноморского флота в феврале 1832 г. Ни

Из книги автора

НАЧАЛО БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЧЕРНОМ МОРЕ 11 октября 1853 г. отряд русской Дунайской флотилии был обстрелян турецкими батареями с крепости Исакча. В ночь на 15 октября турецкие войска атаковали гарнизон поста Святого Николая на черноморском побережье Кавказа и захватили этот

Из книги автора

ФЛОТ СОЮЗНИКОВ НА ЧЕРНОМ МОРЕ Англия и Франция располагали значительными силами, и они начали свою войну, собираясь разом военным путем решить систему взаимоотношений с Россией, то, что ранее проводилось в жизнь путем дипломатии, торговли, финансов.Свое непосредственное


Самое обсуждаемое
Как происходило сражение под Лейпцигом, напишите рассказ на тему «Битва народов — решающее сражение Наполеоновских войн? Как происходило сражение под Лейпцигом, напишите рассказ на тему «Битва народов — решающее сражение Наполеоновских войн?
В помощь школьнику Андрей вознесенский произведения В помощь школьнику Андрей вознесенский произведения
Рабочая программа производственного обучения по профессии штукатур, маляр строительный Рабочая программа производственного обучения по профессии штукатур, маляр строительный


top