Сценарий "сталинградская битва". Внеклассное мероприятие. Сталинградская битва План мероприятий ко дню сталинградской битвы

Сценарий

Устный журнал для школьников «Велик народ, в биографии которого был Сталинград»

Моё седое поколенье,

Оно особого каленья,

Особой выкладки и шага -

От Сталинграда до рейхстага.

Егор Исаев

Стоять - и о смерти забыть!

Юрий Бондарев. Горячий снег

За Волгой для нас земли нет.

Василий Зайцев, снайпер,

Герой Советского Союза

Цель : пополнить знания учащихся по истории России, истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Сталинградской битвы; воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Оборудование:

Герб, флаг, гимн России;

Книжная выставка;

Плакаты о Великой Отечественной войне, о Сталинградской битве;

Награды России;

Карта «Сталинградская битва»;

Реквизит для сценки;

Изображение вечного огня (бутафория);

Магнитофон, аудиокассеты;

Метроном, секундомер.

Ход мероприятия

Звучит запись гимна России.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы в очередной раз вспомнить о важной дате в истории нашей страны, почтить память тех, кому мы многим обязаны. Итак, наш разговор посвящен великой победе в битве под Сталинградом.

С 1055 по 1452 гг. известным историком Соловьёвым насчитано 245 известий о нашествиях на Русь, это в среднем по одному в год. В дальнейшем с XIV в., то есть с рождения Российского государства, и до наших дней в течение 525 лет Россия провела в войнах 305 лет, то есть почти две трети своего существования, а считая войну на Кавказе, - 329 лет. Всего наша цивилизация (учёные говорят, что 6-я по счёту) насчитывает 14513 войн.

Вот конкретные потери нескольких стран во Второй мировой войне (1 сентября 1939 г. - 2 сентября 1945 г.):

СССР - более 27 млн человек;

Франция - 600 тыс. человек;

Великобритания - 370 тыс. человек;

США - около 300 тыс. человек;

Германия - 10 млн человек.

Следует также отметить, что участников тех великих событий XX века, принесших освобождение от фашизма, осталось в живых около одного миллиона. До следующего юбилея многие из них могут просто не дожить по понятным причинам: ведь самому молодому из них - 80 лет.

Сегодня, в эти холодные февральские дни, мне хочется напомнить вам, юным ребятам, о наших героях, участниках великой битвы на Волге, а также о тех знаменитых полководцах, которые непосредственно решали историческую судьбу битвы на священной Сталинградской земле.

1-й чтец.

В свой срок - не поздно и не рано -

Придёт зима, замрёт земля,

И ты к Мамаеву кургану

Придёшь второго февраля.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты,

Ты на краю метели белой

Положишь красные цветы.

Сто лет пройдёт и сто метелиц,

А мы пред ними все в долгу.

Февраль, февраль, солдатский месяц,

Горят гвоздики на снегу.

М. Агашина

После исполнения этого стихотворения чтец подходит к имитации вечного огня и возлагает две красные гвоздики.

Звучит запись песни «Горячий снег», муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова (1 куплет).

Ведущий. Да, действительно снег был горячим. Герой романа Юрия Бондарева пленный немецкий майор Диц сделал для себя такое неожиданное открытие: «А в России горит снег». Горячий, горящий снег - это то, чего не учли немцы, готовя свой варварский поход в Россию и наступление под Сталинградом.

Горячий снег - это горящая под ногами врага земля, это несокрушимая духовная сила, истоки которой в любви к стране, которую советский народ защищал до конца.

Сталинградская битва... Никто сейчас не сможет точно сказать, сколько людей погибло под Сталинградом. Тогда, в сентябрьские дни 1942 года, весь Сталинградский фронт облетели «крылатые» слова, сказанные снайпером Василием Зайцевым: «За Волгой для нас земли нет». Зайцев родом из Сибири, охотник, меткий стрелок, хотя и был ранен в глаз. Он лично уничтожил 300 фашистов.

Гитлер и его окружение после неудач под Москвой хотели завладеть Кавказской нефтью, лучшими хлебными районами страны. Сталинград был для них препятствием. Но именно здесь Гитлер потерпел поражение. Именно здесь отборные гитлеровские дивизии «сломали себе зубы».

Руководство советской страны в ответ на действия Гитлера приняло соответствующие контрмеры.

Сцена «Подготовка контрнаступления под Сталинградом»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Георгий Константинович Жуков - генерал армии, 1-й заместитель Верховного Главнокомандующего;

Александр Михайлович Василевский - генерал-полковник, начальник Генерального штаба;

Николай Фёдорович Ватутин - генерал-полковник;

Николай Николаевич Воронов - генерал-полковник, командующий артиллерией;

Иосиф Виссарионович Сталин руководитель СССР, Верховный Главнокомандующий.

На сцене - стол, стулья. На столе - телефон, карта, письменные приборы. Генералы Василевский, Ватутин, Воронов склонились над картой Сталинградской области.

Входит Жуков, генералы встают.

Жуков. Здравствуйте, товарищи! (Здоровается с каждым за руку). Присаживайтесь. Военный совет Сталинградского фронта направил в Ставку свои предложения по организации и проведению контрнаступления по собственной инициативе.

Василевский. Хорошо, товарищ Жуков, нужно подробно с этими предложениями ознакомиться и взять их на вооружение. Мы отправляемся 6 октября на рассвете с товарищем Вороновым и Ивановым на наблюдательный пункт 51-й армии генерала Труфанова. Там, на месте, ознакомимся со всеми предложениями командующих войсками, ещё раз всё обсудим и отправим донесение о подготовке контрнаступления под Сталинградом на имя Верховного Главнокомандующего.

Ватутин. Георгий Константинович! У меня имеются свои соображения насчёт контрнаступления: я думаю, что Юго- Западный фронт в составе 21-й, 5-й танковой армий с плацдармов юго-западнее Серафимовича и в районе Клетской должны прорвать оборону 3-й румынской армии и стремительно развивать удар подвижными соединениями на юго-восток, выйти на Дон на участке Большенабатовская - Калач. В результате этого удара все пути отхода немцев на запад будут отрезаны.

Жуков. Действуйте, Николай Фёдорович. Одобряю ваш план.

Товарищи! (Обращается ко всем присутствующим.) Нам с вами предстоит хорошо поработать в войсках, чтобы помочь командованию, штабам и войскам полностью освоить план контрнаступления и способы его выполнения.

Жуков обращается к Воронову.

А вы, товарищ Воронов, займётесь отработкой своих задач, все, что касается артиллерии. Ваши действия представите мне в ближайшее время.

Воронов. Будет выполнено, товарищ генерал.

Жуков. На сегодня всё, товарищи! Вы свободны. (Генералы встают, отдают честь и уходят.)

Жуков присаживается, снимает трубку телефона, напрямую соединённого со Сталиным, Верховным Главнокомандующим.

Жуков. Товарищ Сталин! Лично осмотрел позиции противника перед 51-й и 57-й армиями. Подробно проработал с командирами дивизий, корпусов и командармами предстоящие задачи по операции «Уран». К установленному сроку операция подготовлена не будет. Приказал готовить на 15 ноября.

Необходимо будет подбросить Ерёменко 100 тонн антифриза, чтобы бросить мехчасти вперёд, нужно также тёплое обмундирование и боеприпасы.

Сталин (на другом конце провода сидит за столом в своём кабинете). Товарищ Жуков! Если авиаподготовка операции неудовлетворительна у Ерёменко и Ватутина, то боюсь, операция кончится провалом. Опыт войны с немцами показывает, что операцию против немцев можно выиграть лишь в том случае, если имеем превосходство в воздухе.

Жуков. Согласен, товарищ Сталин. Думаю, что Ерёменко и Ватутин справятся с поставленной задачей.

Сталин. Товарищ Жуков! Если Новиков думает, что наша авиация сейчас не в состоянии выполнить эти задачи, то лучше отложить операцию на некоторое время и накопить побольше авиации.

Поговорите с Новиковым и Ворожейкиным, растолкуйте им это дело и сообщите мне ваше общее мнение.

Жуков. Есть, товарищ Сталин! До свидания, товарищ Сталин. (Кладёт трубку).

Оба уходят.

Ведущий. План контрнаступления под Сталинградом был доложен Жуковым и Василевским на заседании Ставки 13 ноября и утверждён.

19 ноября 1942 года предутреннюю тишину донских степей, покрытых первым снегом, нарушили мощные залпы свыше семи тысяч орудий и миномётов. С тех пор ежегодно 19 ноября отмечается День войск артиллерии (позже добавили и ракетных войск).

Кольцо вокруг врага замкнулось 23 ноября в районе Калач - Советский. В кольце оказались 6-я армия генерала Фридриха Паулюса, прошедшая победным маршем по Европе, и часть соединений Манштейна (4-й танковой армии) - всего 22 немецкие дивизии общей численностью 330 тыс. человек с многочисленной военной техникой.

22 декабря 1942 года наши войска остановили гитлеровцев, а 24 декабря сопротивление врага было сломлено, враг начал отступать на юг.

31 января 1943 года южная группа гитлеровских войск, в составе которой находился Паулюс, капитулировала. Паулюс сдался в плен 64-й армии под командованием Михаила Степановича Шумилова.

2 февраля 1943 года после мощного удара советской артиллерии прекратила сопротивление и северная группировка. В этот день закончилась историческая битва под Сталинградом.

Гитлер признал, что теперь от наступления его войска должны перейти к обороне. Начался период освобождения страны от гитлеровских оккупантов.

Звучит песня А. Розенбаума «Красная стена» (1 куплет).

2-й чтец (выходит с письмами-треугольниками в руках).

Вот письмо-треугольник солдата.

От затишья переднего края

Драгоценным подарком когда-то

Его почта несла полевая.

Как всегда, поначалу - поклоны

Маме, папе и младшей сестрёнке,

Детства добрым друзьям - поимённо

И смущённо - любимой девчонке.

А потом сообщал юный воин:

«Бью фашистов "под дых", как учили,

Славы ордена удостоен,

Жаль, что многих ребят схоронили...».

Видно, цензор крутой им достался:

Чтобы не было лишней мороки,

Зачеркнул... и подстраховался.

Что ж прочёл кабинетный чиновник,

Где увидел в письме криминал?

Может, парня обидел полковник,

Или важный секрет разболтал?

3-й чтец.

Нет, присяге незыблемо верен,

Может быть, лишь признался солдат,

Что порою бывал неуверен:

Отстоит или сдаст Сталинград.

Как под яростный стук автомата

На последней полоске земли

Злые думы терзали солдата:

«Как же немцы до Волги дошли?»

И в сомнениях не виноват он -

Смертный бой..., а душа молода,

Только слов от неё адресатам

Не узнать никому, ни-ког-да:

На пути до родимой сторонки

В глубине красноярской тайги

Обогнала письмо... похоронка.

Знать, у горя быстрее шаги!

И слились в сотнях хмурых рассветов

С чернотой материнской тоски,

Как прощальный привет с того света,

Чёрной туши крутые мазки.

Вячеслав Ромасевич, выпускник Сталинградской спецшколы ВВС 1943 года, участник Парада Победы 24 июня 1945 г.

Ведущий. Письма с фронта... Письма из дома на фронт... Маленькие солдатские письма - треугольники... Как их ждали бойцы, как их ждали родные бойцов! Как боялись конвертов со штемпелями, где была похоронка! Эти письма были связующей ниточкой между фронтом и тылом. Вот некоторые из них.

Ведущий зачитывает три письма со Сталинградского фронта.

Письмо первое.

Сталинградская обл., Барышниковой Екатерине Архиповне.

Барышников Алексей Ильич.

«Здравствуйте, дорогие мама и папа, жена Катя, сын Серёжа! Спешу сообщить вам, что я жив, здоров. У меня пока всё хорошо. Сейчас у нас небольшое затишье, вот я и решил написать вам несколько слов. Бьём фашистов вовсю. Скоро погоним их с нашей священной земли. Как вы там живёте? Хватает ли вам еды? Как с огородом и бахчами? Управились? Катюша, жена моя дорогая, потерпи немного. Скоро приеду с фронта, крышу починю, забор отремонтирую. Да ещё баньку свою налажу во дворе. Главное, чтобы вы все были здоровы, а там всё наладится. Папа, а как ты, твоё здоровье? Береги себя. Мама, родная моя, знаю, как вам нелегко там, в тылу. Не переживай, я везучий. Вернусь живой. А сыночку Серёже желаю быстрее расти да быть помощником по хозяйству. Привет передавайте всем соседям, родственникам, бабе Клаве, тёте Маше, дяде Степану. Скажите, что всех их помню и люблю. И очень скучаю за всеми. Небольшая просьба к вам, родные, если можно, пришлите, пожалуйста, тёплые носки, варежки, бельё, немного махорки. Скоро зима, ударят морозы. Спешу дописать, почта сейчас уходит. До встречи, родные. Пишите, жду ответа. Ваш Алексей».

Письмо второе.

Сталинградская обл., Галочкиной Зое Афанасьевне.

Галочкин Николай Яковлевич.

«Здравствуй, дорогая жена Зоя!

Спешу сообщить, что ваше письмо получил сегодня...

Я очень рад, что узнал, как вы живёте. Это очень для меня дорого. Из письма узнал, что вы из своих трудовых сбережений передали на танковую колонну тысячу рублей. Наш тыл тесно связан с фронтом. Иначе говоря, у нас у всех одна цель - как можно быстрее разгромить врага. Недалёк тот день и тот час, когда и на нашей улице будет праздник...»

Письмо третье.

Таджикистан, Кеберовой Роно Саидовне.

Кеберов Ким.

«Здравствуйте, дорогие мои мама и папа!

Пишу вам из степей под Сталинградом. Перенесли все тяготы и лишения, выдержали удары врага и отстояли волжскую твердыню - великий Сталинград. Таких боёв, какие проходили здесь, не знала и не будет знать история войн.

Всё, что пережили за время Сталинградской битвы, вспоминается, как страшный сон...»

Рядовой Кеберов Ким пропал без вести.

4-й чтец.

Твой век годами не измерится -

Он в мыслях и делах твоих.

И мне всё больше свято верится,

Что ты - средь нас, среди живых...

Ты шёл дорогою военною,

Познав боль горечи, утрат.

Сражался ты за всю Вселенную,

Советской армии солдат.

За землю отчую, любимую

Ты воевал семьёй одной.

Сторонку тихую, родимую

Считал ты для себя страной.

Как скошенный, на землю падал,

И умирал, и вновь вставал.

Какой размах ты битве задал,

Когда на Волге наступал.

Великих битв мы знаем строки,

Имён героев нам не счесть.

Легенда вы из той эпохи,

Гордиться вами - наша честь.

Никто не забыт, ничто не забыто!

И вечная память тебе, мой солдат!

В глаза ты мне смотришь смело,

А я изучаю планку наград...

В. Панов

Ведущий . Как быстротечно время!

В начале нашей встречи было сказано о том, как мало осталось в живых участников тех событий. Даже те, кто родился после войны, уходят из жизни один за другим, унося с собой столько нерассказанного о тех, кому обязаны жизнью, кто по свежей тогда ещё памяти делился с ними своими воспоминаниями о войне. Уйдут они - и некому будет рассказать о ней дальше, следующим поколениям.

Вот почему для вас, юных, так важна любая информация о тех далёких, грозовых днях. Вы должны нести эстафету памяти дальше, сквозь годы. И ещё мыс вами должны помнить, что фронтовики живут среди нас. Может быть, это наши соседи по дому, по улице... Так давайте же сделаем так, чтобы День Победы стал для них настоящим праздником, праздником победителей! Они это заслужили.

Объявляется минута молчания. Включается метроном и секундомер.

После минуты молчания звучит песня «Поклонимся великим тем годам», муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова (1 куплет).

Литература

1. Агашина, М. Избранное [Текст] / М. Агашина. - М.: Художественная литература, 1986. - 286 с.

2. Битва за Сталинград [Текст] / сост. А. М. Бородин, Красавин, Логинов, Морозов. - Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1972.-616 с.

3. Великая Отечественная война. 1941-1945: Энциклопедия для школьников [Текст]. - М.: OЛMA-Пресс, 2001. - 447 е.: ил.

4. Дементьев, В. Д. Сталинградская битва [Текст] / В. Д. Дементьев. - М.: Воениздат, 1972.

5. Жуков, Г. К. Воспоминания. Размышления. Мемуары [Текст] / Г. К. Жуков. - М., 1990.

6. Ляшенко, Н. Как Жуков побывал в Камышине [Текст] / Н. Ляшенко // Диалог. - 2000. - 14 июня.

7. Ляшенко, Н. Дом Рокоссовского на улице Красной [Текст] / Н. Ляшенко // Диалог. - 2002. - 20 февраля.

8. Люби и знай свой край. - Камышин, 1993.

9. Панов, В. Солдат [Текст] / В Панов // Камертон. - 2003. - № 14-15.

27 января ученики 6 “Ж” класса посетили Музей Победы на Поклонной горе и темой их экскурсии стала "Битва за Сталинград". Учеников и их учителя впечатлила диарама Сталинградской битвы и оформление тематического зала. С историческими событиями ребята познакомились, отвечая на вопросы олимпиады "Музеи. Парки. Усадьбы" после интересной экскурсии.

Первые мероприятия в школе прошли уже 30 января, во вторник. В преддверии 75-ой годовщины Сталинградской Битвы в музее школы “Этих дней не смолкнет слава” ребята узнали историю сложного периода нашего народа, которая заставляет скорбеть и гордиться силой духа русского народа. Актуальность данной темы подчеркнул В.В. Путин, выступая в российском военно-историческом обществе: «У страны должны быть герои, и люди должны их знать. Это должны быть ориентиры, на примерах которых сегодняшние поколения могли бы воспитываться и воспитывать своих детей. Это очень важно!». Рассказывал ребятам о подвиге русских людей руководитель музея - Р.М. Громов.


Ребята из 4 класса вместе со своим классным руководителем поздравили с днём рождения ветерана Великой Отечественной войны - Жилина Леонида Николаевича, которому исполнилось 95 лет. Леонид Николаевич долгие годы был одним из почетных гостей в нашей школе на всех патриотических праздниках.




1 февраля в школьной библиотеке прошло тематическое мероприятие "Сталинградская битва- решающее сражение!", посвященное 75-ей годовщине со Дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году. Ученики начальной школы познакомились с книжно-иллюстративной выставкой авторов книг: Алексеев С. "Сталинградское сражение", В. Богомолов "За оборону Сталинграда". Ребята узнали из книг исторические факты, про подвиги солдат. Кроме знакомства с книгами ученики посмотрели презентацию на тему: "За оборону Сталинграда 200 дней, 200 ночей".



2 февраля ученик 8 класса провел для 4 “И” и 2 "К " классов тематическое мероприятие " Память Сталинграда", на котором рассказал об основных вехах Сталинградской битвы а также о памятниках, воздвигнутых в честь этой победы русской армии. После интересного выступления, ребята задали ему много вопросов по теме. Затем ребята рисовали мемориальный комплекс "Мамаев курган", а ученики 4 класса ответили на вопросы он-лайн викторины. Педагог-организатор Н.В. Иванова продолжила мероприятие, рассказ о Доме Павлова (Дом Солдатской Славы) в Сталинграде, ведь именно в этом 4-этажным жилом доме, расположенном на площади Ленина в Волгограде, во время Сталинградской битвы в течение 58 дней героически держала оборону группа советских бойцов.



Ученики 6 “Ж” класса 2 февраля посетили детскую библиотеку им. И.З.Сурикова, где у них прошел литературно-исторический час, посвященный Сталинградской битве. Ребятам показали военные фотографии, поставили песни, рассказали об исторических документах, таких как приказ И.В. Сталина № 227 “Ни шагу назад!”. А подробное освещение ключевых этапов битвы помогло ребятам еще больше узнать о столь великом событии в истории Великой Отечественной войны.


Для команд учеников из 4-х классов 2 февраля в одном из школьных корпусов состоялся общешкольный квест «От героев былых времён...». Педагог-организатор и руководитель музея подготовили для ребят интересные и познавательные задания, и ученики, путешествуя по разным станциям, и выполняя их, показали свой высокий уровень знаний истории нашей страны. Подобные игры доказывают, что нет настоящего без прошлого, а наша школа воспитывает истинных патриотов, которые чтут героев Отечества.





В другом корпусе ГБОУ Школа № 1576 общешкольный квест "Сталинградская битва", состоялся уже для учеников из 7 - 8 классов. Сначала ведущие сформировали 6 команд из учеников разных корпусов школы и перед ребятами кроме задач игры была еще задача узнать друг друга, сплотиться и вместе пройти до конца. Интересные историко-интеллектуальные задания квеста конечно же способствовали этому! Целью игры было получение зашифрованного QR кодом слова, связанного со Сталинградской битвой. Все команды справились с этим заданием и к концу игры стали дружны.

МКОУ «Большовская средняя общеобразовательная школа городского округа город Михайловка Волгоградской области».

8 класс.

Подготовила учитель истории

Цыканова Марина Александровна

х. Большой 2015 г.

Внеклассное мероприятие «Герои Сталинградской битвы».

8 класс.

Цель: Организация внеклассного мероприятия, в память о победе русского народа в Сталинградской битве.

Задачи:

    расширить знаний учащихся об исторических событиях победы в Великой Отечественной Войне;

    воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ветеранам и память о великой победе:

    формировать умение находить информацию на заданную тему;

    способствовать воспитанию чувства гордости за героическое прошлое малой Родины;

    вызвать эмоционально-нравственный отклик на события Сталинградской битвы и чувство восхищения родным городом.

Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа PowerPoint, презентация.

Предварительная работа: разучивание стихов, подготовка сообщений по теме “Герои Сталинградской битвы”.

Ход мероприятия.

На старой, милой нам Земле

Есть много мужества. Оно

Не в холе, воле и тепле,

Не в колыбели рождено…

К. Симонов

Учитель: 70 лет прошло с момента Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., но ее отголоски слышны до сих пор. Сколько жизней унесла эта война, сколько разрушений оставила после себя, сколько изломанных судеб... Вся страна работала на победу и в тылу, и на фронте люди проявляли массовый героизм и отвагу.И все это ради дальнейшей жизни других поколений, целых народов и стран, ради мира на Земле.

Чтец 1:

Там, где двести дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там кровью тысяч людей
Каждый метр земли был пропитан.
Там сила советских солдат
Сокрушала фашистскую силу,-
Там давно уже пушки молчат
И поля от пожарищ остыли.
Там сегодня над Волгой-рекой,
На священной земле Сталинградской,
Рвётся к солнцу цветок полевой,
Из-под каски пробитой солдатской.
Жизнь! Мы славим величье её.
Жить! - вот благо и счастье людское.
За него, за счастье твоё и моё
Свои жизни отдали герои.

Учитель: С 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории волжских степей шли тяжёлые, кровопролитные бои. По продолжительности и ожесточенности, по количеству участвующих и погибших в них людей эта битва превзошла все известные ранее истории сражения.

Сталинградская битва – беспримерный подвиг народа.… На Сталинградской земле советские люди выдержали самое трудное испытание…

Захват Сталинграда был важен для Гитлера по нескольким причинам. Во-первых, это был главный промышленный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Во-вторых, захват Сталинграда мог обеспечить безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. И в-третьих, сам факт, что город носил имя Сталина - главного врага Гитлера, делал захват города выигрышным ходом.

Исегодня мы будем говорить о мужестве, которое проявили участники Сталинградской битвы в ходе сражения.

Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал»)

Учитель: Да. За ценой не стояли наши солдаты, бились на смерть, до последней капли крови.

Чтец 2.

День за днём Сталинградцы сражались.

В небывалом, кровавом бою.
В эти грозные дни отстояли они
и Отчизну, и Волгу свою.
Мы с тобой пораженья не знали,
Был наш лозунг: «Ни шагу назад!»
До последнего насмерть стояли,
Но не сдали врагу Сталинград.

Учитель: Девизом защитников стали слова: «Ни шагу назад! Стоять на смерть! За Волгой для нас земли нет!» В ожесточенных кровопролитных боях рождались тысячи героев показывающие образцы мужества, отваги, самоотверженности.

Кто же они настоящие герои Сталинграда?

Ученик 1

Василий Зайцев - снайпер. Лично уничтожил 242 фашиста из них 11 немецких снайперов. В Зайцеве сочетались все качества, снайпера - острота зрения, чуткий слух, выдержка, выносливость, военная хитрость. Он умел выбирать лучшие позиции, маскировать их. Немцы доставили в Сталинград самого лучшего снайпера, чтобы уничтожить Зайцева. Но вскоре фашистский снайпер был застрелен в нелегком поединке.

Ученик 2

Михаил Паникаха. 2 октября 1942 года в боях при Сталинграде совершил героический подвиг. На окоп, в котором он находился, двигались вражеские танки. Взяв две бутылки с горючей жидкостью, Михаил пополз в сторону главного немецкого танка. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась. Вспыхнув факелом, Михаил бросился на решётку моторного люка и разбил об неё вторую бутылку. Немецкий танк остановился….

Ученик 3

Матвей Путилов - связист штаба. В разгар боя нужно было исправить повреждённую связь. Две предыдущие безуспешные попытки восстановить связь закончились гибелью связистов.И тогда Матвею Путилову была поставлена задача восстановить проводную телефонную связь. Осколком мины его ранило в плечо. Превозмогая боль, он дополз до места обрыва провода, но был вторично ранен: ему раздробило руку. Теряя сознание и не имея возможности действовать рукой, сжал концы проводов зубами, и по его телу прошёл ток. Связь была восстановлена. Умер Матвей Путилов с зажатыми в зубах концами телефонных проводов.

Ученик 4

Снайпер Пётр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда и работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счёт перевалит за 1000. Пётр Гончаров продолжал учувствовать в боях и погиб под Кривым рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)

Ученик 5

Снайпер Анатолий Чехов защищал Дом Павлова. В Сталинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии подготовил 20 снайперов. В 1943 году под Киевом ему оторвало взрывом стопу, он перенес 12 операций. Поправившись, Чехов пошел работать на электромеханический завод. О нем создан документальный фильм «И помнит мир спасенный».

Ученик 6

Алексей Ващенко. Это было 5 сентября 1942 года. Шёл кровопролитный бой на правом фланге 272-го стрелкового полка НКВД. Гитлеровцы бросили сюда большое количество танков и пехоты. Четвёртая рота автоматчиков должна была атаковать врага и перейти в наступление. Но в это время из дзота открыл огонь вражеский станковый пулемёт. Атака была сорвана. Тогда Алексей Ващенко встал во весь рост и рванулся к вражеской огневой точке. Алексей был ранен. Полуживой, он дополз до дзота и закрыл его своим телом. Это привело врага в замешательство и дало возможность роте перейти в наступление. Наш земляк Николай Сердюков повторил его подвиг, также закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота и обеспечив этим атаку.

Учитель: Говоря о героях Сталинграда, нельзя не упомянуть и о нашем земляке, участнике Сталинградской битвы Шишкине Иване Яковлевиче.

Иван Яковлевич Шишкин родился в хуторе Моховом в крестьянской семье. С семи лет был погонщиком быков. Работал в колхозе в поле, со скотиной. Заслужил награды в мирное время: орден «Знак Почета», звание «Почетный колхозник». До войны был внештатным корреспондентом газеты «Призыв».

Прошел всю войну. Участник Сталинградской битвы. Имеет два ордена Великой Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За оборону Сталинграда». Имеет благодарственные письма от Верховного главнокомандующего за битвы на Одере, Висле.

После войны вернулся в родной хутор. Работал секретарем партийной организации. На общественных началах строил клуб. Затем семь лет им заведовал. Был заводилой и инициатором интересных мероприятий. Сам всегда принимал в них участие.

Потом работал в колхозе шофером на ГАЗ – 51. Возил зерно с поля на ток. Стаж пятьдесят лет. Имеет много почетных грамот.

Чтец 3

Ах, война, что ты сделала подлая,
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги, ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон.
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что бредёте войной наугад,
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад
.

Учитель: Бились с врагом до конца и женщины в белых халатах. Каждый день был наполнен стонами и плачем, болью и ужасом, кровью и отчаянием. И каждую минуту шла борьба этих «сестричек» за самое дорогое - за человеческую жизнь.

Ученик 8:

Во время Сталинградской битвы Людмила Родионова, после тяжелого ранения в голову, оказала помощь 70 раненым. В холодной воде на переправе наших войск на правый берег Волги осенью 1942 года под непрерывной бомбёжкой мужественно спасала тонувших.

Ученик 9:

420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская. В атаки она ходила позади бойцов, чтобы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит.

Ученик 10:

Медсестра Маша Мелихова не только делала перевязки. Она отдавала тяжелораненым и свою кровь. Это милосердие, участие, сострадание, удесятеряло силы солдат, и было настоящим подвигом.

Ученик 11:

Всем известно имя Гули Королевой. 24 ноября 1942 года во время боев вынесла 100 раненых воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой бойцов. Дважды раненная, она не оставила поле боя, в своем последнем бою лично уничтожила 15 фашистов и погибла смертью героя.

Чтец 4:

Я был и пионером и солдатом,

Но галстук заменяли мне бинты.

Ревела смерть над нашим медсанбатом

И с визгом обрывались с высоты.

А я страдал отважно и упрямо,

Срывал повязки в яростном бреду.

Я иногда кричал по-детски: «МАМА!»

Так было в 41-м том году.

Учитель: Детям в годы войны пришлось наравне со взрослыми работать в тылу врага, ухаживать за ранеными, выносить их с поля боя, помогать задерживать шпионов, захватывать у фашистов оружие, совершать совсем не детские подвиги. Многие погибли в борьбе за Родину, отдавая самое дорогое, что у них было, свою жизнь.

Ученик 12:

Самым юным защитником города был Серёжа Алешков. Этот шестилетний мальчик-сирота как мог помогал бойцам. Приносил им пищу, подносил снаряды, патроны, в перерыве между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Его героический подвиг спас жизнь командиру полка. Когда советские войска форсировали Днепр, боец Алёшков увидел, как над блиндажом, где находился командир, взметнулось пламя. Он бросился к блиндажу, но вход завалило, и в одиночку ничего нельзя было сделать. Боец под сильным огнём добрался до сапёров, и только с их помощью удалось извлечь из-под груды земли раненого командира.

Ученик 13:

В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из подростков 10 - 14 лет. Их было 20 человек, и они бесстрашно действовали против
врага, сея панику среди захватчиков. «Мы клянёмся всё время бить фашистов, по-всякому вредить им. Мы будем мстить за расстрелянных и замученных женщин, детей, стариков. Кровь за кровь! Никто из нас не испугается, не отступит и не изменит. За измену и трусость – смерть» - такой была клятва маленьких героев большой войны…

Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на
глазах у хуторян расстреляли. Казалось земля плакала по этим детям, которые погибли за Родину, по этим настоящим маленьким мужчинам. Десять ангелов улетели в небо…

Учитель: Сегодня, говоря о победе и воздавая признание и благодарность победителям, мы никогда не должны забывать о тех, кто навсегда остался лежать под Сталинградом. К сожалению, их оказалось немало.

Объявляется минута молчания…

В памяти нашего народа это время живет не только как время коренного перелома в войне, но и как ужас, как незабываемое горе. Это событие и сейчас еще напоминает о себе едва ли не в каждом доме пожелтевшими треугольниками солдатских писем, страшными листками «похоронок», сохранившимися боевыми наградами, фотографиями погибших на фронте, умерших от ран, болезней и без вести пропавших родственников. Мы не имеем права забывать об этом. Это наша история, это наша память

Звучит запись песни «Горячий снег» (музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова).

Мероприятие, посвящённое 75-й годовщине Сталинградской битвы

Цель : способствовать воспитанию чувства любви и гордости за родной край, Родину, великий народ;

расширить представления обучающихся о Великой Победе под Сталинградом;

воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

показать мужество русских солдат и жестокость войны, развивать чувство патриотизма, воспитывать уважение к истории страны, традициям школы, выполнению гражданских обязанностей.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину и за родной народ;

формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

развитие умения работать с информацией;

развитие умения использовать различные способы поиска информации;

развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации. (Познавательные УУД);

формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. (Регулятивные УУД)

формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Оборудование : мультимедийный компьютер; интерактивная доска; фотографии военного Сталинграда; песни о войне; презентация.

Оформление: выставка книг, посвящённых ВОВ; музыкальные заставки; слайд - шоу по теме; ученические стенгазеты и рисунки.

Ход мероприятия :

Чтецы выходят на сцену вместе с учителем

(под музыкальное сопровождение «Священная война»)

Учитель: речь учителя…

Ведущий 1. Июнь. Лето. Суббота. Люди занимались обычными для себя делами: мы играли на улице, старшеклассники возвращаются с выпускных вечеров. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

Ведущий 2. Так началась Великая Отечественная война. Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Накануне войны Сталинград являлся крупнейшим промышленным и культурным центром страны с полумиллионным населением. В условиях войны Сталинград приобрел исключительно большое стратегическое значение. Овладев Сталинградом, немцы получали выход к Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку, а значит, к неограниченным запасам нефти. Для СССР потеря Сталинграда означала неминуемый крах, т. к. это лишило бы армию и промышленность основных источников нефти. Гитлер планировал овладеть городом за 2 недели, но Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.)

Наш народ помнит те 200 дней и ночей, казавшихся бесконечными.

Всем было предельно ясно, что Сталинград – это последний рубеж. И этот рубеж сдавать нельзя.

Просмотр видеофрагмента «Битва под Сталинградом» (до 7:10 мин.)

Ведущий 1 . Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения

Мы засыпали с думой о тебе.
Мы на заре включали репродуктор,
Чтобы услышать о твоей судьбе.
Тобою начиналось наше утро.
В заботах дня десятки раз подряд,
Сжимая зубы, затаив дыханье,
Твердили мы:
- Мужайся, Сталинград! -
Сквозь наше сердце шло твое страданье.
Сквозь нашу кровь струился горячо
Поток твоих немыслимых пожаров.
Нам так хотелось стать к плечу плечом
И на себя принять хоть часть ударов!

Песня « Нас ждет огонь смертельный…»

Ведущий 2. Победа советских войск под Сталинградом оказала огромное стимулирующее воздействие на национально-освободительные движения народов тех стран, которые были оккупированы войсками Германией и её союзников. В февральские дни 1943 года на берегах Волги была одержана великая победа, положившая начало коренному перелому в войне. С тех пор слово "Сталинград" вошло во все языки мира и стало общепризнанным символом героизма, необыкновенной стойкости духа и беззаветной любви к своему Отечеству.

Ученик рассказывает стихотворение

В свой срок - не поздно и не рано -
Придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь,
Каким он был, их ратный путь!
Февраль - февраль, солдатский месяц -
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц.
А мы пред ними всё в долгу.
Февраль - февраль. Солдатский месяц -
Горят гвоздики на снегу.

Ведущий 1. Самым трудным для сталинградцев был день 23 августа 1942 года. В три часа дня над центральной частью города появились сотни вражеских тяжелых бомбардировщиков. Всего за два часа во второй половине дня вражеская авиация произвела около двух тысяч самолетовылетов. Немцы сбрасывали то зажигательные, то тяжелые фугасные бомбы. Кромешный ад. Дым пожарищ застилал полуденное солнце. Взрывы страшной силы сотрясали воздух. Горели жилые дома, кварталы, рушились, как карточные, школы, больницы, госпиталя. Отовсюду доносились стоны, крики раненых. Город был превращен в руины. Погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. 23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда. Фашистские генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге. История войны не знала такого ожесточенного сражения.

Ученики рассказывают стихотворения:

Чтец 1. Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой.
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой.

Чтец 2. В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдай врагу!

И тот приказ “Назад – ни шагу!”
Суровый воинский приказ.
Вселил в сердца людей отвагу,
Что не далек Победы час.

Ведущий 2. Солдаты Сталинграда выдержали такой натиск врага, какого не приходилось испытывать ни одной армии в мире. Вместе с солдатами город защищали все его жители. На тракторном заводе женщины собирали танки, которые сразу с конвейера отправлялись на поле боя.

Бои здесь шли ожесточенные, сражались за каждую улицу, за каждый дом. Раненых переправляли на другой берег Волги на лодках, катерах, баркасах. Когда спросили однажды привезенных раненых, что в городе делается, они ответили: “ Все горит: дома, заводы, земля. Металл плавится”. “ А люди?” - “Люди? Стоят насмерть!

Ученики читает отрывок из писем немецких солдат:

Чтец 1. О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

Чтец 2. Из письма Пауля Мюллера, п/п 22468, жене. 31.XII.1942 г.
"...Мы переживаем здесь большой кризис, и неизвестно, чем он закончится. Положение в общем и целом настолько критическое, что, по моему скромному разумению, дело похоже на то, что было год тому назад под Москвой".

Чтец 3. Из письма солдата Рефферта жене. 29.XII.1942 г.
"...Над многими, которые в прошлом году и не думали о смерти, стоит сегодня деревянный крест. За этот год множество народу у нас рассталось с жизнью. В 1943 г. будет еще хуже. Если положение не изменится и окружение не будет прорвано, то мы все погибнем от голода. Никакого просвета...

Чтец 4. Из письма унтер-офицера Георга Кригера, невесте. 30.XI.1942 г.
"...Мы находимся в довольно сложном положении. Русский, оказывается, тоже умеет вести войну, это доказал великий шахматный ход, который он совершил в последние дни, причем сделал он это силами не полка и не дивизии, но значительно более крупными..."

Чтец 5. Огромный вклад в Победу на Волге имело военное искусство главнокомандующего 62 армии генерала В. И. Чуйкова и главнокомандующего 64 армии генерала М.С. Шумилова, командующего 13 гвардейской дивизии А.И. Родимцева, командующего Юго - Западным фронтом Н.Ф. Ватутина, командующего Донского фронта К. К. Рокоссовского, Сталинградского – А.И. Еременко, Воронежского - генерала Ф.И. Голикова, начальника Генштаба А.М. Василевского, Г.К. Жукова, маршала Советского Союза, который по поручению Совета Верховного Главнокомандования координировал действия фронтов в Сталинградской битве. (Читает под слайды).

Звучит песня «Поклонимся Великим тем годам»

Ведущий 1. 23 ноября войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов соединились у поселка Советский в 18 км от Калача. Была окружена фашистская группировка общей численностью 330 тыс. человек.

Операция «Кольцо» - Гитлеровское командование ударом извне стремились спасти от разгрома войска, окруженные под Сталинградом. Спешно формируется группа Армий «Дон» под командованием генерала Манштейна. Проведение операции по уничтожению окружённой группировки, которая получила кодовое название «Кольцо», целиком возлагалась на Донской фронт. С 27 января Донской фронт приступил к ликвидации противника. Был взят в плен вместе со своим штабом генерал-фельдмаршал Паулюс. Южная группировка врага прекратила сопротивление, а Северная продолжала сопротивляться до 2 февраля. Закончилась Сталинградская битва блестящей победой советских войск. Она положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне.

Сообщение ученика…

Ведущий 2. Сталинград навечно вошел в сознание человечества как символ несгибаемой воли, мужества и отваги советских воинов. Мы, ныне живущие, и наши потомки с благодарностью будем склонять головы перед памятью тех, кто отстоял Сталинград ценой собственной жизни, доказал любовь и преданность Родине.

Вечный огонь на площади Павших бойцов зажжен 1 февраля 1963 года в канун 20-летия победы в Сталинградской битве. В 1967 году на Мамаевом кургане был открыт памятник. Грандиозная 52-метровая скульптура "Родина-мать" по замыслу автора-скульптора Вутетича, поднимает в Сталинграде меч освобождения. Там же находится братская могила, в которой похоронены воины 13 дивизий, погибшие в боях за Сталинград.

Ученик рассказывает стихотворение

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

Звучат первый куплет и первый припев песни «На Мамаевом кургане…»

Ведущий 1. Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы . Склоны кургана были изрыты бомбами и минами - даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Плотность огня здесь была колоссальной: на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. По завершении Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек. В тот период это место стало настоящим курганом, т.е. местом захоронения. Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел – на выгоревшей земле не выросла трава.

Чтец. Жизнь! Мы славим величье её.
Жить – вот благо и счастье людское!
За него. За счастье твоё и моё
Свои жизни отдали герои…

Ведущий 2. Защитники Сталинграда… “ Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство страха охватывало противника: люди шли в атаку, смертны ли они?..”

Да, они были простыми смертными, и мало кто уцелел из них, но все они выполнили до конца свой долг перед священной МАТЕРЬЮ – РОДИНОЙ.

Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади. В память о них зажигают Вечный огонь.

Чтец. Я никогда не видела войны
И ужаса её не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю всё это пришлось:
Тревоги, холод, голод и разлуки.
Спасибо вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.

Исполняется песня, слайды «От героев былых времен...»

Учитель. На этом мероприятие, посвященное 75 годовщине Сталинградской битвы, окончено. Благодарим всех за внимание!


Внеклассное мероприятие «Великая битва на Волге»,

посвященное 75- летию победы в Сталинградской битве

Цель:

показать школьникам немеркнующий с годами героизм и патриотизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. формирование представления о Сталинградской битве как о величайшем событии в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;

2. активизация творческой деятельности учащихся;

3. формирование моральных, эмоциональных качеств личности;

4. привитие чувства патриотизма, любви к родине, уважения к памяти защитников Отечества.

Форма проведения: историко - литературно - музыкальная композиция c использованием учебного проекта.

Методы проведения: метод информирования с применением ИКТ.

Аудитория: обучающиеся 11 класса.

Оформление сцены и зала: На щите сцены название мероприятия «Великая битва на Волге», дата Сталинградской битвы, а внизу под цифрами развевается гвардейская лента; выставка книг о Сталинградской битве.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Сталинградская битва».

Ход мероприятия

Ученик 1: Царицын - Сталинград - Волгоград …Город, с которым связаны многие исторические события. Город, ставший символом России, символом «русского духа» и «русского характера».

Ученик 2: На последнем рубеже перед Волгой советские солдаты проявили невиданную отвагу и стойкость и нанесли противнику сокрушительный удар.

Ученик 3: Великая победа на берегах Волги в февральские дни 1943 года положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. С тех пор слово «Сталинград» вошло во все языки мира и стало вечным напоминанием о героизме, необыкновенной стойкости духа и беззаветной любви к своему Отечеству. День 2 февраля 1943 года является днем воинской славы России.

Чтец 1:

Есть имена и есть такие даты, -

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты, -

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

(А.Твардовский)

Чтец 2:

В свой срок - не поздно и не рано-

Придёт зима, замрёт земля.

И ты к Мамаеву Кургану

Придёшь второго февраля.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты,

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

И словно в первый раз заметишь,

Каким он был, их ратный путь!

Февраль- февраль, солдатский месяц-

Пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдёт. И сто метелиц,

А мы пред ними всё в долгу.

Февраль - февраль. Солдатский месяц-

Горят гвоздики на снегу.

(М. Агашина)

Ученик 4: Шёл второй год войны. Фашисты решили взять реванш после разгрома под Москвой. Вражеские войска предприняли наступление на Волгу и Кавказ. В июне 1942 года врагу удалось прорвать оборону на юго - западном фронте. Часть советских войск оказалась в окружении. Над страной нависла смертельная опасность. В наступлении летом 1942 года германское командование особое значение придавало взятию Сталинграда. Выход к Волге давал противнику возможность перерезать важную для жизни страны транспортную артерию страны, по которой в центральные районы доставлялись с юга хлеб и нефть. Перед советскими войсками встала задача, во что бы то ни стало остановить врага.

Чтец 3:

До Волги фашистскими ордами

Истоптан ковыль степной,

Но топчется враг возле города,

Стоит пред стальною стеной.

Она из отваги построена

И верных сердец солдат.

Высоким примером для воина

Стоит богатырь-Сталинград.

(А.Прокофьев)

Ученик 1: 17 июля на речках Чир и Цимла, притоках Дона, встретились передовые отряды 62-й армии генерала В.И.Чуйкова с перешедшим в наступление врагом. Началась Сталинградская битва. Имея полное превосходство в силах, противник вёл бешеное наступление. Немцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6-й армии. Гитлер назвал дату захвата города - 25 июля. Противник вышел к Дону и создал реальную угрозу прорыва к подступам Сталинграда.

Чтец 4:

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину растянут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперёк России -

И всю её прикрыл собой!

Ученик 2: Глубокий прорыв немцев на Кавказском и Сталинградском направлениях резко обострил стратегическую обстановку.28 июля народный комиссар обороны И.В.Сталин обратился к войскам с приказом №227. «Пора кончать отступление,- говорилось в приказе. Ни шагу назад! Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности».

Чтец 5:

Сталинград, Сталинград! Вековая громада,

Неизбывная гордость народа всего,

Нам нельзя и на час оставлять Сталинграда,

И на миг невозможно оставить его.

Нам нельзя отойти по любви и по долгу,

Ведь за нами, солдаты, не просто вода,

А великая Волга, великая Волга,

Та, что в песнях народа разлилась навсегда!

И мы на смерть здесь встали, на земле сталинградской,

И в могилы глядеть надо немцам уже...

Снова мы поклялись нашей клятвой солдатской

На последнем, на грозном таком рубеже!

(А.Прокофьев)

Ученик 3: Планы Гитлера по взятию города были сорваны. И тогда, в 3 часа дня 23 августа 1942 года, вражеские бомбардировщики стартуют на Сталинград. В тот день они должны были уничтожить город, стереть его с лица земли. Лётчики рапортовали фюреру: «Под нами Сталинград, он стал горящим адом. Бомбы ложатся точно в цель, громадные пожары во всех районах города являются как бы опознавательными знаками». С 23 по 29 августа фашистские лётчики совершили 2 тысячи самолётовылетов на Сталинград. В считанные часы вражеские бомбы превратили город в адский гигантский костёр. За один день было убито 40 тысяч 754 мирных жителя и свыше 50 тысяч было ранено. Рушились дома, улицы потонули в дыму и пламени.

Чтец 6:

Следы врага - развалины и пепел.

Здесь всё живое выжжено дотла.

Сквозь дым не видно солнца в чёрном небе,

На месте улиц - камни и зола.

Здесь всё смешалось в этой круговерти:

Огонь и снег, пыль и свинцовый град,

Кто уцелеет здесь, до самой смерти

Не позабудет грозный Сталинград!

(Г.Акопян)

Ученик 4 : После ожесточённой бомбардировки 23 августа горящая нефть разлилась по Волге, и реку объяло огнём. 3 дня вела борьбу с пылающим маревом команда пожарного парохода « Гаситель», перевозя раненых, женщин, стариков, детей. Никакая бомбардировка не могла устрашить его экипаж. У защитников Сталинграда была одна переправа, единственный путь к городу - через Волгу, в дыму, под бомбами и снарядами, под пулемётным огнём. По вздыбленной взрывами реке к нему пробирались волжские баржи с резервами, с боеприпасами. Люди на берегу выстраивались в цепь, в рёве и грохоте бомбардировок перебрасывались с руки мины, снаряды до самой линии боя. Над двухкилометровой ширью Волги кружили, бомбили и стреляли фашистские самолёты. Моряки Волжской военной флотилии и волжские речники сделали во время Сталинградской битвы 35,5 тысяч боевых рейсов, перевезли на правый берег более 100 тысяч бойцов, тысячи тонн военных грузов. Они вывезли из пылающего города десятки тысяч раненых и мирных жителей.

Чтец 7 :

неподвластные усилия,

презирающая смерть,-

Волжская

военная флотилия,

прославить

и воспеть?

свирепые

и дерзкие,

на родные

наши берега

сдерживали

лодки канонерские,

лютого врага.

Мужества сурового

Образчики

каждодневно

нынче - как вчера,

вновь и вновь

показывали тральщики,

повторяли бронекатера.

(Г.Трубилов)

Ученик 1 : 25 августа Сталинград был объявлен на военном положении.26 августа городской комитет обороны призвал население начать сооружение баррикад, чтобы сделать улицы города непроходимыми для врага. И, невзирая на бомбёжку, жители бесстрашно возводили укрепления, оборудовали под огневые точки подвалы зданий. Защищали город части 3 фронтов: Юго - Западного (командующий- генерал М.С.Ватутин), Донского (командующий - К.К.Рокоссовский), Сталинградского (командующий - генерал А.И.Ерёменко).

Ученик 2 : 31 июля с Кавказского направления на Сталинград была брошена немецким командованием 4 - ая танковая армия Гота. Позже в сражение были втянуты 2 румынские и одна итальянская армия. Если в июле на Сталинград наступали 30 дивизий, в августе- 69, то в сентябре уже 81 дивизия. Сталинградское направление для фашистов было главным. Враг имел полуторное превосходство в людях, двойное - в орудиях и многократное в танках и самолётах.

Ученик 3 : Гитлеровцы настойчиво рвались к городу, и им удалось ворваться в него не только с севера, но и с юга. С 12 сентября бои шли уже в Сталинграде. Оборону города осуществляли части 62-й (командующий- генерал В.И.Чуйков) и 64-й армии (командующий- М.С.Шумилов). Немецко - фашистские войска предприняли 4 попытки штурма одну за другой. В ночь на 15 сентября положение обороняющихся ухудшилось настолько, что свежее под крепление - 13-ую стрелковую дивизию генерала А. И. Родимцева пришлось бросать в бой сразу же после переправы.

Ученик 4: Беспримерное мужество сталинградцев потрясло даже бывалых гитлеровских вояк. Ефрейтор Гельман писал своей невесте: «Описать, что здесь происходит невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки,- мужчины и женщины». Фашисты гибли сотнями.

В 300- 400 метрах от Волги находились боевые позиции 138-й Краснознамённой дивизии генерала И. И. Людникова. На небольшом клочке земли, «острове» семьсот метров по фронту и 400 метров в глубину, почти полтора месяца сражались людниковцы и не пропустили врага. Штаб дивизии Родимцева находился в 5метрах от воды и в 250 метрах от переднего края. Но эти метры гитлеровцы не смогли преодолеть.

Чтец 9 :

Здесь метр своё значение терял

Как расстояния простая мера.

Он жизнь и смерть собою измерял

И мужества великие примеры.

(Иоганнес Р. Бехер)

Ученик 1: Заводом - воином в эти дни стал тракторный завод.42 дня он работал под бомбёжкой, под артиллерийским и миномётным огнём. В августе завод дал фронту 390 танков. А в сентябре рабочим пришлось работать, не выпуская из рук оружия. И всё же фронт получил 200 танков и 150 тягачей. Гитлеровцы засели на склонах Мечетки, непрерывно обстреливая завод. Теперь танки вступали в строй тут же, за заводскими воротами.

Чтец 10:

Земля оглохла от пальбы,

И, небо заслоняя,

Встают железные столбы

Железа и огня.

Осколки, цементом пыля,

Звенят у чёрных плит.

Кипит вода. Горит земля,

А человек стоит.

Ученик 2: Основной удар немцы наносили по 62-й армии в направлении Мамаева Кургана и Центрального вокзала. Об ожесточённости боёв свидетельствует то, что центральный вокзал в 13 раз переходил из рук в руки. В заводском районе батальон морской пехоты занял оборону, когда прорвались фашистские танки. Головной танк вышел к позиции, которую занял Михаил Паникаха. Матрос пропустил фашистов поближе, замахнулся бутылкой с горючей смесью, но пуля пробила бутылку, пламя охватило воина. И тогда он со второй бутылкой бросился на танк, разбил её броню, огромное пламя охватило бойца вместе с вражеской машиной.

Чтец 11:

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад-

Он защищал Сталинград!

Танк на него надвигался, рыча,

Мукой и смертью грозил.

Он, притаившись в канаве, с плеча

Танки гранатой разил.

Пулю за пулю. Снаряд за снаряд.

Он защищал Сталинград!

(А.Сурков)

Ученик 3: Фашисты продолжали наращивать свои силы. Их главной целью становится Мамаев курган. Кто владел этой высотой 102,0,тот господствовал над городом. Отсюда просматривались и простреливались центральная переправа, заводские районы. Здесь, начиная с13 сентября 1942 года по 30января 1943 года,140 дней и ночей не унималась дрожь земли от взрывов снарядов, мин и авиационных бомб. Почернел, будто обуглился, курган. После войны его называли мёртвым: земля здесь густо перемешалась с железными осколками и кровью, и на ней долго ничего не росло.

Чтец 12:

Был приказ, чтоб назад ни шагу,
Даже если обречены,
Превратились в святую сагу,
Девятнадцать недель войны!
От трёхсот нас осталась рота,
Духом русских побед жива,
А немецкая прёт пехота,
К высоте сто два!
Нас тысячи здесь полегли,
Ломая фашистский хребет,
Мамаев курган - сын Земли,
Наследник великих побед!

(В.Марахин)

Ученик 4: Упорные бои велись в Сталинграде за каждую улицу, дом, этаж, подвал. Дом Павлова на Площади 9 января - это кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города на запад до одного километра, а на север и юг - ещё дальше. Отделение сержанта Якова Федотовича Павлова из 13 - й гвардейской дивизии уничтожило гитлеровский гарнизон в 4-х этажном доме. Фашисты подвергали дом сокрушительному артиллерийскому и миномётному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволили гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. 58 дней и ночей атаковали этот дом фашистские танки. В сводках Паулюса этот дом отмечался как мощный оборонительный узел с сильным гарнизоном и подземными ходами. Невдомёк было гитлеровцам, что этот дом защищала небольшая группа гвардейцев из 25 человек. «Дом Павлова» остался неприступным. « Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа»,- отмечал В.И.Чуй ков.

Чтец 13:

Атаки, атаки…

Усталостью руки свело.

Какая сегодня погода?

Какое сегодня число?

И снова - атака…

И нет никакого числа…

Последняя пуля

За смертью фашистской ушла.

(Мумин Каноат)

Ученик 1: В одном из боёв в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов. В разгар боя при исправлении повреждённой линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи и, теряя сознание, зубами соединил оба конца.

Ученик 2: Очень широко в обороне Сталинграда применялся огонь снайперов. В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке Василии Зайцеве. Зайцев лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Это он сказал слова, ставшие клятвой защитников Сталинграда: «За Волгой для нас земли нет!» Немецко - фашистское командование, чтобы уничтожить Зайцева, доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов, чемпиона Европы по стрельбе Конингса. Но через 4 дня он сам попал на мушку нашего замечательного снайпера.

Ученик 3 : Артиллерист В.Я.Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу. Подвиг Александра Матросова совершили в дни Сталинградского сражения 11 человек.

Ученик 4: Как и представители всех народов и национальностей бывшего Советского Союза, жители марийского края громили фашистов на Волге. По архивным данным Волжского военного комиссариата, в боях под Сталинградом погиб 61 уроженец г. Волжска и района, пропало без вести 21 человек, умерло в боях от полученных ран 19 солдат и офицеров. В послевоенное время проживало 187 участников,70 человек награжден медалью «За оборону Сталинграда».

Чтец 14 :

Огонь и сталь

Священные руины Сталинграда,

кто вам родня?

Мы шире Волги сделали преграду

из стали и огня.

Из ярости, которая взлетала

Быстрей орлиных стай,

Из ненависти, что сильней металла,

Что пепелила сталь.

Из братства да из дружбы нашей кровной —

Их забывать не след, —

Да из любви к отчизне — столь огромной,

Что ей и меры нет! …
(А.Прокофьев)

Ученик 2: Когда положение стало особенно тяжёлым, из Москвы в осаждённый захватчиками Сталинград была перевезена Казанская икона Божией Матери. Она находилась на правом берегу Волги среди наших войск, куда рвались фашисты. Врагу так и не удалось перейти великую реку России. А накануне разгрома фашистов под Сталинградом перед чудотворным образом отслужили молебен, и после этого был дан сигнал к наступлению.

Ученик 2: В конце октября генерал Паулюс отмечал: «Сопротивляемость Красной Армии достигла такой силы, какой мы не ожидали. Ни один наш солдат или офицер не говорит теперь пренебрежительно об Иване, хотя ещё недавно они так говорили сплошь и рядом». Но Гитлер до самого рокового дня скрывал правду о событиях под Сталинградом. В речи, произнесённой им в ноябре 1942 года, он заявил:

«Сталинград наш! В нескольких домах сидят ещё русские. Город, носящий имя Сталина в наших руках. Величайшая русская река - Волга - парализована. И нет такой силы в мире, которая сможет сдвинуть нас с этого места».

Ученик 3: Другого мнения были гитлеровские солдаты, находящиеся под Сталинградом. Вот что писал в своём дневнике Вильгельм Гофман, который служил в батальоне канцелярии: «В Германии все убеждены, что Сталинград полностью наш. Как они глубоко ошибаются! Если бы они видели, что сделал с нашей армией Сталинград!»

Ученик 4 : Во второй половине ноября 1942 года завершился оборонительный этап Сталинградской битвы.13 ноября 1942 года план операции по раз грому врага под кодовым названием «Уран» был рассмотрен и утверждён Ставкой Верховного Главнокомандования.

Чтец 15:

Над нами вспыхнула ракета...
А вслед —
За залпом залп из пушек,
Запев,
Ударили «катюши»
Огнем.
Что плавит сталь и камень, —
Земля горит,
Дым — облаками!
Так начиналась Победа —
Так миру
Наш солдат поведал,
Ему ответив на тревоги,
Чем битва кончится на Волге!

(Леонид Воронин)

Ученик 1: 19 ноября 1942 года предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тысяч орудий и миномётов Юго - Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов «Катюша». Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточённое сопротивление, пошли вперёд. Навстречу им 20 ноября ударил Сталинградский фронт. Начался второй период Сталинградской битвы - период контрнаступления советских войск. 23 ноября передовые части Юго - Западного и Сталинградского фронтов встретились в районе г. Калача Советского района.

Ученик 2: Кольцо окружения сомкнулось. Группировка немецко- фашистских войск численностью 330 тысяч человек с многочисленной техникой и вооружением оказалась в котле. Без малого 2 месяца томились немцы в гигантском котле окружения. Их косили голод и холод. Советское командование создало внешний и внутренний фронты окружения. После войны, уже в 1953 году, бывший командующий окружённой группировкой генерал - фельдмаршал Ф.Паулюс написал: «Хорошо продуманный план Сталинградской битвы, разработанный советским командованием, был осуществлён точностью часового механизма».

Ученик 3: Оправившись от растерянности, немецко- фашистское командование начало принимать меры по спасению окружённой группировки.12 декабря гитлеровцы предпринимают попытку прорвать кольцо блокады советских войск. Для освобождения войск Паулюса перешла в наступление мощная танковая армия «Дон» под командованием генерала - фельдмаршала Манштейна. В её составе впервые действовал батальон новых тяжёлых танков типа «тигр». Манштейн бросал в бой одну дивизию за другой. В критический момент на помощь нашим истекающим кровью войскам подошла 2-я гвардейская армия Р.Я.Малиновского, и к 31 декабря в результате тяжёлых боёв враг был разбит и отброшен на 250 километров от Сталинграда.

Звучит фрагмент песни «Горячий снег» (муз. А. Пахмутовой, сл.М.Львова)

Ученик 4: В январе советское командование предложило 6-й армии ультиматум о капитуляции, но его Паулюс отверг. План ликвидации противника, условно названный «Кольцо», был составлен ещё в конце декабря. Планом предусматривалось ударом с запада на восток расчленить окружённую группировку на две части, после чего ликвидировать каждую из них по отдельности. Преодолевая упорное сопротивление, наши войска 26 января расчленили группировку на две части - северную и южную. Ликвидировать немецко - фашистские войска Ставка поручила Донскому фронту, которым командовал Генерал К.К.Рокоссовский. В этих целях Ставка ВГК усилила фронт своими резервами. 10 января в 8часов 05 минут началась мощная артподготовка. Такого удара артиллерии враг ещё никогда не испытывал. Рано утром 26 января войска 21- ой армии соединились в районе посёлка Красный Октябрь и Мамаева кургана с войсками 62- ой армии и рассекли окружённую группировку на две части.

Чтец 16:

И пробил час. Удар обрушен первый,-

От Сталинграда пятится злодей.

И ахнул мир, узнав, что значит верность,

Что значит ярость верящих людей.

(Ольга Бергольц)

Ученик 1: 31 января была ликвидирована южная группировка противника и взят в плен фельдмаршал Паулюс со своим штабом, находившимся в подвале Сталинградского универмага.2 февраля сложила оружие и северная группа гитлеровских войск, базировавшаяся в районе тракторного завода и завода «Баррикады». В 4 часа дня в городе на Волге наступила тишина…

Звучит песня А. Пахмутовой «На Мамаевом кургане тишина»

Ученик 2: 2 февраля 1943 года величайшее сражение второй мировой войны завершилось. Всего за время Сталинградского сражения немецко- фашистская армия потеряла 800 тысяч человек, до 2 тысяч танков и штурмовых орудий, более 10 тысяч орудий и миномётов, около 3 тысяч боевых и транспортных самолётов. Было уничтожено 35 дивизий и бригад, ещё 16 потеряли больше половины своего состава. Части Советской Армии пленили 91 тысячу фашистов, в том числе 2500 офицеров и 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Подобной катастрофы Германия ещё никогда не терпела.

Ученик 3: Битва за Сталинград длилась 200 дней и ночей. В Сталинграде было разрушено 42 тысячи домов,126 предприятий. Накануне войны в Сталинграде проживало 525 тысяч человек, после окончания битвы осталось 32 тысячи.

Ученик 4: Величайшая роль в достижении Великой победы принадлежит Сталинградской битве. Мир был поражён и восхищён легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей Второй мировой войны. Вот что было написано в грамоте Президента США Франклина Д.Рузвельта: «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых будет вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных наций против сил агрессии».

Ученик 1: За мужество и героизм, проявленные в ходе битвы, десятки тысяч солдат и офицеров удостоились государственных наград. Медалью «За оборону Сталинграда» были награждены около 754 тысяч участников битвы, а город - герой Сталинград в 1965 году был награждён медалью «Золотая звезда».

Ученик 2: 2 февраля 1943 года - это всенародный праздник воинской доблести, подвига русского солдата, отстоящего для нас мир. О нём, русском солдате, написаны знаменитые слова на Мамаевом кургане: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди шли в атаку, смертны ли они? - Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью - Родиной».(надпись в Зале Воинской славы на Мамаевом кургане).

Чтец 17:

Не назовешь их поименно, -

Всех, кто много лет назад

Стальной стеною непреклонно

У Волги встал за Сталинград!

Не назовешь тех поименно,

Кто город к жизни возродил,

Великой целью окрыленный,

Отдал ему он столько сил.

А если хочешь ты дознаться,

Архивов ветхих не тревожь,

Скажи лишь слово «сталинградцы»,

И всех их сразу назовешь.

(А.Поляков)

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам!»

(муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова)

Чтец18:

Потомок!
Глядя горделиво
На вольные степи страны,
Припомни,
как честь отстояли
Не знавшие страха сыны!
Упорный в борьбе, величавый,
В кольце неприступных оград.
У Волги в огне и пожарах
Победу ковал Сталинград.
(Ираклий Абашидзе)

Литература:

1.Чернова М.Н. История: внеклассные мероприятия. (5-11 классы).М.: Айрис- пресс, 2009.

2.Орехова Г.А.Эхо военных лет: методические разработки. Волгоград: Издательство «Панорама»,2006.

3.Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно - музыкальных композиций, классных часов, военно- спортивных игр/авт.- сост. М.В.Видякин и др. Волгоград: Учитель,2008.

4.Хохлов С.В.Калейдоскоп внеклассных мероприятий. М:Илекса, Народное образование, Ставрополь, 2003.


Самое обсуждаемое
Значение фразеологизма Значение фразеологизма "дело в шляпе", происхождение и примеры
Ярослав Мудрый и Мстислав: созидание будущего Ярослав Мудрый и Мстислав: созидание будущего
Физика и химия — чем отличаются эти науки? Физика и химия — чем отличаются эти науки?


top